Предмет исследования - творческое наследие поэта – фронтовика, нижегородца Ф.Г.Сухова, для которого война стала суровым и досрочным началом "взрослой" жизни. В эти свинцовые годы сформировался его талант, определился характер творчества
На той войне почти не было письменной правды. Правда лежала в окопе, сворачивая самокрутку, правда рвала ногти в черных воронках, выползая навстречу атаке, падала с понтона в ледяную воду, правда отступала и пускала себе пулю в лоб за секунду до плена. Она редко добиралась до газетной полосы или книжной страницы. Правды не было в газетах, ибо газеты не должны были сеять панику, правды не было в рассказах, ибо рассказы должны были объяснять нашу правоту. И только в стихах — была правда. Она угадывалась между строк, читалась в интонациях, отзывалась в рифме и диктовала размер. У этой правды не было через край бьющей уверенности в победе, не было надорванной драмы, в ней не гремели фанфары и не рыдали трубы.Это была простая правда — не про победу или поражение, а про тяжелый труд солдата на войне. Дороже пайка и тулупа для солдата были стихи, об этом с вспоминают почти все поэты-фронтовики. Офицер-артиллерист Федор Сухов участвовал в сражении на Орловско-Курской дуге, с боями прошел всю Белоруссию, Польшу. Победу он встретил в Германии в звании старшего лейтенанта. Был трижды ранен. За боевые заслуги перед Родиной Федор Григорьевич был награжден Орденом Красной Звезды и Отечественной войны II-й степени, медалью «За отвагу».
Последний скиталец, вышедший из пламени Великой войны, в своих стихах он сказал правду о той страшной войне. Настоящую. Которую видел и знал сам. Стихи Ф.Сухова о войне- еще одна из страниц летописи Великой Отечественной. Знать правду о войне, сохранить память о тех, кто отстоял мир-наша задача. В связи с реализацией этой задачи актуальным видится исследование, посвященное жизни и творческому наследию нижегородского поэта-фронтовика Федора Сухова. Новизну своего исследования мы усматриваем в том, что рассматривая тематический пласт лирики, посвященной Вов, и роман «Ивница», делаем попытку анализа своеобразия изображения войны в творчестве Федора Сухова.
Вложение | Размер |
---|---|
golubtsov.docx | 34.85 КБ |
Министерство образования нижегородской области
ГБПОУ «Кстовский нефтяной техникум им.Б.И.Корнилова»
VII Областной поэтический конкурс
им.А.И.Люкина
Номинация: Литературно-краеведческие работы
«Нижегородские поэты о жизни и войне»
Название работы: «Великая Отечественная война в творчестве нижегородского поэта-фронтовика Ф.Г.Сухова»
Выполнили студенты гр.ТНГ-64 Голубцов Николай,
Мартынов Сергей, Кокурин Егор
Руководитель работы Жеглова Ольга Викторовна, преподаватель русского языка и литературы
Кстово
2015
1.
2.Глава 1. Биография Ф.Г.Сухова
3.Глава 2.Творческий путь поэта
4.Глава 3. Оценка творчества современниками
5.Глава 4. Тема Великой Отечественной войны в творчестве Сухова
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Поэты – фронтовики – это блестящая плеяда талантливых поэтов, вчерашних школьников и студентов, для которых война стала крутым и досрочным началом "взрослой" жизни. В эти свинцовые годы сформировался их талант, определился характер творчества. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Каждое стихотворение как моментальный снимок застигнутой врасплох войны.
Прошлое нашей Родины очень богато историческими событиями. Одни освещены в учебниках, о других сняты фильмы, о третьих написаны книги. Считается: « Когда говорят пушки, музы молчат». Но в годы Великой Отечественной войны музы не молчали. Они не хотели и не могли молчать, они были нужны бойцам, отправляющимся каждый день на бой, на смерть. ...Более 1000 писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись. Жива память фронтовиков о страшных днях военного лихолетья, о жестких боях, о боевых друзьях-товарищах, о душевной красоте солдата, который даже в трагические минуты своей жизни оставался человеком. Наше поколение никогда не должно забывать те страшные годы, тех людей, которые подарили нам жизнь.
На той войне почти не было письменной правды. Правда лежала в окопе, сворачивая самокрутку, правда рвала ногти в черных воронках, выползая навстречу атаке, падала с понтона в ледяную воду, правда отступала и пускала себе пулю в лоб за секунду до плена. Она редко добиралась до газетной полосы или книжной страницы. Правды не было в газетах, ибо газеты не должны были сеять панику, правды не было в рассказах, ибо рассказы должны были объяснять нашу правоту. И только в стихах — была правда. Она угадывалась между строк, читалась в интонациях, отзывалась в рифме и диктовала размер. У этой правды не было через край бьющей уверенности в победе, не было надорванной драмы, в ней не гремели фанфары и не рыдали трубы. Это была простая правда — не про победу или поражение, а про тяжелый труд солдата на войне. Дороже пайка и тулупа для солдата были стихи, об этом с удивлением вспоминают почти все поэты-фронтовики: как переписывали на обрывках бумаги «Жди меня» или «Землянку», жертвуя минутами перед атакой — для кого-то последними, между прочим, минутами, как жадно впивались глазами в последнюю страницу «На страже Родины», с готовностью радуясь и сопереживая новым военным впечатлениям Василия Теркина, как сосредоточенно слушали своего, взводного поэта, складывающего картинку вчерашнего боя в простые строки о вечном.
Предмет нашего исследования - творческое наследие поэта – фронтовика, нижегородца Ф.Г.Сухова
Федор Григорьевич Сухов родился 14 марта 1922 г. в селе Красный Осёлок Лысковского района Горьковской (ныне Нижегородской) области в семье старообрядцев.
В 1936 г. Федор Сухов закончил сельскую неполную среднюю школу и поступил учиться на рабфак в г. Лысково.
В августе 1941 г. Федор Сухов был призван в Красную Армию.
С сентября 1941 по апрель 1942 г. Федор Сухов прошел ускоренный курс обучения в Ташкентском пехотном училище, после окончания которого ему было присвоено звание младшего лейтенанта. На фронт будущий поэт отправился с чемоданом любимых книг, с которыми ему по прибытию на передовую пришлось расстаться. Боевое крещение молодой лейтенант получил 10 июля 1942 г. на станции Узень под Воронежем, в должности командира взвода противотанковых ружей.
С 1943 года командует огневым взводом 45-76 мм пушек. Бойцы противотанковых расчетов 45-мм пушек считались смертниками. Больше года мало кто из них оставался в живых. На фронте солдаты даже сложили поговорку «Ствол длинный — жизнь короткая».
Офицер-артиллерист Федор Сухов участвовал в сражении на Орловско-Курской дуге, с боями прошел всю Белоруссию, Польшу. Победу он встретил в Германии в звании старшего лейтенанта. Был трижды ранен. За боевые заслуги перед Родиной Федор Григорьевич был награжден орденом Красной звезды и Отечественной войны II-й степени, медалью «За отвагу».
После демобилизации в 1946 г. он возвратился в родное село Красный Осёлок и стал работать в колхозе. Из ушедших на фронт жителей села вернулись с войны всего трое, в их числе и Федор Сухов.
После окончания учебы Ф. Сухов уехал в Сталинград (ныне г. Волгоград). Три года он работал в газете «Сталинградская правда» литературным работником. В Волгограде поэт прожил 20 лет, там вышло четыре его стихотворных сборника. В 1957 г. Федор Сухов был принят в Союз писателей СССР.
В 1973 году Федор Сухов переезжает в Горький. Друзья писатели помогли ему с получением квартиры. Сухов давно мечтал быть ближе к своей родине, селу Красный Осёлок, с которым он никогда не прерывал связи.
В 1987 г. Сухов был выдвинут на соискание Государственной премии РСФСР. Но Федор Григорьевич удивил многих своих собратьев по перу, послав в комиссию письмо с просьбой, чтобы его сняли из списка, так как он считал, что этой премией обойдены многие достойные литераторы. Письмо не напечатали, как просил поэт, положили под сукно, а премию получил один из «генералов от литературы».
В шестидесятые годы прошлого века Ф.Г. Сухов пешком прошел от Воронежа до Бобруйска, по тем самым местам, где с боями двигался его стрелковый полк, где старшему лейтенанту Сухову и его боевым товарищам не раз приходилось идти в огонь. Этот поход помог вспомнить мельчайшие детали прошедших боев.
Почти двадцать лет (с 1963 по 1982 гг.) поэт-фронтовик перерабатывает свою военную прозу, окончательно она получает название «Ивница». Ивница — название деревни в Рамоновском районе Воронежской области.
Федор Григорьевич ушел из жизни после тяжелой болезни 5 января 1992 г. в Нижнем Новгороде. Отпевали его, в Высоковской церкви. Похоронен по его завещанию на родине, в селе Красный Осёлок, под горой у Волги на старообрядческом кладбище.
В биографическом словаре читаем: «Ф. Сухов – лирик, пожалуй, самый «невоенный» из поэтов фронтовой плеяды». Ф. Сухов, действительно, по преимуществу поэт-лирик. Хотя невоенным поэтом его назвать трудно. Четырнадцатого апреля 1944 В газете «Красная Армия» опубликовано стихотворение «Я уже научился курить и выкурил за одни сутки пачку «Золотого руна»»В горьковских газетах и альманахах печатаются его первые послевоенные стихотворения «На свежей борозде», «Родина».
В 1954 г. вышла первая его книга стихов «Родные просторы».
В 1958 г. вышла и первая московская книга Федора Сухова «Половодье».
В 1971 г. он получил Первую премию Всесоюзного литературного конкурса им. А.А. Фадеева за поэму «Былина о неизвестном солдате.
Мироощущение Ф.Сухова неразрывно связано с родной природой. Это слитность предает его творчеству особую философскую глубину и неповторимую поэтичность.
Сборник «Сладкая полынь» - пятнадцатая книга поэта. В неё вошли лучшие стихи, написанные в 1972 — 1977 годах.
Произведения нижегородского поэта опубликованы в поэтических сборниках и альманахах, выпущенных в Москве — «День поэзии» (1982), «Поэзия российских деревень» (1982), «Венок славы» (1986), «Русская поэзия ХХ века» (1999), в Волгограде — «Родной земли душа и память» (1990), в Нижнем Новгороде (г. Горьком) — «Фронтовые строки» (1975), «Вечный огонь» (1985), «Терновый венок Победы» (1995), «Рождественские встречи» (2000) и др.
В разные годы Федор Сухов печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Молодая гвардия», «Москва», «Нева», «Волга», «Дон», «Аврора», «Смена», «Огонек»; в газетах «Литературная Россия», «Литературная газета». Регулярно его стихотворения публиковались во всех нижегородских периодических изданиях.
Итогом «хождения по старым ранам» стала главная книга жизни Ф. Сухова – роман «Ивница». Он работал над ним почти двадцать лет, с 1963 по 1982 год.
Роман «Ивница» состоит из двух почти автономных частей. Современность и воспоминания переплетаются в ней очень органично, поскольку война еще жива и в людях, с которыми он встречается, и в его памяти.
Издательство “Кварц” выпускает для детей книгу стихов Ф.Г.Сухова “Солнцеворот”. Составитель – дочь поэта Е.Ф.Сухова. Книга великолепно проиллюстрирована близким другом Сухова - художником Аркадием Шувариным.
Ещё можно вспомнить сборник "Посох" серии "Свеча", которую издаёт О.А.Рябов.
Сборник воспоминаний о Фёдоре Григорьевиче, который собрала Е.Ф.Сухова, ещё ждёт спонсорской поддержки.
Виктор Герасин о поэте Фёдоре Сухове
«14 марта день рождения поэта-фронтовика Фёдора Григорьевича Сухова. Нет смысла повторяться, расписывать биографию этого поэта, созданного войной.
Фамилия соответствовала его внешности. Невысокий, тихий, суховатый. Глаза любопытные, внимательные, смотрят как-то исподтишка. Даже не смотрят – наблюдают оценивающе. Вглядываются. В них нет ни восторга, ни осуждения, а одно тихое, спокойное любопытство. Манера Фёдора говорить, слушать, смотреть до сих пор мне представляется верхом мудрости и человекоуважения. Удивительная личность. Удивительный, старинного письма лик. Удивительная жизнь правдоискателя и странника.
Он всегда хотел быть и был на ветру. Последний скиталец, вышедший из пламени Великой войны и нигде не не находящий спокойного, даже в родном своем Красном Оселке у волжских крутояров.
Испытав на себе все военные невзгоды, он все же не мог идеализировать Время, которое не позволило вздохнуть полной грудью и несло в себе язвы и болезни тоталитарногого строя. Это терзало его душу больше всех жизненных неурядиц и горьких обид.
Многие из поэтов-горьковчан дружили с Ф.Г.Суховым. Очень больной человек, он был легок на подъем, в чем я убеждался лично. Можно было позвонить ему и через полчаса мчаться с ним в есенинское Константиново, в пушкинское Михайловское, Болдино или хохломское Ковернино. А горячие споры о литературе и политике в стенах его квартиры продолжались с вечерней до утренней зари. Как его любила и ценила литературная молодёжь России на литературных встречах! Нередко к нему без приглашения приезжали в поисках истины из дальнего уголка страны незнакомые поэты. Он был очень доступен.
Ценили и уважали его и власти. Первый секретарь Горьковского обкома Н.И.Масленников, умный и читающий человек, когда Ф.Г.Сухова за антисоветчину начали донимать в Волгограде, приютил поэта в г.Горьком. Именно здесь, несмотря на свои недомогания, Сухов пережил подленный творческий расцвет.
Прошло немало времени после наших встреч. В 1992 году Фёдор покинул этот мир войн, революций и перестроек – мир любви к ближнему и в не меньшей степени ненависти.
При первом знакомстве, уже зная творчество Фёдора Сухова, я подумал: как пронзительно пишет о войне, а на фронтовика вовсе не похож. Те, кого знал я, как правило, напористые, горячие, хоть сейчас им или шашки наголо, или винтовку в руки и на передовую. А этот вроде бы самой природой создан для тихой, мирной жизни. Для созерцания. Для сочинения душевных стихов. А вместо этого:
Увидела. Припомнила. Узнала.
– Надолго ли?
– Да с месяц поживу.
– А мой Володька… –
И не удержала
Горючих слёз –
Упали на траву.
Ну что сказать ей?
Ничего не скажешь.
С опущенной стою я головой.
Как будто без оружия, без каски
Позорно убежал с передовой.
И в самом деле,
По весне, по маю
В черёмуховой белой тишине
Который раз домой я приезжаю,
А сын её
Всё где-то на войне…
В 1958 году в Волгоградском отделении Союза писателей СССР прошло собрание, участники которого подвергли осуждению писателя Бориса Пастернака. Фёдор Григорьевич отказался от участия в осуждении и резких оценок. Ещё не раз он вызывал своим поведением неудовольствие областного руководства, поэтому своевольного поэта решили упрятать в психиатрическую больницу. Вот как об этом событии Фёдор Сухов рассказал своему однокурснику по Литературному институту Евгению Карпову:
– Их трое пришло. Я сразу сообразил – из дурдома. Сообразил и говорю: «Товарищ доктор, нормальный я». – «В том-то и дело, – отвечает, – слишком нормальный... Читал я ваши стихи, коллеги мои тоже читали... Одним словом, мы не застали вас дома. Приедем завтра. Вы поняли меня?»
Ночным поездом Фёдор Сухов уехал в Горький. В стихотворении «Я покидаю Волгоград...» он с горечью написал:
Я покидаю двадцать лет
Не очень-то весёлой жизни.
И ещё эпизод, которого я не знал.
В 1987 году книга стихов «Красный Осёлок» была выдвинута на соискание Государственной премии РСФСР. Но Фёдор Григорьевич удивил многих своих собратьев по перу, послав в комиссию письмо с просьбой, чтобы его исключили из списка, поскольку этой премией обойдены многие достойные литераторы. Письмо не напечатали, как просил поэт, положили под сукно, а премию получил один из генералов от литературы.
Да, мужчину украшают поступки. А поступки Фёдора Сухова – это венец мужества и порядочности.
К теме солдатского подвига во имя Отчизны Фёдор Григорьевич в своём творчестве возвращался неоднократно.
Всю войну, от начала до конца, прошел Фёдор Сухов, написавший исповедальное стихотворение "Провожали меня на войну", навсегда вошедшее в антологию российской поэзии, прежде всего как яростный протест антигуманной сущности войны, которая противоречит природе человека, всему живущему на земле.
Провожали меня на войну,
До дороги большой провожали.
На село я прощально взглянул,
И вдруг губы мои задрожали.
Ничего б не случилось со мной,
Если б я невзначай разрыдался, –
Я прощался с родной стороной,
Сам с собою, быть может, прощался
Войне посвящены две его поэмы: «Былина о неизвестном солдате» за которую он получил Первую премию Всесоюзной литературной премии имени Александра Фадеева,
Нас все меньше и меньше...
Нас почти ни кого не осталось.
Старость, что ли?
Да нет, никакая не старость.
Мы и жизни-то, в сущность, не видали ,
Мы и не жили, мы умирали...
Умирали за Родину,
и за Сталина мы умирали,
Не водою, мы кровью своей умывались.
Хоронили нас не на погосте -
В чистом поле нас хоронили.
И покоятся наши кости
В общей, выротой наспех могиле.
В той могиле, что братской,
Что солдатской зовут, над которой с опаской
Птицы поют.
Перелётные птицы, боятся они потревожить
Обретённый на веке священный покой,
Только жаворонок заливаясь до дрожи,
Как бубенчик гремит он под Курской дугой.
Грустно гремит он и жалобно -
Жаворонок.
Говорят, что никто не забыт
И ничто не забыто,
Говорят не о ком-нибудь, говорят обо мне,
И не о живом, об убитом
на войне.
и поэма «Земляника на снегу», да и в стихах военные темы нередки. К примеру, стихи «Давнему другу»:
Одна сплошная канонада,
Один грохочущий металл…
Себя вернувшимся из ада
В тебе, мой друг, я увидал.
А где-то музыка играет,
В каком-то праздничном саду,
Все говорит она о рае
Тому, кто побывал в аду.
Но я-то знаю, я-то знаю,
Тому, кто видел этот ад,
Не говорят, мой друг, о рае,
О райских снах не говорят.
В поэме «Земляника на снегу», посвященной Сталинградской битве, когда фельдмаршала Паулюса везут подписывать акт о капитуляции, он, своим упрямством ставший виновником гибели многих тысяч немецких солдат, видит:
А в яме вроде бы дрова,
Нет, не дрова… В глубокой яме,
Сказав последние слова,
Солдаты стыли, как дрова,
Уложенные штабелями…
Машина скорость набирала,
Гналась от памятного рва
За убегающей дорогой.
Рука Всевышнего права –
Не узрит отчего порога,
Кто вынул нож из рукава.
Через всю поэму проходит рефреном:
Ожесточить я не могу
Свое отходчивое сердце.
Оно ведь тоже на снегу
И в ледяной норе ютилось.
Да снидет к падшему врагу
Моя возвышенная милость!
Настроение очень характерное для Ф. Сухова. Ведь именно ему принадлежат слова:
Не хвастайся, что убивал врага,
Ты убивал обманутого брата.
В начале восьмидесятых годов прошлого века Федор Сухов пешком прошёл по тем же самым местам, где с боями, пядь за пядью освобождая от врагов родную землю, двигался его стрелковый полк, а в месте с ним и он, двадцатилетний парень, влюбленный в поэзию, как в самое дорогое хранивший в своём вещмешке сборник стихов опального тогда Сергея Есенина. Итогом «хождения по старым ранам» стала главная книга жизни Ф. Сухова – роман «Ивница». Он работал над ним почти двадцать лет, с 1963 по 1982 год.
Роман «Ивница» состоит из двух почти автономных частей. Первая повествует о путешествии автора по местам боев своей молодости через двадцать лет после окончания войны. Современность и воспоминания переплетаются в ней очень органично, поскольку война еще жива и в людях, с которыми он встречается, и в его памяти
У романа Ф. Сухова совершенно своеобразный, особенно для книги о войне, стиль.
Например, в отличие от хроникально-документальных блоков, несущих информацию о военных действиях, положении на фронте, отношении автора к событиям, художественно-лирические обладают свойством ускользать при поверхностном чтении. Так что попытка читателя, заинтересованного историей отношений Пауля Штенцеля и Лизы Загоруйко, заглянуть вперед, чтобы узнать, «чем все кончится», обречена на провал: листая страницы, трудно найти что-либо определенное. Текст требует внимательного вчитывания, многие вещи становятся понятными после второго, третьего прочтения.
К примеру, сложно представить себе воочию портреты героев, потому что портретные характеристики разбросаны по всему тексту, к тому же автор постоянно меняет обозначения своих перосонажей.
Это вообще уникальный случай. У Пауля 40 персональных обозначений: обер-лейтенант 82-й немецкой пехотной дивизии, бывший командир батареи 75мм пушек, новоиспеченный комендант, единственный сын силезского рудокопа, синеглазый флейтист и т.д. То же у Лизы: от учительши до возлюбленной бывшего обер-лейтенанта (их, правда, в два раза меньше, что естественно, ведь главный герой все-таки Пауль).
С одной стороны, этот прием работает на создание полной характеристики образа, с другой – отпугивает читателя, привыкшего к беглому чтению. Ф. Сухов как бы отбирает собеседников, заставляя суету дня отойти на задний план перед лицом трагедии. Думается, что делает он это совершенно осознанно потому, что очень любит своих героев и боится, что их история станет предметом холодного внимания равнодушных глаз. Он интуитивно избирает способ, преграждающий путь к тексту незаинтересованному читателю.
Еще одной отличительной чертой авторского стиля является то, что он рассказывает историю Пауля и Лизы в каком-то странном усмешливом тоне, словно с высоты прожитых лет наблюдает игры взрослых детей. Ф. Сухов щадит чувства читателей, бережет их к моментам наивысшего трагического звучания. Как только в повествование врывается сцена трагического накала, язык резко меняется и улыбке места не остается.
Особенно это видно в сцене казни Лизы. Описав виселицу, сооруженную в центре села, Ф. Сухов роняет: «Можно было подумать, что гауптману Декелю приказали вздернуть всех жителей Хохла».
Рассуждая о писательских приемах, нельзя не отметить идеальную композицию хроники. Недаром Ф.Сухов хотел назвать свою вещь поэмой в прозе: в ней гармонично связаны и документы эпохи, и рассуждения автора о войне, и художественные, глубоко поэтические описания природы человеческих чувств – поэт есть поэт. Достаточно вспомнить хотя бы «радугу в рябиновых кистях», осенний лес, в котором нашли последний приют расстрелянные цыгане, картины неба, которое и тужит, и ликует вместе с героями. Или определение счастья: «…Я одурел от счастья, от того пятилепесткового счастья, что виделось мне в каждой ветке обильно цветущей сирени». Изображая передовую немецких войск, автор проявил широкую осведомленность, потому что основательно проработал мемуары немецких военачальников и ветеранов. Эрудирован он был блестяще, поскольку не был просто самородком из деревни.
В хронике на равных сосуществуют три временных пласта: время создания вещи, год Победы и время действия осень и зима 1942-1943 годов. Причем 1945 год создает кольцевую рамку: им начинается, им и заканчивается повествование.
Заключение
Поэтическое наследие нижегородца Фёдора Сухова дает нам право поставить его в один ряд с такими замечательными русскими поэтами как Алексей Кольцов, Николай Клюев. Читатели его стихов и прозы найдут в его творчестве что-то созвучное именно себе, своему нынешнему мироощущению. Особенно актуально звучат произведения фронтовика в наше время, когда наш народ вновь возвращается к своим духовным истокам, когда встают из небытия некогда порушенные храмы и Россия расправляет свои белоснежные паруса, чтобы плыть в светлое завтра.
Наша литература сполна отдала долг описанию «дубины народной войны». Произведения Ф. Сухова, посвященные теме Великой Отечественной войны, новаторские в том отношении, что в них преобладают чувства презрения и жалости к противнику: презрение к садистам и холодным палачам и жалости к простым солдатам – жертвам политического авантюризма.
"Федор Сухов рядовым пошел на войну - мучительно осмысливал Победу - что случилось после нее, чья она? Мужественно порвал с иллюзиями, ложью, доверял только друзьям и стихам, преклонялся только перед Творцом и Россией..."- так писал о своем друге Кирилл Ковальджи.
Да, мужчину украшают поступки. А поступки Фёдора Сухова – это венец мужества и порядочности.
Сухов Ф.Г. Былина о неизвестном солдате : стихи. – М. : Мол. гвардия, 1972.
Сухов Ф.Г. Земляника на снегу: Стихотворения и поэмы. – М. : Современник, 1979. Сухов Ф.Г. Ивница: повесть // Нижний Новгород. – 1997. – № 5. – С. 3-139.
Сухов Ф.Г. Ивница: лирическая хроника. – Волгоград : Издатель, 2006. – 272 с.
Сухов Ф.Г. Ивница: хроника. Ч. 1. – Волгоград : Издатель, 2008. – 352 с.
Госпожа Метелица
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Проказы старухи-зимы
Швейня
Распускающиеся бумажные цветы на воде