проект
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_po_literature.docx | 32.85 КБ |
Проектная работа по литературе:
«Патриотизм в романе- эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
План:
1.Смысл названия романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
2.Патриотическая тема в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»:
а).Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года.
б).Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе
Л. Н. Толстого «Война и мир».
в). «Любимые герои» Л.Н. Толстого
3.Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
4. Идея мира в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
1.Смысл названия романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Роман «Война и мир» задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившим прошлое и ставшим проповедником нравственного самоусовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени(60-е гг. 19 века)- неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия.
Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблеме народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами.
Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805-1807 гг. и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Но на самом деле это противопоставление начинается уже с самого названия романа: «Война и мир».
Это название отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове «мир» до революции было другое буквенное обозначение звука [и] - I - десятеричное, и слово писалось как «м1ръ». Такое написание слова говорило о том, что оно многозначно. Действительно, слово «мир» в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состояния, противоположного войне. В романе это слово несет массу значений, освещает важный стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
Эпическое начало в романе «Война и мир» невидимыми нитями связывает в единое картины войны и мира. Точно так же, как «война» означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие «мир» фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир - это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир - это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир - это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни; так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир - это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он не находился: на войне или в мирной жизни. Но мир - это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею» существование «царства правды». Мир - это братство людей независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Ростов при встрече с австрийцами. Мир - это жизнь. Мир - это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обуславливают друг друга.
В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира - труд и счастье, свободное и естественное и потому радостное проявление личности. А содержание и потребность войны— разобщение, отчуждение и изолированность людей, ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это самоутверждение своего эгоистического «я», несущее другим разрушение, горе, смерть.
Ужас смерти сотен людей на плотине во время отступления русской армии после Аустерлица потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь «столько сиживал старичок-мельник с удочками в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу».
Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: «Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях на полях и лугах..., на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского». Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н. Ростову, когда он видит «комнатное лицо врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами».
Рассказать правду о войне, заключает Толстой, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; «грешница» Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.
Само сочетание «война и мир» уже употреблялось в русской литературе, в частности, в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»:
Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса.
Толстой так же, как и Пушкин, использует сочетание «война и мир» как универсальную категорию.
2.Патриотическая тема в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»:
Патриотизм, по мысли JI.H. Толстого,—это естественное движение души. Проблема истинного и ложного патриотизма становится одной из ключевых проблем романа "Война и мир". На страницах этого великого произведения автор пытается не только определить, что такое патриотизм, но и доказывает на примере многих персонажей, что только люди искренние, честные способны на проявление этого чувства, как в военное, так и в мирное время.
При изображении своих героев Толстой в первую очередь уделяет внимание их нравственным поискам, диалектике души. Противопоставлением этим героям становятся другие, которые не могут, не способны проявлять лучшие человеческие качества.
Своеобразным индикатором для проверки истинности чувств становится для героев романа война 1812 года. Именно в этот момент наилучшим образом видно, кто по-настоящему готов пожертвовать всем, ради счастья и свободы своей Родины, а для кого война становится удобным временем для решения проблем личной карьеры или материального обогащения.
а).Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Главной темой романа является тема подвига русского народа (независимо от социальной принадлежности) в войне 1812 года. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского нашествия. Полумиллионная армия, руководимая крупным полководцем, обрушилась всей своей мощью на русскую землю, надеясь в короткий срок покорить всю страну. Русский народ грудью встал на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, народ и лучшую часть дворянства. Народ истреблял французов всеми дозволенными и недозволенными средствами! Создавались кружки и партизанские отряды, истребляющие французские войсковые соединения. В той войне проявились лучшие качества русского народа. Вся армия, переживая необыкновенный патриотический подъем , была полна веры в победу. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты одевали чистые рубашки и не пили водку. Для них это был священный момент. Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение. Но «выигранное сражение» не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сотни. Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен пленных. Была старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис Давыдов - командир большого, активно действующего партизанского отряда. Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые «не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его», тому Тихону Щербатому из села Прохоровского, который в партизанском отряде Давыдова «был самым полезным и храбрым человеком». Войско и народ, сплоченные своей любовью к родной стране и ненавистью к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе. Эту войну он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны. Интересную метафору использует Толстой для изображения действий двух армий, русской и французской. Сначала две армии, подобно двум фехтовальщикам, сражаются по определенным правилам (хотя какие могут быть правила на войне), затем одна из сторон, почувствовав, что отступает, проигрывает, вдруг отбрасывает шпагу, хватает дубину и начинает «дубасить», «гвоздить» противника. Игрой не по правилам называет Толстой партизанскую войну, когда весь народ поднялся против врага и победил его. «...Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, не спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
б).Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Автор говорит в своем романе и о верных сынах Отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях. Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа.
Идет война. В Австрии генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова проявляется в бою, где «он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих «трофеях»: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство». Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе, все, что делает, делает для себя. Нас не удивляет и поведение Жерекова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусы, но они не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы.
Но русская армия состояла не только из таких офицеров. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого «дела», маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. «Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее, — и смущается, чувствуя, что шутка не удалась». Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: «Успехам дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой».
Второй герой Шенграбенского сражения — Тимохин. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Все, казалось, потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина... И только благодаря Тимохину, русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.
Народному, истинному, по мысли писателя, патриотизму противопоставлен в романе показной, ложный патриотизм посетителей салона Анны Павловны Шерер, аристократии, «придворных трутней», которые способны только на ложнопатриотические призывы и речи. Им не дано «сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ». Ложный патриотизм развенчивает Толстой и образами «маленьких наполеонов», таких, как Василий Курагин, Борис Друбецкой, Берг, Раотопчин. Это властолюбцы, считающие себя вершителями народных судеб, на самом деле далеки от народа. Все они, на словах любя Россию, на деле озабочены лишь собственным благополучием. Чтобы самому спастись, граф Растопчин жертвует жизнью Верещагина, прикрываясь красивыми словами о долге.
Толстой показывает, что истинный патриотизм всегда молчалив, он проявляется в делах, в действиях, а не словах. Показывая решающую роль народных масс, писатель отмечает, что победу русских обусловили «скрытая теплота патриотизма» и общий «дух войска». В сценах на батарее Раевского это проявляется особенно ярко. И молодой офицерик, и «краснорожий» солдат, и Пьер Безухов все охвачены общим чувством патриотизма, хотя никто прямо не высказывает его. Истинными патриотами являются и партизаны.
Они являются незаметными тружениками войны, просто и честно выполняющими свое дело. Толстой правдиво показывает в то же время те бедствия, муки, которые приносит война народу.
В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности «удесятерило» силы. Чем дальше продвигался Наполеон вглубь России, тем более росли силы русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе-эпопее «Война и мир». в). «Любимые герои» Л.Н. Толстого. В «Войне и мире» очень широко показан быт помещичьей России и аристократического дворянства. Здесь описаны представители всех слов общества: высшей придворной знати, поместного дворянства и аристократии, оппозиционно настроенной к правительству. В центре романа три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николенька. Из поколения в поколение передаются в этой семье асе лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские - люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лени и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Болконский, считающий, что на свете есть только две добродетели - деятельность и ум, неутомимо старается следовать своему убеждению. Он никогда не бездействовал: то писал свои мемуары, то, работал на станке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он - ищущая и деятельная натура. Он занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни. Активная деятельность семьи всегда направлялась к людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине собственная жизнь слиты воедино, он не разделяет эти два чувства, он хочет совершить подвиг во имя России. Старший князь, узнав о поход Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этой должности всей душой."Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как мог остаться при особе государя". У всех своих любимых героев Толстой подчеркивает близость народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконских: Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян. Он никогда не отказал бы "в нужде мужикам". Княжна тоже всегда готов помочь крестьянам, "ей странно было думать, что могли богатые не помочь бедным". А князь Андрей на войне заботится о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, в ответ на это "в полку его называли наш князь, им гордились и его любили". Третье поколение Болконских - Николенька, сын Андрея; маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно сильная работа чувства и мысли. Он очень любил отца и Пьера, и убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказа себе: "Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен..." 3.Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Характер противопоставления носит и сопоставление двух полководцев - Кутузова и Наполеона. Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова, как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчеркивает, что Кутузов - подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Главное в Кутузове для Толстого - его кровная связь с народом, «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его «против воли царя в производители народной войны». И только это чувство поставило его на «высшую человеческую высоту». Толстой изображает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впоследствии. Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это - победа. Как полководец, он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полководец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий. «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер». Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон. Толстой решительно выступил против культа Наполеона. Для писателя Наполеон – агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей, грабил и уничтожал великие культурные ценности, приказал взорвать Кремль. Наполеон — честолюбец, стремящийся к мировому господству. В первых частях романа автор со злой иронией говорит о преклонении перед Наполеоном, которое воцарилось в высших светских кругах России после Тильзитского мира. Толстой характеризует эти годы как «время, когда карта Европы перерисовывалась разными красками каждые две недели», и Наполеон «уже убедился, что не нужно ума постоянства и последовательности для успеха». С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к государственным деятелям этой эпохи. Он показывает, что в поступках Наполеона, кроме прихоти, не было никакого смысла, но «он перил в себя, и весь мир верил в него». Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося деятеля как «маленького человека» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «крутым животом» и «жирными ляжками коротеньких ног». Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса. Его безумная гордость заставляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толстого — «сверхчеловек», для которого имеет интерес «только то, что происходило в его душе». А «все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно слово «я»—любимое слово Наполеона. Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме.
Сопоставляя двух великих полководцев, Толстой делает вывод: «Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды». Поэтому подлинно велик именно Кутузов—народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества. 4. Идея мира в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Прежде всего для Толстого важно было показать, что человек не является только представителем того или иного национально-исторического, социального, профессионального мира; человек, по Толстому, — сам мир. Яркость, пластичность изображения человека в «Войне и мире» основаны на принципе «человек — особый мир». Более всего в романе Толстого интересует внутренний мир Наташи Ростовой, князя Андрея, Пьера, княжны Марьи и других близких автору героев. Изображение внутреннего мира человека у Толстого сочетается с изображением другого, большого мира, частью которого являются его герои. В романе мы видим целую палитру миров: мир Ростовых, лысогорский мир, мир высшего света, мир штабной жизни, мир фронтовой жизни армии, мир народа. Такое понимание мира ассоциируется в романе с образом шара. Мир-шар предстает как замкнутая сфера, он имеет свои законы, необязательные в других мирах. В произведении Толстого на героев оказывают влияние разные миры со своими требованиями. Вообще все герои «Войны и мира» делятся на людей мира и людей войны. Люди мира — это князь Андрей, княжна Марья, Пьер, Ростовы — к ним тянутся другие, и они способны объединять людей вокруг себя. Вместе люди мира составляют силу объединения, которой противостоит сила разъединения, состоящая из людей войны, таких, как Анатоль, Василий и Элен Курагины, Друбецкие и др. Эти персонажи Толстого неспособны создавать свои миры. Каждый из них за себя, каждый привык только использовать людей, его окружающих, каждый все время старается что-нибудь урвать, каждый занят только своими интересами, интригами, и ему нет дела до остальных. И в мирное время эти люди находятся в состоянии войны. Они постоянно воюют за свои интересы. Часто люди войны разрушают круглые миры других людей. Они врываются и приносят много горя и страданий людям мира. Достаточно вспомнить, сколько неприятных минут разочарований принесла Элен в жизнь Пьера и как роковым образом повлиял Анатоль на жизнь Наташи и князя Андрея. Война — это всегда разрушение, но, как это ни парадоксально, и на войне возможно объединение. Отечественная война 1812 года — это пример объединения всей нации, всего народа перед величайшей опасностью. Солдаты объединяются друг с другом, офицеры с солдатами, и тогда сражения обязательно выигрываются. Ведь только всем вместе можно победить врага. Полк князя Андрея, батарея Раевского воспринимаются как большие дружные семьи, где один за всех и все за одного. Вся Россия объединилась и победила Наполеона. Да, люди способны объединяться в экстремальных ситуациях, перед лицом опасности. Но опасность проходит, и опять начинается борьба людей друг с другом за наследство, за карьеру, за власть; война разъединяет их. В этом причина пессимизма Толстого. Люди еще не научились единению в мирное, спокойное время, не умеют жить «всем миром». Идея мира для Толстого является одной из главных в романе. Основное значение слова «мир» здесь — это идея всеобщего единения. Счастье, по Толстому, может быть обретено лишь в гармонии со всем миром: с другими людьми, с природой, с вселенной. Ощущение себя частицей огромного мира проявляется и во сне, который Пьер видит после убийства Каратаева.
«Живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров» — это Земля, вселенная; поверхность шара «состояла из капель, плотно сжатых между собой» — это маленькие миры людей. Но они оставались неотделенными частицами этого колеблющегося шара. Отделиться значило погибнуть.
Важно подчеркнуть то, что единение героев романа с миром не только не уничтожает отдельное человеческое «я» в безликости всеобщего, но, напротив, расширяет личность и утверждает подлинный смысл ее жизни. Чем шире мир, с которым ощущает свою связь герой, тем светлее и радостнее его существование. «Человек чувствует себя личностью только потому, что он соприкасается с другими личностями. Если бы человек был один, он был бы не личностью», — записал Толстой в своем дневнике.
Ио как же добиться этого единения, жизни «всем миром»? Толстой отвечает на этот вопрос образами своих героев.
Прежде всего, надо научиться понимать других людей, как понимал и чувствовал их князь Андрей. «Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми».
Еще надо уметь делить с другим человеком не только радость, но и страдания, как Наташа. В начале романа Наташи могла лишь передавать другим радость, веселье, хорошее настроение. Но делить страдания, сочувствовать-она не умела. «Нет, мне слишком весело, чтобы портить свое веселье сочувствием чужого горя», — думала она в начале романа. И лишь в конце, пережив много страданий, она научилась разделять горе другого. «Друг мой, маменька, — говорила она, напрягая все силы любви на то, чтобы как-нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя».
Большое значение в своем романе Толстой уделяет внезапно и беспричинно возникшим симпатиям между героями, например, Тушина к князю Андрею, старого Болконского к Пьеру, князя Андрея к семейству Ростовых, солдат и ополченцев к князю Андрею и Пьеру.
«Да, лучшее средство к истинному счастью в жизни —это без всяких причин пускать из себя во все стороны, как паук, цепкую паутину любви и ловить туда все, что попало, и старушку, и ребенка, и женщину, и квартального»,— писал JI. Н. Толстой в своем дневнике.
«Паутина любви», бескорыстной симпатии героев друг к другу опутывает всю книгу. Без любви жить «всем миром» нельзя. Примечательно, что в эпилоге Николеньке снится эта «паутина любви», «нити Богородицы», она опутывает его, и он чувствует «слабость любви».
Таким образом, идея мира в романе Толстого «Война и мир» многопланова и многогранна. Своим романом Толстой доказывает, что, с одной стороны, каждый человек — это неповторимый, индивидуальный мир, но с другой — частица всеобщего мира, Земли, Вселенной. Но и индивидуальный мир, и всеобщий мир могут существовать только при единении людей друг с другом и природой. Разъединение всего сущего, а война разрушает эти миры, по Толстому, самое страшное зло. В своих дневниках он определил зло как «разобщение людей». JI. Н. Толстой своим романом предостерегает людей от этого зла, указывая путь к счастью через единение людей.
Две снежинки
Самый главный и трудный вопрос
Мост из бумаги для Киры и Вики
Калитка в сад
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое