Исследование творчества выдающейся английской писательницы Эмили Бронте (1818-1848) является чрезвычайно важным аспектом понимания особенностей литературного процесса Англии середины ХІХ столетия. Без сомнения, все новые поколения читателей открывают для себя ее неповторимый, уникальный талант, который с утонченностью проявился в ее поэтическом творчестве и едином романе “Грозовой Перевал”.
Вложение | Размер |
---|---|
dukh_romnatizma_v_romane_emilii_bronte_grozovoy_2_1.docx | 96.52 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №136
603065, Нижний Новгород, ул. Дьяконова, д. 1б, тел/факс. 253-53-09, тел. 253-29-46
Научное общество учащихся
Дух романтизма в романе Эмилии Бронте «Грозовой перевал»
Выполнила:
Храмова А.В.
10А класс МБОУ гимназия № 136
Руководитель:
Сентябрёва А.С.
учитель английского языка
МБОУ гимназия №136
г.Н.Новгород
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Эпоха романтизма в Английской литературе
1.2 Романтизм как литературное направление в Англии
Глава II. Дух романтизма в романе «Грозовой перевал»
2.1 Жизнь и творчество Эмили Бронте
2.2 Сюжетная линия романа «Грозовой перевал»
2.3 Особенности проявления романтизма в произведении
Глава III. Практическое исследование
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Исследование творчества выдающейся английской писательницы Эмили Бронте (1818-1848) является чрезвычайно важным аспектом понимания особенностей литературного процесса Англии середины ХІХ столетия. Без сомнения, все новые поколения читателей открывают для себя ее неповторимый, уникальный талант, который с утонченностью проявился в ее поэтическом творчестве и едином романе “Грозовой Перевал”.
Творческое наследство писательницы продолжает привлекать внимание многих поколений читателей и литературных критиков, ей присущая непревзойденная самобытность, образность и живописность. Следует указать, что в английской литературе середины ХІХ, понятия романтизм и “классический реализм” присутствовали одновременно. Отсюда вытекает специфическое для литературы этой страны взаимопроникновение двух художественных систем. Писатели-реалисты значительно углубили решение проблемы взаимоотношений личности и общества с помощью объяснения типичных социальных обстоятельств, которые определяют природу типичных характеров.
Известно, что Романтизм как литературное направление возник на рубеже XVIII и XIX столетий. Как идейно-художественное направление, романтизм отразил разлад мечты и действительности, порожденный совокупностью социально-политических причин, характерных для рубежа XVIII-XIX вв.
Социально-историческая почва романтизма в Англии имела свои особенности. Буржуазная революция произошла в стране в середине XVII в., и к концу XVIII столетия ее результаты проявились вполне очевидно. В народной среде зрело и крепло недовольство последствиями промышленного переворота.
Романтическая культура с ее специфическими принципами является отражением процесса отчуждения личности в буржуазном обществе, разрыва прежних социальных связей в переходную эпоху, неопределенности и зыбкости устанавливающихся отношений. Индивид оказывается изолированным от прежней вековой социальной системы. Формируется характерный для романтизма художественный принцип - изображение личности как самоценной, не зависящей от уродливых социальных обстоятельств, которые романтиками подвергаются резкому осуждению. Эта личность живет своим неповторимым, индивидуальным внутренним миром и, не принимая реальной действительности, творит сама, с помощью своего воображения или эмоциональной активности, идеальный мир, соответствующий порывам и стремлениям ее субъективного духа. Но романтики не могут не сознавать, что на пути субъективного творчества самоценной личности и в процессе утверждения ее свободной воли она неизбежно наталкивается на жестокую реальность современного общества. Отсюда - появление романтической иронии, которая указывает на невозможность абсолютизации свободы личности и самоценности индивида.
Многие литературные критики до сих пор спорят о великом романе Эмили Бронте «Грозовой перевал»: некоторые из них утверждают, что роман написан в готическом стиле, остальные говорят о духе романтизма и классического реализма.
Дух романтизма воплощен в произведении огромного эмоционального напряжения — романе «Грозовой перевал». Его называли «самым романтичным романом» (В. Пейтер), «дьявольской книгой, которая объединила все сильнейшие женские наклонности», одним из лучших романов «по силе и проникновенности» (Д.Г. Россетти), «одним из манифестов английского гения... романом, который перерастает в поэзию»
Между тем этот единственный роман Эмили Бронте ничем не уступает произведениям её сестры, Шарлотты. Данные романы достаточно сложно сравнивать, так как писательницы рассматривают человеческую натуру, используя абсолютно разные системы координат. Наиболее образно и глубоко творчество двух писательниц сравнила Вирджиния Вульф в своей критической статье «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал»: «Шарлотта Бронте не задумывается над человеческой судьбой; она даже не ведает, что тут есть над чем подумать; вся её сила, тем более мощная, что область её приложения ограничена, уходит на утверждения такие как, «я люблю», «я ненавижу», «я страдаю…«Грозовой перевал» книга более трудная для понимания, чем «Джейн Эйр», потому что Эмили больше поэт, чем Шарлотта.
Само произведение вызывает много споров у литераторов, основной из которых- к какому же жанру следует отнести данное произведение. Как и большинство литературных критиков, мы склоняемся к мнению, что это произведение относится к романтизму, в доказательство этого можно привести многие факты.
Судьбы своих героев Эмили Бронте изображает как судьбы трагические, но при этом она противопоставляет им историю жизни и любовь юного поколения, представители которого смогли отстоять свое право на счастье. Роману свойственна прерванность композиции. События переданы через восприятие нескольких рассказчиков (Нелли Дин, Локвуд). Каждый по-своему интерпретирует то, что происходит. Используется прием рассказа в рассказе, в рассказ включаются вставные эпизоды, письма, отрывки из дневников. Преобладающими становятся лирическое и драматическое начала. Эпический рассказ отходит на второй план.
В романе Э. Бронте присутствует достоверность реального, переданная не только в образах обычного, а и возвышенного, присущего способу мыслей и чувств. Это — один из вариантов романтической прозы викторианской Англии.
Актуальность данной работы заключается в том, что роман «грозовой перевал» и жизнь Эмили Бронте, до сих пор вызывает интерес общественности, а также эта книга может дать много для развития ума и сердца подростков. Она связывает многие поколения людей. Возможно, что её читали с упоением почти все бабушки, мамы современных подростков. Им наверняка захочется приобщить к чтению «Грозового перевала» своих юных родственников, перечитать самим, а потом сравнить впечатления. Эта книга не потеряла своей актуальности. Существует около 40 экранизаций романа. Хорошо, полезно, интересно сравнивать фильмы с книгой. Есть шанс взаимодействия личностей в семье. И не только. В интернете размещено множество рецензий и просто отзывов на книгу. Особенно бурно обсуждалась в интернете английская экранизация 1992 года. Так что и книгу, и фильмы можно обсудить в компаниях подростков. Но самое главное – эта книга именно для старших подростков 14 – 17 лет. Ведь она очень романтическая. Здесь подняты острые темы и проблемы взросления, постижение своего характера, темперамента, зарождения страсти, борьбы со своим естеством. Роман помогает изучать тайны души. Борьба низкого и высокого в душе одного человека. Многогранность человеческой натуры и др. Роман лишен подробного описания зарождения и проявлений страстной любви Кэти и Хитклифа, давая волю воображению и фантазии « бродить по раю». «Грозовой перевал» рождает прекрасные мечты, помогая на время забывать суровую реальность.
Цель данного реферата: доказать, что роман Эмили Бронте «грозовой перевал» обладает духом романтизма.
Исходя из вышеизложенной цели, в данном реферате были поставлены следующие задачи:
1.Исследовать эпоху романтизма в английской литературе.
2.Определить термин «романтизм» и его отличительные черты.
3.Выяснить определенные аспекты жизни и творчества Эмили Бронте.
4.Определить сюжетную линию романа «грозовой перевал»
5.Выяснить особенности романтизма в данном произведении.
6.Выявить общественное мнение на счет ее творчества, жанра и экранизаций романа, посредством социального опроса в сети - интернет.
Глава 1 Эпоха романтизма в Английской литературе
Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.[1]
Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты, объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и Кипренского.
Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты.
Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине. Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является этическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.
Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудительного к нему подхода, свойственных классицизму. Все они исходили от отрицания Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу художника. И если классицизм все делит исключительно на плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизму свойственна разветвленность, неоднозначность. Классицизм - это система, а романтизм - таковою не является. Романтизм способствовал продвижению нового времени от классицизма до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь человека в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм – читателю показывается не только внешние поступки героев, но и их внутреннее душевное состояние.Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность. В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.
Романтизм впервые ставит проблему языка искусства.
“Искусство – язык совсем иного рода, нежели природа; но и в нем заключена та же чудесная сила, которая столь же тайно и непонятно воздействует на душу человека”[2]
Художник – толкователь языка природы, посредник между миром духа и людьми.
“Благодаря художникам человечество возникает как цельная индивидуальность. Художники через современность объединяют мир прошедший с миром будущим. Они являются высочайшим духовным органом, в котором встречаются друг с другом жизненные силы своего внешнего человечества а где внутреннее человечества проявляется прежде всего”[3]
Однако романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в различных направлениях. Среди романтиков были реакционно-настроенные писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию и христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением выражали демократический протест против феодального и всяческого гнета, воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.
Виды искусства в своей значимости более или менее уравнялись и дали великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств первенство отдавали музыке.
Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, обратил пристальное внимание к судьбам человеческой личности, раскрыл диалектику добра и зла, мастерски раскрыл человеческие страсти и др.
Основные жанры романтизма:
Выводы:
Отличительными чертами романтизма являются:
1. «Культ чувств» человека
2.Мир-хаос,познание мира через чувства.
3.Исключительные герои, которые действуют в исключительных обстоятельствах.
4.Конфликт между чувствами, конфликт человека и общества, человека и толпы.
5.Романтический герой, герой монострасти –то есть им присущ один тип чувств, идей.
1.2 Романтизм как литературное направление в Англии.
Романтизма — как школы — не существовало в Англии. Здесь не было, как во Франции и Германии, группы писателей, объединившихся на романтической платформе. И, тем не менее, ряд типичных признаков романтизма, отличавших английскую литературу в первые десятилетия XIX в., дают право говорить о романтическом направлении в Англии. Эти признаки были: протест против классической рассудочности, в особенности против классических правил, и противопоставление им индивидуальной поэтической свободы; далее, интерес к народности и к старине, к средним векам — в противоположность Античности, которая являлась главным содержанием классицизма; интерес к экзотике, который привлёк внимание английских романтиков к Шотландии, стране старинных народных песен и легенд. Природа и деревня широким потоком вливаются в английскую романтическую поэзию. Наконец, большую роль в английской поэзии романтического периода играют революционные настроения, увлечение французской революцией, политический радикализм.
Теодор Жерико Плот «Медузы» (1817), Лувр в тесной связи с германским влиянием считается возникновение Романтизма в Англии, где его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись, во время путешествия по Германии, с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для Английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.
Рядом с народническим романтизмом озёрной школы ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм» [4]. Величайший поэт эпохи Байрон [1788-1824] был представителем романтики революционно-аристократической.Презиравший великосветское общество, с которым он был связан своим происхождением, оторвавшись от своего класса, не видя ничего привлекательного в представителях капитала, жадных и продажных торгашах, Байрон в молодости разразился пламенной речью в защиту рабочих, но после не возвращался уже к этому вопросу, на всю жизнь остался деклассированным аристократом, мятежным революционером-индивидуалистом, певцом неудовлетворённых разочарованных натур, начав с таинственных демонических скитальцев и разбойников («Гяур», «Лара» и др.). Этот же образ углублён в «Чайльд Гарольде», который стал предметом широкого подражания в европейской поэзии. Закончил Байрон протестом против мироздания и мирового порядка в своих богоборческих трагедиях («Манфред» и «Каин»). К концу жизни Байрон близко подошёл к политической и социальной сатире («Дон-Жуан», «Бронзовый век»). Крайний индивидуализм, чувство неудовлетворённости, влечение к Востоку и экзотическим странам, любовь к природе и одиночеству, мечты о прошлом у руин и памятников, — всё это делает Байрона поэтом английского романтизма, а его гневные обличительные протесты против всех форм насилия и эксплуатации, его связи с итальянскими карбонариями и борьба за освобождение Греции сделали его певцом свободы в глазах европейской интеллигенции. Его друг Перси Биши Шелли [1792-1822], гениальный лирический поэт, также аристократ, подобно Байрону соединяет в своей поэзии мир фантастической романтики с революционным протестом против складывающегося буржуазно-капиталистического общества. В своей поэме «Королева Маб» он изображает это общество, где все «на публичном продаётся рынке», где с помощью жестокого голода хозяин гонит своих рабов под иго наёмного труда. Таким же революционером-романтиком выступает Шелли в других своих поэмах («Лаон и Цитна», «Раскованный Прометей» и др.). Его жена Мэри Шелли, автор «Франкенштейна» — пионер вопроса об ответственности учёного. Вальтер Скотт [1771-1831] обнаруживает, как и два великих поэта, тенденцию к старине. Он был создателем исторического романа («Айвенго», «Роб-Рой», «Квентин Дорвард», «Тамплиеры» и др.), в котором умел соединять правдоподобие и реализм с богатой романтической фантастикой и изображать наиболее драматические моменты национальной истории Шотландии и Англии.
В первой трети XIX в. завершается первая стадия борьбы дворянства и промышленной буржуазии, которая все более становится господином положения. Борьба против хлебных законов, чартизм и выступления рабочего класса, властно заявляющего о своих требованиях, отодвигают на второй план феодальную романтику и патриархально-мечтательную поэзию. Город с его практическими интересами, усиливающаяся буржуазия, начинающаяся социальная борьба между нею и рабочим классом становятся главным содержанием английской литературы, а реализм — её преобладающей формой. Вместо средневекового замка — фабричный город, вместо далёкой старины — кипучая современная промышленная жизнь, вместо фантастических образов изобретательного воображения — точное, почти фотографическое, изображение действительности. Бульвер-Литтон [1803-1873], ещё продолжающий традиции романтизма, аристократ по происхождению, наполняющий свои романы превращениями, чудесами и уголовщиной, оставляет нам однако ряд литературных документов, имеющих социальное значение, изображает процесс обеднения и разложения дворянства (романы — «Пельгам», «Ночь и утро» и др.).
Многие классики зарубежные и русские также считают роман Эмили Бронте «Грозовой перевал» произведением, относящимся к направлению «романтизм», потому что две главные темы подняты в романе "Грозовой Перевал" - тема любви и тема униженных и оскорбленных. Они воплощены в судьбах и непростых отношениях, связывающих членов двух семей в двух поколениях. История любви Кэтрин Эрншо и Хитклифа составляет сюжетную основу романа, построенного весьма своеобразно.
Композиция романа отличается разорванностью: рассказ начинается с момента, когда трагедия устремляется к развязке. Используя прием рассказа в рассказе и зеркальность произведения.
__________________________________________________________________
Рассмотрев в данной главе романтизм как литературное явление в Англии, мы можем сделать следующие выводы: в Англии, как такового, направления романтизма не существовало, оно находило свои отклики в работах писателей.
ГЛАВА 2 ДУХ РОМАНТИЗМА В РОМАНЕ «ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ»
Глава 2.1. Жизнь и творчество Эмили Бронте
Эмили была пятым ребенком из шести детей семьи Бронте. Когда она потеряла мать в 1821 году, и двух своих старших сестер, она вместе с Энн, Шарлоттой и братом Бренуэллом стали сплоченной и уникальной командой. Они не посещали школу, у них не было друзей, они жили в глухой деревушке. Игровой площадкой им служили торфяники, которые виднелись из открытых окон дома, да их собственная фантазия.
Эмилия была самой загадочной из сестер (приложение 2) – худенькая, застенчивая, очень замкнутая, скрывающая от всех глубинные движения души и чувства. У Эмили Бронте не было близких друзей, она редко писала письма, мало кого любила, за исключением родных. Характеру её была свойственна стоическая твёрдость и мистицизм. О ее жизни и личной судьбе почти не сохранилось сведений, хотя в самых общих чертах ее биография включает все то, что пережито ее братом и сестрами.
Эмили меньше всего имела возможность обучаться, в отличие от своих сестер. Она провела полгода в школе «Clergy Daughters» в деревне Кован-Бридж, когда ей было 6 лет; три месяца в «Roe Head School», в местечке Дьюсбери, в возрасте 17 лет; и еще девять месяцев в пансионате Эже в Брюсселе в возрасте 24-25 лет. Остальные пробелы в образовании она заполняла, обучаясь дома с тетей Бренуэлл и сестрой Шарлоттой. Учителя рисования и музыки иногда посещали их приходской домик (Эмили была талантливой пианисткой), однако большую часть обучения ей пришлось получить у своего отца. Мистер Бронте поощрял разностороннее чтение своих дочерей, и дискутировал с ними как со взрослыми, на темы политики, и литературной критики. Мистер Бронте также планировал, что его вторая дочь, Элизабет станет домработницей, а остальные — гувернантками. Единственную оплачиваемую работу, которую приняла Эмили было учительствование в школе «Law Hill» недалеко от Халифакса в 1838 году, которое продлилось полгода.
Самым мучительным для нее было отсутствие свободы, времени для творчества, ощущение одиночества. Не менее тягостным для Эмили было и пребывание с сестрой в Брюсселе, в пансионе Эгера, где ее терзали ностальгия по дому, родным пустошам и болотам, мысли о близких. Глава учебного заведения, педагог умный и тонкий, отметил своенравный и противоречивый характер девушки, свойственный ей мужской склад ума и то, что она могла бы быть «великим навигатором». Все эти качества так или иначе нашли отражение в ее творчестве.
Через три месяца Эмилия вернулась домой. Тяжелая атмосфера внутри семьи. Однако для Эмилии дом был фоном ее радостей и печалей, местом действия единственного поразительного романа «Грозовой перевал». Эмили Бронте была счастлива лишь дома — ей нравилось хлопотать по хозяйству, и она наслаждалась обществом старшей из слуг, Табиты Эйкроуд.
Также как сестры и брат Бренуэлл, Эмили стала писательницей с того момента, как научилась читать. Вместе с Энн они писали стихи и истории о вымышленном мире Гондал. Только некоторые стихи из сказаний о Гондале сохранились, но известно, что их совместное творчество продолжало жить до начала 1840 года, и возможно, что Эмили никогда не предала мечты о волшебном мире забвению. Эмили меньше всех хотела, чтобы сборник стихотворений Братьев Белл был опубликован, и даже после публикации «Грозового Перевала», она отказалась составить компанию своим сестрам в поездке в Лондон с целью открыть миру правду о том, что за псевдонимом Белл скрываются три образованные женщины.
Творчество Эмили было средоточием ее существования, поэтому вести речь о ее жизни – это значит говорить о ее творчестве.
Мощные по звучанию темы неожиданно соседствуют в ее поэзии с сиюминутными наблюдениями и сопряжены с удивительной простотой языка. Эмилии не свойственно широкое использование метафор, усложненных поэтических конструкций, экспериментов с ритмом стиха.
И тем не менее ее поэтическое творчество оказывает интенсивное эстетическое воздействие. Она обладала философским складом мышления. Эмилия Бронте, как и ее любимый Вордсворт, была убеждена, что «поэзия есть истина, которую страсть доносит до сердца живой».
Роман «Грозовой перевал» (1847) – явление совершенно уникальное в английской литературе.
В произведении Э. Бронте живет романтическая традиция, сливающаяся с реализмом, проникновением в извечно-человеческие коллизии: мастерство писательницы проявляется в глубине психологических характеристик .
В произведении ощущается огромная эмоциональная напряженность. Надо отметить «ужасающую, великую мрачность», пронизывающую повествование о двух йоркширских семействах Эрншо и Линтонов и их злом гении Хитклифе. Кэтрин Эрншо и Хитклифа связывает бурная, демоническая, мятежная страсть. Их любовь трагична. Не случайно «Грозовой перевал» называли «романтичнейшим из романов», «дьявольской книгой, объединившей все самые сильные женские наклонности», одним из самых лучших романов «по силе и проникновенности стиля»), «одним из манифестов английского гения… романом, перерастающим в поэзию».
В отличие от остальных детей Бронте, Эмили была высока и крепка телосложением. Она была самым оживленным членом семьи, однако, несмотря на ее прозорливость, у нее не было друзей. Никакой личной переписки от нее не сохранилось, и даже те сведения, которые теперь появляются об Эмили, всегда слишком противоречивы. Мы лишь знаем, что она любила строгий распорядок жизни, а реальность и фантазии она всегда смешивала воедино.
Она обожала домашних животных, хотя обладала неистовым темпераментом, и держала их в строгости. Она избегала всех кроме родственников, и ее черты характера ярко представлены в персонажах ее произведений. Ее поэзия глубоко религиозна, несмотря на то, что она отказалась получать религиозное образование. Для Эмили, следование религиозным догмам означало пребывать в гармонии с собой, подчиняясь законам природы. Именно это может служить объяснением того, что Эмили отвергала всяческую помощь семьи и медицинских способов лечения во время ее смертельной болезни.
В отличие от Шарлотты у Эмили Бронте не было близких друзей, она редко писала письма, мало кого любила, за исключением родных. Характеру её была свойственна стоическая твёрдость и мистицизм
При жизни Эмили этот «Грозовой перевал» остался практически незамеченным и только после её смерти, когда Шарлотта осуществила второе его издание, «Грозовой перевал» был встречен хором похвал как истинный шедевр, правда, с некоторыми оговорками. В биографической справке Шарлотта отмечала «ужасающую, великую мрачность», пронизывающую повествование о двух йоркширских семействах Эрншо и Линтонов и их злом гении Хитклифе.
2.2 Сюжетная линия романа «Грозовой перевал»
Роман «Грозовой перевал» (1847) — явление совершенно уникальное в английской литературе.
В произведении Э. Бронте живет романтическая традиция, сливающаяся с реализмом, проникновением в извечно-человеческие коллизии: мастерство писательницы проявляется в глубине психологических характеристик.
В произведении ощущается огромная эмоциональная напряженность. Надо отметить «ужасающую, великую мрачность», пронизывающую повествование о двух йоркширских семействах Эрншо и Линтонов и их злом гении Хитклифе. Кэтрин Эрншо и Хитклифа связывает бурная, демоническая, мятежная страсть. Их любовь трагична. Не случайно «Грозовой перевал» называли «романтичнейшим из романов», «дьявольской книгой, объединившей все самые сильные женские наклонности», одним из самых лучших романов «по силе и проникновенности стиля»), «одним из манифестов английского гения... романом, перерастающим в поэзию».
«Грозовой перевал», как считал Р. Фокс, — одна из «самых необычных книг, созданных человеческим гением, но все это потому, что она — вопль отчаяния и муки, исторгнутый из души Эмили самой жизнью».
Здесь нет ни гувернанток, ни их нанимателей. Есть любовь, но не та любовь, что связывает мужчин и женщин. Она видела перед собой расколотый мир, хаотическую груду осколков и чувствовала в себе силы свести их воедино на страницах своей книги. От начала и до конца в ее романе ощущается этот титанический замысел, это высокое старание — наполовину бесплодное — сказать устами своих героев не просто «Я люблю» или «Я ненавижу», а — «Мы, род человеческий» и «Вы, предвечные силы».
Э. Бронте описывает реальные конфликты; создавая апофеоз всепоглощающей страсти героев, она изображает их общественную трагедию. «Грозовой перевал» — это роман о любви в условиях социального неравенства и несправедливости.
Общепринятые нормы поведения, представление о морали, этике, свойственные английскому обществу, трактовались в романе совершенно неадекватно. О своих героях Эмилия Бронте говорит, используя слова: «дьявольский», «нехристианский», «злобный». Автор «Грозового перевала» показала, какой ад творится за стенами «дома-крепости», сколько скрыто за ними жестокости, лицемерия, изуродованных судеб. Роман «Грозовой перевал» вызвал у многих читателей дрожь ужаса и «отвращения к той выразительности... с которой были изображены дурные... персонажи».
«Грозовой перевал» Эмили Бронте – книга поистине уникальная. Этот роман ставит Эмили в ряд с такими воспевательницами непокорности и сильных чувств, как Вирджиния Вульф, Энн и Шарлотта Бронте. Однако «Грозовой перевал» — вовсе не женское произведение. Это сильное, удивительное, страшное произведение, которое накроет читателя с головой. Автор этой книги – вовсе не романтичная и своенравная женщина, это человек с незаурядными литературными способностями. Это человек, познавший и сумевший изобразить весь ужас и отвратительность человеческой натуры.
Увидевший свет в Англии еще в 1847 году, «Грозовой перевал» до сегодняшнего дня занимает умы и сердца и юных барышень, и людей постарше.
Это вечная книга о вечных достоинствах и недостатках человеческой натуры.
История любви, а, может, только всепоглощающей страсти, Кэтрин Эрншо и приемыша-цыганенка Хитклифа необычна и вместе с тем — естественна. Семейные отношения на Грозовом перевале всегда были сложны и запутаны. Здесь царят сатанинские страсти и ангельские добродетели, здесь есть и истинная любовь, и истеричная ненависть, и зависть. Здесь никогда нельзя предсказать, чем закончится та или иная сюжетная линия. В «Грозовом перевале» все доведено до предела, до космических величин. Книга дает понять, что некоторые процессы, происходящие с людьми, некоторые вопросы и ситуации вечны. Неподвластные героям силы меняют судьбу человека, уродуют и убивают его.
Одним из главных героев романа является Хитклиф. Подобранный в раннем детстве хозяином «Грозового перевала», отцом Кэтрин Эрншо, он одержим Кэтрин, он мстителен и озлоблен. Это истинный байронический герой, необычный образ, все время окутанный тайной.
Под стать ему и остальные герои книги. Свободолюбивая Кэтрин, эгоистичная и несколько избалованная, заболевает физически и психически, гибнет, страдая от собственного характера.
Хиндли Эрншо, сын исконного хозяина поместья, человек изначально положительный, герой, кажущийся чище и лучше остальных жителей Грозового перевала, оказывается бессильным перед ударами судьбы, не выдерживает потери жены, начинает пить и совершенно опускается.
Судьба здесь не щадит никого. Почти все герои данной книги скрытны, темны, злы, завистливы и неуравновешенны. Оттого и сгущаются тучи над Грозовым перевалом. Оттого и происходят все эти трагедии, все страшные перипетии судьбы в этом суровом доме. Именно поэтому новым людям так сложно ужиться здесь. Даже нелюдимый и скрытный Локвуд чувствует себя некомфортно в стенах данной усадьбы.
Роман Эмили Бронте окутывает читателя темнотой и суровостью туманной природы Северной Англии. Существует теория, что на написание «Грозового перевала» Эмили вдохновили воспоминания детства, проведенного в семье сельского священника Патрика Бронте в холодном Йоркшире. (приложение 3) Поистине пугает и удручает атмосфера загнивающего поместья, дома, где никто не испытывает даже малейшей капли жалости к близкому и родному человеку. Интриги, обиды, озлобленность здесь не объясняются ни болью, ни одиночеством. Однако Эмилия Бронте дает нам надежду на торжество чистых сил добра, когда, после смерти Хитклифа, на Грозовом перевале восстанавливается мир и спокойствие.
Сумрачная, загадочная фигура Хитклифа и олицетворяет неустойчивые, необъяснимые силы судьбы. Именно поэтому он не рожден в семье Эрншо, но попадает в нее совсем маленьким. Именно поэтому он никогда не сможет быть счастлив сам и сделать счастливым других.
«Грозовой перевал» стал единственным романом писательницы и поэтессы Эмили Бронте. Его называли и «дьявольской книгой», и «немыслимым чудовищем», и «романтичнейшим романом», его признавали одним из гениальнейших произведений всех времен и народов. С. Моэм включил «Грозовой перевал» в десятку лучших романов в истории. Существует более пятнадцати экранизаций нестареющего романа.
И, несмотря на то, что в России роман был издан только в 1956 году, спустя многие годы после смерти знаменитой писательницы, «Грозовой перевал» сразу заслужил достойную славу. Роман постоянно переиздается. Удивительно, но и в современной литературе встречается немалое количество реминисценций «Грозового перевала».
Есть ли в этой книге история истиной любви, или это только необузданная страсть – решать каждому читателю. Однако «Грозовой перевал» до сегодняшнего дня остается классикой мировой литературы, произведением, которым продолжают зачитываться многие поколения. С каждым новым прочтением он будет открывать вам новые, все более интересные подробности.
2.3.Особенности проявления романтизма в произведение.
Роман «Грозовой перевал» (1847) – явление совершенно уникальное в английской литературе. В нем ощущается влияние Дефо и Ричардсона, В. Скотта и Шелли. Можно говорить о блестящем продолжении реалистической традиции, идущей из глубины английской литературы XVIII века. Однако Эмилии Бронте не свойственны тенденции бытописательства, морализаторство; как писателя ее отличает философское мышление и яркое поэтическое воображение.
В произведении Э. Бронте живет романтическая традиция, сливающаяся с реализмом, проникновением в извечно-человеческие, а тем самым и современные коллизии: мастерство писательницы проявляется в глубине психологических характеристик и романтической символике.
Дух романтизма воплощен в этом произведении огромного эмоционального напряжения. Его называли «самым романтичным романом» (В. Пейтер), «дьявольской книгой, которая объединила все сильнейшие женские наклонности», одним из лучших романов «по силе и проникновенности» (Д.Г. Россетти), «одним из манифестов английского гения... романом, который перерастает в поэзию» (Р. Фокс). В. Вулф писала: «Грозовой перевал» — книга более тяжелая, чем «Джейн Эйр», поскольку Эмили — больше поэт, чем Шарлотта.
Шарлотта все свое красноречие, страсть и богатство стиля использовала для того, чтобы выразить простые вещи: «Я люблю», «Я ненавижу», «Я страдаю». Ее переживания, хотя и более богатые, чем у других, но находятся на нашем уровне. В «Грозовом перевале» «Я» вообще отсутствует. Здесь нет ни гувернанток, ни их нанимателей. Есть любовь, но не та любовь, которая связывает мужчин и женщин. Вдохновение Эмили — более общее. К творчеству ее побуждали не личные переживания и образы. Она видела перед собой развернутый мир, хаотичную груду обломков и ощущала в себе силы собрать их воедино на страницах своей книги.
От начала и до конца в ее романе ощущается этот титанический замысел, это высокое старание — наполовину бесплодное — сказать устами своих героев не просто «Я люблю» или «Я ненавижу», а «Мы, род человеческий». Эмили Бронте мифологизирует реальные конфликты, создавая апофеоз всепоглощающей страсти героев, она изображает их общественную трагедию. «Грозовой перевал» — это роман о любви в условиях социального неравенства. Его конфликт предопределяется столкновеньем мечты и действительности. Противостоят два мира — подкидыша Хитклифа и жителей помещичьих усадьб. Хитклиф, его сильный характер, врожденная гордость и честность противопоставлены эгоизму, посредственности и дворянскому чванству его соперника Эдгара Линтона.
По жанру это роман, безусловно, романтический. «Грозовой перевал – бешено романтическая книга», - утверждал в 1965-ом году классик английской литературы Сомерсет Моэм. Тем не менее Эмили Бронтэ, написав единственное произведение, удивительным образом не смогла вписаться в рамки привычных литературных направлений. Всё дело в том, что «Грозовой перевал» нельзя отнести к чисто романтическому роману: в нём присутствуют и элементы реалистического понимания человека, но реализм у Эмили Бронтэ особенный, совершенно непохожий на реализм, скажем, Диккенса или Теккерея. Можно сказать, он здесь абсолютно неотделим от романтизма, отчасти из-за того, что писательница отказывается рассматривать и разрешать конфликт романа в социальной или общественной сфере – она переносит его в область философско-эстетическую. Как и романтики, Эмили Бронте жаждала гармонии бытия. Но в её произведении она выражается, как это ни парадоксально, через смерть: только она примерила потомков и помогла воссоединиться мучащимся возлюбленным. «Я бродил вокруг могил под этим добрым небом; смотрел на мотыльков, носившихся в вереске и колокольчиках, прислушивался к мягкому дыханию ветра в траве - и дивился, как это вообразилось людям, что может быть немирным сон у тех, кто спит в этой мирной земле», - этими словами заканчивается роман. Всё же удивительно, что такая «мощная, страстная, жуткая», по словам Сомерсета Моэма, книга заканчивается таким почти идиллическим концом.
Это книга о любви, но о любви странной, о любви, не вписывающейся ни в одно из наших представлений о ней. Это роман о месте, но о месте, порождаемой страстью. Это роман о судьбе, о воли, о человеке, о космосе…
Любовь, изображенная в романе, лишена гармонии, но ее нет и в окружающем мире, где действуют разрушительные силы. Тема спокойного и безмятежного счастья не интересует Эмилию Бронте как романиста. Она отдает предпочтение крупным сценам, чрезвычайно эмоционально насыщенным. Каждая из них представляет собой кризис человеческой души.
Трагизм в «Грозовом перевале» связан не с темой гибели героев, как в «Ромео и Джульетте» Шекспира, но с нарушением гармонического начала внутри человека. Хитклиф и Кэтрин могли быть счастливы лишь до тех пор, пока между ними не встали деньги, предрассудки, условности.
Сама структура романа, его стилистические и изобразительные средства, достаточно изощрённы. Трудно сказать, специально ли или неосознанно Эмили Бронтэ создала столь гармоничный текст. Роману присуща прерванность композиции. События переданы через восприятие нескольких рассказчиков (Нелли Дин, Локвуд). Каждый по-своему интерпретирует то, что происходит. Используется прием рассказа в рассказе, в рассказ включаются вставные эпизоды, письма, отрывки из дневников. Преобладающими становятся лирическое и драматическое начала. Эпический рассказ отходит на второй план. Судьбы своих героев Эмили Бронте изображает как судьбы трагические, но при этом она противопоставляет им историю жизни и любовь юного поколения, представители которого смогли отстоять свое право на любовь.Тема судьбы и преемственности поколений отчётливо прослеживается благодаря повторениям: повторяются имена, характеры, поступки героев, что создаёт какую-то таинственную, мистическую атмосферу, чувство неизбежности и закономерности происходящего.
Драматическое напряжение характерно и для картин природы. Об этих описаниях природы можно говорить отдельно и очень долго. Эмили Бронте действительно заставляет ветер дуть, а гром громыхать, дыхание же вересковой пустоши как будто прорывается сквозь текст романа и обдаёт нас своим холодом, но вместе с тем и неповторимым романтизмом. Пейзаж становится в романе соучастником и предвестником событий. Вересковые поля и торфяные болота озаряются блеском молний, на них падает тень предвещающих бурю грозовых туч; раскаты грома сопутствуют переживаниям мятущихся и страдающих героев. Мрачноватую атмосферу бытия иногда украшают лишь краски звуков. Болота очень красивы в краткий миг солнечного восхода, когда среди тишины раннего утра ухо улавливает мелодию водной струи. В тихие дни на Грозовом перевале хорошо слышен колокольный звон. Но гармонию постоянно нарушают бушующие страсти человеческих отношений. Природа является не только фоном развёртывающихся событий, но и выражает внутренние переживания героев, олицетворяет их непомерные, бурные чувства. Природе, как и людям, присущи волнения и тайны. Эмили Бронте использует образы лесных эльфов, фей, оборотней, призраков-скитальцев, заимствуя их из фольклора. Она тяготеет к широким обобщениям и реалистическим в своей основе символам.
«Грозовой перевал» - это противоречивое и таинственное произведение. Если разобраться в тексте, то невозможно не столкнуться с поражающими читателя нравственными и этическими несоответствиями в поведении героев: Кэтрин и Хитклиф, с одной стороны, олицетворяют собой космическую любовь, любовь, которая сильнее смерти, но в реальной действительности она почему-то приобретает гротескные формы, выражаясь, по сути, через Зло - Добро как таковое вообще практически не показано в романе, разве что в последних сценах. Критик Жорж Батай в своей статье о «Грозовом перевале» говорит, что «…в познании Зла Эмили Бронте дошла до самого конца». И действительно, кто ещё в литературе изображал Зло так? Зло, существующее в противоестественном синтезе с любовью, Зло совершенно неподвластное контролю и какому-то нравственному оправданию. И это ещё одна большая тайна во всей этой истории: как воспитанная на Библии Эмили Бронте смогла создать персонажей, абсолютно лишённых христианского смирения и покоя? Даже при последнем свидании с Кэтрин, находящейся на пороге смерти, Хитклифф не в состоянии побороть в себе жажду мести; после того, как Кэтрин предала его, выйдя замуж за Линтона – на обитателе «безмятежной» Мызы Скворцов, месть в сердце Хитклиффа постоянно занимает место любви. «О, ты видишь, Нелли, он ни на минуту не смягчится, чтобы спасти меня от могилы. Так-то он любит меня!», - восклицает сама Кэтрин.Но и после смерти своей возлюбленной Хитклиф не смиряется: «Дай ей боже проснуться в мучениях! - прокричал он со страшной силой, и топнул ногой, и застонал в неожиданном приступе неукротимой страсти. - Она так и осталась обманщицей! Где она? Не там - не на небе... и не погибла - так где же? О, ты сказала, что мои страдания для тебя ничего не значат! У меня лишь одна молитва - я ее постоянно твержу, пока не окостенеет язык: Кэтрин Эрншо, не находи покоя, доколе я жив!».Вирджиния Вульф писала, что «в литературе нет более живого мужского образа». Но этот образ не просто «живой», он необычный, он загадочный и бесконечно противоречивый. Впрочем, как и весь роман. Сомерсет Моэм, очень высоко оценивший «Грозовой перевал», говорил об образе главного героя так: «Я считаю, что Эмили вложила в Хитклифа всю себя. Она наделила его своей бешеной яростью, своей неистовой подавленной сексуальностью, своей страстной неутолённой любовью, своей ревностью, своей ненавистью и презрением к роду человеческому, своей жестокостью…».Как бы то ни было, этот необыкновенный образ не может оставить читателя равнодушным. Впрочем, таковы все образы романа. Сильные характеры не поддаются рациональной оценке, анализу. Э. Бронте воспринимает своих персонажей лишь в единстве с окружающим миром. Насилие и жестокость способны разрушить не только личность, но и все существующее вокруг. Умопомешательство Кэти связано с ее собственным решением оставить Хитклифа, натуру наиболее яркую на общем фоне. Все герои очень одиноки. В момент кризиса они не ждут помощи или понимания даже со стороны тех, кого они любят. И уж тем более они не склонны к христианскому смирению. Главные персонажи похожи друг на друга. Их страсть обнаруживает себя во вспышках гнева, жестокости, которая тем не менее не поглощает их. Есть нечто стоящее выше эмоциональных взрывов. В романе Хитклиф в порыве отмщения разрушает существующее бытие, но он отвергнут Кэти. Несмотря на свою болезнь, она не вызывает жалости, но скорее уважение к сильной страсти, которая разрушила ее мозг и тело, страсти, совершенно недоступной пониманию Нелли Дин, постоянной участницы событий. И не только ей.
Вымышленный мир сплетался в романе с миром реальным. Англия переживала в ту пору серьезные политические и социальные катаклизмы, что не могло не отразиться на социальной атмосфере, на характерах людей, пытающихся приспособиться к изменившейся жизни. Быт и нравы провинциального Йоркшира являются фоном для развернувшейся драмы с яркими героями, страстями, экспрессивной символикой.
Э. Бронте раздвинула рамки традиционного семейно-бытового романа. Поэтическая история любви двух пар, удивительная сила ее эмоционального воздействия, глубокое проникновение во внутренний мир героев, показ путей, по которым идет формирование этих людей, бунтарей по своему складу, обилие поставленных автором проблем – все это сделало роман социально-философским.
Будучи тонким мастером психологического анализа, Э. Бронте сумела высветить некоторые специфические черты национальных характеров. Яростная борьба чувств в человеке, его мечта о любви свободной, стремление вполне искреннее к самоотдаче скрывают эгоизм. Душевные терзания Хитклифа, осознание своей вины, муки не могут заглушить яростное стремление к обладанию, власти над дорогим ему существом. Хитклиф проклинает Кэти и после ее смерти. В его исступленном крике: «Я не могу жить без моей души!» – ощущается неприкрытый эгоцентризм. Когда умирает Кэтрин, ее воспитанный муж предается приличествующей печали, но повествователь видит эгоизм Эдгара.
В постижении «национальной идентичности» Э. Бронте опережает писателей XX века, в творчестве которых данная тема получила дальнейшее развитие (А. Мердок,У. Годдинг).
«Добро» и «зло» получило в «Грозовом перевале» совершенно неадекватное, противоположное общепринятым канонам звучание и несколько шокировало современников. Однако последующему развитию жанра романа Эмилия Бронте дала сильный и плодотворный импульс.
Прерафаэлиты ценили в ней писателя-визионера, способного уловить в природе, в движениях человеческой души отблески сокровеннейших тайн мироздания. В рамках так называемого викторианского романа появился новый герой-бунтарь, сметающий устаревшие традиции, сокрушающий собственническую мораль, отстаивающий право на любовь. Автор «Грозового перевала» показала, какой ад творится за стенами «дома-крепости», сколько скрыто за ними жестокости, лицемерия, изуродованных судеб.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ ЭМИЛИ БРОНТЕ
3.1 Социологический опрос и сравнительный анализ результатов
Целью данного экспериментально-практического исследования является – выявить мнение и знания учащихся и их отношение к творчеству Эмили Бронте.
Для успешного и результативного достижения цели нам необходимо было создать группу по интересам в известной социальной сети интернет. В этой группе вы можете найти перечень вопросов о творчестве Э. Бронте, а также ее биографию, видео и аудио материалы, фильмы различных режиссеров и переводы известных классиков стихотворений поэтессы и писательницы Бронте. Для этого нам потребовалось создать группу по интересам в известной социальной сети, куда были выложены вопросы определенной направленности, на которые все желающие могли ответить.
Мало, кто знает о том, что Эмили являлась великолепной поэтессой, многие участники группы узнавали об этом впервые и были очень заинтересованы прочтением стихотворений великой писательницы, о чем свидетельствует большое количество комментариев, направленных на данную тематику.
В социологическом опросе были предложены для ответов следующие стихотворения: к воображению, старый стоик, сочувствие, звезды, стихи, надежды, стансы,воспоминание. Самым запоминающимся стихотворением для участников группы, как показывает процентное соотношение заданного опроса (89%), стало стихотворение «воспоминание», именно о нем написано много отзывов в комментариях созданной группы.
Следующий опрос был посвящен многочисленным экранизациям данного романа, ведь некоторые предпочитают сначала прочитать книгу, а после для сравнения посмотреть фильм, или наоборот, и наиболее частый вариант - вместо прочтения литературного произведения сразу посмотреть фильм.
Анкетируемым были предложены следующие варианты для просмотра фильма, за который они голосовали в интернет-сети, оказалось, что большинство девушек, так как их количество в группе является доминирующим отдали свое предпочтение фильму 1970 года, а для тех, кто читал книгу и смотрел более старые экранизации, фильм 2011 года не понравился и многочисленные комментарии тоже были оставлены по этому поводу. Оказалось, что большинство участников, вступивших в группу, считает, что характеры персонажей не были подчеркнуты с определенной силой в данном фильме, к тому же многие события сильно расходятся с книгой, и в основном, в выводах к нему, упоминалось, что фильм не интересно смотреть.
Предложенные фильмы для просмотра:
* Грозовой перевал 1939 года (1) |
* Грозовой перевал 1970 года (2) |
* Грозовой перевал 1992 года (3) |
* Грозовой перевал 1998 года (4) |
* Грозовой перевал 2009 года (5) |
* Грозовой перевал 2011 года (6) Следующий вариант социологического опроса был направлен на выявление мнения о прочитанной книге Эмили Бронте «Грозовой перевал» (отредактируй этот абзац по правилам, нужно, чтобы предложение было на всю страницу) |
Этот опрос включал в себя следующие вопросы:
1.За что вам нравится\не нравится "Грозовой перевал"?
2 . Ваш любимый положительный персонаж романа
3 . Ваш любимый отрицательный персонаж романа
4 . Когда вы впервые прочли "Грозовой перевал"?
5 . Как вы узнали о романе?
6. К какому литературному направлению на Ваш взгляд относится этот роман ( свою позицию аргументируйте).
Результаты экспериментально-практического исследования показали, что большинству опрошенных этот роман нравится из-за своей интересной сюжетной линии. Любимый отрицательный и положительный герой по статистике совпадают- это Кэтрин Эршно и Хитклиф. Большинство опрошенных нами считают, что это произведение относится к романтизму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Грозовой перевал» (англ. Wuthering Heights) — единственный роман поэтессы Эмили Бронте и самое известное её произведение. Продуманный сюжет, новаторское использование нескольких повествователей, внимание к подробностям сельской жизни в сочетании с романтическим истолкованием природных явлений, ярким образным строем и переработкой условностей готического романа делают «Грозовой перевал» эталоном романа позднего романтизма и классическим произведением ранней викторианской литературы.
На рубеже XIX – XX веков поднимается вновь волна интереса к творчеству Э. Бронте. Эстетизация страдания, элементы мистицизма, подчеркнутый индивидуализм, свойственные творчеству Оскара Уайльда, во многом связаны с той, кого он именовал «сильной духом». Восторженно относились к Э. Бронте модернисты, в частности, Виржиния Вульф.
Роман «Грозовой перевал», во многом определил направление творческих поисков национальной литературы в XX веке. Не случайно Сомерсет Моэм полагал необходимым занести его в десятку лучших, опубликованных в мире романов.
В 21 веке интерес к этому роману не угасает, а наоборот растет с неимоверной силой. Это доказало проведенное нами исследование в социальных сетях интернет. Множество людей вступило в созданную нами группу, посвященную творчеству великой писательницы Эмили Бронте, обсуждая в комментариях великий роман «Грозовой перевал», а также удивительные стихотворения, наполненные необычайной чувствительностью и знанием человеческой души. Как показали результаты социологического исследования, многие участники группы не знали о том, что Эмили была великой поэтессой и читали только ее единственный и неповторимый роман.
Без сомнения, это роман – загадка, над которой можно раздумывать бесконечно. Роман, опрокидывающий все привычные представления о Добре и Зле, Любви и Ненависти. Эмили Бронте заставляет читателя посмотреть на эти категории совсем другим взглядом, она беспощадно смешивает, незыблемые пласты жизненной композиции, одновременно шокируя нас своей беспристрастностью. Жизнь шире любых определений, шире наших представлений о ней - эта мысль уверенно прорывается сквозь текст романа.
«Грозовой Перевал» Эмили Бронте — не просто золотая классика мировой литературы, но роман, перевернувший в свое время представления о романтической прозе. Проходят годы и десятилетия, но история роковой страсти Хитклифа, приемного сына владельца поместья «Грозовой перевал», к дочери хозяина Кэтрин не поддается ходу времени. «Грозовым Перевалом» зачитывалось уже много поколений женщин — продолжают зачитываться и сейчас. Эта книга не стареет, как не стареет истинная любовь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Книги:
Журналы:
Сайты:
[1] http://www.krugosvet.ru
[2] Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве/ М.,Дрофа; 2011г;с215
[3] Шлегель Ф. Мир философии/ Н.Новгород; Просвящение; 2012 г; том 2; с314
[4] Пушкин А.С. Евгений Онегин / М., Школьная Библиотека,2009г,с57
Астрономический календарь. Март, 2019
"Разделите так, как делили работу..."
Сказка "Морозко"
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?