Валерий Шамшурин – замечательный нижегородский поэт и прозаик принадлежит к поколению “детей войны”, бережно принявших эстафету священной памяти от старшего поколения.
В работе рассматривается биография, творческий путь замечательного поэта – нижегородца, его вклад в развитие литературы и культуры нашей малой Родины, а также анализируется поэтическое наследие поэта с точки зрения её художественного своеобразия, основываются выводы на оценке авторитетных литературных критиков.
Особое место в работе занимает анализ произведений патриотической тематики, анализ лирических произведений, посвященных Великой Отечественной Войне.
Новизна исследования заключается в том, что впервые в поэтическом наследии Валерия Шамшурина рассматривается тематический блок, посвященный теме Великой Отечественной Войны. Делается попытка осмысления проблематики ,образной системы этих лирических произведений.
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-kraevedcheskaya_rabota.docx | 855.63 КБ |
Министерство образования и науки Нижегородской области
ГБПОУ “Кстовский нефтяной техникум им. Б.И. Корнилова”
VII Областной поэтический конкурс
им. А.И. Люкина
Номинация: Литературно-краеведческие работы
«Нижегородские поэты о жизни и войне»
Название работы: «Поэт-нижегородец В. А. Шамшурин о
жизни и войне”
Выполнили: Абрамов Сергей, Будылин Михаил,
студенты группы ТНГ-65Д
Руководитель: Жеглова О.В.,
преподаватель русского
языка и литературы
Кстово
2015 г
Оглавление
1) Введение стр.3
2) Глава 1. Биография В.А.Шамшурина стр.4-5 3) Глава 2. Вклад в развитие литературы, культуры стр.6-8
Нижегородчины
4) Глава 3. Патриотическая тема в творчестве поэта стр.9-10
5) Глава 4. Тема Великой Отечественной Войны
в лирике Валерия Шамшурина стр.11-12
6) Заключение стр.13
7) Список использованной литературы стр.14
Введение
Совсем скоро наш народ и все прогрессивное человечество будет отмечать великий праздник – 70-летие Победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Наша Победа – это величайшая страница в героической истории Отечества, нашедшая отражение в творческом наследии как поэтов-фронтовиков так и “детей войны” – людей, видевших войну детскими глазами.
Валерий Шамшурин – замечательный нижегородский поэт и прозаик принадлежит к поколению “детей войны”, бережно принявших эстафету священной памяти от старшего поколения.
В своей работе мы рассматриваем биографию, творческий путь замечательного поэта – нижегородца, его вклад в развитие литературы и культуры нашей малой Родины, а также анализируем поэтическое наследие поэта с точки зрения её художественного своеобразия, основывая свои выводы на оценке авторитетных литературных критиков. Особое место в работе занимает анализ произведений патриотической тематики, анализ лирических произведений, посвященных Великой Отечественной Войне.
Новизна исследования заключается, на наш взгляд, в том что, впервые в поэтическом наследии Валерия Шамшурина рассматривается тематический блок, посвященный теме Великой Отечественной Войны. Делается попытка осмысления проблематики образной системы, поэтикиии стихотворений о Великой Отечественной войне.
Актуальность своей работы мы усматриваем в том, в том, что сейчас, накануне 70-летия Великой победы, нам ,молодому поколению россиян, очень важно сохранить память об этом великом подвиге нашего народа, освободившем не только своё Отчество от немецко-фашистских агрессоров, но принесшем свободу и тем народам Европы, которые без нашей помощи не смогли противостоять “ коричневой чуме ” . Любой источник информации, правдиво рисующий события для тех лет, должен стать для нас бесценным свидетельством подвига нашего народа.
Русская литература, в частности, поэзия является одними из источников живой памяти и о том
суровом времени.
Любовь к Отчеству начинается, по нашему мнению, с любви к своей малой Родине. Для нас это нижегородская земля. Огромный вклад внесла нижегородчина в дело разгрома фашистов, все силы были напряжены для приближения Победы. Поэт - нижегородец Валерий Шамшурин принадлежит к поколению “детей войны” в своих стихах сумел передать чувства и чаяниея людей, живших в те годы, отдавших все силы “для фронта, для победы”, великий “дух патриотизма”, придававший силы землякам. Эти стихи Валерий Шамшурин о Великой Отечественной Войне интересный и дороги нам, молодому поколению нижегородцев. Поэтому и является актуальным обращение к “военной странице” творчества поэта – нижегородца Валерия Шамшурина.
Глава 1
Биография Валерия Анатольевича Шамшурина
Родился 19 марта 1939 года в городе Агрыз Татарской АССР в семье железнодорожника. Вскоре после его рождения отца перевели в Горький, ставший родным городом писателя. Окончив школу, Шамшурин поступил на историко-филологический факультет Горьковского университета.
В студенческие годы состоялся творческий дебют Шамшурина 27 марта 1958 в газете «Горьковский рабочий» напечатано стихотворение «Он богатырски встал», посвященное памятнику М.Горького работы Мухиной. С этого момента, по признанию самого Шамшурина, литературное творчество стало его судьбой.
По окончании университета в 1961 году ему были присвоены квалификация филолога, преподавателя русского языка и литературы и звание учителя средней школы. Шамшурин работает директором 8-летней сельской школы на Алтае, затем возвращается в Горький, где устраивается на студию телевидения: сначала — в редакцию промышленных передач, а затем в молодежную редакцию «Факел».
С 1967 начинается «газетный» период жизни Шамшурина. В редакциях «Ленинской смены» и «Горьковского рабочего» Шамшурин проработал более 10 лет — до 1978. Этот период ознаменовался творческими успехами и ростом поэтического мастерства.
В 1968 выходит первая книга его стихов «Ливни», нашедшая положительный отклик Л.Безрукова в статье «Начало успеха».
В 1980-е Шамшурин работает редактором в Волго-Вятском книжном издательстве, возглавляет Горьковскую писательскую организацию, входит в состав редколлегии журнала «Волга».
За «Ливнями» последовали книги «Штык» (1972), «Красный день» (1976), где продолжается углубление лирических начал первого сборника. Стихи Шамшурина публикуются в «Комсомольской правде» и центральных изда-тельствах, переводятся в СССР и в Болгарии. В 1977 в Москве в издательстве «Современник» выходит сборник «Светлояр».
Валерий Шамшурин развивает и совершенствует свое мастерство в последующих сборниках стихов, выходящих с завидной регулярностью: “Волжские пристани” (1981год), “Свет победы”, “Кудрина”(1984), “Часовая гора” (1986).
В 1989 появляется роман «Каленая соль». Он дает толчок творческому поиску Шамшурина в области исторического романа. Так постепенно создается романная трилогия о нижегородском ополчении 1612 года: «Каленая соль» 1989, «Набат над Волгой» 1991, «Алтарь Отечества» 1992.
Совместно с Ю.Адриановым Шамшурин написал историческую книгу «Старый Нижний» (1994). Появляются в печати историко-литературные очерки «Минин и Пожарский — спасители Отечества» (1997) и научно-популярное издание «Николай Карамзин» (1998). Не прекращается работа над новыми историческими произведениями. Не менее значительный труд Шамшурин вложил в создание литературно-художественного журнала «Нижний Новгород», главным редактором которого он являлся в 1997-99.
В дальнейшем увидели свет “В серебряный день Покрова” (1995), «Жребий Кузьмы Минина»(1996), “Дыхание звезды” (1999), “Липы цветут” (2001), “После молчания” (2004), “Мужские слезы”.
Сейчас В. Шамшурин — председатель правления Нижегородской областной организации СП России, профессор Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры.
Глава 2.
Вклад В.А.Шамшурина в развитие литературы, культуры земли Нижегородской
Валерий Анатольевич Шамшурин начинал как поэт, затем обратился к прозе, много работал в жанре исторического романа. В Нижнем Новгороде были изданы два его романа о русских императорах — "Таинственный старец" об Александре I и "Седьмая печать" о Николае I. И вот уже в московском издательстве появилась новая книга — исторический роман о Кузьме Минине.
Поэтический дар пробудился в Шамшурине еще в ранние школьные годы: первые строки появились под влиянием лирики Пушкина, томик стихов которого Шамшурин получил в подарок на день рождения. Из ярких впечатлений детства — увлечение поэзией Некрасова, произведения которого часто цитировал отец.
Печататься Шамшурин начал еще в студенческие годы. Его первое стихотворение, опубликованное “Горьковским рабочим” в 1958 году под названием “Он богатырски встал…”, было посвящено известному памятнику молодого Горького работы скульптора В. Мухиной, установленному на одной из центральных площадей Н.Новгорода.
Не будучи нижегородцем по рождению, он наш земляк по духу, по- волжски напористый и деятельный. Поразительно, как много сделал (и, вне всякого сомнения, еще немало сделает) Валерий Анатольевич Шамшурин. Написано более сорока книг, воспитана целая плеяда молодых литераторов. Ему присуща редкая непредвзятость в суждении о творчестве своих коллег, - критика его порой жестка, но всегда объективна и многим, очень многим он открыл путь в литературу, помогая и с публикациями и просто добрым советом. Благодаря блестящему организаторскому таланту, и обладая достоинствами педагога и просветителя, В.А. Шамшурин оказывает всестороннюю поддержку молодым. Так, при его активном содействии, в нашей области регулярно проводятся (с 2006 года), выездные секретариаты Союза писателей России, позволившие творчески раскрыться многим новым литературным именам. Он – создатель областного литературно-краеведческого объединения старших школьников “Стезя”, деятельность которого отмечена Дипломом первой степени Всероссийского фонда культуры.
Валерий Шамшурин автор текста гимна Нижегородской области:
Там где Ока обнимается с Волгой рекой
Даль широка и до неба легко достать рукой
Город стоит, так похожий на светлый сон
Нижний Новгород называется он..
Город стоит, так похожий на светлый сон
Нижний Новгород называется он..
Словно в кино вижу юными мать и отца
Очень давно в этом городе пели их сердца
Мне повезло у истоков моих начал
Нижний Новгород мою зыбку качал
Мне повезло у истоков моих начал
Нижний Новгород мою зыбку качал
Здесь для меня оживает минувшее вновь
И среди дня из далека зовет моя любовь
Благодарю за бесценную эту весть
Нижний Новгород, хорошо что ты есть,
Благодарю за бесценную эту весть
Нижний Новгород, хорошо что ты есть,
Что говорить - я люблю Петербург и Москву,
И разлюбить их не в силах покуда я живу.
Но я спешу в удивительный город мой
В Нижний Новгород -это значит домой!
Но я спешу в удивительный город мой
В Нижний Новгород - это значит ДОМОЙ!
О значительном вкладе В. А. Шамшурина в развитие русской литературы, востребованности и актуальности его произведений свидетельствует и то, что его стихи и проза переведены на языки народов ближнего и дальнего зарубежья. Много времени и сил он отдает популяризации культуры и литературы народов России, - его поэтические переводы с аварского, чувашского, мордовского, литовского, татарского и украинского языков хорошо известны нашим читателям.
Почетный гражданин Нижнего Новгорода, В. А. Шамшурин кавалер ордена Почета – настоящий Гражданин, человек конкретных дел, а не отглянцованного пустословия, насаждаемого повсеместно. Он по-прежнему полон сил и творческого задора. Совсем недавно вышла его новая книга исторических этюдов «Возвращение в Нижний Новгород», в которой читатель найдет и малоизвестные факты истории нашего города, и новый взгляд автора на события как далекого прошлого, так и совсем недавних перемен в нижегородской жизни. Сейчас Валерий Анатольевич работает над книгой о Святом Благоверном князе Александре Невском, в ближайших планах еще несколько больших творческих проектов. При очень плотном графике работы этот замечательный человек всегда находит время для встреч с читателями и творческой интеллигенцией самых отдаленных уголков нашего края, живо откликается на все добрые культурные начинания, как и подобает русскому патриоту, для которого неотделимы судьба Родины и собственная жизнь.
В. Шамшурин по-настоящему верит во все, о чем писал и пишет, его литература прожита и выстрадана им самим, и читатель это чувствует сразу. Некоторые его взгляды могут быть спорны, но и в этом он прямодушен и всегда готов к откровенному, конструктивному диалогу.
Вклад Валерия Шамшурина в развитии литературы, культуры высоко оценен Родиной:
И сейчас Валерий Анатольевич продолжает писать, хотя сам признаёт, что современный читатель в интеллектуальном развитии резко отстал. И не только читатель. Самой страшной бедой нынешней литературы Шамшурин считает графоманов. Они существовали всегда, но именно ныне появилась возможность не только написать что угодно, но и издать, были бы деньги. И это вызывает тревогу.
Шамшурин — председатель правления Нижегородской областной организации СП России, профессор Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры.
Глава 3.
Патриотическая тема в творчестве В.Шамшурина
Историческая проза В. Шамшурина – это не стремление отойти от малосимпатичной современности, не развлекательное путешествие в прошлое, а художественное осмысление отечественной истории, стремление найти первопричины духовного величия нашего народа. Очень символично и актуально его обращение к теме войны 1612 года – эпохе становления российской государственности. Время окончательного оформления национального самосознания, небывалого духовного единения и начала величественного расцвета России созвучно современности. В наши дни, как и тогда Россия стоит на пороге выхода из смутного времени, тяжело обретая растерянные в сумбуре недавнего прошлого идеалы, медленно, но уверенно занимая должное положение в мире.
Вообще, если обратиться к истории российской литературы, то можно заметить, что к теме Минина и Пожарского особый интерес проявлялся именно во времена грядущего перелома, обновления. Тема эта не нова, но никто до В. Шамшурина в русском искусстве не подходил к ней столь серьезно и глубоко. Писателю-нижегородцу удалось показать, что все самое светлое и передовое рождается в народе, несущем спасение и нравственное возрождение всему миру. Вскрыт пласт не только «подзабытой» истории, но и утверждена исключительная духовная сила России, заключенная в православной соборности, решении проблем всем миром, - одной из основ единения нашего народа. Убедительнейшим образом доказано, что патриотизм естественен для русского человека так же, как сама жизнь.
Валерий Анатольевич относится к нечастому типу людей неравнодушных, искренне, а не на показ болеющих за судьбы современного мира, стремящихся внести свой вклад в возрождение нашей культуры. Отсюда и публицистичность его стихов и интерес к знаковым фигурам отечественной истории. Будучи человеком цельным и искренним, он не метался из стана в стан, не менял своих взглядов и идеалов, поступая всегда по убеждению, а не из сиюминутной выгоды
Интересен фрагмент интервью с Валерием Шамшуриным, опубликованым на сайте vnpifo.ru
— Валерий Анатольевич, вчера состоялась презентация вашей новой книги «Сталинский сокол» о Валерии Чкалове.
— Это в Нижнем Новгороде. А первое представление книги происходило в последний день минувшего года в центральной библиотеке Чкаловска, где собрались земляки великого летчика. Кстати, говоря о Чкалове, как о волгаре, многие из выступавших проводили параллель между ним и Ростиславом Алексеевым, перенявшим любовь своего земляка к полетам и подарившем крылья речным и морским кораблям.
— Конечно, книгу нужно читать, но — если в двух словах — о чем она?
— Мне хотелось показать образ Чкалова — его размашистую, широченную натуру, добрую, человеколюбивую душу — на фоне суровых не только с точки зрения массовых сталинских репрессий, но и обостренной внешнеполитической ситуации приближающейся войны 37-го – 38-го годов. Показать и как выдающегося, влюбленного в свою профессию авиатора, храброго военного летчика, и как достойного, честного и ответственного человека.
— Сколько времени заняла работа над этой книгой?
— Можно сказать, всю жизнь. Ведь именно в честь Валерия Павловича и назвала меня мама. Когда я стал это осознавать, естественно, появилось желание как можно больше узнать о земляке – герое. Постепенно, встречаясь с людьми, лично знавшими Чкалова, с краеведами и музейными работниками, накапливал материал. Ну а непосредственно на написание ушло немногим более года.
— Некоторые из прочитавших «Сталинского сокола», видимо, особо ревниво относящиеся к скрупулезности отображения фактов биографии летчика, уже высказались по поводу того, что-де написанное в вашей книге не всегда соответствует исторической правде. Не было, мол, такого!
— На это у меня ответ однозначный: «Сталинский сокол» — не документально-историческое исследование, не изложение архивных документов. Это — роман. Художественное произведение о жизни героя, каким я его себе представляю. Как у Цветаевой был «Мой Пушкин», так и здесь — мой Чкалов!
—Рассказывают, что вы из-за Сталина чуть не пострадали…
— Как-то мы, школьники, выстроились на линейку вдоль длинного коридора, и вот со стены внезапно сорвался портрет Сталина. И надо же, рухнул мне на голову! Брызнули осколки стекла, с треском прорвалась бумага, и я, как в ошейнике, оказался в раме. С мертвенно бледным лицом ко мне подскочил директор школы Александр Михайлович. От гнева он стал заикаться: «Т-т-ты знаешь, что тебя ждет?! Твоего отца? Н-н-нас всех ждет? П-п-под монастырь подвел, б-б-без ножа зарезал!» Я не чувствовал за собой никакой вины, но от директора мне передался дикий, невообразимый ужас. Все пребывали в полном оцепенении, никто не смел даже кашлянуть… Это случилось в конце февраля 1953 года. Вскоре Сталин умер. Не иначе это был вещий знак.
Глава 4.
Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. А. Шамшурина
Великая Отечественная война постепенно становится историей, но эта история животрепещущая и сочащаяся кровью черта между прошлым и настоящим. У поэта Шамшурина о войне нет торжественных монологов: есть история тяжелого детства военных лет, портреты людей войны, оставшиеся в воображении мальчика («Нет, не старится память», «Санитарные поезда», «Монолог неизвестного солдата», «Зойка» , «Суровые песни звучали» , «Витальич» , «У танка мы в войну играли»). Суждения о войне уже нашего времени, когда осмысливание недавнего прошлого идет с самых современных позиций, приносит более позднее творчество; военное прошлое возникает как опыт - не личный, но общенародный. Интересно это выражено в стихотворении, в разных изданиях названном по-разному («Над Волгой», «Память»). Здесь образная основа не портрет отставного полковника Н. И. Волостнова, которому посвящено стихотворение, а эмоциональное сопереживание огневой памяти Сталинграда, когда чувства рассказчика и поэта едины и живописца от его картины не отделить.
Может быть, поэт сейчас лишь на подступах к теме о войне, чтобы решить ее своеобразно. Предвестием этого кажется маленькое раннее стихотворение «Мамаев курган», которое стоит привести целиком:
Русь – моя открытая рана,
Боль жива и покоя нет.
И лежит на траве кургана
От заката кровавый след.
И, смеясь или горько плача
В час открытий моих и бед,
Прихожу я сюда, как мальчик,
Что уже в восемнадцать сед.
Эпическая тема осмысливается скорее как лирическая, и в этом уже есть какое-то своеобразие. Вероятно, в таком понимании темы содержится перспектива ее интересного, нестандартного решения.
Теме Великой Отечественной войны посвящено множество стихотворений Валерия Шамшурина, например :
О связи героического прошлого с современностью сказано в таких стихах:
И трубы нам светло
Отбой не спели,
И время не пришло
Снимать шинели.
Пусть дни мои бегут
Без остановки.
Я к времени примкну,
Как штык к винтовке
Сопричастность всем делам современности, личное участие в них выражается во многих стихах (напр. «Закон сходства»), повествующих о том, как в биографию поэта входят дела и жизнь современников. Главную же сторону темы составляют картины жизни и труда и портреты современников, групповые и индивидуальные.
Есть предельно обобщенные, другие – конкретизированы.
Когда у мартенов устанут
И выйдут из проходных,
Огня залихватский танец
В глазах еще жив у них.
На лицах отблеском пламя
Горит еще, жар храня.
И кажется, люди сами
Рождаются из огня.
Заключение
Познакомившись с жизнью и творчеством замечательного нижегородского поэта, прозаика, общественного деятеля В.А.Шамшурина, мы пришли к следующим выводам:
1.В.А.Шамшурин является одним из крупнейших нижегородских литераторов, его вклад в развитие культуры и литературы высоко оценен Родиной.
2.Разнообразна тематика и проблематика произведений В.А.Шамшурина.
3.Значительное место в творчестве В.А.Шамшурина занимают
портреты современников, групповые и индивидуальные,
картины их жизни и труда.
4.Особо важной темой в литературном творчестве является патриотическая тема. Обращается писатель к теме героического прошлого нашего народа в своей исторической прозе.
5.Поэт, относящийся к поколению «детей войны», много лирических произведений посвятил теме Великой Отечественной войны. 6.Военное прошлое возникает в стихах В.А.Шамшурина как опыт - не личный, но общенародный.
7.Эпическая тема осмысливается скорее как лирическая, и в этом своеобразие звучания военной темы в стихах В.А.Шамшурина. В таком понимании темы содержится перспектива ее интересного, нестандартного решения.
Список использованной литературы:
Мастер-класс "Корзиночка"
Как нарисовать лимон акварелью
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Ребята и утята
Рисуем кактусы акварелью