В преддверии 70 годовщины Великой Победы мои учащиеся обратились к исследованию творчества поэтов - земляков, фронтовиков. Остановились на творчестве Н. Мордовиной, Б.Шаховского, М. Луконина с целью не только исследовать, но и рассказать одноклассникам об этих талантливых людях, прошедших войну, кто на фронтах, а кто в тылу
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota.docx | 49.04 КБ |
МБОУ «Лицей № 1 им А.П. Гужвина г. Камызяк»
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
«СОРОКОВЫЕ – РОКОВЫЕ»
(Великая Отечественная война
в поэзии астраханских поэтов)
Выполнили:
Альбаева Ралина
Турганова Диана
учащиеся 7 класса
Научный руководитель:
Сурикова Татьяна сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Камызяк 2015
Оглавление:
Вступление
В этом году весь российский народ будет праздновать 70 – ую годовшину со дня окончания Великой Отечественной войны. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Важно сохранить для потомков события Великой Победы, боль и страдания, которые принесли с собой. Наша страна ежегодно чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся сила народа в его прошлом.
Война длилась четыре долгих года и отозвалась глубокой болью в сердце многострадального народа, она отняла многие тысячи молодых жизней, опустошила души оставшихся в живых, осиротила матерей, жён и детей. Боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда.
Занимаясь в научном обществе учащихся, мы ставим перед собой задачи - изучения жизни замечательных людей нашего края
В преддверии юбилея Великой Победы, объектом исследования стало изучение биографии некоторых астраханских поэтов и их творчества, связанного с темой Великой Отечественной войны
Солдаты мы.
И это наша слава,
Погибших и вернувшихся назад.
Мы сами рассказать должны по праву
О нашем поколении солдат.
Актуальность исследования
Актуальность исследования обусловлена тем, что в человеке с детства нужно воспитывать такие духовные ценности, как патриотизм, любовь к Родине, готовность пожертвовать собой во имя Отчизны Изучение и сохранение прошлого нашей страны – важнейшая патриотическая, нравственная и культурная задача. На сегодняшний день, к сожалению, память народа о Великой Отечественной войне ослабевает, и скоро мы будем изучать войну только по историческим документам. Для нашего поколения еще есть возможность услышать из уст ветеранов об историческом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько стихотворений, песен было создано на войне! В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских поэтов. Своими стихами они возбуждали и возбуждают в народе патриотические чувства, поднимали и поднимают его на борьбу с врагом. Писали о войне поэты и нашей Астраханской земли, но мы о их творчестве или ничего не знаем, или знаем мало. Знакомство и изучение исторического подвига народа в поэзии наших земляков – настоящий урок патриотизма, который будет реализован посредством нашей исследовательской работы. Знание своей истории, ее понимание укрепляет высокое чувство любви к Родине, формирует гражданина и патриота. Эти духовные ценности никогда не потеряют своей актуальности.
Цель:
Указанные цели реализуются через решение следующих задач:
1. Расширять представления школьников о значении бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны;
2. Систематизировать стихотворения, написанные о ВОВ, в соответствии с тематикой и их содержан ием.
3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к ветеранам, к доблестной истории своей Родины.
Объект исследования:
стихотворения Н. Мордовиной, Б. Шаховского, М. Луконина, о Великой Отечественной войне.
Гипотеза:
считаю возможным предположить, что благодаря работе, проводимой с данной тематикой творчества поэтов,
- удастся повысить интерес у школьников к военной теме и донести до сознания учащихся значимость подвига народа в годы ВОВ;
- знакомство учащихся с творчеством наших поэтов - земляков повлияет на развитие духовных ценностей учащихся, в основе которых лежит потребность служить Родине и быть её защитником.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
«В этом мире, где столько сомненья, человеку нельзя без любви», - эти проникновенные строки можно считать девизом всего творчества любимого многими астраханцами поэта Нинели Александровны Мордовиной
Как правило стихи начинают писать смолоду. НИНЕЛЬ МОРДОВИНА (1927-2001 гг.)
)как поэтесса родилась уже в зрелые годы. Война застала ее еще девчушкой, «наградив» с детства лишениями, «стужей на сто лет», стужей столь пронзительной, что и через полстолетия после Победы она напоминает о себе горькими реминисценциями в стихах и недевичьей специальностью «токарь», казавшейся самой почетной в те дни:
Меня шатало после смены –
Всю ночь заказ для фронта шел…
А дома не было полена,
И ноги жег холодный пол…
(«Характер»)
Стихотворение "Характер". Оно о боли военных лет. Для поэтессы этот отрезок жизни очень важен. Именно в те годы закаляется характер будущей поэтессы. Сюжет этого автобиографического стихотворения незамысловат. Девочка - токарь, отстояв смену на заводе, возвращается домой, а дома - старуха бабушка да младшие братья, да нетопленая изба, да колода, неподдающаяся топору.
И тогда, собрав все силы,
Каких не знала за собой,
Я так топор в тот вяз всадила,
Что в нем увяз он с головой.
(«Характер»)
Стихи о войне - одна из главных тем творчества Мордовиной. В них поэтесса говорит не только о себе; рядом с ней близкие, люди, работающие на заводе. С болью в сердце она пишет о тяжелых суровых годах в жизни всех людей страны.
В сборнике «Испытание», состоящем из 3 – х частей, мысли Н. Мордовиной также обращены к памяти о войне. Память о защитниках города – героя Сталинграда жива в сердце народа. К Мамаеву кургану не иссякает людской поток. Первая и вторая части сборника – о войне, о прочности человеческой личности…
Образы - символы помогают понять жизненную позицию Н.Мордовиной; для нее настоящая жизнь - в страсти, кипучести.
Нинель Александровна родилась 12 июля 1927 г в Г. Харбине. Родной отец Трофим Третьяк был комсомольским работником на Дальнем Востоке. Репрессирован в 1934 г. как «японский шпион». Была удочерена офицером-пограничником А.И.Таяновским и жила с родителями на Камчатке, Хабаровске, Владивостоке, а перед самой войной – на белорусской границе. За годы войны пережито многое…
С началом войны под бомбежками семья ушла от немцев и в войну жила у родственников матери в г.Самаре (Куйбышев)
Эвакуация в Самару:
Новое слово: эвакуация…
Кутает младшую мама в платок.
Взгляд у отца непривычно жесток,
Руки не могут от нас оторваться…
Многое в памяти можно утратить,-
Мне до последнего дня вспоминать
За полчаса постаревшую мать.
И повзрослевшие лица у братьев;
Бомбёжки
Вдруг стало холодно спине
От воющего голоса сирены:
В бомбёжку мало помогают стены…;
Суровое время закалило характер, научило преодолевать трудности.
Завязывался мой характер
В суровый тот военный час.
Отец воевал, погиб в 1944 г., похоронен в г.Кишеневе.
Во время войны работала телеграфисткой, токарем на военном заводе, связисткой на узле связи Наркомата флота. В 1945 году вышла замуж за летчика В.Ю. Мордовина. Жила в Прибалтике, Ахтубинске, Волгограде и последние 25 лет в Астрахани.
И жизнь, и творчество Нинели Александровны закалены и опалены войной навсегда, стихи о войне есть в каждом из её шестнадцати сборников – ведь её характер завязывался в тот, «суровый, военный час», когда после ночной смены у токарного станка она, пятнадцатилетняя, рубила дрова, чтобы обогреть младших братьев. В образе тёти Маши, героини поэмы «Стужа», воплощена судьба тысяч русских женщин, которым «душу застудила молодость». Творчеству Мордовиной свойственно отождествлять собственную судьбу с судьбой своей страны: «И качнулся шар земной подо мною ли одной?», когда «похоронки заготовил сорок третий год». Любимый лирической героини поэмы «Стужа» похоронен в могиле возле Волги, отыскать которую не смогла даже мать. В автобиографическом стихотворении «Калина», где гроздья калины на городском прилавке напомнили первую любовь, «шли письма с фронта недолго», потому что «парнишка в шинели длинной», который был самым смелым в лётной школе, погиб, рубанув крылом врага за Волгой.
В подобном умении пропускать чужую боль через собственное сердце, растворяясь в других – одна из граней человеческого и творческого начала Мордовиной. Она всегда была готова вобрать в себя «всю боль полей горящих, всю горечь беженских судеб». Эта готовность наиболее полно воплотилась в поэме «Отчим», посвящённой Дмитрию Владимировичу Буданову, который воспитал обездоленных войной сирот не хуже родного отца. Его судьба тоже вобрала в себя миллионы судеб российских воинов, тех, кто дрался «с войной насмерть, как солдат» и оказался сильнее смерти. Поэт умышленно не называет имён всех своих героев, ибо «людские судьбы похожи – словно тропочка одна», а главным героем творчества Нинели Мордовиной была, есть и будет всегда любовь. Личная судьба Нинели Александровны лёгкой не была никогда. Первые строки она написала именно в военное время, пятнадцатилетней, увидев горе и отчаяние вокруг. Это было стихотворение «Извещение» о полученной с фронта похоронке, увы, оказавшееся предвидением, как и многие более поздние строки поэта. Мать со словами «Каркаешь!» очень ругала девушку, чем на долгий срок отбила желание писать, а точнее сказать, записывать то, что чувствовала ранимая и восприимчивая душа.
Мордовина рано поняла, что стихи могут (а лучшие – непременно должны!) быть пророческими и… испугалась самоё себя, своего редкого дара предугадывать, предвещать и хорошее, и плохое. Каково же было носить в себе столько лет этот груз, не позволяя ему выплеснуться, вылиться наружу, и лишь у детских кроваток (а матерью Нинель стала в 18 лет) позволять себе петь колыбельные собственного сочинения. Вероятно, так родились строки стихов «Колыбельная 46-го года» и «В первый раз». А детских и юношеских впечатлений было столько, что восприимчивая душа просто копила долгие годы этот бесценный багаж, где «берёзовая роща на Камчатке, по камушкам реки весёлый бег», чтобы потом, годы спустя, начать писать сразу вполне профессионально.
Одним светить,
Другим тянуться к свету,
А третьим создавать его дано.
Нинель Александровна была из когорты третьих.
БОРИС ШАХОВСКИЙ (1921–1967)
Поэт Борис Шаховский принадлежит к тому поколению людей, чья юность закончилась, почти не успев начаться. Одетая в серые шинели, она встала на защиту родины.
Он прошел всю Великую Отечественную войну в танковых войсках, награжден Орденом Красной Звезды и медалями. Первая книга его стихов вышла в 1950 году. О содержании книг говорят их названия: «Утренний прибой», «Костры на раскатах», «Каспийские зори».
Когда началась война, ему было двадцать лет. В это время Борис учился в Астраханском техническом институте рыбной промышленности. Студенты четвёртого курса, а в их числе и Борис, решили пойти добровольцами на фронт. И вот вчерашний студент – курсант Камышинского танкового училища, а вскоре фронтовик:
День февральский от вьюги ослеп.
Стынь оконная глохнет от шума.
Можно только мечтать о тепле.
Об уюте забыли и думать.
На высотке село. Вот бы в нем,
Отогревшись, улечься на скатку.
Но оно по ту сторону схватки,
За смертельным навесным огнем.
В сентябре 1942 года молодой лейтенант попадает на Сталинградский фронт и участвует в обороне города. Двадцатилетний парень показал себя храбрым бойцом, о чем свидетельствуют орден Красной Звезды и боевые медали. Все увиденное и пережитое на войне он перенес в свои стихи, воспевая героизм простого солдата не понаслышке и раскрывая жестокую правду жизни.
«Мы до войны не числились в бесстрашных,
нас берегли от трудностей отцы.
Из легкой жизни в пекло рукопашной
шагнули мы, беспечные юнцы».
От Волги до Днепра он прошёл командиром танка, потом командиром танкового взвода и закончил войну начальником штаба танкового батальона.
Тяжёлый фронтовой недуг вынудил его покинуть армию, и вот молодой офицер, почти еще юноша, получает пенсионную книжку. Но он хочет победить болезнь и выбирает путь борьбы, а не покоя:
Вот и списаны до срока,
Сердце, мы с тобой в запас.
Сразу армия далеко
Отодвинулась от нас.
Но не кончен путь полезный.
Так возьмем же от судьбы
Не историю болезни,
А историю борьбы.
Он вернулся в родную Астрахань после серьезного ранения, получив инвалидность После демобилизации из армии Борис заканчивает институт, оставленный во время войны, несколько лет работает инженером. Но болезнь всё чаще и чаще дает о себе знать и приковывает его на долгие годы к постели. Он знает, какая жизнь ждет его в недалеком будущем и сознательно готовит себя к ней.
Шаховским написано много правдивых стихов о Великой Отечественной. Вся его жизнь – это борьба с тяжелым недугом. Последние годы жизни Шаховский жил в Москве, подолгу лежал в различных клиниках. Он ушел из жизни в 45 лет – на взлете своего дарования.
Борис Шаховский был из того «литого поколения», что «обучали Павка и Чапай», поколения не выбирающего Родину, за которую должен умереть… Все это определило жизненную позицию автора:
Сшиблен с ног – сражайся на коленях!
Встать не можешь – лежа наступай!
Великая Отечественная война осталась «вечной перекличкой» в творческом сознании поэта, запечатлевшем высшую трагедию человечества. И хотя, как известно, «оружие карающего - свято», испытав на себе все ее тяготы, поэт-фронтовик заявляет:
Будь проклят тот, кто вынудит солдата
Бессмертие смертями добывать!
Вошли стихи Бориса Шаховского даже в учебники по истории и исторические зарисовки о войне:
«Мамаев курган. Овладев им прочно, противник господствовал бы над всем городом и над Волгой.
Бои здесь продолжались с 16 сентября до 2 февраля. Многие танковые немецкие дивизии поломали себе зубы.
В течение четырех месяцев немецкое командование, несмотря на огромные потери в живой силе и в технике предпринимало многократные попытки овладеть городом.
“Мы штурмуем Сталинград и возьмём его”, хвастливо твердил Гитлер. Тщетно?
Кого – то вычеркнет неслышно
Вот этот хмурый день войны.
А ведь из нас никто не лишний,
Мы все любимы и нужны.
(Борис Шаховский)
Через 4 дня кольцо окружения замкнулось. В нём оказалось 330 тыс. немецко-фашистских солдат и офицеров – 22 дивизии.
После ожесточенных сражений 2 февраля 1943 года ожесточенная группировка была ликвидирована. »
В стихах Бориса Шаховского не было советского пафоса, следов воспеваемого культа личности и т.п. Он писал то, что почувствовал и испытал сам. В стихах Шаховского нет героизации советского солдата, это скорее воспоминания простого парня, как и сотни тысяч других, попавшего в пекло войны:
У нас сложнее всех и проще:
В полсотне метров от врага
Который день в прибрежной роще
метет свинцовая пурга.
Мы очень молодые люди,
Но здесь на огненном ветру,
Не знаем, будем иль не будем
Во взводных списках поутру.
Кого-то вычеркнет неслышно
Вот этот хмурый день войны.
А ведь никто из нас не лишний,
Мы все любимы и нужны…
Шаховский снижает официальный патриотический пафос в своих стихах о войне. Яркий пример стихотворение «День Победы». Здесь поэт открыто говорит о контрасте Победы в восприятии людей: о том, что одни ликуют и воспевают, а другие «взглянув бессмертию в лицо» остаются верны простым человеческим ценностям и истинам.
Об этой дате
Сказочного роста
Взахлеб трубила пресса всей земли.
И лишь солдат российский
Молвил просто:
- Кури, ребята. Кажется, дошли.
Бойца до звезд поэты возносили,
А он, взглянув бессмертию в лицо,
Мечтал о том,
Как встретится с Россией
И как починит матери крыльцо.
(«День Победы»)
Всю оставшуюся жизнь война напоминала о себе тяжёлой болезнью. Опаленное в сражениях сердце то и дело ставило поэта на грань жизни и небытия. «Поселившегося в Москве поэта -воина оперирует знаменитый хирург, но сердце все время тревожно дает о себе знать», - писал в своей статье о Борисе Шаховском Н. Травушкин. Но и в таком трагическом состоянии он находил силы для дальнейшего творчества. Твёрдость и стойкость — хорошее качество стихов Бориса Шаховского. В лучших своих стихах он остается солдатом, главной целью которого является победа. Победа над собственной болезнью, стремление быть в общем строю строителей нового мира.
Стихи Б. Шаховского лишены пессимизма, украшательства, ложной многозначительности, они наполнены весомыми мыслями, зримыми деталями. Просто и тепло говорит поэт о благах жизни, о всём том земном, что возвышает человека, делает его счастливым и мудрым.
И труд, и любовь, и мужество в стихах Б. Шаховского живут рядом, наполняют их волнением и светом.
МИХАИЛ ЛУКОНИН (1918 – 2008 г.)
Одним из ярких поэтов, в творчестве которых нашла выражение тема Великой Отечественной войны, является Михаил Кузьмич Луконин.
Солдаты мы.
И это наша слава,
Погибших и вернувшихся назад,
Мы сами рассказать должны по праву
О нашем поколении солдат.
Михаил Кузьмич Луконин родился 29 октября 1918 года в с. Килинчи Астраханской области. Детство будущего поэта прошло на Волге в с. Быковы Хутора, юность в Сталинграде, где работал на тракторном заводе, учился. Окончил Сталинградский учительский институт, позже учился в литературном институте им. М. Горького.
Биография М. Луконина точно отражает биографию страны. С 1938 г. он живет в Москве, в 1939 г. добровольцем уходит на войну с Финляндией, с первых дней Великой Отечественной войны добровольно уходит в действующую армию, в которой находится до победного окончания войны.
Печататься начал в 1935 году, но началом зрелой работы на этом поприще поэт считал публикацию стихов в 1940 г. в журналах «Молодая гвардия» и «Знамя». Значительная часть фронтовых стихов М. Луконина собрана в его первой книге «Сердцебиение», выпущенной в 1947 г. Уже в этой первой книге определились особенности художественного мировосприятия и стиля поэта Михаила Луконина.
Он автор многих поэтических сборников, член Союза писателей, дважды лауреат Государственной премии. Принимал участие в судьбе молодых поэтов: Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Р. Казаковой. Ему принадлежат переводы с бурятского, казахского, грузинского языков. В 1978 г. было издано собрание сочинений поэта в трех томах.
Главные темы творчества М. К. Луконина – это война и мир, любовь и труд.
Жизнь поэта была коротка, он ушел из жизни 4 августа 1976 г., но жизнь его стихов продолжается. Стали традиционными Луконинские чтения, где встречаются писатели, поэты, любители поэзии.
Имя поэта увековечено в названии пассажирского теплохода, в Астрахани помнят М. Луконина и чтят его память, одна из улиц города носит его имя, в с. Килинчи создан школьный музей его имени.
Еще до войны, на первом же вечере в Литинституте, всех ошеломило его стихотворение «Мама».
…Я расцелую тебя одну,
Сердце выслушаю,
обниму,
слёзы вытру,
в лицо загляну… - Михаил сделал паузу, посмотрел на слушателей и убеждённо, даже жёстко произнёс неожиданную фразу:
- Перед тем, как уйти на войну.
Неожиданную? Нет. Он чувствовал, что главная война – впереди. Это был тот случай, когда даже по одной строке можно безошибочно определить уровень духовной зрелости. Всем стало ясно, какой огромный скачок сделал Луконин в своей поэзии.
Война заставила пересмотреть Луконина свой взгляд на жизнь. Многие из его стихов, уже написанные, показались поэту по-юношески наивными, мелкими, что ли? С финской войны он вернулся закаленным, а главное – лучше узнавшим жизнь…
Но мирная передышка длилась очень недолго. Пришла другая война, куда более страшная – с гитлеровским фашизмом. Мало кто знает, но почти все студенты Литературного института им. Горького в июне 1941 года написали заявление: «Прошу считать меня добровольцем!». Хотя, наверное, Михаил мог и остаться в Москве, его супруга в июне 1941 года уже была беременна их сыном, который родится 8 января 1942 года.
Михаил сделал другой выбор. Вместе со своим новым другом Сергеем Наровчатовым он оказался на фронте. «Я помню страшные дороги отступления – мы прошли их с Михаилом Лукониным, выходя из окружения брянскими лесами и орловскими нивами в 1941 году», – вспоминал позже Наровчатов.
Суровая правда войны. Ее можно выразить не только в прозе, как делали многие писатели-фронтовики, но и в поэзии. Вот, например, одно из самых ярких стихотворений Михаила Луконина:
Госпиталь. Все в белом.
Стены пахнут сыроватым мелом.
…
Слова кружились:
«Друг, какое нынче?
Суббота? Вот не вижу двадцать дней».
…
– Послушай, друг…
И все о ней, о ней.
Несли обед. Из ложек нас кормили.
Завидует танкист ослепший мне
И говорит про то, как двадцать дней
Не видит. И – о ней, о ней, о ней.
…
– А вот сестра.
Ты письма продиктуй ей!
– Вот ты бы взялся?
….
– Я не могу!
…
– Слов не знаю!
– Я дам слова…
…
Я взял перо.
А он сказал: – Родная!
Я записал.
Он: – Думай, что убит.
«Живу!» – я записал.
Он: – «Ждать не надо!».
А я, у правды всей на поводу,
Водил пером: «Дождись, моя награда…».
Он: «Не вернусь…».
А я: «Приду! Приду!».
Шли письма от нее. Он пел и плакал,
Письмо держал у просветленных глаз.
Теперь меня просила вся палата:
– Пиши! – их мог обидеть мой отказ.
Это стихотворение написано уже после войны, в 1947 году. Но мало кто знает, что Луконин, как говорится, лез в самое пекло, он хотел отомстить фашистам за маму, которая погибла в 1942-м, когда фашисты бомбили Сталинград. Но узнал об этом он не сразу. И более того, долгие годы Луконин так и не мог найти могилы близких ему людей – отца и матери.
Изо дня в день я думаю о тебе –
Моей колыбели, моей судьбе –
Женщине, вырастившей меня...
Мама, если меня простишь
Сердцем маминым, решено:
Я расцелую тебя одну,
Сердце послушаю, обниму,
Слезы вытру, в лицо взгляну…
Перед тем как уйти на войну.
Эти стихи написаны маме…
А подвел итог войне Михаил Луконин такими строчками:
Четыре года жизни – год за годом,
Четыре года смерти – день за днем
Во имя мира всем земным народам
Бежали, опоясаны огнем.
Все, что свершили, – памятно и свято.
Навеки будут рядом, без конца, –
Могила Неизвестного солдата
И счастье победившего бойца.
Восемь строк, а какие емкие…
Первый послевоенный сборник «Сердцебиение», затем поэма «Рабочий день», за которую ему присваивается Государственная премия, другие поэтические сборники. Но я у каждого поэта стараюсь найти «лакмусовую бумажку» поэзии – его отношение к женщине, к любимой.
Михаил Луконин принадлежал к тем поэтам-фронтовикам, кого уполномочили павшие дойти до Победы и правдиво рассказать об этой войне. В 1963 году он написал стихотворение “Обелиск”, которое стало памятником солдату, не вернувшемуся с войны. Стихотворение написано в форме лирического монолога, где солдат-обелиск обращается к живущим:
Силой поэзии, он, погибший, остаётся с живыми, на своём боевом посту, чтобы быть с людьми, помогать им. Стихотворение написано в форме лирического монолога. Солдат-обелиск обращается к живущим:
Вы думаете - нет меня,
что я не с вами?
Ты, мама, плачешь обо мне
А вы грустите,
Вы говорите обо мне,
звеня словами.
А если и забыли вы…
Тогда простите.
Такая форма придаёт стихотворению особую взволнованность, искренность. Погибший солдат продолжает осознавать свою высокую ответственность:
Нельзя с бессменного поста
мне отлучиться,
Поручена мне высота
всей жизни мира.
Он не хочет, чтобы его жалели, оплакивали:
Не жертва, не потеря я -
Ложь, что ни слово.
Не оскорбляйте вы меня
шумихой тризны.
Да если бы вернулась вспять
угроза жизни –
живой
я бы пошёл опять
навстречу снова.
Он всегда с нами, он чувствует, как «ветер времени гудит над обелиском». И каждый из тех, кто погиб в годы войны, оставаясь в нашей память, всегда с нами:
Нас много у тебя, страна,
да, нас немало.
Мы – это весь простор земной
в разливе света.
Я с вами.
Надо мной шумит моя победа.
А то, что не иду домой,
прости мне, мама.
Сразу после Великой Отечественной вышла книга луконинских стихов «Сердцебиенье». Вторая книга поэта. А первая, по воспоминаниям Михаила Кузьмича, «…сгорела в августе сорок второго года под той самой бомбардировкой Сталинграда, которая оборвала жизнь моей матери. Книга была в типографии, листы её разнесло горячим ветром взрывов. Много лет спустя одной из своих новых книг я подарил название той, первой, «Стихи дальнего следования». Великая Отечественная война на протяжении всего творческого пути сопровождала «дальнее следование» дважды лауреата Государственных премий СССР Михаила Луконина. Поэт обращался ко всему поколению – на любом посту, в любой области труда – с заветом: ПОМНИТЬ.
Классикой стало его стихотворение «Капля Волги», в котором Луконин обращается к великой реке
Волга-родина,
Прости слова восторга
и прости меня за все, что умолчал.
Я живу тобой, плыву тобою, Волга.
Знаю твердо, ты последний мой причал…
Волга-родина! Я твой.
Я капля Волги,
Искра малая от Вечного огня.
В стихах последних военных лет слышится уверенное, радостное биение сердца солдата.
Победоносный последний этап войны русский народ шел к победе. Уже в конце войны в поэзии возникают мотивы возвращения на родину, в отчий дом к семье. Что ожидает человека после войны? Такой вопрос ставит Михаил Луконин в стихотворении «Приду к тебе».
Ты думаешь:
Принесу с собой
Усталое тело своё.
Сумею ли быть тогда с тобой
Целый день вдвоём?
Захочу рассказать о смертном дожде,
Как горела трава,
А ты-
и ты жила в беде,
Тебе не нужны слова.
Про то , как чудом выжил, начну,
Как смерть меня обожгла.
А ты –
ты в ночь роковую одну
Волгу переплыла.
Спеть попрошу,
а ты сама
Забыла, как поют.
Потом меня сведёт с ума
Непривычный уют:
Будешь к завтраку накрывать,
А я усядусь в углу,
Начнёшь, как прежде стелить кровать,
А я усну на полу.
Потом покоя тебя лишу,
Вырою щель у ворот,
Ночью, вздрогнув ,
тебя спрошу:
-Стой! Кто идёт?!
Нет,
не думай, что так приду.
В этой большой войне
Мы научились ломать беду,
Работать и жить вдвойне.
Не так вернёмся мы!
Если так,
То лучше не приходить.
Придём- работать,
курить табак,
В комнате начадить.
Не за благодарностью я бегу-
Благодарить лечу.
Всё, что хотел, я сказал врагу,
Теперь работать хочу.
Не за утешеньем –
утешать.
Переступлю порог.
То, что я сделал, к тебе спеша,
Не одолженье, а долг.
Друзей увидать, в гостях побывать,
И трудно
и жадно жить.
Работать – в кузницу,
Спать - в кровать.
Стихи про любовь сложить.
В этом зареве ветровом
Выбор был небольшой.
Но лучше прийти
с пустым рукавом,
Чем с пустой душой.
1944год.
В результате проделанной работы по данной теме можно сделать следующие выводы:
Знакомство с поэтами Н. Мордовиной, Б. Шаховским, М. Лукониным – это оказание внимания и уважения к нашим землякам, признание их достижений.
Военная лирика – важное средство формирования у детей патриотических чувств, интеллектуального и духовно-нравственного воспитания.
Гипотеза подтверждается следующими результатами:
проведена классификация стихотворений о войне;
состоялось знакомство учащихся с творчеством астраханских поэтов Н. Мордовиной, Б. Шаховским, М. Лукониным, выявлены особенности их творчества;
проведено анкетирование учеников 5-9 классов на значимость военной лирики;
Литература
Свадьба в Малиновке
Юрий Алексеевич Гагарин
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Рисуем кактусы акварелью
Сила слова