Научно-технический прогресс погрузил человечество в мир искусственных и ненатуральных вещей. Мы ездим на машинах, отдыхаем у бассейнов, надеваем одежду, сделанную из синтетики. Даже дома нас окружают искусственные материалы . Но все равно так приятно иметь дома циновку, искусство плетения которой хранит в себе не одно столетие.
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_pleteniya_tsinovok.pptx | 1.51 МБ |
Слайд 1
Искусство плетения циновок.Слайд 2
Введение . Научно-технический прогресс погрузил человечество в мир искусственных и ненатуральных вещей. Мы ездим на машинах, отдыхаем у бассейнов, надеваем одежду сделанную из синтетики. Даже дома нас окружают искусственные материалы . Но все равно так приятно иметь дома циновку, искусство плетения которой хранит в себе не одно столетие.
Слайд 3
Циновки. Наиболее стойким видом адыгского традиционного искусства оказалось узорное плетение. Оно использовалось для обустройства жилищ, хозяйственных построек, оград, а также для строительства ульев, традиционных «летних» кухонь (у западных адыгов ), укрепления террас. Изготавливали циновки исключительно женщины, хранившие и развивавшие древние традиции этого искусства.
Слайд 4
Материалы. Материалом для изготовлеёния циновки могла служить любая гибкая и прочная лоза например ситник куга камыш рогоз стебли злаковых растений, молодые побеги фундука ольхи
Слайд 5
История. Использование циновки было связано с ее широким применением в быту; без циновки ( пIуаблэ , хьэцыр — так называют циновку в Адыгее, а в Кабарде и Черкесии — арджэн ), изготовлявшейся из рогоза и служившей в качестве паласов, ковров или настенных панно, жестких матрасов, ни один адыг не представлял своего дома.
Слайд 6
Как отмечает знаток традиционной культуры народов Кавказа и, в частности, прикладного искусства адыгов Е. Н. Студенецкая , «плетение циновок известно многим народам Кавказа и распространено там, где имеется сырье — камыш. Но техника плетения и рисунок различны у разных народов и наиболее интересны и сложны, пожалуй, у адыгов » [1, с. 76]. Применительно к середине XIX в. распространенность данного промысла у адыгов отмечал Т. Лапинский [2, с. 61].
Слайд 8
Плели традиционные циновки адыгские мастера на специальных станках. Конструктивно несущая основа циновок состоит из четного числа шнуров — от 24 до 80.
Слайд 9
Различается плетение
Слайд 10
Традиционная форма —прямоугольная, прямоугольная с заостренным или закругленным верхом. В зависимости от назначения циновки плелись разных размеров, но всегда соразмерно человеку .
Слайд 11
Каждый тип циновки содержит характерные для него орнаментальные мотивы и отличался определенными пропорциями и формой. В основе форм мотивов орнамента циновки лежат геометрические фигуры: квадрат ( плIэмый ), прямоугольник ( къопэзэнкIэплIэнэбз ), прямоугольный треугольник ( хьалыжъэ-ныкъу ), равносторонний треугольник ( хьалыжъо псау ), ромб ( хьэлэо IупшIэ ), шестигранник ( шэкунэ ).
Слайд 12
Ценнейшим вкладом в изучение материальной культуры народностей Северного Кавказа, в частности искусства изготовления циновки, стало создание в Республике Адыгея музея-мастерской по изготовлению национальных музыкальных инструментов и возрождению адыгских народных ремесел. Задуманная еще в конце 1990-х гг. и открывшаяся только в 2000 г. в Майкопе мастерская стала поставщиком уникальных инструментов, сувениров и предметов традиционного обихода адыгского народа. Ее основателем является Замудин Лелевич Гучев — заслуженный художник Республики Адыгея, народный мастер, член Союза художников России.
Слайд 13
Идея энтузиаста Замудина Гучева о возрождении культуры адыгов была поддержана ценителями народного творчества. Построить дом-музей, дом-мастерскую, куда бы могли приходить люди и любоваться циновками и старинными музыкальными инструментами, претворялась в жизнь в течение 10 лет.
Слайд 14
Во время многочисленных экспедиций в районы проживания адыгов на Северном Кавказе (Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Моздокский район Северной Осетии — Алания, Причерноморская Шапсугия и Успенский район Краснодарского края) он общался с лучшими мастерицами по изготовлению циновок. Замудин увлекся познанием азов ремесла, а со временем и сам решил использовать на практике приобретенные знания. Первую циновку, которую хранит как реликвию, он изготовил в 1978 г. Плетению циновок Замудин обучался у лучших мастериц Адыгеи, Кабарды и Черкессии . Его деятельность направлена на возрождение забытого промысла. Вопреки представлению о том, что это ремесло сугубо женское, он освоил его настолько хорошо, что благодаря своим работам в 1984 г. вступил в Союз художников СССР. С этого времени циновки Замудина стали выставляться на многих престижных выставках не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Слайд 15
Используя этот опыт, он решил повторить эксперимент, создав студию для учащихся по обучению плетению циновок в Майкопе (1986– 1992).В 1987 г. Замудин Гучев был награжден медалью лауреата II Фестиваля народного творчества и бронзовой медалью Главного комитета ВДНХ СССР, в 2003 г. медалью за заслуги перед Республикой Адыгея.
Слайд 16
Продолжая традиции адыгских мастеров, З. Гучев достиг высокой степени мастерства, его произведения монолитны, разнообразны по форме и орнаментам.
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Рождественский венок
Ласточка. Корейская народная сказка
Как нарисовать китайскую розу
Никто меня не любит
Музыка космоса