сочинение
Вложение | Размер |
---|---|
semikolenova_a.chaykovskiy.docx | 17.87 КБ |
Как симфония жизни владеет сердцами
Звуковая, зовущая к небу волна ...
О Чайковском сейчас говорить не словами,
И не выдумать даже такие слова.
Мир давно побежден. Не мечом, не в сраженьях
И не силою знанья. Невидимым тем,
Тем бессмертным, что слышится в каждом движенье,
В каждом звуке его музыкальных поэм.
Петр Ильич Чайковский, как же много значит это имя для современного человека. Я невероятно ценю вклад Петра Ильича в музыкальную культуру, а особенно мне по душе, музыка, написанная им к балетам.
Композиторы, современники П.И. Чайковского, в большинстве своём считали балет «низшим родом музыки» и несколько свысока смотрели на этот жанр.
Но П.И. Чайковский был свободен от разного рода предрассудков, его даже возмущало пренебрежительное отношение некоторых композиторов к балетной музыке. По этому поводу он писал Танееву: «…Вообще я решительно не понимаю, каким образом в выражении «балетная музыка» может заключаться что-либо порицательное»?
В области балетной музыки Чайковский стал реформатором: он превратил её из подчиненного элемента, сопровождавшего танец, в произведение, выражающее сложные психологические состояния, открывающее огромные возможности и в музыкальном, и в хореографическом плане. Его реформы в области балетной музыки были просты: он не отбрасывал и не ломал традиционные формы, но придавал им новый смысл, обогащенный его талантом.
Первый балет, созданный композитором, – «Лебединое озеро». Через 13 лет он снова обращается к балетному жанру – это был заказ на сочинение музыки к балету «Спящая красавица» по сказке.
Тему для балета П.И. Чайковскому предложил директор императорских театров И. Всеволожский. Он высоко ценил балет «Лебединое озеро» и свой новый замысел – создание пышного спектакля из сказок Шарля Перро – решил предложить в 1888 г. для реализации именно Чайковскому. Либретто нового балета написал сам Всеволожский совместно с М. Петипа. Он задумал грандиозное сказочное представление, в котором композитору была предоставлена возможность сочинять мелодии в стиле XVIII в., реализовать свои фантазии и обогатить балетный репертуар настоящей феерией. В последнем действии предлагалось сочинить кадриль всех сказок Перро, в ней должны были участвовать и Кот в сапогах, и Синяя борода, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка... Чайковский был очарован и восхищен либретто: «Это мне вполне подходит, и я не желаю ничего лучшего, как написать к этому музыку», - таков был его ответ Всеволожскому.
Чайковский увлечённо принялся за работу. К началу 1889 г. были закончены наброски пролога и двух действий, весной и летом он работал над 3-им действием. В августе была закончена инструментовка балета, а в театре тем временем уже начались репетиции. Чайковский работал в тесном сотрудничестве с великим хореографом Мариусом Петипа, который служил в России с 1847 г. до самой своей кончины.
В результате этого сотрудничества возник совершенно новый по музыкальному воплощению тип балета. «Спящая красавица» стала настоящей музыкально-хореографической симфонией, где были слиты воедино музыка и танец.
«Спящая красавица» – одно из выдающихся произведений в истории мировой хореографии XIX века.
Премьера балета «Спящая красавица» состоялась в петербургском Мариинском театре 15 января 1890 г. Она стала событием в художественной жизни Санкт-Петербурга. Новизна и масштаб балета, отход от привычных штампов, необычность спектакля поразили всех.
В наше время существуют единицы, кто не был бы знаком с «Танцем маленьких лебедей» в этом балете. Все девочки, которые хотели бы связать свою жизнь с танцами, не раз подражали искусным балеринам, стараясь исполнить партию маленьких лебедей. Уж я знаю это не понаслышке.
В шесть лет меня отдали родители на танцы, и уже девятый год подряд я не могу представить свою жизнь без них. За все эти девять лет я пересмотрела множество балетных постановок. Но лишь несколько из них я запомнила навсегда, в их числе все три балета Петра Ильича Чайковского: «Щелкунчик», «Спящая красавица» и « Лебединое озеро».
В балетах Петра Ильича присутствует некая сказка, которую сразу слышишь в мелодии и представляешь в своём сознании. Как только эта сказка проникает в твои уши, то душа сразу пускается в грациозный полёт среди игрушек, парящих лебедей и сказочных героев.
Сбылись пророческие слова композитора: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору.»
Ту вселенность, что в русской душе непреложна,
Он в гармонию звука сумел перелить.
Его музыка, как откровение Божье,
С его музыкой легче и радостней жить.
Простота и сердечность. Торжественность, грозность
Каждый шелест земли, каждый рокот волны,
Необъятного неба бескрайняя звёздность
Им в симфонию звука в одно сведены.
Чайковский обладал мастерством художника-психолога, он мог глубоко проникнуть в сложный и противоречивый внутренний мир человека и реалистически отразить его в музыке. Средствами музыки он раскрывает душевную жизнь людей, которая всегда похожа, независимо от эпохи, потому что нравственная составляющая человека не подвластна временным изменениям, в отличие от познавательной. В музыке П.И.Чайковского так много созвучного с нашими исканиями и переживаниями, поэтому она всегда будет волновать и восхищать людей!
Его творчество символ нездешнего света,
Победителя в век нарастающей тьмы.
Им нетленная слава России пропета
Нашей страшной и горькой, великой страны
Ребята и утята
Л. Нечаев. Яма
Стеклянный Человечек
Мороз Иванович
Ласточка. Корейская народная сказка