Автор данной работы стал призером творческого конкурса.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.33 КБ |
Рецензия на рассказ А. П. Чехова «Заблудшие»
События в рассказе А. П. Чехова «Заблудшие» происходят в России в период после судебной реформы 1864 года. Именно в результате этих преобразований появились суды присяжных - безусловно, серьёзное демократическое завоевание.
Появление судов присяжных вызвало необходимость реформирования в сфере адвокатуры. Если раньше представителями этой профессии были так называемые ябедники, стряпчие, то благодаря судебной реформе в России появилось наконец профессиональное сословие адвокатов.
Адвокатами могли стать только люди, отвечающие определенным квалификационным требованиям. Во-первых, они должны были иметь юридическое образование либо ученую степень в области права. Во-вторых, они, как правило, обладали хорошим профессиональным опытом. В-третьих, их деловая репутация и моральные качества должны были быть безупречными.
Конечно же, все эти качества отличали лучших представителей данной профессии.
Антон Павлович Чехов, будучи блестящим мастером прозы, иронично и в то же время серьезно рассказывает простую, незамысловатую, на первый взгляд, но вместе с тем глубокую по смыслу историю о двух адвокатах.
Подвыпившие герои рассказа, Лаев и Козявкин, после нелегкого дня, проведенного в судебной палате и кассационном департаменте, решили отдохнуть на даче у Козявкина и направились пешком за пять верст от полустанка до дачного поселка. На протяжении всего пути по дачной местности, окутанной мраком, изрядно выпившие присяжные поверенные, жалуясь на усталость, мечтают об отдыхе, о постели. С одной стороны, хочется добавить «красненького», а с другой - мучает жажда, и они не отказались бы от ужина, приготовленного заботливой женой Козявкина Верочкой.
Наконец коллеги останавливаются у дачи, и Козявкин, который в тот момент кажется нам романтиком, рассуждает о славной дачке, о сельских видах и с нежностью говорит о жене. Он пытается острить, запевает серенаду Шуберта, словно сентиментальный юноша под окном своей возлюбленной. Но недолго длится эта идиллия. Его Верочка, «Верунчик», «веревьюнчик», «ангелочек» не хочет просыпаться и отворять ему калитку. Вот уже романтик начинает превращаться в сварливого пьяницу и от серенад переходит к грубостям (“черт возьми”, «институтка», «девчонка», «школьница», «Верка»). В конце концов, он не выдерживает такого невнимания к своей персоне и, чертыхаясь, влезает в окно. При этом Лаев слышит, что его приятель в чем-то выпачкал руку, и вскоре раздается хлопанье крыльев и куриный крик. Наконец-то Козявкин начинает понимать, что это не его дача: «Тут куры какие-то... разлетались, анафемы!». Несмотря на призывы приятеля, Козявкин не может выйти, потому что ищет в темноте курятника крылатку и портфель, закинутые им в окно. В этот момент Лаев, раскисший от выпитого, раздраженно думает о приятеле: «Сскотина! Пригласил в гости..., а вместо того заставил пройтись от станции пешком и этих кур слушать».
Развязка рассказа смешна и печальна одновременно. Над засыпающим Лаевым возникает женщина в красном фартуке с фонарем, вероятно, хозяйка кур. Она считает адвокатов злоумышленниками, ворами. Козявкин пытается оправдаться, но тщетно - она уже позвала урядника. Исход дела можно себе представить: наши герои вполне и сами могут угодить на скамью подсудимых, а это, как известно, несовместимо с их почетной профессиональной деятельностью.
Для чего же Чехов рассказал нам столь печальную и одновременно комичную историю? Наверное, для того, чтобы поведать о том, что в каждом, даже самом уважаемом сословии, найдутся люди недостойные, случайные, «заблудшие». Ведь если бы Чехов хотел поведать о том, как главные герои просто заблудились и вместо Гнилых Выселок попали в Хилово, сюжет не был бы таким насыщенным. Именно поэтому герои и названы не «заблудившимися», а «заблудшими». Заблудившийся - это человек, просто сбившийся с пути, потерявший дорогу. Гораздо глубже по смыслу понятие «заблудший». Это сбившийся с жизненного пути человек.
Итак, оба героя - «заблудшие». Вместе с тем они не похожи друг на друга. Козявкин - франт, позер, хвастун, болтун. К тому же, судя по его поведению, он не в меру тщеславен. Он любит похвастаться своим имуществом («дачка славная») и удачно сложившейся личной жизнью («любящая жена»). С другой стороны, его фамилия говорит сама за себя: он - Козявкин, то есть неудачник, человек, не любящий то дело, которым занимается (так уж он мечтает забыть «и кражу со взломом, и судебную палату, и кассационный департамент»). Его приятель, Лаев, на мой взгляд, довольно примитивен. Он просто плетется за Козявкиным, чтобы «выпить красненького, а потом уж и в постель». И фамилия у него поэтому собачья - Лаев. И разговаривает немного - ему все время хочется пить и спать.
Обнажение психологической глухоты героев - один из основных замыслов Чехова, а также отличительная особенность его творческого стиля. Герои, Козявкин и Лаев, плохо слышат друг друга, несмотря на то что с виду они дружны. Их занимают лишь собственные интересы и желания. Вот, например, эпизод “сражения” Козявкина с курами: “Плачущий” голос его контрастирует с сухим окриком Лаева: “Да выходи ты поскорей! Понимаешь? Умираю от жажды!”.
В рассказе “Заблудшие” четко прослеживается проблема несоответствия духовной сущности людей занимаемому ими месту в обществе. Тема “заблудших” людей, недалеких и не заслуживающих уважения, но при этом относящихся к почетному профессиональному сословию – адвокатуре, ключевая доминанта данного произведения.
Здесь просматривается умело проведенная Чеховым историческая параллель. В дореформенные времена в России сословие “стряпчих” (так в то время называли ходатаев по судебным делам) именовали “крапивным семенем”. Видимо, и в уважаемом сообществе присяжных поверенных, по мнению Чехова, эти “семена” прорастают колючими, бесполезными сорняками. Комичен и вместе с тем печален финал рассказа: Козявкин отчаянно бьет себя в грудь и гордо заявляет о своем статусе присяжного поверенного. Большую комичность придает то, что на фоне всеобщего переполоха, дикого хаоса, растерянности несчастных хозяев, понесших убытки, этот “заблудший” повеса настойчиво твердит о том, что он - кандидат права, и навязывает свою визитку. Но простым людям, конечно, это ни к чему, им не вернуть утерянных кур и раздавленных индюшат... И в конце концов горе-поверенных отдают в руки низшего чиновника уездной полиции - урядника. Безусловно, это явилось пиком позора Козявкина и Лаева.
Совершенно бестактные, не умеющие выслушать и понять другого человека, найти компромисс, абсолютно не считающиеся с правами окружающих, но при этом громко распространяющиеся о свох собственных, не способные признать своей очевидной вины и отчаянно доказывающие свою непричастность к происшествию, повесы Козявкин и Лаев стали предметом авторской насмешки: «Человеческие и птичьи крики мешаются с собачьим лаем, и из смеси звукового хаоса выделяется голос Козявкина:
- Вы не смеете! Я заплачу! Вы узнаете, с кем имеете дело!»
Однако насмешка эта горька... При всей своей комичности ситуация и герои представляют, в понимании Чехова, большую опасность для общества. Подобные Козявкины и Лаевы, равнодушные, глупые, корыстолюбивые, двуличные и, главное, безответственные горе -служители Фемиды, составляют большинство в чиновничье-бюрократической среде России. Что станет со страной, если вершить правосудие станут подобные “заблудшие”, случайные люди, стремящиеся оправдать свою никчемность и заполнить внутреннюю пустоту, посягая на права других людей? Может ли воцариться справедливость в обществе, в котором даже люди почетной профессии, представители интеллигенции свое самовозвьппение и самореализацию видят в подавлении окружающих? Таковы вопросы, волнующие Чехова и, безусловно, читателя.
Схожие размышления о судьбе, о будущем России имеют место и в других произведениях Чехова. В пьесе “ Вишневый сад” мы видим подобного Лаеву и Козявкину псевдоинтеллигента Гаева, не способного заниматься созидательной деятельностью. Родной дом, сад, надежды - все потеряно.
В рассказе “Ионыч” Чехов создал образ доктора Старцева, который тоже не вызывает у нас уважения, поскольку в погоне за материальным благополучием он растерял лучшие свои человеческие и профессиональные качества.
В “Заблудших” история проста, сюжетная линия незатейлива, но идея произведения глубока. Комичная сцена житейской неурядицы - курятник с отчаянно кричащими курами и “кудахтающим” наравне с ними Козявкиным - позволила писателю вскрыть серьезную социальную проблему несоответствия морально-нравственных качеств людей их статусу, проблему прорастания “крапивного семени” в среде правосудия. Возможно, именно поэтому Чехов поселяет героев в характерных местах - “ Хилово”, “Гнилые Выселки”.
Рассказ “Заблудшие”, безусловно, никого не может оставить равнодушным и поэтому не должен оказаться забытым читателями. Проблема, затронутая писателем, актуальна и на современном этапе развития российского общества, а рассказ как бы подталкивает нас к поиску ее решения. В этом и заключается удивительный талант и непревзойденное мастерство Чехова.
Душкина София, ГБОУ ЦО 1460, 11кл.
Учитель: Гильманова С. С.
Рисуем крокусы акварелью
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Притча о гвоздях