Образ Сергия Радонежского не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.
Вложение | Размер |
---|---|
Сергий Радонежский | 644 КБ |
Управление образования Сосновского муниципального района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа №2 Сретенские детско-юношеские краеведческие чтения «Сергий Радонежский – духовный символ русского народа» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА | ||
Величие подвига Сергия Радонежского |
Образ преподобного Сергия Радонежского в жизни и творчестве художника Михаила Васильевича Нестерова
Автор:
Муленкова Лада,
обучающаяся 5 «Б» класса,
12 лет
Руководитель:
Лизякина Ирина Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Сосновская СОШ№2
п.Сосновское
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………….... 3
1 Литературные произведения, в которых отражен образ преподобного Сергия Радонежского
1.1 Духовный мир Преподобного Сергия в творчестве скульптура Сергея Казанцева……………......................................................................... 5
1.2 Канонический скульптурный образ Преподобного Сергия Радонежского автора С.Н.Олешни …………………………………………………..10
1.3 Другие памятники (скульптуры, монументы, барельефы) …….
1.4 К 700летию Преподобного
Заключение………………………………………………………........ 11
Используемые источники..................................................…………… 12
Приложение 1 …..................................................................................... 13
Приложение 2 …......................................................................................14
Приложение 3 …......................................................................................15
Введение
«Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью".
М.В.Нестеров
Святость Сергия Радонежского, подтвержденная чудотворениями на его могиле, была признана сразу же после его смерти. И очень скоро было создано не только житие, но появились и живописные образы этого удивительного святого, ушедшего от мира и именно этим мир преобразившего. Художники, посвятившие свои творения преподобному Сергию Радонежскому, старались сохранить достоверные, черты жизни святого, так создавались эти произведения изобразительного искусства, в задачу которых входило сохранить, закрепить достоверные, портретные черты преподобного. Имя его из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства нашего народа. Оно сохранило силу непосредственного нравственного впечатления. При имени Сергия народ вспоминает свое духовное возрождение, всегда обращается к нему в переломные, трудные моменты своей истории».
Силу непосредственного нравственного впечатления несут образы Сергия Радонежского, созданные художниками.
Один из этих людей, по призванию художник, а по происхождению сын уфимского купца – Михаил Васильевич Нестеров. Годы жизни: 1862 – 1942-ой. Одной из центральных тем в живописи Нестерова является тема русской святости.
Нестеров в своих картинах стремился передать глубинную суть человека, касалось ли это портретов или касалось изображений святых, передать живую связь человека с Богом. Это стремление отразилось в череде полотен Нестерова из жизни русских святых. Изображал он преподобного Пафнутия Боровского, сидящего с удочкой на берегу озера возле срубленной им церковки, изображал благоверного князя Александра Невского, молитвенно склонившего голову перед иконой Богоматери, изображал старца Авраамия, который в раздумье глядел в темные, пока еще тихие озерные воды.
Менее известно, что Нестеров был художником-станковистом, то есть, он не только писал картины, он участвовал в росписях многих храмов. Это, прежде всего, роспись Владимирского собора в Киеве, это роспись Марфо-Мариинской обители. Он, как один из художников, делал эскизы к мозаикам Спаса на крови в Петербурге, расписывал и другие храмы.
Из всех святых особенно любовно Михаил Васильевич относился именно к святому преподобному Сергию Радонежскому. Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, Нестеров вошел в мир народных преданий и верований, связанных с Сергием Радонежским.
Образ Сергия Радонежского не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.
Цель работы: показать отражение образа Преподобного Сергия Радонежского в творчестве Михаила Нестерова.
Основные задачи:
1) Исследовать факты биографии М.В.Нестерова – что привело художника к Преподобному Сергию?
2) Проанализировать шедевры, посвященные Сергию Радонежскому.
3) Найти ответ на вопрос: образ какого человека пытался воплотить в своих картинах М.В.Нестеров?
4) выяснить силу влияния Преподобного Сергия на жизнь и творчество великого художника.
Объекты данного исследования:
Гипотеза: изображая жизнь и нравственный подвиг Преподобного Сергия Радонежского, М.В.Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты - создать образ совершенного человека, доброго, близкого родной земле.
Методы: наблюдение, анализ, сравнение, синтез, систематизация и обобщение материала.
Актуальность исследования: в 2014 году Преподобному Сергию Радонежскому исполняется 700 лет.
На склоне лет, обозревая пройденный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятьях нашей матушки-природы».
Образ преподобного Сергия Радонежского в жизни и творчестве художника Михаила Васильевича Нестерова.
Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе. Из 12 детей его родителей 10 умерли в младенчестве. Выжили будущий художник и его сестра. Согласно семейной истории, Миша был на грани гибели в раннем детстве. Многими медицинскими народными средствами пробовали поднять его на ноги, а Михаил оставался хилым, "дышащим на ладан ребенком". Однажды его матери показалось, что сын умирает. И его обрядили и положили под образ, а на грудь положили икону Тихона Задонского. С тех пор мать заметила, что её сын пошел на поправку. Она благодарила Бога, Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался в семье особой любовью и почитанием. Семья Нестеровых была верующей, и детство Михаила Васильевича во многом связано с молитвой, богослужениями. Церковь и православное семейственное воспитание оказали на мальчика большое положительное влияние, с годами проявлялись его художественные наклонности. В возрасте пятнадцати лет Михаил Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, ныне это Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В течения обучения были поиски себя, своего стиля. Любимым преподавателем был Василий Григорьевич Перов (его знаменитое произведение "Охотники на привале"), способствовавший формированию его исторических взглядов. Но еще большую роль в воспитании будущего художника сыграли крепкие православные традиции. Много работ М. В. Нестерова посвящено Сергию Радонежскому, идеалу русской святости, почитаемому во всем христианском мире 1.2 Произведение Нестерова "Видение отроку Варфоломею" (1890). Житие святого Сергия привлекло внимание Михаила Васильевича неслучайно. В это время было 500 лет со дня его смерти. В России обновлялась русская душа и с образом Сергия была связана надежда на духовное возрождение. В памяти поколений хранились предания о временах Куликовской битвы, когда жил святой. Именно он первым начал возрождение монастырской жизни на Руси. За ним последовали многие. Монастыри в ту пору стали центрами культуры. В них возродили храмы, переписывали книги, создавали иконы. Во время работы над картиной Нестеров жил в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры, посещал места, связанные с деятельностью Сергия Радонежского. С школьных лет нам всем известно произведение Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Этот шедевр был написан именно там – в окрестностях Лавры. Хочется рассказать, что же там изображено. В семилетнем возрасте Варфоломея, в будущем преподобного Сергия Радонежского, отдали учиться вместе с двумя его братьями. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. Родители бранили ребенка, учитель наказывал. Тогда Варфоломей со слезами взмолился Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге Он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения, внимательно читал Евангелие. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой. С этой картиной связана очень интересная история. Найти мальчика, с которого бы можно было написать голову отрока, художнику никак не удавалось. Он смотрел и смотрел на детей, но не было среди них ребенка с таким лицом, которое, как представлялось Нестерову, должно быть у его героя. И вот, наконец, удача. Как-то, гуляя по деревне, он увидел коротко остриженную девочку болезненного вида с огромными голубыми глазами. На картине "Видение отроку Варфоломею", отражено собственное христианское чувство художника, его живая вера. Но не все знают, что эта живописная работа Нестерова, яркая, но не единственная в его творчестве. На протяжении многих лет Михаил Васильевич упорно стремился создать облик Сергия, постичь все грани его святости, самую суть его молитвенного делания, преобразившего Русь. В результате художник создал целую серию картин, посвященных Радонежскому чудотворцу. 1.3 Картина "Преподобный Сергий Радонежский" (1890 – 1899). Картина "Юность преподобного Сергия Радонежского". Это вторая работа Нестерова из цикла, посвященного Преподобному. Здесь изображен одинокий монах Сергий среди леса и зверей. Ведь в юности он оставался совсем один, так как старший брат Стефан не выдержал таких условий и ушел в монастырь в Москву. Молодой инок Сергий уже тогда отличался терпением и смелостью. На картине среднерусский пейзаж с величественным лесом и тихой речкой полон спокойствия и умиротворения. Фигура Сергия Радонежского изображена на невысоком лесном пригорке, на фоне деревянной часовни. Светлая радость и наивная чистота образа преподобного созвучна весеннему состоянию родной природы. В 1897 году Нестеров принес картину в дар Третьяковской галерее. 1.4 Триптих "Труды преподобного Сергия" (1890 – 1899). Это моменты жизни, когда Святой жил вместе с братией. Главенствующую роль играет пейзаж, причем разных времен года. Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой, всегда показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты - создать образ совершенного человека, доброго, близкого родной земле. Первое слово, которое хочется применить к этим полотнам, это «публицистичность». Это – попытка художника, человека образованного, человека тонко чувствующего, подстроится под понимание простого человека. Под каждым из «Трудов» можно написать несколько слов, и в этих словах исчерпается содержание картины. Вот Сергий носит воду, вот рубит избу. А там – просто стоит, задумавшись о чем-то. Подвиг физический он неизменно сочетает с подвигом молитвенным. И, пожалуй, что, все. Каждое из трех полотен может быть без труда рассказано, оно понятно неискушенному зрителю. Но внешняя простота лишает его той силы, той мощи, которая была присуща «Видению». Эти картины не проникают в душу. В «Трудах», а также и в других полотнах цикла, нет того живого чувства единения двух миров, которое есть в «Варфоломее», в них нет чуда. 1.5 «Пустынник» (1889). Хочется рассмотреть также картину Михаила Васильевича «Пустынник» (1889). Его старик-монах - простец, с наивной верой в Бога, не искушенный в религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, - это и делает его таким счастливым. Но Нестеров нашел этот человеческий тип и в жизни. Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой.
Заключение Живопись Михаила Нестерова не ярка, она скромна, изящна и стройна по исполнению. Художник уловил стремление человеческой души к великому чувству - к доброте и правде. Он говорил: "Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью". Бесконечно любящий Родину, православие, глубину души русского человека, Михаил Нестеров был поистине талантлив. Он обладал Божьим даром, который до сих пор служит выражению добрых и прекрасных чувств, живущих в святом Сергии Радонежском, а это самое драгоценное в искусстве. Остальные полотна Сергиевского цикла стали компромиссом между двумя сообществами, между передвижниками и между купечеством, стали своего рода попыткой примирить реалистическое и мистическое. Как это часто бывает с компромиссами, холодный трезвый ум подавил творческую стихию. Может быть, один единственный раз услышав глас с небес, уловив его, подчинившись его звучанию, Нестеров возвысился до гениальности и стал одной из крупнейших фигур христианского возрождения в России. На уровне более приземленном художник просто выполнил невероятно важную работу. Купец по крови и живописец по призванию, Нестеров передал на полотне то живое христианское чувство, ту веру, которая была столь необходима обществу в его время, да, пожалуй, и в наши дни. Нестеров оказался в числе отцов-основателей эстетики православного ренессанса. Считаю, что цель моего исследования – показать отражение образа Преподобного Сергия Радонежского в творчестве Михаила Нестерова – достигнута, задачи решены. |
Используемые источники
Приложение 1
Епифаний Мудрый «Житие Сергия Радонежского»
Приложение 2
Приложение 3
Сергиев Посад Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Где спят снеговики?
Рыжие листья
Весёлые польки для детей
Подарок
Три способа изобразить акварелью отражения в воде