Исследовательская работа «Песни моего дедушки»
Выполнила: Ангыр-Чечек Донгак, ученица 10 класса МБОУ «Дус-Дагская СОШ Овюрского кожууна»
Цель: изучение истории создания песни моего дедушки в середине ХХ века и формирование интереса к исторической связи моих предков.
Задачи:-исследовать историю создания песни;
- работать с архивом семьи и с информаторами старшего поколения;
- найти и сделать аудиозапись представляемой песни.
Актуальность данной работы состоит в том, что мне увлекательно исследовать творчество моих самих предков, особенно найти и исследовать песни 50-60 годов XX века, которые были и остаются в наше время наиболее популярными среди населения республики.
Вложение | Размер |
---|---|
pesni_moego_dedushki.docx | 26.59 КБ |
Министерство образования и науки Республики Тыва
ГБОУ «Республиканский центр дополнительного образования детей»
МКУ УО Овюрского кожууна
МБОУ «Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа
Овюрского кожууна»
Исследовательская работа к республиканскому проекту
«Сто открытий и находок»
в номинации «Песни моей бабушки»
Тема:
«Песни моего дедушки»
Выполнила: Донгак Ангыр-Чечек Кежик-ооловна,
учащаяся 10 класса МБОУ «Дус-Дагской СОШ».
Научный руководитель: Донгак Уран Ыспан-ооловна,
учитель тувинского языка и литературы.
Дус-Даг- 2015
Исследовательская работа «Песни моего дедушки»
Выполнила: Ангыр-Чечек Донгак,
ученица 10 класса МБОУ
«Дус-Дагская СОШ Овюрского кожууна»
Цель: изучение истории создания песни моего дедушки в середине ХХ века и формирование интереса к исторической связи моих предков.
Задачи:-исследовать историю создания песни;
- работать с архивом семьи и с информаторами старшего поколения;
- найти и сделать аудиозапись представляемой песни.
Актуальность данной работы состоит в том, что мне увлекательно исследовать творчество моих самих предков, особенно найти и исследовать песни 50-60 годов XX века, которые были и остаются в наше время наиболее популярными среди населения республики.
Санчы Кызыл-оол Донгакович (1931-1977) родился 1 января 1931 года в местечке Хадыыр-Тайга сумона Торгалыг Овюрского хошуна Тувинской Народной Республики – умер в 1977 г. в селе Торгалыг Овюрского района Тувинской АССР. Поэт. Он был человеком разносторонних интересов: в равной степени владел всеми музыкальными народными инструментами, виртуозно исполнял горловое пение, писал стихи, сочинял музыку и любил заниматься резьбой по дереву. Кроме того, был прекрасным танцором. Он придумал танец «Аъдым» («Мой конь») и прекрасно исполнял на смотрах художественной самодеятельности.
Работал чабаном, и в то же время он много ездил по стране, на гастроли. В 1957 году участвовал на «Днях культуры Тувы в Москве» и выступил на сценах Дворца съездов, консерватории имени Чайковского. Неоднократный лауреат и дипломант конкурсов художественной самодеятельности. В расцвете творческих сил скончался от болезни. После его смерти был выпущен сборник его стихов под названием «Чадаганныӊ хылдарындан» («Из струн чадагана», 1983) в составлении поэта О.Сувакпит. Его поэзии отличаются лиризмом, четкостью, тонкостью мыслей. Хорошо прослеживается влияние устного народного творчества и сказителей. Знаток родного языка и фольклора. Кызыл-оол Санчы искусно владел художественными средствами выражения. Язык его стихов всегда прост и колоритен. Многие стихи популярны в народе песнями и не выходят из репертуара художественной самодеятельности при Домах культуры. Заслуженный работник культуры Тувинской АССР (1966).
Основные публикации Санчы Кызыл-оол Донгакович:
О его жизни и творчестве были опубликованы:
Из биографии дедушки мы нашли историю песни «Дыңгылдайым хылдары дег». Дедушка был человеком разносторонних интересов:
- в равной степени владел всеми музыкальными народными инструментами,
- виртуозно исполнял горловое пение,
- писал стихи, сочинял музыку,
- владел и исполнял всеми видами горлового пения.
Песня «Дыңгылдайым хылдары дег» («Как струны моего игила») исполняется под сопровождением народного инструмента «игил» в жанре «сыгыт». Впервые эту песню исполнил мой дедушка Кызыл-оол Санчы в 1957 году в 26 лет жизни, когда участвовал в самодеятельных концертах агитбригады «Кадый-Бажы» села Чаа-Суур. В то время Кызыл-оол Санчы работал трактористом сельского хозяйства Чаа-Суур и влюбился в молодую работницу- сельского ветеринара Ыйма Кѳк-кыс Мѳңгүновну.
В дальнейшем они поженились, счастливо жили и родились в их семье шестеро детей: Клара, Коммуна, Буян-Очур, Саина, Беженбил, Караңмаа.
Из них дедушкин талант наследовал Беженбил Санчы, сочиняет и исполняет песни в жанре «сыгыт-хѳѳмей».
Старшая дочь Клара Кызыл-ооловна Санчы – педагог, «Почётный работник общего образования Российской Федерации»;
Коммуна Кызыл-ооловна Санчы – экономист-бухгалтер;
Буян-Очур Кызыл-оолович Санчы – чабан;
Саина Кызыл-ооловна Санчы – деятель культуры;
Каранмаа Кызыл-ооловна Санчы – повар.
Текст песни
«Дыңгылдайым хылдары дег»
Хѳй-ле чылгы аразындан
Үзүп мунган Тенек-Шилгим.
Кѳндей бажы Чаа-Суурдан
Кѳржүп алган хѳлчүң карам.
Дыңгылдайым хылдары дег
Тыртып салыр Тенек-Шилгим.
Тракторлуг Чаа-Суурдан
Тыпчып алган хѳлчүң карам.
(Исполняет сам автор Кызыл-оол Санчы)
Следующая самая популярная песня в жанре «сыгыт» моего дедушки
«Кара-дуруяа» («Черный журавль»);
Кара-дуруяа
Девип турар тенек шилгим
Девиржиди мунар сен бе?
Демир хылдыг дембилдейни
Деңге базып ойнаар сен бе?
Кѳк-ле дуруяа ужуп-ла келгеш,
Турлагзынган Успа-Хѳлүм.
Хѳй-ле кожуун чону келгеш,
Хѳглеп чанган Торгалыгны.
Тыва кадай тѳрээн болгаш
Дыңгылдайга ынаам кончуг.
Хѳрек-чүрээм ѳѳрээнде
Хѳѳмей ырым куттулуп кээр.
Кара-дуруяа ужуп келгеш
Турлагзынган Успа-Хѳлүм.
Каш-ла кожуун чону келгеш
Кайгап чанган Торгалыгны.
Сывыртындыр челип келир
Сыын баштыг хүрең бемни.
Сыын-на, мыйгак турлаа болган
Сыннар эдээ чайлагларым.
Булан баштыг күжүр шилгим
Буландырып челип олур.
Муңгаш суглук дээрбекейни
Буза дайнап челип олур.
(Текст песни из сборника стихов Кызыл-оол Санчы «Чадаганның хылдарындан» - стр. 22)
В этой песне поется о малой родине автора Торгалыг, где журавли никогда не покидают своё озеро, а жители всех районов республики никак не могут насладиться прекрасной природой летних пастбищ Торгалыг.
Лирический герой с глубоким чувством гордится своей национальностью и талантом исполнения горлового пения, который унаследовал от предков.
Впервые эту песню «Кара-дуруяа» дедушка исполнил перед отъездом в армию в начале 50-х годов. Из воспоминания моего дедушки Деспил-оол Санчы (родного брата Кызыл-оол Санчы): «В конце осени прискакал брат Кызыл-оол на даренной отцом лошади «Хүрең-Бе» и с радостью взяв «игил», висевший на стене юрты, сразу запел эту песню «Кара-дуруяа». Мы все с наслаждением слушали, встав вокруг его и наблюдали, как его пальцы ловко касаются на струнах «игила». Закончив «сыгыт», брат Кызыл-оол вынул из-под пазухи бумажку-повестку и передал отцу. С тех пор звонкое и душевное исполнение его песен стали звучать везде».
Дедушка Деспил-оол Санчы очень любил своего старшего брата Кызыл-оола, ценил его талант «как же не назвать человека самодеятельным композитором, который не имея музыкального образования, творил музыку, опираясь на традиционный музыкальный фольклор».
Песни «Дыңгылдайым хылдары дег» и «Кара-дуруяа» стали популярными среди артистов горлового пения, т.е эти песни открыли путь к славе многим любителям горлового пения.
Мой дедушка в 1950-1970 годах стал очень популярным, его подражали все известные горловики-артисты, которые в дальнейшем стали самыми популярными:
- Геннадий Чаш – племянник моего дедушки, был известным «Народный хѳѳмейжи», который впервые открыл путь хоомеистам выступать в зарубежных странах и впервые 1989 году посетил и удивил своим талантом Америку.
- Геннадий Тумат – «Народный хѳѳмейжи» был основателем тувинского национального ансамбля «Тыва», неоднократный победитель международного симпозиума «Хѳѳмей», также своим талантом удивил Японию, Корею и другие зарубежные страны.
- Сергей Куулар родом из Хандагайты в 1970 году выступил «хѳѳмей-сыгытом» в городе Будапешт и получил самую высокую награду.
В целях увековечивания памяти моего дедушки
- легендарного исполнителя хоомея и сыгыта,
- представителя первого поколения хоомеистов Тувы,
- одного из основателей культурной деятельности кожууна,
- певца, самодеятельного композитора,
- музыканта, поэта,
- «Заслуженного работника культуры Тувинской АССР» Санчы Кызыл-оола в честь его 80-летия все его родственники провели культурно-массовое мероприятие в 2011 году на местечке Сарыг-Хѳл. Самым уникальным «подарком» этого торжества, мы считаем, что сумели выпустить аудиодиск песен дедушки Кызыл-оола Санчы, перезаписывая их из архива «Золотого фонда» государственного телевидеорадиовещания Республики Тыва.
В заключении следует подчеркнуть, что как в народе сказано «искусство принадлежит народу» и «без песни и фольклора - нет жизни», песни моего дедушки Санчы Кызыл-оола до сих пор «живут» и из года в год прибавляются потомки-исполнители дедушкиных песен. У песни нет «возраста», т.е «устаревших» песен не бывает.
Использованная литература и информаторы:
1. «Тувинская литература»: Словарь – Новосибирск, 2012
2. «Музыкальные инструменты Тувы» Сюзюкей В.Ю. – Издательский дом «Алдын-Сай» Респ.Тыва – Кызыл, 2009
3. «Чадаганнын хылдарындан», стихи; Кызыл-оол Санчы – Кызыл, 1986
4. Личный архив семьи Санчы. Аудиодиск Санчы Кызыл-оола Д., Кызыл, 2011
5. Информаторы: Деспил-оол Санчы Донгакович, с.Дус-Даг, 1945 г.р.
Санчы Клара Кызыл-ооловна, с.Солчур, 1959 г.р.
Санчы Саина Кызыл-ооловна, город Кызыл, 1969 г.р.
Приложение №1 к докладу «Песни моего дедушки»
Родословная связь с моим дедушкой
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Прекрасное далёко
Паук
Золотой циркуль