Памятник в широком смысле – объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и показывают, что же ценит в своём прошлом сегодняшний человек, что считает важным в своей истории и культуре.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.86 МБ |
![]() | 559.5 КБ |
Слайд 1
Памятники А.С.Пушкину Автор: Белкина Диана ученица 9 «А» класса ГБОУ СОШ № 329 2014 г.Слайд 2
Вопросы Сколько всего памятников Пушкину в России? Есть ли они в других республиках, странах? Какова их судьба? Каково отношение наших современников к открытию новых памятников? На эти вопросы отвечает мое исследование.
Слайд 3
Памятники в Москве Первый в мире памятник Александру Сергеевичу Пушкину был установлен на Пушкинской площади 6 июня 1880 года.
Слайд 4
Памятник Пушкину и Наталье Гончаровой
Слайд 5
Санкт-Петербург
Слайд 6
Царское село
Слайд 7
Тверь
Слайд 8
Памятники за рубежом
Слайд 9
Необычные памятники Пушкину
Слайд 10
Памятник Пушкину в Челябинске
Слайд 11
Пушкин – образ, бережно хранимый. Он вечный наш спутник, его не спутаешь ни с кем, образ его входит в нашу культуру, символизирует ее. Наличие по всей России памятников великому поэту еще раз доказывает, что Пушкин укоренился в сердцах многих поколений.
Памятники А.С.Пушкину
Исследовательская работа
Работу выполнила
Белкина Диана,
ученица 9 класса А
ГБОУ СОШ № 329
Учитель:
Романова М.В.
г. Москва 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................4
1. Памятники в Москве……………………….......................................................5
2. Памятники в России…………………………………........................................9
3. Памятники за рубежом………………………………………………………..12
4. Самые необычные памятники...........................................................................16
5. Памятники литературным героям Пушкина…………………………………18
Заключение.............................................................................................................20
Библиографический список...................................................................................21
Цель работы: обобщить информацию о памятниках Пушкину
Основные задачи:
1) где были установлены памятники;
2) найти сведения об авторах, времени и истории создания памятников;
Объект исследования: памятники
Предмет исследования: привитие интереса к литературным произведениям А.С.Пушкина
Методы исследования: поиск, анализ, сравнение, опрос, наблюдение.
Гипотеза: если ребёнок интересуется и изучает памятники культуры, это вызывает у него интерес к литературе, истории своей страны и других государств
ВВЕДЕНИЕ
Человечество с незапамятных времен создает памятники. Одни из них посвящены каким-либо событиям, другие - людям или животным.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова читаем: «Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего - нибудь.»
Памятник в широком смысле – объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и показывают, что же ценит в своём прошлом сегодняшний человек, что считает важным в своей истории и культуре.
Памятники могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники, памятники истории, памятники архитектуры и монументального искусства.
В разных городах мира установлены памятники Пушкину. Наибольшее количество скульптур находится в городах России и странах бывшего СССР (Москва и Санкт-Петербург — по нескольку памятников в каждом, Минск, Киев, Львов, Одесса, Нарва, Ростов-на-Дону, Петрозаводск, Ереван, Гюмри, Кишинёв, Ашхабад,Тбилиси, Тирасполь, Бендеры, Баку, Харьков и другие), однако памятники поэту есть также в Риме, Мадриде, Вашингтоне, Квебеке, Вене, Париже, Мехико, Белграде, немецком Хеммере, бюст в финском Куопио и других городах
Знакомство с памятниками А. С. Пушкину способствует воспитанию интереса к литературным произведениям, бережного отношения к историческим и культурным ценностям своей страны.
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство. ( Н.В.Гоголь)
Сотни памятников поэту, воздвигнутых на его родине и во многих других странах, — важная, неотъемлемая часть нашей культуры.
Часто путешествуя с родителями, осматривая достопримечательности, я видела в разных городах различные памятники, но особое внимание обратила именно на скульптуры нашего великого классика.
На эти вопросы отвечает мое исследование.
ПАМЯТНИКИ В МОСКВЕ
Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель - скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента - В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура - гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки.
Памятник А.С. Пушкину, стоящий на площади (первоначально поставленный с другой стороны площади на Тверском бульваре), - первый в России памятник поэту.
Созданный в 1870 году специальный комитет, состоящий из бывших воспитанников Царскосельского лицея разных выпусков, через периодические издания обратился к общественности с призывом собрать деньги на строительство памятника А. С. Пушкину. По подписке было собрано 106 575 рублей.
6 июня 1880 года состоялось торжественное открытие памятника. В нем приняли участие дети поэта - Александр, Григорий, Мария и Наталья, делегации из других городов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, А. Ф. Писемский, И. С. Аксаков, Д. В. Григорович.
История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году. Но в эти годы нельзя было и думать о создании памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве. Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул Николаю I о том, что следует почтить память поэта. Возникла мысль о создании "народного памятника" в Михайловском. Пушкин при жизни любил быть в Михайловском.
Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения заполнили десять больших альбомов. Одновременно скульптор создал в глине и пластилине тридцать эскизов. Но в окончательном варианте Опекушин упорно придерживался первоначального замысла – показать поэта, углубленного в свои мысли, как бы обдумывающего новое произведение.
После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на трёх конкурсах, так измучивших Опекушина, последовала более спокойная, но не менее ответственная и тяжелая работа по изготовлению в натуре гипсовой модели. Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе в Петербурге. На эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё пять лет.
Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров. Искусствоведы подчеркивают, что скульптор и архитектор нашли особенно удачный масштаб: с разных точек обозрения памятник смотрится соразмерно живой человеческой фигуре. Четыре чугунных светильника около памятника тоже стали достопримечательностью Москвы.
На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из известного стихотворения поэта "Памятник":
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.»
Опекушин представил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи. "Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринужденностью и живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности образа…"
Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы воплощала только обычные черты Пушкина. Скульптор сумел показать в ней нечто большее – человека и великого поэта, поэта творящего.
Неподалеку от метро «Бауманская» расположена городская школа №353 им. А. С. Пушкина в доме №40 по Бауманской улице. Окрестности Басманного района г. Москвы по праву считаются пушкинскими местами. Гуляя по улицам от метро «Бауманская» до метро «Красные ворота» можно обнаружить несколько мемориальных досок на старинных зданиях с памятными датами проживания поэта в Москве. Поэтому не удивительно, что одна из школ носит его имя. Исторические факты свидетельствуют о том, что на месте школы раньше стоял дом, где и родился поэт в 1799 году. Во дворе школы установлен бюст Пушкина-подростка, совсем еще юного с непокорными вихрами на голове. Вблизи от школы есть большая детская площадка, оформленная фигурами и сюжетами из пушкинских сказок.
Стоит пройти от школы №353 в сторону Елоховского проезда, как вы обнаружите бюст повзрослевшего Александра Сергеевича в годы его расцвета с вылепленным одухотворенным лицом человека, уже многое прожившего в своей жизни, в своей прозе, в своих стихах. Установлено это скульптурное творение во дворе прекрасного особняка 18-го века. А в здании
с белыми колоннами по адресу Спартаковская улица дом №9 размещается библиотека имени А. С. Пушкина, причем ее работа начиналась под руководством одной из дочерей Пушкина Марии Александровны Гартунг.
Бронзовые скульптуры Александра Пушкина и его музы Натальи Гончаровой встречают москвичей и гостей столицы у порога своего дома на Старом Арбате. Расположен памятник напротив дома-музея Пушкина и представляет собой скульптурную композицию великого писателя и его возлюбленной, держащихся за руки. Скульптура копирует сцену после венчания счаcтливой пары, когда Александр Пушкин привез Наталью Гончарову домой. Авторы памятника знаменитые Александр и Иван Бургановы, музей которых, кстати, находится неподалеку, создали великолепную скульптурную композицию. (1999) Памятник полюбился не только москвичами, но и гостями столицы. Каждый день около памятника собирается множество людей, желающих сфотографироваться на его фоне и просто насладиться созерцанием замечательной работы Бургановых. Если более внимательно взглянуть на памятник, открывается множество важных деталей из жизни поэта. Можно заметить, что Александр Пушкин меньше ростом, чем его возлюбленная. Действительно, Пушкин был ниже Гончаровой на 9 сантиметров и старше на 13 лет. Так же, можно увидеть, что лица новобрачных серьезны. Вместе с тем, руки влюбленных не плотно сжаты, а робко касаются друг друга. В сумме эти особенности, заставляют вспомнить и задуматься о судьбе великого поэта, после венчания с Натальей Гончаровой, о его дуэли за честь возлюбленной и смерти.
6 июня 1999 года, в день двухсотлетней годовщины со дня рождения А. С. Пушкина, был открыт фонтан-ротонда «Наталья и Александр» в память о его венчании с Н. Н. Гончаровой, проживавшей неподалеку, в деревянном особняке на углу Большой Никитской улицы и Скарятинского переулка (ныне на этом месте посольство Испании).
Проект фонтана разработан известными московскими архитекторами Михаилом Анатольевичем Беловым (рожд. 1956), руководителем авторской «Мастерской Белова», профессором МАрхИ, и Максимом Алексеевичем Харитоновым (рожд. 1961), директором ООО «Аркада». На гранитном постаменте установлены дорические колонны из серого каррарского мрамора, привезённого из Италии. На высокомантаблементе установлен золотистый купол, символизирующий купол Церкви Вознесения Господня. Внутри ротонды — скульптуры Н. Н. Гончаровой и А. С. Пушкина, выполненные Михаилом Викторовичем Дроновым (рожд. 1956).
Имеются и критические отзывы о памятнике: отмечается шаржированность и непропорциональность архитектурного сооружения, с некоторых ракурсов скульптуры плохо видны [15]. Фонтан-ротонду относят также к проявлениям «лужковского стиля» в архитектуре Москвы.[16]
Полусферический цельносварной купол диаметром 3 м полностью собран на Опытно-экспериментальном производстве Института физики высоких энергий в Протвино. Ребристо-кольцевая основа купола и 2400 лепестков покрытия выполнены из нержавеющей стали. Лепестки толщиной 2 мм формовались на прессе с лазерным контролем, обрабатывались высокотемпературным отжигом, травлением и электрохимической полировкой, а затем покрывались нитридом титана. Электросварка выполнялась аргоно-дуговым методом[17].
Общий вес купола, включая внутреннюю полусферу, составил около 1 тонны. В ночь с 28 на 29 мая 1999 года купол был доставлен на специальном тягаче в Москву и установлен в проектное положение. Были также смонтированы элементы водоотвода диаметром 4,5 м вокруг купола и бронзовые декоративные цепи вокруг ротонды
Не только Арбат, но и Арбатские закоулочки помнят и чтят поэта. Если от дома №53 двигаться в сторону начала улицы, то вскоре по левую руку окажется Спасопесковский переулок, названный так в честь старинного православного храма 16 века Спас на Песках, а еще ранее в 12 веке тут стоял его предок деревянный Храм Преображения Господня. Храм 16 века сохранился и поныне. А недалеко от него разбит аккуратный скверик округлой формы, который называют Пушкинским еще со времен его постройки в 1870 г. А вот памятник Пушкину здесь появился гораздо позже - в самом конце 20-го века. Он стоит на небольшом постаменте, закинув плащ за плечо и устремив взгляд в ведомые только ему просторы.
Все эти замечательные памятники, установленные в разные времена, говорят о том, что москвичи с большой любовью относятся к поэтическому гению Александра Сергеевича Пушкина.
ПАМЯТНИКИ В РОССИИ
19 июня 1957 года в самом сердце Петербурга перед Русским Музеем появился памятник Пушкину работы еще совсем молодого тогда скульптора Михаила Аникушина. Один из самых красивых и известных памятников. Бронзовая фигура Пушкина возвышается на четырехгранном постаменте. В распахнутом сюртуке, гордо вскинув голову, поэт словно читает свои стихи в порыве вдохновенья. Его лицо одухотворено, от всего облика веет жизнью и энергией.
В память о юношеских годах Пушкина в Царском Селе был установлен монумент работы Роберта Баха. Торжественное открытие памятника Пушкину состоялось 15 октября 1900 года. Композиция покоряет своей лиричностью: юноша сидит на скамье в свободной позе, взгляд задумчив, лицейский сюртук расстегнут, рядом небрежно брошена фуражка.
Памятник в селе Михайловском напоминает о самых плодотворных в творчестве поэта годах. Именно здесь он завершил пятую и шестую главы романа "Евгений Онегин", здесь же начал писать роман "Арап Петра Великого".
В бронзе увековечен не только великий русский поэт, но и его няня Арина Родионовна. Одна из таких скульптурных композиций установлена в Пскове.
Памятник в Новороссийске я бы назвала одним из самых красивых. Скульптур А.И.Суворов и архитектор П.Л.Крикун изобразили Пушкина именно таким, каким он был, когда он придумывал свои бессмертные произведения. Многие ценители и искусствоведы говорят, что в этом памятнике допущена серьезная ошибка, что брюки на поэте со стрелками, хотя еще было целое десятилетие до появления этой моды.
А.С. Пушкин проезжал через Тверь почти тридцать раз, из них четырежды останавливался в городе. Здесь с поэтом произошли некоторые знаменательные события, в т.ч. несостоявшаяся дуэль с В.А. Соллогубом. Тверь неоднократно упоминается в произведениях Пушкина. Поэтому неудивительно, что тверичи регулярно ставили памятники великому соотечественнику.
По подсчетам исследователей 28 раз проезжал по Московско-Петербургскому почтовому тракту А.С.Пушкин. В 1811, 1826, 1830 и 1836 гг. он останавливался в Твери, в гостинице Гальяни; встречался с тверскими знакомыми и друзьями (поэтами И.Д.Козловским, Ф.Н.Глинкой и др.).
В Твери в 1833 г. проездом останавливались родители А.С.Пушкина.
Здесь проживали многие современники поэта, из так называемого пушкинского окружения: лицейский товарищ, тверской губернатор А.П.Бакунин; писатели И.И.Лажечников, В.А.Соллогуб, А.А.Шишков.
Тверь упоминается в произведениях поэта: “Путешествие из Москвы в Петербург”, “Путешествие Онегина”, “Из письма к С.А.Соболевскому”.
В Твери проводятся международные пушкинские конференции и пушкинские праздники поэзии.
Памятники А.С.Пушкину в Твери установлены: в 1937 г. (скульптор Е.Белашова), 1972 (Е.Ф.Белашова) на Театральной площади, 1974 (скульптор О.К.Комов) на набережной р.Волги.
Памятник А.С.Пушкину в городском саду в Твери.
Памятник Пушкину А.С. расположен в горсаду на набережной Михаила Ярославича. Открыт в мае 1974 года в дни празднования 175 годовщины со дня его рождения. Скульптор О.К. Комов, архитекторы Н.И. Комова, В.А. Фролов. Памятник Пушкину выполнен из бронзы, высота его 3,5 метра. Постамент выполнен из гранита высотой 0,7 метра.
Памятник Пушкину А.С. установлен в центре Твери 6 июня 1972 года близ драматического театра (1799-1837). Авторы памятника: скульптор Е.Ф. Белашова, архитектор Е.А. Розенблан, при участии В.А. Фролова и С.А. Семеновой. Памятник Пушкина представляет собой скульптурный портрет поэта с кистью руки, поднесенной к виску (первоначально предполагалось установить его в Ленинграде на черной речке, на месте дуэли, - отсюда драмматически-возвышенная трактовка образа).
Памятники в ближнем зарубежье.
Крым
Памятники Пушкину установлены в Гурзуфе, Ялте,Сиферополе, Феодосии, Бахчисарае
Александр Сергеевич Пушкин побывал в Бахчисарае в период своей ссылки. В течение четырех лет (1820-1824) он путешествовал по Кавказу, Крыму, Украине и Молдавии, закончив странствия в селе Михайловском. Всего один день, 7 сентября 1820 г., А. С. Пушкин провел в Бахчисарае в сопровождении Раевских. Бахчисарай поразил поэта тем, что возник перед ним как бы случайно: степная дорога круто сворачивает за четверть версты от города, и он возникает вдруг, как бы вырастает на глазах. Единственным въездом в город служили заросшие мхом полуразвалившиеся ворота со скрипучими железными затворами. Удручающее впечатление произвели «гнилые воды» речки Чурук-Су. Бахчисарай оказался настоящим восточным городом с узкими проулками, зелеными двориками, с двухэтажными домами, прятавшимися за глинобитными стенами. Путешественники полюбовались резными деревянными решетками окон и балконов, отметили гармоничное сочетание пирамидальных тополей и высоких минаретов.
Памятник А. С. Пушкину (азерб. Puşkinin heykəli) — памятник русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину в столицеАзербайджана, городе Баку. Расположен памятник в одноимённом сквере на пересечении улиц Пушкина и Узеира Гаджибекова. Автором бронзового памятника является скульптор, академик Академии художеств России Юрий Орехов[1]. Этот памятник является последней работой Орехова[2].
Открытие памятника состоялась 12 октября 2001 года[2]. На церемонии участвовали президент Азербайджана Гейдар Алиев[3], мэр города Баку Гаджибала Абуталыбов и посол Российской Федерации в Азербайджане Николай Рябов[1]. Памятник является даром правительства России к 10-летию независимости Азербайджана, которое было отмечено 18 октября[2].
Ежегодно в день рождения Пушкина у памятника проходят мероприятия, посвящённые памяти поэта. В них принимают участие официальные лица, представители интеллигенции, а также жители столицы[4][5].
Одесса
А на Украине, в Одессе, памятник А.С. Пушкину расположен так, что поэт стоит к зданию мэрии спиной. Тут дело в том, что по легенде мэрия отказалась выделить средства на строительство памятника. Тогда жители города, решив, что памятнику все же быть, построили его на собственные средства и установили его так, что Пушкин стоит спиной к мэрии, тем самым, выражая свое неуважение к властям. На памятнике есть подпись "А.С. Пушкину, жители Одессы".
Есть и печальные, драматичные факты, связанные с судьбой памятников.
Во Львове уничтожен памятник Александру Пушкину.
В ночь на 26 апреля неизвестные сожгли бюст поэта Александра Пушкина, установленный на фасаде здания Русского культурного центра во Львове.
«Неизвестные злоумышленники сожгли бюст Пушкина, установленный на фасаде здания, и разбили пять стёкол зрительного зала. Небольшое изящное изваяние поэта, выполненное из синтетических материалов, сгорело полностью и восстановлению не подлежит. Бюст Пушкина был установлен во Львове менее года назад, и поначалу работники Русского центра его даже прятали на ночь, чтобы уберечь от вандалов. «Поначалу его даже снимали на ночь и прятали, дабы уберечь от вандалов, однако затем всё же закрепили понадёжнее и оставили в покое в надежде на пресловутую Галицкую толерантность. Увы…», – говорит сотрудник Центра Александр Катачин. Он также напомнил, что в 2005 году во Львове был уничтожен еще один памятник Пушкину, который находился на этом же месте и был установлен в 1999 году к 200-летию со дня рождения поэта.
По данным работников РКЦ, это уже пятое за 2007 год нападение на Русский Центр во Львове.[1]
Работая над своим исследованием, мне удалось найти такой каталог в ресурсах Интернет. Публикуемый краткий каталог включает описание 311 памятников, около 50 из них к настоящему времени не сохранились. Этот каталог — только первая попытка собрать воедино основные сведения о памятниках великому поэту России. Авторы надеялись на широкое участие читателей, всех тех, кому дорого имя Пушкина, в дальне
Памятники за рубежом
Любят творчество Пушкина и чтут о нем память не только в нашей стране, но и за рубежом. Памятники Пушкину установлены во Франции ( Париж), Китае
( Нинбо), Индии, Черногории, Австрии ( Вена), США ( Вашингтон).
С 1999 года есть памятник Пушкину и в Париже (скульптор - Ю. Г. Орехов). Это очень символично, так как русский поэт, как и все образованные люди своего времени, прекрасно владел французским языком, писал на нем письма и стихи. Пушкина интересовали и идеи Французской революции, и личность Наполеона, и "изящная словесность". Странно, что русская диаспора во Франции не поставила памятник Поэту раньше. В США, например, первый пушкинский монумент, установленный силами эмигрантов, появился в 1941 году (сейчас их 3 на территории страны)
А в Шанхае русская общественность собрала средства на памятник Пушкину к столетию со дня его смерти – в 1937 году. К сожалению, этот памятник был разрушен во время японской оккупации. Такая же судьба постигла и следующий (1947 год), который не пережил "культурную революцию". Но сейчас в Шанхае снова есть памятник Поэту – он установлен в 1987.
Памятник Александру Сергеевичу работы скульптора Михаила Аникушина был подарен Нью-Дели правительством СССР в 1988 году.
Родство двух славянских народов — русского и черногорского подтверждается многими фактами из жизни этих двух стран. И вот в XXI веке Черногория и Россия решили еще больше закрепить свои историко-культурные отношения: в центре Подгорицы был открыт памятник самому знаменитому в мире русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину (скульптор А. Таратынов - ему же принадлежит авторство памятника Высоцкому, архитектор М.Корси).
Персона Пушкина для увековечивания в бронзе была выбрана неспроста. Перу Александра Сергеевича принадлежат лестные для жителей Черногории строки, которые высечены и в композиции памятника:
"Черногорцы? Что такое?
Бонапарте вопросил,
Правда ль: Это племя злое,
Не боится наших сил..."
Ведь в этих строчках отражается вся суть черногорцев: мужественность, гордость, независимость, смелость, - все ради свободы! Один из правителей Черногории, Петр II Негош, особенно хорошо относился к Александру Сергеевичу, называл его «счастливым поэтом великого народа». После гибели Пушкина он даже отслужил молебен по нему и написал стихотворение «Праху А. Пушкина».
Композиция в Подгорице изображает поэта, увлеченно читающего свои стихи жене — Наталье Гончаровой.
Столица Австрии Вена с полуторамиллионами жителей - прекрасный музыкальный город. Это город Иогана Штрауса, Людвига Бетховена, Франца Иозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта.
В среде этих всемирно известных композиторов оказался ещё один гений - наш соотечественник, русский поэт Александр Пушкин.
Жители Вены были давно знакомы с ним, хоть и заочно. А 20 сентября 1999 года воочию встретились с ним в Венском парке Аберлаа (Аберлоо). Он был одет в модном сюртуке своего времени, в цилиндре и с тросточкой в руке, как бы прогуливаясь по парку: трёхметровый бронзовый памятник создал скульптор Ю.Г.Орехов.
Это был дар правительства Москвы Вене по случаю 200-летнего юбилея А.С.Пушкина. (см. парижский памятник)
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в США установлен около Университета Джорджа Вашингтона. Памятник - подарок от мэрии Москвы Вашингтону, установлен в 2000 году. Автор памятника Александр Бурганов
Русскоязычные писатели намерены установить памятники А.С.Пушкину во всех странах мира.
Специальная программа «Всемирное культурное наследие, фундаментальные ценности и русский язык».
Все монументы выполнены по одному авторскому проекту скульптора Леонида Ватника и представляют собой бронзовый бюст Пушкина размером 1,1 м.
Всего в мире установлено около 300 памятников А.С.Пушкину – такого количества монументов не удостоился ни один из литераторов.
В 2000 г. памятник А.Пушкину был открыт в Муниципальном парке Лимассола на Кипре. Кроме того, памятники поэту установлены в библиотеке Осло (Норвегия), в Сантьяго-де-Чили, чилийской столице, а также в Индии, Болгарии, Словакии, на Кубе, в Китае, Испании, Финляндии.
НЕОБЫЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ А.С.ПУШКИНУ
Среди памятников А.С.Пушкину есть необычные памятники, которые удивили меня своей красотой, «изюминкой».
Нельзя обойти вниманием необычные памятники человеку, памятники которому есть везде, где любят и ценят русскую культуру. На заднем дворике одного посольства, близ улицы Новый Арбат, можно разглядеть столпа русской поэзии, А.С. Пушкина в очень непривычной для памятников позе - Пушкин там.. лежит. И как хорошо лежит - закинув ноги на спинку кушетки. Этот Пушкин создан Рукавишниковым (он же создавал памятник Достоевскому у Ленинской библиотеки и Александру II у храма Христа Спасителя) и находится у его мастерской на Арбате.
Памятник М.А. Ганнибал и А.С. Пушкину.Мастер из Калача, керамист и скульптор Александр Козинин разработал проект необычного памятника: Мария Алексеевна Ганнибал (бабушка поэта) с маленьким Сашей Пушкиным.
Установлен в подмосковном Захарове.Бабушке Александра Сергеевича принадлежало имение Захарово. Ее роль в воспитании маленького Саши, проведшего в имении долицейские годы, несправедливо забыта. А ведь именно она - наперекор моде на все французское - учила внука русскому языку.
Cамым известным памятником Пушкину в Челябинске для горожан является памятник на Кировке, где Пушкин сидит на лавочке. Хоть многие отмечают, что он не совсем похож на Александра Сергеевича, но все же очень многие горожане и гости города любят посидеть у него на коленях, пообниматься с ним, пофотографироваться. А это значит, что свое место в сердцах людей он занял.
Необычным памятником может похвастаться Оренбург, куда Пушкин приезжал в поисках материалов о Пугачеве. Бывал в этих краях и В. И. Даль - составитель "Толкового словаря живого великорусского языка". Скульптурная композиция, изображающая двух "титанов", - настоящий памятник Русской Культуре.
Памятники героям произведений А.С.Пушкина
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Пушкина. Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого петушка и затейницу белку. Вместе с народом в своих сказках он осудил глуповатых и злых царей, жадных попов и невежественных бояр.
Героям А.С.Пушкина посвящено множество памятников. В городе Пушкине открыт всем ветрам флюгер "Золотой петушок" – напоминание о пушкинской сказке... .
В городе Кемерово разместилось довольно много монументов посвященных великому русскому писателю. Недавно добавилась еще одна скульптура. Золотая рыбка вознеслась на гребне стилизованной волны, опираясь на хвостовое оперение. Рыбка получилась яркая и блестящая, неспроста она называется золотой. В темное время суток предусмотрена подсветка специальными лампами, установленными в основании постамента.
Есть сказочная рыбка и старик в Москве на Манежной площади.
Живописная бронзовая скульптура пушкинского ученого кота появилась в городе Геленджике. Автор скульптуры скульптор Г. А. Панько предложил зрителям «очеловеченный» вариант: с книгой, в мантии, с взъерошенной шерстью на висках, которая символизирует старческую мудрость, «учёность» кота. Неслучайна и поза. Видите: лапа замерла в поучающем жесте, рот открыт, словно кот вещает что-то умное со своей импровизированной трибуны. Это сразу располагает людей сняться с задумчивым видом у скульптуры, будто слушая его речь. Памятник стоит под раскидистым дубом, рядом с которым лежит огромная цепь – конечно же, не «златая».
Герои сказок Пушкина украшают Поляну сказок в Ялте и детский парк в Симферополе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Тема данного исследования показалась интересной, потому что она отразила связь литературы с таким видом искусства, как скульптура. Выбранная тема актуальна, практически не исследована.
Сколько же всего в мире памятников этому величайшему русскому поэту? Ответ на этот вопрос решил получить воронежский коллекционер открыток Валерий Кононов. По результатам своих изысканий он написал книгу, в которой сообщает, что во всем мире их установлено 270. Кононов утверждает, что такого количества памятников не удостаивался ни один деятель литературы.
Со дня выхода книги прибавилось еще несколько памятников: в норвежском Осло, в чилийском Сантьяго-де-Чили. В год 200-летнего юбилея со дня рождения Александра Сергеевича памятник поэту открыт в столице Белоруссии Минске.
Памятники поэту, который, кстати, сам никогда не выезжал за пределы Российской империи, установлены на Кубе и в Индии, Финляндии и Словакии, Болгарии, Испании, Китае. По два памятника есть в Венгрии и Германии.
Первый памятник Пушкину в США был поставлен в 1941 году в Джексоне /штат Нью-Джерси/, второй - в 1970 в Монро /штат Нью-Йорк/.
Кононов вывел интересную закономерность: памятники Пушкину обычно ставят не на больших
городских площадях, а в парках и скверах.
Пушкин – образ, бережно хранимый. Он вечный наш спутник, его не спутаешь ни с кем, образ его входит в нашу культуру, символизирует ее. В России создана великая Пушкиниана, кажется, всеобъемлющая, всеохватная, дающая все ответы на все, связанное с Пушкиным. Наличие по всей России памятников великому поэту еще раз доказывает, что за два века Пушкин укоренился в сердцах многих поколений.
Работая над своим исследованием, мне удалось найти каталог в ресурсах Интернет. Публикуемый краткий каталог включает описание 311 памятников, около 50 из них к настоящему времени не сохранились. Этот каталог — только первая попытка собрать воедино основные сведения о памятниках великому поэту России. Авторы надеялись на широкое участие читателей, всех тех, кому дорого имя Пушкина, в дальнейшей работе над каталогом. Многое нужно было (надо и сейчас) уточнить, дополнить, разыскать и проверить.
Каталог включает:
I. Памятники, установленные в России (1817—1917)
II. Памятники, установленные на территории бывшего СССР
III. Памятники, установленные за рубежом.
Авторы каталога: А. Д. ГДАЛИН, Г. А. ДРОВЕНИКОВ, И. Л. ПОПЕЛЮХЕР – предполагали издать его в 1992—1993 гг.
Новейшие сведения в каталоге отсутствуют, по крайне мере, за 15 лет!
Надеюсь, моя работа – маленький вклад в большое дело.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Андрияченко Н. Герои нашего времени – Пресс-коктейль. – 2007, №10.
2. С. И.Ожегов «Словарь русского языка»- Москва, 1987 г.С. 396
3. Псковская энциклопедия: 903-2007/Глав.ред. А. И. Лобачев. — 2-е изд., доп. Псков: Псковская энциклопедия, 2007. С.235
4. Раков Ю. Живые памятники - Пионер. - 1988, №12.
5. Рубинштейн А. Герои литературные в памятниках - Краткая литературная энциклопедия.- М., 1964.
6. Чубуков В. В. Всенародный памятник Пушкину: (200-летию А. С. Пушкина посвящается). — М.: «Тверская, 13», 1999.
6. Шакирова Д. Героям книг посвящается – Книжный клуб. – 2004, №6.
9. http://www.znaikak.ru/
Разлука
Заяц-хваста
Развешиваем детские рисунки дома
Рисуем белые грибы пастелью
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)