Исследовательский проект по литературе "Тема Родины в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". В основу исследования положен анализ художественного произведения. Цель работы: исследовать приёмы изображения темы Родины в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект по литературе | 537.5 КБ |
Районная научно - практическая конференция школьников
«Поиск. Исследование. Открытие»
- 2015-
Аннотация.
Изучение повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» актуально в наше время, поскольку в ней говорится о вечных, непреходящих духовных ценностях в человеческой жизни: о служении Родине, верности своему долгу, о чести. О взаимоотношениях России и Украины сейчас говорит весь мир. Во времена написания Гоголем данного произведения защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.
Данная работа посвящена исследованию темы Родины в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В основу исследования положен художественный анализ произведения Н.В. Гоголя .
Работа состоит из двух основных частей, а так же введения и заключения. В 1 части изучается теоретический материал по теме исследования, во 2 части проводится художественный анализ приёмов раскрытия темы Родины в повести. Во введении определяются цели , задачи , объект, предмет и методы исследования. В заключении делаются выводы по проделанной работе. В приложениях содержится иллюстрированный материал по теме исследования.
Проведённое исследование помогло укрепить веру в единение украинского и русского народа, веру в истинных патриотов и защитников своей Родины, каким был главный герой повести Тарас Бульба.
Оглавление.
Введение. | 1 |
Глава 1. Методы и приёмы раскрытия темы Родины в художественных произведениях | 2 |
Глава 2. Роль художественных методов и приёмов в раскрытии темы Родины в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 4 |
Заключение. | 9 |
Список использованных источников информации. | 10 |
Приложение 1. | 11 |
Приложение 2. | 12 |
Приложение 3. | 13 |
Введение.
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому. Это мечта писателя о жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.
Н.В.Гоголь испытывал очень теплые чувства по отношению к своей Родине Украине. Хотя его считают русским писателем, он сам причислял себя к писателям украинским. Также у Гоголя было много талантов, но основным его даром была конечно проза.
Актуальность темы. В связи с недостаточной изученностью темы патриотизма в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», исследование видится очень актуальным в настоящее время. Так же тема исследования обусловлена возросшим в последнее время интересом к событиям, происходящим на Украине.В настоящее время в РФ и на Украине у многих граждан недостаточно развито чувство патриотизма к Родине. Мы попытаемся, анализируя повесть классика Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", показать, что патриотизм просто необходим гражданам нашей страны, а так же заполнить данный пробел в научных исследованиях литературного характера.
Цель: исследовать приёмы изображения темы Родины в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Задачи:
Объектом нашего исследования стала повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Предметом исследования являются методы и приёмы раскрытия темы Родины в повести.
Методы исследования: анализ текста повести, художественное обоснование.
Практическая значимость работы:
Работа носит как теоретический, так и прикладной характер, данные исследования можно использовать на уроках литературы при изучении творчества Н.В. Гоголя и уроках, на которых рассматривается тема Родины, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках истории.
Глава 1. Методы и приёмы раскрытия темы Родины в художественных произведениях.
Жанр произведения. Героическая повесть
Повесть - эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.
Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели - защиты родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой-то общей идеи справедливости.
Слово «героический» соотносят с действиями, выдающимися по своему общественному значению, отвечающими интереса многих людей и требующими от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.
Героический характер, как и героическая тема, является одним из основных мотивов в мировой литературе.
Героический характер относится к людям, которые осуществляли общенациональные задачи и посвящали свою жизнь борьбе за независимость. Первоначально героическим характером в литературе обладали воины и защитники своих земель.
Героический характер всегда основан на борьбе, которую ведет персонаж. Он постоянно сталкивается с препятствиями, которые могут быть и внешними обстоятельствами, и внутренними сомнениями и страхами. Важно отметить, что борьба осуществляется во имя какой-то цели или против чего-то. В основном, это борьба за справедливость и свободу, и борьба против мирового зла.
В этом и заключается высшее проявление героического характера в литературе. Зачастую герой такого характера разрушает стереотипы и старое мировоззрение, и преподносит новую систему ценностей миру.
Поэтому главными чертами героического характера считаются мужество, бесстрашие, смелость и ум, самоотверженность и высокий духовный уровень развития.
Монолог. Монолог можно определить как компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или к другим. Монолог- это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная (в отличие от диалога) на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.
Речевые типы монологов выделяются в зависимости от присущих им функций:
Монологи в художественных произведениях используются для:
События, о которых повествует говорящий в своём монологе, являются для него эмоционально важными.
Пейзаж- описание картин природы в художественном произведении.
В литературных произведениях пейзаж – мощное средство выразительности.
Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями:
Пейзаж может играть в произведении различную роль: то он служит одним из дополнительных средств для характеристики героя, то отражает настроение писателя, то является фоном, обстановкой, необходимой для понимания сюжета. Понимание роли картин природы в произведении связано с пониманием его идеи и композиции, отношения писателя к жизни и героям, с осознанием своеобразия художественной формы и языка.
Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.
Глава 2. Роль художественных методов и приёмов в раскрытии темы Родины в повести
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
1.«Поэмой о любви к Родине» назвал повесть Н. В. Гоголя В. Г. Белинский. (1)
Повесть "Тарас Бульба" - одно из самых лучших и интересных произведений Н.В.Гоголя. Почему «Тарас Бульба» можно назвать героической повестью?
Вот как в повести Гоголь показывает гибель героя:
«-Прощайте товарищи!..Что взяли, чёртовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придёт время, узнает вы, что такое православная русская вера! Уж и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!!...
А огонь уже подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву….Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая пересилила бы русскую силу!» (2)(стр 164)
Именно поэтому повесть «Тарас Бульба»-героическая. Она о героях, о защитниках веры и своей земли.
2.В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских “рыцарей”. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства.
Кем же был Тарас Бульба??
«Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава… Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне…Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником Православия.» (стр 22)
Прическа, одежда, обувь были у Тараса как у других запорожцев, да и мало внимания он уделял своей внешности.Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней -умом, волей, силой.Он грузен, сед, очень силен ( то есть мускулист), выражение лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары шириной в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках - трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой. (Рисунок .Приложение1)
Тарас Бульба, как и его товарищи, смысл своей жизни видел в борьбе за независимость родины, поэтому пренебрежительно относился к оседлой домашней жизни и ко всем занятиям, не имеющим отношения к военной службе. Решение Тараса вести сыновей в Запорожскую Сечь продиктовано не только его упрямством и запальчивостью, но и твердой убежденностью, что лишь в Запорожье - настоящая воинская школа и наука, только там можно стать рыцарем, настоящим воином.
Тарас показан в этом эпизоде, с одной стороны, как человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца, но с другой стороны, - это воин, «рыцарь», которому нет другой жизни, кроме битвы, схватки, поэтому он не только мечтает, чтобы сыновья были такими же, но и сам рвется в дорогому для него миру, едет в Запорожскую Сечь.Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах.
Тарас Бульба не только полковник, но и отец. Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.
Сцена убийства Андрия:
«- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!- сказал Тарас и , отступивши шаг назад, снял с плеча ружьё….Тарас выстрелил…..Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп.- Чем был не казак?- сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал! Пропал бесславно, как подлая собака!» (стр 132)
Гибель Андрия, являющаяся нравственным возмездием за его отступничество и измену, еще более подчеркивает величие главной темы повести «Тарас Бульба» — это служение родине. Быть может, в то суровое время гибель Андрия от рук отца была необходима и оправданна.
Сцена казни Остапа:
«Что почувствовал старый Тарас, когда увиде своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его…..
Остап выносил терзания и пытки, как исполин….. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, одобрительно только говорил:- Добре, сынку, добре!..» (стр154-156)(Видеофрагмент 1)
Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. С этого момента не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце.
В последних главах повести описывается трагедия Тараса. Изменилось и выражение его лица:
«...три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него». (стр 138)
Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превращается под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс. Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.
Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа.(Рисунок.Приложение 2)
Таким образом, мы видим, что перед нами героический характер. Тарас Бульба мужественен и бесстрашен. Он провёл свою жизнь в борьбе, защищая свою веру и Родину
3.Великим мастером русского языка называют Н.В.Гоголя.
В повести «Тарас Бульба» Гоголь сумел создать незабываемые образы героев, сумел передать их чувства ярко, живо.
Чтобы показать бескорыстную любовь к своей земле и вере главный герой
произносит знаменитую речь о товариществе:
«Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство, вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек…Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей» (стр 119)
(Видеофрагмент 2)
Во фразе «нет уз святее товарищества» заключена основная мысль.
Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей, говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент.
Этот монолог героя свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.
Речь Тараса побуждает других действовать.Много обращений. Восклицательные интонации выражают глубину чувств Тараса. Это речь лидера.
Единение Тараса с казаками проявляется в борьбе за родину.
Этот пример показывает важную композиционно-эстетическую роль монологов в составе художественного произведения. В монологе героя не только передаются его собственные размышления, переживания, но и нередко в нем заключены важные, ключевые для произведения идеи.
4.В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках.
Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу.
Вот какой мы увидели степь в описании автора:
«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнююНовороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…
Чёрт возьми , степи, как вы хороши! » (стр34)
Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной.
В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.
Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев.
Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад» .(стр 27)(Рисунок. Приложение 3)
Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.
Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.
Рассмотрим ещё один пример:
При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка.
«А между тем что- то величественное и грозное примешалось к красоте июльской ночи….Чисто и прозрачно было в воздухе;, густота звёзд, составлявшая Млечный Путь и поясом переходившая по небу, вся была залита светом.»(стр68-69)
«Какая-то духота на сердце» , которую чувствует юноша, сопоставленаГоголем с картиной июльской ночи.
Таким образом, мы видим, что пейзаж в данном произведении помогает выразить душевные переживания героев, а так же подчеркивает идейный смысл повести- горячую любовь к писателя к своей Родине.
Заключение.
Нелегкий путь прошла Россия и русский народ. И этот путь вместе с ним проходила литература, по-разному, но всегда с горячей любовью его осмысляя. Чувство патриотизма, любви к своему народу — не только одно из древнейших, но и едва ли не самое священное и бескорыстное чувство человека.
Гоголь мечтал о сильном героическом характере.
«Тарас Бульба» — одно из самых совершенных творений Гоголя. Оно стоило писателю колоссального труда. Много времени положил он на ознакомление с историческими источниками. Гоголь считал необходимым изучить эпоху, которой посвящена его повесть.
Проведенный нами анализ методов и приёмов выражения идейного замысла поможет оценить мастерство Н.В.Гоголя по достоинству.
Считаю что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Мы установили и подтвердили примерами, что рассмотренные художественные методы и приёмы в повести помогают автору не только выразить свою горячую любовь к Родине , но и создать образы защитников русской земли, как образы богатырей.
В сложное мы живем время, и именно сейчас, как никогда, актуально обращение к Гоголю, к его любви к своему родному украинскому народу, к своей обожаемой им Украине – Руси. Нам только еще бы немножко поучиться надо той любви к родине – бескорыстной, жертвенной – которую пробуждал в своем народе Гоголь – великий патриот Украины.
Список использованных источников информации.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Галка в чужих перьях
Цветок или сорняк?
Этот древний-древний-древний мир!
Юрий Визбор. Милая моя
Сила слова