Обществоведческое эссе о сохранении исторической памяти о войне.
Вложение | Размер |
---|---|
Прошла война, осталась память. Эссе по обществознанию. | 17.48 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей» р.п. Степное Советского района Саратовской области
Муниципальный конкурс социальных сочинений
«Это наша война, это наша Победа»
Прошла война.
Осталась память
Работу выполнила
учащаяся 10Б класса
МБОУ «Лицей»р.п. Степное
Советского р-на Саратовской обл.
Иванова Александра
Руководитель
учитель истории и МХК
Баландина Оксана Владимировна
Степное 2014
« Помните, через года, через века, помните,
Какой ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните."
Память. В ней мы концентрируем то, что значимо для нас. То, что должно нам пригодиться, то что значимо не только для нас лично и для других. Память позволяет воскресить прошедшее, продлить настоящее. Память связывает воедино прошлое и настоящее. Память каждого человека уникальна. Но есть еще народная память. В ней события в судьбе не отдельного человека, а целого поколения, страны. И эта народная память скрепляет народ, делает его единым.
Великая Отечественная война стала частью истории русского народа в целом, но, к сожалению, не всегда она становиться частью памяти молодого поколения. Проблема вся в том, что молодежь воспринимает лишь пережитые ими проблемы. Им сложно воспринимать войну в целом, для них она проявляется лишь на страницах книг, в кадрах кинофильмов. Закрой книгу, переключи канал - и вновь окажешься в привычном мире. А боль, лишения, невыносимые страдания войны останутся так далеко!
Сложно понять ВСЮ суть того, что передается нам не нашими органами чувств, а чужими. Как уложить в сознании что мир и порядок сегодня, который является для нас скучно-обычным, был не всегда? Да, для нас проводят множество просвещающих мероприятий, которые соединяют эту непрерывающуюся ниточку истории прямо с нашими чувствами, но не всех волнует эта тематика. Не часто встретишь подростка читающего взахлеб, в свое свободное от занятий и секций время, книги, описывающие те времена, когда души людей были намного сильнее физической мощи. Не потому что эти люди обладали исполинской силой, а потому, что время не оставило им выбора. Спасти Родину, родных, друзей любой ценой, даже ценой собственной жизни и счастья.
В каждой школе сегодня есть свой музей или комната боевой и трудовой славы. Есть музейная комната и в нашем лицее. Это особое пространство, каждая деталь которого призвана возрождать историческую память. Фотографии участников войны соседствуют с предметами быта военной поры. Военные документы, извещения и … письма с передовой. На этих клочках бумаги, наспех найденных и исписанных неровными строчками, не только информация о войне "изнутри", в пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В нашем музее немало таких писем. Я держу в руках одно из них… Это письмо мужа молодой жене.
Ее звали, так же как и меня - Александра. Она тогда была молодой, веселой, яркой, умела радоваться жизни и быть с теми, кто в ней нуждался. Она прожила долгую, наполненную прекрасными моментами, жизнь. Она выбрала трудное, но интересное призвание - работу в школе. У нее был замечательный любящий муж, который всегда понимал ее. У нее была большая и дружная семья - самое главное счастье жизни.
Я никогда ее не видела, и даже не была знакома, но знаю, что она ушла из жизни совсем недавно. Александра Васильевна Костюкова - ветеран педагогического труда, учитель русского языка и литературы школы с. Золотая Степь, дорога не только ее родственникам и коллегам, а еще и ученикам, односельчанам, всем, кто знал ее неугомонное, неравнодушное отношение к людям. Теперь память о ней дорога и мне, потому что я держу в руках, полное надеждой и любви, письмо ее мужа, написанное ей с фронта.
Его имя - Николай Михайлович Костюков, он хорошо известен в нашем районе как прекрасный учитель и требовательный директор школы села Золотая Степь. В 1942 году он был призван на военную службу в должности связиста – кабельщика в артиллерийский полк. Участвовал в боях с 1942 по 1944 годы в составе Брянского, Степного, Центрального, 2-го и 3-го Украинских фронтов. Военную службу закончил в должности старшины. Награжден многими орденами и медалями, в том числе медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Но это будет потом, в «другой», мирной жизни…
Маленький пожелтевший листочек фронтового письма хранится в музейной комнате нашего лицея. Эту реликвию передала в наш музей сама Александра Васильевна много лет назад, хотела, чтобы сохранилась память о ее муже, о том времени, когда, несмотря на жизненные испытания, войну и страдания народа, вопреки всему прорастала и укоренялась в сердце большая и настоящая любовь.
«Здравствуй, милая Шурочка!!! Большой привет и всего наилучшего в жизни». Вот уже два года они живут друг без друга. Как странно, письмо с передовой, а в нем нет и намека на то, что рядом рвутся снаряды, гибнут люди. Оно о любви и верности. О простых и понятных отношениях, о настоящих и сильных чувствах. Сетуя на разлуку, мечтая о скорой встрече, он пишет: «Но ничего, мы еще поживем и из жизни возьмем все, что она даст».
Он ласково называет ее Шурочкой, так по-домашнему тепло и уютно. «Крепко прижимаю, целую … и все!!! Целую Шурочка». На этом маленьком ветхом листочке, отрывок их жизни. Жизни, в которую я на мгновенье заглянула. Зашла непрошеной гостьей, погрелась у огня их любви, воскресила в события 72-летней давности.
Их молодость совпала с годами Великой Отечественной войны… Они были самыми обычными людьми, и волновали их самые обычные вещи. Они жили, дышали, ходили по родной земле. Эта земля и для меня родная.
А сколько таких судеб! Сколько переплетающихся историй жизни, искренних эмоций! Стоит только заглянуть в эти маленькие миры писем фронтовой поры, стоит только вглядеться в лица на потертых черно-белых фотографиях, и память о них вновь воскреснет. Нужно только попробовать пропустить эти чувства сквозь себя. Чтобы историческая память народа стала частью личной памяти. Сохранить эту память и передать другим поколениям, как пример, как гордость!
Марши для детей в классической музыке
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Сторож
Хитрый коврик
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое