Татарские писатели Альметьевска.
Вложение | Размер |
---|---|
Татарские писатели Альметьевска. | 39.6 КБ |
Тема: «Татарские писатели Альметьевска»
Цель: изучение творчества поэтов.
Актуальность включается в сохранении духовного богатства поэтов родного края подрастающего поколения. Сажида Сулейманова принадлежит к плеяде известных и популярных в народе поэтов.
Задачи:
«Богатство нашей республики, это его народ. Это люди, оставившие яркий свет в литературе, искусстве, культуре нашего народа.
Сулейманова Сажида Гадельшевна
Родилась 3 октября 1926 года в селе Янаул на северо-западе Башкирии. Глубинка - вокруг леса, поля, луга. Отец был красноармейцем-двадцатипятитысячником, мобилизованным создавать в этих местах колхозы. Но колхоз не спас его ни от катка репрессий, ни от жестокого голода 30-х годов. На руках у матери остались семеро детишек мал мала меньше. Старшей была Сажида. «Не было одежд из шелка у меня» - напишет она потом о своем детстве.
С началом войны отец попросился в штрафной батальон, прошел всю войну, вернулся в исполосованной осколками шинели с совершенно седой головой. Она оканчивает исторический факультет Башкирского пединститута. Успевает поработать преподавателем истории в селе Аскарово на самом востоке Башкирии.
Так она напишет об этом периоде своей жизни: «Не стучитесь под вечер, Джигиты, в окно, Не зовите играть, Не дарите улыбки - Мне отныне на белой бумаге дано Исправлять чьи-то первые в жизни ошибки». Но джигит в её жизни, конечно же, появился. Когда она уезжала железной дорогой в Аскарово, он, студент знаменитого Литературного института имени Максима Горького, тем же поездом приехал из Москвы домой погостить. Они, казалось бы, могли и не встретиться никогда. Но помогли их отцы-односельчане, повстречавшиеся на перроне, после того как один проводил дочь, а другой дождался сына. Гадельша показал Малику и его сыну Адибу фотографию Сажиды. А через некоторое время Сажида получила от бывшего фронтовика и будущего писателя письмо. Завязалась переписка. Вскоре она стала женой джигита. За плечами 7 лет войны, которая для него началась еще в 1939 году. За изгнание с острова Сахалин японцев отмечен боевыми наградами. Он уже поэт и прозаик и едет с молодой женой в город Мензелинск собкором республиканской газеты.
В Мензелинске, где их единственным имуществом поначалу был большой фанерный чемодан, появился сын-первенец. Она снова работает учителем истории в школе. И снова в тетрадочке украдкой записываются строки, размышления о жизни, судьбе, юности, которую она подарила любимому. «Так когда же уходит юность? Когда родятся дети? Или когда на твоих глазах вырастает новое поколение? Учитель счастлив тем, что, общаясь с юностью своих учеников, остается всегда молодым».
По жизни она пахарь. Работа, дом, хозяйство... Ежедневные женские заботы: накормить, обстирать, отутюжить, что-то зашить... и стихи. Они зовут к себе. Властно заставляя плести кружево строк, удивляться увиденному и записывать это в тетрадь. Осознает ли она себя поэтом? Ведь в круговороте будней не всем, как будто в ухо, кто-то шепчет рифмованные строчки. Не все за ежедневной суетой видят красоту окружающего мира.
Если вы откроете сборник ее стихов, она покорит сразу и навсегда и всё расскажет о себе сама. В стихах её жизнь и судьба. Огромный мир природы и людей, частицей которого она себя ощущала. Сын Анвар до сих пор удивляется: «Откуда в ней этот дар? В заурядной сельской местности с неброским пейзажем. Ни величественных гор, ни больших рек. Но настоящий поэт умеет увидеть красоту во всем что вокруг него. Значит, искра божья все-таки существует?!»
Между тем в Альметьевске, куда перевели корпункт мужа, за партами нефтяного техникума перед ней сидели не школьники, а бывшие солдаты, приехавшие поднимать «большую нефть». И ей приходится принимать экзамены по истории у тех, кто её делал своими руками.
Однажды у них остановились известные татарские поэты Хасан Туфан и Сибгат Хаким. Обсуждали рукописи молодых поэтов, не все им нравилось в прочитанных стихах. Что-то подсказало и ей незаметно подложить свои стихи на суд мэтров. Листочки были не подписаны. И вот раздаются восторженные возгласы Хасана Туфана. Стихи понравились! Вот это настоящее! Значит, состоялся поэт! Сажида набралась смелости и отправила свои стихи для публикации. Их печатали «Литературная газета» и «Литературная Россия». Рядом с нефтяным фонтаном забил чистый родник её поэзии. Её включают в состав редколлегии журнала «Азат хатын (Свободная женщина)». И она добросовестно отвечает на каждое письмо (а они приходили пачками!), правит молодых поэтов, участвует во встречах с читателями. Как у нас любят нагружать работой добросовестного человека! Одновременно она же лектор горкома КПСС, выезжающий с лекциями на нефтяные промыслы и стройки, а потом главный редактор и диктор радиовещания в Альметьевске.
Параллельно жена и мать. От женской работы её никто не освободил. Вместе с мужем она обрабатывает за городом свои шесть соток. Заготовки - компоты, варенья, соленья. И стихи. Они не отпускают её! В них, на первый взгляд простых и безыскусных, на самом деле глубокие раздумья о жизни, любви, верности, долге. Она умеет увидеть в малом большое! В стихах её неравнодушие к судьбам тех, кто рядом, и к судьбам людей всей Земли. Они очень лиричны по содержанию и чем-то близки поэзии Есенина. Ведь она тоже выросла среди природы. Хасан Туфан называл её татарской Ахматовой. Но сама она любила и считала ближе поэзию Марины Цветаевой.
К сожалению, жизнь подтвердила и в этот раз, что в 90 процентах из 100 хорошие поэты в России долго не живут. Эта коварная болезнь лет пять сидит в человеке, подтачивая организм, который все чаще и чаще подвергается недомоганиям, а потом схватит резко и уже не отпустит. И врач будет объяснять родственникам, что все слишком поздно. В 1975 году ей сделали первую операцию. И сразу же полились стихи, которые она посвятила оперировавшему ее хирургу Виктору Полякову.
А вот такого от больной никто не ожидал! Она попросила своего доктора разрешить присутствовать на его операциях. Она задумала написать книгу о враче, поэтому должна все увидеть сама. Зрелище не для слабонервных, но ей разрешили. Дали белый халат, шапочку. И она, сама еще слабая, выдержала. Эти впечатления отразятся потом на страницах ее повести «Гульбадран» (в русском варианте - «Дикая рябина»), во многом автобиографичной. Операция подарила поэтессе пять лет жизни. Самых плодотворных в её творчестве. Она писала, торопясь, словно хотела успеть вылить всё что накопилось в душе. Обид на жизнь у неё никогда не было. Может, оттого, что принимала её такой, какая она есть. И была в этом мудрость философа и женщины-матери. Она успела помочь младшему сыну в выборе жизненного пути (он поступил на исторический факультет КГУ). Успела поездить по стране в составе различных делегаций.
Она любила петь, накрывать стол, копаться в земле, смотреть на звезды и пролетающих над селом гусей. Даже в последних стихах, что продолжали «жужжать», по её выражению, у неё в голове, нет ни депрессии, ни упадка. А может, не хотела она пугать скорым концом своих близких? Ведь дав пять лет передышки, болезнь снова протянула к ней костлявую руку. Бывший главный хирург Татарстана Михаил Розенгартен писал в своих воспоминаниях: «Я увлекся её стихами настолько, что не заметил, как перед глазами возник образ женщины, с которою волею судьбы довелось познакомиться в последний год её жизни». Его друг - заведующий хирургией альметьевской больницы Виктор Поляков, пригласил Розенгартена на консультацию к тяжелобольной. «Короткий перелёт самолетом, и вот на меня смотрят огромные голубовато-карие глаза (да-да, у неё был такой редкий цвет глаз)». Она знала, что жить ей недолго. В беседах с медицинским светилом из Казани на болезнь не жаловалась. Говорила о поэзии: «Вы посмотрите вокруг, ведь вся жизнь - это поэзия». Лишь один раз расплакалась. «Жаль... Как много хочется в стихах мне изложить, сказать и долюбить». Встреча эта поразила Михаила Розенгартена.
Её не стало 10 мая 1980 года. Ей не было тогда и 54 лет. Но словно назло коварной болезни своё последнее стихотворение она назвала «Здравствуй, жизнь!».
Современные тюркские ученые-языковеды называют Сажиду Сулейманову «Анной Ахматовой татарской поэзии». И не только. Она — поэтесса, привнесшая в тюркскую поэзию новое направление — примеры акмеизма, символизма.
Еще 3 октября 1976 года башкирский народный поэт Мустай Карим писал: «Песенная, лиричная Сажида! Иногда и в зарифмованных фразах бывает много пустословия, но в каждой твоей чувственной строке — твоя жизнь, судьба, биография, твои дни, часы, минуты…».
Да, в стихах Сажиды Сулеймановой звучит радость жизни, им присущи глубокое чувственное восприятие, богатое поэтическое воображение, переживания, любовь, жизнь, счастье….
Жизнь человека — звонкая струна
В большом оркестре бурного столетья.
И чем страшней натянута она,
Тем чище звук, едва гроза ее коснется.
И если лопнет тонкая струна,
Звон эхом сквозь Историю несется.
Сажида Сулейманова одной из первых в общетюркской поэзии подняла экологические проблемы. «Семена любви, добра, дорогу к красоте в человеческие души закладывает Природа»,— говорит она. Поэтесса учит любить и ценить жизнь.
Реки, озера глядят в небеса,
Солнце свой путь совершая, пылает.
Ливень хлестнет,
Приласкает весна —
Все в человеке свой след оставляет.
Стихи Сажиды Сулеймановой в музыке стиха влекут в мир, сопричастный всему живому. Озвучить снегопад, шелест опадающих листьев, зарю, алеющую над лугом, тайну леса и полей дано лишь впечатлительной душе. Сажида Сулейманова была аристократкой духа, и напоминала королеву «серебряного века» русской поэзии Анну Ахматову. В ее стихах — мягкая, добрая сила — Сила любви, неприятие лжи, светлая мечта о счастье, раздумья о справедливости, смысле жизни. В них — ее большая душа, эмоциональность.
Чем прошедшая жизнь измеряется?
Все проходит.
Все — изменяется.
Те дороги, что в жизни прошли мы,
Может, вовсе неизмеримы?
Каждый человек хочет быть счастливым. Автор призывает любить и ценить жизнь, избегать чрезмерного уныния, печали. Творческие произведения С.Сулеймановой пронизаны любовью, лирическими размышлениями о человеке и характере, об ответственности перед историей и будущим.
У поэтессы своя дорога, своя стезя.
Есть свои у меня убежденья:
Не войду я в чужие владенья.
Пусть там солнце и вечное лето,
Для меня — все чужое нелепо.
Чтобы нести гордое звание Человек нужно быть целеустремленным, образованным, честным. Такова и личность Сажиды Сулеймановой.
Всю жизнь стремимся обрести покой.
Влачатся пыльной тенью серые года…
Нет!
Не желаю для себя судьбы такой!
Хочу туда, где буйный пламень и вода!
Таковы и ее поэтические герои.
Не зря народный писатель Татарстана Гумар Баширов написал ей: «Сажида! От твоих стихов веет внутренней силой, а невысказанные мысли сильнее и богаче сказанных…»
Поэтические строки Сажиды Сулеймановой с годами становятся лишь актуальнее, звучат современнее.
Будучи дочерью Башкортостана, в своем неповторимом творчестве поэтесса отдала большое место родной земле, своим землякам, своеобразным, интересным личностям.
Край родной, родные воды, вам
С благодарным сердцем отдаю
Нежность чувств, и преданность души,
И тревоги дум. И жизнь свою.
Ее одноклассница и моя сестра Фаузия Мирхазетдинова-Кашапова (многие годы работала в Куединском мясокомбинате, на торфозаготовках, была призвана на финскую войну) рассказывала: «Сажида была уравновешенной личностью, надежным и верным другом. Отличалась исключительной памятью, постоянно переписывала в блокнот интересные сведения, заметки. Вместе с Сажидой мы кормили кроликов, которых держал мой отец Зия, а также индюков, гусей, кур. На всю жизнь запомнились наши купания в реке Ари…».
Природа нашего края, ее люди, проведенные здесь школьные годы не могли не повлиять на Сажиду Сулейманову, особенно на ее душевное развитие.
Земля моя,
Пусть длятся зимы снежно,
Пусть летом зелень зноем не сожжет,
Пусть сопряжется труд людской с надеждой, —
Пусть только так вершится жизни ход.
В 60-70-х годах прошлого столетия представители башкирской и татарской литературы и поэзии — Адип Маликов, Сажида Сулейманова, Ангам Атнабаев, Гамил Афзал и др. — постоянно встречались с любителями поэтического слова, были почетными пионерами Аксаитовской школьной пионерской организации. В памяти сохранились слова, произнесенные Ангамом Атнабаевым и Сажидой Сулеймановой в ходе одной из встреч: «Аксаитово, его жители с поэтической душой, река Ари, несравненная красота местной природы, журчащие родники и воспитали нас такими…».
Край родной, земля, где ты рожден,
Процветай и умножай богатства.
Сколько крови пролито в тебя,
Чтоб взошла звезда любви и братства!
Сажида в переводе с арабского означает «поклоняющаяся земле, возвеличивающая людей, жизнь». В произведениях Сулеймановой звучит еще одна важная философская мысль, аксиома: «Не чувствуя красоты, вкуса, смысла жизни, не видя прекрасных душевных качеств окружающих тебя людей нельзя писать стихи, песни, найти свое счастье. Счастье человека — в его руках…».
Творчество Сажиды Гадельшевны несет в себе большой воспитательный заряд. Ее можно назвать народным философом, педагогом. Около 20 лет своей жизни она посвятила преподаванию истории и географии. По мнению Сибгата Хакима: «Стихи Сажиды неповторимы, неподражаемы. У нее свои чувства, переживания. Это женская поэзия. Они объемные, строгие, иногда даже слишком» (январь 1975 года).
Сажида Сулейманова — лирическая поэтесса. Удивляет и восхищает богатство ее поэтической натуры, новое звучание ее стихов («Урсал тауда», «Тиз кайт, әни», «Без йөргән юлларда», «Мәңгелек ут», «Этюд», «Бәхет», «Сабыр канатлары»).
Сажида Сулейманова — автор бессмертных произведений. Своеобразие, искренность, простота и возвышенность поэтических чувств, истинная народность поэзии С.Сулеймановой с годами раскрываются лишь сильнее, привлекают и становятся ближе каждому читателю, заставляют задуматься о жизни, призывают к красоте. По ее произведениям молодые словесники пишут научные труды, диссертации.
Безусловно, творчество нашей землячки Сажиды Сулеймановой со временем запылает еще ярче и заинтересует еще не одно поколение любителей поэтического слова.
Творчество С.Сулеймановой нельзя рассматривать в рамках только одной определенной области литературы. Начав с поэзии, она впоследствии получила признание еще в публицистике и прозе. Такая многоплановая творческая деятельность позволила ей разносторонне проявить свой талант.
Стихи Сажиды Сулеймановой влекут в мир, где царит детское чувство сопричастности всему живому. Снегопад, шелест опадающих листьев, заря, алеющая над лугом, это немой, казалось бы, мир ищет голоса и прорывается, наконец, в музыке стиха. Озвучить тайну леса и луга дано лишь тому, кто от рождения наделен особой, до болезненности впечатлительной душой.
Ее поэзия - гимны в честь труда, природы, жизни. Но писала она не лозунги. Ее стихи, отражающие содержание ее времени, нисколько не теряют лиричности. В них проявляется неприятие лжи, светлая мечта о счастье, раздумья о справедливости, о смысле жизни. Это шло от ее большой души, эмоциональности, от владения диалектикой мышления.
Сажида Сулейманова - талант, занимающий особое место в истории татарской литературы, активный журналист и личность, игравшая важную роль в общественной жизни татарского народа.
Каждый год в золотую осень поэты, писатели, лауреаты премии, стипендиаты, студенты, аспиранты, с большим волнением стремимся на альметьевскую землю на большой значимый праздник — вручение премии имени Сажиды Сулеймановой
Ежегодно поэты, писатели и культурные деятели со всех уголков Татарстана собираются в Альметьевске, в небольшом скверике у библиотеки, что стоит на пересечении двух улиц. Здесь всё посвящено памяти Сажиды Сулеймановой: одна из улиц и библиотека носят её имя, тут же находится бюст самой поэтессы. Именно к нему, по сложившейся уже традиции, любители поэзии возлагают цветы, у его пьедестала читают свои произведения известные и только вступающие на путь творчества поэты.
Муэминова Эндже
"Туган телем"
Дөньяда иң-иң матур ил
Ул - минем туган илем.
Дөньяда иң-иң матур тел
Ул - минем туган телем.
"Балам!" диеп туган телдә
Эндәшә миңа әткәм.
"Әнием!" дип әнкәемә
Мин туган телдә әйтәм.
Туган телемдә сөйләшеп
Яшим мин туган илдә.
"Туган ил" дигән сүзне дә
Әйтәм мин туган телдә.
Иң изге хисләремне мин
Туган телдә аңлатам.
Шуңа күрә туган телне
Хөрмәтлим мин, яратам!
Родилась 18мая 1924 года в деревне Новое Кашырово Альметьевского района ТАССР. Ее отец был потомственным токарем, и им очень часто приходилось приезжать по деревням. До 1931 года они жили в селе Тымытык Азнакаевского района, потом возвращаются в Альметьевск. После окончании Альметьевской средней образовательной школы, начинает свое трудовую деятельность: сначала работает в селе Верхняя Мактама, потом селах Маметьево и Габдрахманово, преподавала математику. В 1944 году поступает в физико-математический факультет, Казанского государственного педагогического института. Через два года перешла в дневное отделение Ташкентского педагогического института. В 1948 году закончив институт и получив специальность учитель математики, вернулась в школу селе Габдрахманово, где она проработала по своей специальности до 1974 года. Э.Муэминова – с 1962 года член КПСС, с 1963 года член союза писателей СССР.
Булатова Клара Гарифовна
Родилась 18 марта в деревне Татарские Карамалы Сармановского района ТАССР в семье учителя. Окончила Казанский государственный университет имени В.И.Ульянова Ленина.
Живет в Альметьевске с первых дней основания. Работала на строительных площадках, художественным руководителем в клубе «Строитель» рабочего поселка, в сельских библиотеках. Более тридцати лет активно участвует в художественной самодеятельности.
Клара Гарифовна - поэтесса, зааслуженный работник культуры Татарстана, лауреат премии им. Р.Тухватуллина.
Она посвятила всю свою творческую деятельность воспеванию красоты альметьевской земли, труды нефтяников, тружеников сельчан.
Мемориальные доски известным писателям открыли в Альметьевске
Мероприятие было приурочено к празднованию 50-летия альметьевской писательской организации.
20 ноября 2013 года в Альметьевске состоялось открытие мемориальных досок писателям Сажиде Сулеймановой, Адибу Маликову и Узбеку Саттарову. Памятные знаки прикреплены к стене дома №24 по ул.Ленина, в котором литераторы прожили долгие годы.
Мероприятие было приурочено к празднованию 50-летия Альметьевского отделения Союза писателей Татарстана. В церемонии открытия мемориальных досок приняла участие группа литераторов из Казани во главе с председателем Союза писателей РТ Рафисом Курбановым.
Адиб Маликов вместе со своей супругой Сажидой переехал в Альметьевск в 1955 году, когда город только еще начинал строиться. Уже сформировавшийся писатель, он сразу же создал здесь литературно-творческое объединение.
Многие из молодых талантливых людей, в том числе молодой нефтяник Узбек Саттаров, прошедших школу литобъединения, впоследствии стали профессиональными литераторами и образовали костяк будущей писательской организации. Адиб Маликов долгие годы возглавлял ее и продолжал оставаться наставником начинающих литераторов не только Альметьевска, но и всего нефтяного региона.
Поэзия Сажиды Сулеймановой, благодаря гражданственности и глубокой лиричности, стала широко известно не только в Татарстане, но и далеко за его пределами. Так же, как и ее муж Адиб, Сажида внесла неоценимый вклад в развитие творческой среды нефтяного края и воспела труд его первопроходцев во многих своих произведениях.
Узбек Саттаров известен так же, как выдающийся нефтяник: его разработки в области добычи нефти имели всесоюзное значение. Будучи уже заместителем генерального директора крупнейшего в стране объединения «Татнефть», он находил время и для литературного творчества, а также всемерно помогал писательской организации
«Имена писателей золотыми буквами вписаны в историю города и нефтяного края. Нефтяники оказывают большую поддержку развитию литературы. От имени Главы Альметьевского муниципального района Мазита Салихова и от себя лично разрешите всех вас поздравить с юбилейной датой», - подчеркнул Василий Самойлов и вручил группе писателей юбилейные знаки, Почетные грамоты и Благодарственные письма.
На торжественном вечере не раз отмечалась огромная роль «Татнефти» в поддержке творческих сил региона, в том числе и благодаря деятельности фонда «Рухият»: издаются книги местных писателей, нефтяная компания совместно с Союзом Писателей Татарстана учредила ежегодную литературную премию имени Сажиды Сулеймановой и стипендии для начинающих литераторов.
Песни Сажиды Сулеймановой поют, стихи читают, в скверике рядом с альметьевской центральной библиотекой имени С.Сулеймановой установлен ее бюст. Ее именем названы улицы в Казани, Альметьевске, районных центрах Башкирии Янауле и Татышлах. Не получившая при жизни ни званий, ни регалий Сажида Сулейманова через четверть века после того как ее не стало, сама дала имя литературной премии, которую учредило ОАО «Татнефть».
Загадочная система из шести экзопланет
Красочные картины Джастина Геффри
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Мост из бумаги для Киры и Вики
Сказки пластилинового ослика