В работе даётся краткое описание саней различного рода, их назначение и характеристика.
Вложение | Размер |
---|---|
Виды саней | 158 КБ |
«Отечество-2013»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Павлово
«Моя семья в истории страны»
Номинация: «Семейная реликвия»
Дедово наследство – сани.
Автор:
Клюкина Татьяна Андреевна, 15 лет,
ученица 9 А класса
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.
606107 Россия, Нижегородская обл.
г. Павлово, пер. 11 Степной, дом 2,
тел. 8 904 790 36 27.
e-mail: klykina.o@gmail.com
Научный руководитель:
Клюкина Ольга Владимировна -
учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.
г. Павлово, 2014
Содержание.
Стр.
5.1 Определение «САНИ» по Толковому словарю Даля (1863 – 1866).
5.2 Виды саней.
5.3 Сани на Руси.
5.4 Финские сани.
5.5 Сани моего дедушки.
«Нахлобучили дома
Белые ушанки.
Брат принёс из гаража
Старенькие санки …»
(Н. Афромеева)
Зима - время детских забав и развлечений на свежем воздухе. Активные игры и занятия зимой дарят не только огромную радость детям и взрослым, но и приносят весомую пользу нашему здоровью. Можно кататься на лыжах, на коньках, лепить снеговиков и играть в снежного ангела. Однако, самым популярным зимним развлечением было и остается катание на санках. На Руси людей, которые сидели дома, а не шли вместе со всеми кататься на санках, даже не особенно любили и считали нелюдимыми, бирюками.
С течением времени катание на санках стало обязательным элементом некоторых русских праздников, которые попадают на морозный период. Спустя века, зимой снежные склоны тоже полны детворы и их родителей. Это уже национальная традиция, она в крови у нас с рождения. И здесь нет никакой «обязаловки», просто катание на санках реально интересно, приятно и захватывает дух. Санки чуть видоизменились, стали в основном более легкими и компактными. Делаются из металла или пластика, хотя и деревянные модели тоже нынче в ходу. Огромное разнообразие моделей, позволяют выбрать санки себе по вкусу, цвету и функциональным возможностям.
С приходом зимы, в коридоре нашего дома так же появляются санки, да не одни, а несколько. Часто мы смотрим на вещи, окружающие нас, взглядом обычного обывателя, нисколько не интересуясь и не задумываясь об их происхождении. Так всегда происходило и со мной. Но однажды, я задумалась, почему наши сани так не похожи на современные санки? У них необычный дизайн и строение. К тому же – они самодельные. Таких санок больше ни у кого нет!
По этой причине сани стали объектом моего исследования. А предметом моего исследования стали детские сани, а точнее их виды: сани «лубошные», сани финские и салазки двуместные.
Цель исследования – изучить историю возникновения санок в нашей семье, определить их назначение.
Задачи:
Методы исследования:
Практическая значимость исследования в том, что данная работа предполагает знакомство с разнообразными видами и назначением саней. В результате чего зима для людей может быть не долгой и нудной, а активной, весёлой и запоминающейся.
- 1 -
2. Дедово наследство.
В нашей многодетной семье сани имеются у всех её членов. У папы – большие сани для перевозки тяжёлых или объёмных грузов. У мамы санки поменьше, она на них, в основном, моего младшего братишку в садик возит. На них можно так же воду из колонки для бани в вёдрах привести. У старшего брата и у меня – финские сани. Мы ласково их называем «финочки» или «финки». На них мы с друзьями наперегонки в солнечную морозную погоду по родной улице гоняем или младшего братишку катаем, у которого свои любимые саночки имеются – деревянные, «лубошные», как мы их называем. (Приложение 5)
Конечно же, сани есть и у соседей, и у наших знакомых и друзей. Но наши сани - особенные, не похожие на остальные. От них веет стариной. Мама мне рассказывала, что они очень дороги нашей семье, так как изготовлены руками моего дедушки – Мымрина Владимира Александровича и сделаны с любовью. С любовью к своим родным, к своим близким людям, к своим детям. С любовью к своему будущему поколению, чтобы помнили и дорожили.
Сани – это не просто наша семейная реликвия, это память о дедушке, память о детстве моих родителей, о нашем замечательном мирном и светлом детстве.
Мой дедушка – Мымрин Владимир Александрович (1947 – 2009 г.г.), был мастер – «золотые руки». Работал он простым рабочим, слесарем-механиком на Павловском автобусном заводе. Всё, что попадало к нему в руки, оживало, начинало работать и в конечном итоге радовало всех. Дом, в котором я сейчас проживаю со своей семьёй, был построен руками моего дедушки. Он был и плотником, и каменщиком, и столяром. Многие вещи, хранимые в нашей семье, изготовлены или доработаны до совершенства его руками. Они служат нам и по сегодняшний день.
К ним относятся, например, такие вещи, как лопаты, велосипеды, тележки и сани.
История возникновения детских санок в нашей семье связана с рождением детей в семье моего деда, который всю свою жизнь пропагандировал здоровый образ жизни. Он много трудился, не пил, не курил. По выходным любил кататься зимой на лыжах, а летом и осенью ходил в лес за ягодами и грибами. Самый интересный факт – он много ходил пешком. Да и своих детей и внуков приучал ходить, в основном, пешком. А начиналось всё с похода на работу и обратно, и по пути нужно было детей в детский сад «Алёнушка» отправить. Несмотря на малый возраст – от двух
- 2 -
до семи лет, из садика мы с братом ходили всегда с дедом не спеша. Хотя расстояние до нашего дома не близкое – 2,5 км. А вот в садик, чтобы сэкономить время, дедушка нас, как и своих детей, возил на транспорте. Летом, весной и осенью - на велосипеде с двумя сиденьями для пассажиров: спереди (на раме) и сзади (на багажнике). Зимой – на санях. Детей в возрасте от семи месяцев до 3-х лет дедушка возил на «лубошных» деревянных санях, от двух до пяти лет - на обычных детских салазках, а детей постарше - на «финках». В 2009 году дедушка трагически погиб. Но от него на память нам в наследство достались сани, которые мы используем по назначению и сегодня. Дедушкины сани мы храним на чердаке амбара, который находится недалеко от дома на территории нашего земельного участка – огорода. С приходом зимы, мы аккуратно их достаём и переносим в домашний коридор.
2.1 «Лубошные» сани.
Со слов моей бабушки – Мымриной Антонины Викторовны, 1950 г.р., «лубошные» сани появились в нашей семье в 1973 г. Они были куплены на базаре г. Павлово за 35-40 руб. (половина месячного оклада). Предположительно, на базар их привозили со стороны Салавери или из Клещарихи 1 . В то время они пользовались большим спросом у населения. В народе такие сани иногда называют повозкой для малышей или «лубяные» сани. В настоящее время увидеть или купить такие сани – большая редкость.
«Лубошные» сани купили для новорождённой в феврале дочери – моей мамы, чтобы в зимний период времени по улице не носить её на руках, а катать на санках. Зимы были снежные. Личный автотранспорт – машины, считались роскошью. Автобусы ходили редко. В основном люди перемещались по городу пешком. Да и до районных центров из деревень так же добирались пешим ходом.
У наших саней полозья дубовые, бока сделаны из бересты. Сани изготовлены без единого гвоздя. Части саней связаны между собой лыком из липы. Со временем, сани немного расшатались, ссохлись. Но всё равно в рабочем состоянии. Как только нарождаются дети – сани для них уже готовые.
На «лубошных» санках дедушка возил своих детей в детский сад, когда им было от года до четырёх лет.
1 Салаверь - Салави́рь — деревня в Навашинском районе Нижегородской области.
Клещариха – деревня в Сосновском районе Нижегородской области.
- 3 -
В начале, возил одну дочь – мою маму, Мымрину Ольгу Владимировну (1973 г.р.). Впоследствии возил одновременно двоих детей: дочку и сына – моего дядю, Мымрина Александра Владимировича, (1975 г.р.).
По рассказам бабушки, моя мама (старшая по возрасту) часто возмущалась при посадке в сани, так как её сажали первой, а братишку вторым сверху ей на колени. Она боялась, что он её придавит. С одной стороны, он ей загораживал обзор. С другой стороны, с ним было теплее, на неё не дуло. Но как только санки трогались с места, все возмущения пропадали. Аура у них, наверное, положительная.
Со слов моей мамы, санки ей и во взрослой жизни пригодились. На «лубошных» санках мама возила нас с братьями в поликлинику на взвешивание, когда нам было меньше полугода. Поликлиника от нашего дома находится далеко. Колёса у «зимней» коляски в снег проваливаются. В автобус марки «ПАЗ» она не проходит по размерам. Вот нас мама, не спеша, и возила в «лубошных» санках по снегу как на прогулку до места назначения: либо в магазин, либо в поликлинику, либо просто по улицам катала. Она нас катала, а прохожие оборачивались и обращали внимание на наши «не как у всех» саночки. Может быть, даже, завидовали нам и со стороны улыбались, вспоминая свои детские годы. Мама с нами часто гуляла, даже в морозные деньки. Сборов было не много. У нас не было модных комбинезонов или шапок. И это не потому, что у нас не было денег, а потому, что были сохранены зимние тёплые вещи наших предков. До полугода нас в ватное одеяло зимой заворачивали, а на голову шаль пуховую прабабушкину повязывали. Да, это сейчас не модно, зато тепло и удобно. Когда мы на улице засыпали, мама осторожно, чтобы не потревожить, вносила нас домой и просто разворачивала одеяло, не задевая наши ручки и ножки. Т.е. их не нужно было вынимать из рукавов или ног комбинезона! Ведь крепкий здоровый сон, да ещё и на свежем воздухе – залог здоровья и хорошего настроения. Особенно сладок этот сон в старинных деревянных саночках!
По моим наблюдениям, санки достаточно объёмны. По размеру они 85 см в длину, 90 см в высоту и 45 см в ширину. Удобны они и в обращении. Достаточно легки, весом менее 3-х кг и манёвренны. Одинаково хорошо едут и по гладкой, и по заснеженной дороге. Вести их легко и непринуждённо. Благодаря тому, что бока санок закрыты с трёх сторон, ребёнок чувствует себя там комфортно и уютно: ветер не дует, спина не прогибается, обзор хороший. А если ещё и разогнаться быстрее, то и
- 4 -
водящему можно прокатиться, поставив ноги сзади на выступающие части полозьев. На таких санках удобно и по ровной дороге ехать, и с горки прокатиться. В таких санках малыш спит очень крепко, т.к. быстро засыпает под стук (хруст) полозьев о снег.
2.2 Салазки для двоих.
Со слов моей бабушки, салазки для двоих были изготовлены дедом в 1976 году. Причина создания таких санок – рождение в семье второго ребёнка – брата моей мамы. Детей на прогулку нужно было выводить одновременно и каждому из них хотелось прокатиться. Санки дед изготавливал в домашних условиях. У нас в подвале дома имеется столярная мастерская. Полозья и основа для санок изготовлены из алюминия – лёгкого материала. Имеется железная спинка для сидения, которая при необходимости складывается. К санкам спереди привязан прочный шпагат-верёвка. По размеру санки 70 см в длину и 50 см в ширину. Длина части, предназначенной для сидения – 42 см. К основе санок прикреплены на болты деревянные дощечки ровной длины и ширины.
На салазках дедушка часто отвозил своих детей в детский сад туда и обратно. Бабушка вспоминает: «Был случай, когда дедушка при подходе к садику обнаружил, что в санках только один ребёнок – дочка, а сыночка-то и нет. Потерялся по дороге, выпал из санок. Дедушка сильно испугался, побежал назад и примерно в ста метрах от себя обнаружил сыночка. Он сидел в сугробе, как ни в чём не бывало, и даже не плакал. Всё закончилось благополучно».
По рассказам мамы, мой старший брат Дима так же любил кататься на двойных санках с соседской девчонкой-ровесницей. (Приложение 5) А теперь и я катаю на них своего младшего братишку с его друзьями.
По моим исследованиям, двойные санлазки очень удобны в обращении. Они легки, хорошо скользят по дороге. На них можно даже с горки кататься вдвоём: хочешь сидя, а захочешь - лёжа. Очень смешно и забавно! При транспортировке они занимают мало места. Сидеть в них ребёнку комфортно и удобно. Ноги не скользят и упираются в специальную выемку снизу. Вот какие чудо-санки изготовил мой дедушка!
- 5 -
2.3 Финские сани.
Финские санки или «финки» хранятся в нашей семье с 1975 года. Изготовлены они были так же руками моего любимого дедушки. Основа финских санок изготовлена из железа, а сиденье и спинка – из дерева. Длина полозьев 1 м 65 см., высота спинки – 40 см, общая высота санок– 80 см, ширина места для сидения – 34 см, длина – 32 см. Мой дедушка не был сварщиком, поэтому все детали финских санок соединены между собой болтами. Подножка для ног – передвижная, то есть может быть отрегулирована под любой возраст. Мы называем такие санки «финками». (Приложение 5)
По моим наблюдениям, у «финок» имеется много достоинств. Стоя на полозьях, не провалишься на заметенной снегом дороге. На скользком пути, держась за спинку, удержишься от падения – это безопаснее, чем передвигаться на ногах. А усталость возьмет, можно присесть и отдохнуть, полюбоваться окрестностью. Опять же ни ребенка, ни сумки на себе нести не надо, их можно расположить на сиденье перед глазами, под контролем. Можно на них и ношу тяжёлую небольшого размера на сидении довести, можно и вёдра с водой с колонки до дома доставить, подвесив их по краям ручек. А кататься на «финках» - просто большое удовольствие. Можно и одному, и вдвоём, и втроём. Кто-то сзади правит и стоит, а кто-то спереди сидит. Передвигаться на финке просто: одна нога стоит на полозе, другой отталкиваешься. Скорость можно набрать приличную. (Приложение 4)
Наши «финки» очень красивы по своему строению, приятного цвета – бирюзового. Деревянные ручки и спинка стула у них резные. Сразу видно, что сделаны они с любовью, со старанием. На сегодняшний день у них чуть-чуть надломилась одна перекладина у сиденья. Но ничего, это дело поправимо, мы обязательно с папой её починим.
- 6 -
2.4 Виды саней, их определение и назначение.
Из литературных источников я узнала, что сани — распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья. Сани возят лошади, мулы, олени, собаки. (Приложение 1) Они были древнейшей повозкой, развившейся из волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде. В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны саней они были наиболее распространёнными даже в летнее время. (Приложение 3) В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX века. В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и, особенно, у великих князей и царей сани отличались богатым убранством. (Приложение 3)
Из сети Интернет я узнала, что слово «сани» — славянское, заимствованное от славян латышами, венграми и румынами; происходит оно от «сань», что значит «змея»; относится оно собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей.
Сегодня сани применяются преимущественно в сельских местностях тех стран, где зима снежная. Сани используются также в спортивных целях (Санный спорт). В различных областях народного хозяйства применяются аэросани. У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой.
Сани могут быть разного вида ( Приложение 2), например:
- 7 -
волочатся по земле. Современные волокуши (корыто на верёвочке) обычно используют рыбаки и охотники для транспортировки грузов.
- 8 -
2.5 Сани местных жителей.
Жизнь каждого человека непременно связана с историей родного края – места, в котором он живёт или родился. Моя Малая родина – город Павлово, район – Большая Тарка. Наш район – это две длинные широкие улицы протяжённостью чуть более одного километра, да небольшие переулки, соединяющие их.
Ранее Б.Тарка была отдельно стоящим селом. От села до города было километра четыре. 4 апреля 1960 г. село Б.Тарка было присоединено к г. Павлово. На сегодняшний день все дома нашего района – это частный сектор. Местные жители, в основном, передвигаются пешком. Для удобства, в различное время года, используют такие средства передвижения, как велосипеды или сани. Во-первых, они нужны для того, чтобы привести воды с колонки в дом или ношу тяжёлую с магазина доставить, или детей маленьких на руках до ближайшей остановки автотранспорта довести и т.п. Во-вторых, велосипед или сани – это транспорт для активного отдыха взрослых и детей с пользой для здоровья.
Таким образом, сани в нашем районе – самый необходимый вид транспорта в зимний период времени.
При проведении опроса местных жителей: друзей, знакомых, родственников, одноклассников, мной были получены следующие результаты:
Очень забавным и интересным был мой разговор о санях с нашей соседкой – тётей Алей - Гладиловой Алевтиной Александровной, 1937 г.р. Она мне с превеликим удовольствием напела несколько частушек про сани, которые впоследствии я записала:
Ой, вы сани, мои, сани Сани новые мои. Сани новые, кленовые, Расписные вы мои. |
Поднимать я вас должна. | Ой! Насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. За веревочку-узду через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, а назад - сама тащу. |
Миша учится ходить | Я на финочках каталась, | Экологию мы любим, |
От своих друзей и одноклассников я узнала, что в посёлке Тумботино нашего района проводится такой зимний праздник как «Финочный разгуляй» или «Разгуляй на русских финках!». Этот праздник проводится с 2004 года. В центре поселка собираются чуть ли не все жители села, да ещё и гости приезжают. Необычные соревнования устраивают жители посёлка Тумботино. На старт выходят все - и стар и млад. Им необходимо на скорость преодолеть 60-метровую дистанцию на высоких экзотических санях-финках. Все участники делятся на возрастные группы: малыши, школьники, подростки, взрослые – родители, пожилые люди – бабушки и дедушки. Победителям организаторы конкурса дарят призы, например такие как DVD-плейер, музыкальный центр, микроволновка или телевизор. Награждаются и лучшие мастера-финочники. Уже несколько десятилетий финки являются очень популярным средством передвижения в посёлке.
Со слов дяди Васи - Привалова Василия Ивановича,1939 г.р. я записала:
«Появились финки в Тумботино после финской войны - местный кузнец там воевал, насмотрелся, и стал копировать потом эти сани дома. Землякам они понравились.
Правила изготовления должны быть выдержаны четко. Ширина между полозьями - 320 миллиметров, угол наклона стойки - 70-75%. Многие люди удивляются, почему именно в этом поселке так массово используют эти сани, и нигде больше в России. Ответ прост - нужно было не только привезти "рецепт" саней с финской войны, нужна была еще и специальная сталь для их производства. В Тумботино она была - здесь расположен завод, который изготавливает медицинские инструменты. Так что в советское время мастерам платили 7 рублей - и те, по-тихому, делали отличную «финочку» на заказ.»
Из беседы с долгожительницей нашего района – Клёновой Фаиной Фёдоровной (1921 г.р.), я узнала, что в старину на Масленицу одним из обрядов было катание на санях. Выезжал каждый, у кого был конь, и по сельской улице неслись разномастные упряжки, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Особый задор катанию на санях придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой «молодые» ездили по улицам «казать себя», делали визиты родным и знакомым.
- 10 -
А ещё на Масленицу катались на санках с гор. И, что особенно, дети катались с гор все дни Масленицы, а взрослые присоединялись к ним позже, примерно со среды по четверг. Все поженившиеся пары села должны были скатиться по одному разу.
Катание с гор сопровождалось песнями. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим». Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлы»), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем («морозянки»), толстых кусках льда, вырубленных в реке.
В настоящее время, популярность саней настолько велика, что они включены в программу зимних Олимпийских игр. Большая скорость, развиваемая на санях, требует от спортсменов высокого искусства в управлении, а также мужества, смелости и находчивости. Может быть, и среди нас есть будущие чемпионы.
А пока блестит за окнами январский снежок, будем тренировать свою смелость и находчивость на самых простых снежных горках, которых хватает и в городских парках, и на сельских окраинах.
Своё исследование я бы называла путешествием в мир детства моих предков: родителей, бабушек и дедушек. Какое замечательное детство было у них! Как часто они проводили время всей семьёй на свежем воздухе! Не то, что мы сейчас, всё чаще сидим в Интернете. И это заставляет лишний раз задуматься о своём времяпровождении, о своём здоровье. Ведь зимние забавы на санях способствуют укреплению иммунитета. Как говорится: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Я удовлетворена результатами своей работы. В ходе исследования я узнала много нового и интересного про зимние средства передвижения, пользоваться которыми – одно удовольствие. Беседуя, изучая семейные архивы и фотографии, я познакомилась с занятием и увлечениями членов своей семьи. В большей степени с предметами, изготовленными руками моего дедушки, которого всегда буду помнить и любить. Мы храним его изделия, ведь в них живет и поныне частичка его души. Я подрастаю. У меня будет свой дом, своя семья, свои дети. Я непременно расскажу им про дедушку, его творения – сани. И сейчас я люблю его, и его будут любить мои дети и внуки и правнуки. Не меньше: любовь передаётся по наследству…
В дальнейшем мне бы хотелось познакомиться с технологией изготовления саней и с другими видами зимнего снаряжения. Это лыжи и коньки. А так же рассмотреть такой дополнительный материал, как «Зимние игры и забавы на санях» с целью рациональной организации своего досуга и свободного времени друзей.
Литература:
Интернет - ресурсы:
Дымковский петушок
Голубая лягушка
Для чего нужна астрономия?
Сказка об одной Тайне
У меня в портфеле