Повесть Александра Степановича Грина «Алые паруса» олицетворяет прекрасную юношескую мечту, которая непременно осуществится, если верить и ждать. Сам писатель прожил тяжелую жизнь. Почти непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Пережитые трудности отняли у писателя любовь к действительности: она была слишком страшной и безысходной. Он всегда пытался уйти от нее, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором»[1] каждого дня. Начав писать, Александр Грин создал в своем творчестве героев с сильными и независимыми характерами, веселых и смелых, населявших прекрасную землю, полную цветущих садов, пышных лугов и бескрайнего моря. Эта выдуманная «счастливая земля», не нанесенная ни на одну географическую карту, должна быть тем «райским уголком», где счастливы все живущие, нет голода и болезней, войн и несчастий, а жители ее занимаются созидательным трудом и творчеством.
Писатель был убежден, что если отнять у человека способность мечтать, то исчезнет самая главная потребность – искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Грин мечтал об «ослепительном случае» и радости, наполнял этими фантазиями свои произведения, но особенно ярко они проявились в феерии «Алые паруса», которая стала объектом нашего исследования.
Предметом исследования стал сопоставительный анализ внутреннего мира Ассоль и Грея, а также духовного пути главных героев к своей мечте.
Цель научной работы – исследование неповторимой, волшебной и захватывающей атмосферы феерии Александра Грина, в которой сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо.
Для достижения поставленных в исследовательской работе целей необходимо решить следующие задачи:
- познакомиться с литературным жанром феерия, ее особенностями и классификацией;
- исследовать содержание произведение Александра Грина «Алые паруса»;
- выявить способы художественного изображения секретов человеческого счастья на примере судьбы главных героев феерии – Ассоль и Грея;
- подтвердить гипотезу о том, что сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ.
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_grin_sekret_chelovecheskogo_schastya.doc | 147 КБ |
nurislamova_a._alye_parusa.ppt | 2.56 МБ |
Конкурса исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
Исследовательская работа
на тему:
«Секрет человеческого счастья
(по повести А. С. Грина «Алые паруса»)
Выполнила: ученица 7 «Б» класса
МОБУ «Гимназия №1»
Нурисламова Аделя
Учитель-консультант: учитель
русского языка и литературы
Габдрахманова Л.М.
Нефтекамск
2015 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1 «Алые паруса»: проблема определения жанра
Глава 2 Секрет человеческого счастья
2.1 Путь к счастью Ассоль и Грея 13
2.2. В чем секрет счастья современного человека? 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение
Повесть Александра Степановича Грина «Алые паруса» олицетворяет прекрасную юношескую мечту, которая непременно осуществится, если верить и ждать. Сам писатель прожил тяжелую жизнь. Почти непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Пережитые трудности отняли у писателя любовь к действительности: она была слишком страшной и безысходной. Он всегда пытался уйти от нее, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором»[1] каждого дня. Начав писать, Александр Грин создал в своем творчестве героев с сильными и независимыми характерами, веселых и смелых, населявших прекрасную землю, полную цветущих садов, пышных лугов и бескрайнего моря. Эта выдуманная «счастливая земля», не нанесенная ни на одну географическую карту, должна быть тем «райским уголком», где счастливы все живущие, нет голода и болезней, войн и несчастий, а жители ее занимаются созидательным трудом и творчеством.
В повести «Алые паруса» Александр Грин развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку, она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Но чудеса не- приходят сами собой, каждый человек должен воспитывать в себе чувство прекрасного умение понимать окружающую красоту, активно вмешиваться в жизнь. Именно это обуславливает актуальность работы.
В качестве гипотезы мы вы выдвигаем утверждение о том, что нужно верить в то, что на первый взгляд абсолютно не осуществляемо. Ведь сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ. Главное сохранить в своем сердце доброту и искренность, которая рано или поздно приведет к осуществлению мечты. Не следует бояться противостоять общественным ложным и низким нравам, а смело идти к своей мечте, невзирая на трудности и препятствия.
Писатель был убежден, что если отнять у человека способность мечтать, то исчезнет самая главная потребность – искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Грин мечтал об «ослепительном случае» и радости, наполнял этими фантазиями свои произведения, но особенно ярко они проявились в феерии «Алые паруса», которая стала объектом нашего исследования.
Предметом исследования стал сопоставительный анализ внутреннего мира Ассоль и Грея, а также духовного пути главных героев к своей мечте.
Цель научной работы – исследование неповторимой, волшебной и захватывающей атмосферы феерии Александра Грина, в которой сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо.
Для достижения поставленных в исследовательской работе целей необходимо решить следующие задачи:
- познакомиться с литературным жанром феерия, ее особенностями и классификацией;
- исследовать содержание произведение Александра Грина «Алые паруса»;
- выявить способы художественного изображения секретов человеческого счастья на примере судьбы главных героев феерии – Ассоль и Грея;
- подтвердить гипотезу о том, что сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ.
Цели и задачи определили структуру данного исследования.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 «Алые паруса»: проблема определения жанра
Свою самую знаменитую книгу «Алые паруса» Грин сочинял в петроградском «Доме искусств» в 1920 году после того, как второй раз в жизни дезертировал из армии. Эта повесть стала кульминацией гриновского романтизма, мечты, сказки, победы над грубостью и скептицизмом.
Не случайно именно по «Алым парусам» снимали фильмы, ставили балет, про них писали стихи и сочиняли песни, ведь произведение Грина не имеет временных границ и доступно для понимания, как юному, так и старшему поколению. Можно с уверенностью сказать, что это фееричная сказка на века! А это еще раз подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ. Поэтому мы заострим свое внимание на двух составляющих литературного жанра – повести и феерии.
1.1 Повествовательная основа произведения
Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel или novella).
В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ»[2]. Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа[3]. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом («Коляска» Гоголя, «Выстрел» Пушкина)[4].
В Древней Руси «повесть» означала любое повествование, особенно прозаическое, в отличие от поэтического. Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик.
Важным источником старорусских «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и др.), чья достоверность и актуальная значимость не вызывали сомнения у современников.
Жанр повести — переходный между романом и рассказом, и поэтому он с трудом поддается однозначному определению. Сюжет классической повести (как он сложился в реалистической литературе второй половины XIX века) обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства. Количество персонажей в повести, в целом, меньше, чем в романе, причем характерное для романа четкое разграничение между главными и второстепенными персонажами в повести, как правило, отсутствует или это разграничение несущественно для развития действия.
С самого начала повествования читатель попадает в необыкновенный мир, созданный воображением Александра Степановича Грина – писателя с необыкновенно красивой и светлой фантазии. Его произведения, написанные в трудные двадцатые годы, поражают детской верой в торжество справедливости и добра. Суровый край, хмурые люди заставляют страдать Лонгрена, потерявшего любимую и любящую жену. Но человек волевой, он находит в себе силы противостоять окружающим и даже растить дочь - светлым и ярким существом. Отвергнутая сверстниками, Ассоль прекрасно понимает природу, которая принимает девочку в свои объятия[5].
Названия повестей часто связаны с образом главного героя («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Рене» Р. Шатобриана, «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского и др) или с ключевым элементом сюжета («Собака Баскервилей» А.Конан-Дойла, «Степь» А. П. Чехова, «Уездное» Е. И. Замятина).
Однако первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. В черновиках к «Бегущей по волнам» (1925) Грин так описал первое появление замысла повести[6]: «У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного. А лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия»[7]. Повесть была закончена и опубликована в 1923 году, писатель посвятил её своей второй жене Нине.
Доподлинно известно, что Александр Грин писал «Алые паруса» в те годы, когда ему было негде преклонить голову, когда рушился вокруг миропорядок, пусть им нисколько не любимый, но пришедшее ему на смену оказалось еще ужаснее. Он писал сказку о нищей, всеми обиженной и кажущейся безумной девочке, когда от него закрывали буфет в доме его второй жены, потому что он не мог ничего заработать литературным трудом; он взял эту рукопись с собой, когда, тридцатидевятилетнего больного, измученного человека, сына польского повстанца, его погнали на войну с белополяками умирать за совершенно чуждые ему, изжеванные идеалы. И можно представить, сколько горечи испытал бывший социалист-революционер, когда в нетопленой прокуренной казарме неграмотный комиссар просвещал его, профессионального агитатора, ненавидевшего революции и войны, светом ленинского учения о классовой борьбе и победе над мировой буржуазией. Эту тетрадку он таскал с собой по госпиталям и тифозным баракам, и наперекор всему, что составляло его каждодневное бытие, верил, как с «невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла», в голодный Петроград войдет корабль с красными парусами, только это будет его, а не их красный свет.
1.2 Фееричная магия повествования Александра Грина
Создать волшебство повествования, дойти до сознания читателя помогает автору образный язык произведения. Неожиданные и свежие метафоры и эпитеты Грина завораживают читателя, вводят его в фантастический мир, созданный писателем. «Была полная ночь; за бортом во сне черной воды дремали звезды и огни мачтовых фонарей. Теплый, как щека, воздух пахнул морем. Грей, подняв голову, прищурился на золотой уголь звезды; мгновенно, через умопомрачительность миль, проникла в его зрачки огненная игла далекой планеты». Казалось бы, нехитрое повествование уводит читателей в красивую сказку, но каждый понимает - надо только очень желать, чтобы она осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для ее воплощения в жизнь.
В феерии зрительские реакции базируются на удивлении и восхищении; сильные психологические реакции возможны только в этих границах эмоционального поля. Вот почему жанр феерии так близок «Алым парусам»
Феерия (франц. féerie, от fée – волшебница, фея) - жанр сценических зрелищных искусств (литературного, театрального, эстрадного, циркового, кинематографического). В феерии, как правило, используется сказочный, волшебный сюжет; роскошные костюмы и декорации; многочисленные сложные постановочные эффекты. Феерия традиционно считается «легким», развлекательным жанром сценического искусства[8].
Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить маленькие чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы (у нее) на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу, отдают причал и честь честью, точно живые, сядут на берегу закусывать»[9]. Ни к этому ли стремится любой художник, чтобы его творения были бы «как живые», радовали бы сердца людей. Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему душно и тесно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего:
«...Грей шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой»[10].
Чтение повести «Алые паруса» - всегда встреча с прекрасным, воспитание духовности, открытие удивительного мира, в который так легко и органично вводит читателей Александр Грин. Его произведение постепенно раскрывает душу молодых героев. Не потому ли современная молодежь любит эту романтическую феерию. «Алые паруса» - это красивая сказка, но и реальный путь в ту волшебную страну, которая необходима каждому человеку.
Этот мир обогащает душу героини, делая ее чудным творением, тем идеалом, к которому должны стремиться и мы. «Ассоль проникла в высокую, брызгающую росой луговую траву; держа руку ладонью вниз над ее метелками, она шла, улыбаясь струящемуся прикосновению. Засматривая в особенные лица цветов, в путаницу стеблей, она различала там почти человеческие намеки - позы, усилия, движения, черты и взгляды...» Так же чужда искусственная обстановка, условности родового замка и Грею. Он ищет настоящей жизни, не придуманной романтики, поэтому смело и открыто идет навстречу мечте, становится капитаном.
Грей не боится трудностей. Он мужает, становится крепким и сильным, знающим и удачливым моряком, а душа его не теряет романтичности. Увидев Ассоль, он полюбил ее, оценив красоту и душевные качества девушки. «Он ощутил как бы удар - одновременный удар в сердце и голову. По дороге, лицом к нему, шла та самая Корабельная Ассоль... Удивительные черты ее лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых слов, предстали перед ним теперь в свете ее взгляда». Любовь помогла Грею понять душу Ассоль, принять единственно возможное решение - заменить на алые паруса своего галиота «Секрет» Теперь для Ассоль он становится сказочным героем, которого она так долго ждала и которому безоговорочно отдала свое «золотое» сердце. Писатель награждает героиню любовью за ее прекрасную душу, доброе и верное сердце. Но и Грей счастлив этой встречей. Любовь такой необыкновенной девушки, как Ассоль,- редкая удача.
Повесть «Алые паруса» оставляет в душе читателя светлое чувство радости, веру в неизбежность осуществления мечты, если ты будешь верен себе и страстно пожелаешь осуществления ее.
Глава 2 Секрет человеческого счастья
Что такое счастье?
Счастье это просто!
Нет у счастья веса,
Нет у счастья роста.
Счастье не измеришь
Яркими словами,
Счастье не увидишь
Ясными глазами.
Как тогда ответить,
Что такое счастье?
Ведь оно бывает
Самой разной масти.
Счастье… это слово
Много лиц имеет,
Каждый понимает
Счастье, как умеет!
Эдуард Асадов
Однажды в магазине игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия»[11]. Во время Гражданской войны Грин начал писать повесть «Красные паруса» и закончил ее в начале декабря 1920. позже он переименовал повесть в «Алые паруса». Ведь алый цвет говорит куда больше, чем красный: он наполнен романтикой, какой-то тайной, страстью, он манящий, а не агрессивно-вызывающий и простой, как красный. Эта феерия олицетворяет прекрасную мечту, которая непременно осуществится, если верить и ждать.
2.1 Путь к счастью Ассоль и Грея
В повести Грин развивает свою дальнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку, она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Но чудеса не приходят сами собой, каждый человек должен воспитывать в себе чувство прекрасного, умение понимать окружающую красоту, активно вмешиваться в жизнь. Писатель был убежден, что если отнять у человека способность мечтать, то исчезнет главная потребность, рождающая культуру, искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего.
Грин обдумывал и писал «Алые паруса» среди смерти, голода и тифа. Действие повести он перенёс в город Каперну, в названии которого литературоведы находили созвучие с евангельским городом Капернаумом. История любви Ассоль и Грея, их осуществившейся мечты, была основана на убеждении, высказанном Грином: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы сделать чудеса своими руками…»
Грин знал силу мечты и силу любви. Все его рассказы о любви заканчиваются одной фразой — "Они жили долго и умерли в один день". Самое главное — встретиться, найти друг друга.
В повести-сказке Александра Грина "Алые паруса" отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обывателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать, а отец ее начал зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей игрушек. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал ее характер.
Однажды Ассоль несла очередную корзину с игрушками Лонгрена в город и увидела в ней кораблик с алыми парусами. Играя, девочка опустила его в ручей, но игрушка начала уплывать от Ассоль, и она побежала за корабликом. В конце ручья она встретила старого собирателя песен Эгля. Тот поймал ее кораблик, и придумал девочке сказку: «Не знаю, сколько пройдет лет, - только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом»[12]. Эгль спросил, что бы Ассоль тогда делала? И она ответила: «Я бы его любила. Если он не дерется»[13].
А в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Все дети дразнили и обижали Ассоль, и тогда отец, утешая ее, говорил: «Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут», а девочка любила всех и все: и капернцев, и даже деревья в лесу. Ассоль росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков. Вполне закономерно, что реальный мир испугал ее. Убегая от него, пытаясь сохранить в своем сердце чувство прекрасного, она поверила в красивую сказку об алых парусах, рассказанную ей добрым человеком.
Этот добрый, но несчастный человек, несомненно, желал Ассоль добра, а обернулась его сказка страданиями для нее. И все же именно сказка помогла ей не опуститься в болото обывательской жизни.
Там, в этом болоте, жили люди, которым недоступна была мечта. Они готовы были издеваться над любым человеком, жившим, думавшим, чувствовавшим не так, как жили, думали и чувствовали они. Поэтому Ассоль, с ее прекрасным внутренним миром, с ее волшебной мечтой, они считали деревенской дурочкой. Мне кажется, эти люди были глубоко несчастны. Они ограниченно мыслили, чувствовали, сами желания их были ограниченными, но подсознательно они страдали от мысли, что им чего-то недостает. Это "что-то" не было пищей, кровом, хотя у многих даже это было не таким, как им бы хотелось, нет, это было духовной потребностью человека хоть изредка видеть прекрасное, соприкасаться с ним. Мне кажется, что эту потребность в человеке нельзя вытравить ничем.
И не преступление их, а несчастье в том, что они настолько огрубели душой, что не научились видеть прекрасное в мыслях, в чувствах. Они видели только грязный мир, жили в этой реальности. Ассоль же жила в другом, выдуманном мире, непонятном и потому не принимаемом обывателем. Столкнулись мечта и действительность. Это противоречие и сгубило Ассоль.
Конечно, очень хочется защитить такую нежную и хрупкую Ассоль. И в повести такой герой – Артур Грэй, такой же мечтатель по натуре, однако его фантазии в богатой семье не поддерживали.
Он живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения. А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах.
В библиотеке замка пейзаж какого-то знаменитого мариниста помог ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Там капитан Гоп сделал из Грэя настоящего капитана. В двадцать лет Грэй купил трехмачтовый галиот «Секрет» и плавал на нем четыре года. Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна. Вечером вместе с матросом Летикой Грэй отплыл на лодке на рыбалку. Утром он пошел побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку, а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на ее мизинец. Затем он расспросил о ней в капернском трактире. Ему рассказали, что Ассоль – полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами. Но Грэй влюбился с первого взгляда.
Он понял кое-что в этой необыкновенной девушке, что не видели другие. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но видела больший смысл совершенно другого характера, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных окружающим. Грэй долго искал нужный шелк для парусов. Он побывал в трех лавках, искал оттенок, который уже имел в голове. «В двух первых лавках ему показали шелка базарных цветов, предназначенные удовлетворить незатейливое тщеславие; в третьей он нашел образцы сложных эффектов»[14]. После долгих поисков нужного оттенка, Грэй наконец нашел ярко-алый шелк. По дороге к кораблю он встретил знакомого музыканта и попросил собрать оркестр на корабль. После всех приготовлений, шикарный корабль с алыми парусами приплыл за Ассоль.
Как будто две струны зазвучали вместе... Девушка была потрясена зрелищем: белый корабль с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка: "Я здесь! Вот я!" — закричит Ассоль и бросится бежать прямо по воде. Жители Каперны смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Все свершилось так, как предсказывал старик.
2.2. В чем секрет счастья современного человека?
Неожиданные и свежие метафоры Грина завораживают читателя, вводят его в фантастический сир, созданный им. Казалось бы, нехитрое повествование уводит читателя в красивую сказку. Но каждый понимает – надо только очень желать, чтобы она осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для ее воплощения в жизнь.
Чтение произведения «Алые паруса» - всегда встреча с прекрасным, воспитание духовности, открытие удивительного мира, в который так легко и органично вводит читателей Александр Грин. Его произведение постепенно раскрывает душу молодых героев. Не потому ли современная молодежь любит эту романтическую феерию? «Алые паруса» - это красивая сказка, но и реальный путь в ту волшебную страну, которая необходима каждому человеку.
Точно также каждому из нас необходимо ощущение счастья, ведь счастье — это наше естественное состояние. А в переводе с древнегреческого "счастье" – это судьба человека, которого оберегают боги. Люди верили: если человека охраняют боги, то он обязательно будет счастливым. Однако большинство людей убеждены, что им необходимо иметь определенные вещи, чтобы чувствовать себя счастливыми, умиротворенными. Мы с детства запрограммированы на веру в то, что счастье зависит от нашего успеха, банковского счета, мнения других людей о нас, величины наших материальных ценностей. Нет совершенно никаких сомнений в том, что материальное богатство способно сделать жизнь приятной, однако его отсутствие ни в коей мере не означает, что мы не можем быть счастливыми и ощущать внутренний покой.
А как же сегодня трактуется слово «счастье»? В большинстве учебников по психологии понятие «счастье» представлено, как «психологическое состояние человека, во время которого он чувствует удовлетворение своей жизнью». Самое интересное то, что современный человек никогда не чувствует себя абсолютно счастливым. Эмоцию, которую он испытывает почти всегда – это страх. Страх, что он никогда не сможет быть счастливым. И этот страх заставляет его искать это счастье с еще большим рвением.
Каждый человек имеет свое определение счастью. Критерии счастья могут быть совсем разные, но в большинстве случаев люди считают, что счастье это:
1. Семья;
2. Гармония;
3. Самореализация;
4. Любовь;
5. Финансовое благополучие;
6. Успех.
Я провела опрос среди обучающихся 1б класса и 6а класса с целью выявления их представления о счастье. Среди 22 человек 1 класса на первое место семью выдвинули 14 человек, причём двое из них написали не просто семья, а «здоровая семья», «любовь в семье», что несёт в себе более философский смысл. Трое учеников на первое место выдвинули маму, 1 ученик на первое месте поставил мир, что весьма актуально в наше время. Ещё 4 первоклассников пожелали здоровья и долголетия своей семье. Вот некоторые формулировки ответов детей: «Чтоб никто не болел», «Хочу, чтобы я не болел», «Долголетие», «Чтобы жили долго и счастливо». Были на 2 и 3 месте такие варианты ответа, как мир, семья, мама и папа, друзья, школа, танцы. Кроме того, первоклассники перечислили в своих ответах богатство, оценку, природу, жизнь, солнце, получение престижной работы и прочных знаний, успешное окончание школы, крепкая дружба, скорый День рождения. Были и смешные варианты ответа на вопрос «Что такое счастье?»: огород, еда.
Среди опрошенных 20 учеников 6а класса 16 человек, также как и первоклассники, на первое место выдвинули семью, двое учеников – жизнь и друзей. Но есть и люди, для которых счастье заключается в духовном развитии, личностном росте. Такой человек будет много читать, заниматься различными практиками, всячески повышать свою духовность. Отрадно, что среди обучающихся 6-го класса таких два человека. На второе и третье места шестиклассники поставили карьеру, богатство, друзья, здоровье, деньги, учебу, любовь, жизнь, благополучие. В ответах прозвучали самые интересные ответы это «взаимопонимание между родителями», «здоровая сестренка» и «счастье жить в России, а не в Америке».
Счастье – это самое главное наше желание. Некоторые хотят машину, квартиру, работу. Счастье – это то, чего мы хотим, но совсем не то, что нам действительно нужно. Можно еще долго перечислять, что люди понимают под словом счастье. Но главное здесь то, что у каждого оно свое.
Ещё К.Паустовский говорил:
«Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». Мечта, если в нее поверить, то есть отдать ей жизнь, что бы ни говорили "благоразумные" люди, становится могучей творящей силой.
А что же нам тогда необходимо? Все очень просто - нам нужно обрести нечто, что даст нам уверенность в завтрашнем дне, покой и понимание того, что происходит с нами. Нужно научиться понимать себя, чувствовать и жить здесь и сейчас. Осознавать, кто мы есть в этом мире и для чего пришли на эту планету. Научившись осознанию, мы наконец-то сможем получить свое счастье. И это счастье не будет зависеть от внешних факторов. Оно будет всегда с нами, и мы всегда сможем его почувствовать, стоит нам только захотеть.
Заключение
«Алые паруса» - это сказка о воплощенной в жизнь мечте, о том, как добрая воля человека превратила мечту о счастье в счастье реальное.
Ассоль и Грей искали счастье справедливость, свободу и нашли. Ведь, кто ищет и верит, тот всегда найдёт. Произведение Грина превосходно своим оптимизмом, непоколебимой верой в мечту, победой мечты над мещанской, обывательской средой. Превосходно тем, что вселяет надежду на жизнь в обществе людей, которые способны слышать и понимать друг друга. Ассоль, свыкшаяся с издевками и насмешками над собой, все-таки вылетела из того уродливого мира и уплыла к кораблю, доказав всем, что всякая мечта в состоянии воплотиться в жизнь, если сильно поверить в нее, не изменить ей, не усомниться в ней. И возможно, кто-нибудь от этого сделался намного лучше, благороднее, целомудреннее душою, кого в данной повести причислили к общественному "болоту" и кто выйдет из него для новейшей повести о воздушных замках.
Такие произведения, как «Алые паруса», учат верить в любовь, в счастье, в справедливость. Ведь стать счастливым можно, исполнив заветную мечту другого человека.
Список использованной литературы
Книги и журналы
Интернет-ресурсы
[1] Грин А. Собр. соч. в 6-ти томах, М., 1980.
[2] Канунова Ф.З. Из истории русской повести. Изд-во Томского Университета, 1967.
[3] Шубин Э.А. Современный русский рассказ: вопросы поэтики жанра. Наука, Ленинградское отделение, 1974.
[4] В. Баевский. Тридцать лекций о Золотом веке русской литературы. Изд-во СмолГУ, 2009. Стр. 31.
[5] А.С. Грин "Алые паруса". «Русская речь», 1960, №4.
[7] Варламова Л. М. Музеи Грина. Феодосия. Старый Крым: Путешествие в страну Гринландию. Симферополь, 2005.
[8] Гулев Н. О спорном в теории романтизма. "Русская литература", 1966. №1
[9] Грин. А.С. Собрание сочинений в шести томах. М.: Правда, 1965, т.3.
[10] Там же. С.65.
[11] Амлинский В. В тени парусов. К 100-летию со дня рождения А.Грина. "Новый мир", 1980. № 10.
[12] Грин. А.С. Собрание сочинений в шести томах. М.: Правда, 1965, т.3.
[13] Там же. С.48.
[14] Грин. А.С. Собрание сочинений в шести томах. М.: Правда, 1965, т.3.
Слайд 1
Секрет человеческого счастья (по повести А. С. Грина) Выполнила : Нурисламова Аделя, ученица 7 «Б» класса МОБУ «Гимназия №1» Учитель-консультант: Габдрахманова Л.М.Слайд 2
Цель научной работы – исследование неповторимой, волшебной и захватывающей атмосферы феерии Александра Грина, в которой сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо.
Слайд 3
Задачи: 1. Показать личность А.С.Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек способен творить чудеса своими руками. 2. Провести опрос среди учащихся младшего и среднего звена МОБУ «Гимназия №1» с целью узнать представление о счастье среди подрастающего поколения. 3. Побудить добрые чувства к людям и к жизни; бережного отношения к друг другу.
Слайд 4
А.С. Грин (1880-1932), настоящая фамилия Гриневский, русский прозаик, поэт. Родился 23 августа 1880г. в Слободской Вятской губернии. С детства любил книги о мореплавателях, путешествиях, мечтал уйти в море матросом.
Слайд 5
Александр Грин вспоминал :«Детство было не очень приятное. Маленького меня страшно баловали, а подросшего - за живость характера и озорство - преследовали всячески, включительно до жестоких побоев и порки. <...> Я рос без всякого воспитания». Александр Степанович и Вера Павловна (вторая справа) Гриневские в архангельской ссылке. Деревня Великий Двор близ города Пинега. Лето 1911г.
Слайд 6
«… Мне грезилось море, покрытое парусами»,- писал А.С. Грин Окончив в 1896 году четырехклассное училище, Александр с 20 рублями в кармане и советами «не пропасть» отправился в Одессу, мечтая сделаться моряком. Проголодав месяц в Одессе, он поступил учеником матроса на пароход «Платон», но через два рейса его высадили - у него не нашлось денег платить за еду. Пришлось работать чернорабочим, прежде чем ему повезло и его взяли матросом на «Цесаревич», на котором он совершил рейс в египетскую Александрию.
Слайд 7
Литературное наследие А.С. Грина
Слайд 8
В революционные годы он начинает писать повесть «Алые паруса», которая опубликована в 1923 году. Грин обдумывал и писал «Алые паруса» во времена болезни, голода и тифа. Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Достаточно сказать, что это история о чуде, которое два человека совершили друг для друга. А писатель для всех нас.
Слайд 9
Прообразом главной героини Ассоль стала жена писателя – Нина Николаевна
Слайд 10
Прообразом города Каперна стал библейский город Капернаум
Слайд 11
« Благодаря Ассоль, я поняла одну нехитрую истину: « Чудеса надо делать своими руками». Если душа человека жаждет чуда - сделай ему это чудо. Новая душа будет у Него, и новая у тебя!»
Слайд 12
Ассоль и обыватели
Слайд 13
Лонгрен, бывший матрос Ориона, один воспитывал свою дочь
Слайд 14
ФИЛЬМ
Слайд 15
Эгль, известный собиратель песен и легенд, предсказал Ассоль, что однажды за ней приедет волшебный корабль под алыми парусами. Управлять судном будет прекрасный принц, который подарит ей любовь и счастье.
Слайд 16
В Каперне жили люди, которым недоступна была мечта
Слайд 17
Эти люди были глубоко несчастны.
Слайд 18
Волшебный мир Ассоль
Слайд 19
Маленький Артур Грей с детства мечтал стать капитаном и управлять судном
Слайд 20
Наперекор семье Грей становится моряком и плавает по миру.
Слайд 21
И будто две струны зазвучали вместе….
Слайд 22
Ассоль уплыла на корабле с Греем, доказав всем, что всякая мечта в состоянии воплотиться в жизнь, если в неё сильно поверить и не изменить ей.
Слайд 23
А что такое СЧАСТЬЕ ?
Слайд 26
Счастье достается тому, кто много трудится. (Леонардо да Винчи) Хочешь быть счастливым- будь им! ( К. Прутков) Счастье - побочный продукт усилия сделать счастливым кого- то ещё. (Г. Палмер)
Слайд 27
ВЕРЬТЕ В МЕЧТУ!
Слайд 28
Спасибо за внимание!
Отчего синичка развеселилась
Как нарисовать лимон акварелью
Карты планет и спутников Солнечной системы
Пчёлки на разведках
Тигрёнок на подсолнухе
Комментарии
"Алые паруса" как предмет исследования
Данная работа была представлена на городском этапе НПК в 2014-2015 учебном году.
"Алые паруса" как предмет исследования
Данная работа была представлена на городском этапе НПК в 2014-2015 учебном году.