Задачами работы являются:
Объектом исследования является жизнь петербургской святой Ксении Блаженной.
Актуальность работы обусловлена тем, что самыми значимыми человеческими ценностями во все времена всегда являлись те качества, которыми обладала Святая Ксения Блаженная: доброта, бескорыстная помощь ближнему, любовь, всепрощение, глубокая нравственная сила. Этих лучших человеческих качеств так не хватает в современном мире, но благодаря таким примерам подвижничества, как жизнь Преподобной Ксении Петербуржской, есть надежда, что люди не утратят своей человечности и у нашего мира еще есть возможность вымолить прощение за себя и своего ближнего.
Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.
Припоминая великих угодников Божиих, которые силою своей веры творили дивные, непосильные и непонятные для человеческого ума чудеса, не будем и подвиги Блаженной считать небывалыми, невозможными для человека во плоти. Ксения Блаженная действительно имела такую веру, при которой все возможно, а великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала она благодатный дар прозорливости. Этим своим даром многим помогала Ксения в деле жизненного устройства и душевного спасения.
В дни празднования Тысячелетия Крещения Руси митрополит Алексий (ныне Патриарх Московский и всея Руси) всенародно огласил перед часовней Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 года о причислении блаженной Ксении Петербургской к лику святых (в Русской Православной Церкви за рубежом прославление блаженной Ксении состоялось в 1978-м году).
Причисление Блаженной Ксении к лику святых открывает новую главу в истории самого города на Неве: с этого прославления нам стала открываться духовная красота целой плеяды праведников Северной столицы, в которой, как оказалось, была своя школа юродивых Христа ради, многие представители которой были подражателями блаженной Ксении.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 395
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ лицей № 395 Санкт-Петербурга)
Исследовательская работа :
КСЕНИЯ БЛАЖЕННАЯ – НЕБЕСНАЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Работу выполнила:
ученица 11 «а» класса
Никульшина Юлия Валерьевна
Руководитель:
Карпенко Марина Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей №395
Санкт-Петербург
2014 год
Оглавление
Вступление. …………………………………………………………………….5-
Глава 1
Глава 2
Введение.
Велики подвиги Христа ради юродивых.
Эти люди как бы полны безмерной скорби о разлучении с тем раем, для которого созданы люди. И воспоминание о жертве Христовой и тяжкой доле Спасителя на земле, от рождения в яслях до крестной смерти, наполняет их сердце такой мукой, что ничем земным утешиться они не могут. Их безмерная скорбь выражается в поступках странных и выходках необъяснимых.
Все земное не имеет для них никакого обаяния, и все земное они распинают в себе.
Е. Поселянин. Избранные жития святых
Кто такие юродивые? Это не больные, не ненормальные, хотя они ведут себя так, что многие принимают их за сумасшедших. Юродивые - это святые, которые нарочно скрывают свою святость под видом неразумности.
Только очень хорошие и простые люди угадывают в странных действиях и словах юродивых глубокий смысл. Таким юродивым был Василий Блаженный при Иоанне Грозном, который обличал жестокость царя и которого сам царь Грозный не смел казнить. Такой юродивой стала и блаженная Ксения.
Имя Ксении Петербургской известно всей России, но особым почитанием и любовью пользуется Ксения Блаженная, безусловно, в Петербурге - в городе, где она жила в XVIII в. и где на Смоленском кладбище сегодня она почивает.
Меня, жительницу нашего города, глубоко тронула и заинтересовала судьба и христианский подвиг Преподобной Ксении Блаженной, ее смирение, бескорыстная любовь к ближнему ,чудесный дар прозорливости, кротость, смирение, великая сила подвижничества. Поэтому целью моей работы стало исследование жизни и молитвенного подвига во имя Веры Святой Ксении Петербургской как примера служения Отечеству, осмысление идеалов любви и верности как нравственной основы человека.
Задачами работы являются:
Объектом исследования является жизнь петербургской святой Ксении Блаженной.
Актуальность работы обусловлена тем, что самыми значимыми человеческими ценностями во все времена всегда являлись те качества, которыми обладала Святая Ксения Блаженная: доброта, бескорыстная помощь ближнему, любовь, всепрощение, глубокая нравственная сила. Этих лучших человеческих качеств так не хватает в современном мире, но благодаря таким примерам подвижничества, как жизнь Преподобной Ксении Петербуржской, есть надежда, что люди не утратят своей человечности и у нашего мира еще есть возможность вымолить прощение за себя и своего ближнего.
Методы исследования: обобщение, понимание, искусствоведческий анализ, изучение духовного мира Святой Ксении Петербургской
Результаты исследования:
Вступление.
К числу лиц истинно-юродивых Христа ради, к числу истинно-блаженных, прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования и всецело посвятивших себя на служение Господу Богу бесспорно принадлежит и столь всем известная и глубоко чтимая подвижница XVIII века Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище в Петербурге..
Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.
Припоминая великих угодников Божиих, которые силою своей веры творили дивные, непосильные и непонятные для человеческого ума чудеса, не будем и подвиги Блаженной считать небывалыми, невозможными для человека во плоти. Ксения Блаженная действительно имела такую веру, при которой все возможно, а великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала она благодатный дар прозорливости. Этим своим даром многим помогала Ксения в деле жизненного устройства и душевного спасения.
В дни празднования Тысячелетия Крещения Руси митрополит Алексий (ныне Патриарх Московский и всея Руси) всенародно огласил перед часовней Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 года о причислении блаженной Ксении Петербургской к лику святых (в Русской Православной Церкви за рубежом прославление блаженной Ксении состоялось в 1978-м году).
Причисление Блаженной Ксении к лику святых открывает новую главу в истории самого города на Неве: с этого прославления нам стала открываться духовная красота целой плеяды праведников Северной столицы, в которой, как оказалось, была своя школа юродивых Христа ради, многие представители которой были подражателями блаженной Ксении.
Глава1. Жизнеописание Святой Блаженной Ксении Петербургской.
Родилась Блаженная Ксения между 1719 и 1730 гг. на Петербургской стороне. К великому прискорбию всех почитателей рабы Божией Блаженной Ксении, память народная не сохранила нам решительно никаких известий о том, кто была Ксения по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. В памяти народной сохранилась лишь причина, послужившая к началу подвига Блаженной. Была Ксения замужем за полковником Андреем Федоровичем Петровым, бывшим певчим придворного хора. Жили они в любви и согласии, имели собственный дом на Петербургской стороне. Не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути - смерть разлучила их: Андрей Федорович заболел «жаром», «горел» (вероятно, у него был тиф) и скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовой на 26-м году ее жизни. Перед смертью муж завещал ей: «Служи Господу Богу нашему, славь Всеблагое Имя Его...». С мужем Ксения прожила всего 3,5 года, детей у них не было.
Совершенно неожиданная, внезапная смерть горячо любимого, цветущего здоровьем мужа так сильно поразила Ксению Григорьевну, так повлияла на молодую 26-летнюю бездетную вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась сумасшедшей, лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, дом подарила своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но из разговоров с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распоряжаться своим имуществом, как ей угодно.
Так смотрели плотские люди на рабу Божию Ксению, не понимая того, что в душе ее со времени смерти мужа совершался великий переворот, происходило полное перерождение плотского в духовное. Слабоумие и истинное юродство не имеют между собой ничего общего. Наоборот, чтобы решиться на юродство, необходимо величайшее мужество, то есть наличие в человеке сильно развитой воли, и ясное сознание как о жизни вообще, так и об избираемом пути.
И действительно, неожиданная смерть горячо любимого мужа, в котором сосредоточивалась вся цель и весь интерес ее к жизни, ясно показала Ксении, сколь непрочно и сколь суетно земное. Она сразу поняла, что истинного счастья на земле быть не может, что все земное служит лишь помехой, препятствием для достижения истинного счастья на небе, в Боге.
Вот почему раба Божия Ксения тотчас же по смерти мужа решилась освободиться от всего земного, от всех мирских привязанностей: имущество свое раздала бедным, дом подарила г-же Антоновой, а сама осталась решительно ни с чем, дабы ничто уже не служило ей препятствием к достижению истинного счастья на небе, в Боге. Для достижения же этого счастья она избрала тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть, надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже, никогда потом, не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Федоровичем.
Существует мнение, что Блаженная несколько лет находилась в Алексеевской женской обители близ Арзамаса, основанной преподобным Феодором Санаксарским (Ушаковым).
Проживая в Петербурге, какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне в районе прихода Церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имеющей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться, смеяться над блаженной. Но перед блаженной всегда стоял образ Страдальца - Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплевания, и заушения, и распятие, и смерть. Вот почему и блаженная так же безропотно сносила всякого рода глумления над собою.
Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в страшном гневе. Уличные мальчишки, завидев юродивую, по обычаю стали над ней смеяться, дразнить ее. Блаженная безропотно сносила это. Но злые дети не ограничились одними издевательствами. Видя безропотность и беззащитность Блаженной, они наряду с издевательствами стали бросать в нее грязью, камнями. Тогда, по-видимому, и у Блаженной не хватило терпения. Как вихрь бросилась она за злыми мальчишками, грозя им своею палкой, которую всегда с собою носила. Жители Петербургской стороны, увидев Блаженную в страшном гневе, пришли в ужас от поступка беспризорных, злых детей и тотчас же приняли все меры к тому, чтобы никто не обижал Блаженную.
Мало-помалу к странностям Блаженной привыкли, поняли, что она не простая побирушка-нищая, а какая-то особенная. Многие поэтому стали жалеть ее, старались чем-либо помочь ей. Эта жалость особенно стала проявляться с того времени, как камзол и кафтан мужа на блаженной совершенно истлели, и она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших и красных от мороза, носила рваные башмаки. Видя едва одетую, измокшую или зазябшую юродивую, многие давали ей теплую одежду, обувь, милостыню, но Ксения ни за что не соглашалась надеть на себя теплую одежду и всю жизнь проходила в жалких лохмотьях - красной кофточке и зеленой юбке, или, наоборот, - в зеленой кофточке и красной юбке. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника), и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она.
Еще ходили слухи, что она на ночь, несмотря ни на какую погоду, уходила в поле и становилась коленопреклонно на молитву - до самого восхода солнца, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны света.
Постепенно многие из жителей Петербурга поняли, что Ксения не простая нищая, а особенная. Милостыню она брала не от каждого, а лишь от добрых и благочестивых людей. Брала всегда только копейку и тут же отдавала нищим.
В одиночестве она шла по жизни все 45 лет после смерти мужа. А веру имела такую, при которой все возможно. И этой верой, великим своим смирением, подвигом телесной нищеты, любви к людям и молитвы стяжала дар прозорливости, о нем и по сей день ходят легенды. Вот лишь некоторые примеры их примеры, оставленные в воспоминаниях современников.
К числу знакомых рабы Божией Ксении, к которым она иногда наведывалась, принадлежало также семейству Голубевых, состоявшее из матери-вдовы и 17-летней красавицы-дочки. Ксения очень любила эту девушку за ее кроткий, тихий нрав и доброе сердце. Однажды, зайдя к ним в гости Ксения. Мать и дочь сидели за столом и готовили кофе. «Эх, красавица, - сказала Ксения, обращаясь к девушке, - ты вот тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда». Голубевы, хорошо знавшие, что Ксения не говорит что –либо напрасно, поспешили на Охту. Здесь они увидели, горько рыдавшего молодого вдовца, только что похоронившего свою молодую жену. Юная Голубева привела его в чувство, и через год стала его женой. Счастливо и безмятежно прожила она со своим мужем до глубокой старости, при смерти строго завещав своим детям хранить могилу и чтить память рабы Божией Ксении.
Император Александр III, в бытность свою наследником, заболел тифом в тяжелой форме. Царица Мария Федоровна очень встревожилась болезнью супруга. Один из камердинеров, увидев ее в коридоре, рассказал ей, как Блаженная Ксения помогает болящим, дал ей песок с заветной могилки и добавил, что сам был исцелен от болезни по молитве праведницы. Великая княгиня положила песок под подушку болящего, и в ту же ночь она, сидя у изголовья, имела видение блаженной Ксении, которая сказала ей, что больной выздоровеет и в их семье родится дочь. Ее следует назвать Ксенией. Предсказание Блаженной исполнилось в точности.
И описания таких свидетельств о помощи в различных бедах, нуждах и скорбях можно найти немало.
Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой неизвестность места пребывания Блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было во что бы то ни стало разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и что она тогда делает. И жители Петербургской стороны, и местная полиция сумели удовлетворить свое любопытство и успокоиться. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года, ни на какую погоду, уходила на ночь в поле, коленопреклонно становилась здесь на молитву и не вставала уже с этой молитвы до самого восхода солнца, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны света.
Мы можем лишь удивляться тому, как могла она, старенькая и слабенькая, выдерживать наши проливные, пронизывающие до костей, осенние дожди, наши страшные, трескучие морозы, когда на лету мерзнут птицы, и легко застывают хорошо одетые, молодые, здоровые люди! Нужно было обладать организмом сверхчеловеческим или носить в себе такой сильный, внутренний, духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным.
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич на верху строящейся церкви, решили разузнать, кто этот неутомимый работник, таскающий для них кирпич. Оказалось, что этот неутомимый работник была раба Божия Ксения.
До нашего времени не сохранилось никаких известий о времени и обстоятельствах ее смерти, знаем мы лишь, что она умерла в конце XVIII или даже в начале XIX века, на 71-ом или 72-ом году жизни. Погребена была Святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери.
Глава 2. Мемориальные места Санкт-Петербурга, связанные с именем Святой Ксении Петербургской
После смерти Ксении Блаженной на ее могилку народ стекался толпами, веря, что на молитвенный зов блаженная не замедлит откликнуться. Каждый посетитель могилки Ксении непременно желал взять с могилки немного землицы, веря, что эта земля - лучшее средство от болезней и горестей. Ежегодно вся земля с могильной насыпи над гробом усопшей по горсточке разносилась посетителями; ежегодно приходилось делать новую насыпь, и опять насыпь разбиралась посетителями. Пришлось положить сверху могильной насыпи каменную плиту; но посетители разбили плиту на мелкие кусочки и разнесли по домам; положили новую плиту, и с этой плитой случилось то же самое.
Но, разбирая землю и ломая плиты, посетители клали на могилку свои посильные денежные пожертвования, которыми вначале пользовались нищие. Затем могилку Ксении обнесли оградой, к которой прикрепили кружку для сбора пожертвований на сооружение над могилой часовни. И пожертвования не заставили долго ждать себя.
На собранные таким образом деньги при содействии некоторых почитателей рабы Божией Ксении над ее могилой была сооружена небольшая, из цокольного камня часовня, с двумя окошечками по бокам, с дубовым иконостасом в восточной стороне и с железной дверью - с западной. Над дверью с наружной стороны сделали надпись: «Раба Божия Ксения». Могильную насыпь над самой могилкой также отделали цоколем, а сверху положили плиту со следующею, неизвестно кем составленною, надписью: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. На сем месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника, Андрея Федоровича. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет, а всего жития 71 год; звалась именем Андрей Федорович. Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения души своей. Аминь».
Впоследствии, когда число посетителей могилы рабы Божией Ксении значительно увеличилось, к часовне с западной стороны, пристроили стеклянную галерею и по желанию посетителей в часовне стали с утра до вечера дежурить кладбищенские священники для cлужения панихид по Блаженной.
В 1901 году по проекту А.А. Всеславина была начата постройка новой часовни в русском стиле, освященной в октябре 1902 года. В изголовье мраморной гробницы Блаженной Ксении был поставлен иконостас из мрамора и повешен мозаичный образ распятого Христа, перед которым горела неугасимая лампада. На стенах - множество икон в киотах, среди них - две серебряные, которые подарил в часовню по обету князь Масальский, вернувшись с Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. За алтарем часовни, в стене, мраморная доска - словами: «Здесь покоится тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего в хоре, полковника Андрея Федоровича Петрова».
В советское время власти пытались предать забвению имя блаженной Ксении. В августе 1940 года постановлением горисполкома часовня была закрыта. Во время Великой Отечественной войны в ней находился склад тары из-под горюче-смазочных материалов. Мраморные плитки с гробницы блаженной разобрали. Утварь из цветного металла сдали в переплавку, почти все иконы были сожжены.
По окончании войны, уступая настойчивым просьбам верующих, в 1946 году было получено разрешение на открытие часовни, которая вскоре была отреставрирована. С девяти утра до девяти вечера там служились панихиды при большом стечении народа.
В 1960 году часовню вновь закрыли. В ее стенах по указанию городских властей пытались устроить скульптурную мастерскую, но работать в ней было невозможно: утром, придя в мастерскую, рабочие не раз находили вместо скульптур черепки. «Могилу Ксении,- вспоминает Марфа, певчая храма Смоленской иконы Божией Матери, - замуровали, поставили на ней постамент. На этом постаменте работали мастера. Словно на трясине... Ни одного гвоздика не дала им вбить Христова угодница - все валилось из рук... Тогда решили наладить изготовление статуй типа «Женщина с винтовкой», «Девушка с веслом». Опять незадача. Сколько раз, бывало, крепко-накрепко запрут мастера часовню, утром приходят, а вместо скульптур одни черепки...» Через некоторое время работу в мастерской пришлось и вовсе прекратить. Верующие пытались очистить часовню, и двое молодых людей были брошены за это в тюрьму сроком на пять лет. Но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим. К ее могилке, находящейся в часовне, стекались паломники со всей многострадальной России и из других стран Русского рассеяния.
В 1984 году часовню передали общине храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Часовню подняли из руин всем миром. Она была вновь освящена в 1987 году.
В наши дни часовня Блаженной Ксении служит одной из главных святынь Петербурга, привлекающей многочисленных паломников. Чаще всего люди обращаются к ней за помощью в своих самых обычных нуждах - просят помочь найти работу во время безработицы, выдержать трудный экзамен, справиться с бедностью, начать лучше учиться, облегчить в болезни. И на нашей родине, и за границей, многие русские люди крепко верят и знают, что в трудную минуту жизни им помогает молитва за них блаженной Ксении.
В ответ на нашу любовь угодница Божия откликается своей горячей любовью, своим ходатайством за нас перед Богом, своей молитвенной помощью нам. Тысячи разительных случаев такой помощи известны прибегающим молитвенно к святой Ксении. Сотни рассказов об этом передаются из уст в уста посетителями ее могилы.
Престольный праздник Блаженной Ксении Петербургской отмечается 6 февраля по новому стилю, 24 января по старому. Молебны и панихиды служатся в часовне каждый день.
Заключение
Ксения" — в переводе с греческого означает "чужестранка". Так прозвали юную римскую аристократку Евсевию, сбежавшую из отчего дома в греческий монастырь. Прозвище стало иноческим именем, а после канонизации прп. Ксении Римлянки вошло в Святцы.Каждый настоящий подвижник — житель небесной Отчизны, а для этого мира — "чужестранец". Такой стала и самая знаменитая петербургская святая, приняв на себе образ юродства Христа ради. "Всем вся была еси Ксения блаженная" — эти слова из акафистного пения напоминают нам о воистину равноапостольном служении блаженной Ксении Петербургской.
Около двухсот лет прошло со дня смерти Блаженной.
И чем дальше идет время после смерти Блаженной, тем шире и шире разносится молва о необычайных проявлениях любви и милосердия Блаженной ко всем с любовью и верой прибегающим к ней.
Вот почему ежедневно, с утра и до вечера, почти непрерывно служатся в часовне Ксении панихиды об ее упокоении в райских обителях. Много горя, много нужды на белом свете. Много горя и нужд таких, которые неисцелимы силами человеческими. Для исцеления этих нужд необходимы силы сверхчеловеческие, необходимы силы Божественные. И, благодарение Господу, есть еще на Руси святой угодники Божии, есть великие молитвенники за нас перед Богом, всегда готовые прийти на помощь каждому горю, каждой нужде и всякому несчастию. Нужно лишь нам самим полюбить этих угодников, нужно верить в них и усиленно просить их ходатайства, и они не замедлят откликнуться на наш зов, они сумеют утолить наши нужды и печали.
К числу таких угодников, ходатайство которых велико перед Богом, принадлежит и раба Божия Ксения. Свет христианской любви, возрожденный ею в себе самой при жизни, сильнее и сильнее начинает светить из могилы. «Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души. Аминь». Вот завет, который дает всем нам Блаженная из своего гроба.
Приложение:
О святая всеблаженная мати Ксение! Под покровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущего покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святого крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Тайн умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая.
О препростая образом жития своего, бездомная на земли, наследнице же обителей Отца Небеснаго, блаженная страннице Ксение! Якоже прежде к надгробию твоему недужнии и скорбнии припадавшии и абие утешениями исполняемии, сице ныне и мы (имена), обуреваемии тлетворными обстоянии, тебе прибегающе, с надеждою просим: помолися, благая небошественнице, дабы исправилися стопы наша по словеси Господню к деланию заповедей Его, и да упразднится богоборное безбожие, пленившее град твой и страну твою, повергающее нас, многогрешных, в смертное братоненавидение, гордое самовозбешение и хульное отчаяние. О, блаженнейшая Христа ради, посрамившая суемудрость века сего, испроси у Творца и Подателя всяческих благ даровати нам смирения, кротости и любве в сокровище сердца нашего, веры в укрепление молитвы, надежды в покаянии, крепости в многотрудном житии, милосерднаго исцеления души и тела нашего, целомудрия в супружестве и благопопечения о ближних и искренних своих, всего жития нашего обновление в чистительней бане покаяния, яко да всехвально воспевающе память твою, прославим в тебе чудодействующаго, Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную во веки веков. Аминь.
Литература
Ссылки
Хитрость Дидоны
Два Мороза
Будьте как солнце!
Соленая снежинка
Шелковая горка