Оглавление:
1. Актуальность исследования ………………………………………..
2. Цель и задачи работы ………………………………………………
3. Гипотеза ……………………………………………………………..
4. Содержание:
4.1. Введение …………………………………………………………
4.2. Школа Мустая Карима …………………………………………
4.3. Мустай Карим о языке и слове ………………………………..
4.4. О детстве, юности и старости ………………………………….
4.5. Народность воспитания в творчестве Мустая Карима………
5. Вывод и рекомендации …………………………………………
6. Список используемой литературы …………………………….
7. Приложения ……………………………………………………..
Актуальность исследования связана с анализом педагогической составляющей творчества Мустая Карима. Все творчество поэта – это педагогика, а педагогика поэта – не что иное, как сама его жизнь. Он является подлинным народным избранником и как поэт, и как драматург, и как педагог. Одним фактом своего творчества он дал ненавязчивый, но очень убедительный пример того, как относиться к вечным ценностям мира – к Родине, к жизни, к друзьям, к труду, к творчеству. Свою трудовую и творческую жизнь он начал именно педагогом. Громадную педагогическую нагрузку несет и все то, что вышло из-под его пера. И вот этот важнейший аспект – педагогический – творчества народного поэта остался неизученным. В педагогической литературе имеется множество разработок уроков, внеклассных мероприятий по творчеству Мустая Карима. Но они не раскрывают того вклада, который внес поэт в саму педагогику.
Цель исследования – сделать общедоступным то, что сделано Мустаем Каримом в области педагогики своим философским взглядом, философским пониманием сегодняшнего мира и его истории средствами своего творчества, глубокого по содержанию и близкого по смыслу к народному; на примерах произведений М.Карима раскрыть, что все творчество поэта – это педагогика, а педагогика поэта, в свою очередь, - сама его жизнь.
Предметом исследования послужили художественные произведения и публицистические статьи, воспоминания, беседы Мустая Карима, в которых нашли свое отражение его педагогические воззрения.
Гипотеза: М.Карим в течение всей своей творческой жизни помогал и помогает педагогам в решении непростых задач по воспитанию подрастающего поколения.
Материалы для исследования взяты из произведений М.Карима и книги профессора И.И.Валеева «Педагогика Мустая Карима».
Структура работы. Творческая работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения и библиографии.
Введение.
Менталитет народа, его образ в глазах других народов формируют лидеры –
личности, которые представляют разные сферы человеческой жизнедеятельно-
сти: спорт, культуру, науку, политику, литературу… Личности, на которых равняется вся нация. Они и являются носителями нравственных стереотипов. Причем, чем больше таких личностей, тем сильнее национальный дух. Благодаря национальным лидерам и создаются оценочные категории. Это своеобразный срез общества.
На любом этапе жизни народа литература играет огромную роль – как произведениями, составляющими её золотой фонд, формирующими сознание многих поколений, так и отвечающими сегодняшним, текущим интересам общества, откликающимися на злобу дня.
…Гете справедливо говорил, что талант развивается в тишине, а характер образуется среди житейских волнений. Характер Мустая Карима не в узком, а в самом широком значении этого слова проявлялся в его произведениях.
Школа Мустая Карима.
Среди множества наград нашего великого земляка есть одна особая. Это – значок «Отличник народного просвещения РСФСР». Она, эта награда, скорее знаковая, чем значимая. Так был отмечен многие годы назад вклад Мустая Карима в дело воспитания подрастающего поколения посредством своего творчества.
Учитель башкирского языка по профессии, выдающийся педагог по своему творчеству, - именно так воспринимает педагогическая общественность страны весь тот путь, который пройден Мустаем Каримом.
Школа Мустая Карима - чудо из чудес. В этой школе не проводятся торжества по поводу первых уроков, не звенят последние звонки. Человек, попавший сюда, может и не помнить свой первый день знаний. В эту школу с цветами не ходят, но и не прощаются никогда. Но если этот чудесный мир однажды завоевал твою душу, то это – навсегда. Человек в эту школу возвращается снова и снова, открывая все новые пласты мира и умосозерцания.
Влияние школы М.Карима не ограничивается рамками литературы и искусства, приверженцами его науки становятся и хлеборобы, и рабочие, и студенты, и академики. Эти уроки поучительны и для малышей, и для аксакалов, и для государственных деятелей, и для домохозяек. В сердцах наших соотечественников эта школа рождает любовь к жизни, к родной земле, увеличивает их надежду и веру, от которой светлеют их души, крепнут их крылья.
Творчество Мустая Карима – это школа окрыляющих переживаний и очищающих мучений, школа верности и преданности, школа радости и непоколебимости. В школе М.Карима программы без конца не меняются. Здесь взгляды, как в пословицах, испытаны и проверены. В творческом мире М.Карима отношения построены на очень высоких моральных категориях. Произведения его прежде всего воспитывают человеческие качества, взвешивают каждую личность на весах совести, автор ставит превыше всего справедливость, увлеченность, верность.
Мустай Карим о языке и слове.
В комплексном воспитании личности Мустай Карим огромную роль отводит родному языку. Ведь язык является той могучей силой, которая способна защитить и до сих пор защищала народ от губительных вихрей истории. Против языка бессильны оказались мечи и штыки. Только через язык можно открыть перед человеком мир познания, язык главное средство прогресса и просвещения, и, наконец, именно язык является основой всех нравственных и моральных воззрений. Мустай Карим говорил: «Родной язык – это святой язык, ибо это начало жизни. Это язык первой колыбельной песни, которую поет ребенку мать. Без родного языка – нет человека. Были моменты в нашей жизни, когда родной язык перешел на второй план, стал второстепенным, даже не домашним языком. Это в корне неверно, несправедливо. Без родного языка нет малой родины. Язык не прихоть той или иной нации. Он является сущностью народа. И нам всем вместе, сообща, нужно многое сделать, чтобы наши дети не утратили свой родной язык.
Поэт страстно убеждает нас в том, что родной язык «с семьи начинается, с колыбели, с пеленок. Чуть запоздаешь – приходится родной язык в сознанье ребенка привносить почти как иностранный. И успеха будет меньше. Обучение детей в семье родному языку, приобщение их к духовным ценностям своего народа – это высоконравственное, святое дело». Родной язык мы называем материнским. Эти размышления поэта словно перекликаются с его же строками из стихотворения «Тоска» :
О язык моей матери, веры святой!
Если в долгой разлуке к тебе я стремиться не буду,
Если я на тебя ежедневно молиться не буду, -
Пусть утрачу дар речи и все дорогое забуду,
Пусть лишусь языка, поражен немотой.
О детстве, юности и старости.
По М.Кариму, мир детей – это прежде всего мир неиссякаемых желаний. Вместе с тем, «есть другой мир, созданный самим ребенком, его воображением. Вероятно, туда должен входить писатель не для того, чтобы учить ребенка правилам поведения, благоразумию и благообразию».
Острое педагогическое чутье позволило М.Кариму утверждать, что собственный рисунок куда больше радует, нежели шедевр Рафаэля, и что только вставшему на ноги ребенку не менее важно от порога дойти до ворот, нежели космонавту облететь планету. Он также справедливо утверждает: «Хорошо, когда младенчество проходит в свой срок, печально, когда оно затягивается слишком долго».
«…Дети никогда не жалуются на трудности, - излагает он свои наблюдения. – Даже уродливые, хилые дети играют в непобедимых богатырей, голодные оборванцы воображают, что они царевичи. В «Радости нашего дома» я смотрю на мир глазами детей, стараюсь постичь его воображением детей. Ещё о голодных: если бы голодные взрослые заметили, что кусок глины похож на ломтик хлеба, то это причинило бы им страдание. А голодные дети «пекут» хлеб из глины и в этом находят облегчение. Вот так, на мой взгляд, по разному воспринимается действительность.
В «Радости» я сознательно «приукрашивал» и жизнь взрослых, их взаимоотношения, чтобы сказать, что при всех ужасах войны мечта о добре и гармонии, человечность и сострадание остаются первоосновой бытия людей».
Самое страшное – развратить детей. Этой развращенности мы, как общество, уже не перенесем. Через войну, через голод, через разруху, даже через дикие реформы. Но если мы допустим духовное растление детей, это погубит нас всех: нации, республики, все слои общества. Это не вопрос детской литературы, конечно. Это дело государства, это вопрос пропаганды, это вопрос, если хотите, литературы взрослой.
Мне не нравится, когда старшее поколение говорит о молодых плохо. Лучше бы подумали, отчего она такая и кто, как не мы, их отцы и матери, за них в ответе.
Капля унижения, коли в детскую душу упадет, там и останется, там, словно зерно, пустит росток и потом заставит человека бить да обижать других.
М.Карим говорил: «Педагогика – не железная сетка. И ребенка в неё посадить нельзя». Это – результат деятельности души и сердца, неравнодушных к судьбам детей. Не случайно детским произведениям М.Карима характерно его исключительно нежное и бережное отношение к жизнедеятельности детей, их переживаниям, надеждам, бедам и радостям; повести его полны мудрых лирических ремарок.
Педагог тонко чувствует мир ребенка, его психику. Его наблюдения за действиями и поступками детей – прекрасный источник познания детства. Об этом следующие строки:
Детство – ежечасное открытье,
Детство – неустанная мечта,
То шагнет вперед, как лев бесстрашный,
То зайчонком – прыг из-под куста.
Педагогика М.Карима – это внутренний мир ребенка, восприятие им окружающего мира во всем его многоцветии. Это – вера в ребенка. Это – образ учителя, со временем ставший песней:
В памяти моей всегда
Первый школьный день, когда
Я на цыпочки привстал,
Двери класса открывал.
Ты, учитель добрый мой,
На меня взглянул потом,
Ты зажег огонь большой
В сердце маленьком моем.
Мустаю Кариму принадлежат прекрасные слова об учителе: « Я противник всяких культов – небесных и поднебесных. Но после культа матери я преклоняюсь только перед культом, имя которому Учитель». Вместе с тем его замечание: «…когда ученик знает столько же , сколько и учитель, то положение учителя становится довольно-таки сложным», - становится очень актуальным в сегодняшней школе.
Народность воспитания в творчестве Мустая Карима.
Мустай Карим всем своим творчеством обосновал необходимость опоры в деле воспитания детей на народную педагогику. Он уверен: когда школьная педагогика идет в разрез с педагогикой народной, тогда рвутся корни, исчезает национальная память, разрушается национальное самосознание, происходит задержка формирования личности, утрата человеческого достоинства, нравственных ценностей, чувства красоты, добра и милосердия – качеств, без которых немыслим настоящий гражданин Отечества. Одна из задач современного обучения и воспитания – приобщение детей к тому богатству, каким испокон веков владел каждый народ.
Основа педагогики М.Карима – это народность и гуманность, граждан-ственность и патриотизм, национальные отношения, современное общество и школа, опыт народной педагогики. М.Карим всем своим творчеством обосновал необходимость опоры в деле воспитания детей на народную педагогику.
По Мустаю Кариму, семейное воспитание – это не просто момент истины, моменты прямого контакта, это – жизнь, жизнь маленькой модели общества, объединенной одной фамилией. Он предлагает свое видение семейного воспитания: «детей нужно учить быть стойкими перед своими невзгодами, быть честными перед своими трудностями, тогда они, уже став взрослыми, не изменят себе». И не случайно в «Таганке» писатель призывает: «…пусть дети поверят в реальность мечты, пусть их не пугает несбыточность желаний».
Мустай Карим полагает, что существует ещё один обман семейного воспитания – это ожидание чуда от школы, перекладывание всей родительской ответственности на школу и учителя. Именно на этом происходит разлом личности. Ребенок приходит в школу в семь лет полностью сложившейся личностью. Его сутью – характером, линией поведения в жизни – уже стали вековые традиции, сложившиеся в семье. «Все мы родом из детства» - не придумано, это на самом деле так.
В продолжение этой мысли следующие слова педагога: « На мой взгляд, не к лучшему меняются взаимоотношения учителя с родителями. В те простые времена за плохую учебу и дурное поведение своих детей стыдились, чувствовали себя виноватыми родители. Нередко просили у учителей прощения. Это я знаю, ибо в моем роду было много учителей. Теперь, сказывают, в большинстве случаев родитель приходит с обвинением к учителю за свое нерадивое избалованное чадо, требуя лучшей оценки. В таких ситуациях, будь я учителем, сказал бы: «ты своей рукой положил его в колыбель, за руку повел в детсад, за руку привел его в школу. Материал твой. Давай, подели вину хоть пополам». Важное место в педагогическом воззрении М.Карима занимает его утверждение о том, что могут дать образцы «черного и белого» поведения, но выбор поведенческой линии ребенка обусловлен, заложен нравственными ценностями его семьи или превращен в духовную пустыню.
Поэт считает, что человеческий характер нельзя свести к какому-то одному нравственному качеству, потому что «как бы ни был человек сложен, определенное нравственное начало в нем преобладает: один носитель совестливости, другой – не знает сомнений, в третьих преобладает стремление к мечте и т.д.». Детским произведениям М.Карима характерно его исключительно нежное и бережное отношение к жизнедеятельности детей, их переживаниям, надеждам, бедам и радостям; повести его полны мудрых ремарок. Центральное место в творчестве поэта занимает Человек. Нельзя человека заставить быть добрым, гуманным, совестливым. Он должен захотеть этого сам. Суть многих произведений М.Карима – борьба за Человека, «великая схватка за него с самим человеком».Поэт не скрывает, что уважает человеческую индивидуальность, человеческие вкусы, даже ошибки, заблуждения – если они индивидуальны. Но не уважает, «если человек заблуждается вслед за впереди идущим, повторяя его ошибки».
Воспитание по отношению к большинству людей, как говорил М.Карим, есть все – и жизнь, и смерть, и спасение, и гибель. Но чтобы стать жизнью и спасением, а не смертью и гибелью, воспитание должно отказаться от всяких претензий на своевольную и искусственную самодеятельность. Оно должно быть помощником человека – не больше. В педагогическом аспекте вывод М.Карима о том, что дружба между людьми – это и есть своеобразный мост, соединяющий их, является оригинальным. «Мне думается, - пишет поэт, - что все люди строят свою жизнь, как мосты от берега бренности к берегу вечности. Каждый человек должен сделать что-то для всех людей. Поэтому каждый строит мост от настоящего к вечности: мост взаимопонимания, мост доброты. Будь он гением или юродивым, пастухом или владыкой – человек строит свой мост. Без моста жить нельзя».
Вывод и рекомендации.
Мустай Карим – педагог не только по общественному назначению, а по убеждению, по роду своей деятельности, в силу глубоко педагогической направленности всего своего творчества. Своими простыми и понятными, свойственными только ему одному словами, Мустай Карим в течение всей своей счастливой творческой жизни помогал и помогает нашим педагогам в решении непростых задач по воспитанию подрастающего поколения. Слова прекрасного поэта Г.Маркова «По общественному назначению своей деятельности писатели – учителя своих поколений» полноправно относится к творчеству великого поэта башкирского народа. Жизни учиться надо по произведениям Мустая Карима. Его произведения – это уникальное сокровище.
Литература:
1. Валеев И.И. педагогика Мустая Карима. Уфа: Башкирское издательство «Китап», 2002.
2. Карим М. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.2. Пьесы; Повести.
Карим М. Сочинения (в пяти томах). Воспоминания, статьи, беседы. Уфа: Башкирское книжное издательство «Кита
Вложение | Размер |
---|---|
Мустай Карим | 450.73 КБ |
Мустай Карим | 2.9 МБ |
Слайд 1
Мустай К арим 1919-2005 Мустай К арим 1919-2005Слайд 2
« Хорошо, когда младенчество проходит в свой срок, печально, когда оно затягивает-ся слишком долго». М. Карим.
Слайд 3
«…Дети никогда не жалуются на трудности. Даже уродливые, хилые дети играют в непобедимых богатырей, голодные оборванцы воображают, что они царевичи». « Собственный корявый рисунок куда больше радует ребенка, нежели шедевр Рафаэля и только что вставшему на ноги ребенку не менее важно от порога дойти до ворот, нежели космонавту облететь планету. Хорошо, когда младенчество проходит в свой срок, печально, когда оно затягивается слишком долго».
Слайд 4
Детство – ежечасное открытье, Детство – неустанная мечта, То шагнет вперед, как лев бесстрашный, То зайчонком – прыг из-под куста.
Слайд 5
… Я запомнил навсегда Первый школьный день, когда Я учиться начинал, Книгу жизни открывал.
Слайд 1
С людьми мне повезло: они добром Меня учили, без причин не били. С друзьями повезло: они в мой дом Вошли – в ворота постучать забыли.Слайд 2
Мне повезло с землей моей… Ты – чудо, Башкирия! Ты свет – свет в моей судьбе! Ты – колыбель под синью! И да будет Моя могила теплая – в тебе…
Слайд 3
« Призвание писателя заключается в том, чтобы не отдалить ребенка от мира взрослых, от реальных человеческих отношений, а приблизить его к ним, помочь ребенку войти в мир суровой реальности не растерянным, войти в него с жаждой открытия, с острым чутьем, ненасытным восприятием, пристальным взором и тем очарованием, что у него было в детстве».
Сказка "Узнай-зеркала"
Почему Уран и Нептун разного цвета
Кактусы из сада камней
Лиса и волк
Хитрый коврик