Данная исследовательская работа посвящена 100-летнему юбилею писателя- фронтовика К.М.Симонова, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Работа состоит из введения, в котором обозначены цель, задачи, актуальность, обоснование выбора темы, новизна, гипотеза,объект и предмет иссследования, методы.Далее основная часть состоит из краткой биографии, творчества Симонова до Великой Отечественной войны, во время войны и послевоенный период, затем -заключение, литература и приложение.
Вложение | Размер |
---|---|
issledov_rabota.docx | 49.43 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Бузюрово муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан
Исследовательская работа
«О прошлом во имя будущего…
Творческий путь К.М.Симонова»
Выполнила: Сулейманова Алсу, 8кл.
Руководитель: учитель русского языка и
литературы Муллина Земфира Вячеславовна
Оглавление
Введение ………………………………………………………………...2-4стр.
Заключение……………………………………………………………...16-17стр.
Литература………………………………………………………………18 стр.
Приложение …………………………………………………………….19-20стр.
Введение
Великая Отечественная война…Все дальше и дальше уносит нас неуловимое время от одного из самых величайших и трагичных событий ХХ века. И нам, живущим в веке ХХI , даже трудно представить, что же пришлось преодолеть и выстрадать тем, кому довелось отстоять свободу и независимость для нас. В этом нам помогает литература. В нашей стране немало замечательных поэтов и писателей, посвятивших свое творчество теме войны.
Творчество Константина Михайловича Симонова в области военной тематики занимает особое место.
Исследование творчества Симонова и его общественной деятельности актуально, так как главным в творчестве Константина Симонова было утверждение и в литературе, и в жизни идей защиты Отечества и глубокого понимания патриотического и воинского долга. Творчество К. Симонова воспитывает патриотические чувства, заставляет каждый раз задуматься каким образом была одержана Победа в Великой Отечественной войне.
Цель работы : выявить историческую значимость, особенности творчества и общественную деятельность К.М. Симонова.
Выбор темы исследования «О прошлом во имя будущего… Творческий путь К.М.Симонова» обусловлен особенностями нашего времени, ситуации, когда воспитание патриотизма и гражданского долга не может осуществляться без опоры на исторические примеры мужества и героизма русского народа. С этой точки зрения творчество Константина Симонова правдиво. Он верит в Родину и человека. Творчество писателя- фронтовика, рассказывающее о Великой Отечественной войне, представляется одним из ценнейших источников патриотического воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Выяснить, как изображал войну военный корреспондент К.Симонов
2. Исследовать становление и развитие военного творчества
К. Симонова-писателя.
3. Определить роль деятельности писателя-фронтовика К.М. Симонова в послевоенные годы.
Новизна нашего подхода состоит в комплексном взгляде на творчество и деятельность К.М. Симонова как военного корреспондента, поэта, писателя и общественного деятеля.
Научное значение работы связано с изучением большого количества материала, не только произведений К. Симонова, но и его писем, статей, воспоминаний современников.
Объектом исследования является жизнь, творчество и деятельность К.Симонова.
Предметом исследования является изучение роли, значения творчества К.Симонова в воспитании патриотизма, общественно-политической деятельности.
Гипотеза исследования: творчество Константина Симонова, рассказывающее о Великой Отечественной войне, представляется одним из ценнейших источников патриотического воспитания.
Методы исследования: теоретический, библиографический, социологический опрос.
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов, поэт, прозаик, драматург. Родился 15 ноября 1915 г. в Петрограде, воспитан был отчимом, преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове.
Окончив в 1930 семилетку в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 семья переехала в Москву, и Симонов, окончив здесь фабзавуч точной механики, идет работать на завод. В эти же годы начинает писать стихи. Работал до 1935.
В 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихи К.Симонова. Закончив Литературный институт им. М.Горького в 1938, Симонов поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся.
В 1940 написал свою первую пьесу "История одной любви", поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 - вторую - "Парень из нашего города". В течение года учится на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получает воинское звание интенданта второго ранга.
С началом войны призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в "Красной звезде". В годы войны написал и пьесы "Русские люди", "Жди меня", "Так и будет", повесть "Дни и ночи", две книги стихов "С тобой и без тебя" и "Война".
После войны появились его сборники очерков: "Письма из Чехословакии", "Славянская дружба", "Югославская тетрадь", "От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента".
После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). С 1958 по 1960 жил в Ташкенте как корреспондент "Правды" по республикам Средней Азии.
Первый роман "Товарищи по оружию" увидел свет в 1952, затем большая книга - "Живые и мертвые" (1959). В 1961 Театр "Современник" поставил пьесу Симонова "Четвертый". В 1963 - 64 пишет роман "Солдатами не рождаются". (В 1970 - 71 будет написано продолжение - "Последнее лето".)
По сценариям Симонова были поставлены фильмы: "Парень из нашего города" (1942), "Жди меня" (1943), "Дни и ночи" (1943 - 44), "Бессмертный гарнизон" (1956), "Нормандия-Неман" (1960, совместно с Ш.Спаакоми, Э.Триоле), "Живые и мертвые" (1964).
В послевоенные годы общественная деятельность Симонова складывалась таким образом: с 1946 по 1950 и с 1954 по 1958 он был главным редактором журнала "Новый мир"; с 1950 по 1953 - главным редактором "Литературной газеты"; с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 - секретарем Союза писателей СССР.
В 1974 был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Умер К.Симонов 28 августа 1979 в Москве.
К. Симонов начал печататься в 1934 году. Первая поэма К. Симонова «Беломорцы» раскрывает черты творческого стиля - отсутствие попытки упростить жизненные обстоятельства, чуткость в восприятии проблем и особенностей современности, активная открытость на события дня. Поворот к исторической тематике - один из характерных признаков развития русской советской литературы в 30-е годы. К. Симонов пишет поэму «Ледовое побоище». Он говорил: «Желание написать эту поэму у меня явилось в связи с ощущением приближающейся войны. Я хотел, чтоб прочитавшие поэму почувствовали близость войны… что за нашими плечами, за плечами русского народа стоит многовековая борьба за свою независимость».
Так К. Симонов напоминает своему поколению о прошлых боях и победах русского народа перед угрозой наступающего фашизма. Л. Финк пишет: «Симонов …написал поэму-призыв, поэму-предостережение, и пророчески-публицистическая направленность определяет ее очевидную ценность»1. Читая стихотворения середины 30-х годов , ощущается предчувствие автора войны:
Как будто мы уже в походе,
Военным шагом, как и я,
По многим улицам проходят
Мои ближайшие друзья.
Святая ярость наступленья,
Боев жестокая страда
Завяжут наше поколенье
В железный узел, навсегда.
Поэзия Симонова в довоенное время разнообразна. Он пишет на разные темы и сюжеты: стихи о покорении природы, «Мурманские дневники», баллада «Поручик», испанский цикл стихотворений.
В 1939-м Симонов был командирован на Халхин-Гол по предписанию политуправления Красной Армии в качестве корреспондента газеты «Героическая Красноармейская». Здесь он обрел направление своей жизни: во время финской войны окончил двухмесячные курсы военных корреспондентов при Военной Академии имени Фрунзе. С осени 1940г. по июль 1941г. были еще одни курсы при Военно-политической академии.
____________________
1.Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. - М., 1989. - С. 37-38.
Симонов окончил их буквально накануне начала Великой Отечественной войны - 15 июня 1941 года, получив воинское звание интенданта второго ранга.
Война для Симонова началась не в 1941г., а в 1939г. на Халхин-Голе, и именно с той поры определились многие новые акценты его стихов. Сам Симонов настойчиво напоминает об этом: «…первые в своей жизни выстрелы я услышал летом 1939 года в Монголии… Первое представление о том, что такое война, я получил, работая в нашей армейской газете во время конфликта с японцами на Халхин-Голе…»2
К. Симонов вспоминает: «На Халхин-Гол я поехал очень просто. Сначала меня никто не собирался туда посылать, я был, как говорится, слишком молод и зелен, и я должен был ехать не туда, а на Камчатку в войска, но потом редактор «Героической красноармейской» - газеты, которая выходила там, в Монголии, в нашей группе войск, - прислал телеграмму в Политуправление армии: «Срочно пришлите поэта». Ему понадобился поэт. Очевидно, в этот момент в Москве не нашлось никого более солидного по своему поэтическому багажу, чем я, меня вызвали в ПУР что-то так в час или в два дня, а в пять часов я уехал на владивостокском скором в Читу, а оттуда уже в Монголию…»3
В первый месяц войны Константин Симонов работал во фронтовой газете Западного фронта «Красноармейская правда», а затем, с июля 1941г. до осени 1946г. служил военным корреспондентом «Красной Звезды».
Как корреспондент он мог свободно передвигаться в прифронтовой зоне. К. Симонов пишет: «В первые годы войны мне довелось побывать на разных тяжелых участках фронта, и, должен сказать, в общем, я редко встречался с казенным, бодряческим, шапкозакидательским оптимизмом, со вслух высказанными надеждами, что все, раз-два, и переменится к лучшему; и мы,
_____________________
2. Симонов К. Военная лирика. - М.: Советская Россия, 1978. - С.3-4.
3. Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. - М., 1990. - С. 284.
раз-два, и будем в Берлине. Попадались, конечно, и такие люди, но людей таких, как правило, презирали: в одних случаях - за глупость, в других -за неискренность, а больше всего за душевную слабость, мешающую посмотреть правде в глаза».4
В военных очерках Симонова мы видим основанную на фактах веру автора и его героев в то, что победа придет рано или поздно, страна вновь заживет мирной и творческой жизнью. Задача К. Симонова как военного корреспондента - показать дух Армии, вот почему его произведения строятся на детальном описании того, что приходилось переживать и солдатам, и офицерам на фронтовых дорогах.
Излюбленный жанр военного корреспондента Симонова - очерк. Его статьи представляют собой ряд очерковых зарисовок, связанных публицистическими или лирическими отступлениями. В сущности, в дни войны К. Симонов впервые выступает как прозаик, но стремление писателя расширить жанры, в которых он работал, найти новые более яркие и доходчивые формы подачи материала очень скоро позволили ему выработать свой индивидуальный почерк. В очерках К. Симонова, как правило, находит отражение то, что он видел своими глазами, что сам пережил, или судьба другого конкретного человека, с которым свела автора война.
Его статьи и очерки насыщены реальными фактами, они всегда жизненно-правдивы. Когда очерки К. Симонова строились на материале беседы с участниками боя, они фактически превращались в диалог между автором и героем, который прерывается авторским повествованием («Солдатская слава», «Честь командира»). В очерках можно найти психологический портрет Героя - обыкновенного солдата или офицера переднего края, отражены жизненные обстоятельства, сформировавшие характер этого человека, подробно
___________4. Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. - М., 1990. - С.80.
описывается бой, в котором участвует герой. В прифронтовой полосе Сталинграда Симонов написал очерк «Солдатская слава» из разговоров с людьми, которые вышли из боев. В самом Сталинграде К. Симонов пишет еще два очерка: «Бой на окраине» и «Дни и ночи».
Особое место в очерках К. Симонова занимает тема дружбы, разрабатываемая автором в нескольких планах. В ряде очерков мы читаем о дружбе личной, о солдатской выручке и взаимной поддержке в бою, в других - о дружбе советских людей с народами других стран. Рассказывая о фронте и фронтовиках, К. Симонов отмечает то особенно развитое чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и выручки. После войны К. Симонов по материалам, напечатанным во время войны в периодической печати, выпускает сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».
Характеризуя в целом военные очерки К. Симонова, следует отметить, что все они отличаются большим вниманием к военным деталям, автор пишет о новых военных задачах и их решении, о боевом мастерстве, отваге и героизме воинов. При этом прямо говорит о трудностях боев, о великих испытаниях, выпавших на долю русского народа.
Первые военные стихи К. Симонова были прямым призывом, служили цели поддержания воинского духа солдат («Презрение к смерти», «Секрет победы», «Песня о комиссарах», «Защитникам Одессы»), а позднее события, описываемые К. Симоновым в стихах, рассматриваются им не только как факт, но и как результат определенного состояния человеческой души.
В июне 1941 года Симонов первым и наиболее просто сумел выразить ту глубокую личную уверенность в победе, которая вдохновляла на подвиги миллионы советских людей. Убедительность поэзии Симонова определяется ее художественностью, конкретностью, точным адресатом его стихов, тем, что они почти всегда заканчиваются не размышлением, а призывом к действию. Наиболее ярким подтверждением этому является стихотворение «Убей его!», которое звучит как прямое обращение к совести каждого бойца, к самым сокровенным мыслям и чувствам воина; в стихотворении сливаются публицистика и лирика.
В первые месяцы войны К. Симонов, как и многие советские литераторы, переживает творческий подъем, отражающий, по-видимому, огромное напряжение духовных и физических сил всего народа. В это время созданы «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня и я вернусь», «Майор привез мальчишку на лафете…» и многие другие поэтические шедевры К. Симонова.
Стихотворение «Письмо другу» («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…») было принято читателем как адресованное ко всем сверстникам поэта, его фронтовым друзьям.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Это стихотворение знаменует очень важный этап в творческом развитии Симонова. Поэт, который так хорошо умел раскрывать черты молодого поколения, сумел теперь выразить и связь своих сверстников с исконно русскими традициями, с широкими массами народа, с миллионами простых людей.
Стихотворение «Жди меня» было опубликовано в «Правде» в январе 1942 года. В этом стихотворении поэт Константин Симонов сумел угадать самое главное, самое нужное людям тогда и тем помочь им в самую трудную пору войны. Но удалось ему это вовсе не потому, что он старался угадать, что сейчас нужнее всего людям, что сейчас может им лучше всего помочь. Ничего подобного Симонов не задумывал. Он написал то, что было жизненно необходимо ему самому. Выразил то, что было в эту минуту важнее всего для него самого. И только поэтому, именно поэтому эти стихи, написанные одним человеком, обращенные к одной единственной женщине на свете, стали всеобщими, стали необходимыми людям, миллионам людей и в самое тяжелое для них время.
Тема многих военных стихов Симонова - дружба и товарищество. Названия стихов говорят сами за себя: «Однополчане», «Час дружбы», «Товарищ», «Смерть друга», «Был у меня хороший друг…», «Далекому другу», «Дом друзей», «Умер друг у меня…», «Дружба настоящая не старится…». В произведениях К. Симонова создан своего рода поэтический образ дружбы, ее моральный кодекс, дружбы требовательной, но верной, той, что «от ветров при жизни не качается, смертью одного из двух кончается».
В своем прозаическом творчестве К. Симонов не отошел от своих основных литературных принципов: он писал о войне как о тяжелом и опасном труде народа, показывая, каких усилий и жертв стоит нам каждый день. Писал с суровой беспощадностью и откровенностью человека, видевшего войну как она есть. К. Симонов осмысливает проблему взаимоотношений войны и человека. Война бесчеловечна, жестока и разрушительна, но она вызывает огромный рост гражданской активности и осознанного героизма.
В письмах Симонова есть одна очень важная самооценка - он относит себя к тем литераторам, которые вполне сознательно стремятся «написать войну правдиво и буднично, как великий и страшный труд.
В рассказе «Пехотинцы» Симонов так определяет свой взгляд на изображение войны: «На войне рассказывают о ней по-разному, иногда волнуясь, иногда приходя в ярость. Но чаще всего бывалые люди говорят о самом невероятном так, как Ткаленко, спокойно, точно, сухо, словно ведя протокол». Протоколирование невероятного - так зачастую можно определить стилистику симоновской прозы, а ее психологические истоки отлично объясняются фразой того же рассуждения о комбате Ткаленко: «Это значит, что они все давно обдумали и решили и поставили перед собой отныне единственную и простую цель - убивать врага».
В повести «Дни и ночи»со всей тщательностью выписана неразделимость личного и социального, частных и общих судеб. Сабуров, сражаясь и добывая победу, в то же время добывает счастье для Ани.
4.3. Драматургия.
К. Симонов впервые обратился к драматургии («Медвежья шкура», «Обыкновенная история») в 1939 году.
Пьеса «Парень из нашего города» (поставлена в марте 1941 года) стала знаменательной вехой творчества К. Симонова, в которой в образе Сергея Луконина мы видим новый, только зарождающийся тип человека.
Первая военная пьеса Симонова была опубликована на страницах «Правды» в июле 1942 года. Это была героическая драма «Русские люди», изобразившая героические черты русского народа, органически присущие ему чувство любви к Родине, высокое понимание своего гражданского долга, волю к победе, готовность к самопожертвованию.
Пьеса «Так и будет» написана Симоновым в 1944 году. Вопрос, который задает в пьесе полковник Савельев: «Чего вам больше всего хочется после войны?», жил в 1944 году в сердце каждого человека. Мечта о счастье помогала людям, вынужденным идти дорогами войны, и чем ближе и очевиднее становился ее конец, тем все настойчивее обращалась человеческая мысль к вопросу о том, что же будет после войны, возможно ли еще счастье для тех, кого она обездолила. Тема счастья как бы непосредственно вырастала из темы страдания, знаменуя новую страницу истории. Пьесой «Так и будет» Симонов обещал людям близкое счастье, и в этом было тогдашнее ее значение, в этом была причина ее успеха. В конце войны появляются пьесы «Под каштанами Праги» и «Русский вопрос». Итак, можно сделать вывод о том, что и драматургия Симонова также носила военную тематику, которая поднимала дух русского человека.
После войны К. Симонов отправляется в длительные заграничные поездки, сначала пятимесячная - в Японию, а потом - в США. Этим поездкам придавалось почти государственное значение. Симонов и его коллеги исполняли роли пропагандистов и агитаторов. После поездки К.М. Симонов написал повесть «Дым отечества». Эта повесть вызвала негативную реакцию Сталина, но к чему сводились конкретные замечания, поэт не знал.
Далее общественная деятельность Симонова складывалась таким образом: в 1946-50 главный редактор журнала «Новый мир». В 1946-54 - зам. генерального секретаря Союза писателей СССР. В 1946-54 депутат Верховного Совета СССР. В 1952-56 член ЦК КПСС. В 1954-58 вновь возглавил «Новый мир». Одновременно в 1954-59 и 1967-79 секретарь правления Союза писателей СССР. В 1956-61 и с 1976 член Центральной ревизионной комиссии КПСС. В 1956-м Симонов, редактор «Нового мира», вместе с членами редколлегии напишет официальное письмо Пастернаку, мотивирующее отказ печатать «Доктора Живаго» антиреволюционным содержанием романа . Со стороны Симонова предпринята долговременная акция возвращения в легальную литературу другого, сопоставимого по масштабам и незаслуженно «отодвинутого» писателя - Михаила Булгакова. Нелегко далась К. Симонову публикация в «Новом мире» летом 1947 года «Партизанских рассказов» Михаила Зощенко. Он стал председателем комиссии по литературному наследию О. Мандельштама и настойчиво добивался издания книги поэта в Большой серии «Библиотеки поэта».К. Симонов открыл немало новых литературных имен. Благодаря ему вошел в литературу известный прозаик Вячеслав Кондратьев. К.М. Симонов участвовал во многих встречах, связанных с усилиями деятелей мировой культуры противостоять пропаганде войны и военным приготовлениям, в нем жила память 1941-1945 годов. Константин Михайлович был убежденным государственником. Он остро переживал события в Венгрии в 1956 г. ,в Чехословакии в 1968 г., кризисные явления в Советском Союзе. Симонов не хотел быть участником разрушения страны, чтобы потом не сокрушаться по поводу того, что произошло и глупо объясняться, что «мы не этого хотели». В этом суть ответственности писателя перед обществом и смысл некрасовских слов «гражданином быть обязан».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав творчество и деятельность Константина Симонова в соответствие с целью нашей работы, мы пришли к следующим выводам.
1. Основным жанром военного корреспондента Симонова является очерк, главной задачей которого было показать дух Армии, конкретного человека в условиях фронта, показать жизнь, условия, сформировавшие характер героя. Характеризуя в целом военные очерки К. Симонова, следует отметить, что все они отличаются большим вниманием к военным деталям, автор пишет о новых военных задачах и их решении, о боевом мастерстве, отваге и героизме воинов. При этом прямо говорит о трудностях боев, о великих испытаниях, выпавших на долю русского народа.
2. Первые военные стихи К. Симонова были прямым призывом, служили цели поддержания воинского духа солдат, а не только служили описанием событий военной поры, но и показывали их как результат определенного состояния человеческой души.
Поэт Константин Симонов сумел выразить связь своих сверстников, военного поколения с исконно русскими традициями, передать в своей поэзии неразрывность глубоко личных интимных чувств война с его великим патриотическим долгом, выразить всеобщую душевную жизнь русского народа во время Великой Отечественной войны.
3. В прозе К. Симонов пишет о войне как о тяжелом и опасном труде народа, осмысливал проблему взаимоотношений войны и человека, неразделимость личного и социального, частных и общих судеб. Война бесчеловечна, жестока и разрушительна, но она вызывает огромный рост гражданской активности и осознанного героизма. Одной из основных тем военной прозы Симонова является тема соотношения жизни и смерти на войне. Симонов настойчиво стремился к тому, чтобы раскрыть героизм солдата без всяких прикрас и преувеличений, во всей его подлинности.
4. Драматургия К. Симонова продолжает тему неразрывной связи жизни и смерти на войне. Глубоко раскрывая психологические особенности жизни человека в военное время, пьесы К. Симонова имеют и другое значение: агитационность, прямое воздействие на зрителя.
5. Послевоенная общественно-политическая деятельность К. Симонова была тесно связана с Великой Отечественной войной, с тем, чтобы в ее описаниях была сохранена историческая правда, также много усилий было направлено им на то, чтобы противостоять пропаганде войны, на дело мира.
Таким образом, результаты нашего исследования показали, что общественная деятельность и творчество Константина Симонова, рассказывающее о Великой Отечественной войне, представляется одним из ценнейших источников патриотического воспитания и гражданского долга.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Опрос учащихся
1.Каких поэтов, писавших о войне, вы знаете?
2. Назовите стихотворения, посвященные теме войны.
3. Какие стихотворения К.Симонова вы помните?
4. Прочтите несколько строк из стихотворений на военную тему.
Приложение 2
Список произведений К.Симонова
Бессмертная фамилия
Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В.Сталине
Далеко на востоке (Халхин-гольские записки)
Дни и ночи
Дым Отечества
Жди меня
Живые и мёртвые ч.1
Живые и мёртвые ч.2. Солдатами не рождаются
Живые и мёртвые ч.3. Последнее лето
Книга посетителей
Отец
Первая любовь
Перед атакой
Пехотинцы
Полковник Сабуров
Пять страниц
Разные дни войны. Дневник писателя, т.1. 1941
Разные дни войны. Дневник писателя, т.2. 1942-1945 годы
Русское сердце
Свеча
Случай с Полыниным
Собрание сочинений. Том 1. Стихотворения, поэмы, вольные переводы
Солдатская слава
Стихи о войне
Сын артиллериста
Так называемая личная жизнь. Из записок Лопатина ч.1. Четыре шага
Так называемая личная жизнь. Из записок Лопатина ч.2. Двадцать дней без войны
Так называемая личная жизнь. Из записок Лопатина ч.3. Мы не увидимся с тобой...
Товарищи по оружию
Третий адъютант
Юбилей
Япония 46
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Карандаши в пакете
Компас своими руками
Сказка про Серого Зайку
Интересные факты о мультфильме "Моана"