Работа знакомит с историей возникновения ребусов, с правилами разгадывания ребусов.
Вложение | Размер |
---|---|
Ребусы - зарядка для ума. | 894 КБ |
Ребусы - зарядка для ума. | 894 КБ |
XIII РАЙОННАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Первые шаги в науку»
Секция «Русский язык»
Выполнила:
Рыбкина Ксения,
ученица 3 «А» класса
МБОУ СОШ № 170
Советского района
Научный руководитель:
Ананьева Наталья Борисовна
учитель начальных классов
Самара, 2012 г.
I. Введение. | 3 | |
II. Ребусы – зарядка для ума. | 4 | |
1. Из истории ребусов. | 4 | |
2. Ребусная азбука или правила разгадывания ребусов. | 5 | |
3. Сложные ребусы. | 7 | |
4. Ребусы, составленные мной. 4.1 Разные ребусы. 4.2 Ребусы по русскому языку «Члены предложения» | 8 8 9 | |
III. Заключение. | 11 | |
Список литературы. | 12 | |
Приложения. | 13 | |
I. Введение.
Дорожит 100ножка чи100тою ног.
И 100личной ваксой чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100 вычистить все 100.
100нет: 100лько обуви не 100птал никто!..
Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека. Не только решение задач, но и разгадывание головоломок, ребусов развивает логическое мышление, повышает скорость реакции.
Среди занимательных задач и головоломок ребусы издавна занимают почетное место. Само слово «ребус» стало нарицательным для обозначения всего непонятного, загадочного, замысловатого. Слово это латинское в буквальном переводе оно означает «вещами» (предметами). На первый взгляд такое название может показаться удивительным, но ведь ребусом называют такую задачу, в которой какая-нибудь фраза (пословица, загадка, изречение т.п.) изображается с помощью рисунков различных предметов. Выходит правильное название. Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать несколько правил, своего рода ребусную азбуку.
Цель работы: проанализировать способ кодирования информации в форме ребуса; научиться разгадывать и создавать ребусы.
Задачи:
Работа состоит из введения, в котором обосновывается выбор темы, основной части, раскрывающей содержание темы, заключения, содержащего выводы, списка используемых источников и приложений.
II. Ребусы – зарядка для ума.
1. Из истории создания ребусов.
Слово "ребус" латинского происхождения (от латинской пословицы "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус - одна из самых популярных и распространённых игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова.
Зародился он во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся "новостями дня" (от латинского "de rebus, quae geruntur" буквально - "о делах, которые творятся"). В дальнейшем слово "ребус" получило то значение, в котором оно употребляется.
В настоящее время, РЕБУС – это слово или фраза, закодированная с помощью комбинации фигур, букв и знаков.
Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В России первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы. Нарисованные художником И. Волковым в журнале "Нива".
Слово «ребус» стало нарицательным для обозначения всего непонятного, загадочного, замысловатого. Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать несколько правил, своего рода ребусную азбуку.
2. Ребусная азбука или правила разгадывания ребусов.
Первая буква ребусной азбуки – «запятая».
В ребусе запятая не знак препинания, а знак исключение крайней буквы слова. Если перед рисунком (то есть слева от него) стоит запятая, то первую буква слова, изображенного этим рисунком, не нужно читать. Если же запятая поставлена после рисунка (справа от него), то не читается последняя буква. Если возле рисунка не одна запятая, а две или три, то исключается соответственно две или три крайние буквы слова.
При разгадывании ребуса, состоящего из многих рисунков, может возникнуть вопрос, к какому именно рисунку относится запятая. Потому условились считать, что запятая относится к тому рисунку, в сторону которого обращен «хвостовик» запятой.
Вторая буква ребусной азбуки - зачеркнутая буква.
Зачеркнутая буква возле рисунка (чаще всего над ним) – указание, что эту букву из названия рисунка нужно исключить. У зачеркнутой буквы почти та же роль, что и у запятой, но с помощью запятой исключаются крайние буквы слова, с помощью зачеркнутой буквы – от букв, стоящих в середине слова. Если рядом с зачеркнутой буквой написана другая, то ее следует поставить на место зачеркнутой буквы. Часто заменяемую букву не перечеркивают, соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо нее. Мне кажется, что пользоваться знаком равенства удобнее, потому что, зачеркнутую букву не всегда легко прочитать.
Третья буква азбуки - перевернутый рисунок.
Если какой-нибудь рисунок ребуса перевернут «вверх ногами», то это значит, что название рисунка нужно читать наоборот, то есть справа налево.
Четвертая буква – ряд цифр.
Если возле рисунка вписан ряд цифр, это означает. Что в названии рисунка буквы нужно переставить, поставив их в том порядке, в каком расставлены цифры.
Пятая буква – «рисунок в рисунке».
Если рисунки (или, гораздо чаще, буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что здесь нужно прибавить соответствующий предлог - в, на, за…
Двенадцать предлогов (в, на, за, из, у, над, под, с, к, от, перед, по) могут быть переданы соответствующим взаимным расположением рисунков или букв. Принято называть такие рисунки рисунками со скрытыми предлогами.
3. Сложные ребусы.
Сложные ребусы – это закодированные фразы: пословицы, загадки, строки из песен и т.д.
В этом случае необходимо слитно записать названия всех рисунков и букв, поставленных между рисунками, в том порядке, в каком они расположены в ребусе. Затем слитную запись нужно разделить запись на отдельные слова.
Например: ДОБРСОВЕТНАПРИМЕТКУБЕРИ. Расшифруем. Разбив ее на слова, получим пословицу: «добр совет, на приметку бери».
Как видите, решение этого ребуса не вызвало затруднений.
У того, кто прежде не разгадывал ребусов и знакомится, с этим интересным занятием может, создаться впечатление, что главные трудности при разгадывании ребусов заключается в «скрытых предлогах». Но это неверно. Разбираться в рисунках со скрытыми предлогами может быть кропотливо, но нетрудно.
Основная трудность при разгадывании ребусов в том, что трудно подобрать название рисунку. Например, рисунок «ВОЛК» может означать и слово «ЗВЕРЬ».
Совершенно разные слова могут быть переданы одним рисунком, например: минус, тире, знак ИЛИ кусок, ломоть, хлеб, еда…
Такие «подводные камни» и ставят ребусы на почетное место среди разнообразных занимательных задач и головоломок. Нужно проявить находчивость, изобретательность и фантазию, чтобы разгадать хитро задуманный ребус. Не менее сложным и увлекательным занятием является и составление ребусов.
4. Ребусы, составленные мной.
4.1. Разные ребусы.
Вначале я попробовал составить простые ребусы, использую правила разгадывания ребусов. У меня получились следующие ребусы.
1).
ВАЗА
2).
ВАЛЕНКИ
3)
пояс
4.2 Ребусы по русскому языку: «Члены предложения».
1). Подлежащее
2) Сказуемое
3) Дополнение
4) Определение
5) Обстоятельство
III. Заключение.
Для чего же нужны ребусы? Мне кажется, что их можно использовать в различных играх, а так же для развития смекалки и сообразительности, то есть тренировки ума.
Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека. Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, повышает скорость реакции, помогает хорошо учиться. Разгадывание и составление собственных ребусов помогает запомнить правописание, состав и значение слов.
Работая над данной темой, я:
Я считаю, что выполнила поставленные задачи и достигла цели.
Библиография.
Литература.
Источники ИНТЕРНЕТ.
http://kolpschool7.tom.ru/pushcarevaEG11.htm-ребусы по информатике
http://dob.1september.ru/2001/04/vkl2.htm
http://blog.i.ua/community/53/771872/ -веник
Приложение 1.
Информатика в ребусах.
Ответы:
Приложение 2.
ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОГАМИ.
Ребусы рисовала Елена ЦВЕТАЕВА
XIII РАЙОННАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Первые шаги в науку»
Секция «Русский язык»
Выполнила:
Рыбкина Ксения,
ученица 3 «А» класса
МБОУ СОШ № 170
Советского района
Научный руководитель:
Ананьева Наталья Борисовна
учитель начальных классов
Самара, 2012 г.
I. Введение. | 3 | |
II. Ребусы – зарядка для ума. | 4 | |
1. Из истории ребусов. | 4 | |
2. Ребусная азбука или правила разгадывания ребусов. | 5 | |
3. Сложные ребусы. | 7 | |
4. Ребусы, составленные мной. 4.1 Разные ребусы. 4.2 Ребусы по русскому языку «Члены предложения» | 8 8 9 | |
III. Заключение. | 11 | |
Список литературы. | 12 | |
Приложения. | 13 | |
I. Введение.
Дорожит 100ножка чи100тою ног.
И 100личной ваксой чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100 вычистить все 100.
100нет: 100лько обуви не 100птал никто!..
Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека. Не только решение задач, но и разгадывание головоломок, ребусов развивает логическое мышление, повышает скорость реакции.
Среди занимательных задач и головоломок ребусы издавна занимают почетное место. Само слово «ребус» стало нарицательным для обозначения всего непонятного, загадочного, замысловатого. Слово это латинское в буквальном переводе оно означает «вещами» (предметами). На первый взгляд такое название может показаться удивительным, но ведь ребусом называют такую задачу, в которой какая-нибудь фраза (пословица, загадка, изречение т.п.) изображается с помощью рисунков различных предметов. Выходит правильное название. Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать несколько правил, своего рода ребусную азбуку.
Цель работы: проанализировать способ кодирования информации в форме ребуса; научиться разгадывать и создавать ребусы.
Задачи:
Работа состоит из введения, в котором обосновывается выбор темы, основной части, раскрывающей содержание темы, заключения, содержащего выводы, списка используемых источников и приложений.
II. Ребусы – зарядка для ума.
1. Из истории создания ребусов.
Слово "ребус" латинского происхождения (от латинской пословицы "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус - одна из самых популярных и распространённых игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова.
Зародился он во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся "новостями дня" (от латинского "de rebus, quae geruntur" буквально - "о делах, которые творятся"). В дальнейшем слово "ребус" получило то значение, в котором оно употребляется.
В настоящее время, РЕБУС – это слово или фраза, закодированная с помощью комбинации фигур, букв и знаков.
Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В России первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы. Нарисованные художником И. Волковым в журнале "Нива".
Слово «ребус» стало нарицательным для обозначения всего непонятного, загадочного, замысловатого. Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать несколько правил, своего рода ребусную азбуку.
2. Ребусная азбука или правила разгадывания ребусов.
Первая буква ребусной азбуки – «запятая».
В ребусе запятая не знак препинания, а знак исключение крайней буквы слова. Если перед рисунком (то есть слева от него) стоит запятая, то первую буква слова, изображенного этим рисунком, не нужно читать. Если же запятая поставлена после рисунка (справа от него), то не читается последняя буква. Если возле рисунка не одна запятая, а две или три, то исключается соответственно две или три крайние буквы слова.
При разгадывании ребуса, состоящего из многих рисунков, может возникнуть вопрос, к какому именно рисунку относится запятая. Потому условились считать, что запятая относится к тому рисунку, в сторону которого обращен «хвостовик» запятой.
Вторая буква ребусной азбуки - зачеркнутая буква.
Зачеркнутая буква возле рисунка (чаще всего над ним) – указание, что эту букву из названия рисунка нужно исключить. У зачеркнутой буквы почти та же роль, что и у запятой, но с помощью запятой исключаются крайние буквы слова, с помощью зачеркнутой буквы – от букв, стоящих в середине слова. Если рядом с зачеркнутой буквой написана другая, то ее следует поставить на место зачеркнутой буквы. Часто заменяемую букву не перечеркивают, соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо нее. Мне кажется, что пользоваться знаком равенства удобнее, потому что, зачеркнутую букву не всегда легко прочитать.
Третья буква азбуки - перевернутый рисунок.
Если какой-нибудь рисунок ребуса перевернут «вверх ногами», то это значит, что название рисунка нужно читать наоборот, то есть справа налево.
Четвертая буква – ряд цифр.
Если возле рисунка вписан ряд цифр, это означает. Что в названии рисунка буквы нужно переставить, поставив их в том порядке, в каком расставлены цифры.
Пятая буква – «рисунок в рисунке».
Если рисунки (или, гораздо чаще, буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что здесь нужно прибавить соответствующий предлог - в, на, за…
Двенадцать предлогов (в, на, за, из, у, над, под, с, к, от, перед, по) могут быть переданы соответствующим взаимным расположением рисунков или букв. Принято называть такие рисунки рисунками со скрытыми предлогами.
3. Сложные ребусы.
Сложные ребусы – это закодированные фразы: пословицы, загадки, строки из песен и т.д.
В этом случае необходимо слитно записать названия всех рисунков и букв, поставленных между рисунками, в том порядке, в каком они расположены в ребусе. Затем слитную запись нужно разделить запись на отдельные слова.
Например: ДОБРСОВЕТНАПРИМЕТКУБЕРИ. Расшифруем. Разбив ее на слова, получим пословицу: «добр совет, на приметку бери».
Как видите, решение этого ребуса не вызвало затруднений.
У того, кто прежде не разгадывал ребусов и знакомится, с этим интересным занятием может, создаться впечатление, что главные трудности при разгадывании ребусов заключается в «скрытых предлогах». Но это неверно. Разбираться в рисунках со скрытыми предлогами может быть кропотливо, но нетрудно.
Основная трудность при разгадывании ребусов в том, что трудно подобрать название рисунку. Например, рисунок «ВОЛК» может означать и слово «ЗВЕРЬ».
Совершенно разные слова могут быть переданы одним рисунком, например: минус, тире, знак ИЛИ кусок, ломоть, хлеб, еда…
Такие «подводные камни» и ставят ребусы на почетное место среди разнообразных занимательных задач и головоломок. Нужно проявить находчивость, изобретательность и фантазию, чтобы разгадать хитро задуманный ребус. Не менее сложным и увлекательным занятием является и составление ребусов.
4. Ребусы, составленные мной.
4.1. Разные ребусы.
Вначале я попробовал составить простые ребусы, использую правила разгадывания ребусов. У меня получились следующие ребусы.
1).
ВАЗА
2).
ВАЛЕНКИ
3)
пояс
4.2 Ребусы по русскому языку: «Члены предложения».
1). Подлежащее
2) Сказуемое
3) Дополнение
4) Определение
5) Обстоятельство
III. Заключение.
Для чего же нужны ребусы? Мне кажется, что их можно использовать в различных играх, а так же для развития смекалки и сообразительности, то есть тренировки ума.
Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека. Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, повышает скорость реакции, помогает хорошо учиться. Разгадывание и составление собственных ребусов помогает запомнить правописание, состав и значение слов.
Работая над данной темой, я:
Я считаю, что выполнила поставленные задачи и достигла цели.
Библиография.
Литература.
Источники ИНТЕРНЕТ.
http://kolpschool7.tom.ru/pushcarevaEG11.htm-ребусы по информатике
http://dob.1september.ru/2001/04/vkl2.htm
http://blog.i.ua/community/53/771872/ -веник
Приложение 1.
Информатика в ребусах.
Ответы:
Приложение 2.
ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОГАМИ.
Ребусы рисовала Елена ЦВЕТАЕВА
Рисуют дети водопад
Позвольте, я вам помогу
Эта весёлая планета
Свадьба в Малиновке
Круговорот воды в пакете