Работа участвовала в в Окружном конкурсе ЯНАО и заняла 1 место.
Вложение | Размер |
---|---|
esli_by_ya_byl_ministrom_obrazovaniya9.1911.doc | 95 КБ |
Если бы я был министром образования
Во всем мне хочется дойти
До самой сути
Б.Л. Пастернак
Каждый год 1 сентября – в День знаний по традиции школа гостеприимно раскрывает двери для своих учеников.
Включаются невидимые биотоки, заводятся многочисленные пружинки, и школа, как живой организм, просыпается после летнего затишья. Очень хотелось, чтобы в этом организме все работало четко, а излучаемая энергия была доброй и положительной. Первый звонок возвещает о том, что в этот день гостеприимно распахнуло двери любознательное детство, которое никогда не забудется. Какими будут эти воспоминания, зависит от многих людей, связанных со школой, в том числе и от министра образования.
Я думаю, что быть министром образования намного сложнее, чем быть любым другим министром. «Чем же?» – спросите вы. – «Любой министр, в той или иной степени, отвечает за судьбы людей, за их жизнь, благополучие». Вы правы. Но министр образования, как никто другой связан с будущим своей страны, от него во многом зависит, каким оно будет. Произнося каждый день в классе слова: «Здравствуйте, дети!», каждый, кто связан с магическим словом «школа», должен иметь в виду глубоко осмысленное «Здравствуйте, века!». Министр образования должен быть полон искренним желанием служить своему делу, это служение непременно должно быть потребностью его души, условием его личного счастья. Только такой министр образования необходим нашей школе будущего. А мечта о будущей школе должна быть общей, чтобы она вырастала из повседневности, став основой всей нашей жизни, ведь будущее рождается сегодня.
Сложно даже представить себя в роли человека на таком ответственном посту. Но, тем не менее, попробую это сделать, ведь чего только в жизни не случается. Допустим, что я один из претендентов на пост министра образования, потому хочу познакомить вас с одним разделом своей программы «Развитие школьного образования».
Школа, какой она может быть в будущем?
Будущее – это тот совершенный образ школы, в который мы вложили все самое лучшее, что довели до самого высочайшего уровня развития. Школа, какая она сейчас – настоящее, то, что уже реально есть. Но строя планы на будущее, нельзя забывать о прошлом, о том, что было до настоящего.
А у нашей школы в прошлом была богатая история. Наша школа образовала и воспитала великих людей: ученых, писателей, врачей, учителей… Именно эти люди прославили своими трудами и творениями нашу Родину. Потому, строя школу будущего, сохраним самое ценное, что было в школе прошлого. Это наша история, наши традиции, нельзя это вычеркнуть, нужно объединить с новым. Только тогда наша новая школа и новое образование будет носить истинно русский характер, но на новой высокой ступеньке развития. Как министр образования, я понимаю, что главные люди в школе – это учителя и ученики. Значит именно этим людям мое главное внимание и забота. Пока школа нужна ученикам для дальнейшей успешной карьеры, чтобы «научиться чему-нибудь». А ведь наша школа всегда ценилась духовностью, ее ученики – воспитанностью. Сейчас, к сожалению, это ушло на второй план.
Надо возрождать нашу школу, ведь все ученики – это будущие члены общества, мы видим уже сейчас, что оно погружается в невежество, бездуховность, хамство, черствость, жестокость по отношению друг другу. Школа нам нужна для развития личности, а не только для того, чтобы готовить в вуз или к будущей профессии.
Очень важно, чтобы в каждой школе царила хорошая, дружелюбная атмосфера, чтобы каждый ученик и учитель имел возможность высказаться и быть услышанным. Если в школе «хорошо жить» учителям и ученикам, остальное не имеет значения. Нам нужна такая школа, чтобы в нее хотелось идти, чтобы из школы уходить не хотелось. Девиз нашего образования должен звучать так: «Человек может все! Главное – сам человек». Это не должно быть только слепой верой, надо каждому человеку дать возможность мочь, учесть в полной мере его способности и талант. Не сравнивать учеников по способностям, у каждого они свои, а ценить в первую очередь человеческие качества. Нашему обществу нужны хорошие люди, ведь каждый когда-то окончит школу и найдет свое место в обществе.
Весь самый значительный период школьной жизни нас сопровождают учителя. Идеальный учитель – вежливый, симпатичный человек, профессионал: знает свой предмет, понятно объясняет, имеет влияние на учеников. Идеальный педагог интересен, дает ученикам возможность высказаться, может заставить их полюбить свой предмет благодаря педагогическому мастерству и личным качествам. Идеальному учителю нравится его работа, и он получает от нее удовольствие. Реальные же учителя производят впечатление уставших людей. У них большая нагрузка и небольшая зарплата. Им не хватает времени для себя и для своих детей. Учитель, порой вынужден заниматься не своей любимой работой с детьми, а другими делами, необходимыми для кого-то отчетами, бумагами, съедающими уйму дорогого учительского времени и здоровья. Как учитель может объяснить ученику, что значит «достойная человека жизнь», если он сам в нашем современном обществе не живет этой достойной жизнью. Хочется верить, что в Год учителя многое изменится в лучшую сторону.
А что же ученики? Какими должны быть они?
Искреннее желание учиться – главная примета идеального ученика, он достаточно активен вне школы. Он не сидит по вечерам за учебниками, домашних заданий нет, все успевают в школе. А если такая работа и есть, то только для развития творчества ученика. Такой ученик умеет поддерживать хорошие отношения со сверстниками и педагогами. Как министр образования я за новую школу с идеальными учителями и учениками.
Если мы говорим о школе, нужно говорить и об уроке. Каким быть ему? Как министр образования, я бы уменьшил нагрузку учеников. Посмотрите, дети вынуждены работать в два раза больше, чем взрослые! Это губительно отражается на их здоровье, умственных способностях. Каждый учитель не видит в этом своей вины. Он действует, как положено. Начальству виднее.
Значит, срочно подпишу приказы:
о сокращении времени на изучение программы, благодаря освобождению каждого предмета от ненужного никому материала;
о высвобождении второй половины дня для занятий по интересам, за счет рационального использования времени каждого урока;
о значительном уменьшении объема домашних заданий;
об уменьшении продолжительности урока до 30 – 35 минут, из-за полной неэффективности последних 10 – 15 минут, вследствие утомляемости учеников. А за счет высвобождения учебного времени ввести дополнительные уроки «образного» цикла, уроков физкультуры;
об отмене отрицательных оценок на уроках физкультуры, труда, изобразительного искусства, музыки, ведь это предметы для развития человека;
о введении вместо обычных, всем ненавистных дневников, «Книгу радостей», для фиксации только положительных результатов, чтобы этот документ стал «нравственным компасом» жизни каждого ученика.
А для тех, кто будет возражать против этих реформ, подпишу второй приказ о том, чтобы эти люди испытали на себе, каково учащимся современной школы: «Ходить им на уроки, делать то, что делают ученики, целую неделю». Тогда, думаю, к моим положениям сразу добавятся и еще много полезных предложений.
Урок неотъемлемая часть учебного процесса. Каким будет он?
Ни одна минута не пропадает даром, каждый ученик должен поголовно быть втянутым в работу. Надо за короткий отрезок времени обучения дать юношам и девушкам не просто больше знаний, а действительно полезных и нужных им и обществу знаний, умений, навыков. Надо учить ученика учиться и трудиться, но учение не должно быть насилием над учеником, не должен быть горьким корень учения. Учение – это развитие, раскрытие, совершенствование каждого ученика, а не только самых способных.
Надо так построить образование, чтобы в пестром хороводе предметов, каждый ученик смог увидеть суть предмета, понять главное в нем, прежде чем решить для себя… «мое» или не «мое» это дело. Только потом требовать самоопределения ученика. Учить себя – вот чему должен научиться ученик в школе. Школа – это не место обучения потреблению, а место созидания будущего члена общества.
От нашего образования во многом зависит и то, что наш народ стал менее патриотичен. Чтобы любить Родину, надо быть духовно богатым человеком, хорошо знать историю своей страны. В нашей современной школе мы не патриотически относимся к предмету «История». В течение многих школьных лет историю чьих только стран и народов мы не изучаем. Это нужно, но не в таком объеме. Главной историей должна быть наша история! А с мировой историей познакомиться подробней человек тот, кто свяжет с этим свою жизнь.
Кроме уроков, есть и много других моментов, очень важных для хорошей работы школы. В каждой школе должно быть уютно, тепло. В школе должны вкусно накормить учеников. И учителя не должны работать в две смены без обеда. Все школы: начальные, средние, городские, сельские должны иметь равные возможности и быть оснащены новинками техники.
И если такая школа, о которой мы сегодня говорим, есть в сердце каждого из нас, от министра до ученика и его родителей, то она обязательно будет.
Сложно быть министром образования. Войдя на минуту в роль человека, имеющего такую должность. Я попытался «дойти до самой сути». Скажу, что это было совсем нелегко. Мой главный совет министру образования в том, что нельзя торопиться, как это принято в нашем современном образовании, нужно – во всем попытаться «дойти до самой сути».
«Тот, кто поспешает, так же опаздывает, как и тот, кто медлит», – предупреждал еще Шекспир. Действовать немедля, но, не спеша – вот чему надо учиться тем, кто строит школу будущего. В этом «не спеша» заключено бережное отношение к другим. «Не спеша» – это знание и уважение опыта тех, с кем думаешь творить это будущее, кому хочешь показать прекрасный невиданный образ новой школы.
Министр образования это первый человек, который ответственен за нашу школу будущего. Но просим не забывать, что есть еще и мы: ученики и наши учителя. Мы готовы вам помогать. Давайте жить дружно, сообща улучшать наш большой школьный дом! И тогда в школе будущего каждый ученик будет раскрываться и расцветать, испытывать радость и счастье от того, что с каждым днем знает и умеет все больше и больше, что рядом с ним его любимые и счастливые педагоги.
Спиридонов Сергей, 10 «Г» класс
Можно от Солнца уйти...
Подарок
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Каргопольская игрушка
10 осенних мастер-классов для детей