СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
1.1.Актуальность
II. Основная часть
1.Обзор литературы
2.Уже далёкий 1941
3. Всё для фронта, всё для победы! Трудовой подвиг женщин.
4. Вклад баганцев в победу над врагом
5. Труженики тыла села в войну и сегодня
6. Суровая, правда, войны
7. Война в жизни и судьбе Натальи Ивановны на заводе
8. Биография А.И. Ефремова
9. Жизнь прожита не зря
III. Заключение
IV. Список литературы
2.1. Приложения
Вложение | Размер |
---|---|
truzheniki_tyla.doc | 263.5 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –
Бочанихинская основная общеобразовательная школа
Номинация: «Родословие. Земляки»
Труженики тыла
(Исследовательская работа)
Автор – Обухова Надежда, 9 класс
Руководитель:
Лях Валентина Ивановна,
учитель обществознания
Бочаниха
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
1.1.Актуальность
II. Основная часть
1.Обзор литературы
2.Уже далёкий 1941
3. Всё для фронта, всё для победы! Трудовой подвиг женщин.
4. Вклад баганцев в победу над врагом
5. Труженики тыла села в войну и сегодня
6. Суровая, правда, войны
7. Война в жизни и судьбе Натальи Ивановны на заводе
8. Биография А.И. Ефремова
9. Жизнь прожита не зря
III. Заключение
IV. Список литературы
2.1. Приложения
Введение
С каждым годом все дальше и дальше от нас уходит Великая Отечественная война, все меньше остается свидетелей тех страшных событий.
В 2015 году будем отмечать 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник значимый для каждого россиянина, как дань памяти и глубокого уважения людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.
9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с полей войны. 1941 год самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины[1].
Большой вклад в победу над фашистской Германией внесли и труженики тыла, те люди, которые днём и ночью трудились на полях и лугах страны, трудились на заводах и фабриках, обеспечивая фронт продуктами и всем необходимым. Вся тяжесть труда в тылу легла на плечи женщин, стариков, подростков, которые заменили своих отцов, братьев, мужей, ушедших на фронт. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Большими были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна. Тысячи... [3]. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано школьной армией в трудное для Родины время. Дети войны. Чего только не перенесли они в эти тяжёлые для страны годы: страдания, разруху, смерть родных, голод в военные и послевоенные годы. Но дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения. Всё это уже уходит в историю. Наше поколение ещё имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени[5]. С каждым годом их становится меньше, поэтому я считаю своё исследование актуальным и требующим от нашего поколения более чуткого и внимательного отношения к тем людям, чьё детство и юность прошли в тяжёлые годы войны.
Актуальность работы
Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, чтобы каждый человек знал и помнил своих земляков, их подвиги, брал пример с них, относился к ним с глубоким уважением и признательностью. Каждый гражданин России должен знать историю не только своего родного края, но и людей, прославивших свой край.
Данная работа направлена на повышение интереса к героическому прошлому своей малой Родины. Нужно помнить о тех людях, кто отстоял в роковые годы нашу Родину, а значит, и подарил нам Будущее.
Понятия «патриотизм», «гражданственность» приобрели особый смысл, так как лишь тот народ, который воспитывает молодежь на примере своей героической истории, может быть уверен в завтрашнем дне[6].
Цель исследования было рассмотреть жизнь тружеников тыла села Бочаниха в годы войны и в настоящее время. В соответствии с этой целью мною были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: самоотверженный труд тружеников тыла – прекрасный пример для молодежи нашего поколения.
Объектом исследования: жизнь тружеников тыла села Бочаниха в годы войны и сегодня.
Предмет исследования: вклад моих земляков в работу трудового фронта. Методы исследования: анализ литературы и архивных данных, беседа, сравнение, систематизация и анализ результатов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе сделана попытка исследования трудовой деятельности односельчан в годы войны. Изучив разнообразные источники, мы попытались проанализировать вклад жителей села в помощи фронту.
Практическая значимость исследования: данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в школьном курсе истории села Бочаниха и исторического краеведения, а также в социальной практике.
Структура работы: Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, приложений, списка использованной литературы.
Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:
1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.
2. Изучение литературы и периодической печати.
3. Анализ возрастного состава тружеников тыла.
4 Оформление работы.
Основная часть
Обзор литературы по данной тематике
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова…
А.Твардовский
Чем дальше уходят от нас грозные сороковые годы, тем больше осознаём мы величие народного подвига. И тем больше – страшную цену победы. Десятки миллионов убитых! «А сколько искалеченных, сколько изломанных жизней, сколько несостоявшихся счастий, сколько не рождённых детей, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских… Страшна была плата за спасение Отечества». Всё меньше и меньше сегодня остаётся среди нас ветеранов войны, тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года.
Кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда… Они не стояли за ценой, добывая победу.
«В той войне, – говорил Василь Быков, – один из тех писателей, которые в полной мере знают, что такое война, – нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок… Единственное, чего не жалели, – так это людей». О том, что это правда, говорят многие документы и свидетельства очевидцев, в том числе и врагов. Когда в 1944 году допрашивали немецкого генерала Гольвицера, на вопрос русского генерала, что он думает о действиях наших войск, пленный ответил: «Вы не жалеете своих солдат, можно подумать, что Вы командуете иностранным легионом, а не своими соотечественниками». «Победителей не судят», – мрачно возразил наш генерал. Потом не для перевода, в сторону стоящих рядом офицеров, проговорил: «Воюем по- сталински» [3]. Вот так, воюя «по-сталински», погибали люди… Ведь война – это не только подвиги, это прежде всего смерть людей, это страшные военные будни. Многие писатели обращались к теме войны, но немногим удалось передать военную трагедию. Среди этих немногих можно назвать В.Быкова, Ю.Бондарева, Б.Васильева, А.Астафьева, В.Кондратьева, К.Воробьёва.
О писателе-фронтовике Константине Воробьёве другой фронтовик Виктор Астафьев сказал, что он писал, не любуясь войной и подвигами, не наряжая войну в романтические одежды, а страдая за людей, «без расчёта кому-то угодить и понравиться». Нельзя без волнения читать повесть К.Воробьёва «Убиты под Москвой» о трагической судьбе двухсот тридцати девяти кремлёвских курсантов, погибших под Москвой за пять дней ноября 1941 года.
Весь ужас первых месяцев войны показан через восприятие главного героя повести Алексея Ястребова, наделённого автором способностью глубоко и сильно чувствовать всё живое. Алексей – один из тех кремлёвских курсантов, погибших под Москвой. Курсанты и внутренне, и внешне были похожи на богатырей, они молоды и полны сил. Их кумир – капитан Рюмин, воплотивший в себе достоинство и честь настоящего русского офицера.
Когда курсанты оказались в окружении и их гибель была неизбежна, Рюмин бросает их в атаку, чтобы они почувствовали себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя. Решения, действия, поступки Рюмина воспитывают в курсантах мужество, достоинство, стойкость. Ему было важно, чтобы кремлёвцы сохранили в себе всё человеческое. В конце повести Ястребов вступает в единоборство с фашистским танком и побеждает, потому что в трагически жестоком мире, где «хозяин всему теперь война», сохранил достоинство и человечность. Об этой повести В.Астафьев сказал: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтёшь просто так, потому что от неё, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлёвскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой…» Бесчеловечность войны не смогла обесчеловечить Алексея. Об этом и написана повесть: о страшной войне и о сохранённой человечности. «Убиты под Москвой», как и другие честные и подлинно талантливые произведения о войне, не только сохраняют нашу историческую память, но и становятся предупреждением. Но почему становятся, а не стали? Ведь прошло почти семьдесят лет со дня Победы в Великой Отечественной войне?! Почему пролилась кровь сегодня? В Афгане и в Чечне?! Почему?.. И что тогда зависит от нас?..
Интересуясь темой о тружениках тыла, мне интересно было читать книгу «Война. Народ. Победа» И.М.Данишевского, в которой помещены воспоминания тружеников тыла и письма солдат на фронт. Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 70 лет тому назад на нашей Родине[15]. И, когда читаешь, даже наворачиваются слезы. С интересом я читала книги Новосибирского книжного издательства, в которых много и интересно написано о новосибирцах, внесших свой вклад в победу. Но особенно меня интересовали труженики тыла. Из газет «Степная нива» я узнала много о земляках, переживших страшные годы войны. Это статьи «Я о себе не думала», «Жизнь прожита не зря», «Всегда наполняет дом радостью» (Приложение№1) - авторы статей пишут воспоминания их о своем детстве той страшной военной поры. После чтения этих книг, газет я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков. Изучив и проанализировав список тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, я построила диаграмму, которая отражает возраст тружеников - детей войны! Встречалась и беседовала с тружениками тыла. Я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась. Несколько раз встречалась с Поляковой Натальей Ивановной, которая много рассказывала о своей жизни. Ее судьба, судьба ее семьи - яркое отражение истории нашей страны. В приложении подобраны материалы, показывающие трудовой героизм этой женщины, которая начала работать рано, потеряла многих родных, здоровье, возможность учиться. Научное значение работы заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы. Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе. Таким образом, краткий обзор источников подтверждает мысль о непреходящем значении труженика тыла, о многозначности этой темы. И вот эту многозначность хочется раскрыть на примере реальных судеб. Ведь прототипами художественных образов чаще всего были реально существовавшие лица[2]. Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Уже далёкий 1941.
22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с дымных полей войны. Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту[2]. Собирал силы и Андреевский( Баганский) район...В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашего района, всей России вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны...Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности[3]. Инициатива и творчество рабочих и инженерно- технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств. Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.
Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу...
Но мы твердили, нет, не чудеса...
Мы просто фронту честно помогали
Я горжусь, что мои земляки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте. Несмотря на суровые условия, жители нашего района внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.
Всё для фронта, всё для победы! Трудовой подвиг женщин.
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. Впервые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины. В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней. Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего[1]. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны, рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим. Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!» [12]. Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта[5]. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна. Тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год. Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения. Дети войны. Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.
Вклад баганцев в победу над врагом.
Откровенно говоря, работа над темой: «Вклад тружеников Баганского района в победу над врагом», у многих может вызвать немалую долю скептицизма. Казалось бы, какой вклад в победу могли внести жители маленьких деревень и сел, в которых не было предприятий оборонной и тяжелой промышленности. Но по мере разработки темы, знакомства с архивными документами, бесед с очевидцами событий военной поры, скептицизм исчезает и появляется гордость за наших прадедов и прабабушек, за тружеников района, внесших огромный вклад в победу, жертвовавших ради нее своим физическим и душевным здоровьем, отдававших в фонд обороны последнее, что у них было[4]. Справка: В годы войны Баганского района как такового не было, он был образован в 1965 году. На территории Баганского района проживает 243 труженика тыла. О начале войны баганцы узнали из заявления Советского правительства, сделанного заместителем председателя Совета Народных Комиссаров В.М. Молотовым 22 июня в 12 часов 15 минут по радио. «Заявление Советского правительства» явилось первым призывом к мобилизации на отпор фашисткой агрессии. Сообщалось о нападении германских войск на нашу страну, выражалась уверенность, что Красная Армия и весь народ «Поведут победоносную отечественную войну за родину, за честь, за свободу», что в этой войне «весь наш народ должен быть сплочен и един как никогда». Заявление завершалось словами ставшими историческими: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» [8]. Что касается сельского населения, часть жителей получила известие о начале войны 22, а остальные 23 июня. Прошли общие собрания колхозников, сессии сельских Советов, на которых суровое осуждение получила фашистская агрессия против нашей страны, раздавались призывы к мобилизации сил для отпора врагу. 23 июня 1941 года началась массовая мобилизация военнообязанных 1905-1918 годов рождения, контингент 1919-1922 годов находился на действительной военной службе. Мобилизация проходила в обстановке огромного патриотического подъема, что нашло отражение в массовой подаче заявлений о добровольном вступлении граждан в ряды Вооруженных сил.
Труженики тыла в войну и сегодня.
Война не обошла стороной и Бочаниху. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. Накануне войны в Бочанихе строились дома, мастерски, кузница, амбары, ток, молокоприемный пункт, где производились сливки, обрат, брынза из овечьего молока. Все радовались, что деревня так быстро строится, все лучше и интересней жить становилось. Но началась война, и все мужчины ушли на фронт. Жители села вместе со всем советским народом сражались на всех фронтах и самоотверженно трудились в тылу. 75 человек не вернулись в свой поселок с полей сражения. В память о павших в центре села установлен обелиск, сооруженный на средства трудящихся[2].
Во время Великой Отечественной войны тяжбы – физические
и моральные легли на плечи женщин, подростков, стариков.
По утрам, увязая в сугробах, спешили люди на работу, лишь
к вечеру протаптывались тропинки-траншеи, которые за ночь снова заметало снегом. Ветераны того времени единодушно отмечают небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность людей за порученное дело. Какой это был героический труд - в лютые морозы, изнемогая от холода, голода и усталости заготавливали дрова, ухаживали за животными[9]. В нашей деревне есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. Изучая историю моего села в годы Великой Отечественной войны, я решила узнать, как сейчас живут труженики тыла нашего села. Я сходила в администрацию и узнала, сколько сегодня в селе проживает тружеников тыла, чем они помогают труженикам. В администрации мне ответили, что всего в селе проживает десять тружеников тыла, но администрация ничем им не помогает, т.к. заботой о тружениках тыла должны заниматься органы социального обеспечения. По закону тружениками тыла считаются все граждане 1932 года рождения, т.е. сегодня им в среднем 85 лет.
Я приготовила анкеты для тружеников тыла (Приложение№2 ). Всего было опрошено 10 тружеников тыла. Возраст от 83 до 90 лет. Результаты получились следующие:
Из этого можно сделать следующий вывод, что труженики тыла нашего села на жизнь свою не жалуются, хотят улучшения материального положения и от предстоящего праздника Победы ждут человеческого внимания.
Затем я решила узнать «Что знают школьники о тружениках тыла нашего села и их вкладе в Победу над врагом?». Тогда я решила также провести такой метод исследования, как анкетирование и, проанализировав данные, получить ответы на интересующие меня вопросы. Я подготовила анкеты с вопросами (Приложение№3 ) провела анкетирование среди учеников разных классов. Всего участвовало в анкетировании 25 учащихся нашей школы с 1 по 9 классы. Знание ответов на вопросы я привела в процентное соотношение.
Первый вопрос: «Кто такие труженики тыла» знают 86% учеников.
Второй вопрос: «Знаете ли вы о Герое Советского Союза Матвиенко А.Г.» Знают ответ 27 %
Третий вопрос: «Как звали бывшего директора школы участника Великой Отечественной войны?» Ответ знают 28% учеников
Четвёртый вопрос: «Сколько тружеников тыла проживает сегодня в селе Бочаниха?» Ответ 0 %
Пятый вопрос: « Оказываете ли вы помощь труженикам тыла?» 57 % ответили положительно.
Исходя из этого можно сделать вывод, что ученики Бочанихинской школы плохо знают историю своего села в годы войны. Сколько тружеников тыла сегодня проживает в селе не знает ни один ученик, хотя на 9 Мая ученики школы ходят с концертами к обелиску. Я обязательно объясню им кто такие труженики тыла. Вот некоторые из тех, с кем я встречалась и беседовала, работая над своим исследованием.
Супруги Бондаренко Анна Ивановна и Иосиф Филиппович работали в колхозе. Они вспоминают: «Работать было тяжело, больше времени находились в поле, в лесу - на работе. Даже пить и умываться порой приходилось из лужи. Жилось очень трудно». Работали с утра до вечера. Продукты давали по талонам, хлеб давали 800 граммов на семью. Работали на всех работах. Все время чувствовали себя голодными. Анна Ивановна и Иосиф Филиппович вырастили четверых сыновей, двенадцать внуков, восемь правнуков.
Дымура Зоя Степановна - Ветеран труда, труженик тыла. Награждена грамотами и медалями «За долголетний добросовестный труд», «Ветеран труда», юбилейными медалями, знаком отличия «Победитель соцсоревнования». Родилась в 1931 году, с 10 лет работала в колхозе. Она вспоминает о том, что жили очень плохо, не было хлеба, еда была в основном из травы. Рано началась трудовая деятельность Зои Степановны Дымура. Когда началась Великая Отечественная война, отца забрали на фронт. И тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. «Работать было тяжело, больше времени находились в поле, в лесу - на работе. Жилось очень трудно. Я работала вместе с тетей на пилораме, - вспоминает ветеран. - Работа была очень сложная, физически тяжелая, но подросткам старались давать полегче работу и, когда можно было, рабочий день укорачивали для них на 1 час. В военное время все делали женщины и дети. Не было керосина, соли, хлеба, пекли овсяный хлеб из не сеяной муки. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и отправляли на фронт. Работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом». Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война разом оборвала их детство. Но они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Вместе с взрослыми они приближали заветный час победы над вероломным врагом. «Мне сильно повезло», - рассказывает Зоя Степановна, мой отец Степан Прокопьевич Новиков вернулся с войны, он дошел до Берлина. Столько было радости, когда он привез детям подарки. Но недолго прожил Степан Прокопьевич, война забрала всё здоровье. Зое Степановне 83 года, она воспитала шестерых детей, у неё десять внуков и восемь правнуков. «В годы военного лихолетья всем было тяжело», - с грустью в глазах сказала баба Зоя.
Зоя Степановна с дочерьми: Елена, Валентина, Наталья, Надежда.
Суровая, правда, войны.
Подробнее я хочу рассказать о Поляковой Наталье Ивановне - труженице тыла, ветеране труда. Человек, который много трудится, чьими стараниями можно полюбоваться, вызывает чувство гордости и уважения. Таким примером для нас служит Наталья Ивановна Полякова, проживающая в селе Бочаниха. Она родилась 12 июля 1924 г. в Белоруссии в селе Шарыпичи, Гомельской области, Калинковичского района.
Масштаб 1:800 000
В семье Ивана Андреевича Пантелеенко и Марии Федоровны было семеро детей (четверо умерли от кори). (Приложение№4)
«Очень трудолюбивая семья была, - рассказывает Наталья Ивановна. В то время наша семья имела корову, лошадь, овец, участок земли. Жили очень хорошо. Когда организовывались колхозы, всё забрали, и тогда было очень тяжело прокормить большую семью. Перед самой войной решили родители уехать на свободные земли в Сибирь. Собрали деньги и с малыми детьми (их уже на то время осталось трое) покинули свою малую родину. Для жительства выбрали деревню с непонятным названием Бочаниха. Люди оказались здесь очень добрые, отзывчивые, каждый стремился помочь, чем мог. Вроде бы стали только жить, но все нарушилось в один день, 22июня 1941года ВОЙНА. Опустела деревня, мужчины ушли на фронт. Их заменили подростки. В это время Наталье Ивановне было шестнадцать лет. Немного поработала при колхозе няней в детском саду. Потом вместе с сестрой Анной кем только не работали: пахали землю на быках, копнили, и убирали сено. Именно война закалила её характер и других детей в войне. (Приложение№4) Они заменяли отца и мужчин в поле. Работали на тракторе прицепщиками, пололи пшеницу - словом, не чурались никакой работы.
Война в жизни и судьбе Натальи Ивановны на заводе «Тяжстанкогидропресс»
В 1943 г. Наталью направили в г. Новосибирск на военный завод (№702 им. Ефремова), а там пришлось работать с металлом, грузили на платформы железо, убирали металлическую стружку, штукатурили завод, копали траншеи под воду. Меня заинтересовал рассказ Натальи Ивановны, поэтому я решила посмотреть в интернете все об этом заводе. (Приложение№5) Героический подвиг советского народа на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны бессмертен. Весомый вклад в общее дело победы внесли трудящиеся Сибири вообще и Новосибирска в частности. В годы войны в Новосибирске заново создается авиационная промышленность. На машиностроительный завод (бывший завод горного оборудования) были направлены тысячи рабочих, молодых людей из сельской местности, техников, инженеров, прибывало оборудование эвакуированных предприятий[7]. В октябре 1942 г. в Новосибирск эвакуируется краснодарский станкостроительный завод им. Седина. Он стал восстанавливаться на строительной площадке завода расточных станков. Еще в феврале 1942 г. СНК СССР принял решение об ускорении строительства завода тяжелых и расточных станков в Новосибирске с целью развития базы тяжелого станкостроения в стране. В августе нарком станкостроения А. И. Ефремов переименовал предприятие в завод тяжелых станков и гидропрессов — «Тяжстанкогидропресс» (ныне завод им. А. И. Ефремова). В мае 1943 г. были сделаны два первых гидравлических пресса давлением в 100 т. В июне этого года здесь собирают два первых станка—продольно - строгальный и расточный, отлитых из чугуна, полученного на самом заводе. В 1945 г. завод выпустил 34 серийных станка для восстанавливающихся предприятий страны.
Биография А.И. Ефремова.
Ефремов Александр Илларионович (10.4.1904,
Москва - 23.11.1951, Москва), государственный деятель. Сын рабочего. Образование получил в Московском станкоинструментальном институте (1935). С 1916 работал в механических мастерских Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1919-21 в райкоме комсомола, затем секретарь ячейки РКСМ на авиационном заводе "Дукс". С 1926 работал в Моспотребсоюзе, слесарем, секретарем партячейки. С 1935 работал на станкостроительном заводе имени С. Орджоникидзе.С февраля 1939 1-й зам. наркома, с 17.4.1940 нарком тяжелого машиностроения СССР. С 1939 член ЦК ВКП(б). Во время Великой Отечественной войны руководил эвакуацией промышленности и созданием новых заводов за Уралом. В 1946 избран депутатом Верховного Совета СССР. 08.03.1949 назначен зам. пред. Совета министров СССР. После окончания войны завод начинает конструировать и производить собственные гидропрессы и тяжёлые станки, и уже в 1949 году осуществляет выпуск исключительно своей продукции[4].
Слева направо: Д.Ф.Устинов, Б.Л.Ванников,
А.И.Ефремов, В.А.Малышев, 1943
Современный «Новосибирский завод „Тяжстанкогидропресс“ им. А. И. Ефремова»
1 декабря 1951 года завод получил название «Новосибирский завод „Тяжстанкогидропресс“ им. А. И. Ефремова» в честь бывшего первого наркома и министра станкостроения[16]. Именно в городе Новосибирске на заводе Наталья Ивановна узнала о Победе. 10 августа 1946 года вернулась домой в родную Бочаниху.
Жизнь прожита не зря (Полякова Н.И.)
И только тогда девушка смогла вновь обнять родных, вернуться к обычному крестьянскому труду. Долгожданную победу семья встретила и с радостью, и со слезами на глазах. Не вернулся с поля боя их муж и отец Иван Пантелеенко. А как бы он мог гордиться своими дочерьми! Он погиб в 1943 году под Москвой там и похоронен. (Приложение№6) Родные часто навещают могилу отца, дедушки, прадеда. Но жизнь продолжалась…Наталье понравился деревенский паренек, весельчак и балагур Иван Поляков. Вскоре они поженились, появились дети, но Наталья Ивановна работу не бросала. А вскоре определилась на постоянную – в животноводство. Семья прибавлялась, кажется, живи да радуйся. Но горе не спрашивает, оно пришло к Поляковым со смертью мужа. Осталась она одна с четырьмя детьми. Старшему Яше – 12 лет, Наде -10, Пете-7 и Лиде – 5. Трудилась, растила детей, приучала их с детства к крестьянскому труду. Сыновья и дочери выросли настоящими людьми, все получили образование. Яков стал агрономом, работал управляющим в Бочанихе, затем с семьей уехал в Искитимский район. Остальные дети остались рядом с мамой. Надежда работала бухгалтером, Петр - механизатором, Лидия – техником по воспроизводству стада. В роду Поляковых никогда не было лодырей, все работящие, хозяйственные. Целых 35 лет Наталья Ивановна отдала животноводству, стала одной из самых титулованных доярок Баганского района. Ушла на заслуженный отдых прославленной. (Приложение№7) Почетные грамоты, которыми ее наградили, - это целая коллекция. А ещё орден « Знак Почета», орден Трудового Красного Знамени, пять медалей, много знаков « Победитель социалистического соревнования». (Приложение№8) Не зря ее дважды избирали в областной Совет народных депутатов, два созыва она была депутатом райсовета. Сама писала статьи в газету о жизни и делах села. (Приложение№9) « Я о себе никогда не думала, - говорит она.- Надо было детей кормить, учить». С этими мыслями все годы на ферму и ходила. Много сказано о ней в нашей районной газете «Степная Нива». Женила Сыновей, выдала замуж дочерей. Но горе опять постучало в дверь Натальи Ивановны: умер меньший сын, Петр Иванович, а через несколько лет потеряла и старшенького - Якова. Внуки остались без отцов… И все годы сердце материнское неспокойно. Когда дети обзавелись семьями, она стала жить в небольшом домике, в котором царили чистота и уют. Рядом был большой огород, в котором все благоухало. Все внуки любили бывать у нее в домике, где всегда пахло свежим хлебом и пирогами. (Приложение№10) А годы берут свое… Уже в преклонном возрасте баба Наташа (так называет её вся детвора в селе) оставила свой домик и сейчас живет у дочери Надежды Моисеевой. У Натальи Ивановны Поляковой 11 внуков ( 10 живут в городе Новосибирске, один в Багане), 10 правнуков. Внуки, правнуки приезжают в нашу Бочаниху, чтобы встретиться, поклониться родным местам и навестить свою бабушку. С какой радостью они едут на малую Родину, где ждет их любимая бабушка. Они подолгу засиживаются у неё, слушают ее рассказы о детстве, о наших земляках[2]. Удивительно, несмотря на то, что ей 90 лет, она помнит всю историю родного села! Хоть и родилась она в Белоруссии, но Сибирь для неё настоящая Родина. И она гордится тем, что смогла принести свой вклад и после войны. В трудах и заботах проходили день за днем, весна сменяла зиму и так же наступала осень, она верила, что их работа важна для страны и для семьи. Общаясь с ней, я восхищаюсь ею, что она не сломалась перед трудностями, все смогла перенести. Какие же надо иметь силы!
Заключение
Изучая историю моего села в годы войны, я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Проведя своё исследование, я пришла, к следующим выводам:
Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними[1]. Нам есть чему у них поучиться. Они трудились в своем далеком от фронта колхозе, помогая фронту, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием и не только в дни праздников[5]. В связи с этим возникает необходимость в создании в школе группы учащихся с активной жизненной позицией для выявления и решения насущных проблем ветеранов и тружеников тыла, оказания им посильной помощи. Именно благодаря неустрашимости перед врагом, самоотверженности воинов и тружеников тыла мы смогли победить в той страшной войне.
Путь к ней был тяжелым и долгим, но люди справились. Я считаю, что этот подвиг не должен быть забыт. В нашем городе и сёлах есть памятники солдатам, военным, но нет памятника, посвященного труженикам тыла. Ведь они также внесли огромный вклад в этой войне, всеми силами приближая победу. Поэтому я хочу, чтобы вопрос об установке памятника этим людям, их самоотверженности и патриотизму был рассмотрен как можно раньше. Из интернета я узнала, что ветераны Новосибирска обратились к мэру города Анатолию Локтю с просьбой установить на улице Восхода памятник «Труженикам тыла». По мнению ветеранов, памятник необходимо поставить к 70-летию Победы, либо хотя бы заложить к этому времени первый камень.
Задачи группы:
Список литературы:
1. Акулов, М. Р. Сибирский тыл в 1941–1945 гг. / М. Р. Акулов // Сибирь в Великой Отечественной войне. – Новосибирск, 1977.
2. Наша малая родина: хрестоматия по истории Новосибирской области: 1921–1991. – Новосибирск, 1997.
3. Алексеев, В. В. Взаимодействие социально-экономических и демографических процессов в сибирском тылу / В. В. Алексеев // Сибирь в годы Великой Отечественной войны. – Новосибирск, 1993
4. Баландин С. Н.Новосибирск – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978.
5. Докучаев Г. А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. –Новосибирск: «Наука», Сибирское отд., 1968.
6. Акулов М.Р. Промышленное развитие Сибири в годы Великой Отечественной войны. Ставрополь, 1967. С.174, 178; Шуранов Н.П. Создание оборонной промышленности Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск, 2005. С.87.
7. Савицкий И.М. Важнейший арсенал Сибири: Развитие оборонной промышленности Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск, 2005. С. 418-419.
8. Сибирский стратегический фронт // www.gudok.ru
9. Олех Л. Г. История Сибири – издательство «сибирское соглашение», 2005 – с. 284-293
10. Букин С.С. Питание жителей Новосибирска в военное лихолетье // Сибирь — фронту: Материалы Всерос. науч. конф. Кемерово, 2000.
11. Новосибирск. 100 лет. События. Люди. – Новосибирск, 1993.
12. Сибирь в Великой Отечественной войне. – Новосибирск. 1977.
13. Воробьёв К «Убиты под Москвой». 1977.
14. Кондратьев В «Сашка».1977.
15. Данишевский И.М. «Война. Народ. Победа».1977.
16. Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
Невидимое письмо
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Рисуем акварельное мороженое
Можно от Солнца уйти...