Творческий проект
«Сила стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва»
Стихотворение "Молитва"может стать ключом самопознания, самопонимания, может помочь найти внутренние силы в трудной ситуации. В работе представлен анализ стихотворения, продуктом деятельности является буклет - рекомендации "Если в твоей жихзни возникли трудности"
Вложение | Размер |
---|---|
Сила стихотворения "Молитва" | 28.24 КБ |
Презентация творческого проекта "Сила стихотворения "Молитва" | 361.3 КБ |
ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования»
Творческий проект
«Сила стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва»
Выполнила ученица 7а класса
Буровицкая Изабелла
Руководители:
Савинцева Н. А., учитель
русского языка и литературы
Цицорина О.Н, психолог
Йошкар-Ола
2015 год
Содержание
Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» известно всем любителям поэзии. Это очень простое, легкое и, казалось бы, понятное произведение. Но в нем сокрыты глубокие возможности. Это стихотворение может стать ключом самопознания, самопонимания, может помочь найти внутренние силы в трудной ситуации.
Цель:
Изучение одухотворяющей силы «Молитва».
Задачи:
Знакомство со стихотворением «Молитва» для нас началось необычно. После прослушивания стихотворения нам было предложено сделать рисунки-ассоциации, подобрать слова-образы и передать содержание в цвете. В иллюстрациях, которые мы показывали друг другу, следует выделить изображение иконы, ангелов, борьбу света и тьмы, образ человека в молитве. Слова-ассоциации связаны с образами рисунков: жизнь, бог, молитва, свет. И это все объяснимо содержанием произведения.
Наибольший интерес представляет работа, в которой содержание стихотворения было предано в цвете. Рассматривая цветовые ассоциации, мы со школьным психологом пришли к интересным выводам.
Все учащиеся нашего класса для каждой строфы стихотворения подобрали разные цвета, а у большинства цвет меняется от темного оттенка к более светлому. Школьный психолог Цицорина О. Н. объяснила, что такое расположение цветов означает изменение внутреннего состояния человека в сторону успокоения, умиротворения, появления надежды. Мы задались вопросом: «Почему так происходит? В чем сила стихотворения «Молитва?»
Мы предположили, что стихотворение «Молитва» обладает одухотворяющей силой воздействия на душу читателей, слушателей.
Стихотворение «Молитва » написано в 1839 году. Можно сказать, что это стихотворение позднее, так как написано поэтом уже со сложившимся мировоззрением. Во времена создания стихотворения поэт был увлечён княгиней Марией Алексеевной Щербаковой, которая велела поэту молиться. О. А. Смирнова писала: «Машеньки велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи». Стихотворение написано в виде лирического монолога. Оно небольшое по объему – всего три строфы. Но в этих трех строфах целая история преображения души человека. Первая строфа – причина или условие, при которых человек обращается к молитве («в минуту жизни трудную», «теснится грусть»). Душа лирического героя чувствует «благодатную силу» молитвы. Как следствие, вторая строфа – лирический герой ощущает «благодатную силу» «созвучья слов святых». Он сам еще не осознает, что с ним происходит, но чувствует необъяснимую силу молитвы («и дышит непонятная святая прелесть в них»), чувствует происходящие изменения. Третья строфа говорит об изменениях, происшедших в герое: лирического героя оставили заботы («с души как бремя скатится»), он уверен в своих силах («сомненье далеко»), в душе наступает умиротворение и покой.
Почему так происходит? Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть". Они связаны с верой, с христианской традицией. Молитва творит чудо, обладает благодатной силой. Благодатная - "хорошая", "несущая благо, довольство". Но для русского верующего человека 19 века слово это значило неизмеримо больше. Дело в том, что благодать - очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого - независимо от его заслуг и поступков. Она, как говорили, "путеводит всех". Благодать - это обещание спасения души. Для спасения же и божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная - это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.
Начало ведь довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть..." Поэт не называет, какую молитву, он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них". Очень значимы и выразительны здесь все эпитеты - они несут на себе основную смысловую нагрузку. Если первая строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения. Все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере. В его стихе все живет и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм. Нетрудно заметить антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную - легко, теснится грусть - бремя скатится. От первой к последней строфе меняется и "одежда" слов - звуки. Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися "у" (их здесь целых 13!). Как бы вы ни воспринимали этот звук (для некоторых он - темный, ночной),- существование этого звукового фона вы не можете не заметить (ведь даже во всех четырех рифмах - ударный "у"). Трехстопный ямб этого стихотворения в первой строфе тоже самый "тяжелый": в четырех строках не пропущено ни одно из двенадцати ударений. Но как все преображается под действием "слов живых"! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э"; изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения - строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, и ощутить почти физически это расстояние - от "до" до "после" молитвы. Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений - они описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращенных к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один - я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, - все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной - вне его воли. Две последние итоговые строчки - предложения безличные: и верится (ср.: "я стал верить"), и плачется (ср.: "я плачу"), и - как дважды повторенный заключительный аккорд - так легко, легко – слова категории состояния, передающие состояние лирического героя после преображения.
Стихотворение «Молитва» обладает силой воздействия на душу человека. Хотя сокровенная молитва не звучит, обращение к ней, к животворящим словам, преображает душу, дает надежду, новые силы. Поэтому стихотворение «Молитва» может быть использовано в процессе самопонимания, самоуспокоения.
Нами разработаны рекомендации «Если в твоей жизни возникли трудности». Основными пунктами являются положения:
Поверь, это временно.
Можешь повторить:
«Это все временно»
«Трудные времена пройдут»
«За черной полосой всегда следует белая»
«Я хочу преодолеть трудности»
« Я обязательно смогу преодолеть трудности»
Стихотворение «Молитва» обладает одухотворяющей силой. В «Трудные минуты жизни», минуты слабости и душевных мук, поэт обращается с молитвой к Богу. Живые слова молитвы становятся спасательным мостиком, связывающим человека, погруженного в душевные муки, и Бога. Хотя слова молитвы не звучат, понимание того, что есть эта молитва, есть слова способные поддержать человека, преобразовать, дать надежду, укрепляют веру в жизнь, в себя, в возможность душевного просветления.
Лермонтовская энциклопедия /Институт рус. литературы АН СССР
(Пушкинский дом), Науч.- ред. совет изд-ва "Советская энциклопедия";
Гл. ред. В. А. Мануйлов. - Москва: Советская энциклопедия, 1981.
Литература. 7 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / авт.-сост. В.Я. Коровина.- Москва: Просвещение, 2008.
http://lermontov.sch1262.ru/102.html
«Образцовый анализ стихотворения» по статье Т. Злобиной / «Русский язык в школе», 1994. - №3.
Слайд 1
Сила стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» Работа Буровицкой Изабеллы Руководители: Савинцева Н.А., Цицорина О. Н.Слайд 2
Цель Изучение одухотворяющей силы стихотворения «Молитва»
Слайд 3
Задачи Проанализировать стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» Объяснить силу воздействия на душу читателей Разработать вместе со школьным психологом рекомендации «Если в твоей жизни возникли трудности»
Слайд 4
Продукт деятельности Рекомендации для одноклассников «Если в твоей жизни возникли трудности»
Слайд 5
Обоснование гипотезы 1) Иллюстрации- ассоциации 2) Образы-ассоциации 3) Содержание стихотворения в цвете
Слайд 6
Гипотеза Стихотворение «Молитва» обладает силой воздействие на душу читателей, слушателей
Слайд 7
Стихотворение «Молитва» Стихотворение «Молитва » написано в 1839 году. Посвящено Марий Алексеевне Щербатовой. Современница Лермонтова писала: «Машеньки велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи ».
Слайд 8
Содержание стихотворения Стихотворение написано в виде лирического монолога. Первая строфа – причина или условие, при которых человек обращается к молитве («в минуту жизни трудную», «теснится грусть»). В торая строфа – лирический герой ощущает «благодатную силу» «созвучья слов святых», чувствует необъяснимую силу молитвы, происходящие изменения . Третья строфа говорит об изменениях, происшедших в герое: лирического героя оставили заботы («с души как бремя скатится»), он уверен в своих силах («сомненье далеко»), в душе наступает умиротворение и покой.
Слайд 9
Художественно-изобразительные средства Эпитеты «молитва чудная", "сила благодатная", «слов живых», " святая прелесть ". Благодатная - "хорошая", "несущая благо, довольство". П ротивопоставления в первой и третьей строфах: трудную - легко, теснится грусть - бремя скатится.
Слайд 10
Звукопись стихотворения Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися «у». Этот звук темный, ночной. В о всех четырех рифмах - ударный «у». ( В мин у ту жизни тр у дную, теснится ль в сердце гр у сть ). Не пропущено ни одного ударения. В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые «а», «э». В о второй и третьей строках не по три, а по два ударения - строчки стали "легче", они как бы «взлетают».
Слайд 11
Синтаксический строй стихотворения Н есколько личных предложений - они описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращенных к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один – «я твержу». Две последние итоговые строчки - предложения безличные: «и верится» (не я стал верить), «и плачется», и как итог – «так легко, легко» – слова категории состояния, передающие состояние лирического героя после преображения.
Слайд 12
Итоги анализа В минуты слабости и душевных мук, поэт обращается с молитвой к Богу. Живые слова молитвы становятся спасательным мостиком, связывающим человека, погруженного в душевные муки, и Бога . Хотя слова молитвы не звучат, понимание того, что есть эта молитва, есть слова способные поддержать человека, преобразовать, дать надежду, укрепляют веру в жизнь, в себя, в возможность душевного просветления.
Слайд 13
Продукт деятельности Прочитай стихотворение. Сейчас в твоей «жизни минута трудная», «теснится в сердце грусть». Поверь, это временно. Постарайся вспомнить молитву, которую ты знаешь. Прочитай ее про себя. Если не знаешь молитв, не расстраивайся. Постарайся найти слова, которые заменят тебе молитву Можешь повторить: «Это все временно» «Трудные времена пройдут» «За черной полосой всегда следует белая» «Я хочу преодолеть трудности» « Я обязательно смогу преодолеть трудности» Только твоя вера может помочь тебе.
Слайд 14
Сфера использования Классный уголок 7а класса. К абинет психолога. Распространение опыта. (Конференция «Моя страна – моя Россия».
Слайд 15
Список использованных источников Лермонтовская энциклопедия /Институт рус. литературы АН СССР (Пушкинский дом), Науч.- ред. совет изд-ва "Советская энциклопедия"; Гл. ред. В. А. Мануйлов. - Москва: Советская энциклопедия, 1981. Литература. 7 кл . Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / авт.-сост. В.Я. Коровина.- Москва: Просвещение, 2008. http://lermontov.sch1262.ru/102.html «Образцовый анализ стихотворения» по статье Т. Злобиной / «Русский язык в школе», 1994. - №3.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Рисуем пшеничное поле гуашью
Рисуем подснежники гуашью
Новый снимок Юпитера
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Астрономический календарь. Апрель, 2019