«Частушки послушать –
словно в душу народную заглянуть».
Всё реже и реже можно услышать в России ЧАСТУШКИ.
Если ВЧЕРА их от души пели и на отдыхе после ударной работы, и на гуляньях, и на улицах, то СЕГОДНЯ их исполняют либо на концертах, либо на конкурсах, либо в узком семейном кругу.
А как же ЗАВТРА? Будут звучать ЧАСТУШКИ или нет?
Это – нелёгкий вопрос, и ответить на него можно, лишь включив фантазию: СЕГОДНЯ в русскую культуру идёт усиленное проникновение иностранной «культуры».
А как хотелось бы, чтобы наша РУССКАЯ ЧАСТУШКА пересекла границы других стран и стала бы понятна их жителям не только текстом и мелодией, но и своей неповторимой душой. Тогда люди на Земле стали бы добрее и милосерднее, ведь, недаром в исконно русских словах «ЧАСТУШКА» и «ГАРМОШКА» есть уменьшительно-ласкательные суффиксы: -УШК-, -ОШК-.
И вот что интересно – слова эти не переводятся на другие языки, а лишь записываются иностранными буквами:
«CHASTUSHKA», «GARMOSHKA».
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_teme_chastushki.doc | 765 КБ |
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Уралинская основная общеобразовательная школа»
Большеуковского Муниципального района Омской области
Частушка – зеркало народной души
Автор:
Ульянова Наталья Сергеевна,
учащаяся 9 класса
МКОУ «Уралинская ООШ»
Научный руководитель:
Ульянова Мария Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Уралинская ООШ»
Уралы - 2013г
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретическая часть
ЧТО ТАКОЕ ЧАСТУШКА? 6
Глава 2. Исследовательская часть
Частушки родного села 9
Заключение 13
Литература 14
Приложение 15
-2-
Введение
«Частушки послушать –
словно в душу народную заглянуть».
Свободное время или досуг является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. Обоснование этого утверждения встречается ещё в работах древнегреческих философов. Аристотель, например, свободное время связывает со свободой жизнедеятельности человека. Шопенгауэр называл досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я».
Что касается моего досуга, то я увлекаюсь музыкой и танцами, а так же занимаюсь изучением фольклора нашего села.
А если перенестись в далекие послевоенные годы или раньше, то молодежь ходила на вечеринки, на гуляния, водила хороводы, пела народные песни , конечно же, частушки. Обо всем этом я знала из рассказов моей бабушки. И заинтересовавшись частушками, начала собирать и записывать их у односельчан.
Актуальность работы
Всё реже и реже можно услышать в России ЧАСТУШКИ.
Если ВЧЕРА их от души пели и на отдыхе после ударной работы, и на гуляньях, и на улицах, то СЕГОДНЯ их исполняют либо на концертах, либо на конкурсах, либо в узком семейном кругу.
А как же ЗАВТРА? Будут звучать ЧАСТУШКИ или нет?
Это – нелёгкий вопрос, и ответить на него можно, лишь включив фантазию: СЕГОДНЯ в русскую культуру идёт усиленное проникновение иностранной «культуры».
А как хотелось бы, чтобы наша РУССКАЯ ЧАСТУШКА пересекла границы других стран и стала бы понятна их жителям не только текстом и мелодией, но и своей неповторимой душой. Тогда люди на Земле стали бы добрее и милосерднее, ведь, недаром в исконно русских словах «ЧАСТУШКА» и «ГАРМОШКА» есть уменьшительно-ласкательные суффиксы: -УШК-, -ОШК-.
И вот что интересно – слова эти не переводятся на другие языки, а лишь записываются иностранными буквами:
«CHASTUSHKA», «GARMOSHKA».
-3-
Обоснование моего исследования
В наше время, пожалуй, каждый человек на вопрос, знает ли он, что такое частушки, - ответит утвердительно. Если сам он не помнит ни одной частушки, наверное, слышал их на различных праздниках. Частушки сопровождают нас по жизни с детства. Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Во всей мировой литературе не найти такого жанра! Поэтому необходимо к ней особое отношение и внимание.
Значимая проблема исследования: отсутствие интереса к прошлому своих предков.
Цель работы: записать тексты частушек и сделать их анализ для формирования богатейшей кладовой духовной и культурной жизни народа.
Задачи:
1. Провести анкетирование старожил села
Методы:
1. Самостоятельная работа
4.Сравнение и анализ
Объект исследования: фольклор села Уралы.
Предмет исследования — частушки села.
-4-
Место исследования: Омская область, Большеуковский район, село Уралы
Сроки и продолжительность исследования: сентябрь-январь 2012-2013 г.
В чём же новизна работы?
Всё новое - давно забытое старое. Новизна работы в том, чтобы через частушку сохранить отдельные моменты прошлого наших предков и
чтобы оно не уходило в никуда, а жило в памяти людей.
Практическая значимость
Моя работа поможет учащимся через знание русской частушки:
Перспективы исследовательской работы
В моих планах на будущее поставлена цель: записать тексты песен и оформить сборник с их участием.
Конечный результат: сборник «Эх, частушка, ты, частушка!»
Таким образом, каждую ЧАСТУШКУ можно сравнить с зернышком злака: как хлебороб собирает миллионы зёрен в свои кладовые, так и фольклористы, записывая частушки и публикуя их, формируют богатейшую кладовую духовной и культурной жизни народа с целью её обогащения и сохранения для потомков.
-5-
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ЧАСТУШКА?
Значение слова Частушка по Ефремовой:
Частушка - Произведение народной поэзии лирического, злободневного или шутливого содержания, исполняющееся на определенный напев и представляющее собою четверостишие или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе.
Значение слова Частушка по Ожегову:
Частушка - Народная песенка - четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания
Частушка в Энциклопедическом словаре:
Частушка - короткая (обычно 4-строчная), исполняющаяся в быстром темпе,рифмованная припевка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно-музыкальноготворчества 2-й пол. 19-20 вв.
Значение слова Частушка по словарю синонимов:
Частушка — припевка, запевка
Этимологическому значению слова частушка:
Частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая.
Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались частыми. Поэтому новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка». Грамматически это было полной аналогией таких народных названий жанра, как «сбирушка», «набирушка», «каратушка» и т.д.
«Частушка»,-писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту».
СВОЙСТВА ЧАСТУШКИ
СВОЙСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Время рождения | 70-е годы XIX века |
Место рождения | в русском фольклоре (в русских деревнях) |
Качества | краткость, гибкость, простота композиции, прямота высказывания, образность, экспрессия, афористичность языка, реалистичность, остроумие, разнообразие тематики, наблюдательность, злободневность |
Обращение | к определённому лицу или слушателям |
Стих | Хореический |
Рифма | - перекрёстная (обычно рифмуются 2-я и 4-я строки) - смежная (парная) (реже - 1-я и 2-я, 3-я и 4-я строки) |
Музыкальная основа | - короткие одночастные - двучастные - мелодии, исполняемые полуговорком или напевно |
Вид жанра | фольклорная, самодеятельная, литературная |
Тематика | - любовно-бытовая - общественного содержания |
Эмоциональный тон | мажорный (основной). |
ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ ЧАСТУШКИ
ВЕРСИИ:
- одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII-XVIII веках;
- другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века.
Вторая точка зрения кажется более убедительной прежде всего потому, что литература (и древняя в том числе) использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют, кроме ЧАСТУШКИ.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:
-7-
русско-турецкая война, русско-японская война, 1-ая русская революция 1905 г.
ВРЕМЯ И МЕСТО:
- впервые слово «ЧАСТУШКА» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в 1889 г.;
- в русской литературе ЧАСТУШКА появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников;
- ЧАСТУШКИ возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её и названием, то определяющим её характер, то прямо указывающим на место её рождения.
Таким образом, наиболее ценны частушки, связанные с прошлым наших предков. Чтобы сохранялась память о нём, необходимо собирать, записывать и публиковать те знания, которые передают нам старожилы села.
-8-
Глава 2 Исследовательская часть
Частушки родного села
«Частушка жива, пока жив народ, её создающий».
Частушка – полноправный жанр фольклора. Она, как и другие жанры устного народного творчества отражает быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края. На сегодняшний день знатоков частушек в нашей деревне осталось немного.
Этап I Анкетирование старожил села
Задача: провести анкетирование старожил села.
Чтобы достичь поставленной в работе цели, я решила провести небольшое исследование среди старожил села. Им были предложены несколько вопросов, связанных со знанием текстов частушек.
Вопросы были такие: -знаете или нет частушки?
- можете ли их пропеть?
Мною было опрошено 10 человек:
В результате проведённой работы оказалось, что ответы старожил села разделились на 2 группы:
- знают и помнят 40%
-знают , но не помнят 70%
Среди 40% оказались Емельянова К.П., Мачанкина А.П, Купрейкина Ефросиния Тимофеевна, Пилипчук Нина Александровна.
Следовательно, знают частушки все из опрошенных, но вспомнить их в данный момент для многих проблематично.
Этап II Запись текстов частушек
Задача: записать тексты частушек, сохранившиеся в памяти старожил села.
Для достижения поставленной задачи я воспользовалась воспомининиямитех старожил, которые знают и помнят хотя бы несколько текстов. Но основная их часть принадлежит моей прабабушке Золотухиной (Метелёвой) Елизаветы Яколевны.
(Приложение №1)
-9-
А также неоценимую помощь оказала ныне здравствующая её сестра Андреева (Метелёва) Мария Демидовна, проживающая в с.Фирстово. (Приложение №2)
Общими усилиями мною записана 91 частушка.
Этап III Анализ текстов частушек с т.з. их тематики
Задача: проанализировать и сгруппировать тексты частушек.
Во-первых, проведя анализ текстов частушек, я обратила внимание на то, что на одну мелодию исполнялась целая серия частушек, а в 4-ёх строчках можно рассказать целую историю, случай из жизни, причём рассказать с юмором, используя намёки, умолчания, аллегории и ассоциации.
Во -вторых, чтобы представить прошлое наших предков, я решила их сгруппировать по разным направлениям. Все частушки я разбила по разным темам на 5 групп.
1. Частушки о любви, об отношениях между парнями и девушками (47)
Приложение № 3
Приложение № 4
3. Частушки о взаимоотношениях с подругой (16)
Приложение № 5
4. Частушки о связи с природой (5)
Приложение № 6
5. Частушки о войне и армии (3)
Приложение № 7
Результат в % соотношении можно проследить на полученной диаграмме.
Таким образом, самой широкой темой является тема любви и любовных страданий. В этих частушках в одного влюбляются сразу две девушки или появляется соперница-разлучница. ( Приложение № 3.)
Многочисленной является и группа частушек о жизни в деревне.
-10-
Этап IV. Частушечная грамматика
Задача: провести лингвистический анализ текстов частушек.
Собранные тексты частушек необычные. В них встречается много слов, которые служат для пополнения лексикона как моего, так и окружающих.
В результате проведённого лингвистического анализа из 91 текста частушек мною выделены:
(Приложения № 3-7)
Любимый | Любимая |
Ягодиночка мой | Ягодиночка моя |
Мальчишечка | Матанечка |
Маленький | Маленький ребёночек |
Миленький, милый, милой | Девушка-беляночка |
Иван, Василий, Шура, Шуристый ( именные) | Милочка |
Дорогой | Девчоночка |
Милёночек | |
Мастеровой | |
Залётка | |
Ухажёр | |
Ретивый | |
От сахара осколочек | |
Хорошенький |
-Ох, маменька
- подруга
-11-
3. Частушечные сравнения (Приложение №6)
4. Устаревшие слова
5. Диалоги
Например, -Говорила я милому,
Небогатого я дому.
-Ягодиночка моя,
Не разбираю это я.
6. Монологи
Например, Мама чая, мама чая,
Мама чая не хочу.
У ворот стоит мальчишка,
Познакомиться хочу.
Например, У моей у милочки
Всё по новой моде.
Чашки, ложки во дворе,
А курицы - в комоде.
Таким образом, делая анализ текстов частушек, можно готовиться к сдаче ГИА по русскому языку и литературе.
Этап V. Создание сборника частушек
Задача: создать сборник «Эх, частушка, ты, частушка!»
Прилагается к работе. (Приложение № 8)
-12-
Заключение
«Частушка – народное сокровище России».
Изученные и исследованные мною частушки показали, что они, как и другие жанры устного народного творчества, отражает быт, жизненный уклад, обычаи, красоту родного края.
Работая по сбору фольклора села, я получила огромное удовольствие не столько от результата своей работы, сколько от общения с пожилыми людьми. Многое узнала об их жизни, об их увлечениях в те далекие годы, когда не было ни телевизора, ни магнитофона.
Результаты работы:
- проведя анкетирование старожил села, оказалось, что только 40 % из 10 опрошенных помнят и могут напеть частушки.
- выявив данную проблему, мною всё-таки были записана 91 частушка.
Вывод по проделанной работе:
Мною записаны тексты русских народных частушек и сделан их анализ.
Я с уверенность могу сказать, что частушка—зеркало народной души.
Моя работа по сбору фольклора села продолжается.
-13-
Литература
-14-
Приложение
Приложение №1 Сведения о старожилах села
Золотухина (Метелёва) Елизавета Яколевна родилась 4 ноября 1913 года в крестьянской, бедной семье. Семья была очень большая. Отец умер в 1921 году, у матери осталось на руках 8 детей. С 7 лет стала батрачкой, занималась воспитанием детей из богатых семей. В свободнное время пели песни, плясали, водили хороводы.
Приложение №2 Сведения о старожилах села
Андреева (Метелёва) Мария Демидовна родилась 4 апреля 1921 года в селе Чебаклы. Окончила 4 класса, затем пошла работать разнорабочей в колхоз. Через какое-то время послали учиться на воспитателя. Через 3,5 месяца закончила обучение, получила диплом. Приехав в село, назначили заведующей детским садом.
В 1939 году вышла замуж и уехала в Якутию. Во время войны вернулась обратно с 1,5 годовалым ребёнком на руках. С 1942 по 1946 год работала сливкоотделителем. Переехала в село Фирстово и вышла замуж за Андреева Николая. С этого времени работала поваром в течение 10 лет.
С 1971-1976 год перешла работать на должность технички в сельский совет,отсюда и ушла на пенсию.
-15-
Приложение № 3
Частушки о любви, об отношениях между парнями и девушками (47) Запись 2012г.
1. Эх, топну ногой, 2. Я иду, а мне навстречу
Ножкой правенькой. Соловей прилетел.
Всё равно девчата любят, До того дотосковался,
Хоть и маленький. Что три дня ничего не ел.
3. Мама чая, мама чая, 4. Мама чая, мама чая,
Мама чая не хочу. Мама чая с молоком.
У ворот стоит мальчишечка, Я сама себе не рада,
Познакомиться хочу. Что связалась с дураком.
5. На столе стоит стакан, 6. Если я тебе не пара,
А в стакане лилия. И характер не такой,
Что ты смотришь на меня, Поворачивай направо
Рожа крокодилия? И уматывай к другой.
7. У подружки сарафан, 8. Пароходик синенький
А у меня-четыре. На пароходе миленький.
У подруженьки Иван, Пароход, падай свисток,
А у меня Василий. Поехал милый на восток.
9. На моей куртушечки 10. -Говорила я милому:
Не кудель, а вата. Небогатого я дому.
Меня миленьким корят, -Ягодиночка моя,
А я не виновата. Не разбираю это я.
-16-
11. Ох, что ж ты стоишь, 12. У милёночка избёночка
Моё сердце томишь. Похожа на овин.
Ты ко мне не подходишь Кабы я была недурочка,
И ничего не говоришь. Не думала б о нём.
13. У кого какой милёнок, 14. Вот она посыпала,
А у меня мастеровой. Погода сыроватая.
Замечательная походочка, Сама бела на лицо,
Качает головой. Любила черноватого.
15. Карие глазоньки не смоешь 16. У меня братишка Ваня,
И платочком не сотрёшь. И залётку так зовут.
Ты не бойся, что я бойка, Заболит моё сердечко,
Со мной не пропадёшь. Брата Ваней назовут.
17. Городила городушечку 18. Ох, любила я его,
С горы на косогор. Милые девчоночки,
Проходи, садись на лавочку, За его за разговор,
Мой новый ухажёр. За карие глазёночки.
19. Ухажёр, ухажёр , 20. Шура, Шура, шуристый,
Ухажёр мой Колька, Какой ты подмазуристый?
Ты ухаживаешь за мной, Без лучинки, без огня
А я за тобой нисколько. Выжег сердце у меня.
21. У моего милого 22. -Ты зачем меня ударил,
Сидит в углу кикимора. Незнакомый по плечу.
Это не кикимора, - Я за то тебя ударил,
Жена его любимая. Познакомиться хочу.
-17-
23. Я иду не унываю, 24. Я иду, я иду,
Да и ты не унывай. Я иду и встану.
Закрывай любовь в коробочку, Телеграмму отобью
Уматывай давай. И милого достану.
25. Что же ты наделала, 26. Что мой миленький наделал,
Милого прогневала. Сад зелёный подрубил.
Надо было, дурочке, Лучше б ты меня зарезал,
Прижать ко белой грудочке. Чем другую полюбил.
27. Говорят, говорят, 28. Все идут - моего нет.
Присушаю я ребят. Запрягу коня ,поеду.
Спросите милого моего, Дайте, девушки, совет
Присушила ль я его. Толи ехать, толи нет.
29. Я сидела и глядела 30. Я пою, я пою,
На тебя, мой дорогой, Я пою и вою.
Когда вынешь из кармана Я своему ретивому
Мой платочек голубой. Не даю покою.
31. Я пою, я пою, 32. У меня милёночек
Я пою и плачу. От сахара осколочек.
Меня милый променял Носит вышиту рубаху,
На навозную клячу. Вышитый приполочек.
33. У моего милого 34. Ягодиночка ты мой,
Рубаха кашемировая. Зачем торопишься домой.
А теперь у этого Тебе, наверно, надоело
Рубаха сатинетовая. Разговаривать со мной.
-18-
35. -Говорил мне Ванечка, 36. Топну ногой
Расти, моя матанечка. Правой ноженькой.
Я росла, старалася Растаюся я с тобой,
И Вани не досталася. Мой хорошенький.
37. По деревеньке иду, 38. Из-за горочки виднеется,
Собаки лают на беду. Матанечка идёт.
Собаки лают, словно знают, Располны- полны ведёрочки
Что я к милому иду. Воды на чай несёт.
39. У моей у милочки 40. Куда миленький поедешь,
Всё по новой моде. Примечай на полосе.
Чашки, ложки во дворе, Бела кофта со цветами
А курицы -в комоде. И ала ленточка в косе.
41. Куда миленький поедешь, 42. Дорогого не вините,
Замечай какая вода. Дорогой не виноват.
Это я слезами наполнил Кабы я не изменила,
Крутые берега. Дорогой не сделал б так.
43. Ягодиночка ты мой, 44. Милый мой, милый мой,
Да удивительный какой. Что ты сделал надо мной?
Удивил меня девчоночку Я, как маленький ребёночек,
Своею красотой. Гоняюсь за тобой.
45. Сяду я на лавочку, 46. Сяду я на лавочку,
Возьму балалаечку. Которая не гнётся.
Как ударю по струнам, Мне не 25 год,
Подходите девки к нам. Какой — нибудь наёйдётся.
47. Топнула я,
И не топнула я.
Съела целого барана
И не лопнула я.
-19-
Приложение № 4 Частушки о жизни в деревне (20)
(Запись 2012г.)
1. Эх, подруга, выходи, 2. Я у тяти лишняя,
Не стесняйся публики. У мамы горемычная.
Мы ни где-нибудь с тобой, Дали мне наделочку
А в своей республике Разбитую тарелочку.
3. Я тятеньки, у маменьки 4. Я у тятеньки одна
По многу хлеба ем. Колодец мерила до дна.
Сшейте белую котомочку, Кто женатиков не любит,
Уйду, не надоем. Я отчаялась одна.
5. Подойду я близко к дому, 6. Все папаши в поле пашут,
Дом невесело стоит. Моего папаши нет.
Разродимый-то мой тятенька, Мой папаша миленький
Во сырой земле лежит. лежит в земельке сыренькой.
Мой папаша под хрестом,
Спит папаша мёртвым сном.
7. Мама спит на западне,
Я - на западёнышке. 8. Разродима моя мама,
Мама думает обо мне, Как тебе меня не жаль.
А я всё о милёночке. Посадила на машинушку,
Сказала: «Поезжай».
9. Я любили, на то била, 10. Не ходите девки замуж,
Выйти замуж за него. Тяжеленько привыкать.
Капитал не дозволяет С половицы на другую
У папаши моего. Не велят переступать.
- 20-
11. Не пойду замуж вовек, 12. -Ох, маменька,
Где семнадцать человек. Люблю я Колю.
Я пойду за Коленьку, -Люби, дочка,
Где семейка в троичку. Даю волю.
13. -Маменька, люблю Ваню. 14. Перепела песни все
-Люби, дочка, давно знаю. На широкой полосе.
-Маменька, люблю Мишу. Песенок напелася
-Люби, дочка, давно слышу. И села наревелася.
15. Дорогие мои родители, 16. У милёночка была,
Я розочка у вас. Стояла под палатями.
Я пойду вы посмотрите Не ошиблась полюбить,
На меня в последний раз. Четвёртый сын у матери.
17. Говорят, что я сердита, 18. Я любила чаю пить,
Из камней сердечко слито. Любила по воду ходить.
Совершенно правильно Возле дома милого
Моё сердечко каменно. Ходьба была любимая.
19. У меня по воскресеньям 20. Девушки-беляночки,
Кофточка малиновая. Ходите на поляночки.
Брось играть, пойдём гулять, Когда стары будите,
Тоска невыносимая. Поляночки забудите
-21-
Приложение № 5
Частушки о взаимоотношениях с подругой (16)
1. Я надену юбку клёшь, 2. У подруженьки на юбочке
Подружка, врёшь, не отобьёшь. Написано чи-чи.
Отобьёшь, так отбивай, Прочичикала милёночка
Навстречу мне не попадай. Теперь и не кричи.
3. Подруженька надела 4. Подруженька моя,
Косоклинный сарафан. Слышала я штучку.
Обмочи подол в корыте, С моим дураком
Тогда милого отдам. Ходишь ты по ручку.
5. Подруженька моя, 6. Подруженька моя,
Слышала я новости. Будь родная мне мать.
Отбиваешь у меня Мы с милёночком расстались,
Да безо всякой совести. Сведи-ка нас опять.
7. Дорога моя подруга, 8. Подруженька моя,
Ты бы не серчала. Как я буду вас сводить.
Он другую проводил, Ты девчонка боевая
А ты бы промолчала. Не сумела угодить.
9. Ой, подруга милая, 10. Дорога моя подруга,
Недалека линия. Как я буду угодждать.
Пойду лягу под машину Он вчерашний вечерок
За измену милого. Пошёл другую провожать.
-22-
11. Дорогая моя подруга, 12. Все подружки на катушке,
Под машину не ложись. Прокати да прокати.
Не уже ли из-за гада Раньше я была на моде,
Променяешь свою жизнь? А теперь, подружка, ты.
13. Понапрасну небо красно, 14. Мы с подружкой дружно жили
Понапрасну ты горишь. И ходили по полям.
Понапрасну , ты подруга, Мы дарённые конфеточки
Эти вещи говоришь. Делили пополам.
15. У меня по воскресеньям 16. Я хотела отравиться,
Полушалок голубой. Еду приготовила.
Подруга, модничай не модничай Задушевная подруга
Милёнок будет мой. Сердце успокоила.
-23-
Приложение № 6
Частушки о связи с природой (5)
(Запись 2012г.)
1. Я иду, а мне навстречу 2. Я иду, ко мне навстречу
Куст зелёных ёлочек. Четыре голубёночка.
Тебе врут, а ты не веришь, Сизокрылые несут
Дорогой милёночек. Измену от милёночка.
3. Все-то галочки по парочкам 4. Горемычная кукушечка,
Летают по полям. Не ты ли мне сестра?
Давай,миленький, разделим У меня не было заботушки,
Горечко пополам. Не ты ли принесла?
5. Днём кукушечка кукует,
Ночью -дикий соловей.
Не забуду тебя, милый,
Хоть родная мать убей.
-24-
Приложение № 7 Частушки о войне и армии (3)
(Запись 2012г.)
1. Я стояла тайно плакала 2. Я своего милого
За каменной стеной. На самолёте видела.
Воротить хотела милого Бросил белую записочку:
Из армиии домой. «Воюю, милая».
3. Милый в армию поехал,
Строго мне наказывал:
-До приезда моего
Да не ходи ни за одного.
Приложение № 8 Сборник частушек Прилагается.
-25-
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Браво, Феликс!
Домик зимней ночью