Жизнь Афанасия Сахарова
Вложение | Размер |
---|---|
afanasiy_sakharov.docx | 426.29 КБ |
МУ "Управление образования администрации Петушинского района"
Петушинский церковный округ
МБОУ НОШ г.Покров
8 -ые районные Свято - Афанасиевские чтения
Выполнила:
Ильченко Алёна
ученица 4-Б класс
Научный руководитель:
Соловьёва Ирина Владимировна
2012 г.
г.Петушки
Содержание.
I. 2012 год - 125 лет со дня рождения святителя Афанасия Сахарова.
II.Детство Сергея Сахарова.
III.Круг общения Афанасия Сахарова:
1.Мама
2.Духовное училище
-Владимирская духовная семинария;
-Архиепископ Владимирский и Суздальский Николай Налимов;
3.Московская духовная академия
-Доктор богословия, ординарный профессор по кафедре литургики и церковной археологии Голубцов Александр Петрович;
-Иеромонах Серапион;
-Архиепископ Симон Ивановский;
4.Монашество:
-Протоиерей Иван Петрович Афонов.
5.Ссылки: -Иеромонах Иеракс Бочаров;
-Митрополит Казанский и Киевский Кирилл Смирнов;
- Протоиерей Григорий Дмитриевич Синицкий;
- Епископ Иоан Широков;
-Протоиерей Андрей Петрович Каменяка;
- Профессор, академик академии наук, египтолог Тураев Борис Александрович Тураев
-Михаил Викторович Васнецов;
- Протоиерей Владычин Алексей Алексеевич;
-Исидор Скачков;
-Иаков Никонорович Капранов;
-Тихон Тихонович Пелих;
- Архиепископ Питерим Крылов.
Святой, чье имя носит храм,
Который нынче освятили,
Полжизни, как известно нам,
Провел на пересылках или,
Везомый из тюрьмы в тюрьму,
В вагонах грязных… А в итоге,
И храм, что посвящен ему,
Стоит, опять же, у дороги,
Простую открывая суть:
Каким бы тягостным и тесным
Земной нам ни казался путь,
Он нас ведет к благам небесным.
Поэт Дмитрий Кантов
Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически-известное жизненное дело, их имена, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений вечными их спутниками.
За тысячу лет, прошедших со времени Крещения Руси, Церковь Русская принесла Господу свой “красный плод” — многочисленный лик святых угодников Божиих — святителей, преподобных и праведных. А на исходе первого тысячелетия в ней просиял великий сонм святых новомучеников и исповедников, которым дано было “ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” (Флп. 1, 29). Среди них святитель Афанасий, епископ Ковровский, исповедник и песнописец.
В 2012 году исполняется 125 лет со дня рождения и 50 лет со дня блаженной кончины святого и исповедника Афанасия Сахарова епископа Ковровского.
Афанасий Сахаров получил от господа дар не только веровать в него , но и страдать за него.
Почти 30 лет провел святитель Афанасий в неволе: тюрьмах, лагерях, ссылках. Но дух его в страданиях укреплялся. Я надеюсь, что прикоснувшись душой к судьбе святого, вам захочется земным поклоном приложиться к его святым мощам.
В становлении личности каждого человека очень важны люди его окружавшие. Особенно в детских и юношеских годах, т.к. закладывается основа мировоззрения. Конечно, в формировании церковной веры, благочестия оказала на будущего святителя его мама.
Святитель Афанасий, в миру Сергей Григорьевич Сахаров, родился 2 (15) июля 1887 года в селе Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии , в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Его родители, Григорий Петрович и Матрона Ивановна, жили во Владимире. Отец, уроженец Суздаля, был надворным советником, мать происходила из крестьян. Их доброта и благочестие стали благодатной почвой, на которой возрастали духовные дарования их единственного сына. Нареченный в честь преподобного Сергия Радонежского, будущий владыка глубоко воспринял беззаветную любовь к Церкви и Отечеству, которая так отличала преподобного.
С малолетства в жизни Сергея начались трудности и испытания. Рано лишившись отца, он остался на попечении своей матери, очень благочестивой и верующей женщине.
Владыка Афанасий больше всего в детстве любил ходить в церковь на богослуже-ния и никогда не тяготился продолжитель ностью церковных служб. Видя такую горячую любовь сына к храму Божию и церковным службам, мать решила дать сыну духовное образование и желала видеть его в монашеском чине. За это епископ Афанасий был признателен ей всю жизнь.
Матрона Ивановна в 1896 году определила сына в Шуйское Духовное училище. Начальное учение отроку Сергию давалось нелегко. Он учился плохо, два года сидел в третьем классе, сдавал экзамены по несколько раз. Но несмотря на это он не ослабевал в прилежании, и Господь щедро благословил его за это. Неожиданно для всех Сергий Сахаров поступил и весьма успешно закончил сначала Владимирскую Духовную семинарию (1902 – 1908 гг.), а затем и Московскую Духовную академию (1908–1912гг.)
Сергий Сахаров на четвертом курсе
Духовной Академии, январь 1912 г.
К лицам оставившим заметный след в жизни владыки должно отнести и архиепископа Владимирского и Суздальского Николая Налимова. Это период обучения Сергея Сахарова Во Владимирской духовной семинарии.
Он оказал большое влияние на становление духовной личности семинариста и его интереса к литургике. В каком то смысле именно он заронил интерес к Уставу, церковному богослужению.
Ректор Московской Духовной академии епископ Феодор (Поздеевский) 12 октября 1912 года постриг его в храме Покрова Божией Матери с именем Афанасий, в честь Патриарха Цареградского. Он же вскоре посвятил монаха Афанасия во иеродиакона (14 октября), а потом и в иеромонаха (17 октября).
Иеромонах Афанасий, преподаватель Владимирской Духовной Семинарии, 1913 г.
Большое влияние на молодого иеромонаха оказал протоиерей Иван Петрович Афонов. (1868 г.р., с. Семёновское-Барское Суздальского уезда
Окончил ВДС, служил учителем Народной школы, затем священником
Проживал до ареста в с. Красное Юрьевского уезда Владимирской области
1921 - арестован, приговорён на 2 года принудительных работ во Владимирский лагерь).
Он в свое время служил в храмах Владимирской губернии. Владыка Афанасий называл отца Ивана своим духовным отцом.
Огромное значение в формировании богословского мышления, церковного литургического восприятия имел на студента Московской духовной академии доктор богословия, ординарный профессор по кафедре литургики и церковной археологии Голубцов Александр Петрович.
Род деятельности: богослов
Дата рождения: 20 ноября 1860 г.
Дата смерти: 4 (17) июля 1911 года (50 лет)
Место смерти: Сергиев Посад.
Иеромонах Серапион, духовник пустыни Парохлита, которая находится вблизи Троицко-Сергеевской лавры. Это период обучения в Московской духовной академии. Студент Сергей Сахаров духовно окормлялся у него в период с 1908 по 1912 годы.
Можно отнести однокурсника и друга владыки Афанасия по Московской духовной академии, впоследствии архиепископа Симона Ивановского. Он и отпевал владыку Афанасия в 1962 году в Петушках.
Семен Ивановский с Сергеем Сахаровым в годы в МДА.
Большим авторитетом для Афанасия являлся иеромонах Иеракс Бочаров.
Владыка всю жизнь почитал его, называл его старцем, исповедовался у него. Когда же святитель Афанасий стал епископом, иеромонах Иеракс тоже исповедовался у епископа.
Огромное влияние и величайший авторитет имел митрополит Казанский и Киевский Кирилл Смирнов, который являлся одним из кандидатов на патриарший престол.
Они познакомились в период ссылок, тюрем. И митрополит был духовником и духовным другом владыки Афанасия. Авторитет владыки Кирилла на владыку Афанасия был непререкаем. он особо благоговел перед митрополитом, впоследствии великомучеником. Глубокий след в душе оставил протоиерей Григорий Дмитриевич Синицкий. Отец Григорий неоднократно подвергался арестам и вот в заключении в Карелии в районе Медвежьегорска владыка Афанасий с ним познакомился и стал его близким другом. Пожилой священник отец Григорий родился в 1863 году и даже по возрасту владыка Афанасий воспринимал его как духовного отца, несмотря на то, что сам был в сане епископа.
К тем кто углубил, поддержал интерес к почитанию русских святых является профессор, академик академии наук, египтолог Тураев Борис Александрович Тураев написал службу преподобному великомученику Афанасию Бресткому, составил чин дьяконства погребения и составил совместно с владыкой службу Собору всех святых в земле Российской просиявших.Всех этих людей владыка считал своими учителями, наставниками.
В духовно близких отношениях с владыкой был протоиерей Михаил Викторович Васнецов. Сын художника Васнецова. Святитель познакомился вначале с ним заочно. поддерживал связь в письмах.
Это и протоиерей Владычин Алексей Алексеевич - благочинный церквей города Владимира. Он входил в ближайшее окружение владыки Афанасия. Когда владыку арестовывали и духовные чада сиротели отец Алексей их окормлял, в то время когда сам был на воле, потому что он трижды был арестован.
10 июля 1923 года протоиерея Алексия арестовали по обвинению в разжигании контрреволюционных настроений среди верующих по ст. 69 УК РСФСР за контрреволюционную агитацию. 15 ноября 1937 года протоиерея Алексия Владычина приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, а 17 ноября приговор привели в исполнение. Вероятное место захоронения – кладбище «Балино» в г. Иваново. Двое сыновей священника – Григорий и Евгений - также были репрессированы.
К сподвижникам епископа Афанасия Сахарова можно отнести и епископа Иоана Широкова.
07.12.1893 г.р., г. Казань
Окончил гимназию
1917 - окончил Казанский университет
1922 - насельник Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря
04.01.1923 - пострижен в мантию
Репрессирован
1926 - священник Троицкого храма г. Владимира
04.11.1929 - хиротонисан во еп. Марийского, викария Нижегородской епархии
1930 - управляющий Казанской епархией
1931 - еп. Чебоксарский
1931 (июль) - еп. Марийский
1934 - еп. Муромский
1934 (май) - еп. Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии
1936 - еп. Дмитровский , викарий Московской епархии
1936 - управляющий Рязанской епархией
1936 (июль) - еп. Волоколамский, викарий Московской епархиии
27.04.1937 - арестован. Приговорен к расстрелу
19.08.1937 - расстрелян
Это и Исидор Скачков, насельник Засимовой пустыни, старец. (Архимандрит Исидор (Скачков; *1883–†1959), иеродиакон Зосимовой пустыни. После ее закрытия служил в храмах Московской области. 6 декабря 1928 г . рукоположен во иеромонаха. В 1930–1933 гг. – ризничий храма преподобного Сергия на Б. Дмитровке, где по благословению владыки Варфоломея начал подвиг старчества. В 1933–1936 гг. – в ссылке в Сыктывкарской обл., по возвращении служил в храмах Тульской, Рязанской и Московской областей. 20 мая 1937 г . возведен в сан архимандрита. В 1941 г . находился под Волоколамском, во время боевых действий продолжал окормлять местных жителей, помогал раненым. На покое с 1949 г) .С 1951 года он жил в Петушках и глубоко чтил владыку Афанасия.
Иаков Никонорович Капранов. В 1922 году он был рукоположен в диаконы. ( Родился в 1885 г., Собинский р-н, с. Волосово; священник. Проживал: г. Собинка.
Арестован 23 марта 1932 г.
Приговор: лишение права проживания в 12 пунктах с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года).
Протоиерей Андрей Петрович Каменяка. Он почти полтора десятка лет служил настоятелем в г.Покров. В 1956 году он познакомился с владыкой Афанасием. Владыка приезжал к молодому батюшке в Покров.
Епископ Николай Муравьев-Уральский. Этот святитель в свое время был близок к Иоану Кронштадскому и был близок с преподобным Анатолием Оптинским. К епископу Афанасию он относился с большим почтением и любовью, переписывался с ним, навещал его в Петушках.
Тихон Тихонович Пелих. С 1979 года отец Тихон был духовником Московских духовных школ. До смерти владыки Афанасия он поддерживал связь через свою матушку Татьяну, которая приезжала в Петушки к владыке.
Это и архиепископ Питерим Крылов. Он после 1926 года некоторое время служил в Троицком храме города Владимира под амофором святителя Афанасия.
1895г. - родился в Липецке.
Состоял вольнослушателем в Тамбовской Духовной семинарии, Мосоковской и Казанской Духовных академиях.
1919г. - поступил в казанский Иоанно-Предтеченский монастырь.
1921г. - иеродиакон.
1922г. - иеромонах.
1923г. - игумен, настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря.
1924-1926гг. - находился в СЛОНе.
1926г. - вывез из лагеря "Памятную записку Соловецких епископов".
1926г. - архимандрит.
1926-1928гг. - ссылка во Владимирскую обл.
1928г. - хиротонисован в еп. Волоколамского, викария Московской еп.
1928-1929гг. - еп. Шуйский, викарий Иваново-Вознесенской еп.
1929-1931гг. - еп. Орехово-Зуевский, управляющий делами Священного Синода.
1931-1932гг. - еп. Дмитровский, управляющий делами Священного Синода.
1932г. - архиеп. Дмитровский, временно управляющий Московской еп., управляющий делами Священного Синода.
1933г. - освобожден от должности управляющего делами Священного Синода.
1936-1937гг. - архиеп. Великоустюжский и Усть-Вымский.
1937г. - арестован и приговорен к расстрелу.
1937г. - расстрелян в Великом Устюге.
Книгу владыки Афанасия под названием «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» открывает обнаруженная в его бумагах после смерти записка: «Даты и этапы моей жизни». Если подсчитать количество строк, приходящееся на те или иные этапы его жизни. Из 132 строк убористого шрифта его духовной «карьере», от строки «Шуйское духовное училище 1896-1902 гг.» по строку «ХИРОТОНИСАН ВО ЕПИСКОПА КОВРОВСКОГО 27 июня 1922 г.», посвящено всего 23; 94 же строки отображают такие вехи жизни владыки, как:
«Арестован…»;
«Приговорен…»;
«Без приговора сверх срока…»;
«Этапирован в…»;
«Тюрьмы (такие-то)…»;
«Арестован без предъявления обвинения…»;
«Работал на лесоповале, …бригадиром лаптеплетной бригады…»;
«Ассенизатор…» и т. д., и т. п.
На оставшиеся после окончательного освобождения 8 лет жизни (почил он 28 октября 1962 года) пришлось всего 15 строк, 5 из которых занимает подведенный самим владыкой итог:
«27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства.
За это время: на епархиальном служении 33 месяца.
На свободе не у дела 32 месяца.
В изгнании 76 месяцев.
В узах и горьких работах 254 месяца».
Годы исповедничества веры Христовой в лагерях и тюрьмах, как бы ни были они тяжелы и ужасны, стали на жизненном пути владыки Афанасия не потерей, а приобретением. Они стяжали его смиренной душе тот благодатный свет духа, которого так недостает миру. На этот внутренний свет сразу со всех сторон потянулись люди, каждый со своими наболевшими жизненными вопросами. И люди эти встречались с человеком чистой души, наполненной непрестанной молитвой.
Никто никогда не слышал от владыки ни слова ропота на тюремное прошлое. Каждого пришедшего встречал он незлобием, добротой, участием и любовью. Он делился с каждым своим богатым жизненным опытом, раскрывал смысл Евангелия и житий святых угодников Божиих.
Святитель любил в жизни все прекрасное, видя в нем отблеск вечности, и умел находить это прекрасное повсюду. Живя в Петушках, владыка получал до 800 писем в год, поддерживая переписку со многими бывшими соузниками, скорби которых переживал как свои. К Рождеству и Пасхе он посылал по 30-40 посылок нуждающимся в помощи и утешении.
Духовные дети владыки Афанасия вспоминают, как он был прост и внимателен в общении, как ценил самую малую услугу, за которую всегда
старался отблагодарить.
Живя скромно, он почти не обращал внимания на внешность людей. Не любил славу и честь людскую, учил творить добро только во славу Божию, чтобы не лишиться будущего воздаяния. Наставлял, что таланты — это дар Божий и ими нельзя гордиться.
Однажды на вопрос «Как спастись?» он ответил: «Самое главное — это вера. Без веры никакие самые лучшие дела не спасительны, потому что вера — фундамент всего. А второе — это покаяние. Третье — молитва, четвертое — добрые Дела. И хуже всякого греха — отчаяние». К покаянию владыка учил прибегать как можно чаще, сразу, как только осознается грех, — очищать душу слезами покаяния.
Молитва заполняла всю жизнь святителя и была такой живой и сильной, что молящиеся с ним отрешались от всего земного. И многие по его молитве получали скорую помощь. Владыка часто говорил, что в трудных случаях жизни надо молитвенно прибегать к тому святому, чье имя ты носишь. Молитвенному обращению к нашим заступникам — святым Православной Церкви — он вообще придавал особое значение. Прозорливость свою владыка скрывал, обнаруживая ее в исключительных случаях и только ради пользы ближних, к нуждам которых никогда не оставался равнодушным и чьи немощи нес так терпеливо...
Еще в августе 1962 года владыка Афанасий начал говорить, что ему пора умирать. Когда однажды ему ответили, что близкие чада не перенесут разлуки с ним, он строго заметил: «Разве можно так привязываться к человеку? Этим мы нарушаем свою любовь ко Господу. Не одни ведь, а с Господом остаетесь».
За несколько дней до блаженной кончины владыки Афанасия из лавры приехали наместник архимандрит Пимен, благочинный архимандрит Феодорит и духовник игумен Кирилл, что очень обрадовало Преосвященного. Это был канун пятидесятилетия его монашеского пострига. В самый день, в четверг, владыка был особенно благостным, благословляя всех присутствующих.
Но вот приблизилась смерть. Владыка уже не мог говорить, погруженный в молитву. Однако в пятницу вечером он тихо сказал в последний раз: «Молитва вас всех спасет!» Затем написал рукой на одеяле: «Спаси, Господи!»
В воскресенье 28 октября 1962 года, на память святителя Иоанна Суздальского святитель тихо предал свой дух Богу. Он предсказал этот день и час заранее...
«Любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто соприкасался с благостным архипастырем. Беседы с ним были увлекательны. Его многочисленные друзья могли многие часы проводить с ним в этих беседах, знакомясь с его открытиями в области литургики и агиографии или слушая глубокие изъяснения богослужебных текстов. Каждый уходил от него духовно обогащенным и умиротворенным»
Святитель Афанасий (Сахаров)
ЛИТЕРАТУРА.
1.http://www.eparh33.ru/Audioarhiv/ Владимирская епархия. Аудиоархив.
2. Фудель С. И.: Собрание сочинений в 3 т. – Т. 1. – М.: Русский путь, 2001. – 645 с
3. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец / Авт-сост. инокиня Сергия (Ежикова). – М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003. – 367 с
4. Православная энциклопедия / Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси. – Т. 3. – М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2001. – 752 с
5. Апушкина Е. В. Крестный путь преосвященнейшего Афанасия (Сахарова) // Вестник РХД. – 1973. – № 107. – С. 170 – 211
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/
7. http://www.vladkan.ru/alphabet/03000000.html
9. 213.171.53.28/bin/nkws.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/?...pnl
10. Книга памяти Владимирской обл.
Позвольте, я вам помогу
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Цветение вишни в лунную ночь
Заповеди детства и юности
Почта