Народные приметы - это проверенные временем предсказания, основанные на скрытой связи между явлениями природы, свойствами предметов и событиями человеческой жизни, выраженные в краткой, метафорической форме.
Приметы и поверья нередко выступают как синонимы, но применительно к погоде чаще говорят не о поверьях, а о приметах. В отношении бытовых примет различия примет и поверий более тонкое, поверье содержит некоторую размытость и ситуации (если - то), и прогноза. Примета касается более определенных, более однозначных фактов. Сама внутренняя форма подсказывает и определяет употребление слов примета от «примечать», тогда как поверье от «поверить».
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_issledovatelskaya_rabota_ritorika.docx | 857.58 КБ |
Почему мы верим в приметы
(исследовательская работа)
Выполнила: Кирилина Екатерина,
ученица 8 А класса
МБОУ «СОШ № 59»
Руководитель: Кирилина Н. И.,
учитель русского языка
Барнаул
2015
Содержание
Введение
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Героиня А. С. Пушкина - персонаж 19 века, верила в приметы…не мудрено. В те времена многие верили в приметы, но в 21 веке людей волнует другое.
Я так думала.
Всё началось с поездки нашей семьи этим летом на Байкал. Мама попросила соседку, тётю Валю, последить за квартирой; перед отъездом тётя Валя зашла забрать ключи и с порога спросила: «Домового-то задобрили перед долгим отъездом?» - в наших глазах застыл немой вопрос. Оказывается, надо было насыпать немного крупы (любой) в разные углы квартиры за мебель и попросить домового оберегать дом, пока хозяева в отъезде – пришлось провести этот обряд в ускоренном темпе. Когда перенесли весь багаж, сели в машину, поехали, мама вспомнила: «Даже не присели на дорожку»[1]. «Ещё насидитесь за 5000 тысяч километров», - иронично заметил папа. И на протяжении всего пути мы не раз сталкивались с народными приметами: определяли погоду по поведению птиц, в гостинице старались не ронять на пол столовые приборы и тд. Осенью мама ездила с коллегами в Белокуриху на семинар, так вот там очень развита индустрия сувениров-подарков, связанных с приметами: мышка-загребушка, ложка-загребушка (их кладут в кошелёк), чтобы деньги водились и не переводились…
Я заинтересовалась вопросом о приметах, их происхождении, использовании в художественной литературе и в современной жизни. К сожалению, народные приметы еще мало исследованы. Если рассматривать народную примету как жанр фольклора, то следует отметить, что в науке по этому поводу и сейчас ещё нет какой-нибудь определённой ясности. Их никто серьёзно не изучает, они живут как бы сами по себе и сегодня удивляют нас глубиной мысли и поэтичностью и жизненной правдой.
Я считаю, что выбранная тема актуальна, так как современный человек и сегодня продолжает верить в приметы, несмотря на все новейшие достижения науки и техники. И, на мой взгляд, это вполне оправданно: приметы (конечно, не все) сбываются.
Возникает проблема: почему приметы, возникшие в глубокой древности «живы» до сих пор.
Объект исследования: примета
Предмет исследования: бытовые и природные приметы
Цель работы: исследовать, почему приметы живы и пользуются популярностью и сегодня, в XXI веке. Выявить роль примет в творчестве некоторых русских писателей XIX века.
Задачи: - изучить литературу по теме
- выяснить, что такое народная примета; провести опрос респондентов;
- выявить функции примет;
- выявить типичные для народной приметы особенности на языковом
уровне.
- рассмотреть, какие приметы и с какой целью используются в
творчестве писателей
- по результатам наблюдений оформить выводы исследования;
Гипотеза: я предполагаю, что многие приметы часто используются в нашей повседневной жизни, и многие люди знают и верят в распространённые приметы
Методы:
м. анализа документов
м. наблюдения
Практическая значимость работы:
- формирование интереса школьников к народной культуре;
- возможность использования материала для проведения тематических
классных часов;
- информационный, просветительский материал, а также дополнительный
материал для внеклассной работы и на занятиях по развитию речи;
Глава I
История появления примет. Что такое народная примета.
Народные приметы - это проверенные временем предсказания, основанные на скрытой связи между явлениями природы, свойствами предметов и событиями человеческой жизни, выраженные в краткой, метафорической форме.
Приметы и поверья нередко выступают как синонимы, но применительно к погоде чаще говорят не о поверьях, а о приметах. В отношении бытовых примет различия примет и поверий более тонкое, поверье содержит некоторую размытость и ситуации (если - то), и прогноза. Примета касается более определенных, более однозначных фактов. Сама внутренняя форма подсказывает и определяет употребление слов примета от «примечать», тогда как поверье от «поверить».
В И. Даль пишет, что даже если смотреть на поверья вообще как на суеверие, то «они не менее того заслуживают нашего внимания, как значительная частица русской жизни».
В.И. Даль определяет поверье как «вообще всякое укоренившееся в народе мнение или понятие, без разумного отчета в основательности его. Из этого следует, что поверье может быть истинное и ложное, в последнем случае оно называется собственно суеверием». [ 7]
Русские приметы интенсивно собирались едва ли не с XVI века, тогда как монографических исследований, посвященных специфике жанра и языка собственно приметы, до недавнего времени практически не существовало. На сегодняшний день мы имеем по языку народных примет, причем в сопоставительном плане, три диссертации (Н Н Фатгаховой, М А Кульковой, А М Тарасова). Вместе с тем в современном обществе интерес к приметам не только не ослабевает, но возрастает, при этом актуальной задачей становится сбережение самой приметы, которая при многочисленных перепечатках нередко теряет свою исконную, веками отшлифованную языковую форму. [ 7]
В.И. Даль определяет примету следующим образом: примета, примечанье, замечанье, объясненье, толкованье к чему. Хорошая, худая примета, явленье, обещающее добро или худо. Через порог не здороваться; это такая примета. Встречи да приметы до добра не доведут. Разбирать встречи да приметы - с печи не слезать. И в одной бане, да не одни приметы. Обращает внимание финальная часть определения: «явленье, обещающее добро или худо», то есть у В.И. Даля особое внимание при определении самого жанра примет уделено прежде всего бытовым приметам.
В Словаре русского языка под приметой понимается: «2. Признак, по суеверным представлениям, предвещающий что-либо, предвестие чего-либо. «Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны». (Тургенев, Отцы и дети). «Чашка соскользнула с блюдца и, упав на пол, раскололась на мелкие куски. - Ой, -тихонько вскричала Варвара, а Самгин, улыбаясь, сказал: Хорошая примета». (М. Горький, Жизнь Клима Самгина). 3. обычно мн.ч. Сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение различные признаки, указывающие на предстоящие явления погоды. «По приметам предсказывали бывалые люди короткую осень». « - Михалыч! А какие вы еще приметы знаете? - Вокруг солнца круги или дым столбом - к морозу. Собаки в снегу катаются - к метели. Но я больше летние приметы знаю». (В. Чивилихин, Серебряные рельсы). [MAC. Т.З: 423].
Суеверия (приметы) существуют столько же, сколько живет сам человек. А формы их проявления весьма многолики, порой даже можно не заметить: суеверия ли это. Но что же такое на самом деле суеверие? Ещё Менделеев когда-то заметил: «Суеверие есть уверенность, на знании не основанная».
Что же представляет собой примета? Трудно объяснимый феномен человеческого сознания? Стремление иных людей облегчить свою жизнь, перелагая решение каких-то жизненных трудностей на «указующий перст» свыше? Мысленные тупики и лабиринты невежественного ума? А может быть, это какой-то постоянный спутник нашего сознания? О приметах имеется множество мнений. Известны, например, резкие оценки суеверий, высказанные на протяжении веков выдающимися мыслителями. Вот некоторые из них: Платон говорил, что «человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей». Жан Жак Руссо считал суеверие «одним из ужаснейших бичей рода человеческого». Эмиль Золя сказал так: «Суеверие опасно, допускать его существование – в этом даже есть известная трусость. Относиться к нему терпимо – не значит ли это навсегда примириться с невежеством, возродить мрак средневековья? Суеверие ослабляет, оглупляет».
Приметы пророчат человеку горе и радость, заботы и удовольствия, долгую или короткую жизнь… Сколько их в арсенале человеческой фантазии! Суеверных людей спасает от дополнительных каждодневных тревог и сомнений лишь то, что каждый из них верит лишь нескольким приметам или гаданиям и не обращает внимания на все остальные. Или просто не знает о них. А если собрать их вместе? Да, если их собрать вместе, то получится гигантская картина самых темных заблуждений человека. Примет столько, что их просто невозможно как-то точно сгруппировать, классифицировать. Лишь очень условно можно сказать о некоторых главных направлениях.
Уже давно ушли в прошлое времена, когда человек стоял на коленях перед неизвестным. Необозримо раздвинулись с тех пор границы наших знаний и возможностей. Но, как и сотни лет назад, жизнь нередко задает человеку загадки, пугает неизвестным, ставит его в трудное положение. И тут наше сознание держит трудный экзамен на высокое звание «человека разумного». [12]
Жанр народных примет четко распадается на три вида: календарные приметы, метеорологические (они же «погодные») и бытовые. В каждом типе выделяется группа наиболее частых слов: зеркало, рука, кошка, соль, дом, дождь, веник и т.п. В типе просматриваются типичные для примет профильные признаки: левый - правый, вверху - внизу, высоко - низко и т.п. Представленная модель описания отражает системный характер народных примет и участвует в их языковой организации (сгущениях признаков, синонимии). [ 7]
Структурно примета состоит их двух обязательных частей СОБЫТИЕ + ПРОГНОЗ - и одной факультативной, как правило, вариативной или утраченной СТРАХОВКА на случай плохого прогноза:
Подметать или мыть пол в день отъезда кого-то из членов семьи — вымести, вымыть его навсегда.
Если, что-то забыв, вернулся в дом — посиди на стуле (посмотрись в зеркало), иначе не будет удачи.
Перед тем как уйти из дома, не стоит ничего зашивать — удачи не будет.
Проводив кого-то в дальнюю дорогу, не убирают в доме до тех пор, покуда он не добрался до места назначения (в день отъезда; полных три дня) — чтобы был удачным путь.
Перед чьим-то отъездом и отъезжающим и провожающим, и тем, кто остается дома, надо на дорожку присесть и помолчать
Если кто отправляется в дальний путь и вдруг пошел дождь — к благополучному пути.
Посуда бьется — к счастью.
Не сметай со стола рукой — не будет достатка.
Не доел хлеб и взял другой кусочек незаметно для себя — кто-то из родных вдалеке голоден.
Первой и главной функцией, отличающей примету от схожих синтаксических единиц, является прогнозирующая функция. Именно она отличает примету от поговорки и загадки. Поговорки и загадки не содержат прогноза, а приметы его содержат:
Второй функцией народной приметы следует считать ее регуляторную функцию. Приметы помогали ритмически организовывать трудовые процессы, они говорили крестьянину, когда сеять, когда убирать: [6]
урожаем.
Третьей функцией народных примет является воспитывающая функция, которая проявляется в бытовых приметах:
забытой вещью – пути не будет).
Язык народной приметы
Морфологическими признаками языка народной приметы является экспрессивное использование форм единственного и множественного числа, использование инфинитива, расширение состава слов категории состояния. Синтаксические особенности народной приметы: обилие форм неполных предложений, эллипсиса (умолчание), синтаксический параллелизм, частотность конструкций с отрицанием.
Назовем три особенности языка приметы: краткость, вариативность и образность.
Краткость создается использованием формы повелительного наклонения глагола, которая в приметах часто используется в значении изъявительного наклонения, использование имён существительных в качестве главных членов предложения:
Худая сбруя — несчастный выезд.
Апрель – сожги снега.
Не шагай через коромысло — порча потянет.
Две ложки в одном соуснике — к свадьбе.
Кроме краткости, для приметы характерна и вариативность. Вариативность наблюдается и в загадках, но загадка имеет свой окончательный или наиболее известный, типичный вариант, этот жанр фольклора тяготеет к отточенности каждого слова, тогда как народную примету отличает вариативность, особенно во второй, прогностической ее части. Народная примета не всегда отличается жесткостью и выверенностью каждого слова:
Увидеть паука – к письму
Паука видел – хорошая примета, придет письмо
Встретиться на лестнице — к несчастью
Взбалтывать чай в чайнике — накликать ссору.
Если во время еды ты прикусил язык — значит, ты сказал неправду[4]
Наконец, третья особенность языка народной приметы – образность.
Нож на столе острием вверх — к дурному.
Оставить на ночь нож на столе — к большим неприятностям.
Оставить нож с вечера на столе — утром почувствуешь резь в желудке.
Тот, кто поджаривает хлеб на ноже, не будет иметь счастья в жизни.
Не ешь с ножа – злым станешь.
Народные приметы очень красивы, однако из-за того, что примета предельно лаконична, мы часто не успеваем заметить ее художественное изящество (из-за того, что мы не знаем всей совокупности, списков примет на одну тему), из-за того, что еще недавно вера в приметы вообще считалась признаком отсталости, суеверия, неграмотности, огромный эстетический потенциал народных примет до сих пор не изучен. [ 7 ]
Изобразительно-выразительные средства в приметах
Прием умолчания - самая яркая эстетическая особенность народной приметы. Примета потому и примета, что без объяснения указывает на связь явлений, именно в этом заключается главный секрет поэтичности данного жанра. Краткая, выразительная, красивая формула связи, и в центре ее – тайна!
Серенькое утро — красненький денёк. Октябрьский гром - зима бесснежная. Теплая осень - к долгой зиме.
Высоко летят гуси - к дружному и высокому весеннему половодью, низко – к малой весенней воде.
Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, зажелтеют снизу - поздняя.
Иней на деревьях - к морозам, туман – к оттепели.
Гусь лапу поднимает - к стуже, плещется в воде - к теплу, нос под крыло прячет - к ранней зиме.
Примета обычно состоит из двух частей. Эпитет во второй, части тяготеет к тому, чтобы получить статус постоянного. Для зимы это такие характеристики, как мягкая или суровая, для весны - поздняя или дружная, для осени - мокрая или теплая, для дороги – удачная, благополучная:
Пошел дождь к благополучному пути.
На дорожку нужно посидеть, помолчать - удачная будет .
Гром зимой — к сильным ветрам.
Если радуга скоро пропадает после дождя — к ясной погоде, стоит долго — к ненастью».
Бабье лето ненастно - осень сухая.
По холодной весне - градобойное лето.
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Особенно запоминается игра цветовых эпитетов:
Красное лето - зеленый покос. Белее зима - зеленее лето.
Цветовые эпитеты обычно используются в первой, событийной части приметы:
Красноватая луна - на большой ветер.
Белая радуга зимой - к сильному морозу.
Зеленая радуга - к дождю, желтая - к хорошей
погоде, красная - к жаре и ветру.
Олицетворения более свойственны загадкам, но не чужды и пословицам, приметам. Впрочем, некоторые приметы, построенные по модели простого предложения и содержащие олицетворение, напоминают загадку:
Соловей ячменным колоском подавился (умолкает, когда заколосится ячмень).
В приметах олицетворяются времена года, названия месяцев, явления природы, в частности атмосферные явления:
Увидел на вербе пушок - и весна на шесток. Раненько март веснянку затягивает - ненадежное тепло. Коли стали облака цепляться за лес, так иди за грибами.
Олицетворяются в приметах и растения:
Одуванчик сжимает шар - к дождю. Клевер сближает свои листочки - перед ненастьем. Листья клена, горицвета, жимолости, каштана конского выделяют капельки воды («льют слезы» ) - к дождю.
Однако наиболее распространены олицетворения в зооприметах:
Журавушка курлычет: о тепле весть подает. Синичка в марте запела - весеннее тепло ворожит. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат.
Важным средством, способствующим запоминанию приметы, является антитеза:
Зима снежная - лето дождливое.
Ночью был иней - днем снега не выпадет.
Снежный буран днем предвещает мороз ночью.
Осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко - к теплой.
Дым из трубы идет вниз - к снегу, вверх - к морозу.
Радуга с севера на юг - жди дождя, с востока на запад - будет хорошая
погода.
Антитеза в приметах не всегда связана с использованием антонимов. Антитеза как бы подчеркивает обрыв логической, явной связи между событием и прогнозом и тем сильнее показывает связь пусть необъяснимую, но реальную:
Синица в небе - зима на дворе.
Октябрьский гром - зима бесснежная.
Повторы однокоренных слов - характерная черта примет:
Поздний грибок - поздний снежок.
Урожай на сосновые шишки - урожай на ячмень.
Зимой много инея - летом много росы.
Коли грибы уродятся - и на хлеб урожай.
В марте рано затает, долго не растает.
Снегу осень нанесет рано - весна будет ранняя.
Повторы облегчают понимание и запоминание приметы, усиливая эффектность и красоту этой формы. [7 ]
Глава III
Приметы в художественных произведениях
Народные гадания, связанные с приметами упоминаются или описываются во многих произведениях классической русской литературы: у В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого. Гадают две наиболее популярные русские литературные героини: Татьяна Ларина в романе «Евгений Онегин» и Наташа Ростова в «Войне и мире». Можно сказать, что народные приметы были необходимым элементом литературных описаний жизни деревенской России.
Мы ещё не изучали романы А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Л.Н. Толстого «Война и мир», поэтому наш научный руководитель подсказал некоторые произведения, в которых присутствуют элементы народных примет. Всем известна примета – гадание на рождество – всегда сбывается. Пятая глава «Евгения Онегина» А.С. Пушкина - кладезь народных примет, в которой описано, как на Рождество молодые девушки пытаются узнать имя, внешность своих будущих мужей (IV).
Героиня романа Татьяна верила преданьям простонародной старины; она знает, что предвещают сны, карты, луна, умывающийся на печи кот (V гл) и падающие звезды; она знает, что монах или заяц, перешедшие ей дорогу, — это дурное предзнаменование (VI); что растопленный воск и кольца в наполненном водой блюде могут предсказать судьбу (VIII), как и зеркало, которое она ночью кладет под подушку (X); что имя будущего мужа можно узнать, спросив имя у первого встречного (IX), и что его образ явится ей, если она в бане накроет стол на двоих (X); но более всего она полагается на любимую книгу — купленный у разносчика сонник Мартына Задеки (XXII-XXIV).
В балладе В. А. Жуковского «Светлана» деревенские девушки гадают в крещенский вечер: бросают за ворота башмачки, кормят курицу зерном, топят воск, кладут кольца и серьги в блюдо с водой, распевая подблюдные песни. Томящуюся от любви Светлану понуждают вынуть золотое кольцо из блюда с водой и петь:
Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое.
Светлана объясняет, почему она тоскует, и ее убеждают сесть с зеркалом и свечой за накрытым на двоих столом: в полночь войдет возлюбленный и сядет рядом. А потом наступает сон… Так А.Н. Афанасьев отмечает: “Сновидения - это та же примета, только усмотренная не наяву, а во сне, метафорический язык примет и сновидений один и тот же. Сон был олицетворяем язычниками, как существо божественное, и всё виденное во сне почиталось внушением самих богов, намёком на что-то неведомое, чему суждено сбыться”[1].
После праздника дочь графа Ростова Наташа и ее кузина Соня (Л.Н. Толстой «Война и мир») в своей спальне пытаются вызвать образ суженого при помощи двух зеркал и свечей.[10]
- Заяц! Заяц!... Заяц дорогу перебежал!.. Не судьба, знать, мне две тысячи четыреста получать... Ворочай назад, Митька! Не судьба! (“Не судьба” А. П. Чехов, 1885)
Часто заяц оказывается оборотнем-посредником между миром человека и миром нечистой силы. В народе популярны страшные рассказы о чёрте или лешем в заячьем обличье, который перебегает человеку дорогу, бросается ему под ноги или преследует его. Облик зайца изредка принимают ведьмы и колдуны; в виде чёрного зайца является домовой.
Представление о зайце как о существе опасном и нечистом объясняется в примете – заяц, перебежавший дорогу или встреченный на пути, сулит несчастье. И в итоге герой рассказа “Не судьба” оказывается на скамье подсудимых. В этом же рассказе встречаются и другие приметы:
Ежели священник на дороге встретится, то быть беде. (“Не судьба”) (то же у Пушкина – монах или заяц)
Действительно, в народе бытует поверье, примета, которая предвещает плохое при встрече с духовным лицом.
Поп, монах дорогу перейдёт - к худу.
Как только начну что-нибудь тринадцатого числа... то всегда кончаю плохо. (“Не судьба”)
Интерес А.П. Чехова к приметам русского народа был довольно устойчивым: народные приметы тесно вплетены и в сюжетную канву его произведений. Писатель относится к приметам как к незаменимому, удивительному, уникальному звену национальной культуры:
Самовар гудел, предсказывая что-то недоброе (“В овраге”, 1900).
Не узнала, бог с тобой, - сказала она. - Богатым быть. (“Студент”, 1894)
- Слышь, Макар! - кричит отец невесты. - Назад из церкви поезжайте другой дорогой! Примета есть! (“ Свадьба”, 1887)
Но даже такое разнообразное использование примет в рассказах Чехова не даёт нам повода утверждать, что автор верил в приметы. Наличие народных примет в произведениях Чехова свидетельствует о том, что писатель хорошо знал русский фольклор и плодотворно использовал его в своём творчестве.
Как и русскому народу вообще, героям литературных произведений свойственно желание наблюдать за явлениями, случаями, которые, по их мнению, могут явиться предвестием чего-либо, предсказать дальнейшую судьбу, помочь избежать нежелаемых событий: “Всё это, конечно, чепуха, вздор, нельзя этому верить, но ... объясни, почему всегда так случается, как приметы говорят?” ( “Не судьба” А. П. Чехов).
Глава IV
Почему же мы верим в приметы…
«…но ... объясни, почему всегда так случается, как приметы говорят?» - хочется именно с этих слов из рассказа А. П. Чехова начать IV главу нашего исследования.
Сама я часто сталкиваюсь с приметами в своей семье: обратная дорога всегда короче, - говорит мама, возвращаясь откуда-то. На пороге не здороваются и не прощаются, чтобы не поссориться, - говорит папа перед уходом на работу. Подметать или мыть пол в день отъезда кого-то из членов семьи — вымести, вымыть его навсегда, - ты не мой пол и не подметай, - говорит бабушка, - пока мы до дома не доедем.(Проводив кого-то в дальнюю дорогу, не убирают в доме до тех пор, покуда человек не добрался до места назначения (в день отъезда; полных три дня) — чтобы был удачным путь).
Если, что-то забыв, вернулся в дом — посиди на стуле (посмотрись в зеркало), иначе не будет удачи, - частенько говорит мама, если кто-то из нас что-то забыл дома.
Посуда бьется — к счастью.
Не сметай со стола рукой — не будет достатка.
Поперхнулся за столом — гость спешит.
Не доел хлеб и взял другой кусочек незаметно для себя — кто-то из родных вдалеке голоден.
Не ешь с ножа — сердитым будешь.
Ложка (и все предметы женского рода) падает на пол — женщина в дом торопится, нож (и все предметы мужского рода) падает — мужчина придет в гости.
Нельзя не доедать или не допивать — зло оставляешь.
Хранить в доме разбитую посуду — навлекать на себя несчастье.
Пересолила еду — влюбилась.
Левая рука чешется – к прибыли (любимая примета всех членов моей семьи).
ПРИМЕТА | Сколько раз употреблялась | Ситуация | Частота употребления |
1. Левая рука чешется – к прибыли | 24 раза | Перед каждой зарплатой и авансом | 1 место |
2. Рука (правая) чешется - здороваться | 15 раз | Если вдруг кого-то неожиданно встретишь | 4 место |
3. Посуда бьется — к счастью | 8 раз | В столовой и дома | 5 место |
4. Ложка (и все предметы женского рода) падает на пол — женщина в дом торопится, нож (и все предметы мужского рода) падает — мужчина придет в гости. | 11 раз | В столовой и дома | |
5. Переплюнуть через плечо и постучать 3 раза | 15 раз | Когда чего-то сильно боишься или хочешь предотвратить | 4 место |
6. Нельзя подметать или мыть пол перед отъездом | 8 раз | Когда приезжала бабушка | 5 место |
7. Перед экзаменом нельзя ничего зашивать | 7 раз | Перед контрольными работами | |
8. Пересолила еду — влюбилась | 6 раз | В столовой и дома | |
9. Наизнанку вещь надел – битым быть | 6 раз | Дома и в школе, когда дети иногда неправильно надевают вещи | |
10. Хочешь уберечься от сглаза – носи булавку на одежде. | 7 раз | При общении с разными людьми | |
11. Чешется кончик носа – праздновать что-то или к новостям | 22 раза | Чаще – к вестям | 2 место |
12. Икается- кто-то вспоминает | 16 раз | В школе и дома | 3 место |
13. Деньги (зарплата) должны переночевать дома | 22 раза | После каждой зарплаты и аванса, но не всегда так получается | 2 место |
Из таблицы видно, какие самые популярные приметы в нашем окружении – что интересно, они стали частью жизни, и они сбываются… Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: люди верят в приметы, ориентируясь на них в жизненных ситуациях.
История возникновения народных примет и обычаев уходит в далекое прошлое, во времена языческих поверий. Люди пытались всячески защитить себя от могущественной и непознанной природы, перед страхом, который появляется от вещей, не имеющих логического объяснения. Люди искали закономерности, анализировали собственные наблюдения. Таким образом появились злые и добрые духи, плохие и хорошие приметы, начали появляться ритуалы и обычаи, призванные защитить и помочь выжить человеку в этом мире. [10] Поэтому многие приметы и поверья у разных народов нередко совпадают. Например, привычка трижды стучать по деревяшке – «чтоб не сглазить» - присуща не только русскому человеку. Нам она досталась от далеких предков, знавших особые свойства деревьев. Древние христиане свято верили, что дотронуться до деревянной поверхности - означает прикоснуться к Христу, распятому на деревянном кресте (то есть попросить защиты от злых сил). А сейчас это очень распространённая примета: не только по дереву постучать, но и переплюнуть 3 раза через левое плечо, где, по народной примете, сидит дьявол (чёрт[2]).
А помните еще одно древнее поверье, согласно которому нельзя изображать на своем теле проявления чужих болезней или увечий? Вероятно, любой из нас хотя бы раз в жизни, рассказывая о чьих-то болячках, недугах или травмах, пытался для наглядности показать на себе, где и что болит – а в ответ, возможно, слышал возглас; «На себе не показывай!» В основе этой популярной приметы лежит известный каждому магу эффект наложения рук, который представляет собой священное действие.[11]
Часто приходится слышать о чёрной кошке, нечаянно перебежавшей дорогу пешеходу или машине. Черных кошек (а нередко и кошек любого другого цвета) в средневековой Европе считали дьявольской силой и сжигали на кострах, так же как и женщин, уличенных в колдовстве. Дело дошло до того, что в некоторых городах кошек, на радость крысам и мышам, вообще не осталось. О тех страшных событиях уже никто не помнит, кошка превратилась в нежно любимого домашнего питомца, а вот примета, связанная с ней, живет и поныне.
Процветает и еще одна примета, связанная с кошкой: это животное должно первым войти в новый дом. Эта примета также появилась в давние времена, когда считалось, что в новом жилище могут обитать злые духи, а тот, кто первым переступит порог, окажется в их власти и первым покинет этот мир. Кошке, запущенной хозяевами вперед, пришлось «принять удар на себя», ведь у неё, по народным поверьям, 9 жизней.
И старые, оставленные нам в наследство предками приметы, и рожденные сравнительно недавно поверья могут сделать наше существование приятнее и интереснее. Но они же способны осложнить человеку жизнь, если он слишком увлечен ими. Можно не пойти на судьбоносную встречу, потому что черная кошка дорогу перебежала, а можно и вообще запрограммировать себя на неудачу из-за безграничной веры в плохие приметы. Гораздо лучше и полезнее верить в хорошие приметы и ждать от жизни счастья. В таком случае удача точно не отвернется от вас.
Относитесь к приметам разумно, не давайте им брать над вами
верх, и тогда они не принесут вам ничего, кроме пользы и удовольствия.
Заключение
В ХХІ веке ведётся много споров по поводу того, верить ли в приметы. Сегодня мы попытались ещё раз разобраться в этом вопросе и найти истину. Приметы – это тысячелетние наблюдения наших предков, которые помогали им предсказать грядущие события и уберечься от надвигающихся несчастий. Каждый современный человек вправе думать и верить лишь в то, что кажется истинно верным ему самому. Но относиться к приметам абсолютно скептически не стоит. Просто нужно научиться видеть приметы, которые судьба посылает именно Вам. Не нужно все приметы примерять на себя. Понаблюдайте над событиями, которые происходят в Вашей жизни, и постарайтесь установить закономерность между причиной (знаком, который был Вам дан) и следствием, которое последовало за этим знаком. Тогда Вы научитесь создавать свои приметы, которые будут нести скрытый смысл именно для Вас.
Поэтому народная примета живет и пользуется популярностью в XXI веке по двум причинам:
Во-первых, она сконцентрировала в себе наблюдения, которые русский народ собирал и проверял в продолжение столетий. Поэтому приметы очень часто несут точную информацию.
Во-вторых, примета ценна как очень красивый, поэтичный микрожанр фольклора, она привлекает своей образностью и выразительностью.
Список использованных источников:
1.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.
– В 3-х т. Т. 1
2. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М., 1989.
3. Кураев М. Актуальный Чехов: заметки о классике// Дружба народов. – 1998. - №12. – с. 167
4. Марченко Анастасия Александровна. НАРОДНАЯ ПРИМЕТА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. Вязьма, 2011
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/10/22/issledovatelskaya-rabota-narodnaya-primeta 22.02.15.
У многих народов есть и поверье о том, что божью коровку обижать нельзя, потому что это привлечет беду. В католических странах ее считают насекомым Девы Марии.
У древних славян она олицетворяла богиню, дающую свет, жизнь и хороший урожай, а древнегерманские племена считали божьих коровок детьми солнца и дождя.
В Англии принято считать, что черные кошки притягивают удачу и счастье.
В Англии верят в то, что если в доме есть черная кошка, то у хозяйки будет много любовников.
По поверьям англичан, выброшенная или случайно оказавшаяся за бортом корабля черная кошка предвещает беду и сильную бурю на море.
В Англии существует примета, согласно которой чиханье кошки рядом с невестой на свадебном пиру трактуется как счастье для молодоженов.
Согласно поверьям моряков Скандинавии, если кошка скребет половицы, это говорит о том, что промысловики, вышедшие в море, оказались в тумане, а если стену, это значит, что они попали в страшный шторм.
В некоторых английских графствах есть такая примета: если солнце светит прямо в лицо одного из людей, присутствующих на похоронах, значит, его похоронят следующим.
В Шотландии существует примета, по которой появление черного кота на крыльце дома означает счастье и достаток.
Англичане считают, что тот, кто пашет или вскапывает землю на кладбище, потеряет своего старшего сына.
В Соединенных Штатах Америки принято считать, что если кошка после первой брачной ночи придет к невесте, то семейная жизнь не заладится.
В Китае считают, что если в еде оставили воткнутые палочки, кто-то из присутствующих за столом вскоре умрет. Так же плохо, если кто-то переворачивает в тарелке рыбу, это означает перевернувшуюся в воде лодку.
В семьях моряков Латвии считается, что хозяин скоро вернется с промысла, если кошка обойдет дом с севера на юг после захода солнца.
По индийским поверьям, если к вам в дом пришла чужая, незнакомая кошка, то нужно готовиться к скорой свадьбе.
Китайские мудрецы верили в то, что кошка обладает способностью дарить хозяевам долголетие и здоровье.
Если с 11 до 13 часов у китайца «горят» уши, между ним и его супругом обязательно сложатся гармоничные отношения. Если уши «горят» с 13 до 15, придут гости.
Карканье вороны с 3 до 7 утра обещает китайцу подарки, с 7 до 11 часов предвещает дождь и ветер, а с 11 до 13 часов – ссору.
В Сирии после завершения похоронного обряда, на котором присутствуют мужчины, все стараются как можно быстрее покинуть кладбище. Тот, кто ушел последним, скоро умрет.
В старину японские моряки свято верили в то, что рыжие коты и кошки приносят удачу и оберегают от несчастий.
Современные японцы верят в то, что чихнувшей кошке нужно обязательно сказать: «Здравствуйте!». В противном случае могут заболеть зубы.
В Германии считают, что если во время венчания у алтаря будет сидеть кошка, брачный союз окажется несчастливым.
В Грузии считают, что если спать в новогоднюю ночь, можно проспать свое счастье. Кроме того, сон в эту ночь лишает человека разума, так как именно под Новый год Бог раздавал ум всем живым существам.
В Польше новобрачные бросают за спину связанные одной лентой бокалы. Если они разобьются, брак будет счастливым, если останутся целыми – дело плохо.
В Латвии существовала примета: если при нарезании хлеба девушке достанется горбушка, она выйдет замуж за богатого.
[1] Одно из распространенных суеверий – «присесть на дорожку». В старину люди таким способом пытались обмануть злых духов. Домовые были недовольны тем, когда кто-то надолго покидал дом, поэтому всегда мешали уезжающему. Чтобы человек мог спокойно отправиться в путь, он перед дорогой спокойно сидел, тем самым вгоняя домового в заблуждение.
[2] Кстати, слово «черт» употреблять настоятельно не рекомендуется. Ведь стоит только упомянуть нечистого, как он тут же напомнит о себе разными проделками и недобрыми делами: то под руку толкнет, да так, что полетят со стола вилки-ложки или соль просыплется (это в свою очередь тоже считается приметами, сулящими несчастья).
Свинья под дубом
Хитрый коврик
Рисуем "Ночь в лесу"
Твёрдое - мягкое
Петушок из русских сказок