В исследовательской работе по литературе проводится сравнение поэтической манеры современного поэта А.Злищева и С.Есенина.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 60.78 КБ |
Всероссийская олимпиада «Наука 2.0»
(I место)
Исследовательская работа по литературе
10 класс
Тема: «Черты есенинской лирики в стихотворениях современного поэта Александра Злищева»
Автор: Ибрагимова София
Учитель: Милорадова Людмила Кимовна
Учебное заведение: МОБУ «Лицей №3» г. Оренбурга
2015
План
Введение....................................................................................................................................3
I.Сведения о поэте Злищеве. Причины обращенияА. Злищева к творчеству Есенина......4
II. Черты сходства в лирике Злищева и Есенина:
II.1. Общие темы.......................................................................................................................7
а) Тема природы.
б) Изображение крестьянского быта.
в) Изображение кабацкой жизни.
II.2.Схожие творческие приемы.............................................................................................12
а) Дословное сходство во фразах.
б) Черты имажинизма.
в) Использование олицетворения в описании природы.
г) Метафоричность образов.
д) Обилие цветовых эпитетов.
е) Использование кольцевой композиции.
III. Образ лирического героя Злищева:
III.1. Черты сходства с есенинским.........................................................................................18
III.2. Черты различия.................................................................................................................20
Заключение.................................................................................................................................21
Список литературы.
Приложение. Стихотворения А. Злищева.
Введение
Актуальность и новизна темы: Почти 90 лет прошло со дня смерти Сергея Александровича Есенина, но интерес к его творчеству по-прежнему не ослабевает. А его поэзия волнует умы все новых и новых поколений, оказывает огромное влияние на формирование начинающих поэтов. В своей работе я обращаюсь к творчеству молодого поэта, нашего современника, А. Злищева. Стихи А. Злищева нигде не печатались, на них я обратила внимание в Интернете. Творческая манера выражения, а также лирический герой Злищева поражают своим сходством с творчеством С. Есенина.
Цель исследования- выявить черты сходства и различия между поэзией С. Есенина и А. Злищева, провести параллели.
Мы выдвинули гипотезу:
а) сходство жизненных событий;
б) сходство мироощущения.
Мы поставили задачи:
I. Сведения о поэте Злищеве. Причины обращения А.Злищева к творчеству Есенина.
I.1. Вначале мы решили познакомиться с начинающим поэтом, выяснить, почему А. Злищев в своём творчестве близок С. А. Есенину. Для этого мы вступили в переписку, прослушали аудио-записи в сети Интернет, где Злищев читает стихи Есенина, обратились к судьбе современного поэта, к его автобиографии, которую приводим ниже.
«Родился я 29-го мая 1988 года в провинциальном городке Острогожске Воронежской области. Родители мои, Елена и Валерий Злищевы, выходцы из деревень. Мама тогда работала библиотекарем в сельской школе, отец подрабатывал механиком. Я второй ребёнок в семье. Брат Сергей старше на 11 месяцев. В 90-х молодой семье пришлось туго, поэтому рос я в основном в деревне. Кругом было большое изобилие крестьянской живности, за которой очень было интересно наблюдать. Особое место всегда занимали лошади. Если сейчас попросить, то запросто смогу по памяти запрячь коня или подоить корову.
В школу пошел в городе Острогожске, куда переехала семья. Особую любовь питал к изобразительному искусству, трудовой дисциплине, физике, истории и физической культуре. Легко давались стихи. Бывало, учил прямо на перемене перед уроком.
Параллельно занимался живописью и рисунком. Художественную школу закончил с отличием. Получив аттестат за 9-й класс, подал документы в Бутурлиновское педагогическое училище на художественно-графическое отделение. Именно в этот период всерьёз увлёкся поэзией. Первые стихи были абсурдными, конечно же, о любви, о непонимании, об одиночестве, о разлуке и ещё раз о любви. Все они куда-то затерялись после переезда, кроме одного. Называется оно «О любви»:
Вечер пасмурным облаком стелется,
В небе месяц с лицом мертвеца.
До сих пор в моём сердце не верится,
Что меня ты не ждёшь у крыльца.
Я с тех пор поглотил себя мраком.
Выпил цвет моих глаз алкоголь.
Только грустным, бездомным собакам
Я питаю всю жалость и боль.
И идя по знакомой дороге,
Я такой же хмельной, как вчера.
И отдёрнется сердце тревогой
У знакомого больно крыльца.
Синий свет в голубом окошке
Так и манит взглянуть на тебя.
Видно, есть что-то в сердце немножко
От любви, что когда-то была…
Вот такие корявенькие, мрачные стихи преобладали в моих черновиках.
Моим кумиром стал С. А. Есенин. В нём я нашёл отражение себя, своих мыслей, взглядов на жизнь, мнений, фантазий и образов. Мне был близок крестьянский взгляд на окружающий мир в его ранних произведениях, простота и гениальность поражали. Поэтому ему стал подражать.
Стихов своих никому не показывал. Боялся критики, боялся насмешек ровесников. Тетрадку с рифмами хранил глубоко в тумбочке. Первым критиком был лучший друг.
Затем поэзию забросил, решив, что не моё. Всё вернулось на круги своя, после того как повстречал девушку по имени Марина. Долго ломал голову, как привлечь её внимание, после чего решил прибегнуть к банальному романтичному способу. Стихотворение «Впечатление» рождалось долго и мучительно. После того, как его прочитала Мари, у нас завязался бурный и нежный роман с печальным концом.
Отсюда пошла череда мрачных стихотворений: «Грусть», «Прозрение», «Суицид», «Скука», «Напоследок» и т.д. Расставание переживалось долго и мучительно.Поэзия спасала как никогда. Я нуждался в ней как в воздухе и вновь вернулся к Есенину. Именно в этот период во мне укрепился образ есенинского гения.
Также в этот период попробовал записать версию озвучки стихов. Как сейчас помню, читал есенинскую «Песнь о собаке». Было это на студии «Губернских новостей», в которой числился корреспондентом. На тот момент умел обращаться со звукозаписывающей техникой, знал хитрости обработки звука. Записал тайно, а потом весь вечер гонял по кругу в плеере свой сырой эксперимент. Результатом остался доволен, не смотря на жёсткую самокритику. Но, опять же, постеснялся кому-либо продемонстрировать.
Затем записал ещё одно стихотворение, но забыл удалить из программы звукорежиссёра. Наутро о моём «хобби» знала вся творческая студия «Губернских новостей». К моему удивлению и страху, записи оценили и решили вставить в фильм про деревню, который как раз находился на монтажном столе. А я принялся за изготовление диска стихотворений Есенина.
На работу ушёл примерно месяц, так как трудился по ночам, после выхода новостей. Диск тиражом в 30 экземпляров был подарен в местные школы. Себе оригинал не сохранил.
Под впечатлением есенинской поэзии продолжил писать свои стихи. Посвящал всему, что приходило на ум. Больше всего пришлось на воспоминания. Это были: «Про коня», «Детства миг», «Осенняя», «Лили», «Глаза Есенина», «Ревность», «Англитер»…
Выложил записи в сеть. Стал замечать, что мои стихи стали приписывать Есенину. В голове не укладывалось, как люди не замечают того, что стихи никак не могут быть написаны Сергеем Александровичем Есениным? Почему они бездумно лепят штамп? Тогда стал писать ответные стихи, обращённые к этим людям. Одним из них было стихотворение «Моя пища – скупой провиант…», но и его приписали Есенину.
Просто мой голос, видимо, ассоциативен именно с творчеством Есенина, не более. Ну раз так, то так тому и быть.»
В беседе с Александром Злищевым мы выяснили, что с 2011 года он проживает в Санкт-Петербурге. В 2014 году он заочно окончил факультет журналистики Воронежского Государственного Университета.
На творческих встречах, которые он проводит теперь в Москве и Санкт-Петербурге, наряду со стихами любимого и почитаемого им С. А. Есенина также в его исполнении звучит поэзия И. А. Бунина, М. Ю. Лермонтова, А. Т. Твардовского, Э. А. Асадова. Аудитория, проявляющая интерес к творческим встречам, разнообразна.
I.2. Ознакомившись с автобиографией А. В. Злищева, а также побеседовав с начинающим поэтом, мы выяснили причины его обращения к творчеству С А. Есенина.
Во-первых, очевидно сходство жизненных событий: А. Злищев, как и С. Есенин, вырос в деревне, и именно сельский быт, общение с природой были средой его формирования.
Во-вторых, в судьбе обоих поэтов был переезд в крупный город, что привело к острому осознаю ценности всего, что окружало в детстве - «деревянной Руси», связанной с исконным для русского человека ощущением связи с природой, народными традициями, укладом. Остро был пережит отрыв от всего родного.
В-третьих, внутреннее мироощущение Злищева (острая восприимчивость души, острота чувств) стало причиной любви к поэзии Сергея Есенина и привело к подражанию его творческой манере.
Вывод:обращение А. В. Злищева к творчеству С. А. Есенина неслучайно.
II. Черты сходства в лирике Злищева и Есенина
Далее мы изучили творчество Александра Злищева и попытались вяснить, каковы черты его сходства с творчеством Сергея Есенина.
II.1. Общие темы.
Мы обнаружили общие темы, мотивы в стихотворениях Есенина и Злищева.
а) Тема природы:
Ноябрь. Густая прокисшая грязь…
Из кожуха выйдет на улицу нож,
И дрогнет на яблоне сук;
…………………………………
Холодное небо в глазах отразит
Последний, заоблачный сон.
(«Конь»)
Я вырос там, где степи и луга,
Где с ранних лет согрели моё сердце
Парное молоко и рыжие стога.
Там у забора отшумели клёны.
Подгнил и тополь – вековой старик.
Он для меня по-прежнему зелёный,
Хоть и макушкой редкою поник.
(«Как сладок миг заоблачного детства…»)
Замерли задумчивые кроны,
Вместе с ними – неба бирюза.
………………………………
Гибкий стан заснеженных берёз.
Ветер наслаждается находкой
………………………………
А когда на небо выйдет месяц,
Утопая в сонной тишине,
Старый тополь, свои руки свесив,
Шепчет её имя по листве.
(«Впечатление»)
Всё так же замерли задумчивые кроны,
Всё то же небо цвета бирюзы.
(«Прощание с Мари»)
А может быть, просто осень.
И жёлтые листья вокруг.
С дождём мне печаль приносит
Природы сложившийся круг.
(«Грусть»)
Сеет осень промокшую грусть…
…………………………………
Я стою в этот ранний час,
Под осенним дождём промок.
…………………………………
И давно уж завяли цветы,
Лепестками осыпалась грусть.
(«Этот город завял как цветы…»)
Тучи насупились хмурым дождём,
Тополь под окнами голый и тонкий.
Осень промокшая сдавит нам глотки –
…………………………………
Если грустить, то и мы пожелтеем
И облетим, как ноябрьский куст.
…………………………………
Листья опавшие вальсы танцуют,
Словно они на прощанье целуют
Лето, ушедшее в этом году.
(«Осенняя»)
А когда за окном стужа,
Сердце хочет уснуть дважды...
(«День недели какой - неважно…»)
Серебрится роса на траве,
По берёзкам желтеет листва.
………………………………
Что я знаю, как пахнет весной
Даже старый оттаявший пень.
………………………………
Здесь другие совсем облака.
Звёзды ночью как лампы горят!
………………………………
Наливай мне кувшины ушей
Панихидой увядшего льна
И роптанием седых камышей.
(«Серебрится роса на траве…»)
Грустит рябина под окном,
Кружит осенняя усталость.
А я всё думал об одном,
Что до зимы чуть-чуть осталось.
И скоро выстелет она
Большим шелковым покрывалом
Мои любимые поля,
Что тихо спят за сеновалом.
И только я подумал вдруг,
Что будет холодно и зыбко,
Как в небе, описавши круг,
Легла на золото снежинка…
(«Грустит рябина под окном…»)
А ведь когда-то мы смеялись
Под хлёст июльского дождя.
………………………………
Лишь за берёзовой оградой
Чуть слышно охала луна.
………………………………
И луг, как будто что-то зная,
Ронял под ноги сотни слёз.
(«А ведь когда-то мы смеялись…»)
Так же падает снег, беззаботный и чистый.
Так же светит луна, охраняя огни…
(«Как и прежде горят за углом фонари…»)
Гуляю в роще. Снег лежит.
Мороз такой, что кровь густеет!
На небе белый диск блестит,
Точнее, не блестит, а тлеет…
Деревья страшные вокруг
Сомкнулись куполом и дышат.
…………………………………
И долго будут хохотать
Деревья, злые рожи корчив.
(«Гуляю в роще.Снег лежит…»)
Облетел возле дома высокий
Старый клён на корявой ноге.
(«Моя жизнь как дождливая осень»)
Другая ночь, другие тополя,
И лунный свет пронзительней и дальше.
Мороз крепчает, веют холода.
(«Мой город изменился, да и я…»)
За туманами, вдаль, за посёлками
Моё счастье укрылось в тени.
Запорошено красной метёлкою
Облетевшей осенней листвы.
А быть может корова лохматая
Моё счастье жуёт на лугу?
(«За туманами, вдаль, за посёлками…»)
Я гулял у пруда,
Где склоняются ивы.
В нём купалась луна,
Отражалась крапива.
………………………
Тихо светит луна,
Серебрится крапива.
Будет плакать по мне
Только старая ива.
(«Я гулял у пруда…»)
б) Подобно Есенину, Злищев изображает крестьянский быт:
А в старых сенях одиноко стоит
Телега с кривым колесом.
(Конь)
Мне этот край давно уже не снился:
Телега старая и ржавая соха…
(«Как сладок миг заоблачногодестства…)
А дома печь исправили под газ.
Не пахнет в нём ни углем, ни дровами.
(«Мой город изменился, да и я…»)
в) Изображение кабацкой жизни в городе:
Раздарил я свой скромный талант
По стаканам в блошиной пивнухе.
И когда я, залив глаза,
Возле бара стою неуверенно,
Люди тянут за руки меня,
Люди просят стихи Есенина.
И так хочется матом послать
Ненавистную публику эту!
(«Моя пища – скупой провиант…»)
Пропить талант – пустяшная затея!
По кабакам сто Клюевых сидит.
И знаю я, что светлая идея
Темнеет, если окунётся в спирт.
(«А кто поэт?Кому он нынче нужен…»)
Ведёт меня больная голова,
Ведёт туда, где море алкоголя.
Я тут знаком, мне говорят «Привет!»
У бара мне налили, как обычно.
(«Я много понял.К черту все слова…»)
г) Также мы увидели много стихотворений, посвященных любви, где лирический герой, подобно Есенину, ярко проживает свое состояние.
II.2. Схожие творческие приемы
В творческих приёмах А.Злищева мы обнаружили некоторые фразы и приёмы, свойственные лирике С. Есенина.
а) Дословное сходство в строках стихотворений:
А. Злищев | С. Есенин |
За хмурым хозяином в сад волочась, Отвязанный конь не спешит. («Конь») | Вышел хозяин хмурый, («Песнь о собаке») |
Скажу вам не тая, любовь свою скупую Я часто проливал с вином на bruderchaft. («Прозрение») | Много женщин меня любило, («Я усталым таким еще не был…») |
Так трудно жить цветущим и зелёным, Храня под сердцем холод мертвеца. («Как сладок миг заоблачного детства!») | Я устал себя мучить без цели, («Я усталым таким еще не был…») |
Лёгкая девичья походка, Гибкий стан заснеженных берёз. («Впечатление») | Поступь нежная, легкий стан… («Заметался пожар голубой…») |
На каштане моей головы Почернел неостриженный куст... На каштане моей головы Всё черней неостриженный куст. («Этот город завял, как цветы…») | Ах увял головы моей куст… («Хулиган») Куст волос золотистый вянет… («По-осеннему кычет сова…») |
Положите в больницу меня, Покупайте мне фрукты и сок. («Положите в больницу меня…») | Может, завтра больничная койка («Вечер черные брови насопил…») |
И ни секунды не смолкая, Брехал мне в след соседский пёс. («А ведь когда-то мы смеялись…») | А в саду разбрехались собаки… («По дороге идут богомолки…») |
Не с того ли опять заносит Переулком в знакомый кабак? («Моя жизнь как дождливая осень…») | Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак («Да!Теперь решено, без возврата…») |
Ведёт меня больная голова, Ведёт туда, где море алкоголя. («Я много понял.К черту все слова…») | Голова ль ты моя удалая, До чего ж ты меня довела? («Вечер черные брови насопил…») |
Что мне осталось одному Встречать закат неприхотливый. («Печаль слаба, сильнее грусть…») | Чтоб я готов был и встречал («Пускай ты выпита другим….») |
Я не боюсь сейчас ни боли, ни измены… («Сегодня не поют красивых, умных песен…») | Не больна мне ничья измена, И не радует легкость побед («Я усталым таким еще не был…») |
А я всё думал об одном, Что до зимы чуть-чуть осталось. И скоро выстелет она Большим шелковым покрывалом («Грустит рябина под окном…») | Ей сегодня примечталось, («Нивы сжаты, рощи голы…») |
И пускай я не видел Шираза, Как не видел Босфор никогда… («Лили») | «Никогда я не был на Босфоре…» |
б) Черты имажинизма.
Имажини́зм (от лат. imagо — образ) — литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. С. А. Есенин был одним из основоположников школы имажинизма.
Склонность к многоступенчатым метафорам мы обнаружили и в стихотворениях А. Злищева.
Наливай мне кувшины ушей
Панихидой увядшего льна
И роптанием седых камышей
(«Серебрится роса на траве…»)
Забьётся истерикой жалкая дрожь
В огне окровавленных рук.
(«Конь»)
На каштане моей головы
Всё черней неостриженный куст.
(«Этот город завял, как цветы…»)
в) Использование олицетворения в описании природы:
Холодное небо в глазах отразит
Последний, заоблачный сон.
(«Конь»)
Там у забора отшумели клёны.
Подгнил и тополь – вековой старик.
Он для меня по-прежнему зелёный,
Хоть и макушкой редкою поник.
(«Как сладок миг заоблачного детства…»)
Этот город завял как цветы.
Сеет осень промокшую грусть.
(«Этот город завял как цветы…»)
Тучи насупились хмурым дождём,
Тополь под окнами голый и тонкий.
Осень промокшая сдавит нам глотки...
……………………………………
Листья опавшие вальсы танцуют,
Словно они на прощанье целуют
Лето, ушедшее в этом году.
(«Осенняя»)
Здесь такая живёт тишина!
Наливай мне кувшины ушей...
(«Серебрится роса на траве…»)
Грустит рябина под окном,
Кружит осенняя усталость.
(«Грустит рябина под окном…»)
И луг, как будто что-то зная,
Ронял под ноги сотни слёз.
(«А ведь когда-то мы смеялись…»)
Деревья страшные вокруг
Сомкнулись куполом и дышат.
(«Гуляю в роще.Снег лежит…»)
В нём купалась луна...
(«Я гулял у пруда…»)
г) Метафоричность образов:
Сгубила, видимо, зелёная тоска...
Прокисло, видимо, видимо парное молоко
(«Как сладок миг заоблачного детства...»)
Наверно, в судьбе подвернулась
Совсем не козырная масть?
(«Грусть»)
На каштане моей головы
Всё черней неостриженный куст.
……………………………………
Лепестками осыпалась грусть.
(«Этот город завял как цветы…»)
Позволь хотя бы тайно на руках
Остаться поцелуем на прощанье.
……………………………………
Зачем ты отравила мой покой
И обрекла на вечные догадки?
(«Сомненье на обветренных губах…»)
Огромный мир – больничная палата,
В которой спит культурный человек.
(«А кто поэт? Кому он нынче нужен…»)
Я устал без живого огня…
(«Положите в больницу меня…»)
Панихидой увядшего льна,
И роптанием седых камышей.
(«Серебрится роса на траве…»)
Твои губы – январская стужа…
(«На груди словно тонна метала…»)
А я прилягу на кровать,
На простыню январской ночи…
(«Гуляю в роще.Снег лежит…»)
Серость старой деревни больной
Да январских полей седина.
(«Я опять на пороге домой…»)
Запорошено красной метёлкою
Облетевшей осенней листвы
(«За туманами, вдаль, за посёлками…»)
д) Обилие цветовых эпитетов.
Парное молоко и рыжие стога…
…………………………………
Он для меня по-прежнему зелёный…
…………………………………
Так трудно жить цветущим и зелёным…
(«Как сладок миг заоблачного детства…»)
Вместе с ними – неба бирюза…
(«Впечатление»)
Всё то же небо цвета бирюзы…
…………………………………
И вместо белых – чёрные полоски,
И розги чувств нам жёлтые цветы
(«Прощание с Мари»)
Если грустить, то и мы пожелтеем…
(«Осенняя»)
Седая ночь сегодня холодна.
Чернее смоли заспанные очи.
(«Сомненье на обветренных губах…»)
Серебрится роса на траве,
По берёзкам желтеет листва.
……………………………
Голубая межа деревень…
(«Серебрится роса на траве…»)
На окнах розовых твоих…
(«А ведь когда-то мы смеялись…»)
Синий дым растворил твои чувства…
(«На груди, словно тонна металла…»)
Никому не нужна моя темная грусть…
(«Как и прежде горят за углом фонари…»)
На небе белый диск блестит…
(«Гуляю в роще.Снег лежит…»)
В глубине моих серых глаз…
(«Положите в больницу меня…»)
Запорошено красной метелкою…
(«За туманами, вдаль за поселками...»)
е) Использование кольцевой композиции.
Мы заметили, что если у С. Есенина кольцевая композиция подчеркивает гуманизм мировосприятия поэта, то у А. Злищева трагизм в финале ситуации усиливается, подчеркивается мрачность, безысходность:
С. Есенин | А. Злищев |
Я обманывать себя не стану, ………………………………… И теперь уж я болеть не стану. («Я обманывать себя не стану…») | На каштане моей головы Почернел неостриженный куст. ………………………………… На каштане моей головы Всё черней неостриженный куст. («Этот город завял как цветы…») |
Я гулял у пруда, …………………… Тихо светит луна, («Я гулял у пруда…») |
Вывод: мы обнаружили, что черты сходства лирики А. Злищева и С. Есенина проявляются и в содержании стихотворений, и в их поэтической форме.
III. Образ лирического героя
Мы попытались выяснить характерные черты лирического героя А. Злищева и сравнить его с лирическим героем С. Есенина.
III.1. Черты сходства.
а) Как и есенинскому герою, герою стихотворений Злищева присуще ощущение неразрывной связи с малой родиной, со всей сельской Русью, с природой родного края:
С. Есенин | А. Злищев |
Я покинул родимый дом, Золотою лягушкой луна («Я покинул родимый дом…») Ведь недаром с давних пор («Не вернусь я в отчий дом…») | Как сладок миг заоблачного детства! Я вырос там, где степи и луга, Где с ранних лет согрели моё сердце Парное молоко и рыжие стога. Там у забора отшумели клёны. Подгнил и тополь – вековой старик. Он для меня по-прежнему зелёный, Хоть и макушкой редкою поник. Мне этот край давно уже не снился: Телега старая и ржавая соха… Там спился дед, и дядя тоже спился; Сгубила, видимо зелёная тоска. Да я и сам, с озёрною тоскою Смотрю на будущее мрачно, далеко, И тоже пью, я этого не скрою. Прокисло, видимо парное молоко… («Как сладок миг заоблачного детства…») Но, я знаю, что где бы я не был, («Край сиреневый, край мой брошенный…») |
б) Лирический герой испытывает одиночество в толпе большого города:
С. Есенин | А. Злищев |
А жизнь кипит. Вокруг меня снуют И старые и молодые лица. Но некому мне шляпой поклониться, Ни в чьих глазах не нахожу приют. («Русь советская») | И пряча от людей помятые листочки, Надеюсь, что они не скажут за спиной: «Кому нужны его надуманные строчки? Таких писак, как он, хватает с головой!» («Прозрение») |
в) Лирический герой ощущает обреченность, безверие в будущее, окунается от безысходности в кабацкую жизнь:
С. Есенин | А. Злищев |
А когда ночью светит месяц, («Да!Теперь решено, без возврата…») Снова пьют здесь, дерутся и плачут («Снова пьют здесь, дерутся и плачут…») | Моя пища – скупой провиант. Мои чувства подарены шлюхе. Раздарил я свой скромный талант По стаканам в блошинойпивнухе. И когда я залив глаза Возле бара стою неуверенно, Люди тянут за руки меня, Люди просят стихи Есенина. И так хочется матом послать Ненавистную публику эту! Разве можно так в душу плевать Не сложившемуся поэту? («Моя пища – скупой провиант…») Пропить талант – пустяшная затея! По кабакам сто Клюевых сидит. И знаю я, что светлая идея Темнеет, если окунётся в спирт. («А кто поэт?Кому он нынче нужен…») Моя жизнь как дождливая осень. Мои мысли - туман и мрак. Не с того ли опять заносит Переулком в знакомый кабак? Всё равно – помереть не страшно, Например, как Есенин Сергей. Наливай, что ли, друг несчастный, Наливай, да в руках не грей. («Моя жизнь, как дождливая осень…») Я много понял. К чёрту все слова. К чему стихи? Стихов не надо боле. Ведёт меня больная голова, Ведёт туда, где море алкоголя. Я тут знаком, мне говорят «Привет!» У бара мне налили, как обычно. К чему стихи? К чему весь этот бред? Взгляни на свет, всё очень неприлично. («Я много понял, к черту все слова…») |
Вывод: мы обнаружили, что лирические герои поэтов в некоторых переживаниях, чертах характера схожи.
III.2. Черты различия.
Значит ли всё сказанное выше, что поэтический талант нашего молодого современника сопоставим с есенинским?
Годы жизни С. Есенина (1895-1925) – время крутых перемен в истории России: Первая мировая война, Октябрьская и Февральская революции, гражданская война, НЭП, ломка старых укладов и человеческих отношений. Поэтическое слово Есенина – не только отражение внутренних переживаний лирического героя, но и правдивое изображение той роковой эпохи. Вся лирика поэта пронизана переживаниями и тревогой за судьбу избяной Руси. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине, чувство к родине – основное в моем творчестве", - писал сам поэт.
Его стихи последних лет – это философское осмысление всего прожитого и увиденного, размышление о вечном, о судьбе, о месте человека в этом мире.
Можно ли говорить о такой масштабности лирики Злищева?
Несмотря на то, что на долю А. Злищева не выпало таких потрясений, его лирический герой мрачен, одинок, пессимистичен и еще более надломлен, лишен веры в будущее. Его творчество – только его личные переживания, личное мироощущение и мировосприятие, его мысли и чувства. Возможно, с набором жизненного опыта поэзия Злищева наполнится истинной силой и красотой.
Заключение
Для целенаправленного исследования по теме были изучены тексты высланных А. Злищевым стихов и автобиография, велась переписка с поэтом.
Также были изучены стихотворения С. Есенина, статьи критиков, литературоведов о его творчестве.
Всё это позволило провести сравнительный анализ творчества данных поэтов, представителей разных эпох, и подтвердить выдвинутую гипотезу. Причиной обращения нашего современника к творчеству С.А. Есенина стало сходство жизненных обстоятельств (детство Злищева, как и детство Есенина, прошло деревне, в судьбе обоих поэтов был переезд в крупный город, остро был пережит отрыв от всего родного). Увлечение поэзией Есенина, схожее мировосприятие стали причиной подражания Есенину. В ходе анализа стихотворений Злищева мы обнаружили следующие параллели:
Но, несмотря на черты сходства в творчестве, Сергей Есенин и Александр Злищев – поэты разных эпох и разного уровня. И если в поэзии Есенина, жившего в неимоверно сложное время, несмотря на пережитые периоды распутья, кризиса, душевных невзгод, есть мудрость, свет, вера в будущее России, у Злищева этого нет. Его лирический герой замкнут на себе, одинок, мрачен и подавлен, внутренне слаб. Хотя уровень, масштаб житейских невзгод, разочарований, испытаний далеко не сравним с тем, что несла в себе эпоха начала XX века. Но скромность А.Злищева, его негодование по поводу читателей, принимающих его стихи за есенинские, нам импонируют. Мы искренне надеемся, что талант молодого автора окрепнет с набором жизненного опыта, и желаем ему творческого роста.
Список литературы
Приложение
Стихотворения А. Злищева
КОНЬ
Ноябрь. Густая прокисшая грязь
Печатает след от копыт.
За хмурым хозяином в сад волочась
Отвязанный конь не спешит.
В запутанной гриве солома весит,
Белеет на моське слюна,
На рёбрах худых полосою блестит
Замыленный шрам от седла.
Не гладит хозяин по шее рукой,
В сторонке засаленный кнут.
Он молча мотает верёвкой тугой
Последний, смертельный хомут.
Из кожуха выйдет на улицу нож,
И дрогнет на яблоне сук;
Забьётся истерикой жалкая дрожь
В огне окровавленных рук.
Холодное небо в глазах отразит
Последний, заоблачный сон.
А в старых сенях одиноко стоит
Телега с кривым колесом.
***
Как сладок миг заоблачного детства!
Я вырос там, где степи и луга,
Где с ранних лет согрели моё сердце
Парное молоко и рыжие стога.
Там у забора отшумели клёны.
Подгнил и тополь – вековой старик.
Он для меня по-прежнему зелёный,
Хоть и макушкой редкою поник.
Мне этот край давно уже не снился:
Телега старая и ржавая соха…
Там спился дед, и дядя тоже спился;
Сгубила, видимо зелёная тоска.
Да я и сам, с озёрною тоскою
Смотрю на будущее мрачно, далеко,
И тоже пью, я этого не скрою.
Прокисло, видимо парное молоко…
Года мои как клёны у забора,
А голова как тополь у крыльца.
Так трудно жить цветущим и зелёным,
Храня под сердцем холод мертвеца.
***
Этот город завял как цветы.
Сеет осень промокшую грусть.
На каштане моей головы
Почернел неостриженный куст.
Были щёки, и розовый цвет,
А теперь только скулы-гранит.
Нету жалости, совести нет,
И душа ни о ком не болит.
Мне не спится в столь ранний час.
Слышу – колокол льёт перезвон.
Почему-то я вспомнил сейчас,
Как бродягой покинул дом…
Как теперь, интересно, сейчас
Мой дремучий живёт городок?
Я стою в этот ранний час,
Под осенним дождём промок.
Я припомнил и ту, что любил.
Как пьянел от её красоты,
Те слова, что я ей говорил,
И как прятал в калитке цветы…
Но любить теперь стало невмочь.
Я не знаю живое тепло.
Я глаза твои пролил в ночь,
И люблю теперь только её.
И давно уж завяли цветы,
Лепестками осыпалась грусть.
На каштане моей головы
Всё черней неостриженный куст.
***
Серебрится роса на траве,
По берёзкам желтеет листва.
Я своей благодарен судьбе,
Что знакомы мне эти места.
Что я знаю, как пахнет весной
Даже старый оттаявший пень.
Как питает смертельный покой
Голубая межа деревень.
Здесь другие совсем облака.
Звёзды ночью как лампы горят!
И как складная в рифме строка
Подбоченясь избёнки стоят.
Здесь такая живёт тишина!
Наливай мне кувшины ушей
Панихидой увядшего льна,
И роптанием седых камышей.
Напои меня сладким вином,
Голубая курчавая Русь!
Я тревожусь сейчас об одном,
Что сюда никогда не вернусь.
***
Грустит рябина под окном,
Кружит осенняя усталость.
А я всё думал об одном,
Что до зимы чуть-чуть осталось.
И скоро выстелет она
Большим шелковым покрывалом
Мои любимые поля,
Что тихо спят за сеновалом.
И только я подумал вдруг,
Что будет холодно и зыбко,
Как в небе, описавши круг,
Легла на золото снежинка…
ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Замерли задумчивые кроны,
Вместе с ними – неба бирюза.
Смотрят с придыханьем в эталоны –
В скромные и умные глаза.
Лёгкая девичая походка,
Гибкий стан заснеженных берёз.
Ветер наслаждается находкой
Аккуратно гладя прядь волос.
А когда на небо выйдет месяц,
Утопая в сонной тишине,
Старый тополь, свои руки свесив,
Шепчет её имя по листве.
***
А ведь когда-то мы смеялись
Под хлёст июльского дождя.
И ни секунды не стеснялись
Не ты меня, ни я тебя.
И тлели дни, как сигареты,
Рождая глупый, нежный стих.
И пахли свежие букеты
На окнах розовых твоих.
А эти ласковые взгляды!
Тисненье плеч, и тишина…
Лишь за берёзовой оградой
Чуть слышно охала луна.
Рассвет. И снова огородом
Я ухожу к себе домой.
А ты, в разлуке за порогом
Сияешь утренней звездой.
И ни секунды не смолкая
Брехал мне в след соседский пёс.
И луг, как будто что-то зная,
Ронял под ноги сотни слёз.
***
Вот и всё, ухожу, ухожу.
На душе неуютный покой.
Я всё реже на небо гляжу,
Я хочу любоваться тобой.
Дорогая, любимая, ты
Не печалься напрасно одна.
Знаешь, вянут и в поле цветы,
Если им не хватает тепла.
Посмотри на меня, посмотри.
Ухожу я на сердце любя.
Скоро в небе зажгутся огни.
Среди них ты узнаешь меня.
***
Когда помру я, будет невдомёк
Зачем пришёл, и для чего родился.
Так мало спел, так много приберёг.
Так скучно жил, и с этим примирился.
Когда помру я - будут холода.
Взойдёт луна лампадой золотистой.
Уйдут в откос скупые поезда,
Укрыв вплацкарт мечты мои и мысли.
Когда помру я, тополь у ворот
Опустит руки до земли осенней,
И жизнь мою, как веником сметёт,
В обрывки фраз моих стихотворений.
***
Я опять на пороге домой.
Из окошка вагона видна
Серость старой деревни больной,
Да январских полей седина.
Почему-то мне грустно сейчас,
Словно что-то в себе хороню.
Словно вижу в последний раз
Голубую свою сторону…
***
Гуляю в роще. Снег лежит.
Мороз такой, что кровь густеет!
На небе белый диск блестит,
Точнее не блестит, а тлеет…
Деревья страшные вокруг
Сомкнулись куполом и дышат.
Ну, где ты, мой любезный друг?
Они всё видят, и всё слышат!
Моя тропинка реже всё,
А месяц нож вонзил в деревню.
Торчит немое лезвиё,
Огнём горит, а я вот тлею.
И долго будут хохотать
Деревья, злые рожи корчив.
А я прилягу на кровать,
На простыню январской ночи…
И кто-то скажет поутру:
«Ну, вот и всё, замёрз бедняга».
А я лежу, обняв сосну,
Как бесполезная коряга…
***
За туманами, вдаль, за посёлками
Моё счастье укрылось в тени.
Запорошено красной метёлкою
Облетевшей осенней листвы.
А быть может корова лохматая
Моё счастье жуёт на лугу?
Грусть моя, грусть моя громадная
Прокатилась во всю страну!
Разделили со мной её многие,
Я бы выпить за это не прочь.
Все мы, друг мой, на свете убогие.
И никто нам не сможет помочь.
А стихи, если надо – напишутся.
Лишь бы сердце стучало в груди.
И, наверное, счастье отыщется
За углом, где горят фонари.
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Рисуем домики зимой
Заяц, косач, медведь и весна
Мастер-класс "Корзиночка"
"Разделите так, как делили работу..."