. Многие литераторы, писавшие о войне, видели войну детскими глазами, но их взгляд сохранил трагизм и героику того сурового времени. К этому поколению относится и замечательный нижегородский поэт В. Половинкин, чей жизненный и творческий путь стал предметом нашего исследования.
Актуальность нашей работы заключается в том, что собранный нами материал способствует реализации важнейшей цели – сохранению творческого наследия поэта, в лирике которого мы находим правдивое отражение героической страницы нашей истории-Великой Отечественной войны.
Значимость проведенного исследования, его новизна заключаются в том, что мы обращаемся к творчеству поэта-нижегородца Владимира Васильевича Половинкина, который относится к поколению «детей» войны, его творческое наследие раннее не подвергалось анализу с точки зрения выявления в нем тематического пласта, посвященного Великой Отечественной войне.Скрытой основой, душой всех произведений поэта, посвященных войне, была мысль о том, что наши люди сумели не только победить врага, но смогли в жесточайших условиях главное - на войне остаться человеком. Поэт предупреждает всех, кто будет жить «потом»- и после 41-го, и после 45-го, что «огонь…он возвращается», что войны, а вместе с ними ожесточение, одичание не уходят из истории сами собой. Они-злая вечность.Стихи поэта о человеке на войне, собирая энергию памяти, сейчас, когда война опять уже идет на территории братского нам украинского народа, превращаются в звучащий набатно колокол памяти, в сигнал тревоги.
Вложение | Размер |
---|---|
polovinkin_v_v_1.docx | 32.47 КБ |
ГБПОУ «Кстовский нефтяной техникум им. Б.И Корнилова»
VII Областной поэтический конкурс им. А.И Люкина.
Номинация: Литературно-краеведческие работы
«Нижегородские поэты о жизни и войне»
Название работы: «Военная тема в творчестве нижегородского поэта
В. Половинкина»
Выполнили : студенты гр. ТНГ-64
Королев Роман,
Мангушев Сергей
руководитель: Жеглова О.В,
преподаватель
Кстово
2015
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………………………………стр3
2. Глава 1. Жизненный и творческий путь поэта-нижегородца
В.В Половинкина……………………………………………………………………………/стр4 -6
3.Глава 2. Основные темы лирики поэта……………………………………………стр7-9
4.Глава 3. Тема войны в творчестве……………………………………………………стр10-15
5.Заключение………………………………………………………………………………………стр16
6.Список использованной литературы………………………………………………/стр17
Введение
В этом году отмечается семидесятилетие победы в Великой Отечественной войне. Это очень значимое событие в нашей истории. И сейчас для нас, молодого поколения россиян, цель - не забыть героев этой войны, отдать дань уважения тем, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины.
Множество писателей и поэтов были на войне, среди их были и наши земляки-Ф.Сухов, А.Плотников и др. Многие литераторы, писавшие о войне, видели войну детскими глазами, но их взгляд сохранил трагизм и героику того сурового времени.
Актуальность нашей работы заключается в том, что собранный нами материал способствует реализации важнейшей цели – сохранению творческого наследия поэта, в лирике которого мы находим правдивое отражение героической страницы нашей истории-Великой Отечественной войны.
Значимость проведенного исследования, его новизна заключаются в том, что мы обращаемся к творчеству поэта-нижегородца Владимира Васильевича Половинкина, который относится к поколению «детей» войны, его творческое наследие раннее не подвергалось анализу с точки зрения выявления в нем тематического пласта, посвященного Великой Отечественной войне.
Глава 1
Жизненный и творческий путь поэта-нижегородца В.В Половинкина.
Владимир Васильевич Половинкин родился 8 марта 1926 года в селе Яковцево Нижегородской области. В детстве жил в Павлове на Оке. Стихи начал писать еще в школьные годы, в классе третьем. Школы в деревне, где жили Половинкины, не было, приходилось ходить на учебу в соседнее село. Путь был не близкий, километра четыре, большую часть вдоль леса. Однажды внезапно выбежавший на встречу волк не на шутку перепугал маленького Володю: лишь истошный крик мальчика заставил хищника, посчитавшего свою добычу недостаточно аппетитной, неспешно удалиться. Кроме того, в дороге было нестерпимо скучно, и чтобы хоть как-то развлечь самого себя в пути он и начал сочинять первые немудреные стишки. Перемена мест, связанная с работой отца, напитала детское сердце поэзией нижегородской природы, пробудила к жизни сокровенные струны души. Нелегкая судьба отца, репрессированного в 1937 году и освободившегося из заключения через два года, не озлобила мальчика, а, наоборот, научила чутче и душевнее воспринимать мир, обострила чувство, так необходимое настоящему поэту.
В далеком 1939 году, уже не мысливший себя без творчества Володя, первым делом записался в литературный кружок при только что открывшемся Дворце пионеров. Последние школьные годы и поступление на кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта пришлись на годы войны. Выбор будущей профессии был не случаен, - сказалось детство, проведенное на берегах реки Оки (семья Половинкиных до войны длительное время проживала в городе Павлово), романтика «речной» профессии, познанная не из книжек, а наяву. Время было очень тяжелое, и чтобы хоть как-то помочь семье приходилось разгружать баржи с дровами для города. В 1943 пришло страшное известие о гибели отца на фронте.
Однако даже в военное лихолетье В. Половинкин не оставлял свои литературные занятия. Стихи начинающего автора произвели на сокурсников настолько сильное впечатление, что они уговорили его опубликовать их в газете «Нижегородская коммуна», - так с 1948 года уже сложившийся литератор стал регулярно печататься в местной прессе: газетах «Ленинская смена», «Горьковская правда » и целом ряде других изданий.
Половинкин окончил кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. Работал в конструкторском бюро, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию, после чего в течение трёх с половиной десятилетий был преподавателем в водном институте. Получил звание доцента, был деканом факультета.
Творческий расцвет пришелся на шестидесятые годы, эпоху смутных чаяний и надежд. За технократичным «догнать и перегнать», казалось, забрезжила возможность рождения чего-то нового, по-настоящему прекрасного и светлого. В столицах выступления поэтов – «шестидесятников» собирали многотысячные стадионы, художественное слово воспринималось как откровение, духовный прорыв, первые чарующие ноты грядущей симфонии обновления.
Творческая жизнь тогдашнего города Горького бурлила художественными выставками, литературными вечерами и диспутами: интеллигенция пыталась найти ответ на извечный русский вопрос «Что делать?». Многочисленные выступления В. Половинкина перед самой различной аудиторией навсегда убедили его в насущности обратной связи поэта с читателем. Всю свою жизнь Владимир Васильевич поддерживал тесную связь с Вачским районом и Яковцевом. Неоднократно приезжал в родные места, встречался со своими земляками и общественностью Вачи.
Будучи уже в весьма солидных годах, он всегда с готовностью откликался на приглашения из самых отдаленных уголков Нижегородчины, да и литературное объединение «Феникс», которым он руководил много лет, регулярно радовало открытием новых даровитых авторов.
Двенадцать с лишним лет (с 1990 года), самых непростых в новейшей истории нашей страны отданы руководству родной Нижегородской организацией Союза писателей России. Трудное было десятилетие ‐ последнее десятилетие двадцатого века… Владимир Половинкин возглавлял тогда писательскую организацию. Рынок развивался бурно, передел собственности охватывал все сферы жизни, нищета прогрессировала. Не так просто было тогда сохранить организацию. Писателям нужно было дать уверенность в том, что их труд востребован («вы пишите, вы пишите – вам зачтется», как пел Окуджава), а читателям постоянно напоминать, что писатели еще есть, и они в большинстве своем выражают его, народа, мысли и чувства, что они пишут и готовы поделиться своим творчеством с читателями…
А еще нужно было выезжать на встречи, ходить в высокие кабинеты, говорить, доказывать, выступать в печати… Все это небывалое многообразие дел пришлось взвалить на свои плечи сильному и уверенному человеку.
Вряд ли тогда с этим справился бы кто-нибудь другой. Масштаб личности Половинкина позволил ему сделать это. И, конечно, – чувство ответственности, без которого не может состояться ни один настоящий писатель.
Современники высоко оценили творчество поэта. В 1986 году В.В. Половинкину было присвоено звание Заслуженного работника культуры Российской Федерации.
Глава 2.
Основные темы лирики поэта.
Владимир Жильцов в предисловии к одной из книг Владимира Васильевича написал: «Отличительная черта поэта и человека Половинкина честность и порядочность. Это сказывается во всем».
Закончилась война, пролетели студенческие годы, поэтический голос молодого аспиранта-водника В. Половинкина звучал все увереннее, но осознание определенных слабостей собственного слога, жажда творческого общения, стремление к совершенству привели его за советом в Союз писателей, к старшим товарищам по перу. Н. Бирюков, М. Шестериков и Б. Пильник по достоинству оценили творчество молодого коллеги, помогли окончательно сформировать неповторимую задушевность лирического лада его стихов. Поэзия наряду с преподавательской работой в родном институте стала смыслом жизни, - одно ничуть не мешало другому. Однако, по словам Владимира Васильевича, именно литература навсегда стала доминантой, выражением душевного настроя, а манящая, до конца непостижимая красота близкой Волги и живая связь с читателем подпитывали талант.
Если в ранних своих произведениях В. Половинкин основной темой избирал мир тогдашней деревни, как наиболее ему знакомый и близкий, в более поздний период волжская тематика занимает все большее место в его поэзии: многочисленные рабочие и творческие командировки по Поволжью окончательно «влюбили» поэта в великую реку и ее тружеников.
Пройден длинный путь, на котором были открытия, радости и разочарования, неисчислимое количество лиц и судеб, написаны тысячи проникновенных строк, составивших пятнадцать поэтических сборников, монография по истории волжского судоходства, очерк о гениальном конструкторе В. Калашникове, воспитаны десятки литературных учеников и не одно поколение студентов-водников. Сделано столько, что хватит не на одну биографию!
В декабре 2010 года вышло его двухтомное собрание сочинений стихов и прозы с символичным названием «От истоков до устья» - итог раздумий о любимой Волге и ее людях, о себе и о своем месте в этом мире. Росли, рождались у поэта Половинкина не только нежные лирические стихи, но и сюжетные – о людях, о судьбах, стихи-баллады, стихи – драматические отрывки, стихи – документальные очерки, почти поэтическая публицистика…
А там и проза не заставила себя ждать. Тема, которую считают главной в творчестве Владимира Половинкина, – тема трудовой Волги – требовала расширения поэтических рамок… Путевые очерки (а Половинкину довелось не только по российским рекам путешествовать, но как руководителю студенческой практики во многих странах Европы побывать) печатались в газетах, журналах. Его материалы затрагивали серьезную проблематику труда и быта речников. «Мне хотелось привлечь внимание к Волге, к ее трудностям. К настоящим трудностям, которые все настоятельнее и нетерпеливее требуют большой экономической перестройки на речном транспорте. Я много плаваю, и река все больше входит в меня…», – говорил писатель после выхода одной из прозаических книг. Несколько книг очерков оставил нам Владимир Половинкин, о многих людях и их судьбах рассказал, поднявшись в этой прозе до жизненных философских обобщений, которые были бы неподвластны его перу, не будь он Поэтом…
Многие наши литераторы старшего поколения не имели систематического филологического образования. В одном из интервью с сожалением обмолвился об этом и Владимир Васильевич Половинкин. Вся необходимая писателю в работе «филология» была почерпнута им из книг, и еще с нежной благодарностью он говорил о бесценной помощи профессионального филолога – своей жены, Людмилы Алексеевны. Но образование не делает человека поэтом! Да и филологом (любителем словесности, если буквально) – тоже. А Половинкин был истинным любителем словесности!
Со временем, конечно, забудутся особенности его устной речи, легкая картавинка, способность передать улыбку не только мимикой, но и голосом, порой неожиданная строгость и твердость этого голоса… Забудется звук, останется только то, что зафиксировано на бумаге. Но люди, знавшие Владимира Половинкина, нет-нет да и вспомнят его интонации, читая написанное им: он был точен в словах и умел передать речь на письме. И люди будут помнить впечатление от его речи.
А владеть аудиторией Владимир Половинкин умел. Убеждали в этом «творческие десанты» по воинским гарнизонам области (одной из просветительских программ Нижегородского фонда культуры была «Армия и культура»). «Десанты» придумали председатель фонда культуры Юрий Адрианов и директор фонда, фронтовик, старый армейский культпросветчик Анатолий Терехов. Они с Половинкиным подружились, и тот даже посвятил Терехову стихи. Перестроечное время потребовало от наших деятелей культуры бескорыстного служения. И к их чести следует сказать, что они и сами не требовали гонораров и несли, так сказать, «культуру в массы» бесплатно: возили к военнослужащим писателей и поэтов, ансамбль девчонок-барабанщиц, хоровую капеллу мальчиков, солистов оперы, художников с их выставками, лекторов-историков из архива и музеев… Они были нужны, их ждали. Выезжал с регулярно с выступлениями и Владимир Половинкин.
Глава 3
Тема Великой Отечественной войны в творчестве В.В Половинкина.
Поэт-нижегородец Владимир Васильевич Половинкин относится к поколению «детей» войны. Последние школьные годы и поступление на кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта пришлись на годы войны. Время было очень тяжелое, и чтобы хоть как-то помочь семье приходилось разгружать баржи с дровами для города. В 1943 пришло страшное известие о гибели отца на фронте. Закончилась война, пролетели студенческие годы, поэтический голос молодого аспиранта-водника В. Половинкина звучал все увереннее.
В 1965 году, в канун празднования 30-летия Великой победы написал В. Половинкин:
«Товарищи, помните жизнь отстоявших,
Они сберегли нам и солнце и радость.
За честь , за свободу, за родину павших
Навеки считайте идущими рядом»
Лирика поэта о войне пронизана щемящей болью за судьбу за тех, кто не вернулся с поля боя. Звучит в стихах проникновенная грусть, но в то же время гордость за свой народ, выстоявший и победивший в той страшной войне. Цена Победы высока, память о ней-священна. Эта мысль красной нитью проходит через все стихи поэта, посвященные теме войны .
В глубинной Росси
От лютых морозов трещали деревья,
Над крышами робко струились дымки.
Родился мальчишка в безвестной деревне,
В глубинной России, у тихой Оки.
Был счастлив отец: «Коли хворь не погубит,
Помощникам станет, тем буду богат».
А мать разлепила бескровные губы –
Чуть слышно сказала: «Родился солдат…»
По зимам – в дырявой избе на полатях,
А летом раздолье, по плечи трава.
Он рос и не ведал о крае, где катит
Студёные быстрые воды Невы,
Где высятся гордо колонны и башни,
Где в дымных пролетах грохочет металл…
И в мае однажды
Он первой своей бороздой прошагал.
…О как этот город огромен и светел.
Брожу по проспектам
И разве могу
Забыть хоть на миг,
Что отца в сорок третьем
Позвал Ленинград сквозь огонь и пургу,
Что, ставший с другими солдатами рядом
Над взломанной, черной от боли Невой,
В бою заплатил он за жизнь Ленинграда
Великой, ни с чем не сравнимой ценой.
И думаю я о себе и о сыне –
Что нет той деревни и в след заметен,
Но мы, как отец мой, из той же России,
Что есть на земле
Непреложный закон.
Скрытой основой, душой всех произведений поэта, посвященных войне, была мысль о том, что наши люди сумели не только победить врага, но смогли в жесточайших условиях главное - на войне остаться человеком.
Слепой
Шел палкой скамеек касаясь,
Надтреснутым пел голоском.
И странно на миг показалась,
Что с ним убогим знаком
Да нет же!
За ним, незнакомым,
Мне давние годы видны.
Ходили тогда по вагонам
Калеки великой войны.
Безрукие были, слепые
С такой же кричащей мольбой.
И помню я, пели иные
Вот так же, как этот слепой.
Он тоже –
О бомбе фугасной,
Солдата накрывшей в бою,
О том, что калека бессчастный,
Он жизнь проклинает свою
Стучит безумолку наш поезд,
Но чья-то брюзгливость слышна:
Вишь, морда какая…
Где совесть?
Чего он удумал- война!
И эта причина, другая ль –
Певцу равнодушия в ответ:
Сидят себя люди, зевая,
Как будто просящего нет.
А те, что достали монеты,
Все медлят, подать не спешат.
Вдруг в сдвинутом лихо береге
Поднялся парнишка- солдат.
Шагнул он, помялся неловко:
«Ты во что, отец, проходи»
И сунул певцу трёхрублёвку
В холщовый кошель на груди.
Поэт предупреждает всех, кто будет жить «потом»- и после 41-го, и после 45-го, что «огонь…он возвращается», что войны, а вместе с ними ожесточение, одичание не уходят из истории сами собой. Они - злая вечность.
И враг напал
Я помню кадры фильмов довоенных.
Враг нападал.
Сильно мы в грозный час.
Удар, и вот идут колонный пленных
Почти готовых воевать за нас.
И враг напал.
И было все иначе:
Война катилась в глубь родной земли,
Навстречу смерти эшелоны шли,
И похоронки мы встречали плачем.
А раненные хмуро говорили
О вражеской жестокости, о силе,
О загнанных в болото корпусах,
Об армиях, потерянных в лесах.
Нет, не пришла со стороны подмога.
Мы сами этот выстрадали срок,
Когда по всем истерзанным дорогам
Погнали пленных немцев на восток.
Одни брели согбенные, как будто
Весь груз вины тащили на плечах,
А у других мерцала злоба люто
В пожухлых провалившихся глазах.
И кажется, взирать бы нам, ликуя.
А мы шагали молча стороной.
Не потому ль, что страшною ценой
Пришлись освоить истину простую:
Могуч вражина, если прет войной.
Стихи поэта о человеке на войне, собирая энергию памяти, сейчас, когда война уже идет на территории братского нам украинского народа, превращаются в звучащий набатно колокол памяти, в сигнал тревоги.
Заключение:
Знакомство с биографией, творчеством замечательного нижегородского поэта В.Половинкина, анализ стихотворений, посвященных теме Великой Отечественной войны, позволили сделать следующие выводы:
Список использованной литературы и интернет ресурсов:
Два петушка
Кто чем богат, тот тем и делится!
Что такое музыка?
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Весенняя гроза