Тема. Жила-была сказка
Цель: проанализировать, когда и как создавалась сказка, сделать вывод о её сущности.
Для достижения поставленной цели исследовательской работы, мне пришлось решить ряд задач:
- найти в дополнительной литературе и изучить определение сказки;
- выявить классификацию сказок;
-прочитать волшебные сказки и проанализировать их;
- заинтересовать учеников класса чтением волшебных сказок;
-провести анкетирование по теме работы среди учеников своего класса;
-сочинить самому сказку;
-сделать выводы.
Объект исследования: главный герой сказки, основные атрибуты сказки, особенности волшебной сказки.
Предмет исследования:
Русские народные сказки.
Гипотеза: предположим, что сказка возникла так давно, когда ещё не было создано государство, люди жили племенами, и рассказывали сказку с целью развлечения.
Методы исследования. Размышления, чтение книг, анкетирование, анализ результатов
Вложение | Размер |
---|---|
zhila_byla_skazka.ppt | 1.01 МБ |
Слайд 1
«Жила – была сказка»Слайд 2
Актуальность Сказка - это очень ёмкое и глубокое литературное произведение, неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей, это тот жанр, который необходимо изучать.
Слайд 3
Цель: проанализировать, когда и как создавалась сказка, сделать вывод о её сущности.
Слайд 4
- найти в дополнительной литературе и изучить определение сказки; - выявить классификацию сказок; -прочитать волшебные сказки и проанализировать их; - заинтересовать учеников класса чтением волшебных сказок; -провести анкетирование по теме работы среди учеников своего класса; -сочинить самой сказку; -сделать выводы. Задачи:
Слайд 5
Объект исследования: главный герой сказки, основные атрибуты сказки, особенности волшебной сказки. Предмет исследования: русские народные сказки. Методы исследования: размышления, чтение книг, анкетирование, анализ результатов.
Слайд 6
предположим, что сказка возникла так давно, когда ещё не было создано государство, люди жили племенами, и рассказывали сказку с целью развлечения. Гипотеза: если я узнаю историю происхождения, особенности композиционного построения, типы сказок, то смогу ли на основе имеющихся знаний самостоятельно их сочинять.
Слайд 7
Что меня интересовало? Когда появилась сказка? Сколько лет сказке? Какие бывают сказки? Кто главный герой сказок? Что это за волшебные предметы, помощники героя? Чему учит волшебная сказка? Чем она отличается от других сказок?
Слайд 8
Сказка существовала, возникала, помнилась всегда, даже в самые трудные времена. И всегда будет существовать. Сказка или казка, байка, и побасенка (древнейшее ее название басень - от слова «баять», «говорить») - это вид фольклорной прозы, известный у всех народов.
Слайд 9
Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.
Слайд 10
Классификация сказок По видовым особенностям По авторству
Слайд 11
По авторству Народные Литературные (авторские)
Слайд 12
Волшебные О животных Бытовые Богатырские По видовым особенностям
Слайд 13
Волшебные сказки Волшебные сказки первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение, были своего рода заклинаниями.
Слайд 14
Бытовые сказки Появились они гораздо позднее волшебной. В нех точно передаётся быт, обстоятельства народной жизни .
Слайд 15
В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились. Богатырские сказки (былины)
Слайд 16
Сказки о животных В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, в русском - 119 и составляют около 10% сказочного репертуара. В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие, и т. п.
Слайд 17
Особенности языка сказки Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… «Живут, поживают и добра наживают» В некотором царстве, в некотором государстве… Тут и сказке конец… Жили- были …
Слайд 18
Особенности волшебной сказки Повтор Испытание Превращение Волшебный предмет Сказочное существо Место действия
Слайд 19
Главная сущность волшебной сказки. Главный герой сказки Помощники главного героя Путеводные помощники или волшебные средства Присутствие в сказке Бабы-яги, старухи, старика, избушки Наличие нерусских государств Утроенность в сказке
Слайд 20
Результаты анкетирования учащихся Нужны ли сказки детям ?
Слайд 21
есть волшебство чудесами, приключениями Чем отличается русская волшебная сказка от других сказок? Иванушка волшебник старик богатырь обычный человек молодой человек Кто главный герой волшебной сказки? давно в древности очень давно Как давно создавалась волшебная сказка?
Слайд 22
животные ведьма Баба - яга волшебницы и волшебники Змей Горыныч Кто обязательно присутствует в волшебной сказке? волшебные вещи ум и смекалка героя сила и отвага добро животные волшебники и волшебницы Что или кто помогает главному герою одержать победу?
Слайд 23
Заключение В ходе самого исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнала значения непонятных мне слов, провела анкетирование среди учащихся своего класса по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о сказках.
Слайд 24
По прочитанным сказкам я сделала выводы: кто главный герой сказки, как он выглядит, узнала о сущности самой сказки. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что работа, которую я начала выполнять, ещё не закончена. Впереди меня ждут сказки о животных, бытовые сказки. Я думаю, что анализировать разные сказки очень интересно.
Слайд 25
Список литературы 1. В.И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка – Москва, 2007 2. А. Квятковский Поэтический словарь - Москва «Советская энциклопедия», 1966 3. В.Я. Пропп Исторические корни волшебной сказки – Л.:1946 4. М. Фасмер Этимологический словарь русского языка 5. Википедия Свободная Интернет – энциклопедия 6. Русские волшебные сказки - Москва «Советская Россия», 1989
Слайд 26
Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А.С. Пушкин
Зимняя сказка
Ребята и утята
Мороз и заяц
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Заяц-хваста