Работа выполнена на местном материале, опирается на исследования, наблюдения, беседы и встречи.
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny.docx | 20.03 КБ |
Введение
Дети войны...
Смотрят в небо глаза воспаленные.
Дети войны...
В сердце маленьком горе бездонное.
Дети войны –
В городках, в деревеньках бревенчатых...
Дети войны,
Нас баюкали добрые женщины...
Наша страна готовится к 70-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Я просмотрела и перечитала много книг о войне. Особенно мне понравились книги: Н.Доризо «День нынешний и день вчерашний» и Н.М.Олещенко «Во имя победы». В этих книгах, в стихах показана вся Великая Отечественная война, жизнь в военные годы. Мне понравилось стихотворение Майи Румянцевой «Баллада о седых». Многие стихи положены на музыку. Эти песни пели в военные годы на фронтах и в тылу. Их пели и поют и сейчас. Например: «Враги сожгли родную хату» на стихи М.Исаковского. Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 70 лет тому назад на нашей Родине. И, когда читаешь, даже наворачиваются слезы.
Тот далёкий 1941.
22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины. Во время Великой Отечественной войны на фронтах сражалось около 700 тысяч жителей Башкортостана, из них погибло около 300 тысяч человек. 9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободившей не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с дымных полей войны.
Вклад кугарчинцев в победу над фашизмом
Из нашего района, по данным книги Памяти, погибло, пропало без вести, умерло от ран, болезни, в плену 6066 человек. В том числе Герои Советского Союза: Шамгулов Фаттах Гафурьянович, Ежов Николай Герасимович, Ерёмин Михаил Иванович, Жувасин Павел Алексеевич.
Я горжусь, что мои земляки-кугарчинцы делали все, что могли для победы в тылу и на фронте. Несмотря на суровые условия, жители нашей республики внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.
Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, главным лозунгом был «Все для фронта! Все для победы!». Война не обошла стороной и наше сельское поселение. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. Накануне войны строились дома, мастерские. Все радовались, что деревня так быстро строится, все лучше и интересней жить становилось. Но началась война, и все мужчины ушли на фронт. Жители вместе со всем советским народом сражались на всех фронтах и самоотверженно трудились в тылу. Ушли на фронт из д. Воскресенское 116 человек, а вернулось лишь 58. 58 человек не вернулись в свою деревню с полей сражения. В память о павших в центре д. Воскресенское установлен обелиск. Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев на тракторах и комбайнах.
Мои односельчане – дети военного времени
К сожалению, в живых ветеранов в нашей деревне не осталось. Лишь одна вдова погибшего. Это Лакиенко Галина Сергеевна.
Дети военных лет еще, к счастью, живы и могут поведать о страшных военных годах. Я беседовала с Борсученко Еленой Яковлевной. Какой это был героический труд - в лютые морозы, изнемогая от холода, голода и усталости заготавливали дрова, ремонтировали технику. Она со слезами вспоминала военные годы. Она вспоминает, как голодно жили люди в деревне. Ели семена лебеды, листья конёвника, собирали много черемухи, ягод. Зимой пили чай с ними вместо сахара. Она наравне со взрослыми, кто еще остался в селе, работала на тракторе «плугарём». Вспоминает про сплав леса по реке Белой. Как по пояс в ледяной воде отталкивали брёвна баграми. А ночевали прямо на сырой земле. Но никто не жаловался, потому что знали, что на фронте ещё труднее. А главная задача была – победить лютого «фрица».
Моя прабабушка. Тяготы военной поры.
Я хочу рассказать о моей прабабушке Герасимовой Татьяне Васильевне, которой в этом году исполнилось 85 лет.
Когда началась Великая Отечественная война, ей было 12 лет. В 1941 году её отца, как и многих других жителей деревни, забирают на фронт. Взрослых мужчин в деревне не осталось… Только женщины и подростки.
С горькой улыбкой вспоминает она, как пахали колхозные поля на коровах. Каждая корова должна была отработать на колхозном поле 7 дней. «Наша корова,- вспоминает бабушка Таня, - отработала на поле 6 дней, а на седьмой вырвалась от меня и убежала в стадо. Я со слезами на глазах пошла домой, боялась, что мне трудодень не поставят. Иду. Плачу. Навстречу бригадир идёт. Я ему всё рассказала. Он посмеялся надо мной и отпустил домой, пообещав засчитать трудодень».
В 14 лет мою прабабушку, ещё двух девочек и трёх подростков направляют на курсы трактористов в с. Подгорное. Отучившись там 6 месяцев, она начинает работать на тракторе, а потом на комбайне. Она до сих пор помнит, как дрожали её колени, когда она впервые садилась за руль комбайна, но сил и уверенности прибавляло то, что она знала – её хлеб отправят и её отцу, который сражается на фронте.
Бабушка Таня говорит, что никогда не забудет тот день, когда её отец вернулся с войны.
«В тот день я была в поле, работала на комбайне. Кто - то прибежал и сказал, что моего папу привезли на машине Скорой помощи. Я уговорила тракториста остановить работу, чтобы сбегать домой. Увидев, что я убегаю, бригадир велел мне вернуться назад. Но когда узнал, почему я бросила работу, разрешил мне ненадолго сбегать домой. Возле своего дома я увидела много народу. Кто-то смеялся, кто-то плакал, все обнимались. Когда я сквозь толпу пробралась в дом, я увидела отца. Он сидел на лавке, у него не было одной ноги. Я подбежала к нему, кинулась в колени. Он обнял меня. И я долго плакала от радости и от жалости к нему». Из бесед со всеми я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание. Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг.
Заключение
Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа. Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
В Воскресенском рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мне в своей работе хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. В основу своей работы я положила воспоминания старожилов нашего села. Некоторые факты потрясли меня. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием. Я желаю всем, кто жил в эти трудные военные годы, прожить как можно дольше под мирным небом, рассказывая внукам и правнукам об ужасах этой страшной войны. Я хочу показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у наших сверстников в те далекие военные годы.
Используемые источники и литература.
Источники
Основу исследования образуют семейные архивы, фотографии, архивные материалы Зареченской сельской администрации, встречи с жителями деревни- детьми Великой Отечественной войны.
Мост Леонардо
Рыжие листья
Лягушка-путешественница
Злая мать и добрая тётя
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию