Русский человек всегда тянулся к природе. Природа - это источник сил, вдохновения, всего доброго и вечного. Она заставляет создавать настоящие шедевры живописи, музыки, литературы. На уроках литературного чтения мы прикасаемся к миру искусства, выступая в роли настоящих исследователей, сыщиков, следопытов. Мы знакомимся с жанрами литературы, художественными приемами, учимся понимать замысел автора, сочиняем свои рассказы, стихи, подражая мастерам слова.
Для меня самыми сложными, но и самыми интересными являются уроки, посвященные поэзии. Поэзия - это стихотворная речь. Её создают удивительные люди - поэты. Они способны так подобрать и соединить слова, что зазвучит удивительная музыка. Эта музыка слов дарит человеку радость, наслаждение, помогает стать добрее и умнее.
Вложение | Размер |
---|---|
tikhonchuk_snezhnye_stikhi_.docx | 45.86 КБ |
Городская научно – практическая конференция
«Планета эрудитов»
Снежные стихи
Филология
Автор:
Тихончук Анна Дмитриевна
3 «В» класс
МБОУ Лицей №21
Руководитель:
Арефичева Елена Валентиновна
высшая категория
учитель начальных классов
МБОУ Лицей №21
г.Дзержинск
2014г.
Содержание
Ι. Введение……………………………………………………………………………3
ΙΙ. Основная часть……………………………………………………………………..4
ΙΙΙ. Заключение………………………………………………………………………....9
ΙV. Библиографический список………………………………………………………..9
Русский человек всегда тянулся к природе. Природа - это источник сил, вдохновения, всего доброго и вечного. Она заставляет создавать настоящие шедевры живописи, музыки, литературы. На уроках литературного чтения мы прикасаемся к миру искусства, выступая в роли настоящих исследователей, сыщиков, следопытов. Мы знакомимся с жанрами литературы, художественными приемами, учимся понимать замысел автора, сочиняем свои рассказы, стихи, подражая мастерам слова.
Для меня самыми сложными, но и самыми интересными являются уроки, посвященные поэзии. Поэзия - это стихотворная речь. Её создают удивительные люди - поэты. Они способны так подобрать и соединить слова, что зазвучит удивительная музыка. Эта музыка слов дарит человеку радость, наслаждение, помогает стать добрее и умнее.
В настоящее время стихи читает всё меньшее количество читателей, их вытеснили детективы, приключения, книги о любви. Поэтам IXX – XX века очень хотелось донести до нас, потомков, то торжественное состояние души, которое вызывает белое покрывало снега, снежные шапки на деревьях, искрящиеся сосульки на крышах.
Объектом исследования является ряд стихотворений русских поэтов о зиме, а предметом – запечатлённый в этих произведениях образ природы.
Цель исследования: выявить представление русских поэтов о красоте, олицетворённой в образе зимней природы.
В соответствии с целью я определяю следующие задачи.
Гипотеза: можно предположить, что поэтические произведения о зиме помогают ярче передать настроение, чувства и мысли поэтов, писавших о зиме.
Область применения работы. Данный материал может применяться на уроках литературного чтения, факультативных занятиях в 3-4 классах, посвящённых изучению стихов о зиме.
Зима – удивительная пора, когда земля укутывается в белоснежное одеяло, а природа засыпает, предвкушая во сне будущее весеннее пробуждение. Сердца многих писателей, поэтов и художников были тронуты красотой русской зимы. Потому множество знаменитых произведений посвящено этой поре года. Русский поэт Николай Глазков так писал о Зиме:
Сегодня счастливый выпал денек:
Веселый такой выпал снег.
Ему хорошо. Он торжественно лег,
Тревожа и радуя всех.
О нем сочиняют поэты стихи,
Читают знакомым, друзьям.
Кто скажет, что снег — чепуха, пустяки?
Есть в нем что-то близкое нам!
Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое связано с наиболее приятными воспоминаниями или важными событиями в жизни. Для многих русских поэтов это была зима. Ее авторы стихов связывали не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль. Федор Тютчев называет в своих стихах Зиму Чародейкой.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Красотою веет от таких слов, как снежок, снеговина (обширная безлесная равнина под снегом), снеговинка, снеговиночка, снежистый, снегообразный, снеговидный, снежистость (очень много снега), снежность, снежура (снег, пропитанный водой), снежить или заснежило (идти снегу), снежина, снежинка, снежиночка, снежница (талая вода), снежнянка (растение), снежник (прикрытый с юга овраг, в котором снег лежит до середины лета), снеговик (так еще называют птицу первого прилета, когда в лесу лежит снег) и снегурочка (сделанные из снега человечки), снежно (рыхлый, непроходимый снег), снегирь (птичка), снежки (детская игра в снежные колобки), снеголом (деревья, обломанные тяжестью снега) Музыкой звучит - «Снежное серебро», Снежничные низы, Снежниковыя пропасти, Снегирьи перышки, маленько подснежило, проснежило целые сутки. Иван Суриков описывает в своих стихах морозную снежную зиму так:
Зима
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.
Однако наиболее полно передать суровый нрав зимы и ее красоту, бесспорно, удалось классику русской литературы Александру Пушкину, в произведениях которого зима многолика и непредсказуема. К ней поэт относится, как к живому существу, которое способно создавать особое настроение и сближать людей, которым хочется душевного тепла и ощущения пусть небольшого, но все-таки праздника:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
О красоте Зимы можно говорить бесконечно, хотя и бывает зима суровой. Морозы под сорок градусов, но людям все нипочем. Несмотря на холод, они по-прежнему бегут на работу, с работы, ходят в кино, на танцы. Лишь кутаются до самых глаз, да на ногах даже у самых модниц – русские добротные валенки. Зато деревья – в неописуемой красоте. Каждая веточка, каждый сучок нарядились в сверкающие, пушистые шубки из инея. Ведь они – живые и защищаются от мороза. Самуил Маршак в стихотворении «Как поработала зима!» писал о русской снежной морозной зиме так:
Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий.
Вокруг белеющих прудов -
Кусты в пушистых полушубках.
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.
Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои непокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц — все движется, все оживлено и тянется к солнечному теплу.
Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались,— не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь». Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы. Сергей Есенин сравнивает зиму с волшебницей – невидимкой:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
– Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!» – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. Наша зима у поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.
По деревьям серебристая
Перекинулась фата —
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя берёзка грустная
Не могла узнать сама —
Так украсила искусная
Ветки деревца зима... Галина Г.
Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, ещё раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом.
В морозной свежести земля,
И шуба белая на ней.
Зима спешит, снежком пыля,
Под стук копыт, под скрип саней.
В пушистом инее леса
Сверкают золотом насквозь,
Костром в кустах мелькнет лиса,
В снегу по грудь проходит лось. Шесталов Ю.
Шипящие звуки («пушистый», «кружится», «шуба») помогают услышать, как падает снег, затем наступает полная тишина. Как будто все замерло, умерло, заснуло. Только что было все черным-черно, а теперь пошел снег.
Зима - это время года, когда детям радостно, они катаются с горок на санках, лепят снеговиков, играют в снежки. А снег – лёгкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Весело зимой! Александр Блок так описывает своё детство:
Ветхая избушка.
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят, -
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна -
Ан уж дом растаял,
На дворе - весна!
Зима всегда была красивейшим временем года, завоевывавшим сердца писателей, поэтов, художников… В литературе и искусстве этот период всегда ассоциируется с различными «снежными» мотивами: укутанные в белые шапки леса, пушистые белые покрывала на полях, сани, пробирающиеся через высокий снег. Действительно, зима в нашем понимании – это морозы, покрытые коркой льда озера и реки, на которых так мило и живописно рассаживаются рыбаки, уснувшая природа, укутанная белым одеялом. О зиме пишут и современные поэты. Ирина Водомерова передала своё восхищение зимой в своей «Зимней сказке»:
Ах, как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
Звенят сосульки в тишине -
Осколки хрусталя.
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спит земля.
Рисует поутру мороз
Узоры на окне...
К нам сказка зимняя спешит
В звенящей тишине.
Зима – моя любимая пора года. Может быть, потому, что в этот период природа становится нарядной и праздничной. Может быть, потому, что зима – волшебное время, когда приходит Новый Год и Рождество. Но зимой всегда приятно смотреть в окно, любуясь заснеженным городом. Приятно пройтись по паркам и скверам, слушая, как снег хрустит под ногами. Приятно поиграть в снежки с друзьями. Одним словом, зима просто не может не затрагивать струны души. Вот «Белые стихи» Сергея Михалкова:
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник, только дворник
Говорит: - Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас - беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!
Поэт Роберт Рождественский тоже описывает заснеженный зимний город:
Я люблю,
когда над городом —
снег,
неуверенно кружащийся,
ничей.
Неживой,
мохнатый,
медленный снег
одевает в горностаи
москвичей.
Анкета для учащихся
А) о природе Б) о временах года В) шуточные В) о детях
Мы провели исследование – опрос в виде анкеты. Проведённое исследование показало, что не все дети любят читать стихи, а кто читает – не всегда охотно.
Чаще всего дети читают шуточные стихи, стихи о детях, но читают и стихи о зиме, весне, лете. Не все дети знают русских поэтов, воспевавших родную зимнюю природу. Чаще всего выбирают те произведения, которые встречались в школьной программе, за рамки программы выходят редко. Я часто участвую в конкурсах чтецов, неоднократно была победителем городских конкурсов, стала лауреатом областного конкурса. Я думаю, что если своим выразительным чтением я смогу заинтересовать своих одноклассников, то всё больше ребят полюбят родную поэзию.
Раскрывая тайны литературных произведений о зиме, мы подтвердили первоначальную гипотезу о том, что поэтические произведения помогают ярче передать настроение, чувства и мысли поэтов, писавших о зиме. Моя задача: поделиться своими впечатлениями, ощущениями, постараться средствами выразительной речи раскрыть образ зимы, созданный поэтами, показать голосом восхищение красотой зимней природы.
Рукавичка
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Твёрдое - мягкое
Рисуем домики зимой
Галка в чужих перьях