В данной работе собран интересный материал пл творчеству саратовского писателя Николая Егоровича Палькина
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_bandurinoy_kristiny.docx | 482.63 КБ |
VI Областная научно-практическая конференция
«Литературное краеведение глазами школьников»
Номинация
«Каков мастер, такова и работа»
Творчество Николая Егоровича Палькина
Работу выполнила:
учащаяся 8 класса
Бандурина Кристина
МКОУ – ООШ с. Львовка
Аркадакского района
Саратовской области
Руководитель
учитель русского языка и литературы
Щербинина Татьяна Викторовна
Телефон: 8-845-42-4-55-24
2015г
У моей России все пути прямые.
Все пути прямые, ясная заря.
Ты живи, Россия, ты цвети, Россия,
Милая Россия, родина моя!
Н.Палькин
В прошлом году я начала собирать материал о своём поэте – земляке Виталии Ильиче Букоткине и случайно моё внимание привлёк небольшой томик стихов Николая Егоровича Палькина. Открыв его, обратила внимание на то, что книга подписана самим автором. У меня возник вопрос: « Как же эта книга оказалась в семейной библиотеке знакомых?» Оказывается, что Николай Егорович не раз приезжал в Аркадак и близ лежащие села с творческими вечерами. С таким творческим визитом был в моём родном селе Львовка Аркадакского района Саратовской области. Его встречали очень тепло и радостно. Да по-другому и быть не могло: от него веяло такой добротой и сердечностью, такой любовью к людям, он умел так хорошо, задорно читать свои проникновенные и очень понятные каждому человеку стихи, что зрители и слушатели невольно влюблялись в него с первого взгляда. Побывав на экскурсии в районной библиотеке, я узнала, что в её фонде хранятся до сих пор книги с его росписями. Одна такая книга есть и у моих знакомых. Стихи меня очаровали, я решила больше узнать о нём и его творчестве. На следующий день решила посетить нашу сельскую библиотеку, где мне помогли подобрать книги с произведениями этого поэта.
Писательские дороги — особый предмет разговора. Дорога исторического познания, постижения истины, художественного поиска по давней российской традиции есть продолжение подлинных проселков и большаков… У Н.Е. Палькина много всяких дорог.
Писательские дороги — не туристские маршруты, они связаны с постоянной невидимой работой души, которая расширяет масштаб чувствования, углубляет историзм мышления и, наконец, завершается художественным произведением.
Свой путь в поэзии Н.Е. Палькин начал рано и так, как обычно начинают люди, выросшие вне литературной среды: первые стихи рождались от избытка впечатлений, от напора эмоций и необходимости высказаться, были искренни и простосердечны, подчас — наивны и подражательны.
Самые первые не сохранились, забылись, но в октябре 1941 года балашовская газета “Большевик” опубликовала стихотворение четырнадцатилетнего Николая Палькина, посвященное героической борьбе партизан, а годом позже “Клятву белорусского партизана”. В своих стихах он часто употребляет такие слова: серебристая роса, трава, тишина, река, вражья переправа и т. д. — стихотворение демонстрировало наличие у юного автора музыкальности, ритма:
Серебристою росой
Окроплены травы.
Протянулась полосой
Вражья переправа.
Потемнели вдалеке
Хмурые курганы.
Пробираются к реке
Тихо партизаны.
Тишина. В ночной дали
Видна неба просинь.
Партизаны залегли
Возле темных сосен...
Но это было только начало.
Из воспоминаний Н.Е. Палькина:
«Место моего рождения - Большой Мелик Саратовской области – село в заливных лугах, под боком у леса, в двух шагах от Хопра в крутых берегах, с водой чистой как девичья слеза.
Улицы детства и юности – улицы Балашова, пахнущего паровозным дымом, свежеиспеченным хлебом и мокрой после дождя землей в доме родителей на краю районного городка, как на вокзале, всегда было многолюдно. Летом из дальних краев наезжала в отпуск многочисленная родня: взрослые и дети. В остальное время у на дневали и ночевали «наши», деревенские. На дворе распряженные лошади вечно жевали овес или сено, напоминая о кострах в ночном и дальних дорогах. Многолюдье в доме не только не стесняло нас, детей, но, наоборот, расширяло наше представление о мире людей скромных, бескорыстных, видящих в труде истоки человеческого счастья.
Он всегда был наполнен живой человеческой речью. Каждый, как в копилку, добавлял в наши души свое: бабушка – сказки, отец – редко, но меткое словцо, мать – пословицы и поговорки, а иногда и озорные частушки.
Без матери моей Елены Андреевны, превосходного знатока народных обрядов, не проходила в округе ни одна свадьба, ни одни поминки, и, видимо, от нее унаследовал я любовь к народному слову.
Мать поэта владела редким и почитаемым на Руси даром выпевать, выкрикивать, выплакивать горе, когда оно приходило, — была плачеей:
Сколько раз, сострадая и мучась,
Смерть казня и живое любя,
Облегчала ты чью-нибудь участь,
Боль чужую беря на себя.
Во время сбора материала я узнала очень интересный факт из жизни нашего учителя Кошелевой Л.А., которая рассказала о своей семье, проживающей рядом с селом Большой Мелик, и обратила внимание на то, что только жители этой местности хорошие знатоки народных обрядов, они умели выпевать, выкрикивать горе. Это особый дар. Это умело делать и её мама с сёстрами. Очень жалко, что в настоящее время молодёжь не старается унаследовать обряды своих предков.
«Отец мой, Егор Степанович, смолоду работал на станции Балашов и очень гордился званием железнодорожника. Песня постоянно жила и в его душе. Сколько помню, он в свободные минуты либо напевал что-нибудь вполголоса, либо насвистывал знакомую мелодию. Однажды он даже смастерил балалайку в три струны и сам себе подыгрывал на ней.
Громче обычного отец пропел в прощальном застолье перед самым уходом на фронт:
Смело мы в бой пойдем
За власть Советов
И как один умрем
В борьбе за это!
Он сел в эшелон 18 августа 1941 года, а в начале 1942 года от него пришло последние письмо. Жаль, могила его осталось неизвестной, хотя кажется, что она находится где-то под Москвой.
Да разве забудешь такое?
Умри и воскресни опять,
Все будет солдатской рукою
Отец на прощанье махать. ...
Если говорить об официальном образовании, оно связано с Центральной комсомольской школой при ЦК ВЛКСМ и Балашовским педагогическим институтом. По существу же, уроки жизни с такими предметами, как честь и достоинство, мужество и бескорыстие, долг и совесть, мне дали оленеводы Кольского полуострова, горняки Караганды, строители Темиртау и журналисты Саратова. Школа труда – лучшая школа, в которой я занимаюсь и по сей день.
Говоря о том, как я начал писать, я должен признаться, что в этом деле чуть ли не в буквальном смысле танцевать от печки. В тот памятный далекий вечер я действительно сидел на нашей русской печи и под завывание вьюги думал о судьбе несчастной женщины, которая сошла с ума, не дождавшись со службы своего единственного сына. Об этой женщине я узнал на уроке литературы в своем пятом «В» классе, где учительница читала нам знаменитое стихотворение Тараса Шевченко «Сова». Незадолго до этого я учил наизусть отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос». Мне было больно смотреть на картину, напечатанную в книге: сани, на санях возле гроба малые дети-сироты и старушка, еле удерживающая вожжи. Кажется, это было картина Перова « Проводы покойника».
“У каждого в жизни березка своя...” — написал в зрелые годы, может быть, имея в виду какое-нибудь определенное деревцо». Именно берёза символизирует исток, первооснову, малую родину. У поэта есть замечательное стихотворение «Берёзка»:
То весёлая, то грустная,
С лёгкой трепетной листвой,
Хороша берёзка русская
При дороге при лесной.
На ветру слегка качается,
Размечтавшись про своё…
Сколько раз не повстречается –
Снова смотришь на неё.
Столько жизни в юной скромнице,
Столько русской доброты!
Поглядишь, невольно вспомнятся
Милой родины черты.
Радо сердце беспокойное
Этой дочери лесной.
Без неё была б неполною
Красота земли родной.
Мир начался для будущего поэта родительским домом, к которому и сердцем и словом он будет возвращаться много раз:
Как хорошо, что жив отцовский дом
И песня, что я слышал с колыбели,
Когда отец и гости тихо пели
За небогатым праздничным столом.
Многообразное по форме творчество Н Е. Палькина поражает идейно-тематическим единством; можно сказать, что вся его поэзия — песнь о России: о малой ее части — Саратовском Поволжье, о “главной улице России” и, наконец, обо всей большой стране, сыновняя любовь к которой вырастала из любви к своей “малой родине”.
Ведь не зря Николая Палькина называют «прихоперским соловьём». Это замечательный поэт-песенник. Песни на его слова известны по всей России и за её пределами. Вся земля саратовская гордится тем, что он наш земляк.
Эпиграфом в книге «Окрасился месяц багрянцем» автор использует слова А.Н. Вертинского:
« Страшная, великая сила – русская песня! Все мужество, всю терпимость, всю гордость народа, всю его глубочайшую мудрость отражает она!», ведь Н. Палькин неоднократно раздумывал о путях развития русской народной песни, и ее проблемах. Автор утверждал, что если «хочешь познать Россию –слушай народные песни».
«Русские народные песни – добрые песни. В них часто присутствует жалость. А жалость – та же любовь. В народе «я тебя жалею» звучит как я тебя люблю… Слушай русские народные песни, и ты полюбишь Россию. И в своей любви к родине найдёшь себя».
“В один из осенних дней 1954 года “Комсомольская правда” напечатала подборку из тринадцати моих стихотворений... а неделю спустя в Вешняки, в Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ, где я тогда учился, пришло письмо от неизвестного мне Александра Ивановича Живцова...”
Главный редактор Музгиза положил на музыку два стихотворения из поэтической подборки Н. Палькина и пригласил “незнакомого соавтора” на прослушивание.
“Обе песни мне понравились, и я, уходя от композитора, уносил не только чувство глубочайшей благодарности к нему, но и вдруг зародившееся чувство уважения к себе. Вон, оказывается, что — я могу сочинять песни”.
“Не успел пережить одну радость, как в душе вспыхнула другая”, вызванная известием от В.Г. Захарова, в чьем имени для молодого поэта, благоговевшего перед песней, “заключался целый неразгаданный мир”.
Известный советский композитор, тесно связанный с не менее известным хором имени Пятницкого, не только написал музыку на стихи, уже отмеченные вниманием А.И. Живцова, но предложил систематическое сотрудничество.
“— Хору нужно многое, — заговорил он, обращаясь ко мне как к равному, — сатира, шутка, лирика... Не поработаете ли для хора? У вас должно получиться...
В ночь под новый 1955 год солистка Всесоюзного радио Александра Яковенко впервые исполнила песню “Последнее письмо”, написанную Живцовым и мною”.
Так, песенный дебют опередил сборник, и далее во всех из них — от первого до книги середины семидесятых годов. “Теплый хлеб” — произведения четко поделены на стихотворные и песенные; сборник “Березонька-береза” составлен только из песенных текстов; своеобразным творческим отчетом поэта-песенника названа книга “Зацвели саратовские вишни”, включившая в себя свыше двадцати песен Николая Палькина с нотами музыки к ним.
К песенным текстам Н.Е. Палькина обращались многие композиторы, в том числе известные: В. Захаров, С. Туликов, А. Аверкин, О. Гришин, В. Левашов, М. Коваль, Н. Кутузов, Н. Кудрин, Г. Пономаренко, Г. Занорин, Е. Бикташев...
Песни на слова саратовского поэта вошли в репертуар Н. Обуховой, Л. Зыкиной, О. Воронец, И. Бржевской, А. Стрельченко, Р. Ибрагимова, В. Трошина, И. Кобзона, Г. Ильясова, А. Нестерова и других солистов. Вот песни, которые исполняли известные певцы и певицы:
«Дорожкой зимнею» (А.Аверкин) Людмила Зыкина
«Зачем мы ссорились» (В.Левашов) Владимир Трошин
«Зимняя дорожка» (А.Аверкин) Людмила Зыкина
«Как взять себя в руки» (Г.Пономаренко) Ольга Воронец
«Маменька»(Э.Рабкин) Валентина Толкунова
«Ноченька» (В.Захаров) Хор им. Пятницкого
«Последнее письмо» (А.Живцов) Александра Яковенко
«Спасибо, друг» (В.Левашов) Владимир Трошин
«Травушка-муравушка» (А.Аверкин) Людмила Зыкина
«У нас в селе гармонь настроили» (В.Левашов) Ирина Бржевская
«У омута» (М.Коваль) Людмила Зыкина
«Что хотите, говорите» (С.Туликов) Людмила Зыкина
Из воспоминаний поэта: «В 1976 году я был на седьмом небе от счастья, узнав, что в репертуаре Валентины Толкуновой появилась песня "Ах, мама, маменька" на мои стихи».
Спустя почти двадцать лет Николай Егорович встретился с исполнительницей. Это было в Балашове на юбилее одного предприятия.
« Я никогда не забуду 16 января 1993 года, - вспоминает Николай Егорович. - Я стоял в фойе, когда Валентина Васильевна вошла в здание. Я не растерялся, подошел к ней со словами: "Я автор вашей песни".
Она улыбнулась, спросила, откуда я родом. "Из Балашова", - ответил я. Она удивилась и сказала, что мы почти земляки, ведь ее отец, Василий Андреевич, родился и вырос в Ртищеве».
“В мое творчество, — писала в “Литературной газете” Людмила Зыкина в связи с выходом сборника "Куст калины", — Н. Палькин вошел песней С. Туликова “Что хотите, говорите...”. Поэт очарован русской землей, любуется ее природой, давними традициями, в которых воплощается русская душа. Подкупают чистота стиха, его незатейливость. И не случайно, на мой взгляд, к строкам поэта обращаются не только композиторы-любители, но и многие профессионалы. Основа творчества поэта — это Россия, ее люди. Им он предан без остатка”.
Именно, подлинный талант писателя раскрылся в лирике песенного склада. В сборнике «Зацвели саратовские вишни» (Саратов. 1962) помещено более двадцати текстов Н. Палькина, сопровождаемых нотами песен. С тех пор прошло много лет и совсем недавно, в 2005 году в том же городе вышел солидный, прекрасно оформленный сборник песен на слова поэта, который стал радостным событием для многочисленных почитателей его таланта по всей стране.
Многие из произведений поэта вошли в репертуар знаменитого хора имени Пятницкого, а также Волжского, Сибирского, Уральского, Прихопёрского и других песенных коллективов России. Так что по части популярности Николай Егорович был известен всей огромной стране.
Следом за своими песнями он и в остальном уверенно выходит за пределы “областной” известности. Живет он в нашем городе, с его стихами можно встретиться не только на страницах сборников и журналов — их можно услышать в живом авторском исполнении по местному или Центральному телевидению, а еще проще — на какой-либо из многочисленных его встреч с читателями, можно увидеть, услышать, поговорить и сказать ему добрые слова пожеланий в ответ на доброту его поэзии…
В самом деле, на протяжении 1977 года поэт интенсивно работал над этапным для него произведением — “Поэмой о Волге”; в течение 1978-го — над поэмой “Здравствуй, солдат”; 1979 год дал “Богатырскую поэму”, вошедшую в прекрасную антологию, изданную Приволжским книжным издательством к шестисотлетию битвы на Куликовом поле. В 1983 году журнал “Москва” опубликовал пронзительно печальную и одновременно светлую поэму Н.Е. Палькина “Мать” (“Плачея”) — небольшое по объему, но содержательное и стройное произведение...
Сквозной и главной темой лирики Н.Е.Палькина является тема русской души; объединяют всё разнообразие идей и форм поиски сути национального характера в его различных проявлениях, как постоянных, экзистенциальных, так и исторических. Поэтому любовная песенная лирика Н.Е.Палькина органично связана с его песнями о большой и малой Родине, о Волге, о матери, о русской природе.
Николай Егорович Палькин не мог оставить без внимания тему войны. Яркой негасимой звездой сверкает она на небосклоне отечественной истории. Ничто не может заменить её – ни годы, ни события. Трагизм и величие, скорбь и радость, боль и память… Всё это – Победа. Не случайно День Победы – это праздник, который с годами не только не тускнеет, но занимает всё более важное место в нашей жизни.
2015 год – год знаменательный. Человечество отмечает 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда…
Основной долг всех последующих поколений нашей страны - долг перед поколением победителей - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта.
Одно, пожалуй, из самых пронзительных произведений Н.Е. Палькина о боли, оставленной войной с немецко-фашистскими захватчиками, стихотворение «Мать». Много времени минуло после окончания войны, а матери, которые потеряли своих сыновей, дочерей, да и те, которые их теряют теперь, не могут спокойно прочитать стихотворение Николая Егоровича. Когда вспоминаю экскурсию по Мамаеву кургану, то сразу вспоминается стихотворение «Мать»:
По Мамаеву кургану
Днем и ночью ходит мать.
- Вы скажите, добры люди,
Где мне сына отыскать?
Ей в ответ вздыхает Волга:
- Крепко спит в земле герой.
Не буди его напрасно
И ступай себе домой.
Повернулась, распрямилась.
Непреклонна и горда:
- Не гони меня отсюда,
Не уйду я никуда.
Стану камнем на кургане,
Подыму священный меч,
И останусь возле сына,
Чтоб покой его беречь.
И стоит она над Волгой
И ликуя и скорбя
И все матери погибших
Видят в ней самих себя.
В поэзии, прозе, публицистике Н.Е. Палькина события Великой Отечественной войны присутствуют постоянно. «Для меня, подростка, 41-й год - это начало той жизни, которой жил весь наш народ, вставший на защиту Родины. Жизни, давшей всем нам беспримерные уроки мужества и гражданской зрелости. Война сразу, жестоко и сурово, вошла в литературу нашего поколения. Отсвет Великой Победы лежит на всех моих стихах, как, вероятно, и на произведениях моих сверстников».
Николай Егорович Палькин - один из крупнейших и самобытнейших российских поэтов второй половины XX века и рубежа столетий. Задушевные песни поэта звучат во всех уголках России. Его чарующие стихи о природе, любви, дружбе, труде волнуют и юных, и пожилых. Н.Е. Палькин - истинно народный поэт, «человек волжской судьбы», всю свою жизнь, мысли и творчество он посвятил Саратовскому краю.
Меня никто не спрашивал ни разу,
За что люблю я Родину свою
Её поля, что не окинешь глазом
Зелёных рощ весёлую семью.
А если бы по случаю спросили,
Не стал бы я выдумывать ответ
Мне дорога земля моя, Россия,
Как жизнь, как воздух, и как белый свет.
Н.Е. Палькин ушел из жизни 5 марта 2013 г.
За заслуги в развитии советской литера туры поэт награжден орденом «Знак Почета», ему присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР, Лауреат Всероссийской литературной премии имени Тютчева (1998), Лауреат премии Саратовской области имени Алексеева (2000). В 1982 году удостоен Почетного знака «Отличник культурного шефства над Вооруженными Силами СССР», Орден Отечественной войны II степени.
Литература.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Горка
Где спят снеговики?
Мороз Иванович