Итоговое сочинение по литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
ravnodushie.docx | 17.37 КБ |
pochemu_lyubov_silnee_smerti.docx | 16.91 КБ |
v_chem_sostoit_nastoyashchee_schaste.docx | 16.02 КБ |
Чем страшно равнодушие?
«Не бойся друзей своих — в худшем случае они могут предать тебя,
не бойся врагов своих — в худшем случае они могут убить тебя,
бойся равнодушных — только с их молчаливого согласия
происходят на Земле предательства и убийства.
Бруно Ясенский.
Всем нравятся люди заботливые, внимательные, готовые помочь и словом, и делом. Откуда же тогда берется равнодушие ко всем и ко всему: к близким, к коллегам, к своему делу, к самой жизни? Мне кажется, что многое начинается с обыкновенного эгоизма. Собственное «я» становится превыше всего. Может, сейчас и время такое?
Равнодушие - это страшное бедствие нашего времени. В современном мире проблема отчуждения и равнодушия встала очень остро. Люди все чаще не обращают внимания на чужую боль и страдания. Они не хотят никому помогать, почти не берут на себя инициативу или ответственность. Такое поведение, к сожалению, становится нормой. Постоянная озабоченность, большое количество проблем, недоверие к окружающему миру, попытка защититься от жестокой действительности - все это причины распространения равнодушия.
В литературе мы найдем немало примеров, доказывающих это. В 90-е годы XIX века Антоном Павловичем Чеховым был написан один из самых значительных рассказов — “Палата №6” — произведение, относящееся к позднему творчеству писателя. В нем уже нет иронии и сарказма, характерных для раннего периода; на первом плане теперь серьезные и глубокие проблемы русского общества того времени.
В центре рассказа — представитель интеллигенции доктор Рагин — “замечательный человек в своем роде”. Замечателен он тем, что в силу своего ума способен видеть зло и несправедливость мира, в котором живет, и относится к этому безразлично. Его пассивность и равнодушие возмущают автора. За спокойствие и бездействие Рагин жестоко наказан. Лишь в палате для умалишенных наступает запоздавшее прозрение. Герой становится жертвой собственной пассивности, но протест теперь бессмыслен, а восстановить справедливость уже невозможно. Рагин умирает от нравственной и физической боли, но смерть его, в отличие от всей жизни, обретает смысл. Она — пробуждение героя от долгого и бесцельного существования, от равнодушия к волнению, беспокойству и чужому страданию, от собственного пассивного отношения к истине, добру и правде. Он наказан за “лень, факирство, сонную дурь”, за то, что видел “всеобщее безумие, бездарность, тупость” и принимал их. Этим рассказом А. П. Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил оставаться человеком в любой ситуации.
Великий писатель-гуманист Владимир Короленко в своем произведении «Дети подземелья» сконцентрировал наше внимание на проблемах нищеты, безразличия, черствости в отношениях, но вместе с этим сразу обозначив «лекарство» от подобных болезней, которые воплощены в таких чертах характера человека, как милосердие, сострадание и внутренне мужество. Маленькие попрошайки открывают перед Васей мир истинных ценностей, развивают в нем ту человечность, которая сподвигнет его на искреннюю помощь, именно в их лице Вася находит настоящих друзей и тепло, которого ему так не хватает в отношениях с отцом. В свою очередь, Вася дарит, пусть и кратковременную радость, умирающей Марусе, которой дает поиграть своими игрушками и куклой – подарком покойной матери. Его милосердие, в конце концов, рушит стену равнодушия между ним и отцом.
Люди, не будьте равнодушными! Проснитесь! Посмотрите, может быть кому-то вокруг вас нужна помощь? Быть неравнодушным совсем нелегко. Нужно постоянно заставлять свою душу трудиться, держать ее в «черном теле».
Сатдарова Илюся, ученица МБОУ «Татарско-Баганинская СОШ» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Почему любовь сильнее смерти?
Любовь… вспышка света и горсть звёздного сияния, наполняющая смыслом жизнь обыкновенного человека. Яркая, как раскалённое солнце. Нежная, как мерцающий лунный блик. Глубокая, как бездонный океан. Великая, как бескрайнее весеннее небо. И все-таки любовь важнее, чем сама жизнь, чем смерть. Может, она сильнее смерти? Почему?
Любовь–это сила, которая спасает не только человека, но и всё человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей неисчерпанной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Любовь—это не просто красивые слова. Любовь — это великий труд: ежедневный, упорный, иногда даже слишком тяжелый. Наверное, потому, что любящий человек способен на многое: он может свернуть горы, построить великолепные здания, совершить подвиг. Он полностью отдает самого себя этому чувству. У него меняются взгляды на жизнь.
В литературе мы найдем немало примеров, доказывающих это. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главный герой романа не признавал любовь как высшее чувство. Для него любовь-это инстинкт, рефлекс. Встреча с Одинцовой нарушает его внутреннее состояние, настроение. В герое нарастает «бунт» против самого себя. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла, не сумев пройти испытание любовью. В своем романе И.С.Тургенев утверждает, что человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. А ведь именно И.С.Тургенев в своем стихотворении в прозе «Воробей» утверждает: «Любовь .... сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали общества. Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни.
Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе "Гранатовый браслет". Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей "прекратить как можно скорее" навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Уходя, этот человек говорит: "Да святится имя Твое". Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась "сильна как смерть". Она оказалась даже сильнее смерти.
Любовь способна превратить боль в радость; страдание – в счастье; презрение - в сострадание; тьму – в свет.. . И хочу верить, что мы обязательно найдем то, что ищем, когда найдем — испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть!
Сатдарова Илюся, ученица МБОУ «Татарско-Баганинская СОШ» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
В чем состоит настоящее счастье?
Наверное, каждый человек в своей жизни задается вопросом: «Что такое счастье?». Ведь счастье нельзя потрогать, нельзя ощутить его запах или вкус, но заметить его не трудно. Я думаю, каждый из нас по-своему это понимает. Для кого-то счастье – это пятерка по математике, для кого-то – новая компьютерная игра, а для кого-то семья или работа, которая приносит радость. Кто-то говорит, что счастье в деньгах. Каждый стремится заработать как можно больше денег, полагая, что они принесут счастье. Однако есть вещи, которые не продаются и не покупаются. Это любовь, дружба, радость материнства, семья, здоровье. Именно в этом для многих счастье и заключается.
На мой взгляд, прежде всего человеку необходимо душевное равновесие, моральное удовлетворение своей жизнью. Без этих черт жизнь человека никогда не будет счастливой. А духовное счастье во многом зависит от самого человека.
Проблема человеческого счастья, как ни странно, поднимается в литературных произведениях не так часто. Казалось бы, что может быть важнее? Ведь если человек несчастлив, он не ценит жизнь, а это является самой серьезной проблемой, которая только может прийти к человеку. Литературоведы считают, что «Вишневый сад» - произведение о счастье? Какие они приводят аргументы? Проблема счастья в пьесе связана практически с каждым персонажем. Например, Раневская считает, что лишится последней радости в жизни, если вырубят ее любимый вишневый сад, в котором прошла почти вся ее жизнь. Ее дочь Аня мечтает выйти замуж – в этом она видит счастье для себя. Старый Фирс рад и тому, что может заботиться о своих господах, и это приносит искреннюю радость ему. Лопахин же является прекрасным образцом человека, который находится в поисках меркантильного счастья. Итак, проблема счастья в «Вишневом саде» - это не только внутренний конфликт каждого персонажа. Это еще и главная мысль, которая одновременно остается довольно неуловимой. По-моему, сам по себе вишневый сад символизирует то недостижимое, о чем мечтает каждый персонаж, но в итоге эта недостижимая мечта уходит от них. Уходит она потому, что мало кто приложил достаточно усилий, чтобы ее удержать. Таковы основные аргументы. Проблема счастья – тема очень широкая, и Чехов сумел мастерски раскрыть ее, вложив в уста героев всего несколько удачных реплик.
Приведу ещё один пример. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» подводит нас, читателей, к мысли о том, что не в богатстве, не в знатности, не в славе выражается счастье, но в любви, всепоглощающей и всеобъемлющей. Такому счастью нельзя научить. Князь Андрей перед смертью определяет своё состояние как «счастье», находящееся в нематериальных и внешних влияний души, - «счастье любви»… Герой как будто возвращается к поре чистой юности, к вечно живым родникам естественного бытия.
Как видим, счастлив тот, кто считает себя счастливым. Мы сами определяем причины, по которым можем причислить себя к счастливому или несчастливому человеку.
Сатдарова Илюся, ученица МБОУ «Татарско-Баганинская СОШ» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Кто грамотней?
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Зимняя сказка
Прекрасная арфа
"Портрет". Н.В. Гоголь