Открытый межрегиональный историко-патриотический конкурс «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству». Сочинение: "Русские моряки в Первой мировой войне".
Вложение | Размер |
---|---|
morskoy_venok_slavy_moryaki_na_sluzhbe_otechestvu.rar | 16.35 КБ |
Открытый межрегиональный историко-патриотический конкурс
«Морской венок славы: моряки на службе Отечеству».
Работу выполнил:
ученик 6 «А» класса
МБОУ СОШ №21
г.Шахты Ростовской области
Петров Павел Сергеевич
(победитель всероссийского этапа в 2014 году)
Руководитель: Бондарева Татьяна Алексеевна,
учитель истории
«Русские моряки в Первой мировой войне».
Во всём свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот.
Все остальные, при первой возможности,
сами ополчатся против нас!" (Александр III)
Я выбрал эту тему для сочинения, потому что неожиданно задумался о том, что та далекая война была, как принято в учебниках называть, "империалистической", но умирали - то русские моряки не за процветание империализма, а "за веру, Царя и Отечество" и они не виноваты в том, что их смертям в России исторически придается столь малое значение, потому что Отечество тогда было не советское, а монархическое! Я понял, что ничего не знаю о том времени, кроме чисто энциклопедических знаний о том, когда началась Первая мировая война, каковы причины и последствия. А люди?! Кто же воевал и умирал в той войне? Почему на мои запросы даже "всезнающий" Гугл выдает только имена Колчак и Кедров, а по запросу «Пётр Семенищев» выдает кого угодно, только не матроса Балтийского флота, награжденного за спасение от вражеской мины своего корабля? Какая несправедливость! Ведь Европа-то чтит память своих героев той войны! У нас, правда, тоже если поискать, то можно встретить упоминание о героях - солдатах, офицерах, сестрах милосердия и даже священниках. Но разве моряки были менее мужественными и верными присяге? Разве их меньше награждали орденами, медалями, крестами? Почему же их забыли? Я бесконечно далек от мысли, что своим сочинением ученик 6 класса общеобразовательной школы способен восстановить историческую справедливость, но, быть может, если во мне самом пробудилось желание увидеть реальную картину тех событий, то и у других рано или поздно появится подобное желание (в том числе и у беспристрастных историков).
Начавшаяся летом 1914 года между восемью европейскими государствами война, на самом деле вовлекла в длительное вооруженное противостояние 38 государств с населением в 1,5 миллиарда человек. Все страны готовились к кратковременной войне, что было и экономической, и стратегической ошибкой. Для России время было трагическое еще и потому, что это был канун революции, перевернувшей всю историю не только нашей страны, но и потрясшей все человечество. Россия в основном у нас сухопутная, континентальная держава, но было в истории России несколько периодов, когда уделялось пристальное внимание флоту (Петр I, Екатерина Великая, Николай II). Ни флот, ни армия России в полной мере не были готовы к войне. И, тем не менее, на флоте дела обстояли лучше, чем в армии! Не в плане численности, конечно (чтобы восстановить численность в полном объеме после русско - японской войны, нужны были десятилетия и деньги), а в плане качества строящихся кораблей, качества подготовки личного состава, да и военно - морское командование в период войны проявило себя на более высоком уровне! В Морском Генштабе сформировалась группа офицеров, в которую входил и известный всем А.В.Колчак, бывший тогда капитаном второго ранга, и эта группы выступала генератором идей реформ на флоте, коренной модернизации и реконструкции русского флота. Эта программа начала приводится в действие еще с 1906 года, но в полную силу заработала в 1911 году, после прихода в качестве морского министра адмирала И.К.Григоровича (заслуги которого были признаны гораздо позже и тогда его прах вернули из эмиграции и перезахоронили на Родине). Другое дело, что рассчитана программа была до 1915 года, а война началась раньше. Может показаться, что флот оказался готов к войне лучше лишь на фоне не готовой армии, потому что участие Российского военно-морского флота в Первой мировой войне носило в основном прибрежный оборонительный характер (или прямо говоря - второстепенный). Но это полностью опровергается сравнением безвозвратных потерь русского флота с суммарными потерями противостоявших ему немецкого и турецкого флотов (баланс здесь явно в пользу наших моряков). У нас потеряно: 2 линкора ("Императрица Мария" и "Слава"), 4 крейсера ("Паллада", "Жемчуг", "Рюрик", "Пересвет"), 6 эсминцев ("Живучий", "Казанец", "Охотник", "Гром", "Бдительный", "Лейтенант Пущин"), ни одной подводной лодки. А суммарные потери у немцев и турок: 7 крейсеров, 34 эсминца, 9 подводных лодок.
Русские моряки в Первой мировой войне, быть может, не так заметны потому, что не было у них крупных морских сражений (подобных Ютландскому или Фолклендскому на западном театре боевых действий). В основном велись локальные боевые действия: на Балтике - оборонительные (ввиду численного превосходства немецкого флота); на Черном море сначала оборонительные действия и лишь в 1916 г - наступательные. Но наши моряки, даже ведя оборонительные действия, проводили очень смелые рейды минных сил в тылу у немцев. Известны дерзкие вылазки наших моряков (в которых участвовал в том числе и знаменитый Колчак в период своего командования минной дивизией на Балтике), когда минировались немецкие базы и порты, причем весьма эффективно. И все боевые кампании этой войны флот провел достойно (в т.ч. и в сравнении с русско - японской войной). И по - сравнению с армией, где офицерский состав был почти весь убит еще в первый год войны, кадровый морской офицерский состав полностью сохранился, поэтому, хотя у моряков начала ХХ века не было таких крупных кораблей как сейчас, вертолетов, самолетов с вертикальным взлетом, чтоб доставлять войска в глубь расположения противника, но, тем не менее, в ходе боевых действий были разработаны многие новые тактические приемы и комбинирование разнородных сил: особые соединения кораблей для поддержки сухопутных войск, применение десантно - высадочных средств, использование радиосвязи и авиации для корректировки огня по береговым целям, маневренное использование подводных лодок методом крейсерства в ограниченном районе. Успешность действий наших моряков обеспечивалась именно хорошо налаженной системой управления морскими силами, высоким уровнем военного искусства, боевого мастерства, грамотным применением новых видов вооружения. На начало войны у русских было всего 9 линкоров старого типа, 14 крейсеров, 71 эсминец, 23 подлодки, а к 1917 году Россия выбыла из войны с арсеналом в 15 линкоров (в т.ч. 6 из них были новейшего типа), 13 крейсеров, 93 эсминца,44 подводных лодки ( и подводный флот впервые себя проявил именно в Первой мировой войне). Тогда же произошло становление авианосного флота, противовоздушной и противолодочной обороны кораблей, радиосвязь стала использоваться не только для управления, но и для разведки.
Очень обидно, что из целой плеяды моряков, участвующих в Первой мировой войне, на гребне известности оказались только Колчак и вице - адмирал Кедров. Здесь роль сыграла и то, что роль флота оказалась в тени по сравнению с ролью армии и то, что на театре морских действий было не так много известных сражений (как например бой у острова Готланд, у мыса Сарыч, первая Моонзундская операция осенью 1915 года и вторая осенью 1917 года, когда немцы все же прорвались в Рижский залив). Тем важнее, мне кажется, сохранить имена тех, о ком мы хоть что - то знаем и обнародовать имена тех, о ком слышим впервые.
Адмирал А.И.Русин - начальник Морского генерального штаба в период с 1914 по 1917 гг., а в период войны начальник Морского штаба Верховный главнокомандующего, убежденный монархист, эмигрировавший позже из России, руководил разработкой массы успешных военно - морских операций.
Адмирал И.К.Григорович - морской министр с 1911 по 1917 гг. Под его руководством министерство согласованно и оперативно обеспечивало флот и материально - технической базой и кадрами. Кораблестроение под его руководством было поставлено так грамотно, что построенные накануне и в ходе первой мировой войны боевые единицы составляли 100 % линкоров, 40 % крейсеров и 30 % эсминцев в составе флота, встретившего в 1941 году Великую Отечественную войну.
Адмирал Н.О. фон Эссен - командовавший Балтийским флотом вплоть до своей смерти в 1915 г. Человек из известного балтийского дворянского рода был последним выдающимся флотоводцем России, недаром его называли собирателем флота. Разработал стратегию военных действий Балтийского флота в предстоящей войне с Германией, предусматривающую создание минно-артиллерийских систем и взаимодействие с сухопутными войсками. Бесспорной заслугой командующего флотом стало минирование подходов к Финскому и Рижскому заливам еще до объявления войны. Эта операция была осуществлена под его командованием скрытно, оперативно, без получения разрешения Ставки. Итог превзошел все ожидания: только во время кампании 1914 года неприятель понес большие потери, что заставило противника отказаться от активных действий в районе Финского и Рижского заливов. В отличие от действий сухопутных войск в этом регионе, Балтийский флот кампанию 1914 года выиграл: мощный германский флот не выполнил ни одной из поставленных ему задач.
Контр - адмирал балтийского флота М.К.Бахирев - известен своими лихими операциями. Отправлен в отставку без права получать пенсию, несмотря на это, отказался эмигрировать, в 1920 году расстрелян по приказу ВЧК.
В истории сохранились и другие имена, вместе с историями о поразительной отваге и героизме русских моряков. Беспримерный героизм проявил и экипаж канонерской лодки «Сивуч», принявший неравный бой в Рижском заливе с германским крейсером «Аугсбург». Возглавляемая капитаном 2-го ранга Н. Черкасовым канонерская лодка погибла, нанеся тяжелые повреждения вражескому крейсеру. Геройски сражался и старый линкор «Слава» под командованием погибшего во время сражения в 1915 году капитана 1-го ранга С. Вяземского.
Заслуживает также быть всегда в памяти народной подвиг русских моряков в Моонзундском сражении 1917 года, сорвавшим планы германского флота прорваться в Финский залив и отразившим атаку армады, насчитывающей 70 % всего военно-морского флота Германского рейха. В этом сражении особенно отличились эскадренный миноносец «Гром» и линейный корабль «Слава». Героический линкор «Слава» был затоплен своим экипажем в Моонзундском проливе, чтобы не пропустить в Финский залив германские дредноуты. Имея преимущество в скорости хода и дальнобойности артиллерии, германские линкоры нанесли "Славе" несколько прямых попаданий. Через подводные пробоины линкор стал заполняться водой, в результате чего осадка увеличилась настолько, что корабль не мог пройти мелководным Моонзундским каналом. Полностью выполнив свой воинский долг и видя безвыходность положения, революционные балтийцы затопили корабль на фарватере, взорвав погреба, чем воспрепятствовали прорыву флота противника на подступы к Петрограду.
"Гром" ведя бой с превосходящими силами противника, фактически повторил подвиг своих предшественников в Русско-японской войне «Стерегущего» и «Страшного». Получив повреждение от попадания 12-ти дюймового снаряда с немецкого флагмана, эсминец потерял управление и оказался неподвижной мишенью для немцев. Канонерской лодке "Храбрый" под прикрытием дымовой завесы удалось снять экипаж с поврежденного корабля, который мог стать призом для немецкой эскадры. Однако, в последний момент на борт "Грома" вернулся минный старшина Фёдор Самончук, который продолжил бой самостоятельно, и торпедировал с близкого расстояния приближающийся германский эсминец "G-7". После чего Самончук закинул в артиллерийский погреб "Грома" горящий факел, чтобы корабль не достался врагу. Взрывной волной Самончука снесло за борт, и долгое время его считали погибшим, когда как он попал в плен, из которого дважды бежал, и все же вернулся на родную Пинщину в 1918 году. Во время Второй Мировой войны он воевал в составе партизанского отряда Ковпака.
Трагические события, произошедшие под Ригой в 1917 году, сопровождались беспримерным героизмом полков Северного фронта и мужеством моряков Балтийского флота. Русским воинам, захороненным на Покровском кладбище, в 1928 году был установлен памятник - обелиск работы синодального архитектора В. Шервинского, освящен архиепископом Иоанном (Поммером) 16 сентября 1928 г. Деньги на памятник были собраны прихожанами Покровской церкви. Память о героизме русских моряков хранят и на Украине (В Севастополе в Военно-морском музее воссоздан зал, посвященный Первой Мировой войне). И пусть флоту не удалось привлечь к себе такого громкого внимания, как армии, долю армии (было потеряно 32 боевых корабля, а людские потери составили (вместе с ранеными и попавшими в плен) 6063 человека, в то время как в армии погибло 2254369)
Очень тронуло меня попавшееся в процессе написания моего сочинения стихотворение В.Леонидова, посвященное памяти морского офицера Владимира Лобыцына. Мне кажется, оно могло бы быть гимном всем ушедшим морякам....
Столько дел — куда там, не до смерти Вам,
Верстки ворох, и за томом том,
И Колчак, и памятник Бизертинский,
И статьи о чем-то о другом.
В то, что мы без Вас, никак не верится,
Только ноет сердце от тоски,
А над небом реет стяг Андреевский,
Там, где Вас встречают моряки.
Те, кто шел на смерть полями минными,
Кого за борт кинуло волной,
Адмиралы в ряд с гардемаринами
Принимают Вас в последний строй…
Руднева Вы видите и Беренса,
Как присяга, души их легки,
А над небом вьется стяг Андреевский,
Там, где Вас встречают моряки…
В даль вселенной, световыми милями,
Полыхая окнами кают,
Развернулись русские флотилии,
Вам последний отдают салют.
Лапником покрыты или вереском,
На земле могилы далеки,
А над небом вьется стяг Андреевский
Там, где Вас встречают моряки.
Наяву ли, или это снится мне,
Будто кончен важный разговор,
С именем Владимира Лобыцына
В порт вошел сверкающий линкор…
А над ним, над чайками и реями,
Там, где прочь отброшены клинки,
Вьется, вьется, вьется стяг Андреевский
Там, где Вас встречают моряки.
Никто не возьмется оспаривать тот факт, что испокон веков русский народ славился своими героями (т.е. людьми, одержимыми стремлением к беспримерной храбрости, которые не страшатся ни боли, ни смерти, и даже сознательно идут на них, чтоб прожить полнокровную, пусть и короткую, жизнь). Но эти подвиги должны непременно оставаться в памяти потомков, как пример того, что в любых условиях и испытаниях человек, а тем более давший присягу, должен быть верен и долгу и чести и Родине и не принимать ничего, что выходит за пределы понятия порядочности (какой бы век ни был на дворе, какая бы форма правления ни царила в государстве, каким бы рангом или социальным статусом он ни обладал). Такими примерами воспитываются патриоты! В нашем сегодняшнем мире, увы, нет предпосылок для спокойствия ни на дальних, ни уже даже и на ближних рубежах. Мальчики рано или поздно вырастают и превращаются в мужчин, а мужчины - это защитники и от того как их воспитали в детстве, зависит как они будут защищать свою землю от посягательств. Все мы рождаемся, ничего не зная об этом мире, как чистые листки, на которых "пишут" и родители, и учителя, и друзья, и случайные нам люди. Пусть же наши "листки" будут заполнены правильными эпизодами, которые рано или поздно мы уже сами вписываем в свою биографию!
Заяц-хваста
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Рисуем крокусы акварелью
Круговорот воды в пакете
Как нарисовать небо акварелью