Являясь средством самовыражения, танец даёт возможность остаться герою самим собой, помогает раскрыть духовный облик, динамику внутренней жизни, ощутить потребность в стремлении к прекрасному.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tantsa_v_zhizni_literaturnogo_geroya.ppt | 2.89 МБ |
oglavlenie.doc | 80 КБ |
Оглавление
Введение 2
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Метод исследования
Результаты наблюдения 4
Анализ сцен, изображающих танец вальс
Анализ сцен, изображающих танец мазурку и кадриль
Анализ сцен, изображающих русскую пляску
Заключение 12
Литература 13
Введение.
Тема моей исследовательской работы связана с танцем как особым видом искусства, позволяющим выразить исполнителю свои чувства, характер, настроение. Для меня танец-это искусство, которое сочетает в себе пластику и грацию, характер, эмоциональную выразительность и артистизм. Это связано с тем, что каждый танец говорит своим языком, подчиняя исполнителя своей воле, своему ритму, музыкальному сопровождению.
Для меня танец- это целая жизнь. Что есть для меня язык танца? Это, конечно, самовыражение. Это стремление узнать что-то новое, интересное через знакомство с танцами разных народов, через постижение пластики классического и бального танца. Танец для меня-это движения. Плавный, изящный вальс. Танец-это музыка: спокойная и весёлая, быстрая, задорная или медленная ,задумчивая .Танец –это настроение ,это энергия ,радость, улыбка или грусть, каприз или восторг. Танец –это душа :русская или молдавская ,цыганская или испанская. Танец-это рисунок. Рисунок из светлых, ярких ,оранжевых, желтых, голубых , розовых.Танец –это костюм. Это бархат или лён ,хлопок или шёлк. Танец-это сказка ,быль или небылица ,наша жизнь или наша фантазия. Танец –это театр ,это тайна. Танец –это цветы :розы или гвоздики ,ромашки или сирень. Танец –это улыбки детей или взрослых. Танец-это мозайка из движений, музыки ,настроения.и я очень люблю складывать разные картинки из этой мозайки.
Мне нравиться танцевать народные танцы и бальные ,потому что в каждом танце есть своя изюминка –душа народа и его характер. Я очень люблю выступать в концертах ,а участие в конкурсах приносит мне большое удовольствие. Танец помогает развивать ритмичность, музыкальность, красоту и гармонию движений тела. Язык танца, словно приглашая человека к разговору, даёт ему возможность выразить себя. Не представляю, как бы я жила, если бы в судьбе моей не было места этому увлекательнейшему занятию. Без бального танца моя жизнь да и жизнь окружающих меня людей стала бы однообразней и скучней. Занятие танцами помогли мне приобрести уверенность в себе. Умение достигать поставленной цели ,научили нас терпению и пониманию, какой огромный труд-танцевать красиво.
Невозможно выразить словами все тайны танца! Танец нужно чувствовать. А научиться этому можно только в процессе постоянной работы над собой.
Танцуя, важно не забывать о том, кто с тобой рядом. Ведь исполнители танца – одно целое.
У меня как исполнителя бальных танцев на уроках литературы вызвали особый интерес те произведения, на страницах которых встречаются эпизоды, изображающие танец того или иного героя.
Давайте совершим путешествие в мир танца, прикоснувшись к страницам Великой классики
Цели исследования:
Задачи исследования:
Объект исследования:
Для анализа данной темы мной прочитаны следующие произведения:
Предмет исследования:
Метод исследования:
Результаты наблюдения:
Вальс - бальный парный танец в трёхдольном размере. С начала XIX века завоевал популярность во всех слоях европейского общества. (6)
Один из секретов красоты вальса в грации, в красоте движений, умении непринужденно и легко нести по жизни свое тело. Что же может нам помочь научить свое не очень легкое тело казаться окружающим невесомым и легкоуправляемым? Вальс!
Несмотря на свою романтичность и плавность, вальс требует очень высокой техники исполнения, строгой дисциплины, «выдерживания такта». Музыка - душа вальса. Умение слушать музыку необходимо в любом танце, но в вальсе расхождение с музыкой просто режет глаз, какие бы красивые фигуры при этом, ни выполнялись.(5)
Читая произведение И.С. Тургенева «Ася», мы встречаем фрагмент, изображающий вальсирующих героев, господина Н. и Аси.
Ещё до того, как господин Н. испытает радостные мгновения танца с Асей, мы видим, как восприимчив герой ко всему прекрасному вокруг: к природе, живописи, музыке. «Словно на прощание примчались звуки старинного, ланнеровского вальса… Я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы». И это не случайно. Душа героя способна откликнуться на «шёпот ветра», «тихое журчание воды», «свежее дыхание волны» И чем больше мы погружаемся в текст, тем лучше мы понимаем, как преображается герой, как меняется его настроение: «Я …пришёл в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым… Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чём не думал… Я был счастлив».(1)
Многократное повторение слова «счастье» не случайно. Оно открывает новые горизонты перед героем, даёт ощущение лёгкости и беспричинной радости. Не случайно вальс, исполняемый господином Н. с Асей, усиливает эти ощущения.
«Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что – то мягкое, женское проступило вдруг сквозь её девически строгий облик. Долго потом рука моя чувствовала прикосновение её нежного стана, долго слышалось мне её ускорённое, близкое дыханье, долго мерещились мне тёмные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживлённом лице, резво обвеянном кудрями».(1)
Мы видим, что танец, исполняемый Асей и господином Н., дарит героям новое представление о жизни, новое понимание бытия.
Если на первых страницах повести, перед нами предстаёт непредсказуемая в своих шалостях «девушка хамелеон», неуверенная в себе, в завтрашнем дне, пытающаяся разными способами самовыражения определить своё место в обществе, то в танце мы видим совершенно другую Асю.
В сцене вальса с господином Н. Героиня преображается: из угловатого подростка она превращается в нежную, женственную, уверенную в себе девушку. Многократное повторение наречия «долго» подчёркивает силу впечатлений, полученных героями от замечательного танца. Чувствуется, что герой, господин Н, весь во власти танца. И, спустя какое – то время не может забыть состояние лёгкости, парения над землёй. Не случайно героиня произносит перед танцем: « Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья». (1)
Вывод:
Знакомясь с фрагментами великой книги Льва Николаевича Толстого «Война и мир», мы можем наблюдать за вальсирующими, на светском балу, Наташей Ростовой и князем Андреем Болконским. Здесь царит иная обстановка: торжественный парадный зал, присутствие императора Николая I, большое количество именитых гостей. Но танец оставляет то же ощущение лёгкости, стирая границы официальной обстановки, он сближает героев, делая их по - настоящему счастливыми.
«Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастия».
«Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров (…), пошёл танцевать и выбрал Наташу. Едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив её, остановился и стал глядеть на танцующих».(2)
И хотя в данном фрагменте не звучит слово «счастье», оно подразумевается в выражении «ожившим и помолодевшим». Метафора «вино её прелести ударило ему в голову» очередной раз убеждает нас в силе танца как вида искусства, сближающего людей, стирающего границы сословий, возраста, жизненного опыта.
Вывод:
Мазурка - польский национальный танец, 3-х дольного размера, ставший распространённым бальным танцем в XIX веке(6)
Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии. Темп мазурки бывает различным — от умеренного до очень быстрого.
В мазурке сочетаются легкое изящество, блестящая удаль, мечтательность. Характерны эффектные пристукивания каблуками в пунктирных ритмических фигурах.(5)
Читая страницы рассказа Л.Н. Толстого «После бала» мы тоже попадаем в атмосферу танца. Главный герой, Иван Васильевич, вспоминает счастливые минуты своей жизни, которые связаны с его присутствием на балу у губернского предводителя. Герой влюблён, счастлив, поэтому всё вокруг ему представляется чудесным, превосходным: «бал был чудесный», «зала прекрасная», «музыканты знаменитые», «буфет великолепный». Герой пьян от любви к Вареньке. Главное удовольствие в его жизни – вечера и балы, потому что танцевал он хорошо: «и кадрили, и вальсы, и польки».
С не меньшим удовольствием он наблюдает за тем, как Варенька танцует со своим отцом, «очень красивым, статным, высоким и свежим стариком – полковником».
«Дождавшись, начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв ноги, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигурка Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлинняя шаги своих маленьких, белых, атласных ножек.
Мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти всё время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость». (3)
Восторг и умиление вызывает героя этот танец. « Я обнимал в то время весь мир своей любовью», т.е. счастьем. (3)
Другой танец, исполняемый героями, - кадриль.
Кадриль – народный и бальный танец, ставший популярным салонным танцем в XIX веке (6).Обычно состояла из 6 фигур, исполнявшихся подряд или с паузами, в быстром темпе. Фигуры кадрили включали сложные перемещения внешним и внутренним кругам, движения парами. Сопровождается попеременной плясовой дробью и скользящим шагом с поклонами и кивками.
Иван Васильевич, танцуя с Варенькой, испытывает то же необыкновенное состояние счастья: «После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье моё всё росло и росло… И я боялся только одного, чтобы что – нибудь не испортило моего счастья». (3)
Вывод:
III. Анализ сцен, изображающих русскую пляску.
Русская пляска – вид народного танца. Включает переплясы, импровизации. танцы с определённой последовательностью фигур. Музыкальный ритм 2 четверти или 6 восьмых. (6)
Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.(5)
У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера, – показать свою манеру исполнения ("выходку"). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм. (5)
И на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир», и на страницах повести М. Горького «Детство» мы можем увидеть исполнение русской пляски героями произведений.
Обратимся к бессмертным страницам «Войны и мира».
Вот дядюшка Наташи Ростовой берёт гитару, поёт русские народные песни. А Наташа настолько взволнована увиденным, что выходит танцевать народный танец именно так, как от неё ждали, живо, неподражаемо, естественно, хотя никто её этому не учил.
«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на неё, забежала вперёд дядюшки и, подпёрши руки в боки, сделала движенье плечами и стала…
Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро – весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею».(2)
Наташа, выросшая в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, искусства, природы, естественно входит в народную стихию. Она «умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисье, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Наташа и сама чувствует, как значителен этот момент её народного самовыражения. Возвращаясь от дядюшки, она говорит: « … Я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь»(2). И действительно, обыденная жизнь, однообразие отрадненского быта не по ней. Всё существо её рвётся к чему – то необычному, светлому, радостному…
Читая повесть «Детство» мы восхищаемся русской пляской в исполнении Цыганка и бабушке Алёши, Акулины Ивановны.
Описывая « неутомимую, самозабвенную пляску» Цыганка, автор использует разные художественные средства:
Это подчёркивает энергию танца, темперамент и силу эмоционального самовыражения танцора.
В пляске Цыганка проявляются главные свойства его характера - свободолюбие, непокорность, сила духа. «Казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда…». (4)
В пляске бабушки нет той бурной энергии, что у Цыганка. Её движения спокойные, лёгкие, плавные. Особенно ярко автор подчёркивает это, приводя для убедительности
Эти минуты танца героев М. Горький называет «чудесным возвращением к юности».
Вывод:
Итак, читая страницы повести « Детство», мы знакомимся с манерой исполнения танца героями повести, Цыганка и бабушки Алёши – Акулины Ивановны. Они танцуют раскрепощённо, с удалью, выражая широту души, эмоциональный подъём, радость от соприкосновения с танцем. Для них это настоящие мгновения счастья после тёмных, безрадостных дней, проведенных в постоянной работе и бесконечных заботах. На глазах у зрителей Акулина Ивановна, словно молодеет, забывая свой возраст, а Цыганок забывает подневольное положение своё в доме деда Каширина.
Герои произведений «Война и мир» Л.Н.Толстого и «Детство» А.М.Горького испытывают одинаковое состояние счастья и радости, подаренное им неукротимой энергией русского танца.
Заключение
В данной работе рассматривалась проблема влияния танца на состояния человека, на его самовыражение, настроение, характер, отношение к близким и окружающему миру.
Подводя итоги наших наблюдений, хочется ещё раз подчеркнуть, что танец, как никакое другое произведение искусства, даёт возможность человеку (герою произведения) выразить свои скрытые возможности: широту натуры, нравственную душевную чистоту, любовь к прекрасному, к искусству.
По точному выражению Л.Н. Толстого, «искусство - одно из средств различения доброго от злого, истины ото лжи». Именно поэтому так счастливы герои рассмотренных нами произведений. Являясь средством самовыражения, танец даёт возможность остаться герою самим собой, помогает раскрыть духовный облик, динамику внутренней жизни, ощутить потребность в стремлении к прекрасному.
Мне как человеку, на протяжении восьми лет занимающемуся бальными танцами, эти черты характера литературных героев особенно
дороги, потому что, на мой взгляд, танец – источник неиссякаемой радости, счастливых открытий себя и мира вокруг меня.
Танцую — значит, существую
Весь мир вокруг себя люблю я,
Каким чудесным вдохновеньем
Переполняются движенья!
Литература:
6.Новая иллюстрированная энциклопедия. М. «Мир книг». Научное издательство « Большоая Российская энциклопедия». 2001.
Зимняя сказка
3 загадки Солнечной системы
Стеклянный Человечек
Пчёлки на разведках
Рождественские подарки от Метелицы