Сочинение на конкурс.
Вложение | Размер |
---|---|
feofan_zatvornik_2.doc | 67.5 КБ |
Православия наставниче,
благочестия учителю и чистоты,
Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,
писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси
и всем верным путь ко спасению указал еси,
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь, глас 8
Невозможно представить современный город или поселок без колокольного звона, без устремленных в поднебесную высь золотящихся куполов, без храмов. Эти особенные архитектурные сооружения издавна были главным украшением городского и сельского пейзажа России. Славится наша Русь своими храмами. Они красивы и разнообразны: огромные и величественные, маленькие и уютные, строгие и узорчатые. Есть разноцветные, как сказочные терема. А есть белоснежные и сапфировые, сияющие жемчугами на ярком шелке голубого неба. Среди них и Успенский Вышенский монастырь одна из почитаемых общерусских святынь.
Эта обитель, окружённая величественными сосновыми лесами и расположенная на берегу реки Выши, особенно полюбилась святителю Феофану.
Ещё в давние времена сюда пришли иноки, чтобы в уединении молиться за всю Русскую землю. Неожиданно недалеко от монастыря они стали наблюдать необычный свет, который восходил от земли до самого неба. Впоследствии на это место, отмеченное особой Божией благодатию, они перенесли свою обитель.
Святитель Феофан долгие годы занимал высокие церковные посты, служил на Святой Земле, но именно Вышу избрал для своего последнего подвига, сердцем ощутив, что это место – «жилище Божие, где Божий небесный воздух». Он так возлюбил этот тихий монастырь и его молитвенных насельников, что неоднократно повторял, что «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Великий русский подвижник ушёл из мира святительской кафедры не потому, что не любил людей и тяготился служебными обязанностями, а потому, что хотел послужить Богу сугубыми, особенными трудами. Как из маленьких узелков плетутся монашеские чётки, по которым совершается Иисусова молитва – грозное орудие против врага нашего спасения, так и Феофан Затворник, по крупицам собрав книжные знания, в тишине Вышенского затвора написал многие творения, указав всем ищущим путь ко Христу – путь ко спасению. Уединение для него было «слаще мёда». Святитель поражал своих современников удивительной целеустремлённостью и работоспособностью. Как пчела, перелетая от цветка к цветку, кропотливо собирает драгоценный нектар, из которого получается душистый мёд, так и подвижник многими трудами собирал христианские добродетели.
Уйдя из мира и почти не встречаясь с людьми, епископ-затворник интересовался жизнью Церкви и своей Родины. Он выписывал много журналов. В кабинете у него была огромная библиотека. При написании своих произведений Святитель использовал обширную литературу на русском и иностранных языках. Все прочитаное он молитвенно переживал, вынашивал, и постепенно из-под пера его выходили творения, равных которым по разнообразию тематики и глубине освещения вопроса можно указать немного.
В подвиге духовно-литературного творчества святитель Феофан видел великое служение Церкви Божией. 0б этом он говорит в одном из своих писем: «Писать — это служба Церкви нужная». Весьма разнообразны предметы и содержание творений Вышенского затворника. Почти ни одна деталь духовной жизни не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. Но главной темой всех его многочисленных произведений является спасение во Христе. При этом, как отмечали исследователи, творения Вышинского подвижника «полные духовно-благодатного помазания... в возможной полноте и близости отражают дух учения Христова и апостольского». Один перечень этих творений вызывает благоговение перед великим трудолюбием; перед большой нравственной силой и духовной опытностью Святителя-затворника. «Мы имеем полное право, — пишет один из биографов епископа Феофана, — назвать его великим мудрецом христианской философии. Он в такой же степени плодотворен, как и святые отцы IV столетия».
Основой для его Богомудрых писаний служили почти исключительно творения восточных церковных учителей и аскетов. Учение епископа Феофана во многом родственно учению старца Паисия Величковского (память 15 ноября). Это особенно заметно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Как выдающийся знаток аскетической письменности, преосвященный Феофан не только отразил ее особенности в своих творениях, но и воплотил в своей жизни, проверив истинность святоотеческих аскетических предпосылок собственным духовным опытом. По содержанию его сочинения распадаются на три отдела: нравоучительный, истолковательный и переводный. Особенно большую ценность для богословской науки представляют многочисленные труды Святителя по христианской нравственности. В своих нравоучительных произведениях преосвященный Феофан изобразил идеал истинной христианской жизни и пути, ведущие к его достижению. Излагая свои мысли ясно и доступно для широкого круга читателей, святитель Феофан в сочинениях преподает основы святоотеческой психологии. Обозревая душевные и духовные способности человека, преосвященный Феофан глубоко проникает в его внутренний мир, в сокровенные тайники человеческой души.
Одним из важнейших дел жизненного подвига преосвященного Феофана являются его замечательные труды по изяснению слова Божия, которые представляют собой ценный вклад в русскую библеистику. В тесной связи со всеми трудами епископа Феофана в области Богословия стоит его переводческая деятельность. Свою духовную опытность он почерпал не только из личных внутренних переживаний, но и из аскетической письменности, которой всегда особенно интересовался. Важнейшей из переводных работ святителя является «Добротолюбие», главный предмет которого составляют писания о духовной жизни основателей и великих учителей христианского аскетизма. Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана представляют его многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения. Со всех концов России поступали в Вышенскую пустынь письма к епископу-затворнику; нередко почта приносила их до 20—40 в день. «К нему обращались за советом, за разрешением недоумений, в нем искали утешение в скорби, облегчение в бедах все, начиная с сановников и кончая простолюдинами». В письмах епископ Феофан высказал те же положения, что и в своих творениях, но в более простой, ясной форме и в применении и к нравственному, и к общественному положению собеседников. Святитель, чутко улавливая духовные потребности писавшего, не жалея сил, обстоятельно и сердечно разъяснял все вопросы и недоумения. Он как-то особенно умел войти в положение писавшего и сразу установить с ним самую близкую духовную связь, где преобладали полная искренность и откровенность. Эту искренность и любовь к людям святитель сохранил до своей блаженной кончины.
Письма святителя Феофана — это богатейшая сокровищница, откуда можно без конца черпать мудрые советы во спасение души.
Находясь в Затворе, вдали от мира, святитель Феофан не переставал до последней минуты своей жизни быть истинным руководителем всех, кто бы к нему не обращался.
И теперь, во дни мучительных переживаний русского народа, — он продолжает быть для многих и многих истинным наставником через свои дивные творения.
Пройдут века, и люди забудут своих гениальных изобретателей, способствовавших внешним успехам и удобствам земной жизни. Все эти «славные имена» великих людей станут достоянием истории, но никогда не забыть людям, пока теплится в их душах искра Божия, того, кто мог увлекать и уносить души, умы и сердца в область высших стремлений, к небесному царству, к правде Христовой.
Приведу некоторые советы святителя Феофана, которые не оставляют меня равнодушными и позволяют жить по заповедям Божиим, сохраняя чистоту души и сердца.
Вне Церкви спасения нет!
«В одиночку никто не спасается. Господь из всех верующих благоволил сочетать единое тело и Сам стал Главой его. Спасается каждый не иначе, как в Церкви, т.е. в живом союзе со всем сонмом верующих, через Церковь, и с Самым Господом, как Главою ее. Господь назвал Свою Церковь — виноградным деревом, в котором Он Сам лоза, или ствол дерева, а все верующие — ветви на лозе, поэтому Церковь есть единое нераздельное целое, живо соединенное в себе и во всех частях… Так доселе все истинно верующие законам жизни, ведущей ко спасению, полагают союз с Церковью…»
«Испытательным камнем да будет для вас святое учение, издревле проповедуемое в Церкви. Все несогласное с этим учением отвергайте как зло, каким бы титулом благовидным оно ни прикрывалось. Вы только это соблюдите, а все прочее уже само собой приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати.»
О смирении
«Пс. 50:19. Гонитесь за смирением, всегда отбегающим. Оно есть след Христов, благоухание Христово, деяние Христово! Ради него все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет; а без него никакие строгости не помогут (из 716 письма, в Афонском изд).
«Что-то мне показалось, что вы нянчитесь с собою, как с ребенком. Лучше всего, если совсем о себе забудете, а будете только одно иметь на сердце: как бы Бога не прогневить чем, неугодным Ему, в мыслях, словах и делах. Если не поостережетесь и будете много обращать внимания на людские речи и взоры, то сделаете из себя, извините, чирей, самый чувствительный даже к движению воздуха, а не только к прикосновению. Смотрите в оба сами. Вот мера: кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства: ибо он таким низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы не ухитрялся. В сем премудрость!» (имз 1234 письма).
«Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, никакого себе значения не придает, не мудрствует и пр.. Все сие смирение обозначает. Главная черта смирения — чувствовать, что я ничто и если есть что, все то Божие».
О самоугодии
«Саможаление и самоугодие прямо свидетельствуют, что в сердце преобладает я, а не Господь. Самолюбие и есть живущий в нас грех, от которого вся греховность, и который делает грешным всего человека, — с ног до головы, — пока грех имеет место в душе. А когда грешен весь человек, как придет к нему благодать? Не придет, как не пойдет пчела туда, где дым» (1454 письмо).
«Как победить самоугодие и решиться вступить на путь самоотвержения? Если не отвергнитесь себя и все будете идти путем широким, то, как Спаситель сказал, попадете широкими вратами в ад… Это неизбежно. — Представьте себя в минуту умирания… когда впереди только смерть, и потом суд по жизни вашей. Поживей вообразите себе, какое слово услышите (от Судии Бога): приди или отойди. Если воистину почувствуете себя, как бы палимым огнем, то самоугодию места уже не будет. Но надобно уж и держать себя в таком страхе постоянно»
О молитве
«Сделайте, чтобы знание стало делом и получаемые вновь сведения тоже тотчас входили в жизнь. Молитва — проба всего; молитва и источник всего;. Коль скоро молитва исправна — все исправно. Ибо она не допустит быть чему-либо неисправным» (5 выпуск, 796 письмо).
«Молитва-то тихенькая, может быть, скорее доплетется до неба. А шумную кто-нибудь не добрый услышит и собьет с дороги или загородит ей путь» (из 395 письма).
«Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу, в постоянном внимании к Богу и Ему предстоянии умом. Молитва Иисусова есть только пособие, а не само существо дела. Положите себе жить в памяти Божией и ходить в присутствии Божием и это одно приведет вас к доброму концу. Все сие от благодати Божией. Без благодати Божией никаким другим способом ничего духовного приобрести нельзя..»
Твердое убеждение всей жизни святителя выражалось в следующих откровенных словах: «научность душевного свойства, а молитва духовного»… и «ничто ей не предпочитайте — она царица,» — советует великий Затворник.
О душе
«Что делать с душой? Великая хитрость нужна, чтобы владеть собою. Старцы Божии одолевали себя, но и то не всегда. Вот тут и толкуй о силе воли и самовластии души! Где она, укажите, философы? Только тому, кто Господу отдает себя совсем, дается сила владеть собой, или вливается в него такая сила.»
«Когда есть смущение на душе, чего бы оно ни касалось, не верьте душе в ту пору: все врет, что ни говорит… «Гнев мужа правды Божией не соделывает» (Иак. 1:20). Божие все мирно, тихо, сладостно, и в душе сию сладость оставляет, и вокруг разливает обильно.»
О ведении Божием
«Область ведения Божия беспредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем: все имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения; но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире, и что эта вездесущность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет в тягость, — и благость Божия положит конец миру».
О терпении
«Видим, что все рвутся из того, что приходится им терпеть, а все никак не могут вырваться, даже при больших средствах. Отчего так? От того, что не ту дорогу взяли. Надо вступить на путь заповедей Божиих и благодушно терпеть то, что приходится терпеть, тогда это самое претерпеваемое начнет источать утешение. Вот и рай, не смотря на противную тому внешность! Те, которые иным путем хотят водворить рай на земле, лишь попусту трудятся. Еще премудрый сказал им: суета сует!»
О ложных богах
«На что опираешься надеждою в жизни, то и бог для тебя. Если на имения, то имение тебе — бог; если на власти, — власть твой бог; если на другом чем, то это другое есть твой бог. Когда истинный Бог восхочет кого обратить к Себе, то прежде разрушает ложных богов, чтобы, испытав их ненадежность, тот скорее и искренне обратился к Нему» (Письма, стр. 339, 1882 г.) ему.
О славословии Божием
Между предметами слова нет выше слова о Боге, и между сими словами нет выше славословия… Кто его достиг, тот достиг крайних пределов употребления слова и, прибавим, употребления ума. Когда начинает исторгаться из сердца богохваление, то это значит, что ум начал вступать истинно в область боговедения, которое, отвлекая его внимание от всего другого, как несравненно низшего, приковывает взор его к единому Богу и разверзает пред очами его блеск славы Его, дивного в бытии Своем, в свойствах Своих и в действиях — в творении, в промышлении, искуплении и устроении спасения каждого спасаемого. Созерцая это, он переходит от изумления к изумлению и, при каждом предмете созерцания, ничего не может изречь кроме славословия: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Просто интересные мысли
«Беспокойный ум все роется в надежде найти что-то лучшее и ничего не находит; вера все дает: и всю мудрость, и все способы».
«Из людей, кто станет твердо в воле Божией, тотчас делается стойким и твердым»
«Помощь от Господа приходит на наши усилия и, сочетаясь с ними, делает их мощными».
«Благодать, пришедши, не приносит с собою много сведений, но научает человека вниманию и как- бы обязывает к точному рассмотрению вещей».
Постоянным вниманием к себе, трезвением и бодрствованием подвижник-затворник достиг высокой степени духовного совершенства и сделался образцом веры и благочестия. Самоотверженная любовь к людям, которая видна из содержания обширной переписки святителя, была в нем той особенной нравственной силой, которая влекла к нему современников и продолжает влечь к его памяти и творениям последующие поколения христиан.
Все духовные академии Русской Православной Церкви избрали святителя Феофана своим почетным членом, а Санкт-Петербургская присвоила ему в 1890 году звание доктора Богословия за многополезные богословские сочинения.
При всех своих добродетелях и высоких достоинствах епископ Феофан считал себя ниже всех. «Я вот и книги читаю, и пишу, — говорил он, — а у меня нет ничего похожего на то, что творили угодники Божии». Он готов был считать всех людей добрыми и святыми.
В одном из своих многочисленных сочинений епископ Феофан Затворник пишет: «Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои». Добрые дела епископа Феофана — это прежде всего его многочисленные творения. Святитель Феофан, посвятив свою жизнь поискам пути к Вечной жизни, показал этот путь и следующим поколениям в своих богословских трудах.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6—8 июня 1988 года епископ Феофан Затворник канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.
По промыслу Божию сейчас Вышенский монастырь стал местом женского иноческого подвига. Ещё требуется много усилий, чтобы восстановить обитель в прежнем величии и красоте. У мощей своего предстателя и заступника сестры ежедневно возносят молитвы о процветании и благоденствии России, об устроении всех добрых дел, о спасении души, чтобы она, как птица, стремилась только к небу. Как в лампаду надо подливать масло, чтобы она постоянно теплилась перед святым образом, так и человеческую душу надо постоянно оживлять добрыми делами, памятью о Своём Создателе и Спасителе и угодниках Божиих.
Святитель Феофан, приглашая посетить для богомолья свой любимый монастырь, писал, что Вышу «всегда найдёте готовою принять вас – утешить и освежить».
Богоявлению тезоименитый,/
святителю Феофане,/
ученьми Твоими многи люди просветил еси,/
со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,//
моли непрестанно о всех нас.
Кондак, глас 4.
Список использованной литературы:
Зимняя сказка
Золотая хохлома
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Мать-и-мачеха
Самодельный телефон