Исследовательская работа "Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон": от текста к иллюстрации
Вложение | Размер |
---|---|
poema_m.yu_._lermontova_demon_ot_teksta_k_illyustratsii.zip | 1.17 МБ |
Муниципальная образовательная средняя школа № 25
Городской слёт научных обществ учащихся
Секция 2, литература
М.Ю. Лермонтов поэма «Демон»:
от текста к иллюстрации
Автор: Фазлиева Елена,
ученица 10 А класса
МОСШ № 25
Руководитель: Шуралёва
Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и
литературы
МОСШ № 25
НИЖНЕВАРТОВСК
2010
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»: от текста к иллюстрации.
Аннотация
В поэме Демон М.Ю. Лермонтов создал незабываемый образ падшего ангела, притягательный своей противоречивостью, неоднозначностью, многомерностью.
Многие художники пытались воплотить в иллюстрациях свое видение образа Демона, основываясь на библейских мотивах, собственных представлениях или даже следуя модным тенденциям своего времени. Единственным, кто приблизился к пониманию трагизма и глубины образа Демона, был М. Врубель. В иллюстрациях к поэме «Демон» он стремился в первую очередь раскрыть лермонтовский образ, но лермонтовского героя он видел по-своему. Врубель считал, что «Демона» Лермонтова не понимают, поэтому, работая над образом центрального героя поэмы, Врубель все больше понимает, что он творит что-то новое.
Цель данной работы – воплощение образа Демона средствами изобразительного искусства через контекстуальный и концептуальный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова и анализ звуко-цветовых соответствий.
В ходе исследования были использованы следующие методы: контекстуальный и концептуальный анализ, эксперимент.
Результатом исследования стал вывод о том, что основным приёмом, который использует М.Ю. Лермонтов, создавая своего героя - это приём антитезы, который проявляется на всех проанализированных уровнях текста: на уровне использованных автором слов-концептов, как конгломерата смыслов, представлений, ассоциаций, на уровне отобранных Лермонтовым средств художественной выразительности, на уровне фонетической оболочки слов. Это необходимо, чтобы показать трагическое противоречие, которое заложено в натуре Демона.
Учитывая результаты концептуального, контекстуального анализа, а также анализ звуко-цветовых соответствий, были сделаны иллюстрации к 2 эпизодам поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», основным сюжетообразующим приёмом которых стал приём контраста.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»: от текста к иллюстрации.
План исследования.
Изучая на уроках литературы поэму М.Ю. Лермонтова «Демон», я поймала себя на мысли, что мне очень интересен центральный образ произведения, образ неоднозначный, в чём-то трагический. М.Ю. Лермонтов “Демона” пишет всегда. Начиная с первых поэтических опытов и до самой своей смерти. За двенадцать лет он создаёт восемь различных вариантов поэмы. Существует также мнение о том, что в поэме «Демон» нашло отражение подсознание Лермонтова, в ней он искал ответы на многие жизненные вопросы1. Да и в образе Демона нашли воплощение черты самого автора поэмы. Я учусь в художественной школе, поэтому мне известны иллюстрации к поэме Зичи, Маковского, Врубеля. Меня заинтересовал вопрос: смогу ли я передать средствами изобразительного искусства сложность и противоречивость образа Демона.
Основным критерием при оценке иллюстраций является соответствие иллюстрации тексту, выражение в рисунках основных идей автора. Нами была выдвинута гипотеза, что для создания хорошей иллюстрации необходим глубокий и всесторонний анализ как произведения в целом, так и изображаемого образа или эпизода.
Цель данной работы – воплощение образа Демона средствами изобразительного искусства через контекстуальный и концептуальный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова и анализ звуко-цветовых соответствий.
Для реализации поставленной цели в процессе работы решались следующие задачи:
Объектом исследования в настоящей работе является текст поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».
В качестве предмета исследования выступают наиболее значимые, на наш взгляд, слова-концепты поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», средства художественной выразительности, используемые автором, фонетическая оболочка лермонтовского слова.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в современном мире, где телевидение и Интернет заменили чтение газет и книг, значение иллюстрации многократно возрастает, так как большинство людей наиболее остро расположены к зрительному восприятию. В этой ситуации, на наш взгляд, довольно странным выглядит практически полное или, как в учебнике под редакцией Ю.В. Лебедева, полное отсутствие иллюстраций в учебниках литературы для 10 класса. А ведь хорошо выполненная иллюстрация помогает увидеть героя произведения, место действия, сравнить своё видение героя с представлением художника. Иллюстрация, по нашему мнению, являясь одним из способов воздействия на читателя, может способствовать популяризации художественного произведения.
В ходе анализ были использованы следующие методы:
Исследованию текста поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» в разных его аспектах литературоведы и критики уделили достаточное внимание. Проблематика произведения глубоко раскрыта в работах Д. Максимова, В. Турбина и Л. Мелихова, Т. Недосекина «Ранние поэмы М.Лермонтова», «Автор в поэме М.Лермонтова «Демон», и ряде других. В указанных ранее работах большее внимание уделялось идейной и содержательной характеристике главного персонажа, его месту в системе образов романтического произведения, проблематике поэмы, нашедшей выражение в бунте героя. Однако нам не удалось познакомиться с работами, содержащими анализ образа Демона через объяснение слов-концептов, а также анализ звукоцвета отдельных эпизодов.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней собран и проанализирован значительный по объему критико-литературоведческий и искусствоведческий материал. Полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания литературы в школе в 10 классе при изучении темы «Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», а также определяется возможностью использования ее результатов при проведении нестандартных уроков литературы (диспуты, «круглые столы», конференции), в практике проведения интегрированных уроков (предметы: литература, изобразительное искусство).
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»: от текста к иллюстрации.
Введение.
В современном мире, где телевидение и Интернет заменили чтение газет и книг, значение иллюстрации многократно возрастает, так как большинство людей наиболее остро расположены к зрительному восприятию. В этой ситуации, на наш взгляд, довольно странным выглядит практически полное или, как в учебнике под редакцией Ю.В. Лебедева, полное отсутствие иллюстраций в учебниках литературы для 10 класса. А ведь хорошо выполненная иллюстрация помогает увидеть героя произведения, место действия, сравнить своё видение героя с представлением художника. Иллюстрация, по нашему мнению, являясь одним из способов воздействия на читателя, может способствовать популяризации художественного произведения.
Изучая на уроках литературы поэму М.Ю. Лермонтова «Демон», я поймала себя на мысли, что мне очень интересен центральный образ произведения, образ многомерный, неоднозначный, в чём-то трагический. Я учусь в художественной школе, поэтому мне известны иллюстрации к поэме Зичи, Маковского, Врубеля. Меня заинтересовал вопрос: смогу ли я передать средствами изобразительного искусства сложность и противоречивость образа Демона.
Иллюстрация, по точному определению А. А. Сидорова,— это выявление средствами изобразительного искусства того образного содержания, которое посредством слова проявляется в литературе2. Цель нашей работы – воплощение образа Демона средствами изобразительного искусства через контекстуальный и концептуальный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова и анализ звуко-цветовых соответствий.
Основным критерием при оценке иллюстраций является соответствие иллюстрации тексту, выражение в рисунках основных идей автора. Следовательно, нами были поставлены следующие задачи:
Основная часть.
Первую серьезную попытку интерпретировать поэму «Демон» предпринял М.А. Зичи. В 1860 году он написал картину «Демон и Тамара». В 1863 А. Д. Литовченко представил на Академической выставке композицию на сюжет из «Демона» («Тамара»).
В 1879 Зичи получил от издательства Глазунова предложение иллюстрировать отдельное издание «Демона». Художник выполнил 2 сюиты рисунки к «Демону» и несколько станковых акварелей. Блестящий рисовальщик, он создал безукоризненные по технике рисунки, но внес в них элементы ложной патетики и мелодраматизма («засахаренности», по определению В. В. Стасова), но именно они в то время имели большой успех.
В 1889 К. Е. Маковский получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Демон и Тамара»; в трактовке образов поэмы художник, как до него Зичи, не избежал салонности и «красивости».
В 1898 художник В. К. Штемберг выполнил роспись плафона в усадьбе Середниково – «Демон и Ангел, уносящий душу Тамары»; роспись отмечена приторной «красивостью».
Над живописным решением образа Демона работал К. С. Петров-Водкин.
В 1885 к «Демону» обратился М. А. Врубель, и с тех пор этот образ занял центральное место в его творчестве. Три полотна — «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1900) и «Демон поверженный» (1901—02) так же, как и серия его книжных иллюстраций к этой поэме (1890—91), по глубине филосовского содержания, по смелости эстетических исканий относятся к шедеврам мирового искусства.
Найденная Врубелем новаторская манера изображения, пренебрежение деталями ради обобщенных решений и смелые поиски в области техники рисунка привели к созданию образов, конгениальных поэзии Л3.
Образ Демона был одним из трех сюжетов акварелей на темы стихов Лермонтова, которыми Врубель восхищался всю жизнь. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это сделал Врубель. В иллюстрациях к поэме «Демон» он стремился в первую очередь раскрыть лермонтовский образ, но лермонтовского героя он видел по-своему. Врубель считал, что «Демона» Лермонтова не понимают, путают с чертом и дьяволом, хотя черт по-гречески значит просто «рогатый», а дьявол - «клеветник», в то время, как «демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего и не находящего ответов ни на земле, ни на небе4.
Демон Врубеля - в чем-то близкий лермонтовскому, а в чем-то другой. Во всем многообразии его оттенков и ликов можно различить три основных. Первый – обуреваемый сомнениями и жаждой познания. Он сродни и байроновским титанам, и герою Лермонтова. На наш взгляд, его образ ближе всего к лермонтовскому герою. Но в отличие от лермонтовского героя врубелевский Демон отчетливо видит, что ничего отрадного впереди его не ждет, ничего не сулит ему надежды на счастье. Отсюда и бесконечная тоска темнокудрого гиганта, бессильно ломающего руки. Кажется, что вся скорбь мира застыла в его опущенных на колени руках, сцепленных в бездействии ладонях, в его глазах, из которых выкатилась одинокая и горюче-тяжкая слеза.
Второй аспект этого же образа – его смягченная, «примиряющая» ипостась; тот, кто у Лермонтова «похож на вечер ясный – ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет»; он печален, задумчив, но не озлоблен.
Третий лик Демона – лик отверженного и ожесточенного, проклинающего и проклятого. Это был уже не лермонтовский Демон, но могучий бунтовщик, обдумывающий план своего бунтарства. В одной его руке меч, юное лицо проникнуто решимостью и зреющей яростью.
Живописные произведения Врубеля «Демон сидящий», «Летящий демон», «Демон поверженный» демонстрируют эволюцию образа Демона в творчестве мастера на протяжении двух с лишним десятилетий. Развитие образа, его эстетика и художественный замысел прошли изменения в соответствии с философскими взглядами Врубеля, что-то, как бы помимо него, влекло к новым цветовым ощущениям, новым гармониям, заставляло класть краски, определяло новый ритм работы кистью.
Чтобы создать иллюстрацию к художественному произведению, необходимо тщательное изучение авторского текста, осмысление образов, кропотливая работа над художественным словом. Мы выделили следующие составляющие анализа текста:
Приступая к анализу образа Демона, мы выделили слова, которые были использованы автором для его характеристики. Мы выяснили, что ряд слов повторяется, а, следовательно, на наш взгляд, несёт на себе особую смысловую нагрузку, помогающую лучше понять сложный образ лермонтовского героя, и может быть рассмотрено как концепт - основная ячейка культуры в ментальном мире человека, которая существует в его сознании в виде представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний5. Наиболее часто повторяющиеся слова, использованные Лермонтовым для создания образа Демона, выглядят следующим образом: слово «Демон» повторяется 7 раз, «зло, злобный, злой» - 7 раз, «дух» - 5 раз, «пустыня», «гордый» - по 3 раза.
В центре сюжета произведения - образ Демона. Демоном «Библейская энциклопедия» называет сатану, дьявола. Слово «демон» (греч., из Нового Завета, даймин – злой дух, дьявол) этимологически восходит к греческому деймпт – ужас, страх и латинскому timeo (бояться)6. Следует отметить, что мятежный, мрачный дух был одним из излюбленных образов в произведениях романтиков. Эта «область» занимала кумира русских писателей начала XIX века — Дж.‑Г. Байрона.
Произведения, где главными действующими героями являются инфернальные существа, встречаются у русских писателей Жуковского В. А. и Подолинского А. И. Это демоны персидской мифологии — дивы, пери, эвлисы. Мелихов А.М. в работе «Человечность сверхчеловечества» пишет: «Образ гордого духа, бросающего вызов небу, будоражил умы многих романтиков, но лишь в лермонтовском “Демоне” этот мотив прозвучал с гениальной силой»7.
Двойственность, противоречивость, присущая художественному творчеству и миропониманию Лермонтова, находит воплощение в образе Демона. Персонаж Лермонтова не вполне соотносится с библейским дьяволом, хотя в нем много от Денницы (Денница, (Люцифер, Самаэль) - небесное имя Дьявола) (история отречения от Отца, изгнание из рая, функция искусителя, сатанинская гордость).
В Демоне много земного, т.к. в православном сознании демоническое тесно связано с понятием греха, соотносимого с человеческим существом. В то же самое время, лирический повествователь называет Демона печальным духом, изгнанником неба, противопоставляя его грешной земле. Так задается небесная природа героя. «Прежние дни» - утраченная райская жизнь, где Демон еще выступал в ипостаси ангела, «чистого херувима». Он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья». Поэт сразу указывает, что прежнюю природу света теперь он утратил и обречен на бесконечные блуждания в пустыне мира. Мы помним, что слово «пустыня» повторяется в поэме 3 раза и, следовательно, неся на себе особую смысловую нагрузку, требует более пристального изучения.
Толковый словарь Ушакова даёт следующее толкование слова «пустыня»:
«обширное, необитаемое пространство земли со скудной растительностью или вовсе лишенное растительности»8.
В словаре В.И. Даля читаем:
«Пустыня ж. – необитаемое, обширное место, простор, степи. Глас вопиющего в пустыне. Пустыня, пустынь – уединенная обитель, одинокое жилье, келья, лачуга отшельника, одинокого богомольца, уклонившегося от сует9.
В словаре К.С. Горбачевича можно найти следующие общеязыковые эпитеты:
«Пустыня
- О величине, характере поверхности, цвете и т.п.
Безбрежная, безграничная, бесконечная, бескрайняя, беспредельная, бурая, гладкая, голая, горячая, громадная, жаркая, жгучая, желтая, зеленая, знойная, необозримая, необъятная, обнаженная, обширная, огромная, палящая, пламенная. Плоская, раскаленная, рыжая, сухая, холодная, черная.
- О впечатлении, психологическом восприятии; о пригодности для жизни.
Бедная, безводная, безгласная, безжизненная, безлюдная, безмолвная, безрадостная, бесплодная, бесприютная, глухая, голодная, грустная, девственная, дикая, жалкая, задумчивая, мертвая, молчаливая, мрачная, немая, омертвелая, печальная, скорбная, скудная, скупая, сонная, угрюмая, унылая, чахлая»10.
Пустыня в поэме «Демон» – где нет близкой души; где человек обречен на одиночество изгнания; где нет людей, нет жизни. «Изгнанник рая» утратил в себе то, что составляет божественную суть небожителей - любовь и способность созидания. «Гордый дух» презирает творца и его творение, а значит, творческое, созидательное начало ему самому чуждо, ведь при виде красот Кавказа «на челе его высоком не отразилось ничего». Красота и совершенство пробуждают в Демоне только зависть, презрение, ненависть. Поэтому лирический повествователь и называет его душу пустыней, т. е. мертвой, бесплодной почвой. Может быть, поэтому демон, хоть и является духом зла и отрицательным персонажем, вызывает почему-то чувство сострадания.
Трагедия Демона заключается не столько в том, что он отвергнут Богом и обречён на одиночество, сколько в том, что в его душу вошло зло и стало управлять им. Так совершилось внутреннее перерождение героя. Зло стало частью души Демона, и он уже не может приносить людям добро. В презрении к земной жизни проявляется демоническая суть лермонтовского героя:
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья…
Так, с самого начала произведения лирический повествователь задает философскую проблему противостояния добра и зла в мире и человеке.
Православная культура включает человеческий мир и Божественный мир, в которых концепты 'добро' и 'зло' специфичны. Толковые словари описывают данные концепты следующим образом.
Добро — «Все положительное, хорошее, полезное. Желать добра кому-н.».
Зло — 1. «Нечто дурное, вредное, противоположное добру. Причинить зло кому-нибудь»; 2. «Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только зло»; 3. «Досада, злость. Сделать что-н. со зла»11.
Добро — «Все хорошее, положительное, направленное на благо. Добро торжествует над злом. За пределами добра и зла. // Хороший поступок. Делать добро. Помнить добро».
Зло — 1. «Все дурное, плохое, вредное. Бороться со злом»; 2. «Беда, несчастье, неприятность. От чьей-либо помощи только зло»; 3. «Разг.-сниж. Недовольство, гнев, досада. Высказать все, чтобы зла не осталось» 12 .
Словарные определения 'добра' и 'зла' базируются на христианских ценностях, согласно которым добро созидает, зло разрушает; добро любит, зло ненавидит; добро помогает, зло топит; добро побеждает добром, зло силой; добро радостно, зло хмурится; добро красиво, зло уродливо; добро мирно, зло враждебно; добро спокойно, зло раздражается; добро миролюбиво, зло задирается; добро прощает; зло злопамятно; добро свято, зло гнусно13.
Зло как таковое не может существовать, оно олицетворено Демоном и проявляет себя только относительно человека. Главным мотивом, движущим всеми поступками и переживаниями лермонтовского героя, является непомерная гордыня, приносящая Демону бесконечные страдания и всякий раз ставящая последний предел его благим порывом.
Канонический список смертных грехов, числом семь, был составлен в VI веке Римским Папой Григорием Великим. Григорий Великий отметил гордыню, алчность (жадность), похоть (сладострастие), гнев, чревоугодие, зависть и лень (уныние). Гордыня (лат.superbia – «высокомерие, тщеславие») является самым главным грехом потому, что влечет за собой все остальные. Гордыня – это чрезмерная вера в свои возможности, вступающая в противоречие с величием Господа, ведь ослепленный гордыней грешник, гордится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Гордыня именно тот грех, который привел к низвержению Люцифера в Ад6.
Гордыня Демона проявляется в желании создать другой мир, в противовес Божьему, и властвовать в нем. Отринутый Отцом - Создателем всего сущего, Демон находится между небом и Землей, скитается неприкаянный и одинокий. Даже любовь Демона к Тамаре не свободна от гордого стремления обладать её красотой, овладеть её святыней. Гордость, этот смертный грех, всегда посягавший и посягающий на святыню, - вот причина поражения Демона, источник его страданий14.
Таким образом, анализ характеристики героя показал, что поэма построена на антитезе, то есть на противопоставлении образа Демона всему миру, а также персонажу - антагонисту – Ангелу, посланнику неба.
Демон – образ притягательный. Он обладает неземной силой и властью. Об этом говорит портрет Демона: высокое чело - небесное, гордое, прекрасное. Как же выглядит Демон? Какие у него волосы, губы? Какого цвета глаза? — поэма не даёт ответов на эти вопросы. Поэт описывает своего фантастического героя иносказательно: “Он был похож на вечер ясный: // Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!”
Создавая внешний портрет своего героя, Лермонтов шаг за шагом разворачивает его, постепенно дополняя деталями. Сначала это не вполне конкретный, персонифицированный облик, в котором угадывается нечто, отражающее общие представления христиан о небесных существах: высокое чело, око, крылья (он летал над землей), обращает на себя «венец терновый». С движением эпического сюжета превращения Демона все более обращают на себя внимание: в описании появляется указание на «волшебный голос», Демон предстает как «пришлец туманный и немой, красой блистая неземной», «взор его с любовью, так грустно …смотрел». Демон принимает вид ангела. Православная традиция всегда включала знание о всемогуществе сатаны, способного перевоплощаться. В дальнейшем портретные черты Демона все более и более будут отражать истинную демоническую суть героя поэмы: « нечистый взор», « жаркие уста», «могучий взор... блистал, неотразимый, как кинжал». Теперь ясно, что, дополняя отдельными штрихами внешний портрет Демона, автор произведения показал традиционную уловку сатаны, меняющего облика, т.е. перед нами опять натура двойственная.
Демон заключает в себе черты и положительные и отрицательные. Демон — сложная, противоречивая натура. Создавая внутренний портрет своего героя, лирический повествователь использовал разные средства, чтобы показать противоречия в натуре своего героя. Эпитеты: сияющий, печальный, могучий, жаркий, нежный, волшебный... и, в то же время, мрачный, злой, злобный, лукавый, порочный, надменный, гордый, коварный. Сравнения: «поверженная ладья // Без парусов и без руля», «Отрывок тучи громовой, // В лазурной тишине чернея…// Летит без цели и следа», «метеор, // Во мраке полночи глубокой», «неотразимый, как кинжал», «могущ, как вихорь шумный, // Блистал, как молнии струя»
Анализ художественно-изобразительных средств, использованных для создания внутреннего портрета героя, показывает, что поэта интересовала сама природа зла в мире и человеке, поэтому он создаёт образ Демона, стоящего между Землей и небом, т. е. несущего в себе небесные, божественные и человеческие черты.
Создавая иллюстрацию, важно уловить колорит произведения, цветовую гамму, которая помогает раскрыть сущность образа. В поэме «Демон» практически отсутствуют «цветовые» эпитеты, используемы в описании главного героя произведения. В поэме встречаем эпитеты: холодный, мрачный, бескровный, одетый молньей и туманом, ясный. В отличие от описания природы Кавказа, той «грешной земли», над которой пролетает Демон: «Казбек, как грань алмаза, // Снегами вечными сиял», «в лазурной высоте», «камней разноцветных», «земля цветёт и зеленеет», «природы блеск». То есть, автор опять использует свой излюбленный приём – антитезу.
В книге А.П. Журавлёва «Звук и смысл» содержится интересный материал о цветовом значении гласных звуков родного языка, о «цветописи» в русской поэзии. Поэтический талант, чувство языка, по мысли А.П. Журавлёва, помогают поэту отобрать наиболее выразительные языковые средства, чтобы картина получилась яркой, зримой. Поэт заставляет речь самим своим звучанием вызвать в глубинах сознания (или подсознания?) читателя нужный цвет. Для этого в стихотворении должны быть подобраны такие слова, в которых много звуков нужного автору цвета. Поэт, конечно, не может осознавать этих звуковых соответствий, но тонкое чутьё художника подскажет ему, что подбор именно таких гласных звуков усиливает нужное эмоционально-образное впечатление15. Следуя методике А.П. Журавлёва, мы подсчитали частотность звуков в интересующих нас отрывках поэмы «Демон», чтобы посмотреть, каких гласных будет больше нормы, а каких меньше. Среди гласных наиболее заметны ударные, поэтому при подсчёте их количество удваивается. Будем считать Е с Э, Ё с О, Ю с У, Я с А. Чтобы знать долю каждой такой звукобуквы в тексте, нужно посчитать общее количество букв в нём.
Звуко-буквенные соответствия А.П. Журавлёв характеризует следующим образом:
А – густо-красный
Я – ярко-красный
О – светло-жёлтый или белый
Е – зелёный
Ё – жёлто-зелёный
Э – зеленоватый
И – синий
У – тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый
Ю – голубоватый, сиреневый
Ы – мрачный тёмно-коричневый или чёрный
Нами были проанализированы звуко-буквенные соответствия в эпизоде «Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землёй…» (Часть I, главы I,II,III)
Всего звукобукв в отрывке 752
Звуко-буквы | Количество звукобукв в тексте | Доли звукобукв в тексте | Нормальные доли для звукобукв | Отношение долей звукобукв в тексте к норме | Места звукобукв по их преобладанию над нормой | Цвет преобладаю-щих звукобукв |
Э+Е | 69 | 0,09 | 0,085 | 1,1 | 3 | |
О+Ё | 73 | 0,097 | 0,109 | 0,89 | 5 | |
Ы | 18 | 0,02 | 0,010 | 2 | 1 | Мрачный чёрный |
У+Ю | 31 | 0,04 | 0,035 | 1,1 | 3 | |
И | 53 | 0,07 | 0,056 | 1,25 | 2 | синий |
А+Я | 83 | 0,110 | 0,117 | 0,9 | 4 |
Как показало исследование стихоцвета данного эпизода, в этом описании звуки «горят» 2 контрастными цветами: тёмным, чёрным (Ы) и синим (И). Это подтверждает то, что в образе Демона сливается грешное и божественное.
Звуко-буквенные соответсвия в эпизоде «В пространстве синего эфира» (Часть I, глав XVI). В этом эпизоде поэмы с наибольшей силой звучит противопоставление образа Демона антагонисту – Ангелу, посланнику неба. Поэтому отдельно мы проанализировал отрывок, в котором даётся описание Англела, и отрывок, где описывается Демон.
Всего звукобукв в первом отрывке 281 во втором – 435.
Звуко-буквы | Количество звукобукв в тексте | Доли звукобукв в тексте | Нормальные доли для звукобукв | Отношение долей звукобукв в тексте к норме | Места звукобукв по их преобладанию над нормой | Цвет преобладающих звукобукв | |||||
Э+Е | 19 | 25 | 0,06 | 0,054 | 0,085 | 0,7 | 0,6 | 4 | 5 | ||
О+Ё | 25 | 64 | 0,1 | 0,147 | 0,109 | 0,9 | 1,3 | 3 | 3 | ||
Ы | 7 | 14 | 0,02 | 0,054 | 0,018 | 1,1 | 3 | 2 | 1 | мрачный чёрный | |
У+Ю | 7 | 18 | 0,02 | 0,048 | 0,035 | 0,6 | 1,4 | 5 | 2 | ||
И | 20 | 23 | 0,07 | 0,053 | 0,056 | 1,25 | 0,9 | 1 | 4 | синий | |
А+Я | 35 | 47 | 0,12 | 0,108 | 0,117 | 1,1 | 0,9 | 2 | 4 |
В звуковой ткани этого эпизода господствуют те же 2 цвета: синий и чёрный. Но божественным синим изображён Ангел. Демон же окрашен одной чёрной краской. Он утратил всю свою привлекательность, он в этом эпизоде – олицетворение зла.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»: от текста к иллюстрации.
Выводы.
Таким образом, наш анализ показал, что М.Ю. Лермонтов, создавая своего героя, использует приём антитезы, которое проявляется на всех проанализированных нами уровнях текста: на уровне использованных автором слов-концептов, как конгломерата смыслов, представлений, ассоциаций, на уровне отобранных Лермонтовым средств художественной выразительности, на уровне фонетической оболочки слов. Это необходимо, чтобы показать трагическое противоречие, которое заложено в натуре Демона.
Учитывая результаты концептуального, контекстуального анализа, а также анализ звуко-цветовых соответствий, мы попытались проиллюстрировать 2 эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»: это начало 1 части и конец 2 части. Подписью к 1 иллюстрации могут быть слова поэмы: «Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землёй…». Фигура Демона противопоставлена миру людей, «грешной земле». Использованный нами художественный приём контраста проявляется в цветовой гамме (яркий, красочный мир земной природы, он наполнен цветами, звуками, запахами – жизнью, и нарисованная чёрными красками фигура Демона). Изображая Демона, мы использовали также белый и синий цвет, ведь Демон – это дух, это бывший ангел, это существо, принадлежащее и небу, и Земле, это микрокосмос, раздираемый противоречиями:
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим…
Жёлтые мазки, которые использованы нами при создании тела Демона, заставляют вспомнить о пустыне, которая является символом его одинокой и бесплодной души. Разные техники живописи – земной мир изображён акварелью, тёплый колорит которой помог передать тепло домашнего очага, а фигура Демона выполнена графически, – ещё больше подчеркивают противопоставление Демона всему земному, усиливает его трагизм и одиночество. Мы старались изобразить одинокий и гордый мятежный дух, который не видит величия окружающего мира. Мы не ставили целью прорисовать детально лицо Демона, ведь и сам Лермонтов не даёт нам портретного описания героя. Но изображённая нами фигура, на наш взгляд, заставляет вспомнить авторские эпитеты: мрачный, злой, надменный, гордый, отверженный (Приложение I).
На второй иллюстрации мы видим борьбу Ангела и Демона за душу Тамары. Антитеза лермонтовского повествования звучит в этом отрывке с особенной силой. Приём контраста является сюжетообразующим и в нашей иллюстрации. Ангел и Демон существуют как будто в двух мирах: мир мрака, холода, зла, ненависти Демона, и мир света, тепла, добра, любви Ангела. Демон изображён нами как олицетворение злых сил, в нём есть и сила, и могущество:
Он был могущ, как вихорь щумный,
Блистал, как молнии струя,
И гордо в дерзости безумной
Он говорит: «Она моя!»
Но мрачный колорит той части картины, где изображён Демон, говорят о том, что он – порождение зла, и эта битва будет им проиграна (Приложение II).
Таким образом, мы прошли путь художника: от текста художественного произведения к созданию иллюстрации. Мы не можем судить о том, насколько художественно нами выполнены иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон», но можем с полной уверенностью сказать, что образ главного героя поэмы, художественное слово, то, по утверждению Бальмонта, волшебное чудо из всего того, что «есть ценного в человеческой жизни»16, лермонтовской поэмы стали нам понятнее и ближе.
Список использованной литературы.
Творческая деятельность автора
Автор реферата отличается творческим мышлением, умением анализировать прочитанное, делать глубокие, смелые выводы, характеризующие её как любознательного, аналитически мыслящего человека.
За годы учёбы является активным членом научного школьного общества, участвует во всех научно-практических конференциях, семинарах.
Принимает активное участие в школьных, городских, творческих конкурсах. Как член литературного клуба «Алые паруса», является неоднократным победителем конкурса «Самотлорские роднички».
Приложение
«Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землёй…».
Борьба Демона и Ангела за душу Тамары.
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Мороз и заяц
Хрюк на ёлке
Ласточка
Подарок