Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке»
Вложение | Размер |
---|---|
skulskaya_-_obraz_morya_i_rybki1.doc | 86.57 КБ |
МБОУ гимназия имени А.С. Пушкина
Роль образов Моря и Рыбки
в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
Выполнено ученицей 6 А класса
Скульской Елизаветой Михайловной
Учитель:
Масалова Ирина Юрьевна
Нижний Новгород
2013 г.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…
Обычным сказочным зачином начинает А.С. Пушкин свою «Сказку о рыбаке и рыбке». Уже в первой строчке обозначает он героев: старика и старуху. А во второй строке упоминается «синее море». И я подумала, не может ли море тоже стать героем сказки? И вообще, какую роль оно играет в этой истории? Мне захотелось рассмотреть его не только как место действия сказки и обстоятельство жизни героев, но как особую силу, определяющую развитие событий.
…Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Так описана жизнь старика и старухи к моменту начала сказки. Итак, они жили в своей землянке, бедно, но от голода не умирали, поскольку старик «ловил неводом рыбу» – море их кормило. То, что добывал муж, давало им пропитание, а работа жены – одежду. Жизнь очень скудная, в ней нет ни лишних вещей, ни лишних проблем. Нравилась ли она им обоим? Об этом мы тоже сможем поговорить.
В самых первых строках звучит сакральное число 33 – столько лет они прожили в своей землянке у моря. Это много? Если сказку читает ребенок или даже подросток – то да, это целая вечность. Возможно, по внутреннему ощущению Пушкина, которому самому тогда было немногим более тридцати (и которому не суждено было узнать юбилеев семейной жизни), они и являлись настоящими стариками, раз прожили в браке так долго… Но давайте посмотрим на это число не как на сакральное, а как на самое обычное число. Мы можем предположить возраст стариков. Если они поженились в 17-20 лет, то в это время им должно быть 50-53. По старинным меркам - это старость. Но не дряхлость, когда уже все мысли направлены только к предстоящему уходу в мир иной. Скорее, это тот возраст, когда еще можно вдруг задуматься о своей жизни и захотеть что-то в ней изменить.
И вот, на числе 33 заканчивается их обыденная жизнь и начинается время чудес. Море перестает быть только кормильцем. Оно начинает со стариком свою игру.
…Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод…
Первая попытка, вторая попытка… Почему они ничем не заканчиваются? Почему рыбка поймается только на третий раз? То ли Море играет по правилам сказки, где главное всегда происходит в третий раз, то ли оно знает, что именно сегодня Рыбка должна появиться старику, но почему-то не хочет этого. И, пытаясь отодвинуть их встречу, оно подбрасывает старику сначала тину, потом водоросли.
Как же соотносятся между собой Море и Рыбка? На первый взгляд, рыбка – дитя моря, а море – помощник или слуга Рыбки. Пока что это непонятно.
… Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»
Вот так вдруг неожиданно появившаяся Рыбка предлагает старику изменить его рутинный быт за спасение её жизни. Но что это – просто дар в качестве выкупа или… испытание?
…Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила….
Почему он решил ее отпустить? Просто испугался? Растерялся? Вряд ли – он ответил Рыбке ласково и почтительно, когда отпускал ее. Скорее, это было сознательное решение – он не хотел никакого выкупа, потому что это было бы что-то материальное, не вписывающееся в его скудную, но привычную жизнь. Кроме того, бескорыстно отпустив Рыбку, старик мог обрести с Морем особую дружбу, быть им признанным. Мне кажется, он воспринял ситуацию именно как испытание, искушение, и не захотел променять чудо на имущество.
И как о «великом чуде» рассказывает он об этом происшествии своей жене: «Не посмел я взять с нее выкуп». Однако старуха видит в случившемся только упущенную возможность изменить к лучшему материальную сторону их жизни, и требует, чтобы старик вернулся к рыбке и потребовал то, что ему причитается. Но как? Если старик, рыбачивший тридцать лет и три года, не встречал говорящих рыб, то почему старуха предполагает, что он может пойти, найти рыбку и изменить свой договор с ней? Очень просто. Старуха тоже понимает, что наступило время чуда. Но для нее важно не доверие Моря, не особые отношения с ним и с Рыбкой, а какие-то насущные материальные вещи.
Что она просит вначале? – Корыто. Детям, когда они слушают эту сказку, старуха с самого этого корыта начинает казаться глупой, жадной и несимпатичной. А что сказали бы мы с вами, если бы нам пришлось стирать в тазике, и этот несчастный тазик вдруг пришел бы в полную негодность? – Мы бы, наверное, тоже попросили новый. Но старуха этой просьбой, самой скромной, вообще-то, нарушает некое важное правило, которое старику было понятно с самого начала: Море и Рыбку нельзя просить ни о чем лишнем, даже о самой малости. Вопрос не в цене предмета, а в нарушенном слове. И неслучайно впоследствии старуха теряет разум и начинает отвергать раз за разом все дары Рыбки, требуя все большего и большего. Обратим внимание, что она отвергает и старика, потому что понимает, что с момента первой ее просьбы они находятся по разные стороны этого Чуда.
Каждый раз, когда старик приходит к морю, то видит, что оно ждет его и встречает так, будто знает, с чем он пришел. И каждый раз настроение моря становится все менее дружелюбным. Сначала «море слегка разыгралось», потом - «неспокойно синее море», «почернело синее море», и наконец - «на море черная буря». Рыбка всякий раз задает вопрос, чтобы узнать, чего хочет старик, а Море понимает его прежде, чем он что-то скажет. Понимает и не одобряет. Старик потерял расположение моря, когда нарушил договоренность с Рыбкой. И назад уже ничего не вернуть.
Итак, мы видим, что в этой сказке не только Рыбка является волшебным персонажем, само Море – это тоже отдельный волшебный персонаж, хотя оно и не говорит – по крайней мере, не говорит словами. Именно Море каждый раз пыталось предостеречь старика от новой просьбы. Оно послало Рыбку старикам, но только один из них понял, что это встреча с чудом, которое дороже обогащения, а другой начал требовать материальных даров и в результате все потерял.
Кто знает, возможно, если б старуха не попросила ни о чем, их жизнь вскоре изменилась бы как-то иначе… Но тогда и сказка была бы совсем другой…
Примечания
Священное Число напоминает нам о том, что Древние Небесные Боги - Рамхат, Сварог и Перун - дали нам по тридцать три Мудрые Заповеди свои; по истечении тридцати трёх лет у каждого Белого человека наступает время духовного Совершенствования
Во всех древних традициях огромное значение придавали символике чисел. Пифагор считал, что все есть число и это число божественно. Каждое число обладает индивидуальностью. Но некоторые числа считаются сакральными, несущими особый смысл. К таким числам относится и цифра три.
В магии многие ритуалы нужно было выполнять три раза, также как и три раза произносить заклятия и заклинания.
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Растрёпанный воробей
Бабочка
Два плуга
Где спят снеговики?