Юнна Петровна Мориц – поэтесса, которая пишет очень весёлые стихи, такие, например, как акростихи «Вымой руки», «Когда темно», «Феечки», «Звездочка», перевертыши «Букет котов», «Замечательная коляска».
О произведениях Юнны Мориц написано немало статей. Благодаря некоторым из них мы познакомились с биографией поэтессы. Оказывается, в годы войны (1941-1945г) семья Юнны Мориц жила в Челябинске на улице Елькина недалеко от сегодняшнего проспекта Ленина (дом не сохранился). Осенью 1944 года Юнна поступила учиться в школу №1 им. Энгельса, где училась ее старшая сестра Тина.
Связь с Челябинском не прервалась и сегодня. В 2002 году в Челябинске, в издательстве «АвтоГраф», вышла особая книга Юнны Мориц, которая называется «Ванечка». Д. Богданова считает, что это – «книга, меняющая представление о том, как нужно писать для детей и о детях».
«Ванечка» - книга акростихов. Юнна Мориц сама поясняет термин акростих. «Жили-были древние греки ... иногда они сочиняли стихи с таким Большим секретом для маленькой компании, что сверху вниз по заглавным буквам строк читалось целое слово, или целое предложение, или чье-нибудь имя, или секретное сообщение, – например, объяснение в любви.
У этого секрета красивое имя – Акростих». Эти необычные стихи стали объектом исследования в нашей работе.
Вложение | Размер |
---|---|
mudrova_nastya.docx | 40.3 КБ |
Городская научно- исследовательская конференция юных краеведов
в рамках Всероссийской программы «Отечество»
«Край родной»
Акростихи Юнны Мориц как словесные игры
Направление исследования «Литературное краеведение»
Автор: Мудрова
Анастасия Вячеславовна,
6 класс, МАОУ СОШ № 15
Научные руководители:
Меркулова Галина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей категории,
руководитель литературно- краеведческого музея «Кораблик»,
Мешкова Ольга Владимировна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры литературы ЧелГУ
Челябинск, 2015
Оглавление
Введение…………………………………………….………………..……......3
Глава 1. От загадки и перевертыша к стихотворению……………..….…....4
Глава 2. Роль изобразительно-выразительных средств в создании игры.…8
Заключение ……...…………………………….………………………………11
Список литературы……..………………………………………..……….......13
Введение
Юнна Петровна Мориц – поэтесса, которая пишет очень весёлые стихи, такие, например, как акростихи «Вымой руки», «Когда темно», «Феечки», «Звездочка», перевертыши «Букет котов», «Замечательная коляска».
Свое первое стихотворение «Ослик» она сочинила в 4 года. Пишет стихи Юнна Мориц и сейчас: это произведения для взрослых и детей. Творчество поэтессы интересует не только читателей, но и исследователей.
О произведениях Юнны Мориц написано немало статей. Благодаря некоторым из них мы познакомились с биографией поэтессы. Оказывается, в годы войны (1941-1945г) семья Юнны Мориц жила в Челябинске на улице Елькина недалеко от сегодняшнего проспекта Ленина (дом не сохранился). Осенью 1944 года Юнна поступила учиться в школу №1 им. Энгельса, где училась ее старшая сестра Тина.
Связь с Челябинском не прервалась и сегодня. В 2002 году в Челябинске, в издательстве «АвтоГраф», вышла особая книга Юнны Мориц, которая называется «Ванечка»[1]. Д. Богданова считает, что это – «книга, меняющая представление о том, как нужно писать для детей и о детях»[2].
«Ванечка» - книга акростихов. Юнна Мориц сама поясняет термин акростих. «Жили-были древние греки ... иногда они сочиняли стихи с таким Большим секретом для маленькой компании, что сверху вниз по заглавным буквам строк читалось целое слово, или целое предложение, или чье-нибудь имя, или секретное сообщение, – например, объяснение в любви.
У этого секрета красивое имя – Акростих». Эти необычные стихи стали объектом исследования в нашей работе.
Предмет изучения - своеобразие акростихов Юнны Мориц.
Цель – выявить художественные особенности акростихов как особых словесных игр.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Исследование является актуальным, так как позволяет получить представление о творчестве писателя, нашего современника, автора стихотворений для детей.
Основным в нашем исследовании является термин словесные игры. Ученые считают, что эти игры отличаются от других полным отсутствием внешнего действия. Игровой сюжет проявляется в них только в словесной форме.
В нем сохраняется главная цель игры - превзойти партнеров в сообразительности и быстроте реакции. «Само слово во всех его формах, значениях и смыслах становятся предметом игры, а сама игра вбирает в себя все приемы, все правила игр-действий со словом и превращается в игру ума, воображения, фантазии, звуковых и образных ассоциаций…
Как всякие игры, словесная игра начинается с простых манипуляций со словом и постепенно переходит к его смысловым тайнам и глубинным языковым связям».
Гипотеза исследования. Предполагаем, что акростихи Юнны Мориц – это словесные игры близкие загадкам и перевертышам.
Глава 1. От загадки и перевертыша к стихотворению
Небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, заклички и т.д. принято называть словесными играми: дети играют «в быстрое произнесение трудной фразы», « в неожиданный и напрасный испуг и т.д.»[6]
Словесными играми, на наш взгляд, можно назвать акростихи Ю.Мориц. Это - необычные стихи, это - произведения с секретом. Они очень напоминают загадки. Вспомним, что загадка – это фольклорный жанр малой формы, известный у всех народов. Она состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа). Тем или иным способом в загадке "зашифрована" отгадка. Т.В. Зуева в словаре-справочнике пишет об этом жанре следующее: "Загадка - поэтически замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанного с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность"[3,56]. Загадка — игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нечто нужно не просто узнать, нужно до-гадаться, от-гадать.
Например, известная загадка с ответом «пирожок».
В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто -
Есть мясо или капуста.
По законам загадки, предмет не называется, но обозначены его приметы. Сравним эту загадку с акростихом Юнны Мориц:
Посмотри-ка, посмотри
И скажи мне – что внутри?
Рыбка? Яблоко? Лимон?
Обезьяна или слон?
Жаль, что этот пирожок –
Он без окон мой дружок!
Как заглянешь в пирожок?
Заметим, что этот акростих напоминает известные загадки об огурце или помидоре или арбузе: «Без окон, без дверей, полна горница людей». В акростихе Мориц предмет уже назван в самом тексте, но вопрос – загадка остается: Как заглянешь в пирожок? Ответ может быть таким: можно разломить пирожок, разрезать, надкусить.
Обратим внимание на акростих - «Всяк по - своему». В этом стихотворении заглавие не приближает читателя к разгадке.
Чтобы отгадать этот акростих, нужно вспомнить, что слово «идет» является многозначным, и в каждой строчке использовано одно из значений.
Например, в первой строчке говорится о том, какая идет драка (Большая обозначает то, что она очень сильная, кровопролитная).
Во второй строчке речь идет о явлении природы, и о том, что кто-то куда-то направляется.
В третей строчке говорится о том, что стрелки часов тикают и показывают время.
В четвертой строчке имеется ввиду, что королю подходят эти усы.
В пятой строчке речь идет о том, что пароход куда- то плывет.
В шестой строчке говорится о том, что как будто ты проезжаешь мимо этих островов, и они перед глазами проходят.
В седьмой строчке речь идет о том, как кто-то свистит, и, например, как по телевизору показывают футбол.
В следующей строчке говорится о том, что винегрет несут на стол.
В девятой строчке имеется в виду то, что река холодная и от нее веет прохладой.
В десятой строчке говорится о том, что день проходит хорошо.
В одиннадцатой строчке имеется ввиду то, что приходят хорошие мысли и легче из-за этого работать.
В двенадцатой строчке речь идет о том, что если ты хорошо ударил мяч, то он должен попасть в ворота:
Вот идет большая драка,
Снег идет, идет собака,
Я иду, идут часы,
Королю идут усы!
Пароход идет веселый,
Острова идут и села,
Свист идет, идет футбол,
Винегрет идет на стол,
От реки идет прохлада.
Если день идет, как надо,
Мысль идет, идет работа,
Умный мяч идет в ворота
Отгадкой становится словосочетание всяк по-своему идет. Это своеобразная лингвистическая загадка.
Особой разновидностью прибауток принято считать небылицы-перевертыши — песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. В центре небылицы — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. «Всякая небылица в три года пригодится», — гласит народная поговорка. Зачем же она может пригодиться, в чем ценность этого жанра?
На этот вопрос подробно отвечает К. Чуковский: «В подобных стихах неправильная координация вещей только способствует утверждению правильной, и путем такой фантастики мы утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире».[7] Именно Чуковский ввел термин «перевертыш» и исследовал это жанр.
Он утверждает, что небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, «чтобы стимулировать умственные силы ребенка», а также «воспитать в ребенке юмор». «Любимая интеллектуальная работа трехлетних и четырехлетних детей — изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами», — справедливо замечает Чуковский.
В соответствии с правилами перевертыша Чуковский выделяет несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей, деталей и материала одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей, перевертыши орудий действия, способов действия и деятеля.
Детям интересно читать такие стихи, потому что дети - великолепные фантазеры и настоящие сказочники.
Акростихи Мориц, на наш взгляд, можно назвать перевертышами- небылицами, так как мир в этих стихотворения необычен, фантастичен, алогичен, абсурден.
Даже известные сказочные герои ведут себя необычно, например, Баба Яга из одноименного акростиха. Во второй части стихотворения баба Яга говорит о себе:
Я, между прочим, волшебная штучка,
Главная в сказке злодейка и злючка,
А без волшебной злодейки Сказка не стоит копейки.
В первой же части стихотворения - мир абсурда.
Бабу, которую звали Ягой
Аист на крыше футболил ногой.
Баба сказала: - я сказочный тип!
А не какой-нибудь вирусный грипп.
Картину, которая нарисована в стихотворении, трудно представить и в неё невозможно поверить: аист не может футболить бабу ягу.
Такой же мир в акростихе «Сорок пять»: «Сорок пять сорок,/Один носорог,/Речка с рукавами, /Ослик хочет в облака,/Клен шумит словами…
Кажется, фантазии автора нет границ, подобно воображению ребенка.
Подведем итоги. Стихи Ю. Мориц более всего похожи на такие словесные игры, как загадка и перевертыш. Дети должны найти правильный ответ или все «распутать». Детям доставляет удовольствие и разгадка акростиха, и мысль о том, что он-то знает, как все на самом деле должно быть. Стихи Ю. Мориц похожи на перевертыши и загадки в выборе изобразительно-выразительных средств. Этому посвящена следующая глава нашей работы.
Глава 2. Роль изобразительно-выразительных средств в создании игры
В словесных играх роль изобразительно-выразительных средств велика: авторы используют бесконечный мир метафор, метонимий, синекдох, олицетворений, сравнений, всех других типов речевой иносказательности. Акростихи Ю.Мориц – иллюстрация того, как поэт может использовать эти средства. О себе поэтесса пишет:
Юнна Мориц - Это я,
Некто вроде воробья,
На снежке мои прыжки,
А чирикаю стишки!
Мне за это на дорожке
Оставляют хлеба крошки,-
Рады дети воробью,
И я нежно вас люблю!
Целую, обнимаю, сердечком понимаю.
Всё стихотворение очень доброе и нежное: Юнна Мориц признается в любви детям. Поэтесса не случайно сравнивает себя с воробьем: она как будто становится такой же маленькой, как дети.
Сравнение и литота – приемы, которые Мориц при этом использует. На наших глазах поэтесса как будто уменьшается в размерах: у не сердце, а сердечко; не стихи, а стишки (заметим, что она их как будто и не сочиняет, а чирикает).
В произведениях поэтессы вещи оживают («Как только ночь настанет, одежда хулиганит, /Одной лежать на стуле так страшно в темноте. Глаза её – из пуговиц, из пуговиц-испуговиц, Два рукава – хо-хо-бота и бантик на хвосте…»).
В стихотворении «Котята» животные охотно разговаривают с человеком и друг с другом («Тут закричала кошка: Б-р-р-рысь!А то я съем тебя, как р-р-рысь) .Закономерным, на наш взгляд, становится использование олицетворений.
Например, в акростихе «Дудочка» сказочный соловей посылает приветы Дусе.
Дали Дусе дудочку,
Ух, она –тяжелая!
Дали Дусе дудочку,
Ой, она – веселая!
Чуть подуй, она поет каждой дырочкой своей.
Каждой дырочкой своей из черешневых ветвей.
А приветы лично ей посылает соловей
Олицетворение создает впечатление сказочной реальности. В акростихе «Петрушка» оживают игрушки и вещи: «Тут в трамвай вошла игрушка-Развесёлый друг Петрушка! А прочитав акростих «Велосипед», мы представляем, как велосипед влетел в аптеку, а аптекарь Синяков дает ему лекарство, «как человеку от шишек, ссадин, синяков».
Акростихи Ю.Мориц очень весёлые. Комическое в них строится прежде всего на абсурдности ситуации. Например, Кок из акростиха «Кораблик» «Борща наготовит нам кок в колпаке»; «Кораблик бумажный …. плавал в морях с кораблями», а с пиратом можно расправиться, если дать ему сковородкой по башке».
Исследователи детской поэзии и поэзии для детей, например Л.Е. Стрельцова, замечают: «Само слово во всех его формах, значениях и смыслах становится предметом игры, а сама игра вбирает в себя все приемы, все правила игр- действий со словом и превращается в игру ума, воображения, фантазии, звуковых и образных ассоциаций». Как всякие игры, словесная игра начинается с простых манипуляций со словом и постепенно переходит к его смысловым тайнам и глубинным языковым связям. Одна из самых распространённых взрослых словесных игр, перешедшая к детям, это- заумный язык. Простейшая форма создания заумного языка - прибавление после каждого слога в слове одного и того же звукосочетания, например, ки. Тогда фраза: «Пойдем гулять» - будет звучать так: «Пойки- демки гуки-лятьки»[6, 68].
Ю. Мориц – мастер окказионализмов, то есть «индивидуально- авторских слов, созданных поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют и использующиеся в художественном тексте, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры» [5].
Например, в стихотворении «Петрушка» встречается необычное слово кувыркасы.
Шутки, фокусы и пляски,
Кувыркасы с бре-ке-ке,
А запаска – в колпаке
Кувыркасы - это окказионализм. Слово «кувыркасы» происходит от двух слов кувыркаться и выкрутасы.
В стихотворении «Феечки» обращает на себя внимание слово «фейская»
Фейская – это окказионализм. Он происходит от слова фея и детская. Этот окказионализм обозначает принадлежащие фее.
Можно даже составить небольшой словарик из окказионализмов, которые нам встретились в акростихах Мориц:
Испуговиц - испуг+ пуговиц («Глаза её – из пуговиц, из пуговиц-испуговиц» акростих «Когда темно»);
Поэтский - происходит от слов поэт и детский. («Книжечка эта- с поэтским секретом». Этот окказионализм взят из стихотворения «Звездочка»)
Футболил- футбол, бил («Аист на крыше футболил ногой». Этот окказионализм взят из стихотворения «Баба Яга».)
Хо-хо-бота – происходит от слов «ха-ха» и «забота» («Два рукава хо-хо-бота и бантик на хвосте». Этот окказионализм взят из стихотворения «Когда темно»).
Ю. Мориц придумывает и совсем необычные слова, например: Бре-ке-ке… Это необычное звукосочетание, и, вероятно, означает что-то совсем необычное, неизвестное ещё пока никому.
Итак, акростихи Мориц – это не только игры с детьми и для детей, но и поэзия. Мы рассмотрели основные приемы, которые использует Ю.Мориц для построения стихотворений. Гиперболы, сравнения, олицетворения помогают создать необычный мир. Словотворчество, создание окказионализмов позволяет сделать стихотворения очень забавными.
Заключение
Юнна Мориц - автор большого количества стихов как для взрослых, так и для детей. В работе мы рассмотрели особенности акростихов поэтессы, опубликованных в сборнике «Ванечка». Удивительные законы создания этих произведений интересно изучать: акростихи нужно расшифровать, понять, что необычного придумала поэтесса.
На основании анализа акростихов, мы пришли к следующим выводам:
Акростихи Юнны Мориц - это занимательные произведения. Как у всякой игры, у них есть свои правила: прочитать стихотворение по горизонтали, а потом- первые буквы каждой строки по вертикали.
Стихотворения Юнны Мориц связаны с такими словесными играми, как загадка и перевертыши- небылицы.
С загадками их роднит скрытое слово, а с перевертышами - доведение до абсурда ситуации, изображенной в стихах. Например, в стихотворении «Кораблик» читаем: кок «борща наготовит нам кок в колпаке». Юнна Мориц создает озорные, весёлые стихи, которые, на первый взгляд, наполнены путаницей, неразберихой. Это своеобразная игра в узнавание, отгадывание того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве, точно так же, как и в небылицах.
Поэтесса создает необычные образы. Так, герои сказок оказываются в обыкновенной, бытовой ситуации. К примеру, в акростихе «Баба Яга» аист футболит нагой Бабу Ягу, а та возмущается и говорит, что без нее сказки никакой не получится. В этом же стихотворении Юнна Мориц сочетает фразы «Сказочный тип» и «Вирусный грипп». Многим бы и в голову не прошло сочетать такие, вроде бы, несочетаемые вещи. Все это делает стихотворение очень необычным.
Олицетворения, литоты, гиперболы украшают стихотворения Юнны Мориц. Особенно часто поэтесса использует олицетворения: обычные вещи оживают, начинают разговаривать. («Когда темно»: «Два рукава – хо-хо-бота и бантик на хвосте» и т.д. ).
Акростихи Юнны Мориц используют разные способы игры в слова и со словом. Приметой акростихов поэтессы является словотворчество. Интересно угадывать, как возникает новое слово. Юнна Мориц часто берёт начало одного слова, а конец – другого. Например: слово «кувыркасы» состоит и слов кувыркаться и выкрутасы, слово «испуговиц» состоит из слов испуг и пуговиц.
Таким образом, анализ акростихов Юнны Мориц позволяет назвать эти произведения словесными играми, главная задача которых - дать возможность детям проявить и сообразительность, и фантазию, а кроме того, познакомиться с необычной формой стихотворений, но при этом так, что не становится скучно.
Список литературы
Тексты
1.Мориц, Ю. Ванечка. Книга акростихов. Челябинск, 2002.
Исследования:
2. Богданова, Д. «Ванечка» Юнны Мориц: книга для детей, «которой у нас ещё не было» / [Электронный ресурс] URL: htte:// l.school2100.ru›upload/iblock/210
3.Зуева, Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. - М.: Просвещение ,2002
4. Мориц, Юнна/ [Электронный ресурс] URL: // https://ru.wikipedia.org
5.Окказионализмы/ [Электронный ресурс] URL: htte:// literary_criticism.academic.ru›
6.Стрельцова, Л. Е Испытание на прочность// Литература и фантазия. – М.: Просвещение,1992. - Стр.68-69.
7.Чуковский, К.И. От двух до пяти. [Электронный ресурс] URL: 2› Книги
8. Школьный словарь литературоведческих терминов: мир художественного произведения. -М.: Просвещение, 2013.
9.Энциклопедический словарь юного лингвиста. – М: Просвещение, 2006
Заповеди детства и юности
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Рисуем акварельное мороженое
Загадочная система из шести экзопланет
Флейта и Ветер