ЧЧто в имени тебе моём?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
АА.С. Пушкин
«Что в имени тебе моем?»- грустит поэт. Вроде бы, действительно, ничего особенного оно не значит и быстро забудется. Но … лишь благодаря ИМЕНИ человека память о нем живет в сердцах людей – его современников и потомков…В своей работе я хочу рассказать об интересном, увлекательном, а порой загадочном, таинственном мире имен .
Цель нашего исследования – знакомство с происхождением своего имени и имён своих одноклассников, выяснение их значений.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. научиться находить и отбирать необходимую информацию, используя различные источники;
2. познакомиться с семейными, историческими, культурными традициями, связанными с личными именами;
3. совершенствовать умения создавать собственный текст на определенную тему, учитывая цель, адресат, особенности жанра.
Вложение | Размер |
---|---|
lukina_anya_5b.doc | 121 КБ |
Министерство образования Республика Башкортостан
городского округа город Нефтекамск
МОБУ «Гимназия №1»
Исследовательская работа
на тему:
«Что в имени тебе моем?»
(на материале имен обучающихся 5-х классов)
Выполнила: ученица 5 «Б» класса МОБУ
«Гимназия №1»
Лукина Анна
Научный руководитель: учитель
русского языка и литературы
Габдрахманова Л.М.
Нефтекамск
2012 г.
Введение
ЧЧто в имени тебе моём?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
АА.С. Пушкин
«Что в имени тебе моем?»- грустит поэт. Вроде бы, действительно, ничего особенного оно не значит и быстро забудется. Но … лишь благодаря ИМЕНИ человека память о нем живет в сердцах людей – его современников и потомков…В своей работе я хочу рассказать об интересном, увлекательном, а порой загадочном, таинственном мире имен .
Тема нашей работы так и звучит: «Что в имени тебе моём?»
Цель нашего исследования – знакомство с происхождением своего имени и имён своих одноклассников, выяснение их значений.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
Предмет нашего исследования – имя, как основное понятие ономастики.
Объект исследования – имя одноклассников, его происхождение и значение.
Этапы работы можно разделить на 3 периода:
Октябрь 2012:
Ноябрь 2012:
Декабрь 2012:
Обозначенные цели и задачи определили структуру данного исследования.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Оглавление
Глава 1. История русских имен
1.3 Модные имена и их толкования
Глава 2. Значение имени в современной жизни
2.2 Интересные имена, их происхождение и значение
Заключение
Приложение
Глава 1 История русских имен
1.1 Имя как объект ономастики: происхождение и зарождение
Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные имена.
Для того чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определенные культурно-исторические условия. Поэтому многие имена несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.
До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.
Древнерусские имена представляют огромный интерес. Они раскрывают богатство русского народного языка, показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, его доброту и общительность, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков.
Раннеславянский тотемизм – верование в божественность отдельных растений и животных, очевидно, преимущественно тех, которые играли особую роль в жизни наших предков. Прямых свидетельств этой стороны их духовной жизни не сохранилось; имена должны помочь изучению этого исторического факта.
История каждого имени складывалась по-особому. Одни имена прожили долгую, сложную жизнь, прежде чем дошли до нашего времени, другие появились совсем недавно. Колоссальное количество имен русских людей известно нам только по памятникам письменности: они исчезали, прожив века, или, напротив, просуществовав очень недолго, встречаясь в единичных случаях.
В течение многих веков детей по традиции называли в честь предков (отцов, дедов и прадедов), в связи с какими-то бытовыми или религиозными событиями, повторявшимися в различные времена. И поэтому одни и те же имена передавались из поколения в поколение, первоначальная причина их появления постепенно забывалась, они утрачивали свое прежнее значение. Но, изучая такие имена и сопоставляя их с нарицательными существительными современного и древнерусского языка, нередко можно восстановить, хотя бы предположительно, почему они некогда появились на свет. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.
Таким образом, личное имя (в древнерусском языке также – рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.
Много веков назад, когда наши предки еще поклонялись языческим богам – Перуну, Яровиту, Зимцерле, - никто над людскими именами не мудрствовал. Какое слово на ум взойдет, тем и награждали младенца. Так появились Волк, Овраг, Добрыня, Долгой, Кислица, Неудача, Голохребетник, Лубяная Сабля, Неумывака, Осетр, Журавль, Язык, Мошна и т. д.
Наука об именах собственных называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом «онома» – имя.
Слово «имя» – очень древнее, и этимология его неясна. Но некоторые ученые сближают его с древнерусским «имъти» – «иметь», «считать», «принимать за кого-либо или за что-либо». И это не случайно, потому что слово это имеет множество «родственников» в языке. Другие возводят слово к общеславянскому и сравнивают его с древнеиндийским – «отделяет», т.е. имя даётся для того, что бы отличать людей друг от друга.
Рождение человека всегда связано с важным событием в его жизни – присвоением ему имени. Какое имя дать ребёнку – вопрос, который и сегодня волнует родителей. А вот что говорит об именах наука.
Имя – личное, собственное присваивается ребёнку при регистрации его рождения.
Одним из разделов этой науки, изучающим имена людей, является антропонимика (от греч. антропос – человек).
1.2 Имена и их группы
Все имена делятся на несколько основных групп по происхождению: тюркские, арабские, еврейские, славянские, греческие.
Хорошо известно, что имена у людей были уже в первобытном обществе. Тогда людей называли по внешнему виду, физическим недостаткам (Малюта, Чернавка, Толстун), по свойствам характера (Молчан, Хвастун, Смеяна), по роду занятий (Гончар, Коновал, Кузнец), по названию животных, растений, птиц (Заяц, Щука, Пырей). Имена людей – часть истории народов. В них отражается быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем. Таким образом, личное имя – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
В истории русских личных имён выделяются три этапа:
До введения на Руси христианства, личные имена были ничем иным, как прозваниями, данными по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.
Первые годы после Октябрьской революции основной массе рождавшихся давали старые имена. После окончания гражданской войны произошли перемены – реже стали устраивать церковные свадьбы, осуществляли положенную гражданскую регистрацию новорождённых.
Поскольку существуют многочисленные варианты одних и тех же имен, то необходимо различать официальные и неофициальные формы именования людей. В русском языке варьировались практически все формы имен, и церковные, и светские, однако светские – значительно более широком диапазоне. При крещении имя ребенка записывали в книгу регистраций ( такие книги велись во всех церквях). При этом обычно следовали орфографии того календаря или какой- либо другой богослужебной книги, которая имелась в данной церкви. При получении метрики или справки о рождении (а их выдавала не церковь, а специальное гражданские учреждения- в городах консистории, в деревнях – волостной писарь) имя переписывалось не буква в букву, а чаще всего так, как писали или просили родители или как считал нужным писарь. Серьезного юридического значения расхождению записи имени в церковной книге и метрике не придавалось; основным вариантом все равно был церковный, и написание имени можно было дополнительно проверить по дате рождения именуемого и соотносившемуся с ней дню ангела.
Поскольку раньше документы ( паспорт, метрику. справку, запись о крещении и т. п.) попадали разные варианты имен (и в церковной, и в их светской форме), все они могут называться паспортными, официальными, документальными, не смотря на ряд орфографических и произносительных отличий. В народных говорах многие имена подвергались существенным переделкам ( Евдокия- Евдокея- Авдотья через неустойчивый вариант Авдокья), но как в документальные записи попадали и эти формы их так же приходится считать официальными. В неофициальных ситуациях- дома, в кругу друзей. Людей называют неофициальными сокращенными формами имен. Они сложились в быту для повседневного употребления, так как полные имена бывают иногда громоздкими и неудобными при общении в семье, и особенно среди детей и подростков ( екатерина- Катя, мария – Маша и т. д. ).
Князь Иван Михайлович Долгоруков среди других московских вельмож ХIХ века выделялся своими талантами. Он был одарённым поэтом, прекрасным актёром и время от времени играл в домашних театрах. Но имелась у него в характере одна странность…
По прихоти отца, трое детей князя имели по два имени: одно давалось при крещении, а другое им дал сам отец – этим именем их и называли. Так, Рафаила называли Михайлой, Антонину – Варварой, Евгению – Натальей.
Большинство русских людей носили и носят старые традиционные календарные русские имена. Среди них есть широко известные, а есть и редкие, малознакомые. Календарными они называются потому, что в прошлом их включали в календари: церковные (святцы, месяцесловы, минеи) и гражданские. Личные имена в церковных календарях были собраны христианской церковью еще в начале нашей эры. Это имена людей различных древних народов, погибших мученической смертью за христианскую веру и причисленных церковью к лику святых. Ребенка крестили и нарекали одним из таких имен в соответствии с календарем (считалось, что так устанавливалась его духовная связь с его небесным заступником, имя которого он получает, а образ жизни, характер, поведение в трудных обстоятельствах в дальнейшем берет за образец).
Мужские календарные имена: Александр, Алексей, Борис, Анатолий, Андрей,
Вадим, Валентин, Валерий. Василий, Виктор, Владислав.
Женские календарные имена: Александра, Алла, Анастасия , Антонина, Валентина , Варвара, Виктория, Галина, Евгения, Евдокия, Екатерина, Елена.
Тюркские имена.
Многие тюркские имена связаны именно с восприятием древними жителями (в частности, тюрками) окружающей действительности. В основном это одухотворение сил природы. В пример можно привести имена Чулпан, что значит «планета Венера», Айбика — «Луна-хозяйка», Иолдыз, что значит «звезда»; Кояш — «Солнце», Айсылу — «Луна-красавица», Айбулат — «Луна-сталь». Имена могут обозначать и радость родителей или же их пожелания детям. К примеру, имя Тансык значит «желанный» или «редкостный», Свендек или Куандык — «обрадовались», Улмас — «не умрет», Торсын — «пусть живет», Алмас — «не возьмет», Талмас — «не устанет».
Тюркские народы считали, что выбирая имя, они выбирают судьбу, которая будет частью сущности, души человека. Имя служило своего рода талисманом, охранной грамотой от бога; считалось, что личные имена имеют свою душу. Поэтому многие имена людей попадали под табу, слово, совпадающее с именем, должно было заменяться синонимом.
В тюркских именах обширный раздел имеет «звериную» семантику: «Аслан»-лев, «Каплан»-тигр, «Барс»-леопард, снежный барс, «Бури, Курт»-волк, «Айю»-медведь, «Лачин»-сокол, «Баркут»-беркут, «Кундуз»-выдра, «Буга»-бык, «Домбай»-зубр и т. д. Звериные имена у тюрок не были случайностью, они считали, что носители подобных имен будут иметь качества этих животных. Часто ребенка нарекали в честь тотемного животного племени или рода.
Многочисленный пласт составляют имена, как правило, заканчивающиеся титулами: хан, кан, бий, бек, тегин, тархан, шад, джабагу.
С принятием ислама многие тюркские имена были вытеснены арабскими.
Еврейские имена.
Еврейские имена весьма многозначны, и сами евреи истинно верят, что правильно подобранное имя ребенку дает помощь всех его прежних носителей. К примеру, мальчик нареченный имени Авраам, будет пользоватся всю свою жизнь помощью его знаменитых праотцов.
Принято считать, что еврейские имена - это имена, происхождение которых связано с древнееврейскими источниками, идишем, ивритом и другими языками. Львиную долю из них можно найти в Ветхом Завете, различных толкованиях Библии, но только ими еврейский именослов не ограничивается. Представители этого народа нередко заимствовали чужие имена, и такая традиция возникла в те давние времена, когда Талмуд и Библия еще не набрали веса, авторитетности, какие они имеют сейчас. Процесс заимствования евреями имен продолжается в настоящее время, и связано это с национальными традициями имянаречения. Так, младенец мужского пола после рождения получает основное имя, источником которого чаще всего является Талмуд или еврейская Библия. Его предназначение связано с культовыми отправлениями, например, упоминанием в молитвах, вызыванием в синагоге. Еврейские дети часто получают имена уважаемых старших родственников: считается, что это обеспечивает им защиту и обладание лучшими человеческими качествами предка.
Если же обратиться к современной эпохе, то по аналогии с влиянием церкви на имена в прошлом, сегодня такое влияние оказывает мода на имена. Трудно сказать, каковы истоки происхождения некоторых тенденций, но мода на те или иные имена вдруг делает их популярными в тот или иной период истории. Например, Кристин или Ян в православной России практически не встречалось. Зато к концу 20- го века их стало достаточно много, тогда как о Прохорах и Савелиях стали забывать. Периодически возникает мода на имена: Елизавета, Дарья, Анастасия, иногда мода возвращает нам старинные имена, редко употребляемые при советской власти: Матвей. Данил, Никита. Но, сколько бы не менялась мода, некоторые имена сохраняются веками, они вошли в уже традиционные русские имена, которые, если и уступают место « самым модным», то ненадолго, храня в себе русскую историю и тайну. Александр, Сергей, Михаил, Екатерина, Ольга, Татьяна- список будет достаточно длинным…
Новое имятворчество началось в нашей стране стразу же после Октябрьской революции, когда произошло отделение церкви от государства и родители получили право называть ребенка как угодно, минуя церковные каноны. Это напоминало реку, которая вышла из берегов, прорвала все сдерживающие плотины и бушевала в веселом весеннем половодье.
В создаваемых именах люди стремились отразить революционные события: распространенными были имена, созданные по названию революционных месяцев: Ноябрь, Октябрь, Май, Ноябрина, Октябрина, Майя. Популярными были имена, возникшие в результате разного рода сокращений: Ревдит (революционное дитя),
по первым буквам слов – Ким (Коммунистический Интернационал молодежи), Ор (Октябрьская революция),
по первым слогам – Красарма (Красная Армия), Донара (дочь народа). Возникали имена и из усеченных слов: Рев – революция, Люция – революция, Энгель – Энгельс.
Многие имена перекликаются с именами и фамилиями вождей революции: Вилен, Владлен, Нинель (читай с конца), Будёна. В ряде имен запечатлены первые этапы индустриализации: Мартен, Трактор, Смычка, Рэм (революция, электрофикация, машиностроение); приметы новой действительности: Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике), Мюда (международный юношеский день).
Среди новых антропонимов оказались имена, образованные от нарицательных существительных без всяких грамматических изменений этих слов, без специальных суффиксов или окончаний: Звезда, Ракета, Искра, Победа, Революция, Поэма, Новелла, Заря, Воля, Лира, Свобода, Эра, Труд, Мир, Гений, Радий и др. Такой способ образования имен был известен еще в древнерусский период. С появлением календарных имен он постепенно исчезает, после революции возрождается снова. Но теперь лексика для имен используется особая. Уже нет имен, данных по названиям зверей, птиц, рыб (Заяц, Ворон, Ерш). Чаще всего для имен берут отвлеченные существительные, по значению связанные с революцией, со строительством социалистического общества. Революция—смена мировоззрения. Многое могут сказать, например, имена, которые появились в России после октября 1917 года:
Вектор — великий коммунизм торжествует
Вилюр - Владимир Ильич любит Россию
Дележ - дело Ленина живёт
Изиль — исполняй заветы Ильича
Лентрош- Ленин, Троцкий, Шаумян
Оюшминальда—Отто Юрьевич Шмидт на льдине
Порес— помни решения съезда
Статор — Сталин торжествует
Тамил — тактика Маркса и Ленина
Ясленик - я с Лениным и Крупской
Если новые имена по форме были похожими на старые, легко входили в систему склонения, они могли утвердиться в языке, но если нет, с ними проходилось расстаться. К мужским именам русский язык предъявлял еще большие требования: они должны были образовывать отчество, то есть оканчиваться на –вич и –вн(а). От имен, которые выглядели чужаками в системе отчеств, приходилось отказываться.
В 20-е годы, когда происходила коренная ломка многих старых представлений, значительные изменения претерпел и традиционный русский именослов (с 1924 года Государственное издательство (ГИЗ) публиковало личные имена (старые календарные, иноязычные заимствования, а также древнерусские) в отрывных и настольных календарях, которые издавались массовыми тиражами.). В него вошли имена революционеров и мыслителей предыдущих эпох: Жанна – в честь французской народной героини Жанны д’Арк, Марат – в честь Жана Поля Марата, деятеля французской буржуазной революции конца XVIII века, одного из главных вдохновителей ее прогрессивного крыла – якобинцев; Инесса – в честь видного деятеля международного коммунистического движения Инессы Арманд; Артур и Джемма – имена героев романа Войнич «Овод», посвященного национально-освободительной борьбе в Италии первой половины XIX века; Спартак – в честь предводителя римских рабов, восставших в 74-71 годах до н. э., и другие имена героических личностей, известных из истории и литературы.
В 20-30-е годы ХХ века распространяются многие из таких новых заимствований: Роза, Ядвига, Грета, Жанна, Луиза, Адольф, Гарри, Георг, Жорж – фиксируются в эти годы как полные официальные имена. Это и понятно: началась новая жизнь, родителям хотелось, чтобы судьба их детей, родившихся при Советской власти, была во всем не похожа на трудные судьбы людей до революции. Хотелось, чтобы жизнь была красивой, и имена детям старались давать красивые, не похожие на старые, надоевшие, из святцев. Заимствованные имена распространялись с помощью литературных произведений и театральных постановок.
Наука, исследующая историю имен, их происхождение, эволюцию и значение, называется «антропонимика». В ней работают психологи, историки, астрологи, богословы и филологи. Они изучают связь между именем и личностью. Эта связь непроста и нередко даже загадочна.
К сожалению, древнерусские письменные памятники, являющиеся основным источником изучения антропонимии, зафиксировали ее начиная только с XI века, то есть в то время, когда на Руси уже было принято христианство, а вместе с ним хлынули из Византии христианские, или, как их называют, календарные, имена – древнегреческие, латинские, древнееврейские, арамейские, древнеперсидские, древнеегипетские по происхождению, непонятные и непривычные для русского человека, но обязательные при крещении.
В истории русских личных имен выделяются три этапа – дохристианский, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка; период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности; и новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.
Глава 2. Значение имени в современной жизни
Загадочна, необъяснима власть имени. Одни имена на десятилетия, а то и на века предаются забвению, погружаясь на дно реки Времен, другие всплывают из ее темных роковых глубин. А как же в современной жизни, знаем ли мы, что означают наши имена? В честь кого называют теперь детей?
2.1 Результаты анкетирования
В параллели 5-х классов мною был проведен опрос. Ребята отвечали на следующие вопросы:
1.Знаешь ли ты значение своего имени?
2.Знаешь ли ты происхождение своего имени?
3. В честь кого тебя назвали твои родители?
4. Нравится ли тебе твое имя?
Оказалось, значение своего имени знает - 31 человек, происхождение имени – 34 человека.
Это больше половины всех опрошенных (54 человека).
32 человека не знают в честь кого получили свои имена или ответили «просто так», 8 человек назвали в честь родственников ( чаще всего бабушек и дедушек), в честь святых или богов получили имена 4 человека, в честь известных людей ( артистов, спортсменов) 4 человека
Среди нашей параллели есть ребята с необычными именами. Их имена вы можете увидеть на экране:
Герда – (греч.) «защитница»
Вилада – (тат.) «рождение, появление на свет»
Айсылу – (бул.-тат.) «лунная красавица»
Роберт – (герм.) «неувядающая слава»
Тагир – (тат.) «чистый»
Лада – (слав.) «милая»
Ангелина – (греч.) «ангельская»
Илюза – (тат.) «центр Вселенной»
Рифат – (араб.) «высоко стоящий»
Нурия – (тюрк.) «луч солнца»
Заключение
Каждый день мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки имен и фамилий наших друзей, родственников, одноклассников или совсем незнакомых людей. Это связано с важнейшей социальной функцией имен и фамилий. В исследовании мы приоткрыли страницу истории России и узнали факты о происхождении имен обучающихся 5-х классов МОБУ «Гимназия №1».
В процессе работы мы познакомились с разными этапами именований русских людей: узнали, какой долгой и сложной жизнью жили имена, прозвища, прежде, чем они дошли до нас; как много тайн связано с их происхождением и существованием; как история происхождения имен помогает в изучении истории нашей страны, истории русского языка.
Как известно, имена – часть истории не только народа, но и семьи. Идет по жизненной стезе человек: радуется, печалится, хитрит, геройствует, злодействует, кается – всякое случается на долгом веку. Но вот кончен его земной срок. Тело истлевает в земле или испепеляется в огне, душа рассеивается по Вселенной. А имя? Имя дремлет, как птица, в родовом гнезде, терпеливо дожидаясь избранника-младенца. Вот он явился на свет Божий, оповестил о своем приходе отчаянным криком – и птица-имя слетает в его колыбель, обнимает избранника крыльями на целую жизнь, как обнимает Луна своим таинственным светом Землю.иВ именах отражаются верования, чаяния, традиции, быт и характер людей. Велика роль имени в жизни человека. Оно с ним рождается. Оно умирает, чтобы возродиться вновь.
Факты происхождения некоторых имен мы изложили в Приложении.
Природные и исторические памятники остались нам в наследство от предков, и их дальнейшая судьба определяется нашим к ним отношением. Нам нужно сберечь накопленные поколениями людей материальные и духовные ценности. А русские фамилии и имена – это энциклопедия русского быта, истории, этнографии.
Связь между личностью и именем огромна и загадочна. Имя – характер – судьба! – эта триада имеет не только земное, но и космическое начало, ибо связана со временем и пространством. Не случайно у каждого имени есть свой знак Зодиака и своя Планета. И даже свое определенное числовое выражение! Пока будет жива Земля, будут жить человеческие имена.
Самыми популярными именами в этом году признаны Тимур, Амир, Артем и Кирилл. Девочек чаще всего называли Дарьей, Самирой, Ариной и Камиллой. В числе редких мужских имен такие как Ясин, Яромир, Эрик, и даже ставшее редким такое имя как Юрий. Так же в Нефтекамске появились девочки с такими именами как Ясмина, Ясмин, Янина и Эрика.
Список использованной литературы
Книги и журналы
Интернет-источники
Как нарисовать лимон акварелью
Повезло! Стихи о счастливой семье
Снежная книга
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Именинный пирог