Сон – уникальное психическое состояние нервной системы человека. Опираясь на сновидения, учёные могут многое рассказать о физическом состоянии человека в настоящее время или в будущем, психологи- о душевном. Не меньший интерес во все времена сновидения вызывают у писателей и поэтов. Исследованию функции сна в художественных произведениях и посвящена работа.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 95.09 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Аннинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»
Роль сна в организации художественного произведения.
Меньшикова Светлана , 10 класс «Б»
Научный руководитель:
Кострова Светлана Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
2013-2014 учебный год
Россия,
Воронежская область,
пгт Анна,
ул. Ленина, 2
8(47346)22194
Содержание
1. Сон – рамка литературного произведения 8-9
2. Сон – форма основного сюжета 10-11
3. Сон – форма эпизодического сюжета 12-13
4. Сон –неожиданное разъяснение фантастического сюжета 14-15
5. Сон–изобразительный эффект 16-17
6. Сон – этическая оценка 18-19
7. Сон – вещее предвосхищение героем судьбы 20-21
8. Cон- предсказание важного исторического события 22
9. Сон - аллегория, иносказание 23-24
10. Сон – переход от действительности к утопическому будущему 25
11. Сон-переход от одного временного пласта к другому 26-27
IV.Заключение 28-29
V.Библиографический указатель 30-31
VI. Приложение 32-33
Для своей исследовательской работы я выбрала тему «Роль сна в организации художественного произведения». Эта тема меня заинтересовала, потому что сон – вещь загадочная и интересная, как в жизни реальной, так и в жизни, отображённой на страницах книг. И довольно увлекательно то, что завязывается вокруг, казалось бы, мимолетной картинки.
Актуальность выбранной темы на сегодняшний день обусловлена частотностью использования мотива сна в различных художественных произведениях. Так, в русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Мы обнаруживаем прецеденты снов в произведениях А.С. Пушкина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, Л.Кэрролла, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова , М.А. Булгакова и других мастеров слова. И читателю порой нелегко самостоятельно сделать однозначные выводы по прочитанному произведению. Наша работа исследует функции, которые « выполняют » сны в творчестве писателей с целью более точного определения авторского замысла.
Предварительная работа показала, что исследование темы в критике в основном развивалось в нескольких направлениях:
1) сюжетообразующая и композиционная роль снов в литературе (н. Лотман Ю.М. : «Память культуры. История и семиотика.», «Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» );
2) роль сновидений в творческом методе писателя в целом (н.М.М.Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского» )
3) роль мотива сна в конкретном произведении (н. Кривонос В.Ш. «Сон Свидригайлова в романе Достоевского «Преступление и наказание» )
Новизна исследования - в хронологическом принципе отбора произведений и расширении границ исследуемого за счёт обращения к зарубежным источникам.
В своей работе мы пытаемся доказать, что мотив сна развивается, видоизменяется, если можно так сказать, количественно (от мифов, фольклора до современной литературы) и качественно (от функции пророчества, предопределения свыше до отражения души героя, даже идеологических схем) и зависит во многом от мировоззрения автора.
Отсюда цель исследования: проследить, в каких произведениях русской и зарубежной классики используется мотив сна; установить, какую роль играет сон в организации художественного произведения.
Сформулированная цель реализуется в решении следующих задач:
В качестве объекта исследования выбраны следующие произведения: «Тысяча и одна ночь»; Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Слово о полку Игореве», В. Короленко «Сон Макара»; И.А. Гончаров «Обломов»; Г. Уэллс «Когда спящий проснется»; Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»; А.С. Пушкин «Евгений Онегин»; А.Н. Островский«Гроза»; Н.В.Гоголь «Портрет»; Н.Г. Чернышевский«Что делать?»; Н.А. Радищев«Путешествие из Петербурга в Москву».
Предметом исследования является мотив сна в художественных произведениях русской и зарубежной классики.
В процессе исследования применялись следующие методы:
Исследовательская работа позволила мне по-новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, расширить свое представление о сне как интереснейшем и значительном явлении не только в жизни человека, но и в литературе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней представлена возможная классификация сновидений как художественного приема, реализующего авторский замысел. Практическая ценность исследования заключается в том, что содержащийся в нем материал, выводы и обобщения могут быть использованы в элективных курсах, на уроках русской литературы, внеклассных мероприятиях.
Основные положения работы были представлены на муниципальной ученической конференции «Юность: творчество, поиск, успех»; на проекте «Одарённая молодёжь».
II.Что такое сон? |
Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры.«Вступая в мир снов, архаический, еще не имеющий письменности человек оказывался перед пространством, подобным реальному и одновременно реальностью не являвшимся. Ему естественно было предположить, что этот мир имел значение, но значение его было неизвестно. Это были знаки неизвестно чего, то есть знаки в чистом виде. Значение их было неопределенным, и его предстояло установить.» [11,126]
Объяснения этим знакам мы находим в мифах, легендах, сказках, народных поверьях.Содержанию же снов придавалось важное значение, им руководствовались при выполнении обрядов, при проведении ритуальных праздников и церемоний, при решении важных общественных и хозяйственных вопросов.
«Восприятие сна как сообщения подразумевало понятие о том, от кого это сообщение исходит. В дальнейшем, в более развитых мифологических сферах, сон отождествляется с чужим пророческим голосом, то есть представляет обращение Его ко мне.»[11,127] Примеры этому можно найти в греческой мифологии.«Гипнос— персонификация сна, божество сна, сын Ночи и брат Смерти - спокоен, тих и благосклонен к людям, в противоположность беспощадной Смерти...»; [17,104]
«Морфей— крылатое божество, один из сыновей Гипноса - принимая различные человеческие формы, является людям во сне»[17,207]
Человека интересовало то во многом загадочное состояние, в котором каждый из нас пребывает треть своей жизни и которое к тому же сопровождается странной психической деятельностью, проявляющееся отсутствием сознания и наличием сновидений.В научной трактовке сон –«наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения.»[10,747]
Проблема снов занимает особое место в медицине, особенно в психологии, в области исследования бессознательного. Систематическую теорию создал знаменитый психиатр Фрейд:«Сновидение— это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненныежелания.Функция сновидений — оберегать сон. Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.» [12]Другой психиатр, Юнг, рассматривает сны как предшественники будущих тенденций развития личности. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного» и только «незнание его языка мешает понять его послание». [12]Идея постижения феномена сна оказала влияние на создание Института снов.
III.Сон в литературе
Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой, Сны — одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа, как для писателей, так и для читателей. Использование мотива сна в произведении — плодотворная литературная традиция. Во все времена мастера слова вплетали сны в канву своих творений, что создавало особую атмосферу в произведении.
Как литературный прием, сновидение служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора. В истории русской литературы данная традиция представлена многими именами. Исследователи обнаруживают прецеденты снов в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова и других русских мастеров слова.
Сон является приемом, с помощью которого и герой, и читатель переносятся в другую действительность. Создание иной реальности характерно уже для фольклора. Так, в русских народных волшебных сказках основное действие разворачивается в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», а то и ещё более неопределённо «в некотором царстве, некотором государстве»; герой, выполняя свою роль, идёт «туда, не зная куда»…
В арабской сказке "Сон наяву, или Калиф на час", включенной в состав сборника "Тысяча и одна ночь", герой не мог понять, как всё произошло и был ли он калифом или это было только сновидение. В этой сказке молодой багдадец Абу-Гассан зовет к себе в гости незнакомца, не подозревая, что перед ним калиф Гарун-аль-Рашид, обозревавший под видом приезжего купца Багдад. Абу-Гассан высказывает ему свою заветную мечту: каким-нибудь чудом, хоть на один день, стать калифом. Гарун-аль-Рашид, желая развлечься, подсыпает Абу-Гассану в вино снотворный порошок, дает приказ перенести его во дворец и предписывает своей свите оказывать ему, когда он проснется, почести, подобающие калифу. Шутка удается. Абу-Гассан понемногу убеждается в своем величии, наслаждается целый день роскошью дворцовой жизни и, войдя в роль калифа, начинает отдавать разные приказания. Вечером он снова получает вино со снотворным средством и сонного его водворяют домой. Багдадцу показалось, будто он спал, но на самом деле все происходило наяву, о чем и свидетельствует название сказки.
Таким образом, сон является для данного произведения рамкой, ограничением, которое не позволяет выйти за него.
Традиция создания иной реальности получила своё развитие в литературных сказках русских и зарубежных писателей. Л.Кэрролл за шесть лет до создания знаменитой «Алисы в стране чудес» писал : «Когда мы спим и, как часто бывает, смутно сознаем это и пытаемся проснуться, не говорим ли мы во сне таких вещей и не совершаем ли таких поступков, которые наяву заслуживают названия безумных? Нельзя ли в таком случае иногда определять безумие как неспособность отличать бодрствование от жизни во сне? Мы часто видим сон и ничуть не подозреваем, что он – нереальность. “Сон – это особый мир”, и часто он так же правдоподобен, как сама жизнь».
Раз Льюис Кэрролл видит во сне особый мир, то почему же не перенести этот мир в реальность и не сделать его главным участником событий? Это и происходит в его сказке: Алиса сидит на берегу, ей жарко, скучно, её клонит в сон… «С горя она начала подумывать (правда, сейчас это тоже было дело не из легких – от жары ее совсем разморило), что, конечно, неплохо бы сплести венок из маргариток, но плохо то, что тогда нужно подниматься и идти собирать эти маргаритки, как вдруг… Как вдруг совсем рядом появился белый кролик с розовыми глазками!»[19,39-40]
Граница между сном и явью размыта, лишь слово «разморило» явно указывает на то, что Алиса засыпает. А вот заканчивается сказка совершенно чётким объяснением всего происшедшего: «При этих словах вся колода карт взвилась в воздух и полетела ей в лицо; Алиса вскрикнула – полуиспуганно, полусердито, – стала от них отбиваться… и вдруг оказалось, что она лежит на берегу, положив голову сестре на колени, а та осторожно смахивает с ее личика сухие листья, слетевшие с соседнего дерева.
– Ой, а какой я забавный сон видела! – сказала Алиса.»[19,113-114]
Таким образом, сон начинает и заканчивает произведение, создаётся рамочная композиция. Мир необъяснимого тесно переплетается с миром, в котором нелепости и абсурд не приветствуются. Сам факт того, что реальность закрывает за собой двери к чудесам, и является нелепым. Возможно, именно эту идею и пытался вложить в свое произведение Льюис Кэрролл.
Подобная «размытость» грани между сном и явью, действительностью и выдумкой используется и А. Погорельским в сказке «Чёрная курица, или подземные жители». Алёша ложится в постель. Он «лежал с открытыми глазами и долго слушал,как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам и приводили впорядок стулья и столы.Наконец все утихло. Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти дополу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться: ему послышалось,как будто что-то под кроватью царапается, и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его: « Алеша, Алеша!» [20,14] «Возвращает» писатель своего героя абсолютно реальным путём: Алёша падает в обморок, а «когда пришел он опять в себя, солнце сквозь ставни освещало комнату ион лежал в своей постеле.» Несколько раз подобным образом Алёша посещает подземный мир. Путешествия эти, переплетение своей судьбы с судьбами жителей другого мира многому научили героя, воспитали его.
Сон часто становится основой развития сюжета, что можно увидеть в рассказе Владимира Короленко «Сон Макара»
Главным героем этого произведения является простой русский крестьянин.Сам автор отнес свое произведение к «святочнымрассказам». Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальнымибытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, которыйи стал прототипом Макара). Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром,Короленко, очевидно, недаром сменил его имя на Макара — на него, по русской поговорке,«все шишки валятся»; с другой стороны, короленковский Макар живет именно там, куда другойфольклорный Макар «телят не гонял». Макар — потомок русских крестьян, житель«глухой слободки Чалган», затерянной «в далекой якутской тайге». Отделяя себяот «поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»;«работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод»[21,44], много пил.В канун Рождества,выпив и отправившись осматривать свои ловушки в тайге в надежде поймать лисиц,Макар заблудился и стал замерзать. Во сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад,всю свою незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у «старого Тойона»,в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи Макара, и их оказываетсятак много, что Тойон велит отдать Макара в наказание церковному трапезнику в мерины.
Но тут в избу входит «сын старого Тойона» и просит отца разрешить Макару«что-нибудь» сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе «дар слова»,рассказывает в подробностях о своей жизни: как «его гоняли всю жизнь! Гоняли старостыи старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нуждаи голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга!..»[21,62] Горький рассказ его сменяется яростью: «Как он мог до сих пор выносить это ужасноебремя». Он надеялся на «лучшую долю», но «теперь он стоял у конца,и надежда угасла…» От рассказа Макара заплакал старый Тойон, «старый попик Иван»,«молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи Макара, «подымалась все выше и выше!» [21,65] Обстоятельства позволяют предположить, что Макар не замерз в тайге, а видит сон,отлеживаясь после попойки: «Он лежал на постели. Голова у него горела. Внутри жгло, точно огнем. По жилам разливалась крепкая смесь водки и табачного настоя. По лицу текли холодные струйки талого снега; такие же струйки стекали и по спине». [21,48]
Таким образом, этот рассказ нам ярко показывает такую функцию сна, как форму основного сюжета, содержащуюся в сновидении одного из действующих лиц, именно сон показывает нам все основные моменты жизни Макара.
По определению, данному в «Словаре литературоведческих терминов», «эпизод – это та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент. Будучи, таким образом, законченным целым, отдельным элементом фабулы, событием в жизни героев, эпизод в то же время и составная часть произведения, воплощающая важнейшие черты его идейно-художественного своеобразия». Сны в литературных произведениях являются такими эпизодами, а для авторов сон – это литературный прием, позволяющий раскрыть характер героя во всей его сложности.
Наглядно данная функция сна прослеживается в произведении Гончарова «Обломов», в центре которого — образ Ильи Ильича Обломова, барина, воспитанного в патриархальной среде родового имения и живущего в Санкт-Петербурге. Глава «Сон Обломова» занимает в романе ключевое место. Герой переносится в этой главе в своё детство, в самую счастливую пору своей жизни. Вначале Илье Ильичу снится пора, когда ему всего семь лет. Он просыпается в своей постельке. Няня одевает его, ведёт к чаю. Все осыпают его ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками и сливочками. Потом мать отпускала его гулять с няней. День в Обломовке проходил с виду бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. Главною заботою была кухня и обед: «Об обеде совещались целым домом».[6,127] После обеда все дружно спали.
Следующая пора, которая приходит к Обломову во сне, — это когда он стал немного старше, и няня рассказывает ему сказки. «Взрослый Илья Ильич хотя после и знает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц — сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка... Его всё тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей». [6,133-134]Илюшу лелеют, «как экзотический цветок в теплице». Родители мечтали о шитом мундире для него, «воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором». Они считали, что «учиться надо слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства»[6,158-159]Неподвижность жизни, дрёма, замкнутое существование — это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». И сон Обломова помогает нам это понять. Сон отражает реальную жизнь, которая была характерна для России того времени, отвергавшей нововведения Запада. И, вполне возможно, именно сон Ильи Ильича ближе к умонастроениям тогдашнего российского общества. Жизнь, увиденная Обломовым во сне, по-своему полна и гармонична: это русская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, красота праздников. Сон Обломова выдержан в духе идиллии. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный ключ к пониманию характера героя.
Во второй главе в квартиру Обломова Гончаров приводит визитеров, которые зовут Обломова в странствия по житейскому морю. Не принимая всей этой пустопорожней деятельности (погони за карьерой, деньгами, светскими развлечениями), Обломов приходит к мысли, что «какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути...». Кончились его размышления тем, что «сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей».
«Сон Обломова» объясняет, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитеров. Сон отделяет эти визиты от прихода Штольца, сыгравшего огромную роль в жизни Обломова.«Гончаров решил целиком вставить ранее опубликованный «Сон Обломова», придав ему в общей композиции своего рода символическое значение.…В составе романа «Обломов» этот ранний очерк стал играть роль предварительной истории, важного сообщения о детстве героя… Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала «стилем жизни героя и не раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в мир грез, воображаемые царства, то естественным оказывался для него и «Сон Обломова». Уникальное же его присутствие с особым заглавием в композиции романа приобретало некое символическое значение, давало читателю возможность осознать, где и в чем именно эта жизнь «обломилась»», - пишет В. И. Кулешов в предисловии к роману. [4]
Многие произведения «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя отражают мысль о беспощадной и губительной власти денег. “Портрет” – одна из таких повестей. В ней рассказывается о Чарткове – честном трудолюбивом художнике, человеке с талантом и способностью тонко чувствовать натуру. Но с одним недостатком. Этот недостаток – алчность. Деньги, случайно найденные в раме портрета, лишили его покоя и подавили интерес к настоящему искусству.
Автор вводит совершенно фантастический элемент, ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник получает вдруг все, о чем мечтает, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой, взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображенный на портрете, "пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам...".[22,144] Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но наяву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно задевает раму, и тяжелый сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, подсказываемые рассудком, были благородны: "Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать». Но давно бедствующий художник мечтал и о другом: "Изнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче.»[22,154] Золото, блеснувшее в руках ростовщика, стало символом искушения, духовного испытания героя.
В “Петербургских повестях” сновидения наделяются особой функцией испытания души. “Герой-сновидец предстаёт как своеобразный медиатор между этим и тем светом; блуждающая душа героя обнажает переживаемое им состояние кризиса. У Чарткова не было внутреннего стержня, как не было его у многих людей, живущих в ломающемся мире. “Красивая жизнь”, праздничные гуляния с дамами, вкусные обеды – об этом мечтал тайно бедный художник в маленькой комнатке на Васильевском острове. Схватив судорожно свёрток, Чартков смотрел, не заметит ли старик...”. Так произошло “подписание договора с дьяволом”.
Головокружительная карьера свалилась на него. В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принят в аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале.Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соединившейся с чахоткою, становится ясно, что шедевры, на приобретение коих употребил он все своё огромное состояние, были им жестоко уничтожены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерешились ему всюду.
Проблема, поставленная Н. В. Гоголем, относится к разряду «вечных». Что важнее: истинное искусство или лёгкая нажива? Гоголь утверждает, что истинный талант – это Божий дар,растрачивать его понапрасну ради наживы художник просто не имеет права. “Портрет” – это повесть о трагедии художника, познавшего радость вдохновенного творчества и не сумевшего отстоять своё искусство перед жаждой обогатиться материально. Гоголь под маской фантастического случая показывает читателю истинную столицу России, какая она есть, весь Петербург, поражающий картинами противоречий и контрастов. В скрытом образе города воплощены все силы зла, он выражает весь трагизм русской действительности. Все его жители делятся на дельцов и людей, которые хотят ими стать. “Наш век давно уже приобрёл скучную физиономию банкира”, – замечает Гоголь в повести. Вообще Петербургский цикл собрал все несправедливости, которые творились в обществе, а “Портрет” стал воплощением борьбы с губительной алчностью.
Функция данного литературного приема – подчеркнуть известные душевные качества героя. Подобный эффект наглядно выявленв пьесе А. Н. Островского «Гроза». Определяя главную особенность характера героини Островского, Добролюбов отмечает, что она - личность непосредственная, живая, все делается у нее по влечению натуры, без отчетливого сознания, в ее жизни главную роль не играет логика и анализ. «В сухой однообразной жизни своей юности, она постоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью» [15,134]. Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил. Грубые, суеверные рассказы и бессмысленные бредни странниц превращаются у неё в золотые, поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». В этих снах - мечтательность, поэтичность Катерины. Они раскрывают свободолюбивый, вольный характер главной героини. Катерина – девушка верующая, религиозная. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было». [9,85] Таким образом, сны Катерины подчеркивают, что героиня живет с верой, с чистыми, светлыми, искренними помыслами, ведь даже во сне ей снятся «храмы золотые» и «образа».
После того, как Катерина повстречала Бориса, все реже ей снятся эти светлые сны. В ее душе появляются новые, непонятные ей чувства.
С одной стороны, она ощущает проснувшуюся в ней любовь к Борису. «Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или уж не знаю». Но в тоже время, ее начинают мучить недобрые, тревожные предчувствия. Все чаще посещают Катерину «грешные» мысли и желания, и нет ей от них покоя, и всюду они ее преследуют, даже во время молитвы. «Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак.»А все потому, что Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, «на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись...». Катерина разумом осознает, что «грех у нее на уме», но справиться с ним у нее нет сил. Она признаётся: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...» [9,86]
Сны Катерины неопределенные, смутные, волнующие. Они психологически оправданы, так как отражают внутренне состояние героини: ее смятения и мучения, постепенное изменение ее души под влиянием внезапной любви, а также ее неспособность бороться с этим, противостоять «греху». Основная функция сна в данном случае – отображение внутреннего мира героя. Но сны Катерины настолько живописны, красочны, выпуклы, что читатель буквально представляет себе всё то, что видит героиня. Это напоминает кадр из кинофильма: храм, столб света в середине, в котором видятся ангелы…Поэтому подобная реализация мотива сна, на мой взгляд, может быть классифицирована как изобразительный эффект.
Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» отводится довольно много места сновидениям различных героев. Роман «Преступление и наказание» — психологический. Сюжет не имеет плавного развития. Этому служат провалы времени, которые создают пять сновидений героя, предсмертные кошмары Свидригайлова. Сны и кошмары как бы «выключают» реальное время, создавая впечатление выпуклого сюжета. Жестокость этих снов является продолжением жестокого мира, в котором живут герои.
Свидригайлов — человек, стоящий по ту сторону добра и зла, находящийся на грани нормальной и больной психики. Отягощенный преступлениями («отягощенный» — неточно, потому что для него преступление — нормальное явление), Свидригайлов подвержен странным видениям.
К Свидригайлову является Марфа Петровна (привидение наяву). Вот так представляется ему вечность: «..будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по углам пауки, вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится». [8,301] Сны, видения Свидригайлова раскрывают его сущность, его «личину» (как назвал свою иллюстрацию к роману художник Эрнст Неизвестный). Страшная личина, но... «широк человек», считает Достоевский. Даже Свидригайлов не вынес собственной скверны и мерзости и покончил с собой. Накануне он останавливается в мерзкой гостинице, в мерзком номере. Когда он впадал в полудремоту, его сны представляли как бы сменяющуюся серию картин: летний пейзаж, цветы, прелестный коттедж, в зале — гроб, а в гробу... «Свидригайлов знал эту девочку... Эта девочка была самоубийца-утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание... и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь...» [8,527] Что это? Сон-возмездие? Но это еще только первая картина, потому что сон Свидригайлова «многосерийный». Интересно с точки зрения реальности сна то, что Свидригайлову снится, будто он проснулся и совершает действие в реальности: он «очнулся, встал с постели и шагнул к окну» и т. д. «Проснувшийся» Свидригайлов «в темном углу, между старым шкафом и дверью... увидел девочку лет пяти, не более, в измокшем, как помойная тряпка, платьишке, дрожавшую и плакавшую». Идет надрывное описание бедственного состояния ребенка. Что-то дрогнуло в душе Свидригайлова («широк человек»), и он у себя в номере уложил на кровать, укутал девочку. Но: «Вот еще вздумал связаться! — решил он вдруг с тяжелым и злобным ощущением.— Какой вздор!»
Вспомним, как Раскольников, совершив какой-нибудь добрый поступок, тут же со злобой себя ругает за него. Недаром Свидригайлов — «зеркало» Раскольникова, его двойник, или, как говорит Свидригайлов, они «одного поля ягода». Только он собрался уйти и бросить ребенка, как увидел, что девочка ожила, что из-под ресниц «выглядывает лукавый, острый, какой-то недетски подмигивающий глазок... что-то нахальное, вызывающее светится в этом совсем не детском лице... Вот уже совсем не таясь, открываются оба глаза: они обводят его огненным и бесстыдным взглядом, они зовут его, смеются». Даже Свидригайлов находится в «настоящем ужасе». «„Как! пятилетняя!.. А, проклятая!” — вскричал в ужасе Свидригайлов, занося над ней руку... Но в ту же минуту проснулся». [8,529]
Его пробуждение столь же омерзительно, что и самый сон: он смотрит на не тронутую с вечера порцию телятины, которую облепили мухи, и долго старается поймать одну муху, «наконец, поймав себя на этом интересном занятии, очнулся...». После этого он осуществляет давно задуманную цель — уехать «в Америку», что условно означает для него удалиться в иной свет. Свидригайлов застрелился.
Этот сон может характеризовать Свидригайлова как человека, не способного возродиться: он хотел полюбоваться на детский невинный сон, заглядывая под одеяльце, а увидел развратную и наглую усмешку.
Александр Сергеевич Пушкин — тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни начала XIX века. Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей.
Татьяна читает иностранные романы, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Как отмечает Ю. М. Лотман, сон Татьяны характеризует «ее связь с народной жизнью, фольклором... Сон Татьяны — органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов». Татьяне снится, что она идёт по заснеженной поляне. Сон героини очень логичен и последователен, встречающиеся трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть «лакей косматый». Татьяна замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь.
В хижине, куда затем попадает Татьяна, - веселье (яркий свет, «крик и звон стакана»). Но Пушкин сразу говорит: «Как на больших похоронах», что и не предвещает героине ничего хорошего, и одновременно намекает на потустороннюю силу: «За столом Сидят чудовища кругом…» [7,84] Используя систему художественных образов, Пушкин создает пародию на гостей, которые будут присутствовать на именинах Татьяны в доме Лариных. Но главное, кроме них Татьяна видит и того, кто «мил и страшен ей», Евгения, и при чем в роли «хозяина» (все ему подчиняются), атамана шайки нечисти.
Сон Татьяны повествует о трагедии. Онегин выступает «злодеем», убивающим Ленского:
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский… [7,86]
Неподдельный ужас пробуждает Татьяну, теперь она старается осознать увиденное, так как верит в предзнаменованье.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны. [7,80]
Сон героини, достоверно и подробно рассказанный автором, настраивает читателя на то, что дальше последуют предсказанные события, поэтому «странное» поведение Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой – логическая цепь, за которой последует катастрофа – дуэль недавних приятелей. Но сон имеет и второе толкование, его символы сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым. Медведь – это ее будущий муж, генерал. Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу, и похороны. Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших похоронах». Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская [1]замужняя дама, но такая же несчастная, как прежде. «Я вас люблю, признаётся она Онегину.- Но я другому отдана; Я буду век ему верна». [7,151] Это ее судьба, против которой героиня не пойдет, сохраняя твердую покорность, выпавшую на ее долю. Она останется верна долгу, в этом ее суть.
Вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и отдалённое (замужество).
"Слово о полку Игореве" — шедевр древнерусской литературы, произведение, посвященное походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятому им в 1185 году против половцев. Основная идея "Слова" — страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.
В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В "золотом слове" князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских. Он полон печали: "В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю". Бояре объяснили князю этот сон: "...вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться шлемом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а сами опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы...На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей".[23,54]
Для русской земли поражение Игоря Святославича – это катастрофа. Оно так и подается – как нечто невероятное, возможное лишь во сне. Сон Святослава воспринимается как продолжение этой зловещей ночи, которой сопровождается битва. Сон Святослава – обобщение причин и последствий Игорева поражения и предсказание подобной трагедии для всего Русского государства, если, разумеется, не удастся преодолеть междоусобицы и сохранить единое управление его внешней политикой.
С.Соколова утверждает, что «вещий Сон Святослава — не отражение действительного события, реальности, а поэтический прием, использованный автором «Слова..» по традиции средневековой литературы. Герои средневековых эпических и лиро-эпических произведений «видят» вещие сны в определенных, этикетных ситуациях, накануне важных событий. В особых случаях, когда речь шла о судьбе государства, предстоящие события мистическим путем, через сновидения «предсказывались» его главе». ".[24]
Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией[16,9] иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение. В тексте «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева соединены в одном повествовании «Слово о Ломоносове», ода «Вольность», вставные жанры: «найденная рукопись», «разговор с прохожим», «найденное письмо», «сон». Реальное путешествие чувствительного героя одновременно оказывается аллегорией рассуждающего автора.
Путешественнику снится сон. «Мне представилось, что я царь, шах, хан, король, бей, набоб, султан или какое-то сих названий нечто, сидящее во власти на престоле». (с104)Здесь все атрибуты власти, военной славы: на весах, с одной стороны, закон милосердия, с другой — закон совести. С подобострастием смотрят на владыку государственные чины, в отдалении — народы. «Иной вполголоса говорил: он усмирил внешних и внутренних врагов, расширил пределы отечества... Другой восклицал: он обогатил государство, расширил внутреннюю и внешнюю торговлю...» [5,105] Юношество восклицало, что «он правдив, закон его для всех равен, он почитает себя его первым служителем».
Льются потоки восхвалений, но среди присутствующих одна женщина «являла вид презрения и негодования». Неизвестная «именует себя Прямовзорой и глазным врачом». Она заявила, что у правителя на обоих глазах бельмо, и очистила его глаза. «Ты видишь теперь, что ты был слеп, и слеп всесовершенно. Я есть Истина». [5,107] И увидел правитель, что власть его жестока, подданные его ненавидят, всюду ложь, гибель;«знаки почестей, им раздаваемые, всегда доставались в удел недостойным». Глава заканчивается словами: «Властитель мира, если, читая сон мой, ты улыбнешься с насмешкою или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною странница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается».
Современники Радищева в правителе не без основания увидели Екатерину II, но все же Радищев имеет в виду не только конкретного властителя; он считает, что царская власть всегда зло. «Эпиграфом к своей книге Радищев не случайно избрал стих из поэмы своего старшего современника В. К. Тредиаковского «Тилемахида», слегка изменив его: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй». Чудище — это екатерининское самодержавие; стих взят из того места поэмы, где рассказывается о муках, которым подвергаются в Тартаре, подземном царстве мертвых, злые цари.
Сон у Радищева имеет аллегорический характер, служит не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения. Автор показал на престоле не тирана, а такого монарха, о котором мечтала вся просветительская литература. Тем сильнее звучит разоблачение вопиющих беззаконий во второй части «сна». Раз подобное может творится при «просвещенном» государе, значит не годится сам принцип монархии. Таков вывод первой композиционной части. (цикл глав от «Софии» до «Спасской полести»)
Роман Г.Н. Чернышевского «Что делать?» своеобразен не только в идейно-тематическом плане, но и в композиционном отношении. В этом произведении писатель выразил (посредством снов, включенных в ткань повествования, в том числе) свои идеалы светлого будущего, противопоставив их суровому и несправедливому настоящему.
Знаменитый четвертый сон используется для перенесения действия из действительной жизни в воображаемое светлое будущее. По сути это утопия: Чернышевский рисует картину будущего социалистического общества. Здесь подробно говорится обо всех сферах устройства общества, о труде, отдыхе, науке, искусстве. Главная тема — равенство, свобода людей, всеобщее благоденствие. Героиня видит совершенно иной мир, в котором всё подчинено общим интересам. В этом мире не существует семьи и собственности. Вера Павловна видит перед собой громадное здание, стоящее на фоне нив и лугов, садов и рощ, с широкими галереями, громаднейшими, великолепнейшими залами, способными вместить тысячи посетителей и в часы обеда и во время вечернего отдыха. Кругом фонтаны, оранжереи, стекло, оркестр, хор, певцы, разнообразные и богатые костюмы гостей, великолепная сервировка обеденного стола.
Все эти праздничные детали в картине будущей жизни простых людей, умеющих работать и отдыхать после трудового дня, сегодня кажутся странными, идиллическими, невозможными. Но писатель верил в возможность этого будущего и всеми силами старался его приблизить. Он говорил: «Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести…»[14,334]
Сон, если можно так выразиться, выполняет и жанрообразующую функцию.В романе Герберта Уэллса «Когда спящий проснется» сон служит для перенесения действия из действительной жизни в воображаемое будущее.
Действие начинается в Англии в конце XIX века. Джентльмен по имени Грэхем впадает в летаргический сон, формально продолжая числиться живым. Герой просыпается через двести лет и обнаруживает, что стал фактическим властелином мира. Его счёт в банке, управляемый советом адвокатов, год от года рос и в итоге сделал его самым богатым человеком на Земле, владельцем всей земной промышленности, СМИ и недвижимости. Землянам он известен как Спящий (Sleeper). Его тело сохранялось в специальном мавзолее, и никто не верил, что Спящий когда-нибудь проснётся.
Сразу же вокруг ничего не понимающего Грэхема начинают плестись политические интриги. Совет, управляющий деньгами, хочет убить Спящего, чтобы скрыть его пробуждение. Но Острог, глава оппозиции, помогает Грэхему сбежать. На улицах завязываются бои революционеров с полицией. Сторонники Острога побеждают, совет капитулирует и Спящий вступает в свои права.
Отдав фактическую власть в руки Острога, Грэхем поначалу предаётся развлечениям. Он учится летать на самолёте, посещает светские приёмы, гуляет по Лондону XXI века, удивляясь новым нравам и изобретениям. В ходе своих наблюдений он начинает понимать, что жизнь людей со сменой власти ничуть не улучшилась, лишь тирания совета сменилась тиранией Острога. Недовольство новой властью растёт, но Острог не прислушивается к Грэхему и подавляет выступления недовольных.
Мир будущего, подразумевается - лучший мир, жизнеустройство, мыслящее людьми настоящего как идеальное,- оборачивается страшной действительностью. Автор описывает государство, в котором возобладали негативные тенденции развития: насилие, подавление личности, власть избранных. Идеальный мир превращается в свою полную противоположность. Показать это удаётся автору в жанре антиутопии [16,6],
а перенос в мир будущего происходит во сне. Необычен подход Уэллса к сюжету:нет «возврата», пробуждения героя.
Когда жители Лондона, наконец, восстают против Острога, Спящий принимает сторону народа. Грэхем сам садится за штурвал и гибнет в воздушном бою, успев героически спасти Лондон.
Именно сон стал порталом для героя, чтобы оказаться в совершенно другом времени и прожить там новую жизнь. И эта жизнь(мне кажется, в этом хотел убедить нас автор) и есть жизнь настоящая для нашего героя. Недаром Уэллс меняет название романа. В первой редакции 1899 г. «Когда спящий проснется» В 1910 г. автор переписал роман, значительно расширив и дополнив его. Переработанная версия романа вышла как отдельная книга, под названием «Спящий пробуждается».
IV.Заключение.
В данной исследовательской работе были проанализированы тринадцать произведений русской и зарубежной литературы, созданные в разные исторические периоды: от фольклора до 19-начала 20 веков. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны в литературе могут использоваться для решения самых разных целей и задач.
Во-первых, сон может определять границы произведения (рамочная композиция); так построено повествование в «Алисе в стране чудес».
Во-вторых, сон служит сюжетообразующим элементом, как например, в «Обломове» Гончарова (эпизодический сюжет), «Портрете» Гоголя (разъясняет фантастический сюжет), «Сне Макара» Короленко (основной сюжет: сон повествует о жизни героя).
В-третьих, сон способствует проникновению в глубинные уголки души героев - в этом можно убедиться на примере сна Катерины (здесь можно говорить и об изобразительном эффекте сна), и Свидригайлова (сон к тому же этическая оценка персонажа).
В- четвёртых, сон может стать пророчеством, предопределением будущего. Это может быть предсказание личной судьбы героя - как в «Евгении Онегине» - или предсказание судьбы целого государства, знак свыше накануне великих событий - как в «Слове о полку Игореве».
В-пятых, сон может быть использован в качестве иносказания, аллегории, примером чего является сон путешественника у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву».
В-шестых, сон – приём, посредством которого автор легко переносит своего героя и читателя в иную действительность. Такую функцию выполняют сны Веры Павловны и Грэкхема. Однако и здесь есть различие: четвёртый сон героини Чернышевского представляет идеальное социальное устройство, и мы имеем основания говорить о романе-утопии; Уэллс «открывает глаза» своему герою на внешне благополучное мироустройство – мы получаем роман-антиутопию.
Таким образом, мы выяснили, что использование мотива сна в каждом отдельном произведении для автора индивидуально, сны приобретают оригинальный характер, специфические черты, которые раскрывают новые грани смысла.
На основе проведённого исследования были сделаны следующие выводы:
Проведенное исследование позволило мне убедиться в значимости сна в организации художественных произведений, обогатило мои знания и еще более заинтересовало. Очевидно, здесь была представлена лишь малая часть функций сна в организации художественных произведений. Эта работа является разрабатываемой. Свои исследования я собираюсь продолжить, чтобы в итоге представить более полный спектр функций сна в организации художественных произведениях.
V.Библиографический указатель.
.http://lib.rus.ec/b/306141/read
VI.Приложения
Приложение 1 Роль мотива сна в произведениях
Сон | Функция сна | Произведения |
Сон – рамка литературного произведения | Сон является приемом, с помощью которого и герой, и читатель переносятся в другую действительность | «Калиф на час, или Сон наяву» Л Кэрролл «Алиса в стране чудес» |
Сон – форма основного сюжета | Содержание сна одного из действующих лиц | В.Короленко «Сон Макара» |
Сон – форма эпизодического сюжета | Сон – это литературный прием, позволяющий раскрыть характер героя во всей его сложности и значительный эпизод в развитии главного действия | И.А. Гончаров «Обломов» |
Сон – неожиданное разъяснение фантастического сюжета | Введение совершенно фантастического элемента, но подача объяснения читателю после окончания сна, усложняя этот прием троекратным его повторением | Н.В.Гоголь «Портрет» |
Сон – изобразительный эффект | Функция сна – подчеркнуть известные душевные качества героя | А.Н. Островский «Гроза» |
Сон-переход от одного временного пласта к другому | Сон служит для перенесения действия из действительной жизни в воображаемое будущее | Герберт Уэллс «Когда спящий проснется» |
Сон – переход от действительности к утопическому будущему | Сон используется для перенесения действия из действительной жизни в воображаемое светлое будущее | Н.Г. Чернышевский «Что делать» |
Сон – вещее предвосхищение героем судьбы, пророчество | Сон героя, достоверно и подробно рассказанный автором, настраивает читателя на то, что дальше последуют предсказанные события | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
Сон – этическая оценка | Заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» |
Сон-аллегория, иносказание | Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием | Н.А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» |
Приложение 2
Функции сна в произведениях
Автор, произведение | Общее | Особенности для данного произведения |
Арабская сказка «Сон наяву, или калиф на час» | Художественное обрамление при рамочной композиции | События происходят наяву, а кажется - во сне |
Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес» | События происходят во сне | |
В. Короленко «Сон Макара» | Сюжетообразующая роль | Форма основного сюжета |
И.А. Гончаров «Обломов» | Форма эпизодического сюжета | |
Н.В.Гоголь «Портрет» | Неожиданное разъяснение фантастического сюжета | |
«Слово о полку Игореве» | Пророчество | Предсказание правителю накануне важных для всего государства событий |
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» | Вещее предвосхищение героем личной судьбы | |
А.Н. Островский «Гроза» | Отражение внутреннего мира героя | Изобразительный эффект |
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» | Этическая оценка | |
Н.А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». | Отражение идеологических, политических взглядов писателя, тесная связь с историческим процессом | Модель государства создаётся посредством аллегорического повествования |
Н.Г. Чернышевский «Что делать?» | Использование мотива сна позволяет определять жанр произведения: утопия | |
Г. Уэллс «Когда спящий проснется» | Использование мотива сна позволяет определять жанр произведения : антиутопия |
Карандаши в пакете
Рождественские подарки от Метелицы
Сказка про Серого Зайку
Юрий Визбор. Милая моя
Ёжикина Радость