Данная работа была представлена на Ивашевские чтения. В ней суворовцы рассмотрели материал по особенностям русского характера в поэзии и прозе Д. Давыдова, где пытались через приводимые аргументы доказать, что победа русских в Отечественной войне 1812 г. связана с ментальными чертами национального характера, которые проявляются в русском человеке в трудные для страны дни.
Вложение | Размер |
---|---|
d._davydov_issledovatelskaya_rabota.doc | 81.5 КБ |
ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации
Черты русской души в творчестве Дениса Давыдова
Авторы исследования:
Ильминский М.,
Леонтьев И.
(7В класс)
Руководитель исследования:
Максимова Е.К.,
преподаватель отдельной дисциплины
«Русский язык и литература»
Ульяновск
Оглавление
Стр. | |
Введение | 3 |
Отдельные черты характера Д. Давыдова - военного | 6 |
«Суровая беда» 1812 года | 7 |
Патриотические мотивы лирики Д. Давыдова | 8 |
Патриотизм «партизанской прозы» | 11 |
Заключение | 13 |
Список используемых источников | 14 |
Введение
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, карать за дело,
Коль просить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой
Именно это стихотворение А.К. Толстого дало повод задуматься о чертах русского характера. Тема нашей работы - "Черты русской души в творчестве Д. Давыдова", не только выдающейся личности эпохи войны 1812 года, но и известного поэта нашей Родины. Мы сделали подборку стихотворных и прозаических произведений по данной теме и поразились, насколько ярко она звучит в творчестве Д. Давыдова.
Мы решили развить заявленную тему через исследовательскую деятельность по творчеству нашего знаменитого земляка, генерал-лейтенанта, предводителя партизанского движения Отечественной войны 1812 года, основателя гусарской поэзии в лирике. Таким образом, объективной областью нашего исследования стала литература первой половины 19 века.
Россия - великая, могучая страна и ее своеобразие, ее душа это и душа ее народа. Для иностранцев это неразгаданная тайна, а история конца 20 века свидетельствует о том, что даже многие наши соотечественники в недавнем прошлом пытались развеять этот миф о неповторимости характера русского человека. На наш взгляд, суть этого своеобразия когда-то очень точно выразил В.М. Шукшин, сам вышедший из сердцевины русской глубинки. По его мнению, эта суть в «стойкости духа», в неразрывной связи с традициями предков, с те, как «врачуют душу» «родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковые слова матери», т.е. те корни, которые писатель и назвал «животворящей силой» русского человека. И особенно проявляется эта сила именно тогда, когда человеку «становится невмоготу», «когда отступать некуда».
Сегодня Россия переживает переломный момент в своей истории. Одна из невосполнимых потерь, постигших ее в конце ХХ века, связана с упадком такого национального самосознания и утратой вековых духовных ценностей, особенно в среде нашего молодого поколения. Пробуждение России, конечно, должно начаться с нашего духовного возрождения, т. е. с попытки наших современников разобраться в себе, воскресить наилучшие свои качества и черты русского характера, русской души.
Поэтому нас так и заинтересовала биография и творчество нашего земляка, живого свидетеля великих событий 1812 года, когда история в очередной раз поставила Россию в обстоятельства, при которых отступать было некуда.
Объектом данной работы является личность, поэтическое и прозаическое творчество Д. Давыдова.
Предмет исследования - «зачашные песни» - «Послания к Бурцову», «Бородинское поле», «Записки о партизанской войне 1812 года», черты характера проявившиеся в самой личности этого героя.
Изучая творчество Д.Давыдова, мы и решили обобщить лучшие черты национального характера, чтобы вернуться к вековым духовным ценностям, составляющим основу русского мировосприятия. В этом и заключается актуальность данного исследования.
В связи с этим перед нами стоят следующие цели:
- выявить черты русского характера на примере жизни и творчества Д. Давыдова (прозы, поэзии и публицистических произведений)
- определить взаимосвязь между отдельными фактами биографии выдающейся личности Д. Давыдова и наиболее важными чертами его творческого наследия
- понять общие закономерности национального своеобразия отдельной личности и общих черт национального характера.
Задачи, которые решались в ходе нашего исследования:
- познакомиться с особенностями жизни, участия Д. Давыдова в войне 1812г. и своеобразием творчества Д. Давыдова
- проанализировать стихотворение как раннего периода творчества поэта («Послание к Бурцову»), так и позднего его этапа (элегия «Бородинское поле»)
- изучить отдельные прозаические произведения Давыдова («Записки о партизанской войне 1812г»)
- найти отзывы о жизни и творчестве Д. Давыдова его выдающихся современников.
Для исследования нами были выбраны следующие методы:
- изучение фактического материала по теме (историко-источниковедческий метод) с посещением библиотек училища и города
- отбор и систематизация необходимых фактов (текстологический и аналитический метод)
- определение логики изложения материала нашей исследовательской деятельности
- сравнение и сопоставление фактов
- обобщение и выводы.
Отдельные черты характера Д. Давыдова – военного
Если вспомнить одно из определений слова «душа», а именно: «совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека», то можно сформулировать нашу тему, как «Русский характер в творчестве Дениса Давыдова». А именно эта тема была в центре произведений всех классиков русской литературы.
Один из них, А.Н. Толстой, в своем рассказе «Русский характер» дал такое толкование этому явлению: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или малом, и поднимается в нем великая сила -человеческая красота».
По нашему мнению, великая сила человеческой красоты и проявилась во всей своей неповторимости в судьбе Дениса Давыдова. Познакомившись с материалами его биографии, с воспоминаниями о нем современников, мы убедились, что, будучи, казалось бы, обыкновенным простым человеком, маленького роста, неказистым, Давыдов достиг величайшей славы еще при жизни. «Знакомство с ним, -пишет его биограф, -стало почитаться в русском обществе за честь».
Какие же черты души этого человека помогли ему достичь такого уважения? Возможно, эти качества его характера увидел еще в маленьком Дениске великий Суворов при первой же встрече с мальчиком, сказав его отцу: «Этот удалой будет военным, я не умру, а он уже три сражения выиграет». И действительно, когда в 1801 году Давыдов поступил на службу в гвардейский кавалергардский полк, находившийся в Петербурге, хотя, когда Денис только явился определяться в полк, дежурный офицер наотрез отказался его принять из-за маленького роста. Тем не менее Денис добился, чтобы его прияли: за обаяние, остроумие и скромность его очень вскоре полюбили офицеры полка и составили ему протекцию.
В дальнейшем это упорство и целеустремленность помогли не только сделать блестящую карьеру военного, но и завоевать уважение и любовь своих сослуживцев.
Особенно ярко эти черты его характера, этот настрой его души проявились в нем в годину великих испытаний России. Здесь-то во всей полноте показалась еще одна черта русского характера – искренний патриотизм и, как следствие, беззаветное служение родине. Сначала это было в первой кампании с Наполеоном в 1806 году, куда он во что бы то ни стало решил попасть еще в самом начале ее. Желание воевать было причиной встречи с Багратионом, который и взял этого честного и отважного, блещущего юмором молодого гусара себе в адъютанты. Уже с 24 января 1807 года Денис Давыдов участвовал в боях с французами. В сражении при Прейсиш-Эйлау он находился при Багратионе, который появлялся со своим адъютантом на самых опасных и ответственных участках. Один бой по мнению Багратиона был выигран только благодаря Давыдову. Он в одиночку бросился на отряд французских улан и те, преследуя его, отвлеклись и упустили момент появления русских гусар. За этот бой Денис получил орден Святого Владимира IV степени, бурку от Багратиона и трофейную лошадь. В этой и других битвах Давыдов отличился исключительной храбростью, за что был награжден орденами и золотой саблей.
«Суровая беда» 1812 года
«Суровая беда» 1812 года, воспринятая Денисом Давыдовым и всеми русскими патриотами, как личная трагедия, всколыхнула в народе небывалую силу духа. Поэтому Давыдов предлагает своему командиру Багратиону неслыханную по тому времени в России идею партизанского движения в тылу врага. Логика была простая: Наполеон надеясь победить Россию за двадцать дней - на столько и взял с собой провианта. И если отбирать обозы, фураж и ломать мосты, то это создаст ему большие проблемы.
Из письма Давыдова князю, генералу Багратиону: «Ваше сиятельство! Вам известно, что я, оставя место адъютанта вашего, столь лестное для моего самолюбия, вступая в гусарский полк, имел предметом партизанскую службу и по силам лет моих, и по опытности, и, если смею сказать, по отваге моей… Вы мой единственный благодетель; позвольте мне предстать к вам для объяснений моих намерений; если они будут вам угодны, употребите меня по желанию моему и будьте надеждны, что тот, который носит звание адъютанта Багратиона пять лет сряду, тот поддержит честь сию со всею ревностию, какой бедственное положение любезного нашего отечества требует…»
Быстрые его успехи убедили Кутузова в целесообразности партизанской войны, и он не замедлил дать ей более широкое развитие и постоянно присылал подкрепления. К тому времени Давыдов становится личным врагом Наполеона, который ненавидел его и приказал при аресте расстрелять Дениса на месте. Ради его поимки выделил один из лучших своих отрядов в две тысячи всадников при восьми обер-офицерах и одном штаб-офицере. Давыдов, у которого было в два раза меньше людей, сумел загнать отряд в ловушку и взять в плен вместе со всеми офицерами. Легендарному герою в конце войны дошедшему до Парижа, был присвоен чин генерал-майора.
Таким образом, все величие, красота и сила русского характера проявилась в этом, таком простом, не лишенном недостатков, обыкновенном русском человеке именно в годы суровых испытаний для Родины.
Патриотические мотивы лирики Д. Давыдова
Все эти черты его русской души не могли не сказаться в творчестве поэта Давыдова, ведь, по определению писателя К.А. Федина каждый поэт и писатель пишет то, что «близко его переживаниям чувствам». Так, будучи гусаром, он создает целый цикл «зачашных песен», в которых ярко отражает самый дух «гусарства», его отвагу, искренность и прямодушие, неприятие пошлости, лицемерия, ханжества и низкопоклонства, преданность долгу, патриотизм.
Например, в послании к Бурцову он пишет:
Завтра трубы затрубят,
Завтра громы загремят.
Выпьем же и поклянемся,
Что проклятью предаемся,
Если мы когда-нибудь
Шаг уступим, побледнеем,
Пожалеем нашу грудь
И в несчастьи оробеем;
Вот этот патриотический мотив гусарских стихов в которых поэт говорит о священном долге каждого перед Родиной и положил начало литературной деятельности и политической славе. Именно благодаря этому гусарские стихи Давыдова выходят далеко за пределы узко-личной лирики на темы «гусарского веселья»:
Но коль враг ожесточенный
Нам дерзнет противу стать,
Первый долг мой, долг священный –
Вновь за родину восстать…
Полностью раскрывается поэтическое дарование Дениса Давыдова в его стихах и прозе посвященных событиям 1812 года, воспоминания о которых не оставляли его всю жизнь.
Знаковым событием этой войны стало Бородинское сражение. Поле этого сражения было колыбелью души Давыдова, так как его детские годы прошли в имении отца в селе Бородино. Поэтому, сражаясь здесь за независимость своей Родины – России, он сражался и за землю своих отцов, когда их родовое гнездо на его глазах разбирали по бревнышку на укрепительные сооружения. Здесь, на этом поле, он сроднился душой с теми героями, имена которых навечно остались в истории России. С болью и в то же время с гордостью пишет поэт о них в своей элегии «Бородинское поле» (1829г.)
Умолкшие холмы, дол некогда кровавый!
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!
Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу
Попрали сильные. Счастливцы горделивы
Невольным пахарем влекут меня на нивы...
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь гомерический, Багратион великий!
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!
Ермолов! я лечу - веди меня, я твой:
О, обреченный быть побед любимым сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!
Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей,
И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,
Завидую костям соратника иль друга.
Элегия это двухчастная. Первая, основная ее часть- взгляд в прошлое с высоты настоящего, когда лирический герой уже оставил свой боевой пост:
«Мой меч из рук моих упал…
Невольным пахарем влекут меня на нивы...»
Вопреки этому, его душа смотрит на мирное Бородинское поле, как на «умолкшие холмы, дол некогда кровавый», где вершилась судьба его Родины. В воспоминаниях возникают образы героев этого сражения – Багратиона, Раевского и Ермолова.
С особой теплотой поэт вспоминает великого полководца, своего учителя и командира Багратиона, смертельно раненного в этом сражении.
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь гомерический, Багратион великий!
Вторая часть элегии проникнута грустью о тех, кто уже в мире ином: «Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва!»
Умереть на поле битвы за Родину всегда было почетным для русского война, поэтому лерический герой и восклицает: «Завидую костям соратника иль друга».
Патриотизм «партизанской прозы»
Особенности русского характера становятся предметом его размышлений и в прозе. Так, например, в «Записках о партизанской войне 1812г.» он пишет о партизанском образе жизни, методах ведения войны. Но особенно пристально при этом он всматривается в черты героев войны, в том числе и простых партизан. Повсюду, где только ступала нога неприятеля, занялся пожар народной войны. «Соединяясь в крупные партии, ведомые кем-либо из отставных солдат или своих отважных товарищей, крестьяне нападали на врага, становясь бесстрашнее по мере того, как привыкали к кровавым встречам. Случалось, что в отсутствие отцов, мужей и братьев, вооружались женщины, брали в плен мародеров и фуражиров и с косами и вилами сопровождали их к воинским начальникам. По своему ожесточению против неприятеля известнее всех сделалась старостиха Василиса Кожина, дородная женщина с длинной французской саблей через плече поверх французской шинели».
В своих воспоминаниях Денис Давыдов пишет не только о героизме русской армии и ее полководцев. Он с горечью и болью, как подлинный офицер-патриот, рассказывает и о тех позорных для Родины днях, когда приходилось отступать под натиском ненавистного Наполеона, когда вместе «с ропотом в армии росло и удесятерялось желание дать отпор врагу, посягнувшему на честь и достояние, на само существование России как независимого государства, на целостность нации. Общее настроение армии превосходно выразил Ермолов в письме из Смоленска генералу Милорадовичу, формировавшему в Калуге из рекрутов корпус: «мы будем драться, как львы, ибо знаем, что в нас – надежда, в нас защита любезного отечества. Мы можем быть несчастливы, но мы Русские, мы будем уметь умереть и победа достанется врагам нашим плачевною. Солдаты наши остервенены ужасно».
Не может Давыдов, как честный гражданин России не вспомнить и предысторию Бородинского сражения, когда, совершая безпримерный переход на соединение с первой армией, солдаты и офицеры армии Багратиона видели в вынужденном отступлении чуть не измену, не соглашались с планом военного министра Барклая-де-Толли. Это их мысли и чаяния выразил Багратион в темпераментных посланиях начальнику главного штаба первой армии Ермолову: «Бойтесь Бога, стыдитесь! России жалко!...Писал я, слезно просил: наступайте, а я помогу. Нет! Куда вы бежите? За что вы срамите Россию и армию? Наступайте, ради Бога! Ей – Богу, неприятель места не найдет, куда ретироваться. Они боятся нас…»
Читая «Записки» Дениса Давыдова, мы отметили, что автор, размышляя о русском характере, видит его не только в представителях русской нации. Для него русские – это тот, который носит все его черты. Особенно щедро наделен был ими великий Багратион, который, не будучи русским по рождению, узнав о сдаче Москвы Наполеону, сорвал со своих кровоточащих ран повязки, не желая запятнать свое имя этим отступлением. Поэтому с какой любовью вспоминает о нем Денис Давыдов: «Это Ахилл наполеоновских войн, в числе первых оценивший пользу партизанской войны, постиг силою одного своего гения основные правила военного искусства… Имев неоцененное счастье служить в течение пяти лет адъютантом при князе, который был всегда весьма взыскательным начальником, я сохранил и сохраню до конца дней моих к памяти этого высокого героя и неподражаемо заботливого, доброго и снесходительного генерала чувство глубочайшего благоговения и самой искренней душевной признательности».
Выражая впечатления, произведенные на нас материалами жизни и творчества Дениса Давыдова, его «живой речью» и «вспышками острых слов», мы обращаемся к стихам поэта Вяземского П.А., посвященным памяти поэта – война:
Струёй не льётся вечно новой
Бивачных повестей рассказ
Про льды Финляндии суровой,
Про огнедышащий Кавказ,
Про год, запечатлённый кровью,
Когда, под заревом Кремля,
Пылая местью и любовью,
Восстала русская земля.
Заключение
В ходе работы мы нашли подтверждение выдвинутой нами гипотезе о причинно-следственной связи между кульминационными ситуациями в истории нашего государства и проявлением лучших черт русского национального характера. Следовательно, теперь мы можем утверждать, что именно на переломных этапах истории, в период которых решается судьба страны русский человек и проявляет духовную красот, именуемую как непостижимая тайна, загадка русского характера. Изучая материалы по теме, мы столкнулись с тем, что зачастую исследователи творчества Давыдова и его биографы акцентируют внимание читателей на «гусарских» чертах его характера. Рассказывают о нем только как о бесшабашном вояке, который переодевался в народный тулуп и говорил на понятном народу языке. Стихотворные тексты также анализируются как «зачашные песни», отодвигая на задний план образ лирического героя, философа, мыслителя, страшащегося одиночества человека. Это позволяет сделать вывод о том, что материалы нашего исследования могли бы углубить и расширить представления о Давыдове и о его лирике и быть использованы для проведения внеклассного мероприятия, краеведческой викторины.
В итоге нашей исследовательской деятельности мы научились добывать информацию из печатных и электронных источников, устанавливать взаимосвязь между жизненными фактами и их творческим осмыслением в поэзии и прозе, обобщать изученное и делать общие выводы по конкретным событиям.
Список используемых источников
Интернет - ресурсы:
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Снежная сказка
Как напиться обезьяне?
Учимся ткать миленький коврик
Огонь фламенко