Участница и победительница городского конкурса творческих работ, посвященных подвигу Ленинграда
Вложение | Размер |
---|---|
gorodskoy_konkurs_tvorcheskikh_rabot_na_temu.docx | 239.93 КБ |
Городской конкурс творческих работ на тему «Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны»
«Я СЛЫШАЛА О БЛОКАДЕ ОТ ОЧЕВИДЦЕВ»
Автор Голубева Валерия Владимировна
ученица 11 класса
победитель городского конкурса эссе
Я знала о блокаде Ленинграда. Знала. Из уроков истории. Слышала страшные, но такие далекие от нас цифры. Эти цифры говорили о 872 днях ада и почти о таком же количестве, но тысяч (!) жертв её.
Но одно дело – знать. Совсем другое – почувствовать.
И я почувствовала. И мои одноклассники. И гости Урока Памяти с названием «Поминальный плач», что прошел 27 января 2014 года – в день семидесятилетия снятия блокады.(Школа № 2, учитель Ганькина Ю.В.)
Можно ли считать всё, что я там услышала и увидела, «рассказом очевидцев»? Уверена, что – да. Хотя сами очевидцы, дети блокадного Ленинграда (а они были среди гостей), почти ничего не смогли сказать – их, как и нас, душили слёзы.
Они – вспомнили. А мы – узнали…
С нами говорили …Ольга Бергольц, Юрий Воронов, Анна Ахматова, Нина Филатова, Таня Савичева… Белым журавлиным клином выкладывались перед зрителями и участниками белые листочки из её страшного блокнотика, где каждая следующая страничка – смерть близкого человека… Зажигались свечи. Участники действия – почти каждый присутствующий: и ученики, и учителя. И гости. Звучали стихи, песни, воспоминания тех, кто прошел через этот АД, ужасали кадры хроники. И в такт нашим сердцам отстукивал секунды метроном.
Как? Как удалось всё ЭТО пережить? Когда как слушать и смотреть стоит сил и мужества?
Завывает вьюга… Метёт метель… Это я, наклоняя голову вниз, «в гору саночки толкаю» с ледяною невской водой…А мимо на таких же саночках «ребята везут свою мёртвую мать». А вот я вижу другую мать, ломающую 125 граммов черного, похожего на пластилин сырого хлеба на три части в то время, когда «в комнате трое, а двое – не дышат»! И это уже мертвому своему ребенку поёт мать, а скорее, не поет – плачет – колыбельную на…вечный сон: «Постучи кулачком, я открою…»
…Мне хочется зажать уши ладонями – звучит воздушная тревога – а дальше «тонкий свист над головою, потом удар!» Их тысячи – этих ударов! Город содрогается и горит. «И что не страшно – можно притвориться, а вот привыкнуть – всё-таки нельзя».
Бережно из рук в руки передаем мы по кругу 125 грамм хлеба на белой салфетке. Почти невесомый кусочек «Бородинского»… И узнаем о ТЕХ 125-ти… «Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, с корой. Колючий так, что резал дёсны. Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой, покрытый коркой, как коростой»… И теперь 125 граммов на белой салфетке кажутся нам пирожным…
Одна из женщин, переживших блокаду, до конца своих дней (уже в наше время) складывала под подушку сухарики… Война умерла вместе с нею.
Вот только смерти памяти нельзя допустить!
Забыть, что было, - значит обокрасть
Самих себя своими же руками.
Становятся слепыми ум и страсть,
Когда у человека меркнет память.
Теперь мне и моим одноклассникам не кажутся «далекими» ни события, ни цифры… Мы 27 января 2014 года и узнали, и…почувствовали. На глазах – слезы…Слёзы боли, горечи за тех, кто не дожил, и гордости – за тех, кто превозмог. Кто выстоял.
Валерия Голубева, 11 класс МБОУ СОШ № 2
Автор книги о Тане Савичевой «Жила-была» – Миксон И.Л.
В эссе цитировались стихи
1. Андрющенко Ю.
2. Ахматовой А.
3. Бергольц О.
4. Воронова Ю.
5. Хямеляниной Л.
6. Филатовой Н.
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Огонь фламенко
Юрий Визбор. Милая моя
Зимовье зверей
Весенняя гроза