Материал представляет собой варианты сочинений для выпускного экзамена
Вложение | Размер |
---|---|
pravednichestvo.doc | 30.5 КБ |
son_raskolnikova.doc | 26.5 КБ |
tema_vlasti_i_naroda_v_istorii_odnogo_goroda.doc | 32.5 КБ |
Сочинение- рассуждение
«В чём смысл жизни для героев-праведников?»
( по рассказу А.Солженицына «Матрёнин двор и по рассказу В.Астафьева «Паруня»)
1 | Введение (Тема) | Праведник-это благочестивый человек, который живёт согласно религиозным правилам. Такими были Матрёна Васильевна, главная героиня рассказа А.Солженицына «Матрёнин двор», и Просковья, героиня рассказа В. Астафьева «Паруня». Ответ на вопрос «В чём смысл жизни для героев-праведников находится в этих произведениях. |
2 | Главная часть (доказательства, выводы, детали) | Рассказ «Матрёнин двор» повествует нам о нелёгкой судьбе простой деревенской женщины, о Матрёне Васильевне. Само имя «Матрёна» означает «знатная женщина», «мать», «Родина». По мнению Солженицына, имя, так или иначе, определяет жизненный путь человека. Большую часть своей жизни Матрёна проработала в совхозе, но за свой труд ничего не получала. Пережив смерть мужа и шестерых детей, она продолжала трудиться и помогать другим людям, не брав взамен ничего. Её лекарством от всех недуг был труд. Матрёна всегда радовалась тому, что у неё было, и благодарила Бога за каждый прожитый миг. Но её добром пользовались те, кто не ценил её бескорыстную помощь. Матрёна была практически матерью для всей деревни. Это тот человек, «без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Жаль, что это люди поняли только после смерти Матрёны. Кроме того, тема праведничества затрагивается в рассказе В. Астафьева «Паруня». Паруня, простая деревенская женщина, у которой не было семьи, всегда приходила на помощь всем жителям деревни Быковка. Она рано осиротела и начала трудиться уже с четырнадцати лет. В войну и в послевоенное время Паруня работала в колхозе. Все всегда просили её о чём-либо: «Паруша, подежурь за меня, ребёнок заболел…», «Паруша, помоги напилить дров…», «Паруша, погрузи мешки - у меня поясница отнялась…». И она никому никогда не отказывала. Надо так надо. Но люди не ценили её труды, на что Паруня не обижалась. Перед всеми она была в долгу, перед нею - никто. Люди были настолько безразличны к ней, что даже сами не знали, когда она умерла. И никто из них не уронил слезу по Паруне. |
3 | Заключение | Таким образом, жить для других - вот в чём смысл жизни для героев-праведников. Солженицын и Астафьев в своих рассказах утверждают, что в основу истинного величия входят добро, долготерпение, неозлобленность, правда и простота. |
Анализ эпизода
«Сон Раскольникова»
(по главе 5 романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского)
Описание сна Родиона Раскольникова, привидевшегося ему в вечер накануне
убийства старухи-процентщицы, является одним из
ключевых моментов сюжета романа Достоевского “Преступление и наказание”. Роль этого сна в произведении очень велика.
Раскольникову снится его детство, его родной городок. В начале эпизода мы видим описание двух пространственных ориентиров: кабака и церкви. В сознании семилетнего героя сна эти пространственные ориентиры противопоставлены друг другу. Раскольников вспоминает кабак как место, наполненное отвратительными звуками: хохотом, руганью, безобразным и сиплым пением, как место, всегда производившее пренеприятнейшее впечатление и даже страх. Церковь, напротив, ассоциируется с чем-то безмолвным, величественным. В связи с ней вспоминаются конкретные дорогие, близкие люди: бабушка, маленький брат. Раскольников любил эту церковь, и старинные в ней образа, большею частью без окладов, и старого священника с дрожащею головой. Церковь – символ милосердия, сострадания, веры. Кабак – порочное, злое, темное начало, жестокость. Это символы совмещают в себе различные противоположные начала, царящие в душе героя.
Центральной, в анализируемом эпизоде, является сцена бессмысленного убийства лошади, свидетелем которой стал маленький Родион во сне. Хозяин лошади, Микола, садясь в большую телегу с толпой людей, начинает бить маленькую савраску, заставляя её тянуть телегу. Никто из окружающих людей даже не пытается остановить Миколу. Все вовлекаются в его страшное действо. Толпа не сочувствует бедному животному, а добавляет гнев и безумие. Микола с остервенением добивает лошадь тяжёлым ломом. Мальчик с ужасом смотрит на все происходящее и в порыве жалости и возмущения бросается защищать лошадь. Писатель показывает нам, что у маленького Раскольникова была душа, связанная с верой в Бога. Но было уже слишком поздно. Лошадь умирает. Отец выносит мальчика из толпы и говорит сыну: «Пьяные, шалят, не наше дело, пойдём!». Такое равнодушное отношение не только толпы, но и отца, повлияло на характер Раскольникова. В этом эпизоде Достоевский показывает нам жестокость, злодеяния, насилие, произвол, царящие в этом мире.
Раскольников просыпается от ужаса, и пережитое во сне возвращает его к мысли о том, сможет ли он убить или нет; сможет ли избавить всех униженных и оскорбленных, воплощением которых становится убитая лошадь из его кошмара, от жестокости и порочности окружающего мира, олицетворением которого является Микола. Кошмарное видение тесно переплетается с не менее ужасной и отвратительной действительностью. Сон выступает своеобразным толчком, вплотную приближающим героя к роковому решению — убийству старухи-процентщицы. Мысль у Достоевского одна - наказать героя, который решает, что он должен совершать по какому-то праву преступление.
Таким образом, роль сна Раскольникова заключается в том, что он отражает жестокость, которая и управляет миром, и ни с чем не сравнимую тоску по справедливости и человечности. Сон раскрывает истинное душевное состояние героя, а также является толчком к преступлению.
Тема власти и народа в «Истории одного города»
1 | Введение (Тема) | Я хочу поразмышлять на тему власти и народа в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». В своём произведении писатель поднимает проблему власти и политического несовершенства в России. По своей направленности роман является сатирой на многих исторических персон Российской империи и на некоторые события указанной в Описи Градоначальников эпохи. Поэтому творчество Салтыкова-Щедрина не раз становилось предметом жарких споров еще при жизни писателя. |
2 | Главная часть (доказательства, выводы, детали) | Действительно, Салтыков-Щедрин, искренне переживая за судьбу своей родины, не мог остаться в стороне от этой проблемы. В романе особое место занимает характеристика градоначальников, которые сменяются один за другим. Перед читателем один за другим проходят Фердыщенко и Брудастый, Угрюм-Бурчеев и Прыщ, Иванов и Грустилов… Салтыков-Щедрин использует в образах градоначальников элементы фантастики, гротеск, гиперболу. Такие образы, как майор Прыщ с фаршированной головой или градоначальник Иванов, который вследствие малого роста лопнул, не сумев осмыслить нового закона, очень запоминающиеся. Биографии градоправителей могут показаться неправдоподобными. Между тем, они отражают реальное положение вещей. Несмотря на быструю смену правителей, жизнь в городе становится ни хуже, ни лучше. Каждый новый правитель был в глазах людей лучом света, надеждой на процветание города. Но мечты рассеивались в прах, как только градоначальник развивал свою деятельность. Никто из них не думал о народе. Все правители были озабочены лишь тем, как изъять побольше откупов или недоимок. Кроме того, в романе Салтыков-Щедрин центральное место занимает описание города Глупова и его жителей. Это образ русского народа, который подан с помощью сатиры. Главная беда глуповцев заключается в том, что они не понимают, насколько абсурдно их мышление и отношение к собственной жизни. Автор использует гротеск, чтобы читатель мог яснее ощутить всю бессмысленность их положения. Они безропотно терпят бесчинства всех градоначальников, приезжавших к ним, и даже не задумываются о том, что могли бы жить вольно и ни от кого не зависеть. Глуповцы терпят Фердыщенко, из-за которого им пришлось голодать, и Бородавкина с его войнами за просвещение. С помощью образа градоначальника Брудастого, сатирик показывает: для того, чтобы править городом, вовсе не обязательно иметь голову. Для этого вполне достаточно обладать простейшим механизмом, способным воспроизводить всего две фразы – «Разорю» и «Не потерплю». Но стоит только ослабить напряжение и не держать людей в постоянном страхе, как они сами начинают бесчинствовать и теряют человеческий облик. Так Салтыков-Щедрин хотел показать отсутствие у народа уважения к собственной жизни и свободе. |
3 | Заключение | Таким образом, в романе «История одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин, используя сатиру, даёт характеристику власти и народу, а также создаёт обобщенный образ России, в котором соединились коренные пороки русской государственной и общественной жизни. |
Девочка-Снегурочка
Ералаш
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Астрономический календарь. Май, 2019
Мать-и-мачеха