Это статья, посвящённая актуальности изучения правил дорожного движения в школе. Прилагается презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_-_eto_zhizn.docx | 24.35 КБ |
Актуальность изучения ПДД в школе
Моя мама Скляренко А.Н. работает в школе учителем биологии и ОБЖ (консультацию и материалы по данной теме я получил от неё). Три года назад я сам закончил школу. Уроки по ОБЖ велись у нас с 5 класса по 11 класс. Темы интересные, поучительные. Но нам тогда казалось, что не всегда актуальные. Сейчас мир, ситуации в мире изменились. Те темы, что примерно 8-9 лет назад мы слушали для общего интеллектуального развития, сейчас являются необходимыми для безопасной жизнедеятельности. К таким темам относятся темы по дорожной безопасности. Вот, например, 5 класс: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения», «Пешеход. Пассажир. Безопасность пешехода. Безопасность пассажира». В 8 классе изучаются следующие темы: «Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей», «Велосипедист – водитель транспортного средства». Почему же так актуально и необходимо изучение Правил дорожного движения в школе? А может и не надо изучать эти самые Правила в школе? На этот счёт существует много мнений. Я приведу некоторые из них. Это мнения разных людей, в том числе и родителей:
Как видим, мнения разделились. Я за то, чтобы Правила дорожного движения изучались в школе. Попробую аргументировать.
На дорогах очень быстро возрастают и скорость движения, и плотность транспортных потоков, и, следовательно, жертвы этого самого дорожного движения. Согласитесь, что мы привыкли к такому количеству машин на дорогах, мы считаем их частью своей жизни, порой забывая, какую опасность они в себе таят. Под колёсами автомобилей гибнет большое количество людей, и среди них много детей. В половине случаев причиной дорожного происшествия становятся дети. Самые распространённые причины ДТП по неосторожности детей – это нарушение правил перехода проезжей части; неподчинение сигналам светофора; неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев; игра на проезжей части; неумелое управление велосипедом. Трудно предположить, что человек откажется от автомобилей ради своей безопасности. Тогда надо сделать так, чтобы эту опасность свести к минимуму. И начинать необходимо с обучения культуре поведения на дороге самых маленьких пешеходов – детей, учеников, школьников.
Обучение детей Правилам дорожного движения в нашей школе начинается ещё с детского сада (приложение 1). Вначале дети узнают, кто такой регулировщик, что такое светофор, дорожная «зебра», дорожные знаки, а также знакомятся с их функциями. Далее формируется у детей привычка правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения Правил дорожного движения пешеходом, какие опасности подстерегают пешехода на дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь. Поэтому именно школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма на дорогах. Но нельзя исключать также и роль родителей в этом процессе.
В школе на учебный год составляется общий план воспитательной работы. На основании этого плана каждый классный руководитель составляет свой план работы с классом. И в школьном, и в классном планах обязательно обозначены темы по профилактике ПДД. В основном это беседы на классных часах. Внеклассные мероприятия проводятся учителем ОБЖ во внеурочное время. Я хочу предложить для примера игру-соревнование между командами начальной школы «Автопробег».
Соревнования «Автопробег»
Цель: актуализация знаний ПДД, развитие творческих способностей, внимания, быстроты реакции.
Оборудование и материалы: 1.два листа бумаги; 2. два маркера; 3. две детские машинки на верёвочке; 4. мячи; 5. две полоски картона для корпуса светофора; 6. наборы кругов: два красных, два жёлтых, два зелёных; 7. пластилин; 8.четыре дощечки; 9. четыре тряпочки; 10.набор дорожных знаков; 11. два карандаша с верёвочкой; 12. две маленькие игрушечные машинки; 13. книга правил дорожного движения для приза; 13.листы с надписями для обозначения цветов светофора.
Ход занятия
Две команды из 1-4 классов. Выбирается жюри. Оценка по 5-ти бальной системе.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по улицам города. Узнаем, как вы знаете правила дорожного движения. Всё это пройдёт в форме соревнований. Команды построены. Дайте название своим экипажам. Условие: название должно быть связано с ПДД.
Команды придумывают названия.
- Каждый экипаж выберет главного водителя, т.е. капитана команды.
1 конкурс: - Прежде, чем ваши автомобили отправятся в путь, экипажи должны на листах бумаги нарисовать автомобили, на которых отправятся в путь. Это должны быть автомобили будущего.
2-й конкурс: - Разрешение на выход в путь получено. Но необходимо сдать экзамен на вождение. Вы должны быстро и без аварий довести машину до пункта назначения: детскую машинку на верёвочке между мячами.
3-й конкурс: - Экзамен на вождение сдан. Итак, поехали! Но что мы должны поставить на дороге, чтобы не случилось аварии? Светофор! Сейчас мы
увидим, как вы собираете светофор: на полу возле стены лежат корпуса для светофора: круги красного, зелёного, жёлтого цвета и пластилин. Необходимо участие 6 членов экипажа. 1 член экипажа бежит, прикрепляет к стене корпус, 2 прикрепляет первый круг и т.д. После прикрепления кругов необходимо возле каждого круга прикрепить правильную надпись, обозначающую значение данного цвета светофора. Но не забывайте: обозначения вы ставите для водителей.
4-й конкурс: - Отгадайте загадку:
Полосатая лошадка,
Её зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут.
- Попробуем пройти по пешеходной дорожке. У каждого экипажа по две дощечки. Каждый член экипажа кладёт на пол одну дощечку и становится на неё ногой. Кладёт вторую дощечку перед собой и становится на нее второй ногой. Дощечку, которая осталась позади, надо взять и вновь положить перед собой, чтобы поставить на неё ногу. Таким образом дойти до стены, назад вернуться обычным бегом.
5-й конкурс: - А теперь отгадаем загадки. Каждой команде по 5 загадок. 1.Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик (милиционер)
2.Дом - чудесный бегунок
На своей восьмёрке ног,
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам (трамвай)
3.Вот так чудо - чудеса!
Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу
И качу, качу, качу! (велосипед)
4.По обочине дороги
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
То, что нам они велят (знаки)
5.Не живая, а идёт.
Неподвижна, а ведёт (дорога)
6.Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь -
Зеленый, жёлтый, красный (светофор)
7.Маленький, удаленький,
Громче всех кричит (свисток)
8.Дом по улице идёт,
На работу нас везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках (автобус)
9.Пьёт бензин, как молоко.
Может бегать далеко.
Есть большой, есть карапуз,
Но везёт тяжёлый груз (грузовик)
10.Знак зелёный загорится –
Значит, можно нам садиться.
Доставит вас куда хотите,
Если очень вы спешите (такси)
6-й конкурс: - Всегда ли вы, переходя дорогу, смотрите по сторонам? Сейчас мы это проверим.
Прежде чем на дорогу шагнуть,
Всегда осмотритесь: опасен ли путь?
Налево сначала ты посмотри,
Направо потом, в середине пути.
- У каждого экипажа по две тряпочки. Вы ставите на них ноги и начинаете передвигаться, как на лыжах, соблюдая правило: в начале пути смотрите налево, дойдёте до середины зала и посмотрите направо. Назад обычным бегом.
7-й конкурс: - После гонки мы немножко устали. Остановим автомобили и выйдем передохнуть. Но время терять не будем. Будем расшифровывать дорожные знаки. Каждому экипажу будут показаны дорожные знаки. Чей экипаж даст больше правильных ответов.
8-й конкурс: - Снова экзамен по вождению для главных водителей. Главные водители должны намотать на карандаш верёвочку, на конце которой привязана машинка. Кто быстрее?
9-й конкурс: - Теперь все вы выйдете из своих автомобилей и станете обыкновенными пешеходами. Чей экипаж быстрее и более точно даст ответ на вопросы:
Жюри подводит итоги. Награждение победителей.
Хочу также предложить на рассмотрение презентацию (приложение 2) по профилактике Правил дорожного движения, которую я делал, когда ещё учился в школе. Эту презентацию учитель ОБЖ (моя мама) показывала ученикам начальной школы.
На данном этапе жизни в нашей стране нашего общества не стоит вопрос, нужно ли изучать Правила дорожного движения в школе. Это просто необходимость. В заключение приведу в пример слова одной мамочки: «Сейчас движение весьма оживленное даже на небольших улицах. И без знаний правил дорожного движения в большом городе просто не выжить! Хорошо, если родители научат ребенка вести себя на проезжей части. Но ведь далеко не все дети растут в благополучных семьях! А элементарные навыки безопасности ребенок должен освоить в любом случае».
Филимоновская игрушка
Калитка в сад
Девчата
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Заяц-хваста