Исследование рейтинга газеты и определение стратегии развития.
Вложение | Размер |
---|---|
nou_shkolnaya_gazeta_segodnya_i_zavtra.docx | 39.45 КБ |
Департамент образования Администрации города Омска
БОУ ДОД г. Омска "Центр дополнительного образования детей "Эврика"
Городская конференция обучающихся 5-11 классов "Шаги в науку"
Направление "Филология"
"Школьная газета: сегодня и завтра"
Авторы:
Чурсина Анастасия Сергеевна,
Николаева Софья Евгеньевна,
обучающиеся 6А класса
БОУ г. Омска «Гимназия № 159»
Руководитель:
Ткаченко Ольга Викторовна,
учитель русского языка
и литературы
БОУ г. Омска "Гимназия № 159"
Омск-2015
Оглавление
Введение.
О школьной прессе известно давно. Ранее выпускали стенгазеты к праздникам, отчеты о проведенных мероприятиях, а также поздравительные газеты и бюллетени. Занимались этим отдельные классы. Порой и вся школа участвовала в создании рукописных газет, которые затем печатали на машинке. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ. Жак Гонне считал, что среди серьезнейших проблем современной школы - ее оторванность, фактическая изоляция от социального окружения. По его мнению, один из эффективных путей решения этой проблемы - организация взаимодействия школы и прессы.
Газета - важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Действительно, мир школьной прессы - очень значимая часть жизни учебного заведения.
Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы. Это актуально, модно, интересно и познавательно!!!
В соответствии с ФГОС в нашей гимназии функционирует целая разветвленная система кружковой работы. Одним из кружков является «Журналистика». Программа данного творческого объединения помогает ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий. Программа имеет конечный результат (продукт) – школьная газета «Совушка».
Цель: Создать план развития школьной газеты на ближайшие годы.
Задачи:
Гипотеза: малое воздействие школьной прессы на учеников - следствие малого тиражирования и недоступности информации.
Объект исследования: современная публицистика.
Предмет: школьная газета .
Методы исследования: наблюдение, социальный опрос, беседа, анализ продуктов деятельности.
Основная часть.
История газет.
Предшественниками газет традиционно считаются новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе. Переписывавшиеся от руки свитки вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств. Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность.
На протяжении последующих столетий в газетах мало что изменилось: вплоть до изобретения в Германии в 1450-х годах Иоганном Гутенбергом печатного пресса, позволявшего размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, газеты оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев. Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход самоназвание «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации — прообразы информационных агентств — и возникла профессия «писателей новостей».
К числу первых газет, сильно напоминающих современные нам издания, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 года во Франции газету «La Gazette». Тираж газеты насчитывал около 1200 экземпляров, а её издателем стал получивший в 1630 году патент на распространение новостей по территории Франции дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришельё. Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама. В 1657 году одна из английских газет опубликовала первое рекламное предложение, вскоре король Карл II разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо положил начало политической журналистике, основав еженедельник «Обозрение государственных дел».
Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 год. Местом ее появления стала Германия. Газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Furnemmen», была напечатана в январе 1609 года в свободном имперском городе Страсбург, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором-издателем этого еженедельника стал типограф Иоганн Каролюс, ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей.
В том же 1609 году в Аугсбурге появилась «Avisa Relation oder Zeitung» — другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте. Проникшее в немецкую печать итальянское слово «avviso» свидетельствует о генетической связи между первыми немецкими еженедельными газетами и их венецианскими прообразами. Формат немецких изданий и форма подачи новостей также напоминают венецианские avvisi.
Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.
История газет в России.
В России первые газеты — рукописные «вестовые письма» появились во времена царствования Михаила Федоровича с 1613 года. Они также назывались «столбцы», так как писались столбцами на приклеенных один к другому продолговатых листах, длиною несколько сажень. Позднее они были названы на европейский манер — «Куранты». Самым старым изданием такого рода из сохранившихся до наших дней считается экземпляр «Курантов», вышедший в 1621 году. Основу содержания «вестовых писем» составляли переводные заметки из иностранной прессы и донесения русских дипломатов и купцов из-за границы. Первой российской печатной газетой стала появившаяся в 1702 году по указу императора Петра I газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». Первый лист этой печатной газеты появился в Москве 2 января 1703 года. Пётр сам правил корректуру. Газета представляла собой восьмушку листа, почти без полей, церковного шрифта. Большая часть сведений черпалась из голландских газет, причём Пётр сам отмечал карандашом, что нужно переводить для газеты. Печатались Ведомости в количестве 1000 экземпляров. Продажная цена номера была 2 копейки.
Виды и типы газет.
Газеты делятся:
Особенности газет.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО ТАКОЕ "ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА"?
Ещё до появления школьных "газет", в середине 1920-х годов был поставлен вопрос об издательской деятельности в школе. Что же скрывалось под этим понятием: "школьное издательство
Когда Януш Корчак в 1921 году в Польше ратовал за развитие "школьных газет", он и не предполагал, что их станут издавать типографским способом. Центральной фигурой здесь был секретарь, который, как переписчики книг в эпоху Средневековья, имел основную цель: тщательно всё переписать. И задача эта, уточняет Корчак, благородна: "В средние века, когда не знали еще печати, переписчики пользовались не меньшим уважением, чем ученые и поэты. Отношение между письмом и печатью такое же, как между портретом, написанным художником, и фотографией, ручной вышивкой и машинной, пением и звучанием граммофонной пластинки. Хороший почерк - это тоже талант, и, добавлю, талант, который не часто встретишь" [7; 54].
Можно понять его хвалебные слова в пользу красивого почерка, но подобная газета уникальна, она не может стать доступной многим. Напротив, типографское издание позволяет текстам, написанным подростками, распространиться довольно широко, быть прочитанными гораздо большей аудиторией. Собранные на одной странице, они образуют "книгу жизни" (термин С.Френе), которая очень скоро превращается в "газету".
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ ОТ ЛИЦЕЙСКОЙ?
Как считает известный французский педагог и журналист Жак Гонне, самое важное отличие, несомненно, зависит от того, кто является инициатором проекта. В случае школьной газеты им является учитель, поэтому по крайней мере в самом начале проект можно считать чисто педагогическим.
В случае лицейской газеты, напротив, идея, как правило, исходит от самих учащихся. По этой причине с самого начала лицейские газеты можно узнать по очень характерному тону текстов. Разумеется, по мере развития проекта мало-помалу забывается, кому первоначально принадлежала идея, и в большинстве случаев эволюция издания происходит спонтанно, непредсказуемо. Например, какая-нибудь лицейская газета крайне агрессивного тона, задуманная, как оппозиция миру взрослых, вдруг вводит на своих страницах рубрики, где разворачивается диалог между подростками и взрослыми, и издание постепенно приобретает спокойную конструктивную тональность. Другой пример - школьная газета, вполне уравновешенная и разумная, вдруг начинает публиковать резкие полемические материалы. Впрочем, эти наблюдения субъективны и могут быть оспорены. Некоторые исследователи, например, называют лицейские газеты "дикими". А почему бы и нет? Хотя всегда бывает интересно понять, где лежат истоки замысла. При изучении истории каждой конкретной газеты обнаруживается одна закономерность, почти магическое свойство: практически все они, эволюционируя, ведут к диалогу между поколениями.
Заключение.
Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы мы провели социальный опрос среди учеников начальной школы, среднего и старшего звена. Вниманию респондентов было предложено всего 4 вопроса:
2. «Какие рубрики Вы бы хотели там видеть? О чём нужно писать?»
3. «Какое воздействие должна оказывать газета на школьников? Чему учить?»
4. «Что нужно делать для того, чтобы школьная газета была популярной?»
6 класс (16 человек).
15 человек из 16 знают, что у нас в гимназии выходит школьная газета. А вот 1 человек не знает. Такой результат нас восхитил, ведь наша школьная газета вызывает радость и восторг! Детям её нужно читать от младшего поколения до старшего.
Разнообразие ответов на второй вопрос велико, но не очень. Большинство ребят хотят видеть в нашей газете много о самой гимназии, хотят видеть какие-то игровые странички, смешные. Малое количество хотят видеть рубрики о спорте и вообще, обо всём интересном и познавательном. Мы согласны: надо добавить всего понемногу.
Газета, по мнению учеников, должная оказывать положительное воздействие, она должна вызывать у читателей интерес. Должна учить добру, каким-то хорошим манерам поведения, должна наталкивать на то, что нужно вести здоровый образ жизни.
Некоторые ребята считают, что её нужно выложить в Интернет, некоторые – иногда нужно презентовать перед всей школой, другие – что её нужно выдавать каждому классу. И , конечно же, о ней нужно рассказать тем детям, которые не знают о её существовании.
Мы провели опрос в 9-ом классе (26 человек) , Он показал, что 60% ребят знают и читают школьную газету, но остальные 40% не знают о её существовании.
Все ребята разные и хотят читать о чем-то своем, но опрос показал, что большинство ребят хотят читать о спорте, школьных событиях, а также о планах гимназии на ближайшую неделю (месяц, год).
Так же мы спросили у них, как школьная газета должна воздействовать на учеников. На что они ответили так: «Положительно. Школьная газета должна учить добру, самостоятельности, радоваться за успехи других учеников и учить правильным поступкам».
Так как 40% учеников 9-го класса не знают о существовании школьной газеты, мы у них поинтересовались, что же нужно сделать, для того, чтобы она стала популярной? «Нужно выкладывать самые волнующие и часто обсуждаемые вопросы. Вести интересную, актуальную информацию. Раздать газету всем классам».
Также мы зашли в начальную школу (3 класс, 25 человек) и узнали, что 84% третьеклашек не знает о существовании школьной газеты, что немаловажно для нас! Лишь 16% знают о ней!!! Честно говоря, мы были немного удивлены, ведь так много детей не знают о нашей газете!
Тем не менее, они предложили нам такие рубрики, как «Спорт», «Правила дорожного движения», «Плаванье», «Жизнь школы», «Знания», «Конкурсы», «Достижения нашей школы», «Здоровье», «Красота».
Мы спросили у наших маленьких друзей, чему же должна учить газета? На что они ответили так: «Газета должна учить грамоте, а еще правилам красоты и вообще всему доброму и хорошему». Так, конечно же, ответили наши подрастающие модницы. А так нам ответили подрастающие спортсмены: «Газета должна учить смелости, самостоятельности и силе. Она должна учить правилам дорожного движения».
Чтобы газета стала популярной, третьеклашки предложили нам сделать следующее: «Нужно раздать их каждому классу», «Написать о популярном, рассказать о самой газете», «Нужно рекламировать газету! Писать самые интересные и смешные статьи!»
Мы взяли на вооружение все полученные советы и определили ближайшие действия для нового выпуска газеты: добавить несколько новых рубрик и организовать сотрудничество со школьным сайтом.
Итак, какую же пользу приносит школьная газета? Огромную! Газета учит честно выполнять добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, опираясь на объединенные усилия самых разных учеников, учит смело высказывать свои убеждения, учит спорить, доказывая, а не ссорясь, вносит гласность туда, где без газеты кружила бы сплетня и клевета, ободряет несмелых, утирает нос зазнавшимся, направляет общественное мнение - является совестью общины. Ты недоволен? Напиши в газету. Ты сердишься? Напиши в газету. Ты обвиняешь меня во лжи или непонимании? Пожалуйста - спор при свидетелях, документ, от которого тебе не отпереться.
Газета сближает, связывает класс или школу воедино, благодаря газете, знакомятся между собой такие ребята, которые до сих пор ничего не знали друг о друге; газета выводит на трибуну тех сосредоточенных, кто умеет высказываться в тиши с пером в руке, но которых перекричат в шумном споре.
Список использованных источников
Приложение.
1 из номеров школьной газеты «Совушка»
Сказка "Колосок"
Сказка "Морозко"
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Ночная стрельба
Домик зимней ночью