Сказка о русском языке.
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16
с углубленным изучением отдельных предметов»
Конкурс творческих работ для школьников
«Один день русского языка»
В библиотеке. Сказка.
Написала:
ученица 6 «Б» класса
МБОУ СОШ № 16
Коновалова Екатерина.
(телефон: +79030540980)
г. Арзамас
2014 год.
Жила-была девочка Женя Кузнецова. Ей было 11 лет, она плохо училась в школе. И сегодня Женя получила две двойки по русскому языку за невыполненное домашнее задание и ответ у доски. Она не хотела расстраивать своих родителей, потому что её всегда ругали:
- Женя, у тебя нет никакой силы воли! Ты не можешь быть ответственной и дисциплинированной, чтобы хорошо учиться в школе, - говорил папа.
- Я соглашусь с твоим отцом, - добавляла мама.
Женя не хотела прямо сейчас идти домой и заходила во все магазины подряд. В книжном магазине она встретилась со своей одноклассницей Машей, которая училась в школе отлично по всем предметам. У них завязался разговор про домашнее задание по русскому языку:
- Я уже сделала домашнее задание, а ты? - спросила Маша.
- Ещё нет, я иду в библиотеку готовиться к уроку, - обманула Женя Машу.
- Давай пойдем вместе, у меня там работает тетя Надя, она подберет нам нужную литературу,- сказала Маша Жене.
- Пойдем! - сказала Женя.
Библиотека находилась недалеко от книжного магазина, и очень скоро девочки были там. Библиотекарь тетя Надя оказалась приятной женщиной с тихим голосом (ведь в библиотеке нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим читателям). Она о чем-то поговорила с Машей, а потом обратилась к Жене с вопросом, что ей мешает хорошо успевать в школе по русскому языку.
- Мне русский язык не пригодится в жизни! – возразила Женя.
- Как не пригодится, ещё как пригодится! – удивилась тетя Надя.
- Я хочу стать путешественницей и побывать в разных странах, – сказала Женя.
- А я знаю одно очень интересное место- Страна Языкознания. Ты наверняка там еще не бывала, а если ты любишь путешествовать, то тебе наверняка стоит там побывать, ведь это совсем рядом, – ответила тетя Надя.
- А Вы можете подсказать мне, как туда попасть?- озадачилась Женя.
- Конечно, но прежде, чем отправиться туда, возьми карту, – проговорила тетя Надя.
Она развернула на своем столе большую карту, Женя склонилась над ней, изучая неизвестные для нее названия. А когда девочка подняла голову, чтобы поинтересоваться, как же туда доехать, то вдруг поняла, что находится вовсе не в библиотеке, а в неизвестной местности. В руках Женя держала карту, а рядом с тропинкой, на которой она стояла, протекал небольшой ручеек. Жене очень захотелось пить, и она наклонилась к воде. Тут она заметила, что упавшее дерево преградило воде путь, а его увядшие листья засорили русло ручья. Женя была очень доброй девочкой, она всегда помогала старушкам перейти через дорогу и донести тяжелые сумки, кормила голодных уличных кошек и собак. Вот и сейчас она очистила ручеек от упавшей преграды, и вода с новой силой побежала по руслу ручья.
- Спасибо! – прошелестело где-то рядом.
- Пожалуйста, – машинально ответила Женя, а потом поинтересовалась, - а кто это со мной разговаривает?
- Это я, Родничок, – ответила бежавшая у ног Жени вода, - скажи мне, куда ты направляешься, смогу ли я чем-нибудь тебе помочь?
Когда Женя пришла в себя после неожиданного знакомства, она узнала от Родничка, что очутилась в Стране Языкознания, а для того, чтобы вернуться домой, ей нужно попасть в Город Грамматики на прием к королю этого государства Синтаксису. По пути в этот город Женю ожидают всякие испытания, а Родничок согласился проводить ее.
Женя шла по лесной тропинке, ручеек бежал рядом, как вдруг откуда-то выскочила большая собака. Она увидела девочку, оскалилась и зарычала на нее.
- Родничок, почему эта собака на меня рычит? Ведь я ее не обижала и вообще вижу в первый раз? – сказала Женя.
- А ты подумай, может быть не именно эту, а вообще всех собак ты когда-нибудь обидела? – ответил ей ручеек.
И тут Женя вспомнила, что сегодня на уроке русского языка, когда она отвечала у доски, она написала слово «сАбака», за которое учительница, рассердившись, поставила ей двойку. Девочка немного подумала, а потом смело подошла к собаке, протянула ей руку и сказала: «Хорошая сОбака. Умная сОбака. СО-БА-КА». Тут собака тотчас же перестала рычать и лизнула Жене руку. А девочка про себя подумала, что теперь уж никогда не забудет, что слово «собака» пишется через «о».
Отправились девочка с ручейком дальше к Городу Грамматики, и с каждым шагом отчего-то становилось ей тягостнее и тоскливее. Немного подумав, Женя поняла причину такого унылого настроения. Ведь сегодня на уроке она среди прочих слов написала на доске слово «радосный» без «т», которое у педагога никакой радости не вызвало. Девочка решила исправить допущенную ошибку, она присела в тени дерева недалеко от тропинки, а Родничок шумел рядом, помогая Жене. Наконец она воскликнула: «Знаю, как правильно! РадосТь - радосТный!». И тут же солнышко на небе засияло как-то ярче и теплей, и Жене стало легко и весело.
Вот уже показались и ворота Города Грамматики. Подойдя ближе, девочка заметила, что они заперты на замок. А рядом стоял стражник с ключом в руках.
- Сможешь открыть? – спросил стражник.
Женя вставила ключ в скважину и попытала открыть замок. Ключ не поворачивался ни влево, ни вправо.
- Не поворачивается! – сказала Женя.
- Вставь правильно буквы, ключ и повернётся! – сказал стражник, указывая на стоящую рядом с воротами доску, на которой были написаны слова КЛЮЧ…К, ЗАМОЧ…К с пропущенными буквами.
Женя стала думать, вспоминать все известные ей правила, но, к сожалению, правил по русскому языку в ее голове было не очень уж и много. Родничок пришел ей на помощь: «Вспомни правописание суффиксов - ик и -ек!»
- Если в родительном падеже слова в суффиксе выпадает гласный, то пишется ЕК, а если не выпадает – пишется ИК, – сказала Женя.- Это не трудно проверить: именительный – замочЕК, родительный – замочКА. Буква выпала. Значит правильно – ЗАМОЧЕК. Теперь проверим второе слово. Именительный - ключИК, родительный – ключИКа. Гласный остается на месте, значит надо писать КЛЮЧИК.
Девочка вставила пропущенные буквы в словах на доске, потом взяла у стражника ключ, повернула его в замке, и ворота распахнулись. К сожалению девочки, ручеек не мог проводить ее дальше, поэтому они расстались добрыми друзьями.
А совсем рядом виднелся замок короля Синтаксиса. Женю быстро проводили к нему.
- Какие у тебя отметки по русскому языку? – спросил король.
- Да разные, – сказала Женя.
- Внести тетрадь Жени Кузнецовой! – приказал Синтаксис.
В зал внесли тетрадь по русскому языку, которая была вся в Жениных помарках и исправлениях учительницы. Выглядела тетрадь ужасно. На первой странице был диктант, под которым стояла двойка. А на второй странице было написано «Домашняя работа». Самой домашней работы сделано не было, поэтому ниже учительница поставила единицу.
- Вижу, - сказал Синтаксис, - оценки у тебя действительно разные.
Женя стояла вся красная и не могла смотреть королю в глаза, так ей было стыдно.
- А как ты относишься к Запятой, Женя? – спросил Синтаксис.
- По-моему, она вовсе не нужна, - ответила девочка. - Читать можно и без нее. Ведь когда читаешь, то не обращаешь на запятые никакого внимания. А вот когда пишешь и забудешь ее поставить, то тебе непременно попадет.
- А ты знаешь, что запятая может решить судьбу человека? – ответил король.
- Хватит рассказывать мне сказки, я не маленькая! – воскликнула Женя.
В зал вошли несколько слуг, которые несли большой свернутый лист бумаги.
- Это приговор, - объявил Синтаксис.
Слуги развернули лист, Женя прочла: «ПРИГОВОР по делу невежды Жени Кузнецовой: ОСТАВИТЬ В СТРАНЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ НАВСЕГДА НЕЛЬЗЯ ОТПУСТИТЬ ДОМОЙ».
- Вот теперь ты, наконец, поймешь, какое значение имеет запятая, - сказал король. – От того, где ты поставишь запятую, зависит, вернешься ли ты домой или навсегда останешься с нами.
- Но за что Вы хотите навсегда лишить меня родного дома и оставить здесь? – недовольно возразила Женя.
- За невежество, лень и незнание родного языка,- ответил король.
Женя стала рассуждать вслух: «Если я поставлю запятую после слова НАВСЕГДА, то получится: НЕЛЬЗЯ ОТПУСТИТЬ ДОМОЙ. Неправильно. А если поставить запятую после слов НАВСЕГДА НЕЛЬЗЯ, тогда выйдет: ОТПУСТИТЬ ДОМОЙ. Это мне и нужно». Девочка подошла к столу, где лежал лист бумаги, и поставила запятую в приговоре после слова НЕЛЬЗЯ. Она очень сильно волновалась и боялась ошибиться, поэтому даже зажмурилась и долго не открывала глаз. Когда она, наконец, подняла глаза от листа бумаги, то с удивлением заметила, что находится в библиотеке, а Маша и тетя Надя смотрят на нее и улыбаются.
- Я все поняла, - сказала Женя, - теперь я всегда буду заниматься и в школе, и дома. Когда даешь голове работу, всегда добиваешься цели. Я выучу все правила, и на уроках русского языка у меня не будет неприятностей. Этому меня научило путешествие в Страну Языкознания и мой друг Родничок – РОДНОЙ ЯЗЫК.
И уже на следующий день Женя получила пятерку по русскому за отличный ответ, теперь она знала, что русский язык ей всегда пригодится в жизни.
Пчёлки на разведках
Кто должен измениться?
Зимняя сказка
Юрий Алексеевич Гагарин
Стеклянный Человечек