В данной работе прослеживается явление "Религиозного ренессанса", который характеризуется всплеском религиозности в различных слоях населения, в том числе и среди молодежи. Истоки разных направлений христианской религии (католичество, православие) пришли к нам из далекой древности, и это четко прослеживается как в зарубежной, так и в современной литературе. Каноны католицизма и православия практически не изменились со средневековья и древней Руси. Так истоками православия является, дошедшая до нас из древних веков поэма о «Хождении Богородицы по мукам», где явно прослеживаются зарождающиеся основы православия, а истоками католицизма принято считать поэму Джона Мильтона «Потерянный рай», где прослеживаются основные каноны католицизма, дошедшие до нас из средневековой зарубежной литературы.
В современной общественной жизни нашей страны отчетливо прослеживается тенденция усиления роли религии. Это проявляется в сотрудничестве церкви с институтами власти и светскими организациями, разработке совместных программ, позволяющих конструктивно решать духовно-нравственные и социальные проблемы общества. С распространением традиционной религии связывается путь возрождения духовных и нравственных основ общества.
В этих условиях особенно актуальной стала проблема переосмысления взглядов на религию, ее место и роль в духовной жизни общества и отдельной личности.
Вложение | Размер |
---|---|
roman_yarov_2_referat.docx | 114.31 КБ |
Буклет католицизма в Нижнем Новгороде | 363.96 КБ |
Буклет католицизма в Нижнем Новгороде | 312.71 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Ад и рай в представлении англосаксов (по произведению Джона Мильтона «Потерянный рай») и древних русичей («Хождение Богородицы по мукам»).
Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1:Художественная система образов и жанровые особенности поэмы Дж. Мильтона "Потерянный рай"…………………………………………… 5
Глава 2 Идейно-композиционная составляющая апокрифа древнеславянской письменности "Хождение Богородицы по мукам………………………….. 12
2.1 Эсхатологические представления православия в апокрифическом сказании………………………………………………………………………..12
2.2 Образно - поэтические картины духовных исканий в произведении….15
Глава 3 Сопоставительный анализ апокрифического сказания "Хождение Богородицы по мукам" и поэмы Джона Милтона "Потерянный рай"………18
3.1 Общие черты грехопадения и милосердия в католическом и православном представлении……………………………………………………………………18
3.2 Проблематика сюжетов и их символический смысл……………………...19
Глава 4 Аналитическое исследование основных канонов католической и православной церкви……………………………………………………………22
4.1 Католицизм и православие в России в XXI веке………………………….22
4.2 Сравнительная характеристика и эмпирический анализ основных канонов католического и православного вероисповедания……………………………25
4.3 Православие и католичество в современных реалиях существующих религий в Нижегородской области. ……………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы определяется явлением так называемого «религиозного ренессанса», который характеризуется всплеском религиозности в различных слоях населения, в том числе и среди молодежи. Истоки разных направлений христианской религии (католичество, православие) пришли к нам из далекой древности, и это четко прослеживается как в зарубежной, так и в современной литературе. Каноны католицизма и православия практически не изменились со средневековья и древней Руси. Так истоками православия является, дошедшая до нас из древних веков поэма о «Хождении Богородицы по мукам», где явно прослеживаются зарождающиеся основы православия, а истоками католицизма принято считать поэму Джона Мильтона «Потерянный рай», где прослеживаются основные каноны католицизма, дошедшие до нас из средневековой зарубежной литературы.
В современной общественной жизни нашей страны отчетливо прослеживается тенденция усиления роли религии. Это проявляется в сотрудничестве церкви с институтами власти и светскими организациями, разработке совместных программ, позволяющих конструктивно решать духовно-нравственные и социальные проблемы общества. С распространением традиционной религии связывается путь возрождения духовных и нравственных основ общества.
В этих условиях особенно актуальной стала проблема переосмысления взглядов на религию, ее место и роль в духовной жизни общества и отдельной личности.
Степень разработанности проблемы : Данную проблему рассматривали такие отечественные и зарубежные авторы как Г. Лессинг, В. Белинский, А. Аникст, Р. М. Самарин, Честертон.
Объектом данного исследования является: религиозный аспект изучения древнерусского сказания «Хождение Богородицы по мукам» и зарубежной поэмы «Потерянный рай» Джона Мильтона.
Предмет: Основныеканоны католической и православной церквив данных произведениях, а также их сопоставление в современной российской действительности.
Цель: Выявление различий католической и православной церкви, а также эмпирический анализ результатов исследования религиозных направлений в Нижегородской области.
Задачи:
1. Определить систему образов в поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» и его жанровую направленность.
2. Выяснить наличие конфликта добра и зла в одноименной поэме английского поэта Джона Милтона.
3. Рассмотреть эсхатологические представления христианства в апокрифическом сказании «Хождение Богородицы по мукам.
4. Определить образно - поэтические картины духовных исканий в древнерусском произведении.
5. Выделить общие черты грехопадения и милосердия в католическом и христианском представлении.
6. Рассмотреть проблематику сюжетов и их символический смысл.
7. Исследовать основные каноны католической и православной церкви.
8. Произвести сравнительную характеристику и эмпирический анализ основных канонов католического и христианского вероисповедания
9. Изучить Христианство и католичество в современных реалиях существующих религий в Нижегородской области.
10. Спроектировать буклет о католицизме в Нижнем Новгороде.
Теоретическая база исследования: Авторы , которыми пользуются для написания работы)
Научная новизна: В условиях современного социокультурного кризиса, в котором пребывает наше общество, когда полностью разрушена социалистическая идеологическая система, христианская церковь стремится взять на себя функцию социально-нравственного и духовного возрождения общества и личности.
Понятно, что выполнение этой функции возможно лишь в русле постановки и решения христианскими церквами насущных социальных проблем, стоящих перед обществом. Следует отметить, что такие христианские конфессии, как католицизм и православие, накопили определенный опыт решения социальных проблем.
Научная новизна данного исследования состоит еще и в том, что многие подходы к решению социальных проблем в христианстве были заложены в трудах многих выдающихся мыслителей нашего Отечества и их опыт рассмотрения социальной проблематики должен развиваться далее, так как от этого, во многом будет зависеть будущее духовной культуры России.
Личный вклад автора: Проведение эмпирического исследования по сравнению основных канонов католической и православной церкви, а также анализ основных вероисповеданий в г. Нижнем Новгороде и Нижегородской области.
Проектирование и выпуск буклета с кратким содержанием описания основных канонов католицизма и его существования в г. Нижнем Новгороде.
Практическая значимость:
Данная работа состоит из четырех глав, одного введения, заключения, двух приложений.
ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ ДЖ.МИЛЬТОНА «ГРЕХОПАДЕНИЕ»
Потерянный рай" Мильтона - выдающееся произведение мировой литературы. Эта эпическая поэма состоит из 12-ти книг. Создавая "Потерянный рай", он подражает "Илиаде" Гомера и "Энеиде" Вергилия. Исследователи отмечают стремление к синтезу эпоса, драмы и лирики. Жанровое своеобразие заключается в синтезе 2-х начал: философской темы и религиозной тематики. Подобное сочетание в европейской литературе было довольно распространенным явлением. В этой связи следует назвать последнего поэта средневековья Данте и его трилогии: ад, чистилище, рай. Религиозная тематика на какое-то время ушла из литературы, однако, в годы жизни Мильтона вновь проникает в нее. В основу своей поэмы Мильтон положил библейские мифы о борьбе Бога и Сатаны и об Адаме и Еве. Обращение Мильтона к Библии неслучайно, т.к. он всегда хранил верность ей, считая источником мудрости. Используя библейские мифы, Джон Мильтон ставил перед собой сложную задачу: показать, каким трудным, тернистым путем движется человечество вперед к познанию истины. Поэма начинается с восстания мятежных ангелов против Бога и заканчивается их поражением. Сатана и его полчище были вынуждены покинуть небеса и поселиться в преисподней. Однако и здесь они продолжают вести войну против Бога.
Библейские мотивы являются, своего рода, знаковыми символами, которые в ту или иную эпоху приобретают различную интерпретацию, наполняются различным содержанием. Вся история литературы в том или ином случае апеллирует к этим мотивам. Роль Мильтона в этом обращении к ветхозаветным сюжетам особая. Именно он впервые нарушил традиционность трактовки библейских мест, позволив включить в произведение свою интерпретацию и свое отношение, тем самым отступив от церковной схемы. Можно сказать, с него берет начало тема трансформации библейских сюжетов в литературе как способ выражения новых отношений и ценностей, возникших в обществе.
Эпоха, в которую жил Мильтон – эпоха революций, смут, казней, эпоха начавшейся смены общественно-экономического уклада с феодального на капиталистический и, соответственно, смены многих привычных представлений, отношений и ценностей. Эта эпоха требовала пересмотра многих идеалов. Она продемонстрировала относительность казавшихся незыблемыми понятий, в том числе понятия добра-зла, воплощенных в образах Бога-дьявола. Этим можно объяснить возникший интерес к переосмыслению библейской онтологии и ее смыслов. До этого библейские тексты, учитывая их исключительный авторитет, воспринимались лишь как тексты культовые, религиозные. Мильтон одним из первых подошел к Библии как к литературному феномену. Наиболее талантливо попытку пересмотра ветхозаветных сюжетов воплотил Мильтон. Его «Потерянный рай»,сразу после выхода в свет, вызывал и до сих пор вызывает множество споров, сомнений и дискуссий. Невозможно перечислить литературу, посвященную проблемам, затронутым в поэме, системе созданных в ней образов, используемых художественных рядов и т. п. П. Б. Шелли, Г. Лессинг, В. Белинский, А. Аникст, Р. М. Самарин, Честертон и многие другие литераторы, философы и публицисты приводили собственные трактовки по поводу изменения и реконструирования библейского сюжета в поэме “Потерянный рай”.
Рассмотрим один из аспектов работы – трансформацию библейского сюжета.
Сюжет об Адаме и Еве, соблазненных Сатаной, был довольно распространен в литературе XVI-XVII веков. Р. М. Самарин упоминает о том, что кроме одной из мистерий Андреини, трагедия голландца Вондела о Люцифере вплотную подходила к этому сюжету ("Князь тьмы" представал в виде царственного и гордого мятежника), а драма другого голландского писателя XVII века, Гуго Гроция, известного законоведа и историка, посвящена истории грехопадения.[1] В поэме «Потерянный рай» (1667) Дж. Мильтон внес в трактовку этих образов новое содержание. Поэма, состоящая из 12 книг, вмещает две сюжетные линии, тесно связанные между собой единой задачей. Одна сюжетная линия касается вселенского плана и повествует об извечной борьбе между Сатаной и Богом, подробно останавливаясь на истории мятежа Сатаны против Бога и на их войне, закончившейся поражением Сатаны и его превращением из ангела в гнусного беса. Вторая сюжетная линия – земная, повествует о начале безгрешной человеческой жизни в аду в лице Адама и Евы, их соблазнении Сатаной, падении и изгнании из рая. Центральный эпизодом поэма является успешная попытка Сатаны испортить и погубить лучшее и любимое творение божье – человека, покорив его своей властью. Сатане это удается. Но победа остается все-таки на стороне его противника – Бога, так как, даже изгнав из рая согрешившего человека и его подругу, Бог оставляет им возможность исправиться, в конечном итоге духовно восторжествовать над Сатаной. Сама поэма заканчивается трагической картиной изгнания людей из Эдема. Внешне, как видим, замысел поэмы соответствует библейской интерпретации. Однако подача событий, художественные средства, с помощью которых Мильтон описывает Сатану и Бога и их столкновение, его отношение к событиям выступают далеко за ортодоксально принятые. Поэма написана белым стихом и изобилует живописанием ярких колоритных сцен. При этом Мильтон отступает от библейского изложения легенды. В Библии описанию сцены грехопадения людей посвящена глава 3 «Бытии». Вместо Сатаны там фигурирует Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь» (Бытие, 3:1). В Книге Бытия змей еще является животным, а на протяжении всего Ветхого Завета Вельзевул упоминается только в качестве божества идолопоклонников. Свое антибожественное значение и роль антибога Сатана обретает в библейском мифотворчестве после вавилонского пленения. И если в Библии и позднее новозаветных текстах облик сатаны был неопределен, то средневековая фантазия и христианская теология наделяла Сатану уродливой внешностью, обладающей то исполинским телом, то чудовищным смешением антропоморфных и животных черт, то многорукостью и т. п. Пасть Сатаны часто оказывается тождественной с входом в ад, так что попасть в ад - означает быть "сожранным Сатаной". Различные животные черты (свиные клыки, копыта, крылья летучей мыши, змеиное жало, козлиные ноги и т. д.) соединялось с волосистым, обгорелым телом и непременной хромотой – свидетельством падения с неба. Вообразить Сатану отвратительным требовали ненависть и страх к нему, которые внушала и которых требовала церковь. Отступления от этого правила в Средние века очень редки. В поэме Мильтона образ Сатаны немного не соответствует библейской концепции, но не противоречит ей. В угоду христианской доктрине Мильтон изображает Сатану злым и мстительным, вселяет то в жабу, то в змея. Однако в своем непокорном величии он предстает прекрасным, а Мильтон чаще всего возвеличивает его грандиозную трагическую фигуру. Трактовка образа главного врага Бога в поэме Мильтона выходит за рамки библейской концепции.Сатана в поэме - то огненная пирамида, то коршун, то "конь, грызущий удила", то лев и тигр[2]. У поэта не нашлось достойных красок для Бога, но палитра его обильна для Сатаны. Он не может скрыть тайного влечения к поверженному ангелу. Вся эмоциональная сфера его образов кричит, тащит в его сторону.
Мильтоновского Бога нельзя назвать положительным образом. И Адам его «пресен», что, в общем-то, как говорилось, не соответствовало первоначальному замыслу поэмы. Сатана с его воинством должен был олицетворять отрицательную и всеобщую идею неправоты, а Бог с архангелами - положительные идеалы и всеобщую идею справедливости. Но эмоциональный перевес оказался на стороне Сатаны с его воинством. Сознавал ли это сам автор? Бог-отец, Всевышний, Иегова остался где-то за пределами воображения. Он бесплотен, в эфирном мире иногда раздается лишь его голос, и только. В поэме и он и его воинство суть абстракции. Бог не имеет лика. И он не внушает симпатий. Мильтон не нашел убедительных объяснений всем его жестокостям. И, прежде всего, смысла первородного греха, повлекшего за собой утрату рая и смертность. Смысл греха по Мильтону - в обретении разума, лишившего человека покоя и счастья. У Мильтона Бог – это не символ «небесного Властелина», расчетливого и безошибочного , а символ глупца, совершившего ошибку. Автор считает, что если бы Бог не создал Адама и Еву, то не обрек бы Эдем на уничтожение. Адам и Ева у Мильтона предстают в образе грешников, «пешек на шахматной доске».
Таким образом, жанровая направленность и систематизация образов в поэме Мильтона «Грехопадение» тесно связана как с библейскими концепциями, так и с исторической эпохой жизни Мильтона. Мильтон хотел этим показать всю сущность человеческого мира. Система образов у Мильтона подразумевает возвеличивание образа Сатаны, над остальными образами, которые присутствуют в поэме – Ад выходит на первый план, а Эдем наоборот сдвигается на задний план.
1.2. Конфликт добра и зла в одноименной поэме английского поэта Джона Мильтона
"Потерянный Рай" – выдающееся произведение мировой литературы, один из ярчайших образцов литературного эпоса. Джон Мильтон обращается к старой средневековой теме, которая предшествовала теме национализма в Европе – к теме о человеке, о борьбе Добра и Зла[3]. Поэт строит поэму на библейском сюжете. "Потерянный Рай" начинается с изображения войны между небом и адом; на одной стороне Бог, его архангелы, ангелы – словом, весь сонм небожителей; на другой – падший ангел Сатана, духи зла Вельзевул, Маммон и весь синклит демонов и чертей. Задолго до сотворения Богом земли и людей Сатана в своей непомерной гордыне восстал против Царя Царей, вовлек в мятеж часть ангелов, но был вместе с ними низринут с Небес в Преисподнюю, в область кромешной тьмы и Хаоса. Сатана теряет рай. Поверженный, но бессмертный, Сатана не смиряется с поражением и не раскаивается. У него созревает коварный план: разжечь в людях жажду знания, которая заставит их преступить запрет Творца. Господь предрешает падение Человека, наделенного свободной волей и правом выбора между добром и злом. Мильтон, по его словам, хотел написать поэму о свободе выбора, о тяжком пути к новому и неизбежной плате за него, о суровом опыте непослушания. Если в первой части поэмы Сатана был первичным персонажем в системе образов Мильтона, то во время ужасающих баталий “небесных легионов” и сил тьмы, он уже появляется на втором плане, становитсявторостепенным персонажем. Это объясняется его поражением в битве за Эдем. Бог становится главным персонажем и фаворитом Мильтона.
Описывая борьбу добра и зла на протяжении всей поэмы, Мильтон описывает проблему свободы человеческого выбора. Конфликт добра и зла в поэме придает сюжету динамичность, своеобразие, оригинальность и непротиворечивость, как библейскому сюжету, так и концепции современной человеческой жизни.
Таким образом, по первой главе теоретико -исследовательской работы можно сделать вывод:
Теоретический аспект данной главы исследовался такими известными русскими и зарубежными критиками, историками, литераторами и исследователями как: Романчук Л; Самарин Р.М; Аникст А.А; Виппер Ю.Б; Чамеев А.А; Дж. Вебстер; Р.Хоклид. Д.
Последовательная и обоснованная систематизация образов поэмы ДжонаМильтона “Потерянный рай” дает возможность читателю понять характер, темперамент и роль персонажей в поэме. Жанровое своеобразие поэмы заключается в том, что события, образы героев, конфликт добра и зла не противоречат библейской концепции и человеческой действительности, а расширяют представление читателя, раскрывая и описывая события Библии более подробно.
ГЛАВА 2 ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ АПОКРИФА ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ «ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ»
2.1. Эсхатологические представления христианства в апокрифическом сказании
Апокрифическое сказание о посещении девой Марией места мучения грешников («Хождение богородицы по мукам», или «Апокалипсис пресвятой богородицы») воплотило некоторые эсхатологические представления средневекового христианства. Согласно версии, восходящей к греческим рукописям 9 в. и получившей особенно широкое распространение (древнейший русский список относится к 12 в.), Богородица, взойдя на Масличную гору (место Гефсиманского сада), обратилась к Христу с молитвой, желая узнать и увидеть, какие есть муки и сколько их. Посланный Христом архангел Михаил являет богородице ад и несказанные мучения, постигшие повинных в тяжких прегрешениях. Это зрелище повергает Богородицу в великую скорбь, и, представ перед престолом небесного отца, она со слезами просит Христа помиловать грешников. Но лишь после того как к молитве её присоединяют свои голоса все ангелы и праведники, мучимым за грехи даруется - ради слез Богородицы - послабление: с этих пор на время со дня Воскресения (христианской Пасхи) и до Пятидесятницы (день празднования Троицы) они избавлены от мучений. (Мотив возможного послабления мучающимся до свершения Страшного суда возникает очень рано.) Сказание о Хождении Богородицы по мукам использовалось также в назидательных целях, являя устрашающий перечень всевозможных прегрешений и соответствующих им мук. Картина «места мучного», предстающая в этом сказании, в общих чертах соответствует евангельскому образу геены огненной и «мук геенских»: огня неугасимого, тартара лютого, червя неусыпного и тьмы кромешной, - понятых с живописной конкретностью. Идея иерархического строения ада, столь важная для западного средневековья и нашедшая завершающее воплощение у Данте, едва прослеживается в звучащих рефреном словах архангела Михаила, обращённых к Марии: «Ты ещё не видела великих мук».[4]
Всем воздается за грехи. Не веровавшие в Троицу погружены в страшную тьму. К раскаленным железным крючьям подвешены за зуб сплетники, за язык — клеветники, за ноги — развратники, из их уст исходят змеи, терзающие их же тела. Ленивцы, любители поспать пригвождены в аду к раскаленным кроватям. Нарушители клятв, дети, проклятые своими родителями, людоеды погружены в зависимости от тяжести совершенного греха в огненную реку: одни по грудь, другие по шею, а третьих огненные волны скрывают с головой. Ад расположен глубоко под землей и конкретно географически ориентирован на север, юг, запад — таким образом, это место не просто характеризуется общими понятиями мук, уготованных грешникам на том свете, таких как "мраз, скрежет зубов, червь неусыпный"[5]. На юге увидела Богородица мучающихся в аду, "и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: "Кто это такие?" И ответил архистратиг: "Это те, кто не веровали в отца и сына и святого духа, забыли Бога... И были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, поэтому здесь так мучаются". В другом месте увидела она "тьму великую" и взмолилась, чтобы показали ей, что скрывается за этой тьмой. "И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, пресвятая Богородица воскликнула со слезами: "Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?" И спросила святая Богородица, в чем их грех. И ответил Михаил: "Это те, кто не верил в отца и сына и святого духа, и в тебя, святая Богородица. Они не хотели проповедовать имени твоего... вот из-за этого и мучаются они там". И вновь заплакала святая Богородица и спросила их: "Почему вы впали в соблазны, разве не знаете, что вся тварь чтит мое имя?". Все муки людские хотела увидеть Богородица и пошла она в сопровождении рати небесной на север. Богородица видит всех грешников, что живут неправедно, не следуют законам Евангелия. Говорит она: "О горе грешникам... Лучше таким грешникам и не рождаться". И хочет Богородица увидеть все муки грешников, их "великие мучения". И повели ее на восток. Около реки "была глубокая тьма; там лежало много мужей и жен. И вокруг клокотало, словно в котле и словно морские волны разбивались над грешниками, и когда волны вздымались, то погружались грешники на тысячу локтей не в силах сказать: "Праведный судья, помилуй нас"". Богородица готова войти в ад и мучиться вместе с христианами, потому что они назвались чадами сына ее. "Но сказал ей Михаил: "Будь в раю". И ответила пресвятая: "Молю тебя, чтобы ты позвал воинство семи небес и все воинство ангелов для того, чтобы помолиться за грешников, и пусть услышит нас господь Бог и помилует их".[6]
В апокрифе представлен живой образ Богородицы, наделенной человеческими качествами. Она преисполнена сочувствия, любви и жалости к мучающимся грешникам. Ее сердце не может простить тех, кто предал и распял на кресте ее сына Иисуса. И все-таки она трижды вместе с небесным воинством умоляет Бога простить грешников. Она обращается даже к Михаилу с тем, чтобы он велел "всем припасть к невидимому отцу" и не подниматься, пока Бог не послушает всех, стоящих у престола, и не помилует грешников. И только на третий раз Господь соглашается послать своего сына Христа, "явить свое лицо грешникам". Христос дает им покой от Великого четверга до Пятидесятницы (восемь недель).
Образ сострадающей Богородицы и описание ее мук подчеркивают суровость Бога, его безучастие к страданиям грешников, и это расходится с трактовкой божеской справедливости, любви и милосердия, выраженной в канонической церковной литературе. Для художественного своеобразия произведения характерны занимательность содержания, яркость, конкретность, образность изложения, близость к фольклору. Вбирая в себя черты русской действительности, некоторые апокрифические сказания переходили в устное народное творчество, становясь достоянием фольклора.
Апокрифическое сказание «Хождение Богородицы по мукам» представляло для древних славян своеобразный «кодекс человеческой жизни», поэтому их народные сказания, легенды об Аде и Рае нисколько не противоречили Ветхому Завету и религиозным канонам христианства. Вероятно, на это могло повлиять крещение Руси в 988 году, когда вся Древняя Русь отказалась от язычества и обрела новую веру – христианство. Именно так, основываясь на Ветхом Завете и житейских представления, создавались новые произведения древнеславянской письменности.
2.2 Образно - поэтические картины духовных исканий в произведении.
Известное «Хождение Богородицы по мукам», о котором упоминает Иван Карамазов в романе Достоевского, сохранилось в большом количестве русских списков, старейший из которых датируется XII в. Греческий текст апокрифа возник, по общему мнению исследователей, в IV—V вв., а славянский перевод известен, по-видимому, уже с XI в. В XVII—XVIII вв. памятник активно переписывался и переделывался в старообрядческой среде. Выделяют несколько редакций «Хождения», история текста которых полностью не изучена. Роль Богородицы как заступницы рода человеческого перед Богом традиционна для древнерусского искусства и христианского фольклора. В «Хождении» эта роль особо подчеркнута: полная сострадания к грешникам Богородица трижды молит своего Сына о даровании им хотя бы временного покоя от невыносимых посмертных мучений. В ее мольбах звучит сомнение в Божеской справедливости и милосердии по отношению к мученикам. В подобной роли Богородица выступает и в более поздних древнерусских сочинениях, например в «Видении некоему мужу духовному», созданном в эпоху Смутного времени. Подвижная вопросо-ответная форма «Хождения» построена на диалоге Богородицы с архангелом Михаилом, который проводит ее по аду, показывая различные «муки» грешников. Такая форма позволяла русским переписчикам этого текста добавлять к нему новые эпизоды, вводить новых персонажей и даже социально характеризовать их, в зависимости от того, в какой среде книжников переписывался апокриф. В древнерусском тексте апокрифа среди других грешников мучаются и язычники за то, что они при жизни обожествляли силы природы, поклонялись богам Трояну, Хорсу, Велесу и Перуну. Эти славянские имена сохранились в старейшем русском списке «Хождения». Тема «Хождения Богородицы по мукам» нашла отклик и в русских духовных стихах, где архангел Михаил часто как покровитель и начальник небесного воинства и как страж смерти перевозит грешные души через огненную реку на тот свет.[7]
Этот потусторонний мир в «Хождении» — особое пространство, определяемое странами света, по которому проходит Богородица со своим провожатым, сопровождаемая сонмом ангелов, херувимов и серафимов.
Таким образом, по второй главе теоретико-исследовательской работы можно сделать вывод:
Теоретический аспект данной главы исследовался такими известными русскими и зарубежными критиками, историками, редакторами, литераторами и исследователями как: А.Н.Пыпин, П.В. Владимиров, Н.С.Тихонравова, М.В. Рождественская.
Апокрифическое сказание «Хождение Богородицы по мукам» во многом объясняет религиозные представления древних славян и их отношение к христианской вере. Древнеславянский «Апокриф» не только раскрывает всю сущность человеческого бытия, но и дает современному читателю познать и увидеть те муки, которые своими глазами видела Богородица, путешествуя по различным сторонам света в сопровождении Михаила Архангела и херувимов. Данный апокриф был фундаментом духовных исканий многих поэтов и писателей России таких как: М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Блок, М.А. Булгаков, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов и многие другие классики и «мастера» отечественной литературы. Богородица являлась для них олицетворением духовной чистоты, женским эталоном и примером истинной матери.
ГЛАВА 3 СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АПОКРИФИЧЕСКОГО СКАЗАНИЯ «ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ» И ПОЭМЫ ДЖОНА МИЛЬТОНА «ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ».
3.1 Общие черты грехопадения и милосердия в католическом и христианском представлении.
Наиболее интересным вопросом в христианстве является вопрос о грехопадении человека. Этот вопрос становится интересным при рассмотрении его с точки зрения грехопадения самого бога, где объектом наказания за грех бога становится человек, но по условию, указано, что бог является всемогущем существом, и, значит, он не может иметь даже намёка на возможность грехопадения.
Согласно концепции христианства, бог является центром мира и самой Вселенной. Бог сотворил наш мир, Вселенную, каждого зверя на нашей планете, каждого человека – это все создал «Он» - «Могучий Властелин небесного царства». С одной стороны, грехопадение было допущено человеком, так как первые люди, Адам и Ева, согрешили, нарушили правила Эдема. С другой стороны Бог, возможно, сознательно допустил грехопадение человека. Бог не дал человеку ни одного шанса избежать возможности грехопадения, сознательно наказав человека за предопределённый по его же условию проступок. В поэме Мильтона «Потерянный рай», грехопадение уходит на второй план. На передний план выходят мощные баталии небесного и темного царства. Если поэме Мильтон скрывает грехопадение, то в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» Михаил Архангел полностью раскрывает его перед глазами Богородицы. У Мильтона грехопадение представлено как духовная причина войны между раем и адом, а древнерусский апокриф изображает грехопадение более ужасающими картинами. В поэме люди совершившие грех наказывались изгнанием из Эдема, а в апокрифе грешники подвергаются сверхъестественным мукам. Это говорит о том, что Мильтон представлял грехопадение как ошибку духовности человека, а славяне, будучи христианами, считали что грехопадение это зловещее преступление не только против религии, но и против самого Бога.
Черты милосердия присутствуют только в поэме «Потерянный рай». В поэме Мильтона, Бог проявляет милосердие к заблудшим странникам, путникам, уставшим после долгой дороги. Милосердие в поэме Мильтона проявляется, также как и в Бытие. В Священном писании Бог, проявлял милосердие посылая путникам плоды дерева смоковницы (инжир), чтобы не погибнуть от голода и от изнуряющей жары бесконечной пустыни. Но другой пользы от дерева не было и в конечном итоге дерево засохло и погибло. В христианском апокрифе, милосердия со стороны Бога не проявляется. Ужасающие картины мук грешников изображают, скорее, беспощадность, чем милосердие.
Таким образом, Бог в представлении католиков является судьей как божественного мира, так и человеческого. В концепции католичества, грехопадение – наказание за греховный поступок человека, а милосердие – награда за духовно-ценный поступок. Если рассматривать концепцию христианства, то грехопадение и милосердии выглядит совсем иначе. Бог, в христианстве является не только верховным судьей, но и палачом в одном лице. Об этом повествует древнеславянский апокриф «Хождение Богородицы по мукам». Грехопадение в христианстве – кара за греховный поступок, милосердие – оправдание человека, совершившего греховный поступок.
3.2 Проблематика сюжетов и их символический смысл.
«Потерянный рай» и «Хождение Богородицы по мукам» очень схожи по сюжетной и проблематической линии. В задумке Мильтона, «Потерянный рай» является олицетворением всей духовной сущности человеческого бытия. Человеческое бытие – философская загадка, не разгаданная до настоящего времени. Одним из философов, пытавшимся разгадать данную загадку был великий русский поэт Г. Державин. Он считал, что человек живет для того чтобы изменит наш мир, сделать его чуть лучше, «гуманизировать человеческую природу так, чтобы она являлась источником как естественной, так и духовной жизни человека». Такой же позиции придерживается Дж. Мильтон: место человека занимают божественные силы. В данном случае перед человеком возникает проблема духовного выбора: либо жить в мире, котором создал Бог, либо изменить мир так, чтобы следовать лишь своей воле. Если рассматривать концепцию Мильтона, то человек является таким же творцом, что и Бог. Но помимо духовного выбора в поэме присутствует проблема нравственного выбора: либо ослушаться Бога и быть падшим, либо заслужить свет и покой. В древнеславянском апокрифе также присутствует проблема выбора. Бог дал людям все для счастливой, спокойной жизни, но людям захотелось больше, вследствие чего души таких грешников были подвержены вечным ужасающим мукам, которые предстали перед глазами Богородицы.
«Хождение Богородицы по мукам» и «Потерянный рай» - два великих шедевра зарубежной и древнерусской литературы и письменности. Данные произведения были написаны в разную эпоху, разными авторами, придерживаясь совершенно разных канонов: католичества и христианства. При анализе двух произведений было замечено поразительное сходство в проблематике сюжетов и их символического смысла в произведениях. Оба произведения придерживаются одной и той же проблемы – проблемы человеческого бытия и духовного выбора человека.
Теоретический аспект данной главы исследовался мной в соответствии с поэмой «Потерянный рай» Дж. Мильтона и древнерусским апокрифом «Хождение Богородицы по мукам». Сравнение данных произведений показало:
ГЛАВА 4 АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КАНОНОВ КАТОЛИЧЕСКОЙ И ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
4.1 Католицизм и православие в России в XXI веке
С начала 1990-х годов Католическая церковь получила возможность нормального функционирования в России. В ходе визита Михаила Горбачёва в Ватикан 1 декабря 1989 года была достигнута договорённость об установлении дипломатических отношений между Святым Престолом и СССР. Дипломатические отношения на уровне постоянных представительств между Святым Престолом и Россией были установлены в январе 1992 года, в декабре 2009 года повышены до уровня посольств. В настоящее время апостольским нунцием в России является архиепископ Иван Юркович, послом России в Ватикане — А. А. Авдеев.
В 1991 году были созданы две Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые возглавили епископы Тадеуш Кондрусевич и Иосиф Верт. В 1998 году ещё две администратуры возглавили епископы Клеменс Пиккель и Ежи Мазур. В 1991 году в Москве открылся колледж католической теологии св. Фомы Аквинского, а в 1993 году в Москве была открыта высшая духовная семинария «Мария — царица апостолов», позднее переведённая в Санкт-Петербург.
В 1999 году была организована Конференция католических епископов России, которую последовательно возглавляли епископы Тадеуш Кондрусевич, Иосиф Верт и (с 2011 года) — Павел Пецци.
В 2002 году Апостольские администратуры были преобразованы в полноценные епархии, что вызвало официальный протест Московского Патриархата и череду антикатолических митингов. Без объяснения причин из страны были высланы епископ Мазур и три священника.
11 марта 2006 папа римский Бенедикт XVI посредством телемоста провёл совместную молитву с католиками из десяти европейских и африканских городов. В этом событии приняла участие Россия — в петербургском храме св. Екатерины около 600 верующих приветствовало понтифика. По словам организаторов, Русская Православная Церковь не чинила никаких препятствий проведению телемоста.
Практика совместной молитвы с католиками разных стран посредством телемостов была начата папой Иоанном Павлом II. Ранее Россия принимала участие в подобном мероприятии в 2002 году, в совместной молитве с европейскими католиками приняли участие прихожане московского собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Тогда представители РПЦ выступили против этой идеи.
27 октября 2007 года митрополита Кондрусевича на посту ординария Архиепархии Матери Божией сменил Павел Пецци.
По данным на 2013 год на территории России функционирует 426 приходов], четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:
Оценка числа католиков в России может носить только приблизительный характер. Чаще всего называются цифры от 200 до 600 тысяч человек.
В России служат 120 епархиальных священников, 184 иеромонаха, 19 монахов без священнического сана и 338 монахинь.
Католическая церковь России активно участвует в общественной, культурной и благотворительной деятельности. Во многих католических храмах России проводятся концерты органной музыки, действует российское отделение благотворительной организации Каритас. Открыто несколько приютов для обездоленных, в том числе и конгрегацией Сестёр миссионерок любви (основанной матерью Терезой). Католическое издательство францисканцев активно публикует религиозную литературу на русском языке и издаёт русскоязычную Католическую энциклопедию. Организуются научные конференции, в том числе и совместные с Русской православной церковью. Католическая церковь России организует мероприятия ежегодной Недели молитвы о единстве христиан, молодёжные делегации от России принимают участие во всемирных Днях католической молодёжи. В Преображенской епархии издаётся «Сибирская католическая газета» и вещает телеканал Кана. Представители католиков входят в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.
По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам, при этом лишь 54 % из них знакомы с содержанием Библии. Около 73 % православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники.[8]
Глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Аскольдович Тарусин так прокомментировал эти данные:[9]
Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности. Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один – два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %. Таким образом, около 60% респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. |
Согласно И. Дубину, среди православных верующих преобладают женщины и люди старшего возраста, имеющие, как правило, не очень высокий уровень образования и проживающие вне крупных городов. Наибольший приток новых православных идет, однако из среды молодежи, людей с высшим образованием и мужчин. До 60 % людей, причисляющих себя к православным верующим, не относят себя к религиозным людям, и только около 40 % православных уверены в существовании Бога. Около 30 % из числа тех, кто называет себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет.[10]
По мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания.[11]
4.2 Сравнительная характеристика и эмпирический анализ основных канонов католического и православного вероисповедания
Православие является одним из пяти направлений христианства. Считается, что православие было основано самим Иисусом Христом в 33 г. христианской эры в Иерусалиме. Из всех христианских направлений именно православию в наибольшей степени удалось сохранить черты и традиции раннего христианства.
Православные верят в единого Бога, выступающего в трех лицах - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа - Божественную Троицу.
Православие, в отличие от католицизма, считает главой церкви (земной и небесной) только Иисуса Христа.
В православии, как и всякой другой религии, с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов — таинств (священнодействий, во время которых под видимым знаком получается невидимая Божественная благодать). Православные признают семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), покаяния (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство.
Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета, они являются одним из важнейших элементов православного культа.
Наиболее почитаемым в православии общехристианским праздником считается Пасха, установленная в память воскресения распятого на кресте сына Божьего Иисуса Христа. Православные богословы называют его "праздником праздников" и торжеством из торжеств.
К числу великих праздников православная церковь относит Обрезание Господне, Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи), апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы.
Остальные праздники называются престольными. Это местные праздники, связанные с престолами — святым местом в храме, которое посвящено тому или иному святому.
Католицизм – самое крупное направление в христианстве. Оно преимущественно распространено в Юго-Западной, Западной и Центральной Европе (Франция, Испания, Италия, Португалия, Германия, Бельгия, Австрия, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия), в США и Латинской Америке. Данной религии придерживается треть населения Африки.
Источником вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. И содержание Священного Предания у католиков отличается от православных: если православные признают постановления только первых семи вселенских соборов (проходивших с 325 по 787 гг.), то католики считают действительными постановления двадцати одного вселенского собора (последний из них проходил в 1962 - 1965 гг.).
Центр культурных и обрядовых ритуалов, богослужений – храм. Он украшается живописными и скульптурными произведениями. Преобладающим же культовым элементом являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых.
Главным догматическим расхождением между католицизмом и православием (при довольно большой близости их вероучений) является положение об исхождении Святого Духа: католики считают, что Святой Дух может исходить не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (эта поправка была внесена католиками в Никео-Царьградский символ веры, который в остальном они признают в той же редакции, что и православные).
В отличие от православных католики верят в существование чистилища - промежуточного звена между адом и раем. В чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Они горят там, в очищающем огне.
Католики также верят в непорочное зачатие Девы Марии ее матерью и телесное вознесение Богоматери на небо. В 1950 году утвержден догмат, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева после окончания ее земного пути была взята на небо "с душой и телом для Славы Небесной". В честь этого в 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный "королеве небес".
В католицизме начиная с XI века, действует целибат - безбрачие духовенства.
Римско-католическая церковь, как и православная, признает все семь таинств, однако некоторые из них совершает и толкует немного иначе. Так, например, таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду.
Миропомазание (конфирмация) совершается не сразу после рождения, а в возрасте 7 - 12 лет и выполнить его может только епископ. Во время причащения у католиков употребляется не квасный хлеб (как в древней церкви), а пресный (облатки). А просфора же печется из пресного теста в виде маленького блинчика.
Еще одной особенностью является то, что во время богослужение верующие сидят и встают только при пении определенных молитв. В католическом храме присутствует инструментальное сопровождение: звучит орган или фисгармония.
В отличие от православия, католицизм имеет строго централизованную организацию. Он имеет международный центр управления — Ватикан и единого главу церкви — Папу Римского.
Все исследуемы статистические данные по отличию ветвей христианства (католичества и православия) можно занести в определенную таблицу (таблица 1).
Таблица 1
Сходства и различия католицизма и Русской православной церкви
ХРИСТИАНСТВО | ||
ПРАВОСЛАВИЕ | СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ | КАТОЛИЧЕСТВО |
Иисус Христос | Глава церкви (земной и небесной) | Папа Римскмй |
+ | 7 таинств (крещение, причащение, покаяние, брак, соборование, миропомазание, священство) | + |
Ветхий Завет, Новый Завет | Источники писания | Священное писание, Священное придание |
Первых семь постановлений ( с 325 г. по 787г.) | Постановления вселенских соборов | 21 постановление (1962-1965) |
Храм, церкви, собор | Культы, обряды | Храм, собор |
Иконы, лики | Украшение соборов | Скульптурные изображения святых |
Только от отца | Святой дух | От отца и сына |
Ад, рай | Загробная жизнь | Рай, чистилище, ад |
разрешены | Браки священнослужителей | безбрачие |
4.3 Русское православие и католичество в современных реалиях существующих религий в Нижегородской области
Нижний Новгород является столицей Приволжского федерального округа - одного из самых многоконфессиональных регионов России.
Для исследования количества верующих в нижегородской области, принадлежащих к разным религиям, были проанализированы основные сайты религиозных общин Нижнего Новгорода и Нижегородской области: Ислам - www.islamnn.ru; Католичество - http://www.catholic.su/node/127; Православие (Нижегородская митрополия) - http://www.nne.ru/; Баптисты - http://religio-nn.narod.ru/index/0-21; Христиане Веры Евангельской (пятидесятники) традиционного направления - http://religio-nn.narod.ru/index/0-18; Лютеранская церковь - http://religio-nn.narod.ru/index/0-8; Русская православная старообрядческая церковь не имеет персонального интернет – сайта, поэтому статистические данные, необходимые для проведения эмпирического исследования были проанализированы на сайте http://samstar.ucoz.ru/, где дано общее представление о старообрядческих общинах Нижегородской области.
В результате анализа данных сайтов, было выявлено, что в Нижнем Новгороде и Нижегородской области существует 7 основных религиозных направлений: православие, баптизм, пятидесятничество, католицизм, лютеранство и Русское православное старообрядчество.
Количество верующих, принадлежащих к разным конфессиям можно отобразить в специальной таблице (Таблица 2).
Таблица 2
Количество верующих разных конфессий в Нижнем Новгороде
Религия | Количество верующих в цифрах | Количество верующих в процентном соотношении |
Исламисты | 157 221 | 12,4 % |
Католики | 22 000 | 1,7 % |
Атеисты | 30 000 | 2,3 % |
Баптисты | 700 | 0,05 % |
Пятидесятники | 3 500 | 0,27% |
Старообрядцы | 102 000 | 8 % |
лютеране | 1 500 | 0,11 % |
православные | 943 000 | 74, 8 % |
В Нижнем Новгороде 1, 259, 921человек на начало 2014 года[12]
Вышеприведенные данные таблицы можно представить в виде графического отображения количества верующих разных религиозных направлений г. Нижнего Новгорода в процентном соотношении
График 1 Графическое отображение количества верующих разных конфессий
г. Нижнего Новгорода
Таблица 3
Количество верующих разных конфессий в Нижегородской области
Религия | Количество верующих в цифрах | Количество верующих в процентном соотношении |
Исламисты | 389, 542 | 11, 7 % |
Католики | 55 000 | 1, 6 % |
Атеисты | 75 000 | 2, 6 % |
Баптисты | 1 700 | 0,05 % |
Пятидесятники | 9 250 | 0, 27 % |
Старообрядцы | 254 000 | 7, 6 % |
лютеране | 3 700 | 0, 1 % |
православные | 2, 522, 405 | 76, 1 % |
В нижегородской области 3, 310, 597 человек 2013 г[13]
Вышеприведенные данные таблицы можно представить в виде графического отображения количества верующих разных религиозных направлений Нижегородской области в процентном соотношении.
График 2 Графическое отображение количества верующих разных конфессий
Нижегородской области
Для полного отображения ситуации был создан график, анализирующий основные вероисповедания в России, по результатам данного графика, можно сделать вывод, что самое большое количество людей в России являются православными.
График 3 Графическое отображение количества верующих разных конфессий России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной научно-исследовательской работе было проведено сравнение двух произведений: древнерусского апокрифа «Хождение Богородицы по мукам» и поэмы «Потерянный рай» или «Грехопадение». Сравнение проводилось методом теоретического и практического анализа (анализ статистических данных, обработка полученных данных и составление графиков). На основе статистических данных, было выявлено, что основное количество населения Нижнего Новгорода и Нижегородской области придерживается христианской конфессии (74,8 % в Нижнем Новгороде, 76,1% в Нижегородской области, по сравнению с остальными видами религиозных конфессий). Используя теоретический метод (обработка и сбор знаний полученных при прочтении произведений), было выявлено, что эсхатологические представления христианства и католичества различаются как по религиозному признаку (различие канонов католичества и христианства) так и по литературному признаку (различие образов персонажей, композиционное различие). Несмотря на вышеприведенные различия, два данных произведения сходны в проблематике сюжетов и их символического смысла. При анализе данных произведений, было замечено то, что два совершенно разных произведения, написанные в разную эпоху, с соблюдением разных религиозных канонов преследуют одну и ту же цель: показать и искоренить все грехи человеческой жизни, а также показать, что у человека всегда есть выбор – либо утаить грех и жизнь в вечных муках или сделать его явным и искоренить из своей души навсегда. В заключении нам бы хотелось привести цитату первого русского императора Петра Первого:
«За признание — прощение, за утайку — нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Романчук Л. "Демонизм в западноевропейской культуре". - Днепропетровск, 2009. - C. 127-129
[2]Романчук Л. Мильтоновский Сатана // Романчук Л. "Демонизм в западноевропейской культуре". - Днепропетровск, 2009. - 232 c. - C. 127-129.
[3]Р. Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1964.
[4]Владимиров П. В., Научное издание апокрифов, отречённых книг в русской литературе во второй половине XIX столетия, Киев, 1986;
[5]Памятники отречённой русской литературы, изд. Н. С. Тихонравова. т. 2, М., 1963
[6]Рождественская М. В. Хождение Богородицы по мукам // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1.С. 463—465.
[7] А. Н. Пыпин. Памятники старинной русской литературы, вып. 3. СПб., 1962. С. 118—124
[9] Сколько православных в России? // Православие и мир, 03.04.2010
[10] Опубликована подробная сравнительная статистика религиозности в России и Польше // Religare.ru, 06.06.2012
[11] Andrew Higgins. Born Again. Putin and Orthodox Church Cement Power in Russia // The Wall Street Journal, 18.12.2007 (англ.)
[12]The 50 largest cities in Russia http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/sity_id.php?id=5
Catholic Parish Assumption of the Virgin Mary
E – Mail: catholic.nnov@mail.ru
Personal website: catholic.ru
Telephone: 430-26-06
10 B, Stydenaya street
Nizhniy Novgorod
Russia
CATHOLICISM
in Nizhniy Novgorod
Catholicism in Nizhniy Novgorod
Catholic Parish Assumption of the Virgin Mary
Catholic community of Nizhny Novgorod has been developing during many ages. Panskaya settlement, where the Poles, the Lithuanians and the Germans lived, was known in the XVII century. That time Western merchants started visiting Nizhny Novgorod very actively as they attended the Makariev fair. The war of 1812, Warszawa rebel of 1831, and foundation of privileged educational institutions also caused Catholic’s presence in Nizhny Novgorod.
History of Catholicism
To the beginning of the 1st World war there were about 5700 Catholics in Nizhny Novgorod, including Armenian Catholics. Instead of the temple, more three chapels were situated in Nizhny Novgorod, often named as separate parishes.
In May 1993 five future parishioners got together for the first time to have a prayer. Then they decided to restore the parish officially. Data on the current quantity of the catholic population (about 600 Polishes, 300 Lithuanians and Catholics – representatives of the other nations) was got in the Board of Statistics.
Catholicism in Nizhniy Novgorod
The first Mass was served on Christmas 2002.
There are a library, Sunday school and rooms for nuns in the attic on the first floor.
Now there are about 200 Russians form the parish, but people from the other countries (Armenia, Poland, Germany, Tanzania, the USA, India, France, Lebanon, Georgia), who are residents of Nizhny Novgorod, attend the temple as well.
Два Мороза
О путнике
Развешиваем детские рисунки дома
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Как нарисовать портрет?