Важность и актуальность данной работы заключается в том, что в ней делается попытка рассмотреть образ женщины, созданный в житийной литературе, как образец святости, праведности и чистоты.
Предметом нашего исследования являются памятники древнерусской литературы «Житие Евфросинии Полоцкой» и «Повесть об Ульянии Осорьиной».
Объектом данного исследования являются образы Евфросинии Полоцкой и Ульянии Осорьиной в агиографических произведениях.
Цель работы – на основе анализа художественных текстов рассмотреть образы Евфросинии Полоцкой и Ульянии Лазаревской (Осорьиной), качества и характерные особенности героинь, благодаря которым они представляются святыми.
В задачи исследования входит:
1. выявить черты и характерные особенности, определяющие святость и праведность героинь;
2. проанализировать, как в образах героинь реализуются представления православия о женщине-христианке.
Если образ Ульянии Осорьиной достаточно подробно исследован литературоведами, то поставленные цель и задачи являются новыми в изучении образа Евфросинии Полоцкой. Этот аспект обращения к персонажам древнерусской литературы представляется актуальным на современном этапе развития национальной духовности, когда стало возможным изучение православных основ отечественной культуры и литературы.
Научная новизна нашей работы обусловлена как недостаточной степенью изученности данной темы, так и запросами современной эпохи - эпохи возвращения к многовековым нравственным ценностям.
Методы исследования: структурный, сравнительно-сопоставительный, типологический, метод целостного анализа художественного произведения.
Работа состоит из введения, где обосновывается выбор темы, ставятся цели и задачи исследования, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_zhenshchiny-svyatoy.ppt | 664.5 КБ |
Слайд 1
Образ женщины-святой в древнерусской литературе Выполнил: Погодин Артём ученик 8 «а» классаСлайд 2
Важность и актуальность данной работы заключается в том, что в ней делается попытка рассмотреть образ женщины, созданный в житийной литературе, как образец святости, праведности и чистоты.
Слайд 3
Цель работы – на основе анализа художественных текстов рассмотреть образы Евфросинии Полоцкой и Ульянии Осорьиной, качества и характерные особенности героинь, благодаря которым они представляются святыми.
Слайд 4
Научная новизна нашей работы обусловлена как недостаточной степенью изученности данной темы, так и запросами современной эпохи - эпохи возвращения к многовековым нравственным ценностям.
Слайд 5
Житие Ефросиньи Полоцкой» — одно из наиболее ранних произведений исторической прозы и единственный источник биографических данных про Ефросинью Полоцкую. Составлено и записано оно было, вероятно, монахом из монастыря св. богородицы. Автор восславляет настойчивую и самоотверженную женщину, её стремление к знаниям и духовному совершенствованию.
Слайд 6
Ефросинья Полоцкая — первая белорусская и, по некоторым данным, восточнославянская просветительница. Полоцкая – княгиня, ставшая первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. Её светское имя — Предслава. Родилась она в княжеской семье и была дочкой младшего сына князя Всеслава Брачеславовича (известного также как Всеслав Чародей). Мать её — София — была дочерью Владимира Мономаха. Хотя, судя по всему, Предславе светило блестящее светское будущее, маленькая княжна решила прожить свою жизнь иначе, чем это было принято. По достижении совершеннолетия — а по тем временам это было 12 лет — Предслава твёрдо решила уйти в монастырь и, несмотря на мольбы матери и угрозы отца, так и сделала. В монастыре настоятельницей была её тётка, она и приняла юную монахиню.
Слайд 7
Сама Ефросинья создавала и, возможно, записывала молитвы и дидактические проповеди. Среди соотечественников преподобная была известная как справедливый судья, советчица и миротворец. В пожилом возрасте Ефросинья отправилась в паломничество в Иерусалим (в апреле 1167 года). Там она получила аудиенцию у патриарха Луки. В Иерусалиме Ефросинья, обессиленная долгим путешествием, заболела и умерла.
Слайд 8
Образ женщины-святой в «Житии Евфросинии Полоцкой» представлен достаточно ярко и разнообразно. В образе Евфросинии угадывается тот тип святости, который можно обозначить, как житие блаженной, и, как следствие, героиня наделяется чертами, дающими ей полное право называться женщиной-святой (принятие крещения, любовь к чтению и духовной литературе, соблюдение телесной чистоты, благочестивая и деятельная монастырская жизнь и др.).
Слайд 9
Ежегодно в Полоцке в начале июля отмечается день рождения святой. Организуется служба, вынос Ефросиньевского креста. На этом мероприятии всегда присутствует митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси.
Слайд 10
Изменения традиционного жанра жития ярко прослеживаются и в Повести о Юлиании Лазаревской. Положительный характер русской женщины раскрывается в обыденной обстановке богатой дворянской усадьбы. На первый план выдвигаются качества образцовой хозяйки. После выхода замуж на плечи юной Юлиании ложится ведение сложного хозяйства дворянского поместья. Угождая свекру и свекрови, золовкам, она следит за работой холопов, за ведением домашнего хозяйства при этом ей часто приходится улаживать социальные конфликты, возникающие между дворней и господами.
Слайд 11
Повесть правдиво изображает положение замужней женщины в большой дворянской семье, ее бесправие и многочисленные обязанности. Ведение хозяйства настолько поглощает Юлианию, что она лишена возможности посещать церковь, и тем не менее она святая. Повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни, служения людям. Юлиания помогает голодающим, ухаживает за больными во время мора, творя милостыню безмерну, не оставляя себе ничего.
Слайд 12
Она еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем и вечером она занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов; спала на полу, положив под голову поленья вместо подушки, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.
Слайд 13
Наш анализ позволяет заключить, что Ульянию Лазаревскую следует охарактеризовать как святую, подвиг которой отличается значительным своеобразием: нищелюбие и странноприимство, реализуемое в быту. Агиографическая повесть об Ульянии Лазаревской отражает традиционные христианские представления о роли женщины в семье, о взаимоотношениях супругов, и в этом смысле представляют идеал жены в широком понимании этого слова – идеал, который достоин подражания и составляет тот вечный смысл произведений, который и обусловил интерес к ним древнерусского читателя.
Слайд 14
Николонабережная церковь в Муроме, где покоятся мощи праведницы Иулиании Лазаревской. В 1614 году Иулиания Лазаревская была причислена к лику святых. День ее памяти приходится на 15 января.
Растрёпанный воробей
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Рукавичка
За чашкой чая
Астрономический календарь. Март, 2019