Презентация к вступлению в НОУ "Шаг в мир науки"
Вложение | Размер |
---|---|
sergey_mikhalkov_-drug_detstva.docx | 38.55 КБ |
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
МБОУ «ТАТАРСКО-БАГАНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Сергей Михалков -друг детства»
Секция: «Литературоведение»
Выполнил: ученица 6 класса,
Гайнатуллина Зульфия.
Научный руководитель:
Шайдуллина Р.Т.,
учитель русского языка и литературы, первой
квалификационной категории
по должности «учитель»
Чистополь, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………...……………………………………………………3
ГЛАВА І.
ГЛАВА ІІ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...…………..17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………….….…18
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………….….…19
ВВЕДЕНИЕ.
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Это строчки из гимна Российской Федерации - моей любимой Родины. Какие торжественные слова. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. В словах гимна отражаются ее необъятные просторы, богатая история. Эти стихи объединяют людей всех национальностей, всех, кто любит свою страну, гордится ею и желает ей процветания. Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину. Ее знают во всем мире. Вместе с легко запоминающимися словами она ярко представляет нашу широкую матушку-Русь с ее бескрайними полями, лесами, реками и озерами, городами и деревнями.
У меня возник вопрос. Какой человек может написать такие великолепные слова, которые доходят до сердца каждого? Кто он такой? Что он за человек? И предполагаю: только человек с огромным сердцем способен выразить свои чувства настолько искренне и живо. Если человек так любит свою Родину, гордится ею, что ещё мог написать? Я решила искать ответ на свой вопрос. И была так рада, узнав, что это мой любимый поэт – Сергей Владимирович Михалков.
Сергей Михалков… Так он же - мой друг. Мне мама много раз читала его стихи. Но я захотела узнать о нем ещё больше и рассказать вам о нем. Если он друг детей, то он должен знать о нас, о мальчиках и девочках, все. Не правда ли?
ГЛАВА І.
1.1.Интересной представляется и история семьи Сергея Владимировича Михалкова, в очередной раз подтверждающая, какую огромную роль играет семья в вероятности появления выдающейся творческой личности. …В разное время Михалковы проявляли себя на самых разных поприщах военной и государственной службы. Многие из них пролили свою кровь в боях за Отечество, иные оставили о себе память как видные деятели русской культуры.
В допетровские времена были среди Михалковых и простые воины, и «служилые люди», и в разных чинах «люди начальные».
Прадед поэта Владимир Сергеевич Михалков (1817—1903), открыл новую страничку в истории семьи — теперь уже не в военной сфере, а в области культуры. Блестяще окончив Дерптский университет (ныне г. Тарту), он посвятил себя деятельности на ниве народного образования: в течение долгих лет был почетным смотрителем Ярославской губернской гимназии, которой в 1855 году пожертвовал крупную коллекцию минералов и книги из личной библиотеки. Являясь владельцем одной из известнейших частных библиотек России, он, в лучших традициях дворянской интеллигенции, оставил завещательное распоряжение предоставить свое собрание «в общественное пользование». Выполнил волю своего покойного деда отец С.В.Михалкова, Владимир Александрович: в 1917 году уникальная родовая библиотека перешла в фонд Румянцевского музея и находится там до сих пор.
Любопытно еще и то, что побочные ответвления генеалогического древа рода Михалковых ведут к близким родственным связям с Толстыми и к дальним — с Николаем Васильевичем Гоголем.
Отец будущего поэта, Владимир Александрович Михалков, окончил юридический факультет Московского университета. Октябрьская революция, радикально изменив общественный строй в России, тем самым вольно или невольно «вытеснила» из страны многих образованных специалистов из числа представителей русской интеллигенции. Их место должны были занять те, кто решил добровольно служить своему народу независимо от формы власти в государстве. К таким честным и бесстрастным людям и принадлежал Владимир Александрович Михалков.
1.2.Могла ли семья Михалковых спрятаться от бед и невзгод послереволюционной России где-нибудь в Париже или в Берлине? Разумеется, могла.
Почему же они выбрали иной путь? Должно быть, что знал себя, знал, что истинно русскому человеку трудно, прижиться в чужом, даже благодатном краю.
Он говорил:
— Россия выбрала себе другую власть. Я — русский человек, и я не буду бороться с этой властью, я буду работать, служить своему народу…
Мать Сергея Владимировича, Ольга Михайловна, всецело преданная семье, мягкая, сердечная женщина, некоторое время учительствовала, была сестрой милосердия, а затем полностью отдала себя мужу и детям, которых было трое — Сергей, Михаил и Александр. Именно ей братья были обязаны тем, что получили образование, узнали языки, умели прилично вести себя в обществе.
В такой семье 13 марта 1913 года в Москве появился на свет мальчик Сережа — будущий знаменитый поэт и писатель, подлинный Гражданин своего Отечества.
1.3. Мальчик начал писать стихи и, чтобы придать своему творчеству «гласность», издавал домашний «литературно-художественный» журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья. Подражательные, еще совсем не умелые, первые поэтические опусы Сережи Михалкова все же уже тогда обнаруживали дарование будущего выдающегося стихотворца.
Однажды отец, ничего не говоря сыну, послал несколько его стихотворений известному поэту Александру Безыменскому. «У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи», — ответил тот.
В 1928 году в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону) появилось первое напечатанное стихотворение Сергея Михалкова «Дорога».
В 1930 году, окончив пятигорскую среднюю школу, Сергей решает начать самостоятельную жизнь — ехать в Москву, учиться и писать. Отец сына напутствовал словами: «Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись дальше… Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек!»
1935 год. Пионерский отдел Московского городского комитета комсомола предложил поэту участвовать в конкурсе на пионерскую песню. Чтобы получить соответствующий творческий импульс и найти нужную тему, предстояло в одном из пионерских лагерей Подмосковья провести с ребятами около месяца, ходить в походы, удить рыбу, жечь костры. А почему бы и нет? Ведь самому-то Сергею Михалкову было в то время всего 22 года.
Из поездки поэт привез три пионерских песни и (совершенно неожиданно для себя) несколько веселых стихотворений для детей. С.Я.Маршак похвалил его за стихи, но одновременно и пожурил, объяснив, что юмор детских стихов заблистает еще ярче, если не побояться дать простор лирическому чувству. Лирика, как и юмор, одинаково необходимы в детских стихах:
— И никогда не забывайте что по книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить, но и мыслить, чувствовать.
Чем же так привлекателен для детей и взрослых герои детской поэзии Михалкова? Прежде всего, именно тем, о чем говорил Маршак: там есть и комическое и лирическое. Если вслед за доброй улыбкой у читателя наворачиваются слезы благодарности от впечатлений, произведенных поступком героя, — значит, автор угадал, нащупал живые струнки души ребенка, равно открытой и смешному, и высокому.
ГЛАВА ІІ.
2.1. Ребята, вы знаете, кто такой Степан Степанов? Правильно - это знаменитый дядя Степа. Тот, который спас тонущего мальчика, работал "семафором", запросто снимал для ребят змея с телеграфных проводов... Дядя Степа был не обычным великаном, а великаном с благородным, добрым и отзывчивым сердцем!..
Дядя Степа был не только великанского роста, но и великанской души человек. Всем и всегда придет на помощь настоящий герой, защитник и любимец детворы. И поэтому...
Все любим дядю Степу,
Уважаем дядю Степу:
Был он самым лучшим другом
Всех ребят со всех дворов.
Дядя Стёпа нестандартен во всех отношениях — от необычайно высокого роста и сапог «сорок пятого размера» до поражающей воображение доброты, роднящей его со сказочными персонажами. Любили его потому,
…что всех быстрее,
Без особенных трудов,
Он снимал ребятам змея
С телеграфных проводов.
И еще за то, что во время пожара, не щадя себя, он дотягивается до чердака,
…окошко открывает.
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за ними воробей.
Готовность прийти на помощь ближнему, небезразличное отношение ко всему, что происходит рядом (иначе почему размытое железнодорожное полотно привлекло внимание дяди Стёпы и он «нарочно поднял руку — показать, что путь закрыт»?), — основа человеческого обаяния знаменитого великана.
2.2. Михалков не просто входит в мир читателей-детей. Он позволяет нам наслаждаться смехом над своим лирическим героем. Мы смотрим на его героев с улыбкой . Не унижая детей назойливым морализированием, поэт дает нам возможность эстетического наслаждения смехом над пороками характеров, ситуациями, положениями. Причем смех Михалкова в детских стихотворениях чаще всего добрый. Это смех любви, а не ненависти, доброты, а не злорадства. Поэт влюблен в своих героев, несмотря на все их недостатки.
Стихотворение Михалкова «Фома» написано хорошим языком, который очень нравится детишкам, еще и может быть очень полезно. Тут такой отличный шанс показать деточке, к чему непослушание может привести. И все, что для этого нужно — прочитать как-нибудь перед сном или за обедом стихотворение Михалкова «Фома». Думаю, каждый малыш сможет представить в роли Фомы себя. И, возможно, любой непослушный ребёнок надолго забудет о непослушании.
Великолепно чувствуя нашу психологию, Сергей Владимирович в течение нескольких лет вынашивал мечту сочинить такую сказку, которая была бы интересна и понятна всем детям на Земле, независимо от того, на каком континенте они живут.
И мечта сбылась! В 1971г выходит повесть - сказка "Праздник Непослушания". Однажды в одном небольшом городе случилось невероятное!
Сбылась мечта всех детей - остаться без взрослых, делать что захочется, не слушать нудных нравоучений. Полная свобода! И что тут началось!.. Правда, закончилось все благополучно. Ребята вовремя поняли: "Мамы! Папы! Нам без вас - Все равно, что вам без нас!" . Большие и серьезные дяди и тети тоже когда-то были озорными и непослушными ребятами. Совсем такими, как мы.
Ребята, читайте увлекательную повесть-сказку "Праздник Непослушания" замечательного писателя, классика детской литературы С.В.Михалкова.
Любимый писатель всех малышей Сергей Михалков придумал очень веселую игру, которая начинается так:
Дело было вечером,
Делать было нечего…
Тут и выяснилось, что у каждого малыша произошло столько всего интересного!
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
- А у нас сегодня гость.
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.
- А у нас на кухне газ.
А у вас?
- А у нас водопровод.
Вот.
- А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.
- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презелёный красный шар.
- А у нас огонь погас -
Это раз.
Грузовик привёз дрова -
Это два.
Казалось бы, безделица: от нечего делать ребята начинают хвастаться, кто чем может: гвоздем в кармане, тем, что «сегодня кошка родила вчера котят», «синим-синим, презеленым красным шаром». Однако не всё так просто, потому что постепенно разговор переходит на очень важную тему — о мамах. У кого-то мама — летчик, у других — милиционер, инженер, портниха… Поэт исподволь ведет своих читателей к умозаключению, что мало любить свою маму, надо уважать и других мам:
Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны.
Простодушие и обаятельность звучат в стихах Михалкова. Просто и радостно видят дети жизнь. Казалось бы, ничего загадочного, ничего волшебного. Но разве это не волшебство — стихи, в которых о самом сложном говорится с мальчишеским задором и изумлением? Разве не волшебство, мастерски владея пером, видеть и чувствовать так, как видим всё это мы?
Стихотворение «Комар-комарец» с его рифмами, звучащими легко и шутливо: «аптеку — кукареку», «петушок — гребешок», «бок — промок», «кудлатый — за ватой» — соединяет в себе частушечный задор и сказочность. Комар- комарец, нарушив правила поведения, влетел не в дверь, а в окно. Звери и птицы возмутились, но он куражится:
А на что мне ваша дверь,
Если я еще не птица
И пока еще не зверь!
Однако куражу хватает ненадолго:
Тут свой клюв раскрыла Утка,
И пришел ему конец…
Все в стихотворении смешит маленьких слушателей: и объявление в форме приглашения на дверях аптеки: «Заходи, медведь не съест», и комические портретные характеристики зверей. Сама рифма у поэта иногда превращается в способ игры. О ней действительно можно сказать «шалунья-рифма». Благодаря простоте и четкости ее звучания дети тут же запоминают стихотворение наизусть. С виртуозной выдумкой поэт использует внутреннюю рифму и каламбуры. Иногда Михалков обходится без рифмы, держа все стихотворение на одном ритме («Одна рифма»), хотя вообще нерифмованные стихи для его поэзии нехарактерны.
На иронической игре слов строится и «Птичий двор» (оба стихотворения — мастерские переводы из Юлиана Тувима):
Гусь сказал, что вы не Утка,
Что у вас катар желудка,
Что ваш Селезень дурак
Только знает: кряк да кряк!
2.3.
Очень близко мне стихотворение «Мой щенок». Да это же стихотворение обо мне… Тот же случай, что случился со мной. Я сегодня сбилась с ног-
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
Те же чувства радости и умиления пережила героиня стихотворения, когда я нашла своего заблудшего питомца Чапу.
Весь укутанный ,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу-
Я сама его лечу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Стихи Михалкова радостные, сердечные, веселые, то иронично - лукавые, то шутливые, то серьезные, всегда сохраняют неповторимую подлинность ребячьей интонации.
Вот как писатель говорит о себе: «Иногда мне кажется, что я ничем не отличаюсь от вас мои юные друзья, - так мне хочется поозорничать и подурачиться, попрыгать на одной ноге или погонять во дворе мяч. Может быть, поэтому я и пишу веселые стихи для детей?» Он всегда говорит о главном. О дружбе и доброте. О любви к жизни, к человеку, к миру, Родине.
К творчеству детских писателей и поэтов предъявляются такие требования, как помочь ребенку глубже узнать самого себя. Детские стихи Сергея Михалкова отвечают этим требованиям. Патриотичность, гуманистическая направленность стихотворений ставят их в один ряд с лучшими произведениями русской детской литературы. Поэзии Михалкова для детей свойственно юмористическое начало. Именно радость, поэзию, юмор считал непременными спутниками детства сам Михалков. Об этом свидетельствуют его внуки. Те сказки, которые он придумывал для своих детей и внуков, рассказывались им с неистощимым остроумием, живостью, юмором.
За высокое служение отечественной литературе и культуре Герой Социалистического труда Сергей Михалков награжден четырьмя орденами Ленина (1939, 1963, 1973, 1983), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1988), орденом Красного Знамени (1945), орденом Октябрьской революции (1971), орденом Отечественной войны 1-й степени (1985), орденом Красной Звезды (1943), орденом Дружбы народов (1993), орденом Почета (1998), за заслуги перед Русской Православной церковью — орденами Св. Сергия Радонежского и Св. Благоверного царевича Дмитрия (1993, 1998).
Михалков — лауреат Ленинской премии (1970), четырех Государственных премий СССР (1941, 1942, 1949, 1978), Государственной премии РСФСР (1977), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967).
Именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы (1999).
В 2001 году поэт получил приз «Патриарх» («Патриарху Отечественной литературы, театра и кино для детей и юношества») от фонда Ролана Быкова и диплом «Человек года» в связи с победой в конкурсе на создание текста Государственного Гимна РФ от Русского биографического института.
Моги́ла Неизве́стного солда́та — мемориальный архитектурный ансамбль в Москве, в Александровском саду, у стен Кремля. На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени. В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Эти слова были предложены С. В. Михалковым.
К 90-летию со дня рождения С.В. Михалков был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков получил много наград и званий. Но среди них есть такой редкий, как Орден Улыбки.
А еще Сергей Михалков оставил после себя не мене знаменитых сыновей, которые стали великими кинорежиссерами: Никита Михалков, Андрей Михалков-Кончаловский . На сегодняшний день у С.В.Михалкова 10 внуков и 8 правнуков.
Он как любящий отец, дед и прадед не мог не писать с любовью детские стихи. Человек с огромным сердцем, наполненным искренними чувствами к малышам, стал любимым дедушкой для всех мальчишек и девчонок огромной страны, которая называется Россия.
Президент России Владимир Путин недавно приехал в "родовое гнездо" Михалковых поздравить знаменитую семью со 100-летием со дня рождения поэта и общественного деятеля Сергея Михалкова. Глава государства назвал Сергея Михалкова "человеком во всех отношениях выдающимся". В 2003г. общий тираж произведений Михалкова в два раза превышает население России - он был равен 300 млн. экземпляров.
Загадка Бабы-Яги
Новогодние гирлянды
Солнечная система. Взгляд со стороны
Кто самый сильный?
Пятёрки